Леонида в Лехее, портовом пригороде Коринфа (50-60-е гг. V в. (?) и 518-527), 23 пары колонн отделяли широкий центральный неф, с трансептом на востоке, его средняя ячейка, формирующая виму, была перекрыта шатром или деревянным куполом. Совершенство исполнения характерно для мраморной резьбы и инкрустированных полов. Среди редких центричных структур наиболее ранней является церковь в б-ке Адриана в Афинах (ок. 400), восходящая к семейству тетраконхов с амбулаторием. К ее композиции, вероятно, восходят храмы подобного типа на севере Балканского п-ова: в Охриде (Македония), Адрианополе и Перуштице близ Пловдива (нач. VI в. (?)) (см. ст. Болгария ). В т. н. Красной ц. в Перуштице вместо амбулатория имеются лишь обходы вдоль юж. и сев. экседр, колонны заменены толстыми столпами. Распространены были и церкви типа свободного креста. Наиболее часто строились здесь 3-нефные базилики, к-рые продолжали возводить и после отказа от подобных структур в К-поле и др. областях с сер. VI в. В церквах Фракии и Дакии нефы разделяли рядами колонн и столпов, несущих стропильное перекрытие (Патриаршая базилика в Велико-Тырнове, V-VI вв.; базилика у крепостной стены Монтаны, IV в.), или близко поставленных столпов, поддерживавших своды (Маркианополь (Девня), IV-VI вв.; базилика в квартале Галата Одесса (Варны), IV-V вв.; Ст. Митрополия в Месемврии (Несебыре), V-VI вв.). В этих областях (совр. Болгария), вероятно, чуть позже получил распространение тип сводчатой базилики на крещатых в плане, близко поставленных столпах (ц. Св. Софии в Сердике (ныне София), V-VI вв.; базилика в Голямо-Белове, V-VI вв.), большая часть перекрытий представляла секции из крестовых сводов. В центральном нефе Эленской базилики у Пирдопа (V-VI вв.) выделены 2 квадратные ячейки, по крайней мере восточная из них была перекрыта куполом или пандативным сводом, так же было перекрыто средокрестие ц. Св. Софии в Сердике - базилики с трансептом. Часто, как в греч. церквах, на концах нартекса устраивались помещения, напр. в зальной ц.

http://pravenc.ru/text/383977.html

165 . Липшиц Е.Э. Право и суд в Византии в IV-VIII вв. Л., 1976. 166 . Литаврин Г.Г. Византийское общество и государство в X – XI вв. Проблемы истории одного столетия: 976–1081. М., 1977. 167 . Литаврин Г.Г. Как жили византийцы. М., 1974. 168 . Литаврин Г.Г. Состав посольства Ольги в Константинополь и «дары» императора/ВО. М., 1982. 169 . Литаврин Г.Г. Представления «варваров» о Византии и византийцах в VI-X вв./ВВ. Т. 46. 1986. 170 . Лихачев Н.П. Моливдулы греческого Востока. М., 1991. 171 . Лихачев Н.П. Некоторые старейшие типы печатей византийских императоров. М., 1911. 172 . Лихачев Н.П. Печати патриархов Константинополя. М., 1899. 173 . Лихачева В.Д. Искусство Византии IV – XV веков. Л., 1981. 174 . Лихачева В.Д. Византийская миниатюра. Памятники византийской миниатюры IX-XV веков в собраниях Советского Союза. М., 1977. 175 . Лопарев Хр. Византийские жития святых VIII-IX BB./BB. Т. 17–19. 1911–1915. 176 . Л опарев Хр. Об униатстве императора Мануила КомнинаУ/ВВ. Т. 14за 1907, изд. 1909. 177 . Лопарев Хр. Повесть об императоре Феодосии II/ВВ. Т. 5, вып. 1/2. 1898. 178 . Любарский Я.Н. Михаил Пселл: личность и творчество. К истории византийского предгуманизма.М., 1978. 179 . Малинин В.Н. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Киев, 1901. 180 . Медведев И.П. Византийский гуманизм Х1У-ХУвеков.Л., 1976. 181 . Медведев И.П. Мистра. Очерки истории и культуры поздневизантийского города. Л., 1973. 182 . Мейендорф И. Византия и Московская Русь. Париж, 1990. 183 . Мейендорф И. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV в./ТОДРЛ. Т. 29. 1974. 184 . Митрофанов П. Изменение в направлении IV Крестового похода/ВВ. Т. 4, вып. 3/4. 1897. 185 . Морозов Н.А. История возникновения Апокалипсиса. Откровение в грозе и буре. М., 1991 (репринт). 186 . Оскар Пио. Из жизни римских императриц2. М., 1991 (репринт). Ко многому изложенному у г. Пио стоит относиться критически). 187 . Острогорский Г.А. Эволюция византийского обряда коронования/Византия, южные славяне, Древняя Русь, Западная Европа. Сб. статей в честь В.Н.Лазарева. М., 1973.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

до Р. Х.), в фонде также представлены колхидская драхма с изображением львиной головы (V в. до Р. Х.), ставшая символом К. м., т. н. кутаисские, заратские, хонские, персатские, месхетинские клады колхидских полудрахм, статир Александра Македонского (IV в. до Р. Х.), колхидские золотые статиры (II-I вв. до Р. Х.), греч., рим., понтийские, босфорские, мидийские, парфянские монеты, а также визант. и персид. монеты раннего средневековья. Разнообразие коллекции свидетельствует об экономическом развитии древней Колхиды и активных торгово-экономических и культурных отношениях Зап. Грузии. В фонде также много монет, отчеканенных царями Грузии св. Давидом IV Строителем , Георгием III, его дочерью царицей св. Тамарой , царицей Русудан, Димитрием I (см. Дамиан-Димитрий ), Георгием IV Лашей, Давидом VI Нарином и др.; встречаются трапезундские серебряные асперы и их груз. имитации, т. н. кирманеули (, от имени кесаря Трапезунда Мануила I (1238-1263), 84 выявлены на территории храма Баграта), золотые, серебряные и медные тур. монеты. Фонд рукописей и старопечатных книг Ап. Иоанн Богослов и прп. Андрей (Критский?). Миниатюра из Гелатского служебника. XI–XII вв. (Кут. 657) Ап. Иоанн Богослов и прп. Андрей (Критский?). Миниатюра из Гелатского служебника. XI–XII вв. (Кут. 657) Фонд рукописей и старопечатных книг содержит экспонаты, хронология к-рых охватывает X-XX вв. Фонд отличается не только количеством экспонатов (67 424 ед. хр.), но и их научно-исторической ценностью. Среди 730 ед. хр. коллекции рукописей особенно интересны рукописные книги церковного и светского характера, представляющие все 3 этапа развития груз. письма: они выполнены письмом асомтаврули (V-X вв.), нусхури (IX-XIX вв.) и мхедрули (X-XIX вв.). В коллекции представлены произведения на груз., араб., греч., персид., арм. языках. Географический ареал хранимых в К. м. рукописей довольно широк: это не только мон-ри и церкви Грузии (Гелати, Моцамета, храм Баграта, Кацхи , Джручи , Табори, Сева, Челиши , Хончиори, Вани и др.), но и груз.

http://pravenc.ru/text/2462341.html

Эчмиадзин, 1842. Т. 1. С. 43-44 (на арм. яз.); Strzygowski J. Die Baukunst der Armenier und Europa. W., 1918. Bd. 1. S. 101, 153-158, 397-403; Тораманян Т. Мат-лы по истории арм. архитектуры. Ереван, 1942. Т. 1. С. 286-288; Ереван, 1948. Т. 2. С. 72-74; Якобсон А. Л. Очерки истории зодчества Армении V-XVII вв. М.; Л., 1950. С. 12-17; он же. Закономерности в развитии раннесредневек. архитектуры. Л., 1983. С. 120, 140, 142; Арутюнян В. М., Сафарян С. А. Памятники арм. зодчества. М., 1951. С. 35; Саинян А. Архитектура Касахской базилики. Ереван, 1955. С. 87-99 (на арм. яз.); Токарский Н. М. Архитектура Армении IV-XIV вв. Ереван, 1961. С. 77-82; Марр Н. Я. Ереруйкская базилика: Арм. храм V-VI вв. в окрестностях Ани. Ереван, 1968; Khatchatrian A. L " architecture arménienne du IVe au VIe siècle. Р., 1971. P. 45-48, 95-96; Куюмджян Т. По следам истории Ереруйкской базилики//Hask. Antelias, 1974. T. 43. N 7/8. P. 296-310 (на арм. яз.); Paboudjian P., Alpago-Novello A., Koyumjian D. K. Ererouk. Mil., 1977. (Documenti di architettura armena; 9); Gandolfo F. La basiliche armene IV-VII sec. R., 1982. P. 67-77; Шелов-Коведяев Ф. В. Заметки по греч. эпиграфике Армении//ИФЖ. 1986. 1. С. 68-69; Thierry J.-M., Donab é dian P., Thierry N. Les arts arméniens. P., 1987. P. 520; Cuneo P. Ereruk "http:// Idem. Architettura armena dal quarto al diciannovesimo secolo. R., 1988. P. 234-235; Асратян М. Арм. архитектура раннего христианства. М., 2000. С. 17, 111. Ил. 54-60; он же. Мартирий Сурб Карапет Ереруйка//Христ. Армения: Энцикл. Ереван, 2002. С. 328 (на арм. яз.); Казарян А. Ю. Архитектура Армении IV-VII вв. и особенности раннехрист. традиции в соседних странах//ВВ. 2001. Т. 60(85). С. 126-158. А. Ю. Казарян Рубрики: Ключевые слова: ЗВАРТНОЦ церковь свт. Григория Просветителя (Сурб-Григор), один из памятников армянской и мировой средневек. архитектуры ДЖУГА древний город на левом берегу р. Аракс, в исторической обл. Сюник Вел. Армении (ныне Нахчыванская Автономная Республика в составе Азербайджана) ЕРАЗГАВОРС [позднее Ширакаван], уничтоженное в сер. ХХ в. городище к северо-востоку от древнего Ани (иль Карс, Турция), на правом берегу пограничной с Арменией р. Арпачай (Ахурян)

http://pravenc.ru/text/190127.html

Луций II (1144–1145) Евгений III (1145–1154) Анастасий IV (1153–1154) Адриан IV (1154–1159) Александр III (1159–1181) Виктор IV (Оттавиано де Монтичелло) (антипапа)(1159–1164) Пасхалий III (антипапа) (1164–1168) Калликт III (антипапа) (1168–1178) Иннокентий III (Ландо) (антипапа) (1179–1180) Луций III (1181–1185) Урбан III (1185–1187) Григорий VIII (1187) Климент III (1187–1191) Целестин III (1195–1198) Иннокетий III (Лотарио, граф Сеньи) (1198–1216) Гонорий III (1216–1227) Григорий IX (1227–1241) Целестин IV (1241) Иннокентий IV (1243–1254) Александр IV (1254–1261) Урбан IV (1261–1264) Климент IV (1265–1268) Григорий Х (1271–1276) Иннокентий V (1276) Адриан V (1276) Иоанн XXI (XX) (1276–1277) Николай III (1277–1280) Мартин IV (1281–1285) Гонорий IV (1285–1287) Николай IV (1288–1292) Целестин V (1294) 6-й период: дореформационный (XIV – начало XVI вв.). Бонифаций XIII (1294–1303) Бенедикт XI (1303–1304) Климент V (1305–1314) Иоанн XXII (1316–1334) Бенедикт XII (1334–1342) Климент VI (1342–1352) Иннокентий VI (1352–1362) Урбан V(1362–1370) Григорий XI (1370–1378) Римские папы Урбан VI(1378–1389) Бонифаций IX (1389–1404) Иннкентий VII (1404–1406) Григорий XII (1406–1415) Авиньонские папы Климент VII (антипапа) (1378–1394) Бенедикт XIII (1394–1417) Папы, безуспешно избранные для пре¬кращения Великого раскола Александр V (1409–1410) Иоанн XXIII (антипапа) (1410–1415) Папы после прекращения Великого раскола Мартин V (1417–1431) Климент VIII (антипапа) (1423–1429) Бенедикт XIV (антипапа) (1425–1430?) Евгений IV (1431–1447) Феликс V (антипапа) (1439–1449) Николай V(1447–1455) Каликст III (1455–1458) Пий II (1458–1464) Павел II (1464–1471) Сикст IV (1471–1484) Иннокентий VIII (1484–1492) Александр VI Борджиа (1492–1503) Пий III (1503) Юлий II (1503–1513). 171 Здесь приведены и императоры Западной Римской империи. Собственно первым ромейским императором явился Аркадий (ок. 377–408, император с 383 г, до 395 г – с отцом, Феодосием I). Читать далее Источник: Византия : парадигмы быта, сознания и культуры : учебное пособие/С. Б. Сорочан. - Харьков : Майдан, 2011. - 952 с. ISBN 978-966-372-382-2

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лебедев А., Очерки истории византийско-восточной церкви от конца XI до половины XV в., М., 1890. Левченко М., Очерки по истории русско-византийских отношений, М., 1956. Липшиц Е., Павликианское движение в Византии в VIII и первой половине IX вв.,ВВ, 5, 1962. Литаврин Г., Болгария и Византия в XI-XII вв., М., 1960. Литаврин Г., Восстание болгар и влахов в Фессалии в 1066 г., – ВВ, 11, 1956. Любарский Я., Замечания о хронологии XI книги «Алексиады» Анны Комниной, – ВВ, 23, 1963. Любарский Я., Об источниках «Алексиады» Анны Комниной, – ВВ, 25, 1964. Любарский Я., Критский поэт Стефан Сахликис, – ВВ, 16, 1959. Любарский Я., Мировоззрение Анна Комниной, – «УЗ Великолукского пединститута», вып. 24, 1964. Миков В., Произход и значение на имената на нашите градове, села, реки, планини и места, София, 1943. Неусыхин А., Исторический миф третьей империи, – «УЗ МГУ», вып. 81, Μ., 1945. Нидерле Я., Славянские древности, пер. с чеш. М., 1956. Осипова К., Система класм в Византии, Византийские очерки, М., 1961. Пападимитриу С., Две народные песни у Анны Комниной, – «Летопись ист.-фил. об-ва при Новорос. ун-те», II, Виз. отд. I, Одесса, 1892. Пападимитриу С., Феодор Продром, историко-литературное исследование, Одесса, 1905. Петров А., Князь Константин Бодин, – «Сборник статей, составленный и изданный учениками В. И. Ламанского по случаю 25-летия его ученой и профессорской деятельности», СПб., 1883. Пигулевская Н., Липшиц Е., Сюзюмов Н., Каждан А., Город и деревня в Византии IV-XII вв., Rapports du XII e congrès international des études byzantines, Belgrade-Ochride, 1961. Протасов Н., Греческое монашество в Южной Италии и его церковное искусство, – «Богословский вестник», 1915. Н., Вести Ане Комнине о србима, – «Гласник скопског научног друштва», 3, 1928. Расовский Д., Печенеги, торки и берендеи на Руси и в Угрии, – SK, 6, 1933. Рудаков А., Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии, М., 1917. Скабаланович Н., Византийское государство и церковь в XI в., СПб., 1884.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В правосл. храмах К. являются символом «света духовного», просвещающего мир. За богослужением К. горят всегда, даже при солнечном свете. В Скрижали говорится, что К. «…знаменует церковь и милость, и просвещение, еже дается во все человечество, ибо лепо есть приносити свет чести ради ко истинному свету Богу, и елей щедрот ради, а масло милости его» (Скрижаль. М., 1656. С. 35). Лит.: Забелин И. Е. О металлическом производстве в России до XVII ст. СПб., 1853; Жизневский А. К. Описание Тверского музея. М., 1888; Речменский А. И. Собрание памятников церк. старины в ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых. М., 1913; Олсуфьев Ю. А. Опись древнего церковного серебра б. Троице-Сергиевой Лавры (до XVIII в.). Сергиев, 1926; Троицкий В. И. Словарь московских мастеров золотого, серебряного и алмазного дела XVII в. Л., 1928. Вып. 1; Овсянников Ю. М. Ново-Девичий монастырь: [Альбом]. М., 1968; Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до нач. XVI века. М., 1983; Bailey D. M. A Catalogue of the Lamps in the British Museum. L., 1996. [Vol.] 4: Lamps of Metal and Stone, and Lampstands; Игошев В. В. Ярославское художественное серебро XVI-XVIII вв. М., 1997; он же. Типология церковных светильников XVI-XVII вв.//ИХМ. 2007. Вып. 10. С. 465-489; он же. Новгородская церковная утварь XVI-XVII вв.: типология, стилистические и технологические особенности//Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода: Художественный металл XVI-XVII вв./Ред.-сост.: И. А. Стерлигова. М., 2008. С. 99-193; он же. Драгоценная церк. утварь XVI-XVII вв.: Вел. Новгород. Ярославль. Сольвычегодск. М., 2009; Сарабьянов В. Д. Новгородская алтарная преграда домонгольского периода//Иконостас: Происхождение - развитие - символика: Сб./Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 2000. С. 312-359; Соболев Н. Н. Русская народная резьба по дереву. М., 2000 2; Стерлигова И. А. Драгоценный убор древнерусских икон XI-XIV вв. М., 2000; Костина И. Д. Произведения московских серебряников 1-й пол. XVIII в.: Кат. М., 2003; Залесская В. Н. Памятники византийского прикладного искусства IV-VII вв. СПб., 2006; Мельник А. Г. Драматургия огня в пространстве русских храмов в XVI-XVII вв.//Пространственные иконы: Перформативное в Византии и Древней Руси/Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 2011. С. 443-473.

http://pravenc.ru/text/1470205.html

I.V.1888 хиротонисан во епископа Угличского, вик. Ярославской епархии, с пребыванием в г.Ростове. Хиротония состоялась в Спасо-Яковлевском монастыре г.Ростова, совершал ее митрополит Московский Иоанникий с сослужащими ему святителями. Епископ Амфилохий состоял действительным и почетным членом почти всех столичных и провинциальных исторических и археологических обществ. Оставил очень много работ по археологии, филологии и истории древней русской литературы; составил описание рукописей библиотеки Воскресенского монастыря; впервые списал многие древние рукописи. Весьма важны его труды по сравнению греческих и древнеславянских рукописей и по составлению словарей к древним памятникам. В этом славном археологией городе преосвященный и скончался 20 июля 1893 года. Труды : «О трех обетах монашества (девстве, настяжании и послушании)». Издано в 1845 году. «Краткая жизнь Ростовского Борисоглебского монастыря, что на Устье реке, чтеца Алексея Стефановича с его портретом.» Москва, 1863. «Снимки из кондакария XII-XIII вв.» Москва, 1879· Изд.литографированное. «Палеографическое описание греческих рукописей», с таблицами снимков. · М. 1879–1880. m.I – рукописи IX-X вв. m.II – -«- ΧΙ-ΧII вв. m.III.– -»- XIII-XIV вв. m.IV- - " - XV-XVII вв. «Описание Воскресенской Новоиерусалимской библиотеки, с приложением снимков со всех пергаментных рукописей и некоторых писанных на бумаге»· M.1875· «Летописание и другие древние сказания о св.благоверном вел. кн.Данииле, сыне св.благоверного великого кн.Александра- Невского и о построенном им за Москвой-рекой Даниловом монастыре». М.1875. «Кондакарий в греческом подлиннике XII-XIII вв.» по рукописи Московской Синодальной библиотеки. М.1879. Словарь из Пандекта Антиоха XI века Воскресенской Новоиерусалимской библиотеки. М.1860. «Четвероевангелие Галичское 1147 г., сличенное с древнеславянскими рукописными Евангелиями XI-XVII вв. и печатными: Острожским 1576 г. и Киевским 1788 г. с греческим евангельским текстом 635 г., сличенным с греческими четвероевангелиями X и X-XI вв.графа Орлова-Давыдова и с разночтениями, выбранными Преосвященным Порфирием из Евангелий Публичной Библиотеки в С.-Петербурге и печатными 1757 г. издания Рейнекция и 1854 г. издания Тишендорфа». С гравированными изображениями евангелистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Приурочение определенных чтений, взятых из послания, к определенным богослужебным срокам, является также комментарием послания. Чтением христологического отрывка в Богородичные Праздники напоминается тайна боговоплощения и смирение Божьей Матери. Фuл. III, 20 – IV, 3 – читается в дни, посвященные памяти священномучеников, и тем подчеркивается идея мученичества, проходящая через послание. Фил., IV, 4–9 есть апостольское чтение в Неделю Входа Господня в Иерусалим. Отрывок напоминает верующим близость Господа в Его Славном Воскресении (ср. ст. 5), а радость, проникающая послание, допускает сближение с радостью учеников, приветствовавших Господа при Входе в Иерусалим ( Лk. XIX, 37 ), – новозаветное исполнение ветхозаветного пророчества. Докладами проф. Клавье и Епископа Иринея закончилась Конференция. Для обсуждения и вопросов уже не оставалось времени. Прочие доклады вызвали оживленные прения. Прения, до известной степени, носили случайный характер. Много важных вопросов было только поставлено и не получило ответа. Как следует мыслить отношение δικαιοσ νη (праведность) и γν σις (познание) в 111,8, 9? Отвечает ли эсхатологическое толкование воскресения в 111,10,11 мысли ап. Павла, или из послания вытекает понимание переносное в смысле жизни во Христе? Взаимная связь отдельных частей послания тоже не была показана с достаточною ясностью. Последнее наблюдение относится в равной мере к вопросу, поставленному проф. Шмидтом о месте, занимаемом отрывком I, 27, – II, 30 в построении целого, и к проблеме гл. III, которую многие толкователи отказываются считать первоначальною частью послания. Вопрос о связи вводных стихов I, 1–11, заключающих основные мысли послания, с последующими частями послания не был поставлен вовсе. С другой стороны, некоторые вопросы вызвали преувеличенное внимание Конференции. Конференция подолгу останавливалась на том, были ли противники ап. Павла в Филиппах (111,2), иудеи или иудеохристиане; как надо понимать в христологическом отрывке слово ρπαγμς (в винительном падеже ρπαγμ ν, II, 6, по-русски: хищение); что значит π ρ τ ς ε δ κιας? (II, 13, в русском переводе: по Своему благоволению); можно ли понимать, ε ρεθω (111,9: «найтись») в смысле Passivum, от ε ρσκω, или новозаветные параллели закрепляют за этою формою значение почти равносильное вспомогательному глаголу и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Лит.: Лебедев А. П. Церковь Римская и Византийская в их взаимных догматич. и церк.-обрядовых спорах в IX, X и XI вв. М., 1875; он же. Вселенские соборы IV и V вв: (Обзор их догматич. деятельности). Серг. П., 1896; он же. Собр. церк.-ист. сочинений. СПб.; М., 1896-19032. Т. 1-2; он же. История греко-вост. церкви под властию турок: От падения Константинополя до наст. вр. Серг. П., 1896; он же. Духовенство и народ и их взаимные отношения в IV-VIII веках//Моск. ЦВед. 1900. 21-22; он же. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом. М., 1885, 1994р; он же. Духовенство древней Вселенской Церкви от времен апостольских до Х в. СПб., 1997п; он же. Истор. очерки состояния Визант.-вост. Церкви от кон. XI до сер. XV в.: От нач. Крестовых походов до падения Константинополя в 1453 г. СПб., 1998п; он же. Очерки внутренней истории Визант.-вост. Церкви в IX, X и XI вв.: От конца иконоборческих споров в 842 г. до нач. Крестовых походов - 1096 г. СПб., 1998п; он же. История разделения Церквей в IX, X и XI веках. СПб., 1999п; он же. Церковная историография в главных ее представителях с IV до ХХ в. СПб., 2000п; он же. История Константинопольских соборов IX века. СПб., 2001п; Терновский Ф. А. Греко-восточная Церковь. К., 1879-1882; он же. Рус. и иностр. библиография по истории визант. церкви IV-IX вв. К., 1885; Perry S. G. F. The Second Synod of Ephesus. Dartford, 1881; Скабаланович Н. А. Визант. гос-во и церковь в XI в. от смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина. СПб., 1884; Соколов И. И. Состояние монашества в Визант. церкви во 2-й пол. IX-XII вв. Каз., 1894; он же. Избрание архиереев в Византии IX-XV вв.: Ист.-правовой очерк//Визант. цивилизация в освещении рос. ученых, 1894-1927. М., 1999. Т. 1; Diekamp F. Die origenistischen Streitigkeiten im 6. Jh. und das fünfte allgemeine Concil. Münster, 1899; Gwatkin H. M. Studies of Arianism. Camb., 19002; Мелиоранский Б. М. Георгий Киприянин и Иоанн Иерусалимский, два малоизвестных борца за Православие в VIII в.

http://pravenc.ru/text/372674.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010