мирской жизни прибегают к оправданиям... заключается великая таинственная купля смирения ( 108, 312 ). Не трудись над разбором, кто прав и кто виноват – ты или ближний твой, постарайся обвинить себя и сохранить мир с ближним при посредстве смирения ( 108, 510 ). Господь воспретил мщение, которое было установлено Моисеевым Законом и которым за зло воздавалось равным злом. Оружие, данное Господом против зла, – смирение ( 108, 511 ). Хочешь ли стяжать смирение? Исполняй Евангельские заповеди, вместе с ними... (обретешь) святое смирение, то есть свойство Господа нашего Иисуса Христа ( 108, 539 ). Глубокое и точное познание падения человеческого весьма важно для подвижника Христова; только из этого познания, как бы из самого ада, он может молитвенно, в истинном сокрушении духа, воззвать к Господу ( 109, 375 ). Смириться – значит осознать свое падение, свою греховность, по причине которых человек сделался существом отверженным, лишенным всякого достоинства ( 111, 27 ). Будем удостаивать себя ада, чтобы Бог удостоил нас Неба ( 111, 488 ). Покорите ум ваш Христу. Когда ум покорится Христу, то не будет оправдывать ни себя, ни сердце ( 111, 494 ). Требование от себя неизменяемости и непогрешимости – требование несбыточное в этом преходящем веке! Неизменяемость и непогрешимость свойственны человеку в Будущем Веке, а здесь мы должны великодушно переносить немощи ближних и свои немощи ( 111, 528–529 ). Изменяемость (наша) научает нас самопознанию, смирению, научает прибегать непрестанно к помощи Божией... ( 111, 533 ). Представлю один пример смирения, которое показал не начинающий, а совершенный и игумен. И слыша о нем, могут более возревновать о совершенном смирении не только молодые, но и старцы. В одном многочисленном египетском общежитии, недалеко от города Панефиса, был авва и пресвитер Пинуфий, которого все уважали за его годы, добрую жизнь и священство. Видя, что при всеобщем к нему уважении, он не может упражняться в вожделенном смирении и послушании, тайно удалился он в крайние пределы Фиваиды.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Богочеловек, как искупительная Жертва, принял на себя все человеческие немощи – последствия падения – кроме греха, чтобы, искупив человечество, избавить его от бремени этих немощей, явить его в обновленном состоянии, явить его без тех немощей, которые привлечены в наше естество падением ( 111, 399 ). .Нет греха человеческого, которого бы не могла смыть Кровь Господа Бога, Спасителя нашего Иисуса Христа ( 111, 466 ). Всю надежду покаяние возлагает на Искупителя. Одни заслуги Искупителя имеют всю цену, необъятную цену! Без цены, без малейшей цены человеческие добродетели! Они заимствуют цену от веры в Искупителя, когда они – выражение этой веры и исполнение воли Искупителя ( 111, 466 ). Страшно запятнать мысль ложью: кровь человеческая не в силах омыть этих пятен лжи. Для такого омовения человечество нуждалось в Крови Богочеловека ( 111, 480 ). Земля – изгнание наше, потому-то Искупитель возводит принявших Его искупление с земли на Небо ( 111, 492 ). Всякий верующий в Спасителя по необходимости должен сознавать и исповедовать свое падение и свое состояние изгнания на земле, он должен сознавать и исповедовать это самой жизнью... иначе он не может признать как следует Искупителя! Потому что Искупитель и Спаситель нужен только для падших и погибших... Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 112, 125–126 ). Святитель Григорий Палама О Домостроительстве Воплощения Господа нашего Иисуса Христа и Искуплении рода человеческого Предвечное и неописанное Слово Божие, Вседержитель и Всемогущий Сын, мог бы и без Воплощения избавить человека от тления, смерти и рабства диаволу, ибо все держится словом силы Его и все послушно Божественной Его власти, как говорит Иеремия. «Для Тебя ничего нет невозможного» ( Иер. 32, 17 ); и власти Творца не может противостоять сила твари, и нет ничего сильнее Вседержителя. Но наиболее соответствовало нашему естеству и немощи и отвечало Совершителю Воплощение Слова Божия, как способ, заключающий в себе и принцип правосудия, без чего ничто не совершается Богом: «Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника» ( Пс. 10, 7 ). Но поскольку человек в начале был оставлен Богом, потому что сам Его оставил и добровольно доверился начальнику зла (диаволу), лживо советовавшему противоположное (заповеди Божией), то справедливо и был отдан ему. И таким образом, по зависти лукавого и по справедливому допущению Благого (Бога), человек ввел в мир смерть. И, вследствие превосходящей злобы начальника зла, смерть стала сугубой: не только естественной, но и насильственной.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Ничто не может так приблизить сердце к Богу, как милостыня ( 55, 286 ). Кто милует ближнего, тот Попечителем о себе имеет Бога ( 55, 295 ). Хочешь ли умом своим быть в общении с Богом, приняв в себя ощущение одного наслаждения, не порабощенного чувством? – Послужи милостыне. Преподобный Исаак Сирин ( 56, 14 ). Тело и душу нужно умывать слезами, они тогда появятся на глазах молящегося и постящегося, когда сердце его преисполнится милости к ближним, сострадания ко всему человечеству без исключения ( 108, 160 ). Милосердие никого не осуждает, любит врагов, полагает душу за друзей, делает человека богоподобным ( 108, 522 ). На Суде Христовом потребуется в оправдание милость, как деятельное выражение любви, и заслужит помилования одна милость, как опытное доказательство любви ( 111, 42 ). Покаяние для ожесточенного сердца невозможно; надо, чтобы сердце смягчилось, исполнилось соболезнования и милости к своему бедственному состоянию греховности. Когда объемлется и преисполняется сердце милостью, тогда только оно способно к покаянияю... ( 111, 43 ). Свойственно милости рождать веру и вере – милость ( 111, 236 ). Таинство Искупления основано на милости. Оно есть явление милости Божией к падшему человечеству и может быть принято единственно расположением души, всецело настроенной милостью к падшему человечеству ( 111, 245 ). Оставление нами согрешений ближним нашим есть признак, что Дух Божий вселился в нас, царствует в нас, управляет, руководит нашей волей. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 111, 246 ). Господь Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать» ( Деян. 20, 35 ). Когда томимому голодом дают пищу или дрожащему от холода теплую одежду, не чувствует ли он себя в то время счастливым? Но Господь уверяет нас, что в то же время блаженнее тот, кто дает. Где можно найти это блаженство? В боголюбивом и человеколюбивом Сердце. В чем состоит это блаженство? В чувстве делаемого и сделанного добра, в свидетельстве совести об исполнении в нас воли Божией, в радости о ближнем, нами обрадованном. Человек, сохраняя в себе – хоть не в совершенстве – образ Всеблагого Бога, по которому сотворен, радуется обо всем добром даже когда только слышит о нем, поэтому естественно блаженствовать ему, когда сам делает добро. Сверх этого внутреннего блаженства слово Божие обещает человеку благотворительному еще и благополучие по особенному провидению Божию: «В день бедствия избавит его Господь. Господь сохранит его» ( Пс. 40, 2–3 ). Мы не можем ясно видеть, какими средствами достигает этого Провидение, потому что не можем проследить все пути Его, но что верно и чудесно достигает, – это видим на примерах, особенно ясных в Священной истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Желающий спастись, непременно должен держаться тесного пути, завещанного Спасителем ( 108, 211 ). Преподобный Ефрем Сирин сказал о положении тех, которые займутся исканием живого слова Божиего во времена последние. Они будут... проходить землю от востока к западу и от севера к югу, ища такого слова – и не найдут его ( 108, 285 ). Священное Писание свидетельствует, что христиане, подобно иудеям, начнут постепенно охладевать к Откровенному учению Божию. Они начнут оставлять без внимания обновление естества человеческого Богочеловеком, забудут о вечности, все внимание обратят на свою земную жизнь... Такому направлению Искупитель, искупивший человека для блаженной вечности, чужд. Такому направлению свойственно отступление от христианства... В ослаблении христианства будет участвовать монашество: член тела не может не принять участия в немощи, поразившей все тело... Когда христианство до крайности умалится на земле, тогда окончится жизнь мира ( 108, 457–458 ). Отступление Нового Израиля от Спасителя к концу времен будет обширным, а потом, как последствие и плод отступления, откроется человек беззакония, сын гибели, который дерзнет назвать себя обетованным Мессией... ( 111, 222 ). Обильное земное преуспеяние и огромные предприятия, как очевидные для всех, выставлены словом Божиим в признак последнего времени и созревшей греховности человечества, большей частью неявной и непонятной при поверхностном и неопытном взгляде на человечество ( 111, 222 ). Постигли временные и вечные бедствия ветхого Израиля за отвержение Искупителя; эти бедствия – слабый образ страшных бедствий, которые будут карой Нового Израиля за его преступление ( 111, 223 ). Когда мир будет провозглашать и превозносить свое преуспеяние, водворение высшего благоденствия, нерушимого спокойствия и утверждения его, «внезапно постигнет... пагуба» ( 1Фес. 5, 3 ), тогда наступит кончина мира, которой он в омрачении своем, в упоении земным преуспеянием, никак не будет ожидать ( 111, 270 ). Антихрист будет логичным, справедливым, естественным последствием общего нравственного и духовного направления людей ( 111, 309 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Лит.: Darrouzès. Notitiae. P. 222, 235, 325, 362. N 2, 3, 10, 13; Καλοκρης Κ. Δ. Λμπης, Μητρπολις//ΘΗΕ. Τ. 8. Σ. 105-108; Fedalto. Hierarchia. P. 544-545; Ανδρας (Νανκης), μητρ. Αρχιερες τς Κρτης κατ τν 20 ανα//Οκουμενικο Πατριαρχεου νετερα στορικ. Θεσ., 2004. Τ. 2. Σ. 230, 241-242; Δπτυχα. 2014. Σ. 921-925; Η επαρχα Αμαρου απ την αρχαιτητα μχρι σμερα: Πρακτικ του Διεθνος επιστημονικο Συνεδρου. Αθνα, 2014. Τ. 1; Η πρην επαρχα του Αγου Βασιλεου απ την αρχαιτητα μχρι σμερα: Πρακτικ του Διεθνος επιστημονικο Συνεδρου. Ρθυμνο, 2014. Τ. 2; users.sch.gr/markmarkou/katalog/ecp/lambi.htm [Электр. ресурс]. О. В. Л. Архитектура и изобразительное искусство В митрополии сохранилось более 150 церквей и часовен X-XVII вв. Стены многих из них покрыты фресками XII-XVI вв. разной степени сохранности. Большая часть росписей относится к XIV-XV вв., из них более 10 фресковых ансамблей точно датированы по надписям. Основание базилики (V–VI вв.) и ц. Успения Пресв. Богородицы (кон. XIV — нач. XV в.) в с. Тронос Основание базилики (V–VI вв.) и ц. Успения Пресв. Богородицы (кон. XIV — нач. XV в.) в с. Тронос От храмов IV-VIII вв., разрушенных в т. ч. во время араб. (IX в.) и венецианского (XIII в.) завоеваний, сохранились лишь основания, часто с напольными мозаиками. Таковы руины базилики на месте античного г. Сибрит (Сиврит). Храм (20,9×12,6 м; обнаружен в 1983) с напольными мозаиками, возможно, был основан в V-VI вв. Руины 3-нефной кафедральной базилики Пресв. Богородицы предположительно 2-й пол. VII в. сохранились близ с. Визари (34×17,3 м; перестроена в VIII-IX вв.). Храмы XIII-XVI вв. часто строились на месте древних, напр. ц. Успения Пресв. Богородицы кон. XIII-XIV в. над сев.-вост. частью базилики близ с. Тронос (в церкви сохр. ансамбль фресок кон. XIII - XV в.). Прп. Андрей Критский. Роспись апсиды ц. св. Анны близ с. Амари. 1225 г. Прп. Андрей Критский. Роспись апсиды ц. св. Анны близ с. Амари. 1225 г. Часто строили небольшие однонефные церкви (более 130), значительное количество таких храмов расположено в диме Амари и украшено фресками разных веков и стилевых направлений (классицизирующего и провинциального, линеарного и экспрессивного).

http://pravenc.ru/text/2462595.html

Возвращение к К. в иконном творчестве актуально для совр. мастеров, в т. ч. работающих по заказам Церкви: иконы в иконостасы ц. Покрова Пресв. Богородицы и Толгской иконы Божией Матери Высокопетровского монастыря в Москве (Г. В. Куприянов), ц. Св. Троицы на Каширском шоссе, Москва (Ю. В. Волкотруб); собора Зачатьевского (Алексеевского) мон-ря (А. Л. Удальцова); образы рус. святых и виды известных мон-рей России на иконах работы худож. А. В. Климкова. В кон. XX в. были воссозданы иконостасы из К. в соборе Воздвижения Креста Господня верхотурского Свято-Николаевского мон-ря ( Баранова. 2006. С. 334-335). Лит.: Плешанова И. И. Керамические надгробные плиты Псково-Печерского мон-ря//Нумизматика и эпиграфика. 1966. Т. 6. С. 211-226; Розенфельдт Р. Л. Московское керамическое производство XII-XVIII вв. М., 1968; Макарова Т. И. Поливная керамика в Др. Руси. М., 1972; Выголов В. П. Рус. архитектурная керамика кон. XV - нач. XVI в.: (О первых рус. изразцах)//ДРИ. М., 1975. [Вып.:] Зарубежные связи. С. 282-317; Залесская В. Н., сост. Визант. белоглиняная расписная керамика IX-XII вв.: Кат. выст./ГЭ. СПб., 1985; она же. Памятники визант. прикладного искусства IV-VII вв.: Кат. колл./ГЭ. СПб., 2006; Кильдюшевский В. И., Паничева Л. Г. Псковские керамические киоты//КСИА. 1987. Вып. 190. С. 64-69; Немцова Н. И. Исследование и реставрация рус. изразцовых печей XVII-XVIII вв. М., 1989; Она же. О стилях архитектуры рус. изразцовых печей XVII-XVIII вв.//Коломенское: Мат-лы и исслед. М., 1993. Вып. 5. Ч. 1. С. 30-41; Фролов М. В. Мастера-изразечники Москвы XVII - нач. XVIII в. М., 1991; Коваль В. Ю. Керамика Востока и Византии на Руси: Кон. IX-XVII вв.: АКД. М., 1997; он же. Керамика Востока на Руси IX-XVII вв. М., 2010; The Glory of Byzantium: Art and Culture of the Middle Byzantine Era, A. D.: 843-1261: Cat./Ed. H. Evans. N. Y., 1997; Анциферова Г. М. Изразцовая композиция «Евангелисты»//Памятники рус. архитектуры и монументального искусства: XIII-XIX вв. М., 2000. С. 113-120; Федоров-Давыдов Г. А., сост. Золотоордынские города Поволжья: Керамика. Торговля. Быт. М., 2001; Byzantium: Faith and Power: (1261-1557): Cat. N. Y., 2004; Баранова С. И. Москва изразцовая. М., 2006; она же. Рус. изразец: Зап. музейного хранителя. М., 2011; она же. Изразцовая летопись Москвы. М., 2012; Беляев Л. А. Маркировка древнерус. кирпича как культурно-ист. явление//ΣΟΘΙΑ: Сб. ст. по искусству Византии и Др. Руси в честь А. И. Комеча. М., 2006. С. 67-88; он же. «Бачини»: бытовая глазурованная керамика в архитектуре поздневизант. периода//Рос. Арх. 2007. 3. С. 133-140; Яковлев Д. Е. Кирпич и архит. керамика в постройках Великокняжеского дворца рубежа XV-XVI вв. в Моск. Кремле//Моск. Русь: Проблемы археологии и истории архитектуры: Сб. ст. к 60-летию Л. А. Беляева. М., 2008. С. 206-220; Малых С. Е. Вотивная керамика Египта эпохи Древнего царства. М., 2010.

http://pravenc.ru/text/1684211.html

Narbonne, 1922/1923. Vol. 15. P. 328-339; Horn É . Le rôle politique de Clément IV//Séances et travaux de l " Académie des sciences morales et politiques: Compte rendu. P., 1925. Année 85. Fasc. 1/2. P. 273-300; Keller H. Il sepolcro di Clemente IV in S. Francesco a Viterbo//L " Illustrazione Vaticana. Vat., 1935. Vol. 6. P. 237-240; Jedin H. Eine falsche Spur: Die angeblich von Papst Clemens IV. verfasste Hedwigsvita//Archiv für Schlesische Kirchengeschichte. Hildesheim, 1950. Bd. 8. S. 14-25; Gottschalk J. Die Hedwigs-Predigt des Papstes Klemens IV. vom Jahre 1267//Ibid. 1957. Bd. 15. S. 16-35; Nitschke A. Konradin und Clemens IV.//QFIAB. 1958. Bd. 38. S. 268-277; Elm K. Die Bulle «Ea quae iudicio» Clemens " IV., 30.VIII.1266: Vorgeschichte, Überlieferung, Text und Bedeutung. Heverlee; Louvain, 1966; Paul G. Un portrait du pape Clément IV//Bull. historique. Le Puy, 1966. Vol. 44. P. 197-198; Dossat Y. Guy Foucois, enquêteur-réformateur, archevêque et pape (Clément IV)//Les évêques, les clercs et le roi (1250-1300). Toulouse, 1972. P. 23-57; Chazan R. Archbishop Guy Fulcodi of Narbonne and His Jews//Revue des Études Juives. P., 1973. Vol. 132. P. 587-594; Mollat G. Clément IV//DHGE. T. 12. Col. 1109-1115; Housley N. The Italian Crusades: The Papal-Angevin Alliance and the Crusades Against Christian Lay Powers. Oxf., 1982; Kolmer L. Papst Clemens IV. beim Wahrsager//DA. 1982. Bd. 38. S. 141-165; Bautier R.-H. Un grand pape méconnu du XIIIe siècle: Clément IV//Bull. du Club Français de la médaille. P., 1983. Vol. 81. P. 34-42; Hayez M. Clemens IV.//LexMA. Bd. 2. Sp. 2141-2142; idem. Clément IV//Dictionnaire historique de la papauté/Éd. Ph. Levillain. P., 1994. P. 366-367; Schaller H. M. Ein Originalmandat Papst Clemens " IV. gegen Konradin//DA. 1988. Bd. 44. S. 181-185; M ü ller W. L " Aquila zwischen Staufern und den Anjou: Ein neu aufgefundener Brief Papst Clemens " IV. von 1268//Ibid. S. 186-194; D " Achille A. M. Sulla datazione del monumento funebre di Clemente IV a Viterbo: Un riesame delle fonti//Arte Medievale.

http://pravenc.ru/text/1841383.html

Захаров Г. Е. Везеготы и Кафолическая Церковь в первой половине V века. Вестник ПСТГУ. Сер. II. 2008. N 3 (28). С. 7–17. Захаров Г. Е. Вторая сирмийская формула: исторический контекст и богословское содержание. ВДИ. 2010. N 2. С. 149–165. Захаров Г. Е. Омийство и становление королевской власти у везеготов. Вестник ПСТГУ. Сер. II. 2008. N 4 (29). С. 11–25. Захаров Г. Е. Переход через Дунай как пересечение границы готского мира: к проблеме обращения готов в арианство. Древнейшие государства Восточной Европы. 2009. М. 2010. С. 371–383. Захаров Г. Е. Послания Герминия Сирмийского: текст и историко-богословский комментарий. Вестник ПСТГУ. Сер. II. 2012. N 1 (44). С. 111–120. Захаров Г. Е. Сочинение епископа Авксентия Доросторского «О вере, жизни и кончине Ульфилы» как памятник латинской арианской традиции конца IV века. Вестник РГГУ. 2008. N 12/08 (Кентавр. N 5). С. 58–80. Захаров Г. Е. Тринитарные споры IV в. в свете неопатристического синтеза прот. Георгия Флоровского. Вестник ПСТГУ. Сер. II. 2011. N 1 (38). С. 118–128. Захаров Г. Е. Церковь в системе общественной жизни балкано-дунайского региона в IV-V вв.: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М. 2011. Илларион (Алфеев), иером. Жизнь и учение св. Григория Богослова . М. 1998. Колосовская Ю. К. Паннония в I-III вв. М. 1973. Колосовская Ю. К. Христианские общины позднеримского города на Дунае. Человек и общество в античном мире. М. 1998 C. 224–266. Копылов И. А. Арианская церковь в Вандальской Африке V-VI вв. по данным «Истории гонений» епископа Виктора из Виты: иерархия и особенности вероучения. Новый исторический вестник. 2006. N 2 (15). Копылов И. А. Церковь в системе организации власти и общества в Вандальской Африке (V-VI вв.): Автореферат кандидатской диссертации. М. 2006. Кривушин И. В. Ранневизантийская церковная историография. СПБ. 1998. Лавров В. В. Епископ Ульфила и развитие готской литературы. Интеллектуальная элита античного мира. СПБ. 1995. С. 67–70. Лебедев А. П. Вселенские соборы IV и V вв. СПБ. 2007.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

По сведениям Игисиппа, в 50-60-х гг. II в. предстоятелем Коринфской Церкви был Прим (Ibid. IV 22). В 70-х гг. того же века крупным деятелем христ. Церкви был свт. Дионисий, еп. Коринфский (Ibid. IV 23). В его посланиях упоминаются имена др. предстоятелей греч. общин того времени; среди них - Филипп и Пинит, епископы критских городов Гортины и Кносса (Ibid. IV 23, 25). По посланию Дионисия известно также об образовании к этому времени общины в Лакедемоне (Спарте) на Пелопоннесе. В Коринфе одним из преемников Дионисия был еп. Вакхилл (ок. 196). Во время гонения имп. Деция (250-251) в Коринфе пострадали мученики Викторин, Виктор, Никифор, Клавдий и др. При имп. Валериане в 258 г. здесь же претерпели мученическую кончину многие христиане: Кодрат, Киприан, Дионисий, Анект, Павел, Крискент и др. По данным эпиграфики можно судить о присутствии христиан на о-вах Родос и Тера (Фира) ок. 100 г. Из «Стромат» Климента Александрийского (III 2. 5) известно о неких христианах и гностиках на о-ве Кефалиния. Известны христ. катакомбы III-IV вв. на о-ве Милос. Адм. реформа имп. Диоклетиана на рубеже III и IV вв. не внесла принципиальных изменений в систему рим. управления Г. Сохранилась в прежнем виде пров. Ахайя, из состава Македонии были выделены Фессалия (митрополия Ларисса) и Эпир (митрополия Никополь). Были преобразованы в самостоятельные провинции Крит (митрополия Гортина) и Киклады (митрополия Родос). Ранневизантийский период: IV-VI вв. После легализации христианства при имп. Константине I Великом в Г. начался бурный рост числа епископских кафедр. Церковная орг-ция диоцеза Иллирик, в к-рый входила большая часть Г., находилась в юрисдикции Римского престола. В то же время фракийские области и острова тяготели к Эфесу, а с кон. IV в.- к новой столице империи - К-полю. На I Вселенском Соборе в Никее (325) присутствовали 12 епископов из Г., среди них - Пист Афинский и Александр Фессалоникийский. В IV-V вв. епископские престолы появляются почти во всех значительных населенных пунктах. На III Вселенском Соборе в Эфесе (431) было 30 епископов из Г., на IV Вселенском Соборе в Халкидоне (451) - 43 епископа.

http://pravenc.ru/text/597843.html

1120 . Вин Ю. Я. Сельское ремесло и промыслы в поздней Византии (XIII-XV вв.)//ВВ. – 1987. – Т 48. – С. 84–94. 1121 . Вин Ю. Я. Социально-экономическое содержание термина kathedra в византийских документах//ВВ. – 1983. – Т 44. – С. 202–211. 1122 . Вин Ю. Я. Эволюция органов самоуправления сельской общины и формирование вотчинной администрации в поздней Византии//ВВ. – 1982. – Т 43. – С. 201–218. 1123 . Вишнякова А. Хозяйственная организация монастыря Лемвиотиссы//ВВ. – 1928. – Т 25 (1927). – С. 33–52. 1124 . Власов С. Константин Великий . – М., 2001. 1125 . Военная одежда Рима от Гонория до Ираклия 400–650 гг н. э.//Новый солдат. – Артемовск: Книга, 2002. – 78. – С. 30–32. 1126 . Войтенко А. А. Эволюция египетского монашества в IV – начале V вв.: Автореф. дисс. ... канд. ист. наук/Институт всеобщей истории Российской АН. – М., 2002. – 18 с. 1127 . Волфрам Х. Готы/Пер. с нем. – М., 2003. 1128 . Восточнохристианские реликвии/Ред.-сост. А. М. Лидов. – М.: Прогресс – Традиция, 2003. – 656 с. 1129 . Восточнохристианский храм: литургия и искусство. Сб. ст./Под ред. А. М. Лидова. – СПб., 1994. 1130 . Вус О. В. Оборонна доктрина Buзahmiï у Пивничному Причорномор’ï Инженерний захист Таварики та Боспора в кинци IV – на початку VII ст.). – Львив: Триада Плюс, 2010. – 304 с. 1131 . Высоцкий А. М. Церковь Богоматери Влахернской в Константинополе, ее отражения на Руси и византийско-русские архитектурные связи в домонгольскую эпоху//ВВ. – 2005. – Т 64 (89). – С. 211–224. 1132 . Высоцкий А. М., Осминская Н. А., Шелов-Коведяев Ф. В. К вопросу об истории и реконструкции первой церкви Апостолов в Константинополе по описаниям современников//ВВ. – 2000. – Т 59 (84). – С. 198–221. 1133 . Высоцкий С. А. О дате поездки посольства Ольги в Константинополь//Древние славяне и Киевская Русь – К., 1989. – С. 154–161. 1134 . Гаврилов А. К. Языкознание византийцев//История лингвистических учений: Средневековая Европа. – Л., 1985. – С. 109–156. 1135 . Гаврюшин Н. К. Византийская космология в XI веке//Историко-астрономические исследования. – М., 1983. – Вып. 16.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010