От составителя Предлагаемый очерк, посвященный вопросу о православном почитании Богоматери, задуман был первоначально (несколько лет тому назад) лишь как критический разбор католического догмата 1854 года о непорочном зачатии Богоматери. Однако при работе выяснилось, что критика не может оставаться только отрицательной, но должна сопровождаться хотя бы некоторым положительным освещением вопроса на основании догматического учения о Богоматери, которое содержится Церковью и раскрывается с разных сторон в церковном почитании Приснодевы Марии. Составитель сознает всю трудность такого богословского истолкования и не думает придавать своим личным домыслам большего значения, нежели частного богословского мнения, притом в области малообследованной и трудной. В качестве непреклонной основы для богословствования, кроме прямых догматических определений церковных, Слова Божия и святоотеческого Предания, является молитвенная жизнь Церкви, движимая Духом Святым, ее указания и свидетельства, – иначе говоря, догматические факты первее, чем богословские доктрины. Пресвятая Владычице Богородице! Укрепи немощствующую и худую руку мою. Париж. Август 1926 года Купина неопалимая Православная Церковь чтит Матерь Божию как превысшую всей твари, «честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Нельзя даже выразить словом всего того молитвенного почитания Пречистой, какое воздает Ей всякая верующая душа вместе со св. Церковью . Эту превосходящую всякий ум чистоту и святость «изумевает всякий ум хвалити по достоянию». Кажется, уже ничего нельзя прибавить к этому почитанию, нельзя ублажить или возвеличить Пречистую Деву более, чем Ее возвеличила уже св. Церковь . И, однако, в соответствии общему духу Православия, для которого больше довлеет жизнь, нежели формула, Церковь , в сущности, не имеет исчерпывающего догматического определения о Богоматери, кроме постановления III всел. собора о Богородице. Почитание Богоматери, опирающееся, конечно, на определенное церковно-догматическое учение о Ней, утверждается церковной практикой, преимущественно через богослужение, движимое Духом Св. и выражающее молитвенную жизнь догмата. Напротив, школьное учение об этом предмете в Православии сбивчиво и неясно, в значительной мере отсутствует или же, что еще гораздо хуже, попадает в полемическую зависимость от католического догматизирования, отвлекаясь от прямой и положительной своей задачи. В настоящем очерке ставится задача – раскрыть преимущественно одну сторону этого учения, именно о безгрешности Богоматери. I. Отсутствие личного греха у Богоматери

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

поиск:   разделы   рассылка Андрей Гайосинскас Про авторитарное православие и про демократическое католичество Написать эту небольшую статью меня толкнули два фактора. Первый – это достаточно частое противопоставление православной (довлеющей и недемократической) и католической (опекающей и свободной) церквей в российской прессе и интернете. А второй – это не менее частые обвинения православной церкви в приверженности к авторитаризму (поддержка и солидаризация с режимом Лукашенко в Беларуси; все усиливающиеся связи со светской властью в России), которые особенно часто можно услышать за границей. Оба утверждения, регулярно повторяющиеся в разных местах, вызвали у меня желание попытаться их опровергнуть. Однако я не собираюсь опровергать утверждения, что православие в определенной мере склонно к авторитаризму и поддержке авторитарного типа правления. О проблеме цезарепапизма говорилось много. Но обвинять в цезарепапизме только православную церковь, это не правильно. Безусловно, тяготение к недемократическим правым формам правления у православия есть. Но возникает вопрос – нет ли такого же тяготения у католической церкви? Достаточно очевидный ответ – есть. Имидж демократической, радеющей за свободу, проевропейской католической церкви сформировался в царских, а затем советских условиях, где католическая церковь воспринималась как враждебная и ее действие ограничивалось (или же активно выкорчевывалось, в зависимости от исторического периода). На этом фоне видение католика-прозападника, стремящегося к демократии и равенству, который находится в духовной оппозиции монархическому (вариант – просоветскому) православию прочно укрепился в сознании части русской интеллигенции и особенно прочно у самих русских католиков. Тяготение к авторитаризму у Католической церкви достаточно ярко просматривается на протяжении всей ее истории. Но, даже откинув многие века и обратившись к истории двадцатого века, наглядно видно, что Католическая церковь, как структура, не была ярым поборником демократии и свобод. Достаточно вспомнить Италию времен Муссолини, Хорватию военного времени, режим Виши во Франции или марионеточную фашистскую Словакию 1942-1944 годов, президентом которой был католический священник. Безусловно, не все священники поддерживали фашистские режимы, были и активно сопротивляющиеся, но это скорее были личные решения и подвиги, а не позиция церкви. Авторитарные перевороты в межвоенный период в Европе (в Польше, Литве, Испании, Португалии) также всегда поддерживались и приветствовались католической церковью.

http://religare.ru/2_17157.html

поиск:   разделы   рассылка Кардинал Вальтер Каспер, председатель Папского Совета по содействию христианскому единству Православие и Католическая Церковь. 40 лет после обнародования Декрета II Ватиканского Собора об экуменизме " Unitatis redintegratio " Я рад встретиться с вами сегодня здесь, в соборе Непорочного Зачатия Девы Марии. Это – мой четвертый визит в этот храм. Я еще помню свое первое посещение в 90-е годы, когда я был епископом епархии Роттенбург-Штуттгарт в Германии. Этот храм производил жалкое впечатление. Коммунисты конфисковали ее, построили внутри этажи, фундамент и крыша были в аварийном состоянии. Спонтанно я пообещал финансовую помощь нашей епархии для реставрации. Сегодня вечером могу сказать, что эта помощь оказалась успешной: получился красивый, светлый и приветливый храм. Прежде всего мне хотелось бы передать вам сердечный привет Святейшего Отца, Папы Иоанна Павла II. Могу заверить вас, что католики Москвы и всей России, равно как весь российский народ, занимают особое место в сердце и в молитвах Святейшего Отца. Он не может прийти к вам телесно, но духовно он близок к вам. Он специально попросил меня передать вам свои добрые пожелания и благословение. I. Сегодня мне хочется рассказать вам о характере моей специфической деятельности в Риме в плане экуменическом, порученной мне Святейшим Отцом. Это складывается особенно удачно, поскольку в этом году отмечается 40-летие со дня завершения и торжественного обнародования II Ватиканским Собором Декрета об экуменизме. Этот декрет открывается словами: " Способствовать восстановлению единства всех христиан – одна из первоочередных задач Священного Вселенского II Ватиканского Собора. Ведь Христос Господь основал единую и единственную Церковь… " (Unitatis redintegratio, 1). Я все еще очень хорошо помню эти события. Тогда мне было 31 год, я только что стал профессором в Мюнстере в Вестфалии. Постановления Собора наполнили нас огромным восторгом. Для нас это было неким прорывом. Во время Второй мировой войны я вырос в деревне, в которой католиков было более 80 процентов. Тогда мы никогда не слышали слово " экуменизм " . Напротив, к Лютеру и Кальвину отношение было негативным, и я никогда не переступил бы порог Евангелической церкви. К сожалению, мы знали Россию тогда исключительно по военным новостям и рассказам русских военнопленных; о том, что там жили православные христиане, сильно пострадавшие от Сталинских преследований, никто нам не говорил. Практически русское православие не существовало для нас. Только позже, на уроках Закона Божия и на богословском факультете мы узнали об этом; однако, православие оставалось весьма далеким, очень абстрактным и исключительно теоретическим.

http://religare.ru/2_8409.html

поиск:   разделы   рассылка Православно-католические отношения: 20 лет после падения Берлинской стены. Выступление митрополита Волоколамского Илариона на IV Международном конгрессе " Место встречи Вселенская Церковь " 19 марта 2011 года в городе Вюрцбург (Германия) председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион принял участие в IV Международном конгрессе " Место встречи Вселенская Церковь " . За последние 20 лет отношения между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью прошли серьезные испытания, обусловленные новой политической ситуацией. Падение Берлинской стены в 1989 году символизировало конец противостояния двух социально-политических систем и начало формирования единого европейского пространства. Новые процессы не могли не отразиться на жизни Церквей, обнажив давние противоречия между православием и католичеством и одновременно поставив новые задачи, потребовавшие совместного поиска их решения. Богословский диалог между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью, начатый в рамках Смешанной международной комиссии в 1979 году, согласно его программе, должен был " отправляться от элементов, которые объединяют Православную и Римско-Католическую Церкви " с тем, чтобы развиваться в положительном ключе. Как отмечали составители программы диалога, " можно надеяться, что таким образом станет возможно последовательно и преемственно устранить определенные препятствия, которые противостоят возобновлению совместной жизни двух наших Церквей " . В период с 1980 по 1988 годы работа Смешанной комиссии была действительно посвящена последовательному разбору вопросов таинств и сакраментальной природы Церкви. Хотя изучение данных вопросов проходило еще в достаточно спокойной атмосфере и напоминало скорее академическое исследование, уже на первых этапах диалога вскрылось противоречие между православной " евхаристической экклезиологией " , сосредоточенной на понятии Поместной Церкви, и католической экклезиологией, носящей универсалистский характер.

http://religare.ru/2_84447.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 27  голосов:  4.5 из  5) Рука об руку с Владимиром Соловьевым Меня всегда считали учеником вл. Соловьева — и нисколько в этом не ошибались. Но ученик — это еще не последователь. Соловьев дал толчок моей мысли. По Соловьеву я проверял каждый шаг своей жизни, с ним советовался, с ним спорил, и сейчас заканчиваю жизнь, как мне кажется, в полном ладу с Соловьевым. И в то же время отнюдь не разделяю многих его взглядов. Первое ощущение от знакомства с Соловьевым: в душной комнате, пропахшей ладаном и лампадным маслом, открыли окно и впустили свежий воздух. До 16 лет я жил в келье, уставленной лампадами: я был узким клерикалом, фанатичным церковником. «Мир», все, что не было связано с церковьюцерковь у меня полностью отожествлялась с православным духовенством, и даже еще уже — с православным монашеством), для меня было враждебно, чуждо, неприемлемо. Правда, я с детства любил литературу и театр, но внутренне считал это грехом, слабостью, непоследовательностью. Даже приходские церкви я посещал неохотно: настоящей церковью для меня был только лишь монастырь. И вдруг! И вдруг приходит B.C. Соловьев и говорит, что Христос пришел спасти всех, пришел для того, чтоб создать всеединство. Особенно меня поразило, что и католическая церковь есть не полуязычество, как учили меня с детства православные батюшки, а другая отрасль великого Христова древа. И я сразу бросился в католические храмы — присматриваться, испытывать, изучать. А католическая церковь в Питере в это время переживала ужасное и прекрасное время — время самых страшных гонений. Тогда в Питере было 6 действующих католических церквей. Главным центром католичества был великолепный кафедральный собор св. Великомученицы Екатерины на Невском проспекте, построенный последним польским королем Станиславом Понятовским. Весь облицованный внутри белым мрамором, построенный в духе строгого классицизма, он напоминал античные храмы. Немного смущала меня мраморная статуя Божией Матери, стоящая справа от алтаря: она изображала сильную, пышущую энергией и здоровьем крестьянскую девушку, которая указывает на стоящую у ее ног корзинку с двумя голубями. Уж очень это изображение не гармонировало с православным восприятием Божией Матери. В соборе был похоронен его строитель, король Станислав, проведший последние годы своей жизни в качестве почетного пленника в Мраморном Дворце в Петербурге. На могиле его лежала доска с «рыцарски» лицемерной надписью: «Королю Польши Станиславу, брату и гостю, император Павел».

http://azbyka.ru/fiction/lihie-gody-kras...

Содержание От издателя Архимандрит Августин (Никитин). Предисловие. Православно-католические отношения. Страницы истории I. Римско-католическая Церковь. Общий обзор H. Я. Данилевский. Папство. Разделение Церквей. Фрагменты В. С. Соловьев Папство и папизм Фрагмент Преосвященный Филарет Московский, святой Иоанн Златоуст, Давид Штраус и Прессансе о первенстве Петра Апостол Петр и папство Папа святой Лев Великий о первенстве А. А. Киреев. Несколько ответных слов на брошюру г. Навиля «Католическая Церковь и свобода вероисповеданий» С. Н. Булгаков Два града. От автора (предисловие) Фрагмент Средневековый идеал и новейшая культура (По поводу книги Гейнриха Эйкена «История и система средневекового мировоззрения» ) Фрагменты H. С. Арсеньев. Католичество Фрагменты II. О разделении церквей Епископ Порфирий (Успенский) Книга бытия моего. Фрагменты Святыни земли Италийской. Фрагмент Святитель Игнатий (Брянчанинов). О ереси и расколе. Фрагменты Протопресвитер Виталий Боровой, А. С. Буевский. Русская Православная Церковь и экуменическое движение Фрагменты А. А. Киреев. Ответ «Римскому вестнику» – «Moniteur de Rome». По вопросу о соединении Церквей В. С. Соловьев. Письмо в редакцию III. О различии в вероучении Н. Я. Данилевский. Различие вероисповедное В. В. Розанов. Папская «непогрешимость» как орудие реформации без революции Протоиерей Михаил Мудьюгин . Православная трактовка развития римско-католической мариологии за последнее столетие IV. Полемика западников и славянофилов И. С. Гагарин Письмо 1-е Ю. Ф. Самарину Письмо 2-е Ю.Ф. Самарину Ю. Ф. Самарин. Письмо князю И. С. Гагарину И. С. Гагарин. Письмо 4-е Ю. Ф. Самарину И. В. Киреевский. Письмо князю И. С. Гагарину И. С. Гагарин. Письмо И. В. Киреевскому И. С. Гагарин. Письмо отца Гагарина, священника общества Иисусова, Юрию Федоровичу Самарину (В ответ на письма, напечатанные в журнале «День») А. С. Хомяков. Письмо к редактору «L’Union Chretienne» о значении слов «кафолический» и «соборный». (По поводу речи отца Гагарина, иезуита) Ю.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

III. Учение о церковном законодательстве католических и протестантских кантонистов Обратимся для решения нашего вопроса к тому авторитету, который признаёт сам г. Суворов и которым он прикрывает свои субъективные мнения. Берём сначала учебник церковного права Филлипса (Lehrbuch des Kirchenirechts. Regensburg. 1859). По учению Филлипса, божественная воля, которая дала начало Церкви, служит также и первоисточником её права. Воля эта выражена в св. Писании и в св. Предании. Дальнейшее развитие церковного права выразилось в канонах, т. е. церковных законах, основанных на божественном учении, задачей которых было проведение в жизнь верующих этого учения. Органом, посредством которого церковь постановляет свои каноны, служит епископат; для целого христианства каноны издаются папой или вселенским собором, для отдельных частей церкви собором епископов той или другой страны по принадлежности, для отдельных епископий их предстоятелями. Таким образом, папские постановления и решения соборов служат важнейшим источником церковного права; к нему примыкают в качестве дополнения изречения отцов церкви и епископские статуты. Наряду с писаным правом церкви есть неписаное право, заключающееся в Предании, которое есть передача уже существующего права, происходящего от законодательной власти, и в обычае, который проистекает из практики и в своём развитии может дать начало новому праву. Вместе с тем церковь признаёт также автономию церковных корпораций, а в конкордатах устроила вместе со светскими правительствами церковные отношения различных стран. Светские законы сами по себе не имеют силы в церкви, они получают практическое значение только в качестве leges cononisatae (§9. 11.). В дополнение к последнему пункту приведём ещё главные положения, которыми Филлипс характеризует отношение между церковной и светской властью в христианском государстве. Не подлежит никакому сомнению, говорить Филлипс, что самое лучшее государство то, в котором и правительство и народ проникнуты духом христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

§ 2. Особое попечение об оглашенных проявляет Церковь , которая, призывая их вести евангельскую жизнь и приобщая к священным обрядам, уже наделяет их различными прерогативами, принадлежащими собственно христианам. 207 § 1. По божественному установлению среди верующих в Церкви есть священнослужители, в церковном праве называемые также клириками; прочие же именуются и мирянами. § 2. И в той, и в другой части верующих есть и такие, которые вследствие исповедания евангельских советов посредством обетов или других священных уз, признанных и одобренных Церковью, особым образом посвящают себя Богу и способствуют спасительной миссии Церкви; их статус, хотя он и не входит в иерархическое строение Церкви, тем не менее принадлежит её жизни и святости. Согласно определению кан. 204, верующие (christifideles) – это «лица, которые, сочетавшись Христу через крещение (и представляя собой, таким образом, физические лица в каноническом законодательстве: см. кан. 96) образуют народ Божий и благодаря этому по-своему становятся участниками священнического, пророческого и царского служения Христа; они призваны в соответствии с положением каждого из них осуществлять ту миссию, которую Бог доверил Церкви исполнять в мире». Это значит, что в полноте общения с католической Церковью пребывают те крещёные, которые в её зримом составе соединяются со Христом посредством уз исповедания веры, таинств и церковного управления (кан. 205). «Эта Церковь , составленная и устроенная в мире сем как общество, пребывает в католической Церкви, управляемой преемником Петра и Епископами в общении с ним» (кан. 204, § 2). 2. Оглашенные (Catechumeni) Как было показано выше, приобщение (incorporatio) верующего к Церкви Христовой, а тем самым и к народу Божию, происходит с крещением (кан. 96). Однако есть и такая категория лиц, которые, хотя и не приняв крещения и поэтому не являясь с сугубо юридической точки зрения частью народа Божия, некоторым образом уже связаны с Церковью. Речь идёт об оглашенных (Catechumeni), т.е. о лицах, которые, будучи движимы Духом Святым, выразили своё желание приобщиться к Церкви, живут по вере, надежде и любви (кан. 206) и постигают христианское учение (катехизис), чтобы быть допущенными ко крещению.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Беседа 16. Он снял седьмую печать… Чернобыль – свечка дьявола. Почему погибли динозавры. Бичевание любви. Сегодня мы с вами начинаем чтение 8 главы. В это воскресенье я был в Белоруссии, посетил там несколько больших воскресных школ для взрослых, передал им от вас христианский привет, и они просили христианское приветствие передавать вам. Я был в христианских общинах Витебска, Полоцка и Орши. Тамошние православные христиане вам низко кланяются. Они у себя слушают радио «Радонеж», что очень трудно там делать ,потому что сигнал на таком расстоянии слабый. Но они очень дорожат тем, что слышат, и нравственно-моральная ситуация там у них намного лучше, чем в России: там никаких непристойных рекламных щитов, ничего такого нет. Все они стараются вокруг Церкви объединяться. Государство поддерживает Церковь : президент Лукашенко добился того, что в каждом учебном заведении есть закрепленный православный священник, – как в средних учебных заведениях, так и в высших. Высшим считается только то учебное заведение, где есть кафедра теологии. Кафедры богословия почти во всех университетах на территории Белоруссии. Теперь, надеюсь, вам понятно, почему по телевидению часто нападают на Лукашенко? Потому что он – православный правитель, который не угоден Америке. Президент Буш уже заявил, что они будут делать переворот в Белоруссии. А в Белоруссии мне говорили, что деньги на этот переворот уже пошли, и деньги идут через католическую церковь Белоруссии. Там созданы всякие католические благотворительные фонды, и через Польшу, через католические организации Белоруссии идут деньги на расшстывание там ситуации. Деньги идут очень большие, но народ удивительным образом сплочен, никакой особо сильной, крепкой оппозиции там нет. Ну, вот если только искусственным путем они будут что-то создавать. Итак, мы читаем 8 главу с первого стиха и ниже: «И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса» ( Откр.8:1 ). Что означает снятие седьмой печати? И что означает безмолвие, которое наступило на небе? Андрей Кесарийский поясняет: «Так бывает в мире физическом, наступлению бури часто предшествует глубокая тишина. Это безмолвие в небесах означало сосредоточение благоговейного внимания предстоящих пред престолом Божьим Ангелов и человеков в ожидании страшных знамений гнева Божия перед кончиной века сего и явлением Царства Христова. Безмолвие означает благочиние, благоволение и незнание Ангелами времени Второго Пришествия». Вот такое толкование у святого Андрея Кесарийского . Надо заметить, что перед самим Пришествием Христовым, когда дыханием уст Сына Божия антихрист будет умерщвлен и все поймут, что наступает Царство Христово во всей полноте, Господь еще будет медлить сорок дней, ожидая покаяния нераскаявшихся. То есть, милосердие Божие будет до последнего момента. Суд Божий не будет чем-то неожиданным для людей того времени, потому что они увидят низвержение власти антихриста, и перед наступлением власти Христа еще будет дано время для покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Борьба воинствующего глобализма с Православием на Украине Религия-Майдан 19.10.2014 616 Время на чтение 11 минут Основанием любой цивилизации является религия, и только религия, ибо именно религия, давая картину мира, определяет и цивилизационный тип мышления и познания мира (цивилизационную эпистемологию), и культуру, и мораль и нравственность, которая с ходом истории закрепляется в виде права и государственности. И когда нападение идет на исконную религию, то автоматически тем самым под угрозу ставится и национальная суверенная государственность, и в конечном счете даже сама национальная идентичность общества. Размывание национальной идентичности, уничтожение самого понятия государственного суверенитета, является промежуточной целью глобалистов в их планах подчинения себе всего мира. Исходя из цивилизационного подхода к политике, современные глобалисты отлично понимают, что устойчивость и независимость любого государства напрямую зависит от того, насколько общество и государство держатся своих традиционных религиозных корней. Поэтому основной упор в современной необъявленной, но ведущейся активно по всему земному шару, глобалистской войне делается на разрушение традиционных религий. Все то же самое мы увидим, если обратим свое внимание на проблемы Сирии, да и всего мусульманского востока. Разрушение традиционных религиозных оснований и насаждение новой специально создаваемой для этого псевдорелигии является тактической целью современного глобализма. Все 23 года истории независимой Украины, кроме продвижения Греко-католиков, на Украине целенаправленно насаждались всевозможные протестантские организации и всевозможные секты. Целью воинствующих глобалистов всегда было и есть уничтожение Православия, понимаемого как главное препятствие в захвате ими территории бывшего СССР , что, впрочем, никогда и не скрывалось: «после крушения коммунизма у нас остался один противник на территории бывшего СССР - Православие» (Бжезинский). Обретение Украиной независимости в 1991 году сразу было ознаменовано немедленно начавшейся бурной, практически военной активностью Греко-католиков по захвату православных храмов на Западной Украине. И поэтому, когда иногда говорится, что обретение Украины своей суверенности в 1991 году прошло бескровно, это не совсем правда. Просто бои шли не в Киеве, а в основном на Западной Украине, где у православных общин силой отнимались храмы и отдавались Греко-католикам, исконным врагам Православия с 1596 года, когда была заключена Брестская уния, согласно которой устанавливалась власть Римского Папы и католических догматов при сохранении византийского обряда. И сейчас Украинская Греко-католическая церковь (УГКЦ) - поместная католическая церковь восточного обряда - имеет на территории Украины 3987 приходов и 115 монастырей и является главным оплотом борьбы Запада с Православием на Украине, активной опорой и вдохновителем майданного национализма.

http://ruskline.ru/analitika/2014/10/20/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010