На пространстве от Кавказа, Междуречья и Персидского зал. до Турфанского оазиса и пещер Дуньхуана памятники А. х. открыты трудами ученых из России. Начало положила находка намогильных камней (611 экз.) с сир. надписями и крестами у городов Токмак и Бишкек (1885). Последовала серия работ (Д. Хвольсон, М. В. Никольский, С. С. Слуцкий, В. В. Болотов , В. В. Бартольд ) и открытие в Алмалыке надгробных надписей тюрок-христиан XIII-XIV вв. Работа была возобновлена лишь в 50-х гг. XX в. (Бернштам А. П.). Остатки церквей и мон-рей обнаружены в Туркмении (г. Мерв). Интерпретация и датировка объектов («овальный дом» - мон-рь городища Гяур-Кала IV(V)-VI вв. и «кладбище иноверцев» с наусами II-VI вв.; храм Хароба-Кошук) спорны, но ряд находок, несомненно, связан с христианством (халцедоновая печать с крестом, клад Геок-Тепе из раннехрист. золотых медальонов и бляшек; оттиски печатей с крестом из Ак-Тепе VI-VII вв.; керамическая форма для отливки подвесок и нательных крестов с Эрк-Калы). Центром распространения христианства в Азии с VI в. был Согд: следы есть в районе Самарканда (крестик VIII в. с городища Афрасиаб; гальки-надгробия с изображениями креста и бронзовое кадило со сценами из НЗ в Ургуте; некрополь с погребениями христиан-кочевников в урочище Дурмен на Зеравшане). В Пянджикенте среди росписей VI-VIII вв. отмечен ветхозаветный сюжет с элементами христ. иконографии, найден остракон с текстом из Библии, открыт христ. некрополь (Дашт-Урдакон). Христ. вещи и предметы из Византии находят в Ташкенте (богослужебная утварь), на городище Канка, в Ходженте (поливная чаша с араб. крестообразной надписью «Иса и Марьям», XI в.). В Ст. Термезе открыта сырцовая церковь, план к-рой сопоставляют с сир. архитектурой IV-VI вв. и с храмами М. Азии и Армении VII-VIII вв. Памятники христианства обнаружены в районах Киргизии, юж. Казахстана, в городах по течению р. Сырдарьи (Карлукская митрополия). Здесь открыто много христ. текстов, предметов, кладбищ и церквей, среди к-рых храм сер. VII - нач. VIII в. в Суябе и мон-рь Таш-Рабат в горах Тянь-Шаня. Храмы северо-вост. части шелкового пути описал в XIII в. Г. Рубрук . Некрополи Сев. Притяньшанья дали самую многочисленную (ок. 700 экз.) группу христ. памятников Центр. Азии - надгробий (кайраков) тюрок-несториан 2-й пол. VIII-XIV в. (крупные «гальки» с равноконечными крестами и сиро-тюрк. эпитафиями), хронологически продолжающих линию надгробий Мерва, Самарканда и Ургута VI-VII вв. Надписи указывают на влияние сир. религ. лит-ры, а в захоронениях некрополей находят кресты (серебро, бронза, нефрит, кость).

http://pravenc.ru/text/археологии ...

  Дмитриева Р. П. Светская литература в составе монастырских библиотек XV–XVI вв./Р. П. Дмитриева//Труды отдела древнерусской литературы. Т. XXIII. АН СССР Институт русской литературы (Пушкинский Дом)/отв. ред. Д. С. Лихачев. Л.: Наука, 1968. С. 140.   Лурье Я. С. О путях развития светской литературы в России и у западных славян в XV–XVI вв./Я.С. Лурье/Труды отдела древнерусской литературы. Т.19. АН СССР. Институт русской литературы (Пушкинский Дом)/отв. Ред. Д. С. Лихачев. Л.: Наука, 1964. С. 123.   Дмитриева Р. П . Светская литература в составе монастырских библиотек XV–XVI вв… С. 145.  Там же. С. 145.  Описание рукописей Кирилло-Белозерского монастыря, составленное в к. XV века/под ред. Н. К. Никольского. – СПб.: Синодальная типография, 1897.; Прохоров Г. М. Книги Кирилла Белозерского/Г. М. Прохоров//Труды отдела древнерусской литературы. Т. XXXVI. АН СССР Институт русской литературы (Пушкинский Дом)/отв. ред. М. А. Салмина. Ленинград: Наука, 1981. С. 50–70.   Дмитриева Р. П. Светская литература в составе монастырских библиотек XV –– XVI вв… С. 146.  Описание рукописей Кирилло-Белозерского монастыря, составленное в к. XV века/под ред. Н. К. Никольского. СПб.: Синодальная типография, 1897. С. 109.   Дмитриева Р. П. Светская литература в составе монастырских библиотек XV–XVI вв… С. 148.  Там же. С. 150.  Там же. С. 150.  Данные приведены по именованию рукописей (хранящихся в ГИМе и РНБ), приведенных Р. П. Дмитриевой, Дмитриева Р. П . Светская литература в составе монастырских библиотек XV–XVI вв… С. 151.   Дмитриева Р. П. Светская литература в составе монастырских библиотек XV–XVI вв… С. 152.  Там же. С. 153–156.   Дмитриева Р. П. Светская литература в составе монастырских библиотек XV–XVI вв… С. 167.  Один такой книжный вклад известен. Некий диакон Феодосий сделал вклад в монастырь в виде Требника, относящегося к 1495–1510 годам. Суворов Н. И. Глушицкий монастырь Вологодской епархии… С. 85–86.  В грамоте приведен список из 28 книг. Башнин Н. В . Дионисиево-Глушицкий монастырь и его архив в XV–XVII вв.: исследования и тексты. Приложение. Духовная грамота преподобного Дионисия Глушицкого (фоторукописи)… С. 321, 511.

http://bogoslov.ru/article/6174669

121 . Диль Ш. История Византийской империи/Пер.А.Е.Рогинской. М., 1948. 122 . Диль Ш. Основные проблемы византийской истории/Пер., предисл. Б.Т.Горянова. М., 1947. 123 . Диль Ш. Юстиниан и византийская цивилизация в VI веке/Пер. с французского. Спб., 1908. 124 . Дьяконов А.П. Известия Иоанна Эфесского и сирийских хроник о славянах VI-VII ВВ./ВДИ. 125 . Дьяконов А.П. Иоанн Эфесский и его церковно-исторические труды. Спб., 1908. 126 . Еремеев Д.Е., Мейер М.С. История Турции в средние века и новое время. М, 1992. 127 . Жаворонков П.И. Никейская империя и Восток (взаимоотношения с Иконийским султанатом, татаро-монголами и Киликийской Арменией в 40–50-х гг. XIII в.)/ВВ. Т. 39. 1978. 128 . Жаворонков П.И. Никейская империя и Запад/ВВ. Т. 36. 1974. 129 . Жаворонков П.И. Состав и эволюция высшей знати Никейской империи: элита/ВО. М., 1991. 130 . Жаворонков П.И. V истоков образования Никейской империи (оценка деятельности Константина XI Ласкаря)/ВВ. Т. 38. 1977. 131 . Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. М., 1980. 132 . История Византии: В 3 т./Отв. ред. акад. С.Д.Сказкин. М., 1967. 133 . История средних веков: В 2т.)/Под ред. З.В.Удальцовой и С.П.Карпова. Т. 1. М., 1990. 134 . История древнего мира: В 3 т./Под ред. И.М.Дьяконова. Т. 3. Упадок древних обществ. М., 1966. 135 . История Италии/Ред. С.Д.Сказкин и др. Т. 1.М., 1970. 136 . Каждан А.П. Армяне в составе господствующего класса Византийской империи в XI -XII вв. Ереван, 1975. 137 . Каждан А.П. Загадка Комнинов (опыт ис-ториографии)/ВВ. Т. 25. 1964. 138 . Каждан А.П. Книга и писатель в Византии. М., 1973. 139 . Каждан А.П. Социальный состав господствующего класса Византии в XI-XII вв. М., 1974. 140 . Карпов СП. Трапезундская империя и западноевропейские государства в XIII–XV вв. М., 1981. 141 . КовальскийЯ.В. Папы и папство. М, 1991. 142 . Корсунский А.Р. К вопросу о византийских завоеваниях в Испании VI-VII BB./BB. Т. 12. 1957. 143 . Корсунский А.Р. От Восточной Римской империи к Византии/ВВ. Т. 29. 1968. 144 . Кулаковский Ю.А. История Византии: В 3 т. Киев; Спб, 1910–1913.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

XIII в. Прп. Панкратий затворник, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (9 февраля). XIII в. Прп. Евлогий старец, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (5 марта). XIII-XIV вв. Прп. Моисей чудотворец, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (28 июля). XIII-XIV вв. Прп. Мартирий диакон, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (25 октября). XIII-XIV вв. Прп. Мартирий затворник, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (25 октября). XIII-XIV вв. Прп. Григорий затворник, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (8 января). XIII-XIV вв. Прп. Макарий диакон, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (19 января). XIII-XIV вв. Прп. Захария постник, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (24 марта). XIII-XIV вв. Прп. Силуан схимник, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (10 июня). XIII-XIV вв. Прп. Агафон чудотворец, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (20 февраля). XIII-XIV вв. Прп. Лонгин вратарь, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (16 октября). XIV век † 1303, 4 марта Св. блгв. кн. московский Даниил (30 августа). † 1303, 8 июля Св. блж. Прокопий, Христа ради юродивый. Устюжский. † 1305, 6 декабря Свт. Максим, митр. Киевский и всея Руси, Владимирский (13 августа). † 1310, 23 декабря Свт. Феоктист, архиеп. Новгородский (23 января). Нач. XIV в. Прп. София (кнж. Тверская). Св. блгв. кнг. тверская Ксения (в иночестве Мария) (24 января; в неделю 1-ю после 29 июня – Собор Тверских святых). † 1316 (1317), 6 ноября Св. блгв. кнг. псковская Мария (в иночестве Марфа). † 1318, 22 ноября Св. блгв. вел. кн. тверской Михаил, мученик. † после 1320 г. Прп. Макарий пустынник. Новгородский (19 января; 3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Новгородских святых). † до 1321 г. Св. блгв. кн. ярославский Константин (19 сентября; 5 марта). Св. блгв. кн. ярославский Давид (19 сентября; 5 марта). Сб. блгв. кн. новгородский Афанасий (18 января). † 1132, 23 апреля Св. мч. Феодор философ. Камский. † 1325, 15 сентября Св. блгв. вел. кн. тверской Димитрий Грозные Очи, мученик (в неделю 1-ю после 29 июня – Собор Тверских святых).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

8/21.VII вв.). Св. муч. Еперент (или Перент) и св. мученица Цецирия (или Церилия) в гор. Сирмиум (Срем). 9/22.VII вв.). Св. муч. Зенон и св. мученица Мима (или Мина), св. муч. Витал, св. мученица Руфина, св. муч. Евангел, св. свщмуч. Епископ Кирилл, св. муч. Урис и св. мученица Агнита в гор. Томи (Констанца) в Малой Скифии (Добруджа). 15/28.VII вв.). Свв. мученики Агриппин, Секунд, Максим, Фортунат и Марциал в гор. Сирмиуме (Срем). 18/31.VII.363 г. Св. мученики Емилиан, Секунда, Доната, Васса, Максима, Павел, Марин и Иуст Доростольские (при Юлиане Отступнике). 22.VII/4.VIII (I–II в.). Св. Синтихия, ученица св. ап. Павла в гор. Филиппи, Эгейская Македония. вв.). 153 мученика из Фракии, в море утопленных. и (I в.). Св. ап. Пармен из 7-и диаконов. Замучен в гор. Филиппи в Эгейской Македонии. вв.). Св. муч. Иоанн воин исповедник, скиф из скифского племени таифалов. Похоронен в Византионе (Константинополь). 1/14.VIII вв.). Свв. мученики Кирилл, Акила, Петр, Домициан, Руф и Менандр в гор. Томи (Констанца) в Малой Скифии (Добруджа). 5/18.VIII вв.). Свв. мученики Ириней, (Г)Еракл и Дасий в гор. Аксиополь (на правом берегу р. Дуная) в Мизии. 9/22.VIII.63 г. Св. ап. Матфия. Проповедывал в Македонии и близ Понта Евксинского (Черное море). 10/23.VIII вв.). Шесть фракийских мучеников в гор. Виза (Восточная Фракия). 18/31.VIII вв.). Свв. мученики Флор и Лавр, жившие в гор. Византионе (Константинополь), переселившиеся в гор. Ульпиана (Липник, в Косово) и погибшие там. г. Свв. 39 мучеников Филиппопольских (Пловдивских) сожженных в огне – Севир, Мемнон сотник, Орион (Рион), Ангилин (Анатулин, Антиллиан), Молий, Евдемон, Силуан, Савин, Евстафий, Стратон и Восва (Взвас) из гор. Виза (Восточная Фракия) и Тимофей, Палмат, Мест, Никон (Нит), Дифил, Дометиан (Дометий), Максим, Неофит, Виктор, Рин, Саторнин, Тирон, Епафродит, Керкан (Керкас), Гай, Зотик (или Зоил), Кронион, Агафон, Анфон (Анфос), Пансфен (Парфений), Ахиллес, Панфирий, Хрисанф, Афинодор, Пантолеон, Феосевий (Феосевр) и Генефлий – фракийцы из Филиппополя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Археол. описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. СПб., 1861. 2 ч.; Кондаков Н. П. , Толстой И. И. Рус. древности в памятниках искусства. СПб., 1897. Вып. 5; 1899. Вып. 4; Покровский Н. В. Древняя Софийская ризница в Новгороде//ВАИ. 1914. Вып. 22; Храм Воскресения и Покрова при 2-й моск. общине старообрядцев поморского брачного согласия в Токмаковом пер. М., 1914 (отд. отт. из: Церковь. 1914); Гущин А. С. Памятники худож. ремесла Др. Руси X-XIII вв. Л., 1936; Grabar A. N. Le reliquaire byzantin de la cathédrale d " Aix-la-Chapell//Karolingische und Ommonische Kunst. Wiesbaden, 1957. Bd. 3. S. 282-297; Даркевич В. П. Произведения зап. худож. ремесла в Вост. Европе (X-XIV вв.). М., 1966; Маясова Н. А. Древнерус. шитье. М., 1971; она же. Древнерус. лицевое шитье: Кат. М., 2004; Василенко В. М. Народное искусство: Избр. труды о нар. творчестве X-XX вв. М., 1974; он же. Рус. прикладное искусство: Истоки и становление. М., 1977; Постникова-Лосева М. М. Рус. ювелирное искусство: Его центры и мастера XVI-XIX вв. М., 1974; Пуцко В. Г. Оклад рус. литург. книги XIV-XVI вв.//Myзej уметности. Београд, 1974. Зб. 18. С. 13-32; он же. Рус. сюжетное худож. литье и его модели//Рус. медное литье. М., 1993. Вып. 2. С. 17-29; Макарова Т. И. Перегородчатые эмали Др. Руси. М., 1975; она же. Черневое дело Др. Руси. М., 1986; она же. Древнерус. наследие в ювелирном деле ранней Москвы, XIV в.: Облачение митр. Алексея. М., 1998; Николаева Т. В. Прикладное искусство Моск. Руси. М., 1976; Банк А. В. Прикладное искусство Византии XI-XII вв. М., 1978; Рындина А. В. Древнерус. мелкая пластика: Новгород и центр. Русь XIV-XV вв. М., 1978; она же. О литург. символике древнерус. серебряных панагий//Восточнохрист. храм: Литургия и искусство. СПб., 1994. С. 204-219; Большая иллюстрир. энцикл. древностей/Пер.: Б. Б. Михайлов. Прага, 1980. С. 56-62. Ил. 60-72; Демидов С. В. Художник С. И. Вашков и его постройки в пос. Клязьма//Реставрация и исслед. памятников культуры. М., 1982. Вып. 2. С. 111-116; Рус.

http://pravenc.ru/text/171620.html

п. И Евсевий свидетельствует, действительно, что по делу Оригена постановлено было очень много определений в то время 75 . с) В законодательстве церкви IV и V вв. нередко встречаются прямые свидетельства о том, что в определении сущности и тяжести известного преступления отцы следуют древним правилам, между тем указать, что это за древние 76 правила, в настоящее время нет возможности. Очевидно, они существовали только на практике и имели значение обычая для всех известного, а потому и не записанного. Относительно же новых постановлений отцы иногда прямо говорят, что для разрешения этого вопроса они не имеют древнего правила, или – правила о сем различны – и представляют собственное мнение 77 . Отсюда мы приходим к такому общему заключению относительно законодательных определений церковной подсудности IV и V вв.: их нельзя считать вполне новыми, выработанными независимо от древнейшей церковной практики. Церковное законодательство этого времени иногда целиком заносило в свой кодекс не писанное прежде правило, иногда видоизменяло или приспособляло его к данному случаю и обстоятельствам, иногда же составляло и совершенно свое, новое определение. По этой тесной связи его с практикой предшествовавшего периода (II и III вв.), мы имеем основание заключать далее, что и представленные здесь образцы законоположений суть только часть неизвестного нам целого; как велика эта часть и как велика другая, перешедшая в церковные правила IV и V вв., в настоящее время нет возможности определить с точностью, и что, наконец, эти последние, отображая нам деятельность церковно-судебной власти IV и V вв., в то же время могут и должны служить дополнением сферы преступлений, подлежащих церковному суду и для древнейшего времени, т. е. по крайней мере для III-ro века. Глава 2. О предметах церковного суда по законодательным памятникам IV и V вв. В истории церкви едва ли найдется эпоха, которая по разнообразию церковной жизни и отношений: внешних – к государству – и внутренних, возникавших по поводу нестроений, причиняемых еретиками и раскольниками, и по поводу новых задач, которые должна была выполнить церковь относительно своего дальнейшего устроения и вытекавших непосредственно из нового положения в государстве, – едва ли найдется эпоха, которая бы могла сравниться в этом отношении с эпохой торжества церкви над язычеством при первых христианских императорах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Платонический характер восприятия церковнославянского языка в Московской Руси (XIV-XVII вв.). К православной философии культа : Богослов.RU Комментарии Я, как и Василий Великий, верю в реальность того, что Глава Церкви - Христос. Вы - подозреваю - в этом не уверены. Поэтому не понимаете, само собой разумеющихся, вещей. Поэтому - я спорю с Вашим... Владимир — 13 апреля На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 2. Святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский Миф? Миф должен иметь основание, хотя бы, в фольклоре. Не совсем понятно, какой смысл Вы вкладываете в этот термин. В богословии, то о чём Вы говорите, называется не миф о глобальной катастрофе, а... Владимир — 13 апреля На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 2. Святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский Учение о предопределении (в более, конечно, глобальном смысле, чем у Вас) - католическое. У католиков нет духовного опыта отношения с Творцом - Словом, как с Главой Церкви. Поэтому, возможно, им... Владимир — 13 апреля На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 2. Святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский 3. Автор цикла отнюдь не претендует на «решение догматических вопросов». Как явствует из названия цикла и из «Введения», включённого в состав 1-ой части, автор видел свою задачу в том, чтобы собрать... Алексей Владимирович Гоманьков — 13 апреля На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 2. Святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский 2. «Известная цитата», касающаяся того, что первый «день» Творения якобы состоял из 24 часов, не приведена в статье, потому что она не имеет никакого отношения к ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ этого «дня». Любой... Алексей Владимирович Гоманьков — 13 апреля На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 2. Святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский Сети богословия « Богослов.Ru в Дзен » 01 декабря 2022 « Богослов.Ru в Telegram » 01 декабря 2022 « Богослов.Ru на YouTube » 01 декабря 2022 « Богослов.Ru во ВКонтакте » 01 декабря 2022 Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше

http://bogoslov.ru/article/564281

Однако сатана, восставший на своего Создателя и увлекший с собой в падение целый чин ангелов (IV, 19–23; 195–196), обманувший по зависти (IV, 23–29; 196) Адама «посредством Евы и древа» (IV, 29–30; 196), убивший «посредством Каина Авеля» (IV, 38–39; 196), отклонивший сыновей Сифа к дочерям Каина (IV, 39–40; 196) и «к поклонению вместо Бога рукотворным идолам как богам» (IV, 40–41; 196), даже после пришествия в мир Сына Божия – «рожденного без семени от Жены Приснодевы Человека» (IV, 58–59; 197) – возжелал опровергнуть истину о совершенстве Христа как Бога и одновременно как человека. «Вселившись в некоторых людей как в свои сосуды и орудия» (IV, 62; 197), лукавый возводит многоразличные ереси, историю которых преподобный Анастасий кратко описывает в IV и V главах «Путеводителя». Церкви пришлось отвечать на эти козни диавола, формулируя свое изначальное учение о совершенстве Божества и человечества Христа с помощью четких и однозначных богословских положений. В этом описании истории ересей преподобный отец говорит, что вдохновителем и истинным деятелем всей этой борьбы против Церкви является враг рода человеческого. Это согласуется и с учением преподобного Анастасия о трех состояниях человеческой воли, о чем мы скажем в параграфе 3.7. Воля в противоестественном, греховном состоянии не зря святым отцом названа диавольской. Греша, человек фактически становится орудием в руках диавола, творя его волю. Эту мысль преподобный Анастасий передает с помощью выражений типа: диавол «убивает посредством Каина (δι το Κν – через Каина, с помощью Каина, Каином) Авеля» (IV, 38–39; 196). Таким же орудием в руках сатаны явилась Ева , посредством которой (δι τς Εας) был обманут Адам (IV, 29–30; 196). Итак, лукавый желает, «во-первых, сразу же опровергнуть пришествие Христово» (IV, 109–110; 200). Преподобный Анастасий этими словами намекает на свойственный многим гностикам докетизм. Родоначальником гностицизма, по свидетельству Синаита, является «Симон, волхв Самаритянин из селения Гитон» (IV, 64–65; 197), который «первым стал утверждать в Риме при первоверховном [апостоле] Петре» (IV, 64–66; 197) свое еретическое учение о призрачности плоти Христа. Последователями Симона были гностики, первые из которых – Керинф, Николай и Маркион (IV, 68–69; 197), а также Валентин. Хотя последний и не считал, что тело Христа было призрачным, но полностью отрицал его единосущие нашим телам, утверждая, «что Христос не принял нашу плоть» (XIV, 2, 38–39; 317). Он и его единомышленники называли тело Христа небесным, космическим и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Целестин II (1143–1144) Луций II (1144–1145) Евгений III (1145–1153) Анастасий IV (1153–1154) Адриан IV (1154–1159) Александр III (1159–1181) Виктор IV/V (1159), антипапа Пасхалий III (1164), антипапа Каликст III (1168), антипапа Иннокентий III (1179), антипапа Луций III (1181–1185) Урбан III (1185–1187) Григорий VIII (1187) Климент III (1187–1191) Целестин III (1191 – 1198) Иннокентий III (1198–1216) Гонорий III (1216–1227) Григорий IX (1127–1241) Целестин IV (1241) Иннокентий IV (1243–1254) Александр IV (1254–1261) Урбан IV (1261 – 1264) Климент IV (1265–1268) Григорий X (1271 –1276) Иннокентий V (1276) Адриан V (1276) Иоанн XXI (1276–1277) Николай III (1277–1280) Мартин IV (1281 –1285) Гонорий IV (1285–1287) Николай IV (1288–1292) Целестин V (1294) Бонифаций VIII (1294–1303) Бенедикт XI (1303–1304) Климент V (1305–1314) 1203 Иоанн XXII (1316–1334) Николай V (1328), антипапа Бенедикт XII (1334–1342) Климент VI (1342–1352) Иннокентий VI (1352–1362) Урбан V (1362–1370) Григорий XI (1370–1378) Урбан VI (1378–1389) Климент VII (1378), антипапа Бонифаций IX (1389–1404) Бенедикт XIII (1394), антипапа Иннокентий VII (1404–1406) Григорий XII (1406–1415) Климент VIII (1423), антипапа Бенедикт XIV (1423), антипапа Александр V (1409), антипапа Иоанн XXIII (1410), антипапа Мартин V (1417–1431) Евгений IV (1431–1447) Феликс V (1439), антипапа Николай V (1447–1455) Антиохийские патриархи XII-XV веков 1204 Иоанн IV (1092–1103) Феодосий III (1103–?) Аристарх Иоанн V (ум. в 1140) Сотирих (1155–1156) Афанасий I (1156–1170) Симеон II (1178) Феодор IV Вальсамон (1186–1203) Иоаким I Иерофей Симеон III 1205 Евфимий I (1254–1260) Феодосий IV Принкепс (1261 –1283) Арсений (1283–1286) Кирилл II Дионисий I Кирилл III Дионисий II Софроний Иоанн VI Mapk I Игнатий II (1344–1351) Пахомий I (1359–1386) Михаил I (1369–1374) Mapk II (1377–1378) Межпатриарш. (1379–1385) Пахомий II (1386–1387) Нил (1387–1395) Михаил II (1395–1400) Межпатриарш. (1400–1412) Пахомий III (1413–1414) Иоаким II (1415–1425)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010