поиск:   разделы   рассылка Лоскутки Из дневниковых записей протоиерея Всеволода Чаплина. Часть 10 Удивляет, что в умах многих современников христианство отождествляется с десятью заповедями Моисеева закона. Но мы ведь знаем, что исполнение его не спасло человечества... Нагорная проповедь Господа Иисуса ставит неизмеримо более высокую нравственную планку – настолько высокую, что человеческими силами она недостижима. Для того, чтобы изжить всякую мысль о грехе, не требуя никакой земной награды, нужна благодать Божия. Человекам спастись невозможно, говорит Господь. Ты можешь делать житейское " добро " , стать моральным и даже духовным авторитетом (такими, кстати, были фарисеи) – но без обращения к Богу неизбежно повредишь свое сердце, и в итоге окажешься хуже любого убийцы, развратника, стяжателя, нашедшего в себе силы прийти к Нему с покаянием. Фарисеям – тогдашним Сахаровым и Анпиловым – не помогли исправиться все их заслуги, вся их безупречная гражданская позиция, вся их своеобразная религиозность. Ничтожного, презренного разбойника на кресте спасла одна молитва. Ибо " невозможное человеку возможно Богу " (Лк. 18. 27). Одна знакомая монахиня сказала мне: " Ну что вы все занимаетесь какой-то политикой, информацией... Главное – строить храмы " . Да, строить их нужно. Но если не просвещать народ, если не ограждать Церковь от творцов смут и расколов – не получится ли так, что самые великолепные храмы окажутся в чужих руках при полном равнодушии общества? Не так ли было во времена обновленчества? Не так ли сейчас на Украине? Не пускает ли с молотка свои храмы в Америке Католическая Церковь, проигрывая прекрасно оркестрованные судебные дела? Вот почему нам так важно тратить максимум и сил, и средств на миссию, просвещение, катехизацию, поддержку Церкви – правовую, социальную, информационную. Одна знакомая монахиня сказала мне: " Ну что вы все занимаетесь какой-то политикой, информацией... Главное – строить храмы " . Да, строить их нужно. Но если не просвещать народ, если не ограждать Церковь от творцов смут и расколов – не получится ли так, что самые великолепные храмы окажутся в чужих руках при полном равнодушии общества? Не так ли было во времена обновленчества? Не так ли сейчас на Украине? Не пускает ли с молотка свои храмы в Америке Католическая Церковь, проигрывая прекрасно оркестрованные судебные дела? Вот почему нам так важно тратить максимум и сил, и средств на миссию, просвещение, катехизацию, поддержку Церкви – правовую, социальную, информационную.

http://religare.ru/2_32349.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 6  голосов:  5.0 из  5) Оглавление Беседа 13. Кризис католицизма и протестантская революция Есть поговорка, подтверждаемая не только философией, но и прямым жизненным опытом: «За всё надо платить». Она принадлежит к самым известным и постоянно повторяемым сентенциям и в то же время более всех других игнорируется. Как только перед человеком возникает какой-нибудь соблазн, вроде сыра в мышеловке, он тут же её забывает, хотя ещё накануне мог напоминать об универсальном принципе расплаты какому-то своему знакомому. Католическая Церковь тоже забыла об этом принципе, когда обстоятельства открыли перед ней возможность, слегка отойдя от духа подлинного христианства, положить к своим ногам все богатства и всю славу Европы. Это «слегка» неизбежным образом стало превращаться в «существенно», и с Церковью случилось то, что всегда случается с пытающимися сидеть сразу на двух стульях: она оказалась между ними и упала. Это и была плата за соблазн. Но и когда пришло время платить, западная Церковь всё ещё тешила себя надеждой, что поговорка верна для всех, кроме неё, и, сидя на полу, всё ещё воображала, будто вот-вот встанет на ноги и, собравшись с силами, сможет, как и прежде, властвовать над миром. Её отчаянное цепляние за власть привело к пролитию целых рек крови и всё равно кончилось поражением. Тот, кто поддаётся искушению, совершает грех, неважно, отдельное лицо это или что-то большее. Западная христианская Церковь, поддавшись искушению господствовать над всеми королевствами Европы, совершила грех, подобно греху наших прародителей. Бог сказал Адаму и Еве: плодитесь и размножайтесь и владейте землёю, но им показалось этого мало, и они захотели «стать как боги», то есть владеть ещё и небесами. Западной Церкви, в лице её епископа Петра, было сказано Христом: что свяжешь и развяжешь здесь, будет связано и развязано на небесах, то есть ей были даны в распоряжение небеса, но ей этого показалось недостаточно, и она захотела владеть также всем земным. Тот же Адамов грех, только наоборот! И имел он такие же роковые дальние последствия, только не для всего человечества, как первородный грех, а для западной цивилизации. Пожелав излишнего, первый человек потерял и то, что имел, и, как предупреждал его Бог ( Быт. 2:17 ), стал смертным и умер; точно так же и католическая Церковь, пожелав того, что ей не должно принадлежать, обрекла себя на смерть, и не только себя, но и всю порождённую ею цивилизацию. Сегодня, когда Запад начал уже агонизировать, мы с полной ясностью видим, какими страшными и непреложными бывают Господни слова: «Не делай этого, а то смертью умрёшь».

http://azbyka.ru/fiction/vera-i-razum-ev...

11. Реформация и контрреформация К Оглавлению Реформация в Германии Мартин Лютер Движение за реформы в католической церкви приобрело в XVI в. общеевропейский характер и нашло поддержку в разных слоях населения. Католическая церковь во главе с ее интернациональным центром, папской курией, потеряла свое былое значение в политической и духовной жизни европейских стран. Образование централизованных национальных государств в Западной Европе лишало католическую церковь ее прежней, наднациональной политической роли. В то же время, в результате распространения светской образованности и развития научных знаний, католическая церковь теряла монополию на образование и духовное руководство обществом. Особое недовольство вызывали поборы папской курии и высшего клира, которые, в условиях роста товарно-денежных отношений, постоянно увеличивались. Светские феодалы и монархи с завистью смотрели на богатства церкви, мечтая завладеть ими с помощью старого испытанного средства — секуляризации. Они требовали ограничения поборов в папскую курию. Бюргерская оппозиция, выражавшая на первых порах чаяния широких масс населения, задумывалась над упразднением католической церкви как феодального института и созданием новой, «простой и дешевой» церкви без поборов и платы за требы. Идеологи народных масс вкладывали в понятие Реформации более широкий смысл — преобразование всей системы общественных отношений в духе евангельского равенства. В политически раздробленной Германии притязания папства не получили такого отпора, как в централизованных европейских государствах. Здесь церковные поборы постоянно возрастали, вызывая массовое недовольство. Это послужило одной из причин Реформации в Германии, которая постепенно приобрела характер общегерманского движения. В условиях социальных противоречий, связанных с зарождением капиталистических отношений, раздробленностью, с усилением феодальной эксплуатации в деревне, движение Реформации в Германии стало первым серьезным сражением против феодализма в целом. Толчком к массовому реформационному движению в Германии послужило выступление Лютера против индульгенций.

http://sedmitza.ru/lib/text/441094/

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_17157.html 26 апреля 2005 Андрей Гайосинскас Про авторитарное православие и про демократическое католичество Написать эту небольшую статью меня толкнули два фактора. Первый – это достаточно частое противопоставление православной (довлеющей и недемократической) и католической (опекающей и свободной) церквей в российской прессе и интернете. А второй – это не менее частые обвинения православной церкви в приверженности к авторитаризму (поддержка и солидаризация с режимом Лукашенко в Беларуси; все усиливающиеся связи со светской властью в России), которые особенно часто можно услышать за границей. Оба утверждения, регулярно повторяющиеся в разных местах, вызвали у меня желание попытаться их опровергнуть. Однако я не собираюсь опровергать утверждения, что православие в определенной мере склонно к авторитаризму и поддержке авторитарного типа правления. О проблеме цезарепапизма говорилось много. Но обвинять в цезарепапизме только православную церковь, это не правильно. Безусловно, тяготение к недемократическим правым формам правления у православия есть. Но возникает вопрос – нет ли такого же тяготения у католической церкви? Достаточно очевидный ответ – есть. Имидж демократической, радеющей за свободу, проевропейской католической церкви сформировался в царских, а затем советских условиях, где католическая церковь воспринималась как враждебная и ее действие ограничивалось (или же активно выкорчевывалось, в зависимости от исторического периода). На этом фоне видение католика-прозападника, стремящегося к демократии и равенству, который находится в духовной оппозиции монархическому (вариант – просоветскому) православию прочно укрепился в сознании части русской интеллигенции и особенно прочно у самих русских католиков. Тяготение к авторитаризму у Католической церкви достаточно ярко просматривается на протяжении всей ее истории. Но, даже откинув многие века и обратившись к истории двадцатого века, наглядно видно, что Католическая церковь, как структура, не была ярым поборником демократии и свобод. Достаточно вспомнить Италию времен Муссолини, Хорватию военного времени, режим Виши во Франции или марионеточную фашистскую Словакию 1942-1944 годов, президентом которой был католический священник. Безусловно, не все священники поддерживали фашистские режимы, были и активно сопротивляющиеся, но это скорее были личные решения и подвиги, а не позиция церкви. Авторитарные перевороты в межвоенный период в Европе (в Польше, Литве, Испании, Португалии) также всегда поддерживались и приветствовались католической церковью.

http://religare.ru/2_17157_1_21.html

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_84447.html 21 марта 2011 Православно-католические отношения: 20 лет после падения Берлинской стены. Выступление митрополита Волоколамского Илариона на IV Международном конгрессе " Место встречи Вселенская Церковь " Источник:  http://www.patriarchia.ru/db/text/1433291.html Официальный сайт РПЦ МП 19 марта 2011 года в городе Вюрцбург (Германия) председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион принял участие в IV Международном конгрессе " Место встречи Вселенская Церковь " . За последние 20 лет отношения между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью прошли серьезные испытания, обусловленные новой политической ситуацией. Падение Берлинской стены в 1989 году символизировало конец противостояния двух социально-политических систем и начало формирования единого европейского пространства. Новые процессы не могли не отразиться на жизни Церквей, обнажив давние противоречия между православием и католичеством и одновременно поставив новые задачи, потребовавшие совместного поиска их решения. Богословский диалог между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью, начатый в рамках Смешанной международной комиссии в 1979 году, согласно его программе, должен был " отправляться от элементов, которые объединяют Православную и Римско-Католическую Церкви " с тем, чтобы развиваться в положительном ключе. Как отмечали составители программы диалога, " можно надеяться, что таким образом станет возможно последовательно и преемственно устранить определенные препятствия, которые противостоят возобновлению совместной жизни двух наших Церквей " . В период с 1980 по 1988 годы работа Смешанной комиссии была действительно посвящена последовательному разбору вопросов таинств и сакраментальной природы Церкви. Хотя изучение данных вопросов проходило еще в достаточно спокойной атмосфере и напоминало скорее академическое исследование, уже на первых этапах диалога вскрылось противоречие между православной " евхаристической экклезиологией " , сосредоточенной на понятии Поместной Церкви, и католической экклезиологией, носящей универсалистский характер.

http://religare.ru/2_84447_1_21.html

Закрыть itemscope itemtype="" > [Аудио] «Это первая в России подобная конференция по католицизму» В Петербурге обсудили взаимоотношения Русской цивилизации и Ватикана 05.02.2010 2080 Время на чтение 16 минут Вчера, 4 февраля, на историческом факультете Санкт-Петербургского государственного университета состоялась международная научно-практическая конференция «Русская цивилизация и Ватикан: неизбежен ли конфликт?» Конференция прошла по инициативе исторического факультета СПбГУ, общественной организации " Собор православной интеллигенции " и при информационной поддержке " Русской линии " . С приветственным словом к участникам конференции выступил руководитель Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра Российского Института стратегических исследований при Президенте России, доктор философских наук, кандидат исторических наук Андрей Вассоевич. Он отметил, что православным необходимо осмыслить свои отношения с католиками, чтобы не повторить тот большой травматический опыт, который переживает Католическая церковь в результате решений Второго Ватиканского собора. По мнению ученого, Западная Европа вошла в постхристианскую эпоху, и даже в конституции Европейского Союза нет упоминания о христианских корнях европейской цивилизации. Решения Второго Ватиканского собора, которые были направлены на привлечение людей в Католическую церковь, по словам Вассоевича, на деле оттолкнули их от нее. Христианство, по его мнению, стремительно теряет свои позиции в Европе, постепенно уступая свое место исламу. Ученый не исключил возможности наступления такого времени, когда Собор Парижской Богоматери превратиться в мечеть, так как Католическая церковь теряет свою паству даже в такой традиционно католической стране, как Франция. По словам Андрея Вассоевича, травматический опыт, пережитый католиками после Второго Ватиканского собора, представляет интерес не только для научного сообщества, но и для Православной Церкви. Затем состоялись выступления докладчиков. Ведущий редактор редакции католицизма Церковно-научного центра " Православная Энциклопедия " Владимир Тюшагин выступил с докладом на тему " Католицизм эпохи Бенедикта XVI " . Он отметил, что в России еще никогда не обсуждались на столь высоком научном уровне проблемы католицизма, вопросы взаимодействия Русской Православной Церкви и Католической церкви. «Это первая в России подобная конференция по католицизму», - отметил докладчик. Эпоха Бенедикта XVI, по его мнению, началась не в 2005 г., когда кардинал Йозеф Ратцингер стал папой Римским, а в 1981 г., когда он возглавил Конгрегацию доктрины веры. Дело в том, что с 1981 г. основные документы Иоанна Павла II разрабатывались при непосредственном участии кардинала Ратцингера. Иоанн Павел II регулярно обсуждал с кардиналом вопросы биоэтики, экуменического диалога.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/02/05/et...

иерей Максим Ткаченко Общая характеристика работы Актуальность темы исследования. Римско-Католическая Церковь является в настоящей момент крупнейшей христианской организацией на Земле. Сфера ее влияния распространена на все континенты и на подавляющее большинство стран. Практически в каждом государстве насчитывается то или иное число приверженцев католицизма. Продолжая играть одну из ключевых ролей в истории западной цивилизации, католическая церковь имеет достаточно сильные позиции и в странах Северной Америки, Австралии и центральной Африки. Богатая и разнообразная история католической церкви, а также ее культурное наследие позволяют специалистам самых разных областей науки находить в католицизме предметы для своих научных изысканий. Причиной написания предложенного диссертационного исследования является феномен модернизма, целью которого является попытка примирения католической доктрины с современной культурой 1 . С середины XIX века модернизм привнес в католическую церковь элементы либеральной теологии, которые сохраняются и развиваются до настоящего времени, ставя перед церковью и обществом новые вызовы и проблемы. Представленное исследование является попыткой проанализировать историю и деятельность Римско-Католической Церкви в свете влияния на нее основных идей модернизма и либеральной теологии. Реакция католической церкви на вызовы современного мира имеет, по мнению диссертанта, важное значение не только для самих католиков, но и для всего христианства в целом. Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами: Во-первых, само понятие модернизма и проистекающей из него либеральной теологии нельзя классифицировать исключительно как свойственное лишь католической церкви. Подобные тенденции, во многом даже более активные, прослеживаются и в среде протестантских деноминаций, чье влияние в христианском мире неуклонно растет 2 . Для России этот вопрос также остается открытым, так как возможность возникновения в среде Русской Православной Церкви модернистских настроений под влиянием западной культуры всегда сохраняется. По этой причине опыт, полученный в результате изучения реакции Римско-Католической Церкви, является актуальным практически для всех христианских церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kriz...

История католического учения о св. предании начинается со времени Тридентского собора. Против протестантов, измысливших так называемый формальный принцип, т.е. признавших исключительное значение в деле веры за Св. Писанием, католическая церковь должна была на Тридентском соборе выразить свой взгляд на источники вероучения – Св. Писание и св. предание. Вследствие этого Тридентское определение предания имеет прежде всего смысл протеста и противоположения протестантскому учению о св. Писании. Так, 1) против того положения Лютера, что все необходимое для спасения человека учение находится в одном Св. Писании, указанный собор выставил двойство источников христианской истины („спасительная истина и учение заключается в писанных книгах и преданиях неписанных»). 2) Против положения Лютера, что „человеческое измышление есть вместе с Св. Писанием признавать еще предания “, собор утвердил божественное происхождение преданий от Иисуса Христа и апостолов (предания „приняты апостолами из уст Самого Христа или от самих апостолов, под диктант Св. Духа»). 3) Против протестантского положения, что предания не могли сохраниться в церкви от времен апостольских, католическое учение указывает на „постоянное преемство» иерархии, как на средство сохранения преданий в церкви в первоначальной их чистоте („предания дошли и до нас... будучи сохранены чрез постоянное преемство в католической церкви»). 4) Против протестантского положения: „святотатство есть авторитет предания ставить наравне с Св. Писанием», Тридентский собор признал за св. преданием одинаковое значение с Св. Писанием (предания „принимает», т.е. католическая церковь , и почитаете» с равным (Св. Писанием) чувством благочестия и уважения»). Наконец, вопреки тезису Лютера, что Св. Писание ясно и легко может быть понимаемо при просвещении от Духа Св., Тридентский собор определил: „в толковании Св. Писания никто не должен доверять своему собственному мнению, а должен руководствоваться тем смыслом, которого держится церковь , которой принадлежит право судить об истинном смысле и толковании священных Писаний» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ri...

Констанцский собор (1414-1418) Е. Гергей. История папства Германо-римский император и венгерский король Сигизмунд (1387-1437) взялся сам за ликвидацию раскола, ибо его имперская власть нуждалась в консолидированной церковной поддержке. Германии и Венгрии, погружавшимся в феодальную сословную анархию, грозила опасность с двух сторон: внешняя опасность в лице все более глубоко проникающих на Балканы турок и внутренняя - гуситское движение. Сигизмунд более точно, чем церковь, понял сущность гусизма, в котором он видел не только опасную ересь, но и национальное движение наоода, угрожавшее всему феодальному общественному строю. Чтобы сдержать это движение, Сигизмунд, для центральноевропейской монархии которого эта проблема стала весьма актуальной, поставил задачу ликвидировать церковный раскол. С другой стороны, и крестовый поход против турок, требовавший европейского сплочения, без ликвидации раскола тоже невозможно было себе представить. Сигизмунд хотел восстановить единство церкви в духе конциляризма. Вспомнив опыт византийских, а затем франкских императоров, он сам выступил инициатором созыва вселенского собора. В то же время и избранный на Пизанском соборе папа Иоанн XXIII, теснимый неаполитанцами, надеялся на церковное признание со стороны германского короля и собора. В соответствии с договоренностью, достигнутой между Иоанном XXIII и императором в Комо, Сигизмунд осенью 1413 года направил обращение ко вселенскому христианству, в котором сообщил о созыве вселенского собора в городке Констанц в Швейцарии. В декабре 1413 года Иоанн XXIII опубликовал церковный документ о созыве собора. Повестка дня собора, открытие которого было назначение на 1 ноября 1414 года, включала следующие вопросы: 1. Преодоление «Великого раскола». 2. Реформа церкви «in capite et membris» (т. е. в голове и членах). 3. Преодоление ересей. Констанцский собор из всех западных соборов может быть действительно назван вселенским, ибо в нем приняли участие также руководители восточной церкви. (Первоначальное значение слова «вселенский»: всеобщий, универсальный, охватывающий весь мир. Экуменическими, вселенскими называли те соборы, на которых была представлена вселенская церковь во всей своей совокупности. После раскола церкви на западную и восточную католическая церковь продолжала претендовать на универсальность; вот почему и соборы католической церкви назывались вселенскими. Католическая трактовка экуменизма вплоть до II Ватиканского собора означала, что отколовшиеся христианские церкви вновь должны воссоединяться в католической церкви.) Одновременно это был также первый европейский конгресс, ибо наряду с духовенством на нем присутствовали и светские власти, которые не только представительствовали на соборе, но и оказывали свое влияние на него.

http://sedmitza.ru/lib/text/441641/

Обращает на себя внимание одно из положений «Догматической Конституции о Церкви», принятой II Ватиканским собором. Оно гласит: «Оглашенные, которые под действием Духа Святого ясным волеизъявлением просят быть членами Церкви, уже этим желанием соединяются ею, и Мать Церковь уже объемлет их своей любовью и заботой» Православная же Церковь, исповедуя вместе со святителем Иоанном Златоустом, что милосердный Господь Иисус Христос «и намерение целует», никогда, между тем, не признавала подобного вменения «ясного волеизъявления» в само Крещение (случаи мученических «крещений кровью», конечно, не могут быть в этом смысле приняты во внимание в силу своей исключительности). Что же касается оглашенных, то Православная Церковь устами святителя Григория Богослова высказалась ясно: «Доколе ты оглашенный, дотоле стоишь в преддверии благочестия; а тебе должно взойти внутрь, пройти двор, видеть Святая, проникнуть взором во Святая-Святых, быть с Троицею» Любопытно, что в постановлениях II Ватиканского собора нет термина «границы Церкви». Но те определения, которыми руководствуется сейчас Ватикан, позволяют заключить, что понятие о границах Церкви в католицизме используется, однако оно неопределенно и размыто — в первую очередь по причине активного прозелитизма. Именно с этих позиций, с позиций привлечения новообращенных всевозможными путями в католичество, рассматривает в настоящее время Рим и распространившееся на Западе экуменическое движение. Выгодной в этом отношении является для католицизма теория о некоем «неполном общении» с Римской Церковью христиан-некатоликов. Постановление «Об экуменизме» II Ватиканского собора, имея в виду христиан-некатоликов, гласит: «Те, кто верует во Христа и принял действительное Крещение, находятся в некоем, хотя и неполном, общении с Католической Церковью»   Более того, собор признал, что вне видимых пределов католической Церкви могут существовать написанное Слово Божие, благодатная жизнь, вера, надежда и любовь, другие внутренние дары Духа Святого (там же, с. 125). Поэтому католицизм, констатируя, что некатолические Церкви страдают некоторыми недостатками, соглашается признать, что они «не лишены значения и ценности в тайне спасения. ...Дух Христов не отказывается пользоваться ими как средствами спасения»

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205369...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010