Как вещественный памятник ныне наполняющих нас мыслей, мы приносим Вам это маленькое приношение. Это икона Вашего небесного соименника и покровителя св. благ. князя Александра Невского. Усерднейше просим принять ее от нас, смиренно молящихся пред Господом о даровании Вам еще многих и многих лет жизни в пользу науки и на честь и славу нашей Академии » 337]. После своего юбилея Горский прожил три года. Безмерное, жертвенное служение науке и людям отразилось на его и без того слабом здоровье. Но до последнего издыхания Александр Васильевич продолжал служить родной Alma Mater. Протоиерей Александр Горский отошел ко Господу 11 октября 1875 года. Последними его словами были: «Я хочу скорее домой» 440]. Московской Духовной Академии посвятил Горский все свои силы - служил и трудился в ней с шестнадцатилетнего возраста до гробовой доски. Таким студентом, профессором и ректором Академия может и обязана гордиться. Таким сыном должна гордиться вся Россия. И пусть жизнь профессора протоиерея Александра Васильевича Горского послужит живым примером для руководителей современных Духовных и светских школ, для преподавателей и студентов, для ученых и священников, для богословов и историков, пусть будет образцом, эталоном чистого и беспристрастного служения Богу и людям, любви к Церкви и науке. В настоящее время имя отца Александра Горского внесено в хронологический список «Святая Русь» в качестве почитаемого подвижника благочестия в лике святого праведного Александра протоиерея, ректора Московской Духовной Академии 64]. Необходимо продолжать дальнейшее исследование жизни и трудов протоиерея А.В. Горского с целью подготовки материалов для его канонизации. Ведь саму жизнь протоиерея А.В. Горского можно с полной уверенностью назвать священной эпопеей, ибо она действительно была такой как по гармонической стройности пройденного пути, так и по неимоверному количеству совершенных в ней дел. Литература: 1. Воронец Е.Н. Воспоминания о скончавшемся в Бозе протоиерее А.В. Горском. Харьков, 1877.

http://ruskline.ru/analitika/2013/08/30/...

—201— 1875 г. По окончании в 1832 г. академического курса со званием Магистра, Горский был определен профессором Церковной и Гражданской Истории в Московскую Дух. Семинарию; а в августе 1833 г. переведен в Моск. Дух. Академию на должность Бакалавра по классу Церковной Истории. Еще в 1840 г. А. В. Горский писал, между прочим, к одному из своих друзей: «Я стал бы просить Бога, чтобы он удостоил и меня быть в числе таких служителей (т. е. священников), если бы с сим не соединялось, по нашим установлениям церковным, требование прежде вступить в брак». В 1860 г. это искреннее желание Горского осуществилось: 27-го марта он рукоположен был Митрополитом Филаретом в Успенском Соборе во священника с причислением его к Московскому Кафедральному Архангельскому Собору, и в том же году возведен был в сан протоиерея. 1862 г. октября 23 дня протоиерей А.В. Горский определен ректором Московской Академии и вместе с тем профессором догматического Богословия. Представляя Горского к должности ректорской, Митрополит имел в виду рано или поздно привлечь его к монашеству с тем, чтобы впоследствии открыть для него более обширный круг деятельности на пользу Церкви. Вскоре по назначении на должность Ректора Академии, именно 17-го января 1863 г., о. Горскому предложено было Митрополитом Филаретом (вероятно, чрез Преосвященного Леонида), место настоятеля в Московском Богоявленском монастыре, конечно с принятием монашества и с обещанием скорого вступления в сан епископский, но он не принял этого предложения, решившись навсегда остаться при Академии и при своих любимых ученых занятиях, хотя прежде, еще в юности своей, он не раз приходил к мысли о вступлении в монашество. Но о. Горский и сам не считал себя призванным к административным должностям, и другие не признавали в нем хороших административных качеств. – Вот что писал о нем в марте 1864 г. профессор Академии П.С. Казанский своему брату Костромскому Архиепископу Платону: « Александр Васильевич , кажется, изнемогает под тя- —202— 1875 г. жестью ректорских и новой профессуры обязанностей 131 ». Тот же профессор, при другом случае, делал о А. В-че, как ректоре, такой отзыв: «Во всей России нет человека по познаниям, по уму, по добрым качествам, по ревности к делу, по трудолюбию, по примерной жизни, по доброте сердца достойнейшего быть ректором Академии, а между тем на деле это – мало-способный ректор» 132 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Став ректором, Горский вынужден был оставить преподавание любимой им церковной истории. По тогдашнему правилу ректор по должности обязан был преподавать в Академии догматическое богословие. Со свойственной отцу Александру энергией он принялся разрабатывать новый для себя предмет. И, как метко отметил В.О. Ключевский, «Горский, перешедши к догматике после многолетнего чтения церковно-исторического курса, построенного им на строго богословском основании, положил в основу своего догматического курса историю догмата , развивая, только с большими научными средствами, приемы, испытанные одним из его предшественников, Филаретом Гумилевским» . У Горского развитие церковно-исторического знания отразилось на разработке догматического богословия при помощи исторического метода. По его словам метод «православного богословия состоит в том, чтобы утверждать свои истины на Слове Божием и подкреплять свое разумение Слова Божия свидетельством Церкви или Предания в обширнейшем значении. Это уважение к голосу Церкви или Преданию есть вместе уважение к истории Церкви, которая бывает не просто бесстрастной повествовательницей о фактах минувшего, но живой апологией христианской истины с ее доктринальными верованиями и конкретными обнаружениями» . Во время ректорства протоиерея Горского в 1864 году был широко отмечен пятидесятилетний юбилей реформированной Академии, той самой Академии, которой Горский отдал всю свою жизнь без остатка. Обозревая сделанное за этот немалый полувековой срок, митрополит Филарет с удовлетворением констатировал значительное влияние Академии на духовенство Москвы в отчете по Московской епархии за 1863 год: «Духовенство столицы, составляемое частью из получивших академическое образование... в значительной степени преимуществует пред прочим духовенством епархии как просвещением, так и нравственным характером... и сопровождается соответственным тому влиянием на прихожан» . В ряде адресов, полученных Академией, в приветственных выступлениях гостей и речах хозяев выявился итог деятельности и влияния Академии за целое пятидесятилетие.

http://ruskline.ru/analitika/2012/08/29/...

А. Мельков Ректор Московской Духовной академии А.В. Горский и его вклад в развитие русской церковно-исторической науки Источник Скачать epub pdf Имя протоиерея Александра Васильевича Горского, ректора Московской Духовной академии, тридцать лет преподававшего церковную историю в той же Академии, обладавшего обширной церковно-исторической эрудицией, в наше время почти не известно. И было бы несправедливо перед светлой памятью этого прекрасного ученого и преступно для всей исторической науки продолжать умалчивать о его деятельности как талантливого историка и основателя собственной научной школы. Эта интересная и сильная личность может и должна быть предметом научного изучения. Имя Горского неразрывно связано с историей Московской Духовной академии. Ему она обязана своим расцветом и первенствующим положением среди других Духовных академий России, которое она сохранила за собой до самого конца Синодального периода. О Горском, его трудах, научном образе его воззрений, его заслугах в области богословских наук, его значении в истории духовного просвещения написано немного 1 – гораздо меньше, чем можно было бы ожидать, принимая во внимание то, что Горский был труженик науки, и труженик высокодаровитый. К сожалению, по целому ряду случайных причин многое в чтениях Горского по церковной истории дошло до нас в неполном и отрывочном виде. И даже человеку, принявшему на себя труд изучить его систему, едва ли удалось бы воссоздать ее во всей полноте. Образ Александра Васильевича Горского (1812–1875) – один из самых светлых в истории русской науки, «но есть в нем какая-то трагическая хрупкость. Изящества в этом образе больше, чем силы» 2 . Многим Горский мог казаться человеком запуганным. Не случайно историк С. М. Соловьев прямо обвинял митрополита Московского Филарета в том, что он своим деспотизмом заглушил огромное дарование Горского 3 . Этот отзыв часто принято повторять без проверки. Но такое обвинение совершенно ложно. Верно другое – то, что у Горского в характере и в мышлении всегда чувствовалась какая-то внутренняя связанность и нерешительность. Но это был не страх перед чьим-нибудь осуждением или мнением, пусть даже и мнением епископа, это была некая духовная мнительность. И «засушил» Горского вовсе не святитель Филарет.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Горский проследил по всем памятникам древнеславянской литературы за  текстом Священного Писания и заметил, что древнейшие славянские писатели приводят тексты Писания не согласно с древним оригиналом, а передают его вероятно по своему собственному переводу. Это явление Горский заметил у Иоанна, экзарха Болгарского, в переводе  Афанасия Александрийского , сделанного одним из учеников св. Мефодия – Константином Болгарским, в переводе «Огласительных поучений» Кирилла Иерусалимского , относящихся к глубокой древности, в столь же древнем переводе Григория Богослова . 33 Таким образом, Горский установил следующую закономерность: чем древнее памятник славянской литературы, тем более славянский текст Священного Писания отличается несогласием и самостоятельностью с древним оригиналом. Он отметил это замечательное явление, поднимая вопрос об объеме и судьбе Кирило-Мефодиевского перевода Священного Писания. Горский не решил этого вопроса во всем объеме, но успел определить важнейшие фазы в истории славянского текста Нового Завета и с помощью тонких критических наблюдений смог определить древнейший первоначальный текст Псалтири, Деяний и Посланий Апостольских. Описание рукописей, при непосредственном участии Горского, тянулось целых 14 лет. Результатом такой долгой работы было появление в печати, с именем Горского и Невоструева шести довольно объемистых томов, в которых было подробно описано более 340 книг и рукописей. 34 Этот труд создал Горскому настоящую славу ученого. О нем говорили тогда все: говорили, что по полноте, основательности, глубине и подробности с ним не могут сравниться даже аналогичные описания старейших библиотек Европы, составленные западными учеными. 35 В 1867 году Академия наук удостоила «Описание» Ломоносовской премии. Первыми сообщить Горскому это радостное известие поспешили его друзья. Академик А.Ф. Бычков, извещая об этом Александра Васильевича, писал ему 2 декабря 1867 года: «Поспешаю передать Вам приятное известие об увенчании Ломоносовскою премиею, во вчерашнем заседании Академии наук, Вашего описания рукописей Синодальной библиотеки, этого многолетнего труда, обогатившего славянскую филологию и нашу литературу многими новыми данными.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

о Горском; его биография: С. 252–341. И. Е. Евсеев (А. В. Горский, в: Древности: Труды Славянской комиссии имп. Московского археологического общества (1902). 3. С. 58–65) подчеркивает влияние Горского на его ученика Е. Е. Голубинского, в книге которого «История Русской Церкви» отразились многие идеи Горского. См. также: Попов С. Ректор Московской Духовной Академии прот. А. В. Горский. Сергиев Посад, 1897 и высказывания о Горском целого ряда авторов в: БВ. 1900. 11. Горский часто упоминается и у Саввы. Хроника. 2–7. Филарет. Собрание мнений. 4. С. 575. Евсеев. Ук. соч. С. 64. Курсив автора. Филарет. Ук. соч. 5. 1. С. 3 и след. Интересно, что посвящение в сан неженатого Горского взволновало и консервативную часть московского общества (Казанский. Переписка, в: БВ. 1904. С. 569). Характерна дневниковая запись Горского от 7 февраля 1863 г., что назначение ректоров из белого духовенства могло бы оказаться полезным для духовного образования, ибо при научной скудости ученого монашества послужило бы ему своеобразным предостережением (У Троицы в Академии. С. 617. Прим.). Эта запись была выпущена при первом издании дневника (см. прим. 133). У Троицы в Академии. С. 290. Там же. С. 554. Гиляров-Платонов Н. П. Собрание сочинений. СПб., 1899. 2. С. 464 и след. Ср.: Лебедев А. П. Несколько воспоминаний о покойном Горском как профессоре церковной истории, в: Чтения в ОЛДП. 1879. 1. С. 122–150; Беляев А. Д. А. В. Горский. М., 1877; Евсеев, в: Древности. 3. Смирнов (1879). С. 45 и след.; Письмо В. Кудрявцева-Платонова С. К. Смирнову: У Троицы в Академии. С. 624 и след. Смирнов (1879). С. 47–52. О Ф. А. Голубинском как философе см.: Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии. Пг., 1922. 1. С. 185 и след.; Зеньковский. 1. С. 306–312 (библиогр.) (здесь также о влиянии на Голубинского французских религиозных философов и немецкой философии). У Троицы в Академии. С. 1–9; ср.: Смирнов (1879). С. 175. У Троицы в Академии. С. 84, 68 и след., 621. Зеньковский. 1. С. 312; ср.: БВ. 1914. 11–12. С. 332, 334 и след.; 1910. 12. С. 648

http://sedmitza.ru/lib/text/439980/

207 Старший чиновник канцелярии Обер Прокурора Св. Синода. Ныне попечитель Виленского учебного округа. 209 Окончил курс кандидатом в 1860 году. Скончался в 1866 году в должности диакона при русской посольской церкви в Вене. 212 На улучшение содержания студентов пищею и одеждою Митрополит Филарет в 1862 году пожертвовал из сумм Московской кафедры 3.915 рублей, которые и были выдаваемы до реформы Академии в 1870 году. 213 Классы древних и новых языков до 1862 года были в послеобеденное время, а в этом году перенесены на утренние часы. 215 Н. К. Соколов, бакалавр Академии. В 1861–62 году был в заграничном путешествии для изучения памятников, касающихся истории западной церкви. 217 К. И. Богоявленский, магистр 1864 года. Ныне священник Московской церкви Успения в Печатниках. 219 А. О. Ключарев, ныне Преосвященный Амвросий, Епископ Харьковский. П. С. Владимирский, шурин его, окончил курс кандидатом в 1866 году. 227 Дневник за 1869 год, по уважительным причинам, печатается не в полном его виде, а в извлечении. 228 А. В. Горский поехал в Петербург на юбилей Университета в качестве представителя от Московской Духовной Академии. 232 Кандидат М. Д. Академии 1844 года. Был епископом Якутским. В 1864 году – настоятель Воскресенского новоиерусалимского монастыря. В 1869 году – Епископ Уфимский, в 1876 – Томский. Ныне пребывает на покое в Оптиной пустыне. 233 Сергиевский, Директор канцелярии Обер-Прокурора Св. Синода, ныне попечитель Виленского учебного округа. 234 Магистр М. Д. Академии 1852 года. Чиновник особых поручений при Обер-Прокуроре Св. Синода. Скончался в 1884 году. 242 Архиепископ Литовский. Приехал для ревизии Московской Духовной Академии. А. В. Горский был в это время весьма болен и с трудом мог ходить и в октябре этого года скончался. Читать далее Источник: Горский А.В. Дневник : с примеч. Прот. С.К. Смирнова//Прибавление к Творениям св. Отцов. 1884. Ч. 34. Кн. 3. С. 84-144; Кн. 4 С. 303-365; 1885. Ч. 35. Кн. 1. С. 197-268. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Готовый всегда помочь тому, кто к нему обращался, Горский пользовался особенным уважением и любовью ученых. Многие из них, выпуская в свет свои труды, спешили представить их Александру Васильевичу, прося высказать свое мнение об их достоинствах и недостатках. Известный философ и славянофил Юрий Самарин 19 апреля 1866 года посылал Горскому для рецензии свою книгу об иезуитах 162 , прибавляя: «Ваше суждение было бы для меня дорого, но не смею вас об этом просить, зная, что вы обременены трудами» 163 . Горский дал отличный отзыв о книге. В 1873 году учитель Рязанской духовной семинарии Евграф Смирнов представил Горскому как знатоку и самому лучшему специалисту в церковно-исторической науке, свою «Историю Христианской Церкви», учебник, употребляющийся даже в современных Духовных школах России 164 . В конце 1864 года преосвященный Макарий (Булгаков) , в то время архиепископ Харьковский, прислал Горскому в знак глубокого уважения к его научным трудам только что вышедшие тома своей знаменитой «Истории Русской Церкви» 165 . Все вышеперечисленные авторы желали знать мнение Александра Васильевича и дорожили его ценными замечаниями. Но не только светские ученые и богословы дорожили научными познаниями Горского. Сам митрополит Московский Филарет пользовался его указаниями и советами. Митрополит посылал на просмотр Горскому свои проповеди исторического характера, беседовал с ним по вопросам церковной жизни, спрашивал его мнения по различным возникавшим в обществе вопросам, например, относительно исправления Устава Духовных Академий, о гражданском браке, преподавания богословия в университетах, Земских соборах и др. Митрополит просил Горского написать Устав Общества любителей духовного просвещения, сделать отзывы на некоторые книги. По желанию святителя Филарета Горский разъяснил «Свидетельство о литургии Преждеосвященных Даров», приписываемое Никите Стифату или Пекторату. Горский дал комментарии и на письмо Феодора Студита к папе Льву III. Именно на это письмо ссылались католики в доказательство главенства Римского епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Личность святителя Филарета стала для Горского путеводной звездой с того самого дня, как последний переступил порог Московской Духовной Академии. От юности имея исключительные дарования, в Академию Горский поступил почти мальчиком, в шестнадцать лет, из философского класса Костромской семинарии, на два года раньше нормального срока. Поступив в Академию, Горский сразу подвергся незримому действию той духовной атмосферы, какую создал в ней строгий и внимательный во всем к себе и другим митрополит Филарет. Святитель Филарет на протяжении большей части своей подвижнической жизни был связан с Московскими Духовными школами – как студент, как наставник, как архипастырь. После вступления на Московскую кафедру святитель Филарет встал к Академии в еще более близкие отношения, как ее непосредственный глава. Эта связь, продолжавшаяся в течение 46 лет, обусловила поразительное явление в ее истории: состоя в продолжение почти целого полувека под водительством одного вождя, она в течение всего этого периода сохраняла удивительное единство духа и направление образования. «Школа, которую проходила Академия в филаретовскую эпоху была сурова; больше прещений, чем одобрений и похвал получали от своего строгого начальника даже ее наилучшие работники, но основанная на указанных нравственных началах, эта школа и создала из академической корпорации совершенно особенный тип ученого монастыря. В понятии «монастыря» заключается идея послушания: Академия воспитывала людей, послушных долгу; в понятии «ученый» заключается идея свободы: – Академия воспитывала людей, признающих за собой право собственных убеждений и уважающих чужую свободу» 2 . Вот в такой атмосфере и учился будущий ученый, в той же атмосфере он пребывал и после того, как стал молодым преподавателем в ставшей ему родной Академии. Как наставник Горский был подчинен ректору, конференции Академии и власти правящего архиерея. Эта цензура не была формальностью. И самой ответственной была цензура святителя Филарета, которому преподаватели Академии каждый год через конференцию предоставляли краткие записки о том, что они прочитали за это время студентам.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Отзыв не решил исход дела, а митрополит Филарет решил проучить заносчивого цензора. По благословению владыки Горский должен был составить подробное объяснение на возражения и требования цензорской рецензии. Он взялся за дело и уже летом 1853 года после тщательной, кропотливой работы и постоянных консультаций с митрополитом Филаретом, ответ был готов. Сам документ озаглавлен так: «Апология „Описания славянских рукописей Синодальной библиотеки“ и Слово обличительное на отца Иоанна (ныне Казанской Духовной Академии ректора)» 256 . В итоге из-под пера Горского вышло то, что с полным правом можно назвать шедевром полемического искусства. В серьезном, научном стиле ответ на рецензию архимандрита Иоанна был дан компетентный и исчерпывающий, но не только как отпор всем замечаниям критика. Здесь видно, как Горский буквально преследует цензора до конца, изобличая преувеличенность его выводов и коварность замыслов. Этот ответ действительно является не только апологией «Описания», но и своеобразным обличительным словом на отзыв цензора. Отстаивая все выводы «Описания» относительно истории Священного текста, Горский с особенной энергией защищает научную постановку труда, непоколебимыми доводами доказывая, что неблаговидным и неполезным для общего чтения рассматриваемый труд может признать только придирчивый взгляд, отягощенный ложными суждениями. В некоторых местах «Апология» оставляет свой официальный тон и возвышается до лирического воодушевления. На требование цензора устранить научно-критическую составляющую Горский отвечает энергичными словами с чувством исполненного долга перед Церковью и наукой: «Под благовидным предлогом прикрытия недостатков древнего текста, рецензия устраняет из описания и все другие исследования: тогда как при известном мнении об утрате первоначального перевода ветхозаветных книг, представляются необходимым вопросы: откуда же взялись у нас переводы ветхозаветных книг в полных списках Библии и в отдельных рукописях? Что составляет первоначальную основу нынешнего нашего кодекса св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010