Митрополит Иларион: «Идею белорусской церковной автокефалии продвигают ради расшатывания ситуации в этой стране» 15.07.2021 16:00:31 10 июля 2021 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия 24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей Екатерины Грачевой . Е. Грачева: Здравствуйте! Это программа «Церковь и мир» на телеканале «Россия 24». Мы беседуем с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом. Здравствуйте, владыка! Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Е. Грачева: Мы с Вами не так давно говорили о единстве христианства, о единстве Католической и Православной Церквей. Вы высказали мне, что этот вопрос вновь стал широко обсуждаемым, потому что это прежде всего выгодно Константинопольскому Патриарху, чтобы утвердить свое первенство в православном мире. На этом фоне приходит новость, что Папа Римский все-таки принял у себя высокую делегацию Константинопольского Патриархата. У меня, естественно, возникает вопрос: если все-таки последуют официальные заявления о единстве Католической и Православной Церквей на этом фоне, стоит ли ждать нам от Русской Православной Церкви официальной реакции в духе того, что Вы заявили в нашей программе? Митрополит Иларион: В истории Православия уже был такой случай, когда Константинопольский Патриархат подписал унию с Римской Церковью. Это было на Ферраро-Флорентийском Соборе в середине XV века. Потом эта уния была отвергнута Поместными Православными Церквами, а затем и самим Константинополем. Поэтому исключить того, что Константинополь в одностороннем порядке заключит какие-то соглашения с Католической Церковью или какой-то иной Церковью, мы не можем. Тем более, что Константинопольский Патриарх в последнее время высказывается в том духе, что он обладает некими особыми прерогативами, о которых мы раньше никогда не знали, что эти прерогативы он получил от апостолов и вступать в диалог по поводу этих прерогатив он не намерен.

http://radonezh.ru/2021/07/15/mitropolit...

поиск:   разделы   рассылка //Александр Щипков. Во что верит Россия Лекция тринадцатая. Католичество в России Римско-католическая Церковь в России состоит из двух независимых апостольских администратур: для католиков латинского обряда Европейской части России (ЕАР) с центром в Москве, глава — архиепископ Тадеуш Кондрусевич; и для католиков латинского обряда Азиатской части России (ААР) с центром в Новосибирске, глава — епископ Иосиф Верт. На территории РФ Ватикан представлен пронунцием архиепископом Джоном (Буковским). Наиболее крупные общины находятся: в Астрахани (приход Успения Божией Матери), в Батайске Ростовской области (приходы Св. Креста и Св. Станислава), во Владимире (приход Девы Марии Святого Розария), в Волгограде, в Калининграде (приход Святого Адальберта), в Оренбурге (приход Пресвятой Богородицы Лоретанской), в Бугуруслане (приход Свв. Апостолов Петра и Павла), в Самаре (приход Пресвятого Сердца Иисуса), В Петербурге (приходы Божией Матери Лурдской, Св. Екатерины Александрийской), в Саратове (приход Св. Климента), в Марксе (приход Христа-Царя), в Смоленске (приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии), в Пятигорске (приход Преображения Господня), в Твери (приход Преображения Господня) и др. Первые католические храмы в Москве и Петербурге появляются при Петре I. В 1772 г. Екатериной П учреждается Могилевская епархия с центром в Петербурге. До XIX в. католичество в России было исключительно, а с XIX в. по преимуществу вероисповеданием поляков, прибалтов, немцев и других западноевропейских национальных меньшинств. К февралю 1917 г. католические общины латинского обряда существовали во всех крупных российских городах. После Февральской революции, в мае 1917 г., был учрежден экзархат восточного обряда для русских католиков, находившихся при царе на нелегальном положении. В течение нескольких лет во время Гражданской войны существовал католический диоцез Дальнего Востока с центром во Владивостоке. К началу 1930-х гг. в результате репрессий Русская Католическая Церковь Восточного обряда была полностью уничтожена. К 1937 г. была уничтожена католическая иерархия латинского обряда. К началу перестройки в России осталось менее 10 официально зарегистрированных общин. Существовали нелегальные католические общины, подвергавшиеся преследованиям КГБ. Нормализация католической жизни началась в 1989–1990 гг. с приездом в Россию нунция Франческо Колосуоно и начавшейся регистрацией католических общин. В результате репрессий, о которых мы упоминали, РКЦ в России не имеет достаточно клира для служения в католических общинах, что вынуждает ее направлять в приходы священнослужителей-иностранцев. Этот факт, равно как и наметившееся обращение части русской молодежи в католичество, вызвал негативную реакцию со стороны Русской Православной Церкви.

http://religare.ru/2_7176.html

Флоря Б. Н. Католическая Церковь в Киеве в начале XVI в.     Как известно, католическое епископство (миссийное) для Киева было создано в 20-х гг. XIV в. , но еще и в XV в. положение этой кафедры заметно отличалось от положения других католических кафедр на землях Великого княжества Литовского. У латинских епископов Киева не имелось ни земельных владений, ни паствы. Их резиденцией являлся расположенный в Киеве доминиканский монастырь свт. Николая . К этому следовало добавить, что у власти в Киеве во второй половине XIV в. и большей части XV в. находились православные князья, не заинтересованные в усилении здесь позиций католической Церкви. Во второй половине XIV в. это был Владимир Ольгердович, его сменил брат Скиргайло — Иван, похороненный в Киево-Печерском монастыре. Им на смену пришли члены другого православного княжеского рода — князья Гольшанские Иван Ольгимундович с сыновьями Андреем и Михаилом, а затем сын Владимира Ольгердовича Александр (Олелько) и сын последнего Семён. Лишь в 1471 г. воеводой в Киеве, преодолевая сопротивление местных жителей, стал католик Мартин Гаштольд . Не имея ни владений, ни паствы, Киевская католическая кафедра должна была озаботиться приобретением иных источников доходов, которые ей уже в XV в. предоставила государственная власть. В споре, возникшем между киевскими мещанами и католической кафедрой в начале XVI в., упоминаются пожалования Олелько Владимировича, передавшего монастырю св. Николая сбор проезжих пошлин при торговле в Киеве зерном . Весьма возможно, что такие пожалования были сделаны киевским князем под воздействием его сюзерена — великого князя литовского, католика. Взимание такого рода пошлин наносило ущерб интересам киевских мещан – достаточно сильной и сплоченной корпорации. Известно, что в 1583 г. киевские мещане обратились к королю с жалобами на действия киевского воеводы Юрия Немировича, вводившего незаконные поборы — «о мыто дровяное, о сено, и о колеса, и о сани», и их жалобы власти пришлось удовлетворить . От великого князя Александра Ягеллончика киевские мещане «для их великого впаду от поганства татар» добились того, что он «отпустил им мыто вечно по всему Великому князству Литовъскому, Русскому, Жемойскому сухим путем и водою» . Освобожденные от проезжих пошлин во всем государстве, киевские мещане одновременно в самом Киеве должны были платить такие пошлины церкви «чужой» веры.

http://sedmitza.ru/lib/text/10026986/

Часть 2. Конфессиональный подход к сектантству. 1. Католический подход к сектантству . 1.1 Определение понятия «секта» до Второго Ватиканского Собора. До Второго Ватиканского собора католическая экклесиология, исходя из того, что только Католическая Церковь является единственной хранительницей учения Иисуса Христа и занимает исключительное место среди всех христианских деноминаций, рассматривала любую протестантскую деноминацию, не принимавшую все ее догматы , не признававшую верховный авторитет папы и ставившую себя независимо от нее, как секту. 77 Для католиков секта – это просто религиозная партия под человеческим неавторитетным руководством. 78 Признаком сектантства является разногласие по центральному католическому догмату – учению о примате римского папы. На языке православного богословия непризнание главного экклесиологического догмата соответствует понятию «ересь». 1.2. Сектантская тематика от Второго Ватиканского собора до середины 1980-х гг. Еще в 1970-е гг. католики классифицировали меннонитов, пятидесятническое движение, новоапостольскую церковь , мормонов, миссионерские (протестантские) общества и протестантские деноминации как секты. 79 Но с 1986 г. на официальном уровне для названия сект, появившихся с XIX в., стали использовать термин новые религиозные движения, который стал вытеснять термин секта. Так, в краткой католической богословской энциклопедии 1987 г. термин секта отсутствует, а есть только понятие «ересь». 80 Изменения понятийного аппарата были отражением перемен, происшедших в католичестве после Второго Ватиканского собора (1962–1965 гг.), что отразилось и на отношении к сектантству. С XVIII в. до первой половины XX в. католическая апологетика «носила преимущественно общий, недифференцированный характер, отражая наиболее частые обвинения, выдвигаемые против Церкви, от кого бы они ни исходили. Критике учений тех или иных конкретных сект уделялось весьма мало внимания в сравнении с критикой уже хорошо известных протестантских идей». 81 Но ситуация изменилась к середине XX в., когда в Европе стали активно распространяться «Свидетели Иеговы» и мормоны, а также новые секты, такие, как сайентология, и тогда в католических странах появились первые попытки анализа и критики их доктрин и религиозных практик.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/vved...

5 декабря 2012 г. 21:00 Православные и католики обменялись опытом милосердного служения В Москве в Храме Христа Спасителя состоялась III международная конференция " Церковь и бедные. Православные и католики в служении милосердия " , в которой приняли участие иерархи Русской Православной и Римско-Католической Церквей, социальные работники московских благочиний,богословы, ученые и студенты ПСТГУ, представители Общины святого Эгидия, руководители московских и петербургских социальных проектов. Мероприятие было организована по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и стала некоторым итогом в обмене опытом социального служения между Православной и Католической Церквями, которое началось в 90-х годах прошлого века. Конференция показала, как можно объединить конкретные дела милосердия с их богословским обоснованием: практику с теорией. Перед ее началом епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон огласил приветственное слово Предстоятеля Русской Православной Церкви. " Нас связывает многолетняя дружба, в 90-е годы я и мои сотрудники едили в Италию и для нас очень важен опыт католической Церкви в деле милосердного служения. Конференция позволит лучше понять как совершать дела милосердия, как служить ближнему, - добавил от себя выступающий. - Этот вопрос для многих стоит и хотя я председатель Синодального отдела по церковно-социальному служению, и Святейший Патриарх дал мне в монашестве имя Пантелеимон (Всемилостивый), для меня не до конца решен вопрос как научиться служить ближнему. Далее докладчик расскрыл термин, кого считать ближним, приведя в пример притчу о милосердном самарянине. Ближний - каждый человек, кто нуждается в нашей помощи, и не важно - другой он национальности или религии, или может быть неприятен нам. Именно его Господь заповедал нам полюбить. Это человек, который беднее нас - бедней здоровьем, материально, способностями. Хотя любовь по природе одна, но все же любить и восхищаться тем, кто красивей и лучше тебя, кто отвечает любовью на твою любовь и совсем другое - кто ничем тебе не сможет на нее ответить. Кто кажется жалким в своем убожестве и бедности. Его и заповедует Господь любить как самого себя.

http://e-vestnik.ru/news/tserkov_i_bedny...

Закрыть itemscope itemtype="" > Ватикан разрешил священникам РКЦ «благословлять» гомосексуальные пары 18.12.2023 604 Время на чтение 3 минуты Фото: СПЖ/bild.de Дикастерия по учению веры Римско-католической церкви опубликовала документ, в котором объяснила в каких именно ситуациях можно благословлять гомосексуальные пары, сообщает Союз православных журналстов. В тексте, озаглавленном «Fiducia supplicans» («Взывая к доверию»), позволено «благословлять однополые пары, но без какой-либо ритуализации или создания видимости брака». При этом, в Римско-католической церкви подчеркивают, что данное разрешение «благословлять» гомосексуальные пары, не меняет «доктрину о браке», а само «благословение не означает одобрения союза». «Когда два человека просят благословения, даже если их положение как пары является " неканоническим " , рукоположенный священник может дать согласие. Однако этот жест пастырской близости должен избегать любых элементов, отдаленно напоминающих брачный обряд», – сказано в декларации «Fiducia supplicans». В документе «рассматривается возможность приветствовать даже тех, кто не живет в соответствии с нормами христианской моральной доктрины, но смиренно просит о благословении». В связи с этим, декларация «предполагает реальное развитие по сравнению с тем, что говорилось о благословениях до сих пор, достигая понимания возможности благословлять пары в нестандартных ситуациях и однополые пары без официального подтверждения их статуса или изменения каким-либо образом многолетнего учения Церкви о браке». Вместе с тем, в РКЦ заявляют о недопустимости «обрядов и молитв, которые могут создать путаницу между тем, что является браком и тем, что противоречит ему», и подчеркивают, что согласно «непреходящей католической доктрине законными считаются только сексуальные отношения между мужчиной и женщиной в контексте брака». В Ватикане напомнили, что «церковь не имеет права давать литургическое благословение нерегулярным или однополым парам». Однако, говорится в документе далее, «тот, кто просит благословения, показывает, что нуждается в спасительном присутствии Бога, выражая прошение о помощи Бога на то, чтобы жить лучше».

http://ruskline.ru/politnews/2023/12/18/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Католический Костёл и революция в Белоруссии Часть 1. Поверхностный и глубинный уровни БЧБ-революции: религиозное ядро и польско-католический Костел 29.04.2021 1029 Время на чтение 21 минут Источник: Русский Путь Вспыхнувшая в прошедшем году в Белоруссии революция, БЧБ-майдан, имеет в качестве своих движущих сил как поверхностно-тактический уровень, связанный с технологиями смут и их конкретными исполнителями, так и уровень глубинно-стратегический. Первый уровень более явен, против него обычно направляются основные антиреволюционные меры со стороны государственных властей и служб. Если последние с ним справляются, как это и произошло в Белоруссии, то революция на время отступает, революционный ток отключается или переводится в поддерживающий режим. Второй уровень более скрытный, даже в самый разгар революции он не выказывает себя полностью, хоть уже и не может вполне скрыться. Он не прекращает своего действия даже в случае подавления революционного авангарда, в тени которого и находится, напротив, перенимает при этом на себя основные мощь и ресурсы, осуществляет перегруппировку и совершенствование тактики для первого уровня на будущее. Здесь мы снова особо подчеркнем и сам многоуровневый характер «белорусской БЧБ-революции»: лишь на поверхностном уровне это – революция «оппозиционно настроенной части населения и общественных сил против режима Александр Лукашенко ». Возможно, и самому президенту с частью окружения хотелось бы представить эту формулу исчерпывающей, тем более что вскармливанию глубинного революционного уровня (впрочем, в немалой степени и уровня поверхностного) более всех за последнее 10-летие послужила сама же государственная власть и ее «суверенная» политика. Ей же ныне, разумеется, хотелось бы полностью отождествить понятие белорусского патриотизма и безоговорочной поддержки себя (то есть, действующей власти), сильно подсобляя этим самому революционному движению и его зарубежным и местным предводителям. На самом же деле, за поверхностным уровнем БЧБ-революции кроется глубинный. И на нем мишенью революции является отнюдь не белорусский режим сам по себе, но фундаментальные основания жизни белорусского народа: его славянскость-русскость-белорусскость в самосознании и культурной практике (в том числе социально-экономической), его независимая от Запада и союзная России государственность, его духовно-нравственная кровь и питаемая ею та самая культурная практика, наконец, заключающая и хранящая всё это в себе Православная Церковь и христианская вера.

http://ruskline.ru/opp/2021/04/29/katoli...

иером. Антоний (Ламбрехтс) «Хотя я и живу на Западе и во многом высоко ценю и даже люблю Запад, но все же я не «западник». Я гораздо более люблю греческий мир, чем латинский; Византию, а не Западное средневековье, и, конечно, Православие, а не римский католицизм. И также очень люблю Россию, всю ее культуру и историю, хотя Византия и «патристическое Православие» мне, пожалуй, еще ближе и ценнее».  Это одновременно культурное и эклезиологическое кредо, которое Владыка Василий исповедует как некий крик души в своем письме 1956 года из Оксфорда к племяннику Никите, есть своего рода характеристика его отношения к Католической церкви и к отдельным католикам, постоянные встречи с которыми Господь посылал ему на протяжении его долгой жизни. Его взгляд – это в первую очередь взгляд веры, веры, укорененной в наследии Отцов древней Церкви, веры греческих Отцов (прежде всего каппадокийцев), веры таких византийских мистиков как преподобный Симеон Новый Богослов и святитель Григорий Палама , его «первая любовь». Можно без сомнения сказать, что его настоящим Отечеством на этой земле была вера Отцов Церкви. Исходя именно из этой веры он говорил о Церкви: Православной (русской или греческой) и Католической. Его взгляд на Католическую Церковь есть прежде всего взгляд богослова, а не экуменического дипломата. Он не любил компромисы и дежурные любезности в ущерб (как ему казалось) истине, православию или церковной традиции. Он так и остался всю свою жизнь афонским монахом... Именно на Афоне, где в 1924 году он принял монашеский постриг, будущий архиепископ Василий впервые открыл для себя наследие Отцов. Там он знакомится с творениями Григория Паламы , причем намного раньше всплеска паламизма на Западе, случившегося в 50-х годах прошлого столетия. В 1936 году он публикует в Праге свой труд «Аскетическое и богословское учение святителя Григория Паламы », который будет сразу же переведен на английский и немецкий языки.  В афонских библиотеках он находит первые матриалы для критического издания «Огласительных слов» святого Симеона Нового Богослова , изучению и изданию которых он посвятит несколько десятилетий.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Митрополит Волоколамский Иларион: «Говорить о " признании таинств " раскольников невозможно» 6 октября 2010 г. 10:45 В интервью порталу Патриархия.ru председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион рассказал о результатах работы Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу в Вене, комиссии Межсоборного присутствия по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления и о состоянии межхристианского диалога на современном этапе. — Ваше Высокопреосвященство, некоторые участники Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу в Вене заявили о многообещающем прогрессе на пути к единству. Насколько Русская Православная Церковь разделяет эту оценку? — В заголовках публикаций некоторых СМИ, посвященных заседанию православно-богословской комиссии в Вене, мелькало слово «прорыв», но сами участники собеседований говорят о результатах работы в более сдержанных терминах. По предложению православной стороны комиссия приняла решение не придавать официального статуса подготовленному ранее документу. Было признано целесообразным использовать этот документ в качестве рабочего материала для подготовки нового документа, который будет посвящен богословским проблемам, существующим во взаимоотношениях между Православной Церковью и Римско-Католической церковью по вопросу о соотношении первенства и соборности в жизни Церкви. — Какие проблемы в диалоге между православными и католиками на данном этапе остаются самыми главными? — В 1990-е годы в рамках работы смешанной комиссии были приняты важные заявления по вопросу унии, которые, как все тогда надеялись, поставят точку в многолетних спорах. Однако греко-католики не захотели их принять в качестве руководства к действию. И сегодня мы можем наблюдать продолжение экспансии Украинской Греко-Католической Церкви на территории Восточной Украины, где униатство никогда не играло сколько-нибудь значимой роли. Перенос центра греко-католической архиепископии из Львова в Киев и настойчивые попытки добиться присвоения ей статуса патриархата — при том, что этого статуса она никогда не имела — красноречиво свидетельствует о стремлении УГКЦ пополнить свои ряды за счет православных верующих.

http://patriarchia.ru/db/text/1291831.ht...

Митрополит Иларион: События на Украине обострили проблему унии перед христианским сообществом В Римско-католической и в Православной церквах в течение столетий сложились отличные друг от друга экклезиологические модели. 18 сентября, 2014 В Римско-католической и в Православной церквах в течение столетий сложились отличные друг от друга экклезиологические модели. Глава Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион в интервью «Интерфакс-Религия» рассказал о работе проходящей в эти дни в Аммане XIII пленарной сессии Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной и Римско-католической церквами, а также о сложностях ведения богословского диалога с Евангелическо-лютеранской церковью Финляндии. — Владыка, недавно лютеранский архиепископ Турку Кари Мякинен заявил, что Русская православная церковь отменила диалог с возглавляемой им Евангеличеко-лютеранской церковью Финляндии из-за разногласия по вопросу о положении сексуальных и гендерных меньшинств. Можете ли Вы прокомментировать это заявление? — Диалог Русской Православной Церкви с Евангелическо-лютеранской церковью Финляндии начался в 1970 году. За истекший период были обсуждены многие богословские и иные вопросы, принят ряд совместных документов, выявивших взгляды двух Церквей по различным богословским и социальным проблемам. Темой очередного раунда диалога должны были стать вопросы христианской антропологии, то есть учения о человеке и его отношениях с Богом и окружающим миром. В последние годы протестантское сообщество на Западе переживает серьезный кризис, связанный с пересмотром многими общинами важных положений христианского богословского и нравственного учения. Влияние либерального секуляризма на церковную жизнь привело к тому, что некоторые протестантские общины на Западе приняли решение об учреждении женского священства и женского епископата. Это значительно осложнило ведение с ними богословских диалогов, которые имели своей целью сближение, а не разделение между Православными церквами и протестантскими общинами. Следующим шагом стало решение ряда протестантских общин о благословении однополых союзов, в результате чего диалог с ними стал невозможен.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-sob...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010