Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОПТСКАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ Одна из Восточных католических Церквей ; образована коптами , соединившимися с Римско-католической Церковью с сохранением александрийского обряда Коптской Церкви . Возглавляет К. к. Ц. Александрийский патриарх коптов (с 15 янв. 2013 Ибрагим Исаак Сидрак); его резиденция находится в Каире (Египет). Патриарший кафедральный собор Пресв. Богородицы расположен в районе Каира Мадинат-Наср. К. к. Ц. состоит из патриаршего диоцеза Александрия и 6 еп-ств в Египте (Асьют, Гиза, Исмаилия, Луксор, Эль-Минья и Сохаг). Глава копт. католич. Патриархата избирается Синодом К. к. Ц., после чего папа Римский утверждает избранного патриарха; ему вручается паллий . Синод назначает епископов, к-рые затем утверждаются в Риме. При Синоде действует состоящий из мирян Совет копт. католич. общины. В нач. XXI в. численность К. к. Ц. составляла, по разным оценкам, от 160 до 220 тыс. чел., большинство коптов-католиков проживают в Каире, Александрии и неск. деревнях В. Египта. После событий «Египетской весны» (2012) и прихода к власти «Братьев-мусульман» часть членов общины эмигрировала в Европу и Сев. Америку. Отдельные приходы К. к. Ц. представлены в Европе, Сев. Америке, Австралии и на Ближ. Востоке. В каирском р-не Эль-Маади действует патриаршая ДС св. Льва, существуют начальные семинарии в Александрии и Тахте, а также катехизационный ин-т Сакакини (Каир). В К. к. Ц. нет своих мон-рей, но существует неск. небольших муж. и жен. монашеских общин различных католич. орденов и конгрегаций. Впервые переговоры об унии Коптской Церкви и Папского престола состоялись в 1440 г., когда папа Римский Евгений IV направил к копт. Александрийскому патриарху Иоанну XI францисканца Альберто Бердини да Сартеано с приглашением прислать делегатов на Ферраро-Флорентийский Собор . Патриарх отправил к папе Римскому игум. Андрея из мон-ря св. Антония с посланием, в к-ром исповедовал веру в единую природу Христа. Прибыв на Собор, игум. Андрей согласился объявить об унии Коптской и Римско-католической Церквей, что было подтверждено декретом «Cantate Domino» (4 февр. 1442); однако подписание акта об унии не имело к.-л. реальных последствий.

http://pravenc.ru/text/2057206.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАТОЛИЦИЗМ [католичество; от греч. καθολικς, лат. catholicus - всецелый, всеобъемлющий, всеобщий; ср. ст. Соборность ], совокупность догматических, канонических (см. в ст. Каноническое право ), литургических и духовно-практических норм Римско-католической Церкви, определяющих ее конфессиональную идентичность. В зап. лит-ре термином «католицизм» в большей мере обозначается образ мышления, культурные и общественно-политические ценности, находящие воплощение в деятельности приверженцев католич. веры, в связи с чем допускается речь о соответствующих разным историческим эпохам или этногеографическим образованиям «католицизмах» (см., напр.: Hausberger K. Römisch-katholische Kirche I//TRE. 1998. Bd. 29. S. 320). Поэтому в католич. самосознании понятия «католицизм» и «Римско-католическая Церковь» не равнозначны. Как и в правосл. Церкви, основополагающими источниками вероучения в К. считаются Свящ. Писание и Предание, содержащие истины божественного Откровения . Однако характерные для К. принцип догматического развития (см. ст. Догматического развития теория ) и господство юридических форм мышления во многом обусловили появление расхождений с Православием по существенным вероучительным вопросам. Многие положения католич. доктрины несут печать конфессиональной полемики с протестантизмом в эпоху Контрреформации и религ. модернизмом ; при выработке доктринальных решений на современном этапе заметную роль играют «контекстуальные теологии» - теология третьего мира, освобождения теология , феминистская теология и др.,- а также богословские дискуссии по актуальной проблематике в области морали и экуменизма. (Об истории, богослужебной традиции, административно-канонической структуре, социально-этической доктрине, духовных и общественно-религ. ин-тах К. см. в статьях Римско-католическая Церковь , Восточные католические Церкви .) Триадология Учение К. о Боге, едином в существе (substantia, essentia) и троичном в Лицах (personae), трансцендентном миру Творце (Creator), Вседержителе (omnipotens) и Промыслителе (providens), вбирает в себя как соборную и патристическую традицию древней Церкви, так и некоторые существенные элементы догматического развития в зап. богословии, проявившиеся во 2-й пол. I тыс., разработанные в эпоху схоластики и утвержденные вероучительными текстами средневековья. Центральная тематика паламитских споров XIV в. о различении в Боге ипостасного, природного и энергийного модусов существования не оказала влияния на принципы католич. триадологии как по церковно-историческим (см. ст. Разделение Церквей ), так и по богословско-методологическим причинам.

http://pravenc.ru/text/1683907.html

О Церкви Христовой в свете веры православной (вне общения с небесной Церковью нет Церкви Христовой) Источник Скачать epub pdf Предисловие В широком христианском мире тема о Церкви выдвинута в наши дни на первый план. Ее делает предметом дня – вне Православной Церкви – «экуменическое движение», озабоченное объединением в одно целое разрозненных многочисленных протестантских обществ, созданием своего «экуменического» единства, в параллель или в противовес «католическому» единству Римской Церкви. «Будьте всегда готовы всякому, требующему от вас отчета о вашем уповании, дать ответ», наставляет апостол ( 1Пет.3:15 ). На вопрос об отношении православных христиан к поставленной протестантством проблеме нам надлежит ответить выяснением нашего понимания существа Церкви. В православном обществе имеются свои собственные, внутренние, а потому и еще более существенные основания к тому, чтобы сосредоточить внимание на учении о Церкви. Православная церковная жизнь теперь невольно соприкасается ближе, чем прежде, с жизнью иных христианских исповеданий. В особенности это нужно сказать о русском рассеянии. Православные русские люди Зарубежья оказались вкрапленными в большинстве случаев в чужую среду, хотя и христианскую, но живущую по иному религиозному укладу, римско-католическому, англиканскому, протестантскому. Во многих случаях они видят со стороны местных вероисповедных общин и их представителей бескорыстную помощь и благожелательное отношение к себе в религиозных нуждах. Нередко встречаются и с иным отношением – с настойчивыми попытками, прикрытыми или открытыми, оторвать их от православия и перевести в свои исповедания. И для многих становятся теперь особенно живыми вопросы о Церкви. Что есть Церковь Христова? Как понимать положение Православной Церкви среди окружающого Ее разнородного христианского мира и их взаимное отношение? Почему важно принадлежать к Церкви Православной? Эти вопросы и недоумения не должны быть оставлены без выяснения. Наконец, с темой Церкви часто сталкиваются теперь вопросы общественные, напр., об участии Церкви в устроении социальном, государственном, в культурной и политической жизни. Хотя догматическое учение о Церкви непосредственно не дает освещения этих вопросов, оно указывает направление, в каком можно сделать выводы, так как определяет назначение Церкви по существу и ее положение в мире. I. Церковь – Дом Божий

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Сравнительное богословие Курс лекций по Сравнительному богословию (Римо-Католическая Церковь) протоиерея Максима Козлова. Прот. Максим Козлов в исторической перспективе разбирает католическую догматику (акцентируя внимание на папизме) с православных позиций. Книга имеет два раздела: история католицизма и его современное состояние. «Сравнительное богословие» Максима Козлова хотя и посвящено обличению догматических заблуждений Рима, однако никакого «зилотизма» в нем нет. Автор хочет взять от католицизма все то хорошее, что у него есть, и сверхзадачей видит «возвращение братьев». Как пишет сам отец Максим: «Изучение истории РКЦ необходимо не только с целью удовлетворения любознательности, но и в практических целях, чтобы научиться у западного исповедания широко поставленному проявлению милосердия и благотворительности (уход за больными, престарелыми), чего нередко не хватает у нас. При исследовании истории РКЦ, ее иерархии, генезиса отклонений и заблуждений не стоит впадать в искушение, ведущее к фарисейскому осуждению католического исповедания. Говоря словами св. Григория Богослова, «мы домогаемся не победы, а возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас».» Курс лекций по Сравнительному богословию (Римо-Католическая Церковь) 1. Введение Предметом данного курса является изучение истории возникновения и развития папского примата в Римо-католической церкви (далее по тексту - РКЦ), начиная со II века, и выходящих из него последующих расхождений со Вселенской верой. Обзор догматических заблуждений РКЦ ведется в историческом ракурсе, ибо история - база догматических отступлений. Изучение истории РКЦ необходимо не только с целью удовлетворения любознательности, но и в практических целях, чтобы научиться у западного исповедания широко поставленному проявлению милосердия и благотворительности (уход за больными, престарелыми), чего нередко нехватает у нас.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=836...

Подробное истолкование Евангельских оснований, приводимых католиками в защиту папского главенства 1) Первое и самое главное Евангельское место, на которое всегда ссылались и ссылаются защитники папского главенства, представляет следующие слова, сказанные Спасителем апостолу Петру: «Я говорю тебе: ты – Петр, и на сём камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» ( Мф.16:18–19 ). На основании этих Господних слов паписты заключают, что Церковь Христова, во-первых, основана на апостоле Петре и только на нём одном, и, во-вторых, что апостол Петр был поставлен верховным главою Церкви и наместником Бога на земле. Отсюда паписты делают второе заключение, будто и Римский папа, как преемник (?) апостола Петра, является верховным главой Церкви и наместником Бога на земле. Заключение, по-видимому, логичное, но, если согласиться с ним и принять католическое объяснение вышеприведенных слов Христовых, у нас неминуемо возникает ряд недоуменных вопросов, на которые католическое толкование не дает, да и не может дать ясного ответа. Чтобы яснее представить смысл вышесказанного, рассмотрим вышеприведенное евангельское место в контексте. «Пришедши же в страны Кесарии Филипповой, – повествует евангелист Матфей, – Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, и иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога живого. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр...» и т. д. ( Мф.16:13–18 ). Из приведенного Евангельского повествования ясно видно, что со своим вопросом Господь обращался не к одному только апостолу Петру, а ко всем апостолам вместе: « Иисус спрашивал , сказано, учеников Своих » и еще: «он говорит им: а вы за кого почитаете Меня ? " На вопрос Спасителя Петр исповедует Его Сыном Божиим. Является вопрос: за себя ли только одного апостол Петр произнес исповедание, или он говорил свои слова от имени всех апостолов? Если предположить, что апостол Петр говорил исповедание только за себя, то становится непонятным, почему молчали другие апостолы? Почему и они, подобно Петру, не исповедовали Спасителя Сыном Божиим? Ведь Христос спрашивал всех, а не одного апостола Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

поиск:   разделы   рассылка Андрей Рогозянский Папа-консерватор vs папа-прогрессист – кто лучше для православных? Источник:  Радонеж Смена римо-католического первоиерарха продолжает вызывать комментарии. На портале Богослов.ру размещена публикация иеромонаха Иоанна (Гуайты) под названием " А почему именно Хорхе Марио Бергольо? " В разборе обстоятельств избрания 266-го Папы Франциска автор рассуждает о борьбе двух течений, двух альтернатив в развитии Католической церкви. Описание им Конклава 12-13 марта выглядит довольно реалистичным, если бы не приложения к тематике православно-католических связей. Центральное место в анализе о. Иоанна занимает тезис о конфронтационном характере консерватизма католиков и, наоборот, о большей комфортности умеренно-прогрессистского направления в политике Ватикана. О. Иоанн, в частности, замечает: " Часто в Русской Церкви, даже среди компетентных людей и епископата, представления о различных течениях внутри Католической Церкви совершенно не соответствуют действительности. Некоторые считают, что гораздо ближе к Православной Церкви стоят католики-консерваторы, ревнители традиций, сторонники Мессы на латыни, старых облачений и прочее. [...] Но это не совсем так. Именно для консервативных католиков православные – это раскольники... Католики-консерваторы убеждены в превосходстве латинского обряда над любым другим, они яростно отстаивают непогрешимость Папы, его непосредственное первенство над Вселенской Церковью и считают, что примирение с православными возможно только в случае полного принятия ими всех католических догматов... Что касается так называемых прогрессивных католиков, мы не должны себе их представлять либералами-экстремистами. [...] Прогрессисты выступают за такой диалог с другими христианами, который не сводился бы только к требованиям покаяния и возвращения в Католическую Церковь. Особенно от православных, как они считают, Церковь не должна требовать никаких изменений " . Конец цитаты. Думается, автор, при всём уважении, упускает одну важную деталь.

http://religare.ru/2_100545.html

Разделы портала «Азбука веры» Почему учение “филиокве” признано ересью Православной Церковью? Похожие вопросы 4 Ответа Очевидно, потому что это не так. Дух Святой не исходит “и от Сына”, а только от Отца. Церковь, будучи столпом и утверждением истины ( 1Тим. 3:15 ), содержит правдивое, неискажённое учение о Боге Филиокве — это позднее внесоборное добавление к 8му члену Символу Веры слов: “и Сына”. В результате фраза звучит “Верую …  в Духа Святого, Господа животворящего иже от Отца и Сына исходящего”. Филиокве — это тринитарная ересь, против решений Вселенских Соборов 325, 381и 431х годов. Почему? Связано с тем, что в понятии о Троице — Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух имеют уникальную Личную Ипостась, каждый сохраняя Единую Божественную Сущность. Так, Отец — предвечно нерождается, Сын — предвечно рождается от Отца, Святой Дух — предвечно исходит от Отца. Если допустить, что Святой Дух одновременно и исходит от Отца и от Сына, то Отец и Сын имеют некое преимущество перед Святым Духом, так как: Сын рождается от Отца, и от Него исходит Святой Дух; от Отца исходит Святой Дух и рождается Сын; у Святого Духа умаляются ипостасные Личностные свойства, Он исходит от Отца и одновременно Он исходит от Сына. Практика веры в Католической церкви привела к потере смыслов для Святого Духа. Он имеет по факту католической веры служебные, но не Личные свойства — Он и от Отца, и от Сына, и выходит на втором уровне, что является ложью. Заметим, католики заостряют своё внимание только на Отце и на Сыне, как на Христе. Святой Дух для них остаётся “непонятным приложением”, доставшимся по традиции. Обычный католик, не богослов, не сможет дать ответ в чём проявление Бога Святого Духа. Но Бог Святой Дух участник нашего спасения, без Него верующий лишается возможности об о жения. На мой взгляд, отсутствие особого почитания и понимания Личности Святого Духа стало причиной насаждения в католичестве целибата, экстремальных аскетических практик, созданий  множеств монашествующих орденов и уставов, и особого папского примата. Инстинктивно Римская Церковь пыталась восполнить отсутствие святости этими практиками, полагаясь не на Благодать от Святого Духа, но на человеческие проявления святости, что в принципе невозможно из-за грехопадения.

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-uchenie-...

Результаты понтификата Иоанна Павла II Папа Иоанн Павел II С кончиной папы Иоанна Павла II (2.04.2005) закончился самый длинный понтификат в истории прошедшего века. Покойный папа был первым славянином во главе римского католицизма, посетившим с пастырскими визитами множество стран мира (знаковое исключение составляет Россия). Он канонизировал наибольшее количество святых за историю Католической церкви, в том числе священников и верующих, подвергшихся гонениям со стороны тоталитарных и авторитарных режимов (среди них, в частности, экзарх русских католиков Леонид Федоров). О папе еще при его жизни были написаны сотни книг, а государственный секретарь Ватикана Анджело Содано сразу после объявления о кончине Иоанна Павла II назвал его «великим папой» – обычно этот эпитет употребляется в отношении понтификов, признанных святыми или блаженными. Однако все эти положительные стороны понтификата Иоанна Павла II сочетаются с наличием целого ряда проблем в современном католицизме. Новое тысячелетие поставило церковь перед нелегким выбором: или адаптироваться к новым общественным настроениям, или выступать в качестве хранителя традиции. Этот выбор можно сравнить с эпохой Реформации, когда одна часть западных богословов настаивала на том, чтобы пойти навстречу протестантизму, а другая, напротив, на «ассиметричном» ответе на их вызов, предусматривающем ставку на все позитивное и жизнеспособное, что было в истории Католической церкви. В результате победили последние, ставшие идеологами контрреформации. Итак, для того, чтобы попытаться определить значение понтификата Иоанна Павла II, нужно, в первую очередь, проследить за социальными, политическими, внутренними и внешними церковными событиями, произошедшими в Ватикане за прошедшие четверть века. В наши дни ситуация выглядит следующим образом. II Ватиканский собор (1962–1965) начал реформы, направленные на модернизацию церкви: процедура богослужения была упрощена, а сама месса переведена на национальные языки; были расширены права епископов (и при этом несколько сокращены прерогативы Ватикана); санкционирован диалог с некатолическими церквами, а также между верующими и неверующими. Церковь дистанцировалась от апологетики капитализма, демонстрируя свою свободу от какой-либо политической, социальной или экономической системы. Определенным продолжением этой тенденции можно считать критику католиками многих проявлений глобализации, а также негативное отношение к односторонним силовым акциям, например к войне в Ираке.

http://pravoslavie.ru/644.html

священник Иоанн Юркович (католик) Приложение III: Кодекс Канонического Права – Codex Juris Canonici Liber II. De Populo Dei – Книга II: О народе Божием Pars I: De Christifidelibus – Часть I: О в ерующих 204 § 1. Верующие – это те, кто, сочетавшись Христу через крещение, составляют народ Божий, благодаря чему становятся в своём роде участниками священнического, пророческого и царского служения Христа и призываются – в соответствии с положением каждого – к осуществлению той миссии, которую Бог доверил Церкви исполнять в мире. § 2. Эта Церковь , установленная и устроенная в мире сем как общество, пребывает в католической Церкви, управляемой преемником Петра и Епископами в общении с ним. 205 В полном общении с католической Церковью находятся на сей земле те крещёные, которые в её видимом составе сочетаются со Христом узами исповедания веры, таинств и церковного управления. 206 § 1. Особым образом с Церковью связаны оглашенные, т.е. те, кто, будучи движимы Духом Святым, открыто заявляют о своём желании приобщиться к ней и посему этим самым желанием, как и жизнью веры, надежды и любви, которую они ведут, соединяются с Церковью, пекущейся о них уже как о своих [чадах]. § 2. Особое попечение об оглашенных проявляет Церковь , которая, призывая их вести евангельскую жизнь, приобщает их к священным обрядам и уже наделяет их различными прерогативами, принадлежащими собственно христианам. 207 § 1. По божественному установлению среди верующих в Церкви есть священнослужители, в церковном праве называемые также клириками; прочие же именуются и мирянами. § 2. В той и другой части есть верующие, которые вследствие исповедания евангельских советов посредством обетов или других священных уз, признанных и одобренных Церковью, особым образом посвящают себя Богу и способствуют спасительной миссии Церкви; их статус, хотя он и не входит в иерархическое строение Церкви, тем не менее принадлежит её жизни и святости. Titulus I : De omnium christifidelium obligationibus et juribus – Титул I: Об обязанностях и правах всех верующих

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Согласно господствующему учению, церковь это есть учреждение, института, или, другими словами, с точки зрения права, церковь есть юридическое лицо. В соответствии с этим большинство канонистов разрешает и вопрос о существе церковной власти. Церковное властвование есть проявление господствующей в церкви воли и потому церковная власть понимается, как воля 1 или способность повелевать и вынуждать исполнение своих повелени 2 . Учение это, провозглашенное и особенно резко формулированное в средние века, по сей день господствует в литературе церковного права не только католической, но и греко-восточной церкви. По этому учению, Господь учредил в церкви чисто правовую власть и передал ее апостолу Петру или, по учению православной церкви, всем апостолам, от коих она перешла к епископам, как их преемникам. Власть эта в полноте своей едина 3 , заключает в себе все полномочия, данные Христом церкви 4 , и действует в двух или трех направлениях: учительства (potestas magisterii) и священнодействия (potestas ordinis) с одной стороны и управления в широком смысле (potestas jurisdictionis) с другой. Католиками церковная власть во всех трех ее направлениях усвояется только иерархией, с полным исключением от нее мирян 5 , и рассматривается, как пастырство в обширном смысле: все акты церковной власти, в том числе и все акты правительственные, выводятся из полномочия, данного Иисусом Христом апостолу Петру – пасти овец, т. е. верующих 6 . В римско-католической церкви вся церковная власть принадлежит папе, одному видимому церковному главе, представителю и наместнику невидимого главы Христа, преемнику апостола Петра, епископу римскому 7 . Со времени Ватиканского собора папа есть непогрешимый учитель in rebus fidei et morum, когда он говорит ex cathedra. Он непогрешимо и обязательно для всех христиан устанавливает, в чем состоит христианское учение по тому или другому предмету догматики или нравственности. Церковная власть осуществляется папой или непосредственно или через постоянные учреждения и должности, занимать которые, по божественному праву, могут только лица, получившие особое посвящение и вместе с посвящением особые благодатные дары и способность к церковному руководству. Таким образом, единственным источником церковной власти всех должностных лиц является папа, от коего они все получают уполномочие и перед коим ответствуют за прохождение своей должности 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010