384 Протоиерей А. В. Горский//Странник. Т. 4. 10. 1875; Михаил (Лузин) , архим. Памяти А. В. Горского//Душеполезное чтение. 1875. Ч. 3. 11; N. Z. (Н. И. Субботин). Протоиерей А. В. Горский//Православное обозрение. 1875. 10. 385 Современность. 1875. 120, 126; Гатцука. 1875. 41; Голос. 1875. 298; Домашняя беседа. 1875. 43; Иллюстрированная неделя. 1875. 44; Нива. 1875. 45; Гражданин. 1876. 4; Necrologie A. Gorski//Polybiblion Revue bibl. Universelle. 2. Р. 171–173. 386 Церковный вестник. 1875. 44; Н. В. По случаю разборки библиотеки А. В. Горского//Там же. 1876. 3; Калинников Н. А. В. Горский. Несколько личных воспоминаний//Церковно-общественный вестник. 1876. 1. 387 Смирнов С. К. Воспоминания о покойном ректоре М. Д. А. протоиерее А. В. Горском//Православное обозрение. 1876. 11. С. 461–491. 390 Лавров А. Слово в день годичного поминовения ректора Московской Духовной Академии, протоиерея Александра Васильевича Горского//Там же. 12. С. 714–722. 391 Беляев А. Д. А. В. Горский. М., 1877; Воронец Е. Н. К воспоминаниям о скончавшемся в Бозе протоиерее А. В. Горском. Харьков, 1877. 392 Лебедев А. П. Несколько воспоминаний о покойном Горском как профессоре церковной истории//Чтения в Московском Обществе любителей духовного просвещения. 1879. Т. 1. С. 122–150. 395 Троицкий Н. Воспоминание о протоиерее А. В. Горском † 1875 г. окт. 11-го дня//Чтения в Московском Обществе любителей духовного просвещения. 1881. Т. 3. С. 421–450. 398 Смирнов А. П. Страница из студенческого дневника//Душеполезное чтение. 1891. Т. 3. С. 273–286. 400 Попов С. Ректор Московской Духовной Академии протоиерей А.В. Горский//Богословский вестник. 1896. 1–12; Он же. Ректор Московской Духовной Академии прот. А. В. Горский. Сергиев Посад, 1897. 404 Евсеев Е. И. Древности//Труды/Славянская Комиссия Императорского Московского археологического общества. 1902. Т. 3. С. 58–65. 406 Протоиерей Александр Васильевич Горский в воспоминаниях о нем Московской Духовной Академии в двадцать пятую годовщину со дня его смерти, 11 и 22 октября 1900 года, с приложением некоторых неизданных бумаг из архива А. В. Горского. Св.-Тр. Сергиева лавра, 1900.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Когда Горский, в первый раз с одним только «Словарем духовных писателей» митрополита Евгения в руках, начал заниматься изучением церковных и литературных памятников древней Руси, в истории литературы возбужден был живой интерес книгой Полевого «История русского народа». После «Истории Государства Российского» эта книга послужила для молодого исследователя источником знакомства с русской стариной. В первом курсе русской церковной истории, читанном Горским в Московской Духовной Академии, постоянно встречаются ссылки на Полевого. В Духовной Академии Горский нашел человека, который умел направить его интерес к изучению рукописей академии и Сергиевой лавры. Это был историк русской Церкви, автор «Обзора духовной литературы», впоследствии бывший архиепископом Черниговским Филарет. (Филарет в это время был профессором Академии). Поступив под руководство Филарета, Горский сразу почувствовал слабую сторону исторического труда Полевого, сразу почувствовал поспешность выводов журналиста, так что через несколько лет мог указать пробелы в этой истории. Первые занятия Горского были направлены на изучение истории русской Церкви. В истории русской Церкви он поставил задачей: проследить, как христианское учение прививалось к русскому народу в различные периоды исторической жизни. «Во всей истории христианской Церкви (говорит Горский), раскрывая историю ее учений, мы следим, собственно, за постепенным раскрытием христианского учения. Здесь должно смотреть на то, как учение прежде распространялось, как прилагалось к уму, как раскрывалось и в чем обнаруживало свое действие». Работая над этой задачей, Горский обратил внимание на важный проводник христианских идей в языческую массу русского славянства – на литературу и проповедь. Таким путем подходил он к изучению литературных памятников русской старины. Касаясь направления греческой Церкви в то время, когда русские заимствовали христианство и находя «скудость учительных людей», Горский путем строго научного изучения русской истории приходил к необходимости высказать, что «христианское просвещение насаждено было у нас не руками апостолов. В Греции X века обязанность проповедовать лежала на епископах, а не на пресвитерах. То же было и у нас. Проповедников сравнительно с потребностью было мало. Греческие проповедники изгнали всякую простоту. Славянский перевод книг Иоанна Дамаскина не мог быть книгой народной, ибо здесь много было непонятного. Истинной драгоценностью оставался один перевод Св. Писания. Не только в домонгольский период, но и в позднейший, нельзя отрицать слабого понимания христианства в народных массах и некоторых руководителях Церкви: чем же стали бы они поддерживать христианское просвещение в народной массе при скудных средствах? поддерживать практикой, храмами, богослужением»?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

У Горского изучение древнерусской литературы и истории Русской Церкви всегда идет рука об руку с изучением Византии. Указывая на слабое распространение просвещения в народной массе, Горский вскрывает одну из коренных причин явления, известного под именем раскола, а сравнительное изучение им судеб Русской и Греческой Церквей еще более проливает свет на это явление. Объясняя историю раскола, Горский сумел сохранить историческую истину в чистоте, не поступаясь ею для предвзятых воззрений. Он, как мудрый историк, комментирует сам исторический факт, а не обличает старообрядцев. Горский сожалеет, что на помощь истине призывается явный подлог. В древних памятниках церковной литературы он указывает следы «двукратного аллилуйя» и двуперстия, законность которых доказывал митрополит Московский Даниил [x] еще до знаменитого Стоглавого Собора. В никоновском исправлении церковных книг Горский находил недостатки: близость перевода даже с утратой смысла. В угоду полемическим целям Горский никогда не прибегал к софистике, опровергая антиисторическое мнение о том, будто Стоглавый Собор не имел юридического значения. Главное достоинство историческим исследованиям Горского придает то обстоятельство, что он работал по рукописным источникам и руководствовался при этом строго научным методом. Поэтому ученые труды его носят печать редкой самодостаточности; природное дарование его прошло строго научную школу. Прилагая свои знания к сокровищам древней русской словесности, которые находились в библиотеках Лаврской, Академической и Синодальной, Горский находил в этих неизданных памятниках истории уяснение минувших судеб Русской земли. Узкие пределы одной научной специальности не удовлетворяли исследователя. Горский усвоил все пособия для филологической и исторической критики источника, палеографию, изучил славянские наречия, русский язык в его историческом развитии. Появление в печати «Описания русских и славянских рукописей» [xi] Румянцевского музея А.Х. Востокова застало Горского в полном обладании памятниками древнерусской и славянской письменности.

http://pravoslavie.ru/5235.html

245 . Вкладная запись Григория Дружиловича на пять крестьян и хлебную ругу для витебского Богородицкого монастыря 1406 г., октября 9/Вестник Юго-Западной и Западной России/Изд. К. Говорский. Киев, 1862. Т. 1. Отд. 1. С. 140–146. 246 . Востоков А. X. Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842. 247 . Голос в защиту предания о святом Василии I, епископе Рязанском/Чтения в ОИДР. 1859. Кн. 3. Отд. 1. С. 147–160. 248 . Горский А. В. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы лавры. 3-е изд. М., 1857. 249 . Горский А. В. Кирилл II, митрополит Киевский и всея России/Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе. М., 1843. Ч. 1. С. 415–432. 250 . Горский А. В. О древних Словах на святую Четыредесятницу/Там же. 1858. Ч. 17. С. 34–64. 251 . Горский А. В. Святой Алексий, митрополит Киевский и всея России/Там же. 1854. Ч. 6. С. 89–128. 252 . Горский А. В. Святой Киприан, митрополит Киевский и всея Руси/Там же. 1848. Ч. 6. С. 295–369. 253 . Горский А. В. Святой Петр, митрополит Киевский, и его исповедание веры/Там же. 1844. Ч. 2. С. 73–84. 254 . Горский А. В., Невоструев К. И. Описание славянских рукописей Мо­сковской Синодальной библиотеки. М., 1855–1917. 3 отд. Отд. 1: Священное Писание. М., 1855. Отд. 2: Писания святых отцов. М., 1858–1862. 3 т. Т. 1: Толкования Священного Писания. М., 1858. Т. 2: Писания догматические и духовно-нравственные. М., 1859. Т. 3: Разные богословские сочинения. (Прибавление). М., 1862. 255 . Григорович В. И. Протоколы Константинопольского патриархата XIV столетия. СПб., 1847. (Оттиск из ЖМНМ. 1847. Ч. 54. 6. Отд. 2. С. 131–164). 256 . Григорьев В. В. О достоверности ярлыков, данных ханами Золотой Орды русскому духовенству: Историко-филол. исслед. М., 1842. 257 . Два поучения о постах/Православный собеседник. 1859. Ч. 3. С. 444–455. 258 . Диев М. Историческое описание костромского Ипатьевского монасты­ря. М.,1858. 259 . Димитрий (Туптало), свт., митр. Ростовский. Жития святых (Четьи Минеи). 260 . Доброхотов В. И. Памятники древности во Владимире Кляземском. Соборы: кафедральный Успенский и бывший придворным великого князя Всеволода – Дмитриевский. М., 1849.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

По материалам: Холмогоров В.И. Материалы для истории церквей Владимирской губернии: Вып. 1. - Москва : тип. Рус. т-ва Вып. 6: Отд. 3 : для Владимирской, Гусской, Медужской и Ярополченской десятин. 1911. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии//Выпуск пятый. Шуйский и Ковровский уезды. Составил преподаватель Владимирской Семинарии В. Березин. Вязниковский и Гороховецкий уезды. Составил преподаватель Владимирской Семинарии В. Добронравов. Губ. г. Владимир. Типо-Литография В.А. Паркова. 1898. В 2011 г. создается инициативная группа по восстановлению храма, в начальных планах помимо приведения в порядок освободить церковь от паразитной разрушительной растительности, дальше видно будет. История Алачина как населённого пункта известна с первой половины XVI века, в 1543 году оно упоминается как «село Лачино». А самое первое упоминание о церкви села Алачина имеется в окладных книгах патриаршего казённого приказа. Это была деревянная церковь с главным престолом в честь святителя и чудотворца Николая с Георгиевским приделом. При церкви имелась колокольня. Тогда же упоминается первый церковный причт, сведения о котором дошли до наших дней: «поп Василий Онтонов, пономарь Степка Микифоров и просвирница Татьяница». В 1653 году приход Никольской церкви села Алачино состоял из «2 дв. поповых, да в приходе помещиковых 6 дв., дв. монастырской, крестьянских 60 дв., бобыльских 17 дв., пашни церковные пахотные середине земли 4 чети в поле, а в дву по тому ж, сена 10 копен». В самом начале 1688 года владелец князь Семён Иванович Друцкий, в чьей вотчине было Алачино, обратился к царям Иоанну Алексеевичу и Петру Алексеевичу с челобитной о разрешении строительства новой церкви вместо прежней обветшавшей. Загвоздкой было то обстоятельство, что строительство нового храма тормозил «господин святейший патриарх» по простой причине отсутствия земли под церковь. Друцкий просил государей о разрешении передачи части своей земли для нового храма, «и о том дать на Патриарший Приказ память».

http://sobory.ru/article/?object=02894

Притом из тех коронных Воевод, которые заседают в Трибунале Петровковском: Их Вельможности: Паны Георгий Ляталский, Вацлав Лещинский, Петр и Иаков Остророги, Андрей Томицкий, Андрей Заремба из Калиновой, Андрей Грудзицкий, Войцех Витославский, Станислав Погорельский, Подсудок Земский Калишский; Сигисмунд Грудзинский, Хризостом Маршевский, Михаил Белославский, Иоанн и Мартин Броневские, Петр Зихлинский-Палецкий; Иоанн Христофорский, Стольник Серадский; Лаврентий Видовский, Лаврентий Немовский, Андрей Кротовский, Воеводич Иновроцлавский; Мартин Нищицкий, Староста Цехановский; Сигисмуд Нищинский, Староста Прасницкий; Жалинский, Подкоморий Равский; Станислав Северский, Староста Острешовский, Симеон Островецкий, Адриан Хельмицкий, Войцех Дерповский. Кроме сих из Великого Княжества Литовского Вельможные Паны: Князь Георгий Радзивил Воевода Новогродский; Иоанн Глебович, Стольник Великого Княжества Литовского; Адам Тальвош, Староста Дунебургский; Николай 3енович, Подкоморий Ошмянский; Мельхер Пенькевич, Виленский Писарь; Князь Ярослав Головчинский; Петр Стабровский, Староста Фейданский; Князь Феодор Друцкий-Горский; Иоанн Феодорович Поцей, Судия Земский; Иоанн Москевич; Андрей Юндзел, Земский Маршал Волкомирский; Севастиан Пакеш; Павел Верещак Подстолий Бжреский; Яков Семашек; Роман Равль; Роман Василевич Корсак; Князь Георгий Соколинский, Подкоморий Вишепский; Григорий Сяпега, Подкомарий Оршанский; Князь Иоанн Друцкий-Горский; Мелхер Шемел; Войцек Радзиминский, Подкоморий Жмудский; Севастиан Керштер, Жмудский Земский Судия; Иоанн Головня, Земский Писарь Волкомирский; Андрей Станькевич, Староста Минский; Ярош Волчек Князь Жижемский, Староста Ржечицкий; Иоанн Юндзел. К сим-то помянутым Попечителям, ко всем вообще, или к которому-нибудь из них, смотря по близости жительства, всяк обиженный в свободе Вероисповедания, или в самом исповедании, и требующий совета и помощи относиться должен. А они все равно, как и каждый из них, в случае какой-нибудь надобности должны других извещать и наипаче стараться о полезном и удовлетворительном успехе заведенного делопроизводства.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

311. Андрей Дмитриевич, князь дорогобужский, племени князей тверских, младший из двух сыновей Дмитрия Еремеевича, князя дорогобужского 677), от брака с неизвестной. – О времени и месте его рождения сведений нет; потерял отца в 1406 г.; приехал в Новгород и принят Новгородцами в 1418 г. – Ничего больше летописи о нем не говорят, – Из родословных же видно, что он оставил сыновей: Осипа (Иосифа ) и Юрия (Георгия ), князей дорогобужских. 312. Андрей Дмитриевич 312. Андрей Дмитриевич, князь друцкий, старший из двух сыновей Дмитрия Васильевича, князя хрупкого 670), от брака с Анастасией Олеговной, княжной рязанской 287). Именуется летописно, однажды, в числе 74-х князей, подручников Литвы, убитых при поражении Литовцев Витовта, Татарами Тимур-Кутлуя. на р. Ворскле, 12 августа 1399 г, – Потомства его, в родословных, не видно; да и он сам во многих пропущен. 313. Андрей Дмитриевич 313. Андрей Дмитриевич, князь друцкий, второй из четырех сыновей Дмитрия Васильевича, князя друцкого 669), от брака с неизвестной. – Именуется только в родословных, из которых видно, что он, находясь удельным подручником Лигвы, выехал, при Глинских, с братом Богданом 381) и племянником Дмитрием Юрьевичем (Георгиевичем 685), в Москву, в 1508 г., где ни он, ни его сыновья: Данило, Михаил и Иван, князья Друцкие, – не были уже удельными. 314. Андрей Дмитриевич 314. Андрей Дмитриевич, святый, в иночестве Иоасаф, князь заозерский и чудотворец вологодский, старший из двух сыновей Дмитрия Васильевича, князя заозерского 671), от брака с неизвестной. – Род. в Заозерье, (так назывались земли за озером Кубенским, с княжеской резиденцией в городке, на устье Кубены, где теперь деревня Чурикова, в 45 в, от Вологды), по одним известиям – в 1428 г., по другим в 1436 г.; постригшись в Спасокаменном монастыре, на острове озера Кубенского, по одним известиям – 12-ти, по другим 17-ти лет, ум., после 5-ти-летнего иночествования, 10 сентября 1453 г. Тело его, погребенное в деревянной Успенской церкви того же Спасокаменного монастыря, много лет оставалось нетленным и признано св. мощами, остатки которых, собранные после пожара 3 сентября 1478 г., хранились в ковчеге под престолом, и частью заделаны в трипядный, обложений серебром, крест; наконец, помещены .в раку, у южных врат монастырской соборной церкви, 10 июня 1650 т., и, после вторичного пожара, уничтожившего Спас о каменный монастырь, 24 июня 1773 г., перенесены в город Вологду, в Духов монастырь, который, в память погоревшего, переименован Спасокаменным. – По единогласному свидетельству всех родословных, был женат на княжне Марье Ивановне Деевой ), но значится бездетным. 315. Андрей Дмитриевич

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Грубер Еварест Андреевич – попечитель Белорусского учебного округа. Дебольский Г. С. – протоиерей автор книги «Дни богослужения». Деревинский – ксендз Виленского, Ивановского костела. Дмитревский – протоиерей преподаватель Литовской Духовной семинарии, член Литовской духовной консистории, после ректор Рижской духовной семинарии. Дмоховский Казимир – исправляющий должность председателя римско-католической духовной коллегии, епископ-суфраган Курляндский. Добрянский – священник в Галиции. Долгоруков Николай Андреевич – князь Виленский, военный губернатор и Гродненский, Белостокский и Минский генерал-губернатор. Донат (Бабинский) – епископ Брестский, Ковенский, Рижский, Подольский, архиепископ Литовский. Дорендов Василий – раскольнический наставник, после единоверческий священник при Каролишской церкви Ковенской губернии. Дорошевский – священник Жоснянской церкви. Дрейзен Павел Иоанникиевич – раввин еврейский, после православный миссионер среди евреев. Друцкий-Любецкийкнязь, присоединившийся к православию. Друцкий-Соколинскийкнязь помещик-католик. Евгений (Бажанов) – епископ Минский, после архиепископ Карталинский, Астраханский, Псковский. Евгений (Шершилло) – епископ Брестский, Ковенский, Минский, Астраханский, Ставропольский, Могилевский. Евсевий (Ильинский) – епископ Ковенский, Подольский архиепископ, Карталинский, Тверской. Евсевий (Орлинский) – архиепископ Могилевский. Егоров – московский купец. Жилинский Венцеслав – Виленский римско-католический епископ. Жукович Платон Николаевич – профессор Санкт-Петербургской духовной академии. Заводская – крестьянка Волковысского уезда. Замойский – граф, владелец имения в с. Николаеве. Захаревич Стефан – секретарь Литовский духовной консистории. Захарьин Иван Николаевич – мировой посредник. Зосимович – священник Тельшевской церкви. Зенкович Лев – священник вице-благочинный Ошмянский. Ивановский Михаил – священник Молодечненской церкви и благочинный. Иванов – дворянин. Игнатий (Железовский) – архимандрит Гродненского Борисоглебского монастыря епископ Брестский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Церковную историю Горский понимал не как сборник фактов, мертвых и сухих, но как науку, указывающую идею церковно-исторической жизни, смотрел на факты, как на внешние показатели внутренних отношений и явлений. Горский говорил, что церковная история не должна «собирать только факты, но проникать во внутреннюю между ними связь, извлекать идеи факта из самого факта». Такова должна быть, по сознанию нашего историка, церковная история вообще, таковой же она должна быть и тогда, она обзирает частные группы явлений однородного содержания. Вот слова Горского: «в каждом отделении, содержащем в себе часть церковной жизни в известную эпоху, все данные должны быть раскрываемы во внутренней их связи между собой, так, чтобы целое по возможности представляло из себя одно живое органическое развитие начал, внутри обозреваемой части жизни церковной находившихся, а не простое собрание фактов, никакой другой связи между собой не имеющих, кроме однообразности». В этих словах высказывается пред нами Горский, как глубокий историк, понимающий историю серьезным образом. История церковная должна знакомить не с фактами церковно-историческими, а жизнью церковно-исторической. Зачем приводить факт, если он стоит одиноко, ничего не объясняет в общем течении жизни, если его можно рассказать, но нельзя им ничего объяснить? В частности главнейшие стороны церковно-исторической жизни Горский рассматривает как обнаружение христианской жизни под непосредственным действием св. Троицы; в одной группе фактов он находит обнаружение действия Бога Отца, в-другой – Бога Сына, в третьей – Духа Святаго. И с такой точки зрения он рассматривает всю церковную историю. В распространении христианства, твердости мучеников во время гонений, апологетической деятельности церкви, направленной ко вразумлению язычества, не хотевшего признать величия христианства, Горский примечал влияние Первого лица св. Троицы, Бога Отца. В одной из его вступительных лекций мы читаем: «мы должны видеть, как Бог призывал в недра Своей церкви один народ за другим, как охотно или не без сопротивления люди последуют сему влечению.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Эти нужные справки Горский непременно делал и отсылал в Петербург. Одной из первых статей, которую Горский послал к Погодину, была статья о святых Кирилле и Мефодии, так называемые их паннонские жития, которые автор снабдил основательным исследованием. Статья была напечатана и вызвала среди ученых большой интерес 140 . История Кирилла и Мефодия после исследования чешского ученого И. Добровского 141 раскрывалась преимущественно на основаниях латинских источников, видное место между которыми занимала так называемая «итальянская» легенда о перенесении мощей святого Климента в Рим. Горский же раскрыл глубокую древность паннонских славянских житий святых Кирилла и Мефодия и их первостепенную важность для правильного представления жизни и деятельности просветителей. Списки обоих житий Александр Васильевич нашел в библиотеке Московской Духовной Академии. Паннонские жития были известны ученым и прежде Горского. Ими пользовался, например, святитель Дмитрий Ростовский для своих «Четьих Миней»; к ним презрительно отнесся Шлецер 142 . Горский же в своей статье, строго придерживаясь текста житий, обстоятельно излагает биографию святых Кирилла и Мефодия, снабжая ее основательными критическими замечаниями, хронологическими и историческими, воспользовавшись для этого византийскими и западными источниками. «Это исследование Горского легло в основу большей части позднейших исследований о первоучителях славянских, а открытые им пространные славянские жития отодвинули на второй план прежние источники и сами заняли первенствующее место в кирилло-мефодиевской литературе» 143 . Выводы, к которым пришел Горский относительно текстов житий, остаются актуальными до сих пор. Они таковы: оба жития сохранились в своем изначальном виде, без особых искажений текста и позднейших вставок; написаны ближайшими учениками святых непосредственно после кончины каждого из братьев. Таким образом, Горский сделал вывод, что паннонские жития – один из самых полных источников сведений о трудах и жизни равноапостольных братьев, составленный непосредственно после их кончины, в той среде, в которой они трудились 144 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010