10 А. В. Горский переходил с клироса на клирос в качестве канонарха, на каковую должность избираем был один из студентов, владевший громким и чистым голосом. 11 Е. П. Ефим Поликарпович Орлинский, товарищ А. В. Горского по Академии – в монашестве Евсевий, после Архиепископ Могилевский ( 1883 г.). 16 Андрей Иванович Смеловский, товарищ А. В. Горского по Академии; с 1833 года бакалавр Московской Академии. 17 В это время А. В. Горский, окончивший в Академии курс в 1832 году, был профессором Московской Семинарии. В том же 1833 году, 19 августа он переведен на должность бакалавра в Академию. 19 Сообедник – бакалавр Степан Тимофеевич Протопопов, товарищ А. В. Горского по Академии. О нем говорится далее. Вместе они держали стол. С. Т. Протопопов скончался в 1880 году протоиереем Московской Церкви Воскресения Христова, в Барашах. 22 Павел Симонович Фивейский окончил курс в Академии в 1834 году. В монашестве Платон. Скончался в сане архиепископа Костромского в 1877 году. 24 Архимандрит Евлампий, бывший инспектор Академии, в то время был ректором Вифанской Семинарии. 27 Андрей Андреевич Горский, учитель Костромской Гимназии, дальний родственник А. В. Горского. – Отец Кирилл (Соколов), протоиерей Костромской приходской церкви, по жене дядя А. В. Горского. 30 Прежним старшим комнатным А. В. Горского в первые два года его академического студенчества был Иван Дмитриевич Троицкий, впоследствии протоиерей и законоучитель в училище девиц духовного звания в Ярославле. 31 Наместником Троицкой Сергиевой Лавры был в ту пору Архимандрит Антоний, скончавшийся в 1877 году. 33 Иван Степанович Маргаритов, товарищ А. В. Горского по Академии, в то время профессор Вифанской Семинарии, был потом протоиереем церкви Воскресения Христова в Кадашах, в Москве. Скончался в 1882 году. 42 Это место в дневнике подчеркнуто карандашом рукою А. В. Горского. Видение для него – сделавшегося впоследствии «священником без женитьбы» – знаменательное. 51 Немецкий философ и мистик, прозванный северным волхвом: жил в XVIII столетии. 1787. Сочинения его изданы в 1819 году под заглавием: Sibyllinische Blatter des Magus im Norden. Leipzig. И потом его Sammilichen Schriften изданы в 8 частях von Noth (1821–1843). Berlin.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

407 Православная богословская энциклопедия. Т. 4. СПб., 1903. С. 541–550; Ягич И. В. История славянской филологии. СПб., 1910. С. 634–635; Высоцкий Н. Г. А. В. Горский в воспоминаниях одного из его учеников//Русский архив. Т. 1. 1913. С. 762–768. 408 У Троицы в Академии, 1814–1914 гг.: Юб. сб. исторических материалов/Издание бывших воспитанников Московской Духовной Академии. М., 1914. 410 Памяти почивших наставников. Сергиев Посад, 1914. С. 58–94; Иларион (Троицкий) , архим. Храм Императорской Московской Духовной Академии к началу второго столетия ее существования. Сергиев Посад, 1914; Ключевский В. О. Отзывы и ответы. Пг., 1918. С. 306–310. 411 Глубоковский Н. Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. Варшава, 1928; М., 2002. С. 50, 53–56, 97–98, 107, 130–131. 415 Жуковская Л. П. Лексика изборника 1073 года в «Описании рукописей Синодальной библиотеки»//Изборник Святослава 1073 г. М., 1977. С. 152–169. 418 Кириллин В. Александр Горский и русская археография//Историческая газета. 1996. 0. С. 5, 9. 421 Мельков А. С. Ректор Московской Духовной Академии А.В. Горский и его вклад в развитие русской церковно-исторической науки//Платоновские чтения. Самара, 2002. С. 198–200. 422 Мельков А. Ректор Московской Духовной Академии А. В. Горский и его вклад в развитие русской церковно-исторической науки//Журнал Московской Патриархии. 2002. 12. С. 47–52. 423 Мельков А. С. История «Описания собрания славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки» А. В. Горского и К. И. Невоструева // Церковь и время. 2004. 2. С. 195–215; Он же. Методология церковной истории в научных представлениях А. В. Горского//Материалы Второй научно-методической конференции «Гуманитарные науки и православная культура». М., 2004. С. 164–171; Он же. О Паннонских житиях святых Кирилла и Мефодия//Филологическая наука в XXI веке: взгляд молодых. Материалы Третьей международной конференции молодых ученых. М. ; Ярославль, 2004. 424 Геннадий (Гоголев), архим. Великан учености. Жизнь и труды протоиерея А. В. Горского. М., 2004.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

[xxxii] Одним из многочисленных достоинств этой работы Горского явилось то, что им были заложены ценные приобретения и авторитетные побуждения для дальнейших исследований по данной проблеме. История славянского текста постоянно затрагивается Горским на протяжении всего «Описания». Он убедительно доказал, что из ветхозаветных книг Библии архиепископу Новгородскому Геннадию были известны в славянском переводе далеко не все. Остальные книги были переведены с латинского языка неопытными справщиками, а книга Есфирь вообще была принята в позднейшем переводе с еврейского. Горский проследил по всем памятникам древнеславянской литературы за текстом Священного Писания и заметил, что древнейшие славянские писатели приводят тексты Писания не согласно с древним оригиналом, а передают его вероятно по своему собственному переводу. Это явление Горский заметил у Иоанна, экзарха Болгарского, в переводе Афанасия Александрийского, сделанного одним из учеников св. Мефодия – Константином Болгарским, в переводе «Огласительных поучений» Кирилла Иерусалимского, относящихся к глубокой древности, в столь же древнем переводе Григория Богослова. [xxxiii] Таким образом, Горский установил следующую закономерность: чем древнее памятник славянской литературы, тем более славянский текст Священного Писания отличается несогласием и самостоятельностью с древним оригиналом. Он отметил это замечательное явление, поднимая вопрос об объеме и судьбе Кирило-Мефодиевского перевода Священного Писания. Горский не решил этого вопроса во всем объеме, но успел определить важнейшие фазы в истории славянского текста Нового Завета и с помощью тонких критических наблюдений смог определить древнейший первоначальный текст Псалтири, Деяний и Посланий Апостольских. Описание рукописей, при непосредственном участии Горского, тянулось целых 14 лет. Результатом такой долгой работы было появление в печати, с именем Горского и Невоструева шести довольно объемистых томов, в которых было подробно описано более 340 книг и рукописей.

http://pravoslavie.ru/5235.html

Предшественниками Катанского в этом вопросе были профессор протоиерей Московской Духовной Академии А. В. Горский и святитель Феофан Затворник . Первым из них тринитарный принцип был положен в основу стройной церковно-исторической концепции. Главные стороны исторической жизни Церкви А. В. Горский рассматривал как результат непосредственного действия Лиц Святой Троицы. В одной группе фактов он находит обнаружение действия Бога Отца, в другой – Бога Сына, в третьей – Духа Святого. «Мы должны видеть, – писал А. В. Горский, – как Бог призывал в недра Своей Церкви один народ за другим, как охотно или не без сопротивления люди следовали сему велению. И если, по слову Спасителя, никто не придет к Нему, если Отец не привлечет его, то здесь мы должны видеть преимущественное действие Бога Отца, Который хочет всем людям спастись и в познание истины приити» 350 . Такова сфера действования в Церкви Бога Отца: проповедь Евангелия, апология, исповедниче-ство, мученичество. Действие Сына достаточно определяется тем, что Церковь есть Тело Сына. В сферу Его преимущественного смотрения входят иерархия, каноны и вероучение – все, что нужно для наставления верующих на путь возрождения и спасения. Далее, «начатое под руководством Церкви чрез Иисуса Христа обновление довершается – под влиянием Духа Святого и при пособии благодатных учреждений – в собственной деятельности каждого, которая бывает разнообразна по различным отношениям настоящей временной жизни» с. 590–591]. Иными словами, к области действования Третьей Ипостаси А. В. Горский относил сферу личного спасения и аскетического делания верующих: таинства, пост, молитву. Святитель Феофан Затворник в книге, направленной против сектантов пашковцев, отрицавших значение Третьего Лица Пресвятой Троицы в икономии нашего спасения, собрал полный свод соответствующих библейских и святоотеческих свидетельств. Усиленно подчеркивая, как и преподобный Серафим Саровский , значение благодати Духа Святого в спасительном перерождении человека, Святитель Феофан разъясняет: «Я собрал столько свидетельств о благодати Святого Духа не с тем, чтобы умалить или заслонить, что содеяно и содевается Господом Иисусом в нашем спасении, но с тем, чтобы выставить на вид, что опускается, и кажется не с добрым намерением, и близ Господа восставить, как и подобает, в твоем сознании и Духа Святого, в равной силе и степени с Господом устрояющего наше спасение. Спасение наше в Господе Иисусе Христе, но содевается оно в нас благодатию Святого Духа». Поэтому необходимо, «велегласно возвещая о Господе Иисусе, столь же велегласно возвещать и о Святом Духе, не забывая однако же и благоволения Отца» 351 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

492. Горский А.В., прот. Слово при совершении воспоминания об открытии Московской духовной академии, в день Покрова Пресвятыя Богородицы//БВ 1898. С. 1–7 (2-я пагин.). 493. Горский А.В. Письма А.В. Горского к проф. Н.К. Соколову (1861–1863 гг.)/Сообщил С. Долгов//У Троицы в академии. М., 1914. С. 433–463. 494. Горский А.В. Письма А.В. Горского к профессору академии С.К. Смирнову/Сообщил П. Каптерев//У Троицы в академии. М., 1914. С. 464–479. 495. Горский А.В. Рекомендации ректора академии прот. А.В. Горского о наставниках академии, представленные ревизору, преосвященному Макарию, архиепископу Литовскому/Сообщил П. Каптерев//У Троицы в академии. М., 1914. С. 483–485. 496. Григорий (Воинов И.И.), архим. Из моих воспоминаний: вып. 2–4. Мое поступление в Московскую духовную академию и монашество. М., 1892, 11 с. Оттиск из: Душеполезное чтение 1892. 497.Дневниковые записи с 27/Х 1892г. по 19/Х 1893г. неустановленного лица (униата), студента Московской духовной академии (НИОР РГБ. Ф. 172. Карт. 479. Ед. хр. 18). 2л. 498. Евлогий (Георгиевский), митр. Академия (Гл. 4)//Путь моей жизни: Воспоминания/Евлогий (Георгиевский), митр.; излож. Т. Манухиной. М.: Моск, рабочий: ВПМД, 1994. С. 33–48. 499. Евсевий (Орлинский), архиеп. Могилевский. Письма к А.В. Горскому//БВ 1914. С. 534–610 (1-я пагин.). 500. Заозерский И. Студенческие воспоминания об А.Ф. Лаврове//У Троицы в академии. М., 1914. С. 637–645. 501. Зарин В. Дневные записки 1824 года в течение марта студента Московской духовной академии Василия Зарина. Б. м., Б. г. 39 с. Оттиск из: БВ 1914. С. 323–352 (1-я пагин.). 502. Знаменский В.П. Письма В. П. Знаменского , А.А. Благовещенского и К.А. Неволина к прот. Ф.А. Голубинскому//БВ 1914. С. 276–313 (1-я пагин.). 503. Из писем к родителям студента Московской академии начала семидесятых годов//У Троицы в академии. М., 1914. С. 141–171. 504. Из старых студенческих писем (1826–1833 гг.)/Сообщил Н. Розанов //У Троицы в академии. М., 1914. С. 10–13. 505. Измайлов Ф.Ф. Взгляд на собственную прошедшую жизнь. М., 1860. 165 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

9-го маия, на день угодника Божия Николая Чудотворца я едва не был зарезан. Это ужасно! Вот как это было: после обеда, по обыкновению, я лег уснуть. Заснул. Слышу дерзко расхлебяснулись двери, бежит человек, спрашивает хриплым голосом: «где старшой?» Ему отвечают: «Вот он, но он спит». Ученик Захарий Горский (сред. отд.), мой злодей, сдернул с меня одеяло; я вскочил. Нечестивец приступил ко мне, начал меня поносить, что я ябедник, обижаю невинно добрых людей и проч. Насучает на меня кулаки и, говорят (я не видал), будто он в это время был с ножом. Как невинный, я не потерял духа, говорю: «Если считаешь себя мною обиженным, есть начальство жалуйся. Пусть и другие, кто хочет, делают тоже. Я пред тобою и пред другими буду оправдываться у начальников». Слава Богу! в это же время набежало к нам в сени много людей. И спасибо им: они спасли меня. Один из них, именно Иван Богословский (сред. отд.), изловчившись, сзади набегом на Горского и сшиб его с ног. Тут бросились и другие. Связали его по рукам и ногам и, как колодку, утащили в свою комнату. —517— Опасаясь, как бы не развязался, или же злые люди не развязали Горского, я поставил по лестнице часовых, которые бы меня известили. И точно, его злодея развязали, обливши его несколькими ведрами воды (он был пьян); меня известили и я ударился бежать; прибегаю к Инспектору и прошу спасти меня. Опять со мною милость Божия: вот тут то, кажется, Горский подбежал ко мне с ножом; но он меня не застал в комнате и побежал за мною не в ту сторону. Инспектор послал за Горским служителей и семинаристов; за ним побежала огромная толпа. Он ушел в лес, его догнали и дубинами выбили у него из рук нож и привели опять в Семинарию. Вечером потребовали меня к Ректору; тут и Инспектор. Приведен был и Горский, и старшие тут же, и эконом. Инспектор горячился, требовал немедленного суда. Велел Горскому говорить: «какие он может представить примеры на меня, где бы видно было, что я ябедник». Горский мялся; потом указал на один случай, будто я донес Инспектору секретно на одного ученика – брата профессора Архангельского за то, что он был когда-то пьян, иль что-то другое. Инспектор тотчас потребовал профессора Архангельского. Спрошен профессор, и отказался, что он не говорил ничего и ничего не слыхал сам о брате от Инспектора.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кирилл (Богословский-Платонов), архиеп. Подольский и Брацлавский. Портрет. Кон. 30-х — 40-е гг. XIX в. (ЦАК МДА) После епископской хиротонии и назначения на Тульскую кафедру архим. Симеона в февр. 1816 г. МДА возглавил свт. Филарет (Амфитеатров). При нем состоялся 1-й выпуск 1818 г., а в мае 1819 г. святителя сменил магистр 1-го курса СПбДА архим. Кирилл (Богословский-Платонов) . При архим. Кирилле состоялись 3 последующих выпуска МДА, на опыте к-рых были отлажены системы экзаменов и присуждения степеней. В 1822 г. архим. Кирилл стал доктором богословия - степень была присуждена Конференцией СПбДА за экзегетическое соч. «Опыт изъяснения Послания св. ап. Павла к Евреям». Преемником архим. Кирилла, хиротонисанного во епископа Дмитровского, стал в 1824 г. его однокурсник по СПбДА архим. Поликарп (Гайтанников), занимавший должность ректора МДА более 10 лет. К моменту вступления в эту должность архим. Поликарп был уже доктором богословия (степень присуждена во время пребывания на посту ректора СПбДС одновременно с архим. Кириллом). С ректорством (1835-1841) архим. Филарета (Гумилевского) связаны зарождение в МДА церковно-исторической традиции, новый подход к чтению курса догматического богословия. Самостоятельные богословские взгляды архим. Филарета, его творческое отношение к научным изысканиям и постановке академического процесса много значили и для МДА в целом, и для деятельности ее научно-руководящего органа - Конференции. Все последующие ректоры - архимандриты Евсевий (Орлинский) (1841-1847), Алексий (Ржаницын) (1847-1853), Евгений (Сахаров-Платонов) (1853-1857), Сергий (Ляпидевский) (1857-1861) и Савва (Тихомиров) (1861-1862) - внесли свой вклад в совершенствование той или иной стороны академической жизни. Впервые в истории российской духовной школы должность ректора в 1862-1875 гг. исполнял представитель белого духовенства прот. А. В. Горский. Свт. Филарет желал видеть Горского на посту ректора МДА еще в дек. 1860 г. при условии, что он примет монашеский сан ( Филарет Московский, свт. Собр. мнений. Т. 5. С. 3-4). После отказа прот. Горского ректором стал архим. Савва (Тихомиров), но когда через 2 года его рукоположили во епископа, ректором все же был назначен Горский, «аскет-профессор», «инок-мирянин, с подвижническою жизнью соединявший общительную гуманность и готовность всякому служить своими знаниями и трудами» ( Гиляров-Платонов Н. П. Сб. соч. М., 1899. Т. 2. С. 464-465). По уставу протоиерей - «последний член возможности быть ректором». Тем не менее сам Горский считал, что его назначение, возможно, «даст выход белому духовенству на совместное с монашествующими занятие высших учебных должностей», а это повысит статус ученого служения, ибо «учащиеся теперь будут иметь в виду более лучшую возможность достигнуть высших должностей в ученом обществе» ( Горский. 1885. С. 158).

http://pravenc.ru/text/2564190.html

Обязанности Горского с возложением на него ректорства значительно осложнились. Чтобы облегчить свое положение и сосредоточить все силы и внимание на новом служении, он оставил должность академического библиотекаря, которую занимал в течение 20 лет. Также Горский был вынужден отказаться от прямого участия в продолжавшемся описании синодальных рукописей, и был освобожден от этого официальным порядком. Между последними двумя событиями, назначением в ректоры и увольнением от описания рукописей, в жизни Горского произошло еще одно: митрополит Филарет сделал последнюю попытку склонить его к принятию монашества. В середине января 1863 года святитель поручил наместнику Троице-Сергиевой лавры архимандриту Антонию (Медведеву) переговорить с Горским о принятии им настоятельства в Московском Богоявленском монастыре со вступлением в монашество, сохранением должности ректора Академии и обещанием скорого возведения в сан епископа. От такого предложения Горский пришел в смущение, и вот какие мысли он оставил в специальной записке, написанной по этому поводу: «Нужно ли изменение звания для настоящего моего служения? Кажется, нет. Или хотят перевести на другое поприще действования? Но разве Академия мало открывает дела усердию? Разве неполезно для Церкви служение воспитателя высшего духовного училища? Разве Церковь не должна иметь в Академии для себя опору, пользуясь добросовестными трудами ученой опытности ее членов? Конечно, я не могу тем похвалиться, чтоб обещать доброго делателя на этом поприще служения. Но может быть что-нибудь и даст Бог совершить, когда поглубже войду в настоящее мое положение, поближе познакомлюсь с областию моей новой науки. Разве изменят мне силы? Чувствую уже, что за такие труды надлежало бы приниматься гораздо ранее моих настоящих лет» 302 . Но на этом испытания отца Александра не закончились. 7 февраля 1862 года в Москве за Божественной литургией протоиерей Горский сослужил митрополиту Филарету. Здесь он вновь услышал повторение того желания святителя относительно монашества, которое ему было высказано через архимандрита Антония в лавре. Желая знать на то волю Божью, отец Александр тут же помолился и раскрыл книгу Нового Завета. Ему открылось Евангелие от Марка: Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою. И взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня ( Мк. 9: 35–37 ). В этих словах Священного Писания Горский усмотрел о себе определение воли Божьей: «Не желать высшего положения в обществе, но быть последним из всех и слугой всех» 303 . Так окончательно был решен вопрос относительно принятия монашеского пострига и дальнейшего возвышения отца Александра.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

А.В. Горский глубоко любил и высоко уважал свой предмет – церковную историю. Это побуждало его делиться со своими слушателями представлениями о важности и пользе церковно-исторических занятий: у ревностного профессора от избытка сердца невольно говорили уста (Лк. 6: 45). Саму важность и пользу церковной истории Горский указывал: 1) В ней самой: " История Церкви, – говорил он, – представляет, с одной стороны, Бога в самом ближайшем отношении к человечеству, с другой – человека в самом высочайшем из его стремлений. Насколько выше в человеке религиозное стремление всякого другого, настолько же превосходит и история его другие " . 2) В пользе церковной истории для каждого верующего: " Так как Церковь от ее начала доселе составляет один великий союз, то каждый член этого союза, коль скоро имеет возможность, должен позаботиться с ним ознакомиться. Каждый – наследник духа прежних времен! " ; 3) В необходимости ее для богослова: " Для того, кто сам избирается в строители тайн Христовых, история служит необходимым руководством как в науках богословских, так и в жизни " . 4) В нужде церковной истории для российского пастыря. " В особенности изучение церковной истории полезно для отечественного богослова. Она дает видеть: а) что мы имеем и чего еще не имеем по сравнению с другими Церквами, например самостоятельной учености богословской и церковно-исторической; б) как должны действовать на наше время " (10;454–455). Одну из трудностей при изучении церковной истории Горский совершенно справедливо видел в том, что церковный историк имеет дело с элементом едва уловимым – с духом человеческим в его истории со всеми его тончайшими стремлениями. " Ей (церковной истории как науке. – А. М.) нужно иметь, – восклицал Горский, – око серафимово, чтобы так свободно читать в глубине сердец человеческих, так бестрепетно взирать на славу Божию! Если вообще наблюдение явлений, совершающихся в глубине духа человеческого, сопряжено с великим трудом, подвергается опасности многих ошибок и заблуждений, то чего стоит столь глубокое раскрытие всех сил духа человеческого по обоим его направлениям к небу и аду, какое принадлежит перу церковной истории? " (1;53).

http://pravoslavie.ru/130.html

229. Голубцов С. А., протодиак. Николай Федорович Каптерев и его труды о эпохе Патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. М.: Мартис, 2003. 144 с. 230. Горский А.В. О духовных училищах в Москве в XVII столетии//ПрибТСО 3. 1845. С. 159–167 (2-я пагин.). 231. Горский А.В., прот. Слово в день воспоминания открытия Московской духовной академии [произнесено 1 октября 1868]//БВ 1894. С. 26–32 (2-я пагин.). 232. Горский А., прот. Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. СТСЛ, 1910. 166 с. 233. Горский А.В. Период патриаршества в Церкви Российской/Сообщил свящ. П. Постников//У Троицы в академии. М., 1914. С. 355–359. 234. Григорьева И.Л. Эразм Роттердамский, братья Лихуды и Феофан Прокопович //Чело: литературно-исторический альманах Новгород, 1998. С. 26–30. 235. Григорьева И.Л., Салоников Я.В. Новгородская школа братьев Лихудов как восточнославянская акалемия//Лихудовские чтения: Материалы научной конференции «Первые Лихудовские чтения». Великий Новгород, 11–14 мая 1998г./Отв. ред. В.Л. Янин и Б.Л. Фонкич . Великий Новгород, 2001. С. 77–94. 236. Григорьева И.Л., Мельников Д.В. К вопросу о византийской традиции в богословии братьев Лихудов//Лихудовские чтения: материалы науч. конф. «Вторые Лихудовские чтения». Великий Новгород, 24–26 мая 2004г./отв. ред. В.Л. Янин, Б.Л. Фонкич . Великий Новгород, 2009. С. 21–29. 237. Гумеров А., свящ. Три четверти академического богословия: (Духовное наследие «Прибавлений к творениям святых отцов» и «Богословского вестника»)//БВ 1993. С. 21–39 (1-я пагин.). 238. Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1999. X, 936 с.; 2009. 940 с. 239. Дьяконов К.П. Духовные школы в царствование императора Николая I. СП: Тип. ТСЛ, 1907. 433, II с. 240. Евгений (Решетников), архиеп. Проблемы высшего богословского образования в России: Интервью швейцарскому журналу «Glaube in der 2. Welt» («Вера во втором мире»)//БВ 3. 2003. С. 224–236. 241. Евгений (Решетников), архиеп. Академическая реформа//БВ 4. 2004. С. 344–353.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010