Сюда он относит историю церковного учения, богослужения и иерархии. Горский обращался к своим слушателям с такими мыслями: " Теперь история церковная должна показать, как введенные в ограду Церкви народы руководствуются в ней Главой Церкви, Сыном Божиим, Иисусом Христом, Который, как великий пророк, открыл миру свет истинного Богопознания, как истинный первосвященник даровал Церкви средства благодатного освящения, как царь, управляет чрез своих служителей всем телом Церкви по законам Своей Божественной воли " . Горский находит в истории Церкви продолжение тройственного служения Иисуса Христа как пророка, первосвященника и царя. Раскрывая эту мысль, Горский говорил: " Церковь в одно и то же время и училище истины для руководствуемых, и храм для их освящения, и духовное царство, в котором каждому члену назначено свое место и все подчиненные одной верховной невидимой власти управляются основании ее законов видимым священноначалием " (10;451–452). Учение Церкви, ее богослужение, ее иерархическое управление – вот предметы на которые обращена промыслительная деятельность Христа Спасителя. Область Духа Св. в истории Церкви, по воззрению Горского состоит в направлении всей жизни христианской к практическому осуществлению идеала добра и истины. " Начатое под руководством Церкви через Иисуса Христа обновление довершается, – рассуждает Горский, – под влиянием Духа Св. и при пособии благодатных учреждений, в собственной деятельности каждого, которая бывает разнообразна по различным отношениям настоящей временной жизни… История Церкви собирает в одно целое эти разнообразные явления христианской жизни, которыми заключается на земле весь ряд предшествующих действий Божественного руководства " (10;452). Указанные свойства воззрений Горского на историю Церкви могут привести к мысли, что, рассматривая историю как обнаружение Божественных действий, он тем самым отказывался от изучения естественных причин и условий развития церковно-исторической жизни. Но эта мысль несправедлива. Горский никогда не забывал той основной истины, что история христианской жизни раскрывалась среди чисто исторических, человеческих отношений и потому может быть изучаема только в связи с этими отношениями.

http://pravoslavie.ru/130.html

141 . Воронец Е. Ф. К воспоминаниям о скончавшемся в Бозе протоиерее Александре Васильевиче Горском. – Харьков: Тип. Зильберберга, 1877. – 34 с.: портр. 142 . Памяти ректора Московской Духовной Академии доктора богословия протоиерея Александра Васильевича Горского. – М.: Унив. тип., 1875. – 61 с. 143 . Попов С. Ректор Московской Духовной Академии протоиерей Александр Васильевич Горский: (Опыт биогр. очерка). – Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1897. – 174 с., 1 л. портр. – Отт. из: Богослов, вестник. – 1896. – 1–12. 144 . Посвящается памяти протоиерея Александра Васильевича Горского//Богослов, вестник. – 1900. – Т. 3. – С. 369–560. 145 . Постников П. Очерки жизни и деятельности Александра Васильевича Горского. – Б.м., – 91 с., 1 л. портр. – Биб-лиогр.: с. 2–8. – С автогр. – Из: Сб. Духов. Акад. 146 . Протоиерей А.В. Горский (1812–1962)/А. С-ов//Журнал Моск. Патриархии. – 1962. – 10. – С. 72–80. 147 . Протоиерей Александр Васильевич Горский в воспоминаниях о нем Московской Духовной Академии в двадцать пятую годовщину со дня его смерти 11 и 22 октября 1900 года: С приложением некоторых неизданных бумаг из архива А.В. Горского. – [Сергиев Посад]: Свято-Троиц. Сергиева Лавра, 1900. – 222 с., 1 л. портр. – Отт. из: Богослов, вестник. – 1900. – 1. 148 . Смирнов С. И. Александр Васильевич Горский: Речь, произнесенная на торжественном собрании в память А.В. Горского в Московской Духовной Академии 22 окт. 1900 г. – Сергиев Посад: Свято-Троиц. Сергиева Лавра, 1901. – 63 с., 1 л. портр. – Отт. из: Богослов, вестник. – 1900. – 11. 149 . Смирнов С. И. Воспоминания о покойном ректоре Московской Духовной Академии протоиерее Александре Васильевиче Горском: (Речь, произнесенная проф. С. Смирновым на годичном акте Московской Духовной Академии 1 окт. 1876 г.). – М.: Унив. тип., 1876.– 38с. 150 . Филарет (Гумилевский Д.Г.; 1805–1866). Письма Филарета, архиепископа Черниговского, к А.В. Горскому/С примеч. протоиер. С. Смирнова . – М.: Тип. Волчанинова, 1885. – 309 с. 151 . Филиппов Т.Н. А.В. Горский: [Некролог]: Читано в заседании 23-го окт. С.-Петербургского общества любителей духовного просвещения. – [СПб.]: Тип. Балашова, 1875. – 10с. – Извлеч. из: Журнал М-ва нар. просвещения. – 1875. – 11. Евгений (Болховитинов Евфимий Алексеевич) (1767–1837)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2. Венедиктов В.Ю. К проблеме этнофилетизма: исторический очерк. Часть IV [Электронный ресурс]//Studia Humanitatis. 2017. 2. URL: http://st-hum.ru/node/530 (дата обращения: 12.09.2018). 3. Венедиктов В.Ю. Православный Восток в трудах общественных и церковных деятелей России XIX века//Церковь и время. 2004. 4. С. 240-249. 4. Венедиктов В.Ю. Фанар и " болгарский раскол "http://НГ Религии. 2008. 8 (233). С. 10. 5. Воскресенский Г.А. О заслугах прот. А.В. Горского для славяно-русской историко-филологической науки//Богословский вестник. 1900. Т. 3. 11. С. 442-455. 6. Горский А.В., прот. Слово в день празднования памяти свв. Кирилла и Мефодия, первоучителей славянских: (По поводу греко-болгарского церковного спора): [Произнесено в 1872 г. в академической церкви]//Богословский вестник. 1895. Т. 2. 6. С. 341-345. 7. Горский А.В., прот. Слово на текст Ин. 9, 39 [«На суд Аз в мир сей приидох, да ненавидящии слепи будут»]: (По поводу греко-болгарского вопроса) [Произнесено в академической церкви в 1873 г. 13 мая, в неделю о слепом, при церковном праздновании просветителей славянских]//Богословский вестник. 1895. Т. 4. 10. С. 1-10. 8. Мельков А. Жизнь и труды протоиерея Александра Горского: монография. Saarbrücken: Palmarium Academic Publishing, 2014. 353 с. 9. Мельков А.С. Ученый-праведник - протоиерей Александр Горский (к 140-летию кончины) [Электронный ресурс]//Studia Humanitatis. 2015. 3. URL: http://st-hum.ru/node/299 (дата обращения: 12.09.2018). 10. Отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Ф. 78. К. 26. Ед. хр. 81. 11. Попов С.Г. Ректор Московской Духовной Академии протоиерей Александр Васильевич Горский//Богословский вестник. 1896. Т. 3. 7. С. 45-66. 12. Статут про Церкви [Электронный Православна Церква [сайт]. 2018. URL: http://goo.gl/5AxbEK (дата обращения: 12.09.2018). Сведения об авторе: Мельков Андрей Сергеевич - доктор теологических наук, кандидат филологических наук, член-корреспондент Российской Академии Естествознания, профессор, Президент Института современных гуманитарных исследований ( Москва , Россия).

http://ruskline.ru/opp/2018/oktyabr/27/p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕВОСТРУЕВ Капитон Иванович (28.02.1815, Елабуга Вятской губ.- 29.11.1872, Москва), археограф, палеограф, филолог и археолог, чл.-кор. Российской Имп. АН, проф. богословия МДА, член Сербского ученого об-ва в Белграде и Югославянской академии в Загребе. Род. в многодетной семье (у Н. было трое братьев и сестра) свящ. Ивана Феодосиевича Невоструева (1778-1831). Мать - Татьяна Ивановна (род. 1789), старший брат - Александр (1806-1872), проф. Вифанской ДС, протоиерей московского собора в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1823-1830 гг. Н. учился в Елабужском уездном уч-ще, в 1830-1836 гг.- в Вифанской ДС, где начал изучать древние рукописи под влиянием ректора архим. Венедикта (Григоровича) и др. преподавателей. В 1836-1840 гг. студент МДА, ректором к-рой был архим. Филарет (Гумилевский) , обучавший студентов навыкам работы с источниками. Очевидно, уже в это время Н. обратил на себя внимание профессора кафедры церковной истории и сотрудника б-ки МДА А. В. Горского , что сыграло решающую роль в его биографии. 17 сент. 1840 г. Н. окончил академию со степенью магистра богословия и был распределен профессором во вновь открытую Симбирскую ДС. 7 нояб. того же года прибыл в Симбирск. Преподавал в семинарии Свящ. Писание, герменевтику, патристику, евр. язык, учение отцов Церкви греческих и латинских на высшем отд-нии. Одновременно активно занимался археографической и археологической деятельностью в губерниях Ср. Поволжья. В 1840-1849 гг. составил описание 7 существовавших и ок. 20 упраздненных мон-рей, церквей и пустыней Симбирской и Самарской епархий, написал «Историческое обозрение Симбирска», которое опубликовал А. И. Соловьёв в 1909 г. Привел в порядок архивы и хранилища десятков храмов и обителей, составил их описание. Знакомился и с частными рукописными собраниями (напр., симбирских помещиков Языковых). Летом 1849 г. митр. Московский и Коломенский свт. Филарет (Дроздов) предложил Горскому взяться за описание слав. рукописей Синодальной (Патриаршей) б-ки с правом выбрать себе сотрудника. В качестве помощника Горский пригласил Н., к-рый в авг. 1849 г. переехал на постоянное жительство в Москву с сохранением жалованья семинарского преподавателя. Н. был размещен в 3 кельях митрополичьих покоев Чудова мон-ря в Кремле, где он и прожил до кончины. 2 сент. 1849 г. Н. и Горский приступили к трудам по описанию древних слав. рукописей, хранившихся в Синодальной б-ке, по предварительно разработанным плану и принципам. Горский жил в Сергиевом Посаде, между соавторами шла активная переписка; Горский написал более 500 писем Н., а тот ему - ок. 650. (Подробнее о работе над описанием Синодального собр. см. ст.: Горский А. В.//ПЭ. Т. 12. С. 150-151.)

http://pravenc.ru/text/2564818.html

Обширное и трудное поле деятельности открылось для Горского в Академии. История тогда изучалась по учебникам, которые представляли собой лишь собрание церковно-исторических фактов и мало касались причин и следствий происходивших процессов и путей решения возникших проблем 57 . Поэтому преподавателю самому нужно было отыскивать необходимый материал, приводя его в систему. На это уходило много времени и сил. В августе Горский был избран бакалавром и в сентябре должен был начинать читать лекции. Он ревностно взялся за дело и в течение первой трети учебного года успел прочитать студентам первые четыре века новозаветной истории, то, что впоследствии стало именоваться историей Древней Церкви. Все четыре века Горский рассматривал отдельно, разделив их на два периода. Первый включал первые три века, а второй – век четвертый. В каждом веке он рассматривал церковно-исторические явления по главным их направлениям: как Церковь распространялась, как подвергалась гонениям, каким было состояние духовного просвещения, богослужения, как строилось управление Церковью , велась борьба с ересями 58 . Горский усиленно занимался, с головой погрузившись в чтение книг и составление лекций. Горячо любивший родных, он даже не имел времени не только съездить отдохнуть в родную Кострому, но даже не писал туда и нескольких строк. Напрасно звал сына на Рождество 1833 года протоиерей Василий, напрасно писал: «Во время святок, в пятнадцать каких-либо дней ты надеешься несколько посжать великана тридцатисотлетнего. Посмотри, станет ли сил твоих, сил без сумления, утомленных, изнуренных, измученных» 59 . Горский домой не поехал. У него совсем не хватало времени и сил. Он занимался даже в дни, особенно знаменательные для него. В дневнике под 30 августа 1834 года, в день Ангела, он записал: «Я один был сегодня у себя в гостях и вместо празднования занимался составлением первого урока для начинающего курса на завтрашний день» 60 . Но, несмотря на обильные занятия, Горский первое время не мог заранее готовить всех лекций, читал экспромтом, пользовался учебными пособиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

660 Этот отзыв высказан был еще в то время, когда не существовало на свете талантливого и обширного труда протестантского ученого Неандера, но в отношении к римско-католической историографии этот отзыв остается справедливым и доселе. 661 При составлении настоящего очерка у нас под руками были: кроме сочинений Гефеле: Beiträge zur Kirchengeschichte (II Band, Tübing. 1864); еще: парижское издание – Biographie universelle (tom. 15 et 46), энциклопедия Herzog’a; Stdudlin’ä Geschicnte der Kirchengeschichte, Guettë Histoire de l’église de France (tome 10), а также, конечно, сочинения Флери и Тильмона. 662 Несколько замечаний об этом можно находить в некрологе Горского: «Моск Вед.» 1875 г., 265; в «Журнале минист. нар. просвещ.» 1875 г.: «А. В. Горский», Филиппова; в проповеди Д. Ф. Голубинского в память Горского, «Правосл. обозр.», 1875 г., декабрь и проч. В недавнее время появился ряд статей г. Попова о Горском (Богосл. Вестн., 1896 г.), но здесь Горский описывается больше всего, как высоконравственная и гуманная личность. Слич. выше, стр. 535. 663 На полях рукописи замечено: «времена и пределы» – вот основание исторической жизни и назначения народов. «Дабы они искали Бога», – вот доказательство, что все развитие народов политическое, общественное, должно иметь последнюю цель в церкви. Но вместе с тем отсюда видно, что и церковь Спасителя в исторических условиях определяется отношениями времени и взаимным положением народов, ее составляющих. 664 О чем и как говорил Горский своим слушателям по указанному поводу, об этом точное понятие сообщает собственная лекция его на ту же самую тему, напечатанная по смерти историка в Чтен. Общ. Любит. Дух. Просвещ. 1877, Янв. 666 Этому – указывал Горский – благоприятствовало: 1) древнее значение Рима, 2) большая свобода для пап с удалением императоров из Рима, 3) превосходство Рима над всем западом, 4) раздробление востока между четырьмя иерархами, 5) на западе было менее споров догматических, 6) истолкование в пользу пап правил собора Сардикийского, и 7) указ Валентиана III, 8) возвышение папы при остготских правителях, 9) отношение правительства греческого к папам при Юстиниане, и 10) при лангобардах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

В 1996 году в «Исторической газете» появилась статья профессора, доктора филологических наук В. М. Кириллина, заведующего кафедрой филологии Московской Духовной Академии, под названием «Александр Горский и русская археография» 418 . В своей работе автор, прилагая краткую биографию Горского, подробно останавливается на истории описания славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. Высоко оценивая вклад Горского в это предприятие, В. М. Кириллин снабжает свою статью обстоятельным исследованием рассматриваемого вопроса с филологических и археографических позиций. Во многом с этой статьей перекликается вышедшая в 1997 году в первом номере «Богословского сборника» работа М. Н. Воробьева «А. В. Горский и К. И. Невоструев (к вопросу о соавторстве)» 419 . Здесь кратко говорится о заслугах Горского в деле описания славянских рукописей и о его ведущей роли в этом коллективном труде. В 1999 году вышла монография С. В. Римского «Российская Церковь в эпоху Великих реформ» 420 . Здесь упоминается о роли Горского в подготовке реформы духовного образования 1867–1868 годов. Очень ценно, что автор часто использует архивные данные, в частности переписку ученого с митрополитом Филаретом. В 2002 году в сборнике научных трудов «Платоновские чтения» была опубликована наша небольшая обзорная статья «Ректор Московской Духовной Академии А. В. Горский и его вклад в развитие русской церковно-исторической науки» 421 . Здесь нами Горский представлен как видный церковный историк, талантливый труженик науки и добрый христианин, выдвинута идея необходимости более глубокого изучения его личности и цельного осмысления его научного наследия. В конце того же года вышла в свет еще одна наша работа, напечатанная в «Журнале Московской Патриархии» 422 . Здесь обозначаются ключевые проблемы в изучении темы «А. В. Горский», в общих чертах раскрывается психологический портрет ученого, становление его характера, оценивается его педагогическая и научная деятельность. Особо богатым на публикации о личности и трудах протоиерея А.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

2) Проф. Горский назначается во священника к кафедральному собору. 3) [Допустить] к исповеди, и, если не окажется сомнения, к присяге и посвящению» 273 . В частном письме Горский писал святителю Филарету: «С благоговением приближаясь к Престолу благодати, во глубине души сознаю и великость обещаемого дара, и мое недостоинство. Но, вкусив сладость и самой надежды, снова предаю себя благонисхождению Вашему и, припадая к стопам Вашим, дерзновенно прошу довершить надо мною дело благости» 274 . Здесь видно, как с детства обладавший особой чувствительностью и ранимостью, Горский переживал о предстоящем рукоположении. Он очень ответственно, с особым вниманием подходил к такому важному в жизни шагу, как принятие на себя благодати священства. О том, какое настроение было у Александра Васильевича перед хиротонией, свидетельствует также его письмо преосвященному Леониду (Краснопевкову) , епископу Дмитровскому. Какой-то радостный трепет и вместе боязнь и смущение овладевали тогда всей душой ставленника. Горский не просил, почти умолял владыку Леонида: «Поддержите духовною помощью первые шаги решающегося приблизиться к Престолу благодати. Достоинство сана велико, а недостоинство, несмотря на долгое приготовление неготовой жизни, безмерно. Оставляя все внешние соображения, я думаю сосредоточить мысли и чувства на себе самом, чтобы глубже почувствовать великость дара благодати и с большим дерзновением уповать повергнуться в бездну щедрот и милосердия Божия» 275 . После получения благословения святителя Филарета были решены все формальности, и 25 марта 1860 года Александр Васильевич Горский в Чудовом монастыре был посвящен в диакона, а 27 марта в Успенском соборе Московского Кремля он был рукоположен в священника и назначен служить в Московском кафедральном Архангельском соборе 276 . Случай производства в священную степень безбрачного – небывалый в тогдашней церковной практике Российской Церкви. Только у католиков существовало, да и теперь существует обязательное безбрачие священства, так называемый целибат.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

139 Цит. по: Глубоковский Н. Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. М., 2002. С. 53. 140 Горский А. В. О святых Кирилле и Мефодии//Москвитянин. 1843. Ч. 3. 6. С. 405–434; См. черновые записи: ОР РГБ. Ф. 51. К. 32. Ед. хр. 32. Ф. 36. К. 3. Ед. хр. 34. 141 Добровский Й. Кирилл и Мефодий, словенские первоучители: Историко-критическое исследование/Пер. с немецкого. М., 1825. 144 См.: Мельков А. С. О Паннонских житиях святых Кирилла и Мефодия//Филологическая наука в XXI веке: взгляд молодых. Материалы Третьей международной конференции молодых ученых. М.; Ярославль, 2004. С. 378–383. 153 Горский А. В. Жития свв. Кирилла и Мефодия//Кирилло-Мефодиевский сборник: в память о свершившемся тысящелетии славянской письменности и христианства в России. М.: М. П. Погодин, 1865. С. 5–42. 154 Горский А. В. О древних канонах святым Кириллу и Мефодию, по синодальному списку//Там же. С. 285–296; Горский А. В. Слово на день памяти свв. Кирилла и Мефодия//Там же. С. 441–448. 159 Правила святых апостол с толкованиями. М., 1876; Правила святых Поместных соборов с толкованиями. М., 1880; Правила святых отец с толкованиями. М., 1884; Правила святых Вселенских соборов с толкованиями. М., 1877. 164 Смирнов Е. История христианской Церкви. СПб., 1901; Он же. История христианской Церкви. Репринт. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1997. 167 Евсеев Е. И. Древности//Труды/Славянская Комиссия Императорского Московского археологического общества. 1902. Т. 3. С. 64. 170 См.: Флоровский Г. Указ. соч. С. 164–185, 187–189, 191–193, 202–210, 212–220, 222–225, 228–230, 333–335. 172 Там же. Ед. хр. 45. Л. 8. М. П. Погодин – А. В. Горскому от 22 ноября 1842 года; Л. 11–11 об. М. П. Погодин – А. В. Горскому от 15 февраля 1843 года. 177 ОР РГБ. Ф. 78. К. 32. Ед. хр. 1. Л. 1–2. М. Сухомлинов – А. В. Горскому от 26 ноября 1866 года. 183 Там же. С. 449–450; см.: Мельков А. Ректор Московской Духовной Академии А. В. Горский и его вклад в развитие русской церковно-исторической науки//Журнал Московской Патриархии. 2002. 12. С. 51.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Окончательное решение вопроса об унии взяло на себя польское правительство. Чтобы придать некоторую законность беззаконной унии, король снисходит к требованиям народа и дозволяет всем православным съехаться на собор в Брест-Литовск. Отвергнутое недавно право народа признается польским правительством как бы законным. Михаил Рогоза, по приказанию короля, пишет окружное послание ко всем духовным, сановникам и посполитому народу, приглашая всех их для совещания о вере. Здесь же он жалуется на Терлецкого и Поцея, которые без концесу (без согласия) речи посполитой порешили уже в Риме вопрос об унии. Собор состоялся в назначенном месте 6 октября 1596 г. 9 октября выдан был соборный декрет, в котором сказано, что отступники от православия осуждены голосом патриарха, митрополита греческого, епископами, архимандритами, игуменами, протопопами и пресвитерами числом 106, а также панами и послами с обеих панств и огулом всеми православными христианами. Власть народная в церкви высказалась прямо и решительно на соборе; они, отвергнув неприятную для них унию, поступили против воли правительства, которое так усердно хлопотало об унии и покровительствовало епископам, низложенным и отвергнутым теперь голосом народа. Православной стороне предстояла теперь борьба – и борьба ужасная. Им нужно было отстаивать свои народные права и защищать законность своих поступков против незаконно поступивших иерархов церкви. Поднятые на них гонения – и жертвы, павшие от католического фанатизма, еще более воодушевляют их в твердости и непоколебимости в вере. Поднятое знамя братской любви и единства развертывается все шире и шире и делается наконец знаменем целого православного юго-западного народа, соединенного в одно целое, неразрывное братское общество. Аристократы забывают свои родовые преимущества и достоинства, восстают вместе с народом на защиту церкви и все ее управление берут в свои руки. Их роскошные домы обращаются теперь в ученые кабинеты, где рядом с знаменитым вельможею трудится простой мирянин и смиренный инок для духовного просвещения своей братии. Лучшие аристократы этого времени, не по одному только богатству и знатному происхождению, но и по глубоким убеждениям как религиозным, так и нравственным, каковы были: Константин Острожский, Федор Скумин, Друцкий, Горский и другие, – подают руку последнему плебею и убеждают их стать вместе с ними на защиту своей веры и за право народности. В своих протестацих, представляемых в суд королевский, они говорят, что епископы своим соглашением на унию, без согласия всех духовных и нас всех греческой религии, как дворянства, так и посполитого народа, и без согласия старших своего духовенства, патриархов восточных, нарушили права речи посполитой и свободу, данную народу привилегиями прежних королей и привилегию короля, его милости, Сигизмунда III.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-vozr...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010