«Промосковская» партия пересилила, и 28 октября 1339 г. Александр Михайлович и его сын Федор были казнены 388 . Калитовичи же были отпущены «и приидоша из Орды на Русь пожалованы Богом и царемъ» 389 . Видимо, и здесь упоминание «пожалования» – не штамп: могло иметься в виду пожалование Семену Нижнего Новгорода (через пять месяцев, в момент смерти Калиты, Семен находился там 390 ) или обещание передать ему великое княжение владимирское после смерти отца. Зимой 1339–1340 гг. приближенный Узбека Товлубий, руководивший казнью тверских князей, возглавил поход на Смоленск. Русская часть отправившегося в это предприятие войска была послана Иваном Калитой, с ней шли князья суздальский, ростовский, юрьевский, друцкий и фоминский 391 . Поход был связан с признанием смоленским князем Иваном Александровичем сюзеренитета великого князя литовского Гедимина 392 . Очевидно, и судьбу тверских князей решили литовские связи Александра, подчеркнутые Калитой (с 1338 г. Орда находилась в состоянии войны с Великим княжеством Литовским) 393 . Во время смоленского похода Калите, по-видимому, удалось осуществить смещение со стола брянского князя Дмитрия Романовича (двоюродного брата смоленского князя) и посадить на его место Глеба Святославича, также князя из смоленской ветви (владевшего, скорее всего, Вязьмой) 394 . Смоленский поход (окончившийся безрезультатно) стал последним политическим деянием, в котором участвовал Иван Калита: 31 марта 1340 г. он скончался 395 . К последним годам жизни Калиты относятся две его духовные грамоты, составленные «ида в Ворду» 396 . Скорее всего, первая из них появилась перед поездкой 1336 г., а вторая – 1339 г. 397 В завещаниях упоминается возможность отнятия татарами каких-то волостей: «А по моим грехом, ци имуть искати татарове которых волостии, а отыимуться, вам, сыномъ моим, и княгини моей поделити вы ся опять тыми волостми на то место» 398 . Поскольку речь в духовных грамотах идет только о Московском княжестве, имеются в виду, по-видимому, Можайск и Коломна с окрестностями: великий князь допускал возможность, что Орда захочет вернуть их смоленским и рязанским князьям.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первый признает своим путем, а в пути всеверия (веры во все предания) он не видит совершенного единства. Филарет, еще ранее по одной проповеди А. В-ча почувствовавший в нем дух, чуждый церкви, влияние рационалистического болота, или крепко запущенные когти немецкого волка, советует ему слепо держаться преданий церкви и переменить метод: вместо анализа, который у него господствовал, взять синтез, т.е. не от своих мыслей доходить до божественной истины, а наоборот – от божественной истины и преданий нисходить к своим мыслям 32 . Но напрасно опасался Филарет за православие своего ученого друга. Он держал доброе „искушающе». Из западных историков Горский больше всех ценил Неандера, любил его и изучал и влияние этого ученого сказалось на лекциях А. В-ча. Но здесь не было рабского следования, потому что Горский был одним из лучших знатоков древней христианской и византийской письменности, был полным хозяином предмета. В иных случаях он является апологетом христианской истины и дорогих ему верований против протестанских ученых, напр. против Баура, защищает лицо Константина Великого . Те вопросы, которые решаются в науке не Не менее, а может быть более, чем для истории древней церкви, А. В. сделал для молодой тогда науки истории русской церкви. Заслуга его здесь также не оценена и курсы лекций лежат в рукописях в нашей библиотеке и в одной из библиотек Румянцевского музея 34 . С ними ознакомился наш известный ученый покойный Н. С. Тихонравов и мы приведем некоторые его замечания об этих курсах Горского 35 . Когда А. В. начинал свои чтения, живой интерес возбудила в литературе книга Полевого „История русского народа». Видимо она увлекала молодого профессора и в первом его курсе встречаются постоянные ссылки на Полевого. Но Горский был скоро в силах оценить поспешные выводы этого автора. Помогло этому влияние Филарета Гумилевского сначала инспектора (с 1833 г.), потом ректора (1835–1841 гг.) нашей академии: он возбудил в А. В-че интерес к изучению рукописей академии и Троицкой лавры, поставил его на самостоятельную дорогу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Отзыв не решил собой окончательно дела; его передали Филарету для соображений. Судя по переписке А. В. Горского с Невоструевым, весь этот эпизод с рассмотрением первой части Описания в Петербурге падает на зимнюю сессию Св. Синода 1852–1853 г.г. А. В. Горский, проводивший зиму в Сергиевом посаде, вдали от всяких новостей, и К. И. Невоструев , поглощенный работами в библиотеке, едва ли что знали о нем. Первое известие о судьбе их работы привёз Невоструеву Архиепископ Казанский Григорий, возвращавшийся из Петербурга весной 1853 года. В письме к А. В. Горскому от 22 Мая этого года Невоструев сообщает ему следующее: «Высокопреосвященный Григорий в проезде чрез Москву требовали меня к себе и, поговорив о прочем, сказали, что Описание наше в Св. Синод найдено удовлетворительным и ему, Владыке, особенно понравилось, но некоторые места оказались резкими к тому, чтобы обнародовать оные публике, и только за этим судьба его в Синод окончательно не решена, о чем Владыка Григорий приказал отписать Вам». Преосв. Григорий, очевидно, скрасил дело, так что Горский в ответном письме Невоструеву не придали особого значения его известию и ограничился только благодарностью за сообщение 29 . По-видимому, А. В. Горский ознакомился с подробностями рецензии Иоанна только с прибытием Митрополита в Лавру в июне месяце 1853 г. на экзамены в Академию. Неизвестно, какое впечатление вызвало у обоих сотрудников вмешательство Петербургского цензора; наш главный источники по этому делу, переписка А. В. Горского с Невоструевым, – как раз на этом пункт обрывается на все лето 1853 года, так как Невоструев к июлю получили отпуск на вакацию и, но приглашение Горского, прежде всего явился к нему. О таких делах тогда говорили наедине. Филарет решил дать урок Иоанну. По его поручению, А. В. Горский должен был спешно приняться за составление подробного объяснения на возражения и требования цензорской рецензии Хранящаяся в акад. архиве его черновые тетради ответа еще и теперь дают видеть то, с какой тщательностью велась эта работа.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Во время ректорства протоиерея Горского в 1864 году был широко отмечен пятидесятилетний юбилей реформированной Академии, той самой Академии, которой Горский отдал всю свою жизнь без остатка. Обозревая сделанное за этот немалый полувековой срок, митрополит Филарет с удовлетворением констатировал значительное влияние Академии на духовенство Москвы в отчете по Московской епархии за 1863 год: «Духовенство столицы, составляемое частью из получивших академическое образование… в значительной степени преимуществует пред прочим духовенством епархии как просвещением, так и нравственным характером… и сопровождается соответственным тому влиянием на прихожан» 53 . В другом документе, ходатайствуя о поддержке и награждении Академии в связи с ее юбилеем и характеризуя ее достижения, митрополит Филарет говорит о ее высоком достоинстве, а также о преданности профессоров родной Академии. «Я поступил бы несправедливо, – указывает он, – если бы просил Московской Академии менее, нежели в подобном случае даровано Петербургской. Скажу скромно, если скажу, что достоинство Московской Академии никак не ниже в ученом и нравственном отношении в православном направлении… Почтенная черта наставничества Академии, между прочим, есть та, что они, при скудном содержании, не переходят в другую выгоднейшую службу, даже по приглашению» 54 . Через несколько месяцев после юбилея Академии, 3 февраля 1865 года по ходатайству митрополита Филарета «по вниманию к богословско-историческим сочинениям и ученому достоинству их» протоиерей А.В. Горский был возведен в степень доктора богословия 55 . В свою очередь, протоиерей А.В. Горский любил, уважал святителя Филарета, благоговел перед ним: «святитель наш», «милостивый святитель», «владыка» – только так и назвал он маститого иерарха 56 . 5 августа 1867 года Русская Церковь торжественно отпраздновала 50-летний юбилей служения святителя Филарета в архиерейском сане. В храмах Троице-Сергиевой Лавры были совершены праздничные Богослужения прибывшими на торжество десятью архиереями в сослужении более тридцати архимандритов. Присутствовали также многочисленные депутаты от разных епархий и учебных заведений из лиц белого духовенства. В этот день о юбиляре молились не только в Лавре, но и во всех уголках великой России; молились в православных храмах Европы, Азии и Африки – столь велик был авторитет Московского святителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

2. Дневник А.В. Горского/С прим. прот. С. Смирнова. М., 1885. 3. Дневник А.В. Горского//Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе. Ч. 35. 1884. 4. Из воспоминаний студента//Богословский вестник. 1915. 9-11. 5. Из писем Н.И. Субботина к родственнику протоиерею М.В. Миловскому//У Троицы в Академии, 1814-1914 гг.: Юбилейный сб. исторических мат-лов/Издание бывших воспитанников Московской Духовной Академии. М., 1914. 6. Катанский А.Л. Воспоминания старого профессора. Пг., 1914. 7. Корсунский И.Н. Покровская церковь Московской Духовной Академии//Богословский вестник. 1898. 11. 8. Мельков А.С. Исполин знания: жизнеописание протоиерея А.В. Горского: монография/А.С. Мельков. М., 2012. 9. ОР РГБ. Ф. 78. К. 1. Ед. хр. 4. Л. 1-1 об. 10. Памяти ректора Моск. Дух. Академии, доктора богословия, протоиерея А.В. Горского//Православное обозрение. 1875. 12. 11. Письма митрополита Московского Филарета к А.В. Горскому//Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе. Ч. 29. 1882. 12. Постников П., свящ. Очерки жизни и деятельности Александра Васильевича Горского//У Троицы в Академии, 1814-1914 гг.: Юбилейный сб. исторических мат-лов/Издание бывших воспитанников Московской Духовной Академии. М., 1914. 13. Савва (Тихомиров), архиеп. Хроника моей жизни: в 3 т. Т. 1. Сергиев Посад, 1898. 14. Салтыков А., свящ. Краткий очерк истории Московской Духовной Академии. Ректор Академии проф. прот. А.В. Горский//Богословские труды. 300 лет МДА. М., 1986. 15. Сборник, изданный Московской Духовной Академией по случаю празднования ее пятидесятилетия. М., 1864. 16. Святая Русь. Хронологический список канонизированных святых, почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной Церкви (1700-1917 гг.)//Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700-1917. Ч. 2. М., 1997. 17. Смирнов С. Александр Васильевич Горский//Богословский вестник. 1900. 11. 18. Смирнов С.К. История Московской Духовной Академии. М., 1879. 19. С-ов А. Протоиерей А.В. Горский (1812-1962)//Журнал Московской Патриархии. 1962. 10.

http://ruskline.ru/analitika/2013/08/30/...

Но, вкусив сладость и самой надежды, снова предаю себя благонисхождению Вашему, и, припадая к стопам Вашим, дерзновенно прошу довершить надо мною дело благости» 36 . Здесь видно, как с детства обладавший особой чувствительностью и ранимостью, Горский переживал о предстоящем рукоположении. Он очень ответственно, с особым вниманием решался на такой важный в жизни шаг, как принятие на себя благодати священства. О том, какое настроение было у Александра Васильевича перед хиротонией, свидетельствует его письмо преосвященному Леониду (Краснопевкову) , епископу Дмитровскому. Какой-то радостный трепет и вместе боязнь, и смущение овладевали тогда всей душой ставленника. Горский не просил, почти умолял владыку Леонида: «Поддержите духовною помощью первые шаги решающегося приблизиться к престолу благодати. Достоинство сана велико, а недостоинство, не смотря на долгое приготовление неготовой жизни, безмерно. Оставляя все внешние соображения, я думаю сосредоточить мысли и чувства на себе самом, чтобы глубже почувствовать великость дара благодати и с большим дерзновением уповать повергнуться в бездну щедрот и милосердия Божия» 37 . После получения благословения святителя Филарета были решены все формальности, и 25 марта 1860 года Александр Васильевич Горский в Чудовом монастыре был посвящен в диакона, а 27 марта в Успенском Соборе Московского Кремля он был рукоположен во священники 38 к Московскому кафедральному Архангельскому собору 39 . Случай производства в священную степень безбрачного – небывалый в тогдашней церковной практике Российской Церкви. Только у католиков существовало, да и теперь существует обязательное безбрачие священства, так называемый «целибат». Но в нашей Церкви практически не было таких прецедентов. По крайней мере, до Горского известен только один случай целибата 40 , когда в 1845 году в Новоархангельске преосвященный Иннокентий Вениаминов (впоследствии митрополит Московский) «безбрачного церковника Ермолая посвятил во священство» 41 . Понятно, поэтому с каким возбуждением было принято в обществе как духовном, так и светском известие о рукоположении Горского.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

66 ОР РГБ. Ф. 78. К. 30. Ед. хр. 30. Л. 3–3 об. П. П. Птицын – А. В. Горскому от 11 апреля 1834 г. 68 Субботин Н. Воспоминания, заметки и письма. А. В. Горский//Русское обозрение. 1896. Т. 37. С. 268, 269. 69 Горский А. В. Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1842; 1852; 1857; 1873; 1890; 1996. См. черновые записи: ОР РГБ. Ф. 78. К. 10. Ед. хр. 4–5; К. 11. Ед. хр. 1–2. 70 Калинников Н. А. В. Горский. Несколько личных воспоминаний//Церковно-общественный вестник. 1876. 1. С. 7. 87 См.: Мельков А. С. Митрополит Филарет и Московские духовные школы//Сборник материалов по итогам научно-исследовательской деятельности молодых ученых в областях гуманитарных, естественных и технических наук в 2003 году. М., 2004. 88 Протоиерей Александр Васильевич Горский в воспоминаниях о нем Московской Духовной Академии в двадцать пятую годовщину со дня его смерти, 11 и 22 октября 1900 года, с приложением некоторых неизданных бумаг из архива А. В. Горского. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1900. С. 61–62. 96 Соловьев С. М. Мои записки для моих детей, а если можно, то и для других//Вестник Европы. СПб., 1907. 3. С. 76. 114 Нечаев В. П. Святитель Дмитрий, митрополит Ростовский. М., 1848; Остроумов И. Н. История Флорентийского собора. Магистерская диссертация, переработанная проф. А. В. Горским. М., 1847; См.: ОР РГБ. Ф. 78. К. 35. Ед. хр. 2. Остроумов И. Флорентийский собор. 115 См.: Письма Филарета, архиепископа Черниговского к А. В. Горскому. С. 241–242; Барсуков Н. П. Указ. соч. Т. 10. СПб., 1896. С. 380; Т. 11. СПб., 1897. С. 221. 122 См.: Сборник, изданный Московской Духовной Академией по случаю празднования ее пятидесятилетия. М., 1864. 124 Лебедев А. П. Церковная историография в главных ее представителях с IV по ХХ век. СПб., 2000. С. 409. 133 См.: Викторов А. Е. Последнее мнение Шафарика о глаголице//Летописи русской литературы и древности: в 2 т. Т. 2. Кн. 4. Отд. 1. М.: Н. Тихонравов, 1859. С. 67–150. 137 ОР РГБ. Ф. 78. К. 26. Ед. хр. 81. Л. 6–6 об. В. Д. Кудрявцев – А. В. Горскому от 12 апреля 1861 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Когда архимандрит Савва, уже назначенный епископом Можайским, явился к митрополиту Филарету и узнал о своем повышении, владыка спросил его: «А кого же ты рекомендуешь на свое место?» Отец Савва назвал ректоров Московской и Вифанской семинарии и инспектора Академии. «А почему же не рекомендуешь протоиерея Горского?» – «Владыка! Да разве это возможно?» – с изумлением спросил архимандрит Савва. «Почему же нет?» – «В таком случае, это будет самый лучший выбор. Отец протоиерей Горский и достойнейший и самый прочный для Академии будет начальник. Но почему же Вы не изволили назначить его вместо меня после архимандрита Сергия?» – «Тогда было не время», – ответил митрополит Филарет. А то неудобство, что ректор-протоиерей в служении должен был становиться выше инспектора-архимандрита, было устранено пожалованием отцу Александру митры; эту мысль митрополиту подал архимандрит Савва 299 . Слово митрополита имело значение в Синоде, и Горский 23 октября 1862 года был назначен ректором Московской Духовной Академии. Извещая об этом протоиерея Александра, святитель Московский писал ему: «Примите должность ректора с послушанием. Полагаю, что Вам надобно будет принять и кафедру богословских наук. Сообразите и прочие последствия происходящей перемены и скажите мне Ваши мысли. Надеюсь, что Вы поступите по уставу святого послушания, и Господь благословит Ваше послушание плодами добра и мира» 300 . Как же сам Горский воспринял свое назначение ректором? С покорностью и необычайным смирением, но и с определенной долей решимости. Об этом свидетельствует его дневник: «Избрали меня, не испытанного в правительственных должностях. В бурное время. Не в общем порядке. Очи всех особенно будут устремлены на меня. Какой класс взять? Как себя держать в отношении к старшим в Академии и в лавре? Не знаю, как другие, а я в этом назначении вижу только ту цель начальства, чтобы показать, что оно за формальностью не стоит» 301 . Таким образом, протоиерей Горский стал первым в истории русской духовной школы ректором Академии из белого духовенства. Назначение ректором протоиерея Александра Горского было воспринято в Академии и за ее стенами не без удивления, но с большим сочувствием. На личность отца Александра все возлагали большие надежды: думали, что он в Академии поднимет авторитет ректорской должности, поддержит кафедру богословия, будет добрым начальником для студентов, станет и на страже православия, дав обществу и Церкви новых поборников христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Тем же летом 1853 года «Апология» была отправлена в Синод, а в первых числах ноября митрополит Филарет сообщил Горскому, что «представленное в Синод описание разрешено к напечатанию, так как оно есть и защищено вами, без исключения исследования» 29 . Так благополучно закончилась история с первой книгой «Описания». Своим благоприятным исходом она обязана блестящим ответом А.В. Горского на отзыв цензора, но и в не меньшей степени святителю Филарету. Не будь его во главе всего предприятия, такой цензорский отзыв, как отзыв архимандрита Иоанна мог вполне погубить все дело. Поручая своему соработнику К.И. Невоструеву преподнести митрополиту первую часть «Описания», Горский писал: «Прошу покорнейше представить ее от нас Святителю, который указал нам этот труд и постоянно руководил нас своими советами и ободрял милостивым вниманием. Мы помним, и будем помнить, что без его сильного слова не видать бы нашей книге света. Представляя книгу, прошу все изъяснить нашему Покровителю смелым голосом чистой, искренней благодарности, чтобы он видел в этом не один формальный обряд, но чтобы в душе его ясно сказались наши чувства» 30 . И это искреннее чувство благодарности к святителю Филарету за защиту «Описания», выраженное А.В. Горским, должно быть близко всякому, кто переживает и дорожит успехами русской науки. Когда в печати уже выходили тома «Описания» в жизни Александра Васильевича случилось знаменательное событие. В октябре 1859 года ему поручено было митрополитом Филаретом составить краткую записку о том, «необходимо ли требуют канонические постановления, чтобы приходские священники были женаты, и на каком основании, и с какого времени утвердился у нас обычай рукополагать не иначе, как когда предназначаемый к рукоположению вступит в брак» 31 . Горский принялся за работу, и вскоре оказалось, что несколько страниц, составленной им справки, имели крайне важное значение для его собственной судьбы. Горский давно желал принять сан священства, но обязательное церковное требование предварительно вступить в брак не позволяло Александру Васильевичу сделать этого.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Темы сочинений, которые давал Горский учащимся для научных исследований, касались вопросов общей церковной истории, и только некоторые из них имели задачу ознакомления студентов с русской историей. К этим исследованиям сам Горский относился серьезно и от студентов требовал труда и внимательного отношения к делу. Он указывал пособия, давал массу книг, заставлял по нескольку раз переделывать работу, помогал сам и часто своей рукой дополнял и исправлял студенческие работы. К экзаменам перед Рождеством или летней вакацией Горский представлял какой-нибудь один отдел истории и нередко давал собственные записки или указывал нужные книги. Архиепископ Алексий (Лавров-Платонов) , один из учеников Горского, ставший профессором церковного права в Академии, рисует следующий образ своего знаменитого учителя: «Он учил нас трояким способом: всех вообще на кафедре, увлекая нас своими глубокими изысканиями, историческими картинами, блестящими характеристиками отцов и учителей Церкви, затем он всех же нас учил на другой своей кафедре – в библиотеке. Это тоже драгоценнейшие для нас его лекции, коими он вводил нас в полное обладание литературою предмета. Но были еще его лекции – lectiones privatissimae (лекции сугубо частные – лат.) – домашние. На эти лекции иногда он призывал нас поодиночке, по поводу прочитанных им наших рассуждений или для сообщения своих мыслей относительно данной темы» 82 . Как профессор Горский был подчинен ректору, конференции Академии и власти правящего архиерея. Эта цензура не была формальностью. Как ректор, так и митрополит Московский просматривали лекции, конспекты и темы. Не спасали даже личные связи. Так друг Горского ректор Московской Духовной Академии архимандрит Филарет (Гумилевский) прямо писал ему: «Получил и читал твой конспект. Признаюсь тебе, что хочу воспользоваться данным тобою правом – исправить, что нужно будет исправить. Поправки мои отнесутся именно до замечаний о церковно-библейской истории. При свидании объясню причину, почему и что мне хотелось бы изменить в конспекте твоем» 83 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010