Критические заметки о завещании Евстафия Воилы (1059 г.)//ВВ. 1961. Т. 19. Бартикян Р. Г. Миграция армян в XI в. Причины и последствия//XVe Congres intern, d» etudes byzantines. Rapports et co-rapports. I. His-toire. Athenes, 1976. Бартикян Р. Г. О феме «Ивирия»//ВОН. 1974. « 12. Бартикян Р. Г.; Каждан А. П., Удальцова 3. В. Социальная структура восточных границ Византийской империи//Actes du XIVe Congres intern, des etudes byzantines. Bucarest, 1976. Бapuiuh Ф. Дипломатар Фессалщских монастирей//ЗРВИ. 1976. Т. 16. Безобразов П. В. Завещание Воилы//ВВ. 1911. Т. 18. Безобразов П. В. Патмосская писцовая книга//ВВ. 1900. Т. 7. Васильевский В. Г. Материалы для внутренней истории Византийского государства//ЖМНП. 1879. Ч. 202; 1880. Ч. 210. Вернадский Г. В. Заметки о византийских купчих грамотах XIII в.//Зборник в чест на В. Н. Златарский. София, 1925. Вернадский Г. В. Заметки о крестьянской общине в Византии//Ученые записки, основанные Русской ученой коллегией в Праге. 1924. Т. I. Вып. 2. Вин Ю. Я. Право предпочтения в освещении Димитрия Хоматина//Право в средневековом мире. М., 1996. Вин Ю. Я. Право предпочтения в поздневизантийской деревне//ВВ. 1985. Т. 45. Горянов В. Т. Поздневизантийский феодализм. М., 1962. Жаворонков П. И. Состав и эволюция высшей знати Никейской империи//ВО. М., 1991. Каждан А. П. Аграрные отношения в Византии XIII-XIV вв. М., 1952. Каждан А. П. Армяне в составе господствующего класса Византийской империи в XI-XII вв. Ереван, 1975. Каждан А. П. Византийский монастырь XI-XII вв. как социальная группа//ВВ. 1971. Т. 31. Каждан А. П. Деревня и город в Византии IX-X вв. М., 1960. Каждан А. П. Из экономической жизни Византии XI-XII вв.//ВО. М., 1971. Каждан А. П. Социальный состав господствующего класса Византии в XI-XII вв. М., 1974. Каждан А. П. Формы условной собственности в Византии в Х-ХИ вв. М., 1960. Каждан А. П. Экскуссия и экскуссаты X-XI вв.//ВВ. 1953. Т, 5. Культура Византии/Под ред. 3. В. Удальцовой. Т. 2. М., 1988; Т.З. М., 1991. Курбатов Г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для того чтобы быть такими, мы имеем Таинства – Крещение и Причащение, посредствуемое у грешащих после крещения покаянием. Но это от лица Господа; с нашей же стороны, должны образоваться в духе содействующие принятию их расположения: вера, которая исповедует: «я погибший и спасаюсь только Господом Иисусом Христом», любовь, которая ревнует все посвящать Господу Спасителю, ничего не щадя, упование, которое, ничего от себя не ожидая, уверено, что не будет оставлено Господом, но будет иметь от Него всякую помощь, и внутреннюю и внешнюю, всю жизнь, пока будет взято туда, где Он Сам. Святитель Феофан Затворник ( 107, 67–68 ). В недре ветхозаветной церкви было только преобразование спасения – в недре Новозаветной обильно и преизобильно преподается самое спасение ( 111, 219 ). Кто примет христианство со всей искренностью сердца в лоне Православной Церкви, в которой одной хранится истинное христианство, тот спасается ( 111, 143 ). Кто хочет спастись, тот должен принадлежать единой Святой Православной Церкви, быть ее верным сыном, во всем покоряться ее установлениям ( 111, 360 ). Без послушания Церкви нет смирения, без смирения нет спасения ( 111, 367–368 ). Краеугольный камень, на котором воздвигнуто духовное живое здание, Царство Божие, Новозаветная Церковь , народ Божий... новый Израиль, – этот краеугольный камень есть Господь наш Иисус Христос ( 111, 220 ). У нас всесильный Ходатай – Господь наш Иисус Христос! У нас всемогущее очищение от грехов – Господь наш Иисус Христос! Уничтожив грехи при посредстве исповеди через такого Ходатая и через такое очищение, мы непременно получаем радостный залог нашего спасения ( 111, 370 ). Тот, кто пренебрегает жизнью по заповедям Божиим, не врачует себя постоянно покаянием, не поддерживает усвоения Христу Причащением Его Телу и Крови, не может не лишиться усвоения Христу, не может не лишиться спасения. Святитель Игнатий (Бряпчанинов) ( 111, 330 ). СТРАДАНИЯ ХРИСТОВЫ Жертвенное уничижение Богочеловека – наивысшее страдание любви «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поругании и оплевания» ( Ис. 50, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Скачать epub pdf ЗНАМЕНИЕ При содействии дивных знамений апостолы быстро распространили христианство по вселенной... когда же вера была насаждена повсеместно, насаждено было слово, тогда отняты знамения как окончившие свое служение ( 111, 309–310 ). Знамения давались не верующим, но неверующим, чтобы они становились верующими ( 111, 311 ). Желающие совершать знамения желают этого по плотскому разгорячению, по увлечению непонимаемыми ими страстями... в таком же состоянии самообольщения и разгорячения находятся и те, которые хотят видеть знамения ( 111, 313 ). Знамения, совершив свое служение, оставили поприще служения, предоставив действовать подлинному Творцу-Слову, Которое пребывает и пребудет делателем до кончины мира, как Оно Само возвестило о Себе: «се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф. 28, 20 ) ( 111, 323 ). Живая вера-духовный разум. Не нуждается она уже в знамениях, будучи совершенно удовлетворена знамениями Христовыми и величайшим из Его знамений, венцом знамений-Его словом ( 111, 234 ). Богочеловек ублажал не видевших знамений и веровавших. Он выражал соболезнования тем, которые, не удовлетворяясь словом, нуждаются в чудесах ( 111, 305–306 ). Светом духовного разума должно быть озарено воззрение душевного ока на знамения и чудеса, чтобы избежать тех бедствий, в которые может вовлечь воззрение на них плотского мудрования. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 111, 323 ). Святой Иоанн Предтеча посылает учеников своих спросить Господа: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?» ( Лк. 7, 19 ). Не для себя он так спрашивал, ибо знал точно. Кто есть Иисус Христос, будучи извещен об этом с Неба, но для учеников. И ученики искали решения этого вопроса не для того, чтобы состязаться в прениях, а из искреннего желания знать истину. Таковым нет нужды много говорить; Господь и не говорит, а только указывает на то, что было в ту пору Им совершено. Божественные дела свидетельствовали о Божестве Его. Это было так очевидно, что вопрошавшие не стали уже больше вопрошать. Так и всегда. Сила Божия живет в Церкви; искренний искатель истины тотчас осязает ее и удостоверяется в истине. Это опытное удостоверение полагает конец всем вопросам и совершенно успокаивает. Кто же не хочет верить и, потеряв веру, начинает искать в Церкви и христианстве не основания веры, а поводов как бы оправдать свое неверие, тому никакие указания не кажутся удовлетворительными. Неверие же свое он считает основательным, хоть основания его мелочны и ничтожны. Того хочет его сердце, потому все и сносно ( 107, 331–332 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Rhet. ad Her. " Риторика к Гереннию» (I в.) Rutil. Lup. П. Рутилий Луп (I в. н. э.) De fig. " О фигурах речи и красноречия» Schol. Hom., Il. " Схолии к “Илиаде” Гомера» Sen. Mai. Л. Анней Сенека Старший (I в. до н. э. – I в. н. э.) Contr. " Контроверсии» М. Анней Сенека (I в. н. э.) " Нравственные письма к Луцилию» Sexti Emp. Секст Эмпирик (II в. н. э.) Adv. gram. " Против ученых. Против грамматиков» Speus. Спевсипп из Афин (IV в.). «О пифагорейских числах» П. Папиний Стаций (I в. н. э.) " Фиваида» Иоанн Стобей (V в. н. э.). «Антология» Strab. Страбон (I в. до н. э. – I в. н. э.). «География» Лексикон «Суда» («Свида») (X-XI вв. н. э.) Г. Светоний Транквилл (I-II вв. н. э.) " О жизни цезарей. Божественный Август» Теренций Афр (II в.) " Девушка с Андроса» " Евнух» Terent. (K) Теренциан Мавр (III в.) (ред. Н. Keil) Thai. (Лебедев) Фалес Милетский (VII-VI вв.) (ред. А. В. Лебедева) Theoph. Теофраст из Эреса (IV-III вв.) De stylo " О стиле» Phys. dox. " Мнения натурфилософов» М. Теренций Варрон (II-I вв.) De lingua Lat. " О латинском языке» П. Вергилий Марон (I в.) " Энеида» " Буколики» Georg. " Георгики» Витрувий (I в.) «Об архитектуре» Ксенофонт из Афин (V-IV вв.) Первая книга Моисеева. Бытие (IX-VI вв.) Второзак. Пятая книга Моисеева. Второзаконие (IX-VI вв.) Книга Екклесиаста, или Проповедника (III в.) Иезек. Книга Пророка Иезекииля (VI в.) От Луки Св. благовествование (I в. н. э.) От Матфея Св. благовествование (I в. н. э.) Откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис (I в. н. э.) Книга Песни Песней Соломона (III в.) Прем. Сол. Книга Премудрости Соломоновой (неканоническая для православия) (II-I вв.) Притчи Книга Притчей Соломоновых (VIII в.) Псалтирь (XI-IV вв.) Сирах. Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова (неканоническая для православия) (И в.) Книга Судей Израилевых (IX-VI вв.) Самое известное сочинение «первого энциклопедиста средневековья» Исидора, епископа Севильского (ок. 570 – 636 гг.), представляет собой всеохватывающую систему человеческого знания, ставшую связующим звеном между духовным миром античности и последующими эпохами. Предлагаемый читателю перевод первых трех из двадцати книг охватывает область науки, которую в средневековых университетах было принято именовать «семью свободными искусствами», и является древним учебником по грамматике латинского языка, риторике, логике, арифметике, геометрии, теории музыки и астрономии. Впервые для русскоязычного читателя эти дисциплины представлены такими, какими их видели преподаватели и учащиеся в средние века. Автор составлял свои книги по материалам античной науки, и еще шире – всего культурного универсума античности, систематизируя, классифицируя его и преобразуя в учебных целях. Издание предназначено для широкого круга читателей, интересующихся духовной культурой античности и средневековья, снабжено статьей, примечаниями и указателями.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Изливается в сердца наши любовь вместе с Духом Святым, она – Его Свойство. В кого нисходит Дух Святой, в том является Его свойство – любовь ( 109, 55 ). В купели Крещения восстанавливается падший образ, человек рождается в жизнь вечную водою и Духом. С этих пор Дух, отступивший от человека при падении его, начинает соприсутствовать ему во время его земной жизни ( 109, 134 ). Совершенство состоит в явном причастии Святого Духа, который, вселившись в христианина, переносит все желания его и все размышления в Вечность ( 109, 341–342 ). Дух, вселившись в человека, освобождает его от греховного рабства, разрушая тело греха, то есть плотское состояние в человеке ( 109, 366 ). Святой Дух, вселившись в человека, разрушает в нем царство греха, уничтожает невидимую внутреннюю борьбу и расстройство водворяет мир Христов... ( 110, 83 ). Только Святой Дух может вполне очистить человека от страстей и возвратить ему власть над самим собою, похищенную диаволом ( 110, 167 ). Господь – Дух, и человека, прилепляющегося к Господу, Господь соединяет с Собою, соделывает духом.., человек этот становится духовным, заимствуя из Духа Господня духовные свойства, причем отдаляются и отпадают от него свойства скотоподобные... ( 111, 134 ). Истина имеет свойственный себе Дух. Этот Дух именуется Духом Истины. Он – Дух, от Отца исходящий. Он – Святой Дух Божий. Он – Дух Сына, как неотступно соприсутствующий Сыну, как составляющий с Отцом и Сыном единое, нераздельное и неслиянное Божеское Существо ( 111, 166 ). Приятие Истины есть вместе приятие Святого Духа. Равным образом, где действует Святой Дух, там бывает обильнейшее явление Истины... ( 111, 166 ). Истинного христианина Святой Дух созиждет духовно и преобразует в жилище Божие; Он во внутреннем человеке изображает и вселяет Христа ( 111, 166 ). Нет истинного познания Господа Иисуса Христа без посредства Святого Духа ( 111, 167 ). Оставление нами согрешений ближним нашим есть признак, что Дух Божий вселился в нас, царствует в нас, управляет, руководит волей нашей ( 111, 246 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

что рожденный Ею Бог есть вместе и Ее Спаситель. Если же Бог есть Ее Спаситель, то Она зачата и рождена во грехе по общему закону падшего человечества ( 111,405–406 ) . Сошествие Святого Духа на Приснодеву совершилось дважды. В первый раз сошел на Нее Святой Дух после благовестия, произнесенного Архангелом Гавриилом, очистил Ее, чистую по человеческому понятию, сделал благодатночистой, способной принять в себя Бога Слово и сделаться Его Матерью... Во второй раз сошел Святой Дух на Деву в день Пятидесятницы... Тогда Святой Дух разрушил в Ней владычество вечной смерти и первородного греха, возвел Ее на высокую ступень христианского совершенства, сделал Ее новым человеком по образу Господа Иисуса Христа ( 111, 407–408 ) . Божия Матерь не познала борьбы с плотскими пожеланиями: прежде чем могло подействовать в Ней вожделение, сошел на Нее Святой Дух, запечатлел Ее чистоту, даровал Ей духовное наслаждение, к которому прилепилось Ее сердце ( 111, 413 ). Приснодева превыше всех святых, как по той причине, что сделалась Матерью Богочеловека, так и по той причине, что Она была самой постоянной, самой внимательной слышательницей и исполнительницей учения, возвещенного Богочеловеком ( 111, 423 ) . Как заменил Господь Адама Собой, так заменил Он Еву Богоматерью. Ева, будучи сотворена девой, преступила заповедь Божию и не могла удержать в себе святого ощущения девственности... Богоматерь, будучи зачата и рождена во грехе праотцев, приготовила Себя целомудренной и Богоугодной жизнью в сосуд Божий ( 111, 425 ) . Богоматерь в третий день по блаженном Успении Своем воскресла и ныне жительствует на небесах душой и телом. Она не только жительствует на небесах, Она царствует на небесах... Святая Церковь , обращаясь с прошениями ко всем величайшим угодникам Божиим, ко всем Ангелам и Архангелам, говорит им: «Молите Бога о нас», одну Богоматерь она просит: «Спаси нас». Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 111, 428 ) . Летом 1395 г. вторгся в русские пределы Тамерлан. Он хвалился тем, что трава не растет на том месте, где ступит его конь.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

С достоверностью можно утверждать, что руководствующийся в жизни Евангелием не остановится принести полное удостоверение в том, что он не знает за собой ни одного доброго дела ( 108, 309 ) . Надо покаяться, оставить греховную жизнь, чтобы сделаться способным приступить к Евангелию. Чтобы принять Евангелие, надо в Него уверовать ( 108, 497 ) . Евангелие как откровение Бога, превысшего всякого постижения, недоступно для падшего разума человеческого. Необъятный разум Божий объемлется верою ( 108, 497 ) . Слушай Евангелие, говорящее тебе, и святых отцов, объясняющих Евангелие, слушай их внимательно и мало-помалу вселится в тебя живая вера... ( 108, 506 ) . В человеке от жительства по Евангелию является, как бы естественно заповеданное Евангелием, покаяние ( 111, 10 ) . Что значит последовать Христу? Значит: изучать Евангелие, иметь Евангелие единственным руководителем деятельности ума, деятельности сердца, деятельности тела ( 111, 95 ) . Святое Евангелие можно уподобить зеркалу. Каждый из нас, если захочет, увидит в нем состояние души своей и то всемогущее исцеление, которое предлагается всемогущим Врачом – Богом ( 111,344 ). Евангелие лишает человека того, чем он владеет неправильно ( 111,432 ) . Евангелие научает нас, что падением стяжали мы лжеименный разум, что разум падшего естества нашего, какого бы он ни был природного достоинства, как бы ни был изощрен ученостью мира, сохраняет достоинство, доставленное ему падением, остается лжеименным разумом ( 111, 472 ) . Евангелие – тот вертоград, в котором может найти Христа Мария верная душа, пребывающая в покаянии... за городом,вне любви к миру ( 111, 508 ) . Исполнение Евангельских заповедей вводит человека в истинное Богопознание и самопознание, в истинную любовь к себе, к ближнему, к Богу, в общение с Богом, которое развивается тем обильнее, чем усерднее и точнее исполняются Евангельские заповеди ( 109, 360 ) . Изучая Евангелие, стараясь исполнять Его веления делами, словами, помышлениями, ты будешь последовать завещанию Господа и нравственному преданию Православной Церкви ( 112, 37 ) .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Духовный разум – ощущение Бессмертной Жизни, по определению духоносцев. Самый этот разум – признак Воскресения ( 109, 11 ). Пока действует вера, пока человек руководствуется Евангельскими заповедями, до тех пор сияет в нем духовный разум ( 111, 192 ). Наш образ мыслей или наш разум может быть духовным только тогда, когда он пребывает всецело в Истине, вознесшись к ней живой верой во Христа ( 111, 209 ). Живая вера – духовный разум. Она уже не нуждается в знамениях, будучи совершенно удовлетворена знамениями Христовыми и величайшим из Его знамений, венцом знамений, – Его Словом ( 111, 234 ). Светом духовного разума должно быть озарено воззрение душевного ока на знамения и чудеса, чтобы избежать тех бедствий, в которые может вовлечь воззрение на них плотского мудрования ( 111, 323 ). Вне неуклонного послушания Церкви нет ни истинного смирения, ни истинного духовного разума – там обширная область, темное царство лжи и производимого ею самообольщения ( 111, 446 ). Нужно... предаться водительству веры, при этом водительстве, в свое время, после значительных подвигов благочестия, Бог дарует верному рабу Своему разум Истины, или разум духовный. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 111, 472 ). Поведали об авве Геласии, что он в юности жил в пустыне, сохраняя нестяжание. Такое жительство проводили в этих местах и в это время многие другие. Между ними был некоторый старец необыкновенной простоты, особенно нестяжательный; он прожил в уединенной келлии своей до самой смерти, а под старость имел учеников. Он соблюдал такое нестяжание до конца жизни, что не имел двух хитонов и не заботился вместе с учениками своими о завтрашнем дне. Когда авва Геласий, по божественному внушению, устроил общежительный монастырь, ему пожертвовали большие поля, и он завел для нужд общежития рабочий скот и волов. Содействовавший первоначально святому Пахомию устроить общежительный монастырь во всем содействовал и авве Геласию к устроению монастыря. Вышеупомянутый старец, видя его в этих занятиях и искренне любя, сказал ему: «Боюсь, авва Геласий, чтобы ум твой не прилепился к полям и прочему имуществу общежития». Авва Геласии отвечал: «Скорее ум твой привяжется к веревкам, которые ты плетешь, чем ум Геласия к стяжаниям». Отечник ( 82, 86–87 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Скачать epub pdf ИСТИНА «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6) Истина есть Господь наш Иисус Христос, как Он засвидетельствовал о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин. 14:6 ). Истина есть Слово Божие: «слово Твое есть истина» ( Ин. 17:17 ) ( 111, 165 ). Истина есть слово Божие – Евангелие, Истина есть Христос. Познание Истины вводит в душу божественную правду, изгнав из души падшую и оскверненную грехом правду человеческую: вхождение свое в душу божественная правда свидетельствует Христовым миром ( 109, 223–224 ). Истина есть Господь наш Иисус Христос. Усвоимся этой истине верою в Нее, возопием молитвой к этой Истине – и Она извлечет нас из пропасти самообольщения и обольщения демонами ( 108, 230 ). Истина имеет свойственный Себе Дух. Этот Дух именуется Духом Истины. Он – Дух, от Отца исходящий. Он – Дух Святой Божий. Он – Дух Сына, как неотступно соприсутствующий Сыну, как составляющий с Отцом и Сыном единое нераздельное и неслитое Божеское Существо ( 111, 166 ). Принятие Истины есть вместе принятие Святого Духа... Равным образом: где действует Святой Дух, там бывает обильнейшее явление Истины ( 111, 166 ). Истинные служители Истинного Бога поклоняются Ему Духом и Истиною... Бог ищет, то есть желает иметь таких поклонников ( 111, 165 ). Познавшие и принявшие Святую Истину вступили под влияние, водительство Святого Духа, они – часть Господня, жребий Его ( 111, 462 ). Человек, исповедав себя рабом и созданием Божиим... немедленно вступает всем существом своим в область святой истины... Взошедший в область Истины, подчинившийся Истине получает нравственную и духовную свободу, получает нравственное и духовное счастье ( 109, 96 ). Надо, чтобы наш образ мыслей был проникнут Истиной. Кроме Христа, не понимаю и не знаю другой Истины. И не слепцы ли те, кто бы они ни были, которые в то время, когда предстоит им Христос в страшном величии смирения, вопрошают: «Что есть Истина?» ( 111, 508–509 ). Падшее человечество приступает к святой истине верою, Другого пути к ней нет ( 108, 119 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Бесчестие и другие скорби... обнаруживают таящийся в глубине души грех. Скорбь по той причине и называется искушением, что она открывает сокровенное состояние сердца ( 109, 370 ). Причина попущения Божия подвижнику искушаться от духов. злобы и греха заключается в необходимости для человека точного оя подробного познания его падения, без чего не может быть им, как должно, познан и принят Искупитель ( 109, 373 ). Глубокое и точное познание падения человеческого весьма важно для подвижника Христова: только из этого познания, как бы из самого ада, он может молитвенно, в истинном сокрушении духа, воззвать к Господу... ( 109, 375 ). Первое духовное видение есть видение своих согрешений, до тех пор прикрывавшихся забвением и неведением. Увидев их при посредстве умиления, подвижник немедленно получает опытное познание о предшествующей слепоте своего духа, при которой существующее и существовавшее представлялось ему вовсе несуществующим и несуществовавшим ( 110, 56 ). Познание внутренней борьбы, обличение и обнаружение живущего внутри греха, познание его насильственной власти над благими произволениями и стремлениями – доставляют христианину правильное понятие о себе и о человечестве ( 111, 23 ). Видение себя является в нищете духа, а не в самодовольстве и самонадеянности ( 111, 456 ). Предшествует чистоте зрения – сознание своей нечистоты ( 111, 487 ). (Истинное безмолвие) доставляет душе состояние, подобное чистым зеркальным водам: в них человек видит и свое состояние и, по мере преуспеяния своего, состояние ближних ( 111, 490 ). Тогда открывается нам, насколько мы слабы, насколько повреждены падением, когда начнем понуждать себя к исполнению Евангельских заповедей ( 111, 505 ). Изменяемость (наша) учит нас самопознанию, смирению, учит прибегать непрестанно к помощи Божией... ( 111, 533 ). Всякий верующий в Спасителя по необходимости должен сознавать и исповедовать свое падение и свое состояние изгнания на земле, он должен сознавать и исповедовать это самой жизнью... иначе он не может признать как следует Искупителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010