На сложение богородичной иконографии оказал влияние и Ветхий Завет, вернее, та богословская традиция, которая видела в Ветхом Завете прообразы Нового Завета. Так, например, образ Богоматери зеркален образу Евы в Библии: как через женщину вошел грех, а с ним смерть, так и через женщину входит в мир спасение, рождается Спаситель. Точно так же и Христос называется Новым Адамом. Непослушание одной искупается послушанием другой. Многие образы Ветхого Завета, начиная с Неопалимой Купины, из которой вещал Бог Моисею, вплоть до видений пророков, в той или иной степени богословская традиция относит к образу Богородицы (на этих библейских реминисценциях построена поэтика Акафиста Богоматери). Со времен Бл. Августина образ Богоматери ассоциировался также и с образом Церкви: как через Ее тело воплотился Бог для того, чтобы стать одним из нас, так и мистическое Тело Христово связывается с Богородицей. Экклезиологический аспект образа Богоматери тесно связан с Софией. " Премудрость созда себе дом " (Пртч. 9.1) - тема Премудрости из книг Соломоновых Притч разнообразно преломляется в иконографии, но именно христоцентризм иконы не позволил перейти рубеж: в иконографии София не смешивалась с Богородицей, София в иконе тождественна Логосу (Христу). Жития святых, писания св. отцов также были материалом для создания иконографии Богородицы. Сюжеты, включавшие в себя изображение Богородицы, в христианском искусстве появляются довольно рано: уже в живописи катакомб мы находим сцены Благовещения (катакомбы Прискилы II в.) и сцены Рождества Христова (катакомбы св. Себастьяна 111-IV вв.). Часто встречается сцена Поклонения волхвов. В немногочисленных, дошедших до нас предметах прикладного искусства мы также находим сюжетные сцены, включающие фигуру Богоматери. Причем уже в иконоборческую эпоху мы видим вполне сложившуюся иконографию. Примером тому могут служить т.н. Ампулы Монцы из Боббио - серебряные сосуды небольшого размера для благовоний, которые были подарены около 600 г. королеве лангобардов Теоделинде. Ампулы эти украшены сюжетными композициями, в которых мы узнаем иконографические схемы, хорошо известные до сих пор. Сцены Благовещения, Крещения, Встречи Марии и Елизаветы, Жены у гроба Господня, Вознесение, Рождество и др. вполне каноничны.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Омийство как церковно-политическое и богословское течение 2.2. Иллирийский епископат в церковно-политической борьбе 60–70-х гг. IV в. 2.2.1. Восстановление никейского влияния в Иллирике 2.2.2. Герминий Сирмийский и кризис омийского течения в Иллирике в 60-е гг. IV в. Глава 3. Церковно-политическая ситуация в Иллирике на рубеже IV и V вв. 3.1. Иллирийский епископат и никейское течение в конце IV в. 3.1.1. Церковно-политическая ситуация в Иллирике в конце IV в. в восприятии кафолических авторов 3.1.2. Иллирик и церковно-политическая деятельность свт. Амвросия Медиоланского 3.2. Омийские общины в Иллирике на рубеже IV и V вв.: церковно-политическое положение, богословская традиция и проблемы самоидентификации 3.2.1. Иллирийские омии и церковно-политическая ситуация рубежа IV и V вв. 3.2.2. Проблема преемственности омийской традиции в Иллирике Глава 4. Арианский кризис и развитие церковной организации в Паннонии и Дакии в IV – начале V вв. 4.1. Епископат в духовной и общественной жизни населения Иллирика в IV – начале V в. 4.1.1. Епископ, клир и церковный народ: церковная организация иллирийского города 4.1.2. Епископат и политическая элита Иллирика 4.1.3. Варварские вторжения рубежа IV и V вв. и развитие новых форм епископского служения 4.2. Иллирийские соборы IV в.: принципы созыва и функционирования 4.2.1. Региональные иллирийские соборы IV в 4.2.2. Сверхрегиональные иллирийские соборы IV в. 4.3. Иллирийский епископат и проблема сохранения единства Церкви в период арианской смуты 4.3.1. Проблема единства Церкви в экклезиологии евсевиан и никейцев в первой половине IV в. 4.3.2. Экклезиологические воззрения омиев и никейцев во второй половине IV в. 4.4. Централизация системы церковного управления Иллирика в IV – начале V в. 4.4.1. Проблема формирования митрополий в Паннонии и Дакии в IV – начале V в. 4.4.2. Иллирийский епископат и Фессалоникийский викариат: попытки упорядочения церковной организации региона на рубеже IV и V вв. Заключение Сокращения Библиография Источники Исследования  

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

Тот, кто желает раскрыть в себе глубокое чувство покаяния, употребляет как орудие для достижения такого состояния краткую молитву, произнося ее со всевозможным вниманием и благоговением ( 111, 29 ). Со стороны человека для успешного и плодовитого покаяния необходимо: зрение греха своего, сознание его, раскаяние в нем, исповедание его. Обращающегося к Богу с таким сердечным залогом еще издали видит Бог: видит и уже спешит ему навстречу ( 111, 37 ). Все желающие приступить к подвигу поста и молитвы, все желающие пожать обильные плоды от своего покаяния, услышьте слово Божие, услышьте завет Божий – и отпустите, простите ближним согрешения их перед вами ( 111, 44–45 ). Покаяние – всемогуще, как установление всемогущего Бога. Нет греха, который бы устоял против покаяния, оно – дар нашему человеческому естеству; оно – остаток нашей первобытной непорочности, как сознание этой непорочности и сетование о потере ее; оно – воззвание Крещения ( 111, 49 ). Мы спасаемся от гнева (Божия) покаянием, которое исправляет все проступки наши, поддерживает нас во все время нашего земного странствования, извлекает нас из всякой греховной пропасти, как бы ни была она глубока ( 111, 65 ). Если приступишь к Таинству Покаяния с небрежением, с лукавством, со скрытностью, то совершишь начинание сатанинское, надругаешься над Всемогущим и Всевидящим Богом ( 111, 66 ). Пока поприще земной жизни не прекращено для человека, покаяние, а следовательно, и спасение, для него вполне возможно ( 111, 332 ). Не сознающий своей греховности, своего падения, своей погибели не может принять Христа, не может уверовать во Христа, не может быть христианином ( 111, 378 ). Тонкое разбирательство своих грехов не идет человеку, ведущему светскую жизнь; оно будет только ввергать его в уныние, недоумение, смущение ( 111, 440 ). Нужно черное покрывало (тонкое разбирательство грехов своих) для иноков, чтобы закрывать ими лучи благодати, сияющие из их ума и сердца, нужно это черное покрывало для иноков, уже преуспевших, которых зрение своей греховности не может привести к безнадежности, а приводит только в смирение ( 111, 440 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   Гонорат, префект — II.41    Гонорий, император — IV.31; V.12, 14, 18, 25, 26; VI.1, 2, 18,21; VII.1, 6, 7, 15, 20, 22—24    Гордиан, император — V.22    Грата, дочь Валептиниана I — IV.31    Грациан, император — IV.5, 9, 10, 11, 20, 31; V.2, 4—7, 11, 14    Григорий, еп. александрийский — II.10, 11, 14, 29; IV.26    Григорий, еп. антиохийский — V.8    Григорий Богослов — IV.26    Григорий Назианзен — III. 23; IV.11,23, 26; V.6, 7; VI.3; VII.36    Григорий Нисский — IV.26; V.8, 9    Григорий, еп. понтийский — IV.26    Давид, библ. — III.8    Дагалайф, консул — IV.5, 9    Далмаций, еп. кизикский — VII.28    Далмаций, еп. македонский — IV.12    Далмаций, тиран — II.25; III.1    Дамасий, еп. римский — IV.22, 29, 37; V.3, 4, 15; VI.1, 9; VII.3    Даниил, библ. — II.37; III.8, 20    Дарий, перс. царь — II.37    Декентий, брат Магненция — II.32    Демофил, еп. в г. Бероэ (Фракия) — II.37; IV.14;V. 3, 7, 10, 12    Деций, император — I.10; IV.28    Дидим Александрийский, богослов — IV.25, 26    Дидим, подвижник — IV.23    Дидимион, еп. — IV.12    Диоген Киник, философ — III.23    Диодор, еп. тарсийский — V.8; VI.3    Диокл. еп. — IV.12    Диоклетиан, император — I.2, 5, 6; III.12, 19    Дионис, миф. — III.23    Дионисий, консул — I.28, 31    Дионисий, еп. г. Альбы — II.36    Дионисий, церковный писатель — III.23    Диоскор, пресвитер — II.28    Диоскор, еп. гермопольский — VI.7, 9, 10, 14, 16, 17; VII.14    Диофант, еп. — IV.12    Доминика, жена Валента — IV.26; V.l    Домициан, префект — II.34    Дорофей, еп. — II.40; IV.35; V.3 12, 23; VII.6    Досифей, еп. антиохийский — VII.36    Дракилиан — I.9    Драконтий, еп. — II.28    Драконтий, еп. галатский — II.42, 43    Ева, библ. — III.7    Евагрий, консул — V.8    Евагрий, еп. антиохийский — III.7; IV.14, 15; V.15; VI.2; VII.17    Евагрий, еп. митиленский — II.40    Евагрий, еп. сицилийский — II.25    Евагрий, пресвитер — VI.3    Евагрий, подвижник — IV.23    Евастий, еп. севастийский — IV.12    Евгений, еп. — IV.12    Евгений, тиран — V.25; VII.10

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Погребальные сооружения и погребальный обряд На сегодняшний день проведены археологические исследования общегородского некрополя на Самтаврском поле и локальных могильников отдельных кварталов столицы: в Камарахеви (в Цицамури-Севсамора; IV-III вв. до Р. Х.), Мухатгверди (IV-III вв. до Р. Х.), Армазцихе-Багинети (I-III вв.), Армазисхеви (II-V вв.), Карснисхеви (I-III вв.), на т. н. могильнике Могвтакари (II-III вв.), в Туиакочора в Кодмани (II-III вв.), Ахали-Армази (III-IV вв.), Авчалискари (кон. III - IV-V вв.) и т. д. Раскопано более 2,5 тыс. погребений. Удивляет разнообразие могильных сооружений (ямные, с перекрытием из каменных плит, деревянных брусьев, черепицы; каменные ящики; кувшинные; черепичные; плинфовые; саркофаги, высеченные из цельного камня; склеп с двускатным перекрытием). В позднерим. период появился подтип каменных гробниц с двускатным перекрытием, предназначенных для усопших высокого социального статуса или имевших особое экономическое положение. Таковыми являются саркофаг царевны из Армазцихе-Багинети, погребения знатных особ в Армазисхеви, каменный саркофаг на общегородском некрополе Самтавро и др. Археологические раскопки могильников подтверждают существование единой религии у грузин в дохрист. период на территории Картли. Так, распространенный способ погребения усопших в позе эмбриона головой к западу в VI-IV вв. до Р. Х. (Нерон-Дереси, Шори, Кавтисхеви, Саирхе, Модинахе, Асурети, Бешташени, Уплисцихе), в эллинистический период (Бамбеби, Катланисхеви, Саирхе, Цнисисхеви, Самадло, Трели) и еще чаще в I-IV вв. (Армазисхеви, Карснисхеви, Арагвиспири, Жинвали, Ахали-Жинвали, Эрцо, Модинахе, Клдеети, Череми, Ничбисисхеви и т. д.) был преобладающим. Даже после провозглашения христианства гос. религией в Картли данный способ захоронения наблюдался еще неск. веков (до V-VIII вв.), особенно в горных и предгорных районах страны (Модинахе, Ахали-Жинвали, Бетаниа, Цхваричамиа, Рачисубани, Санта, Гантиади), что связывают с сохранением в этих местах элементов языческого погребального обряда.

http://pravenc.ru/text/Мцхета.html

Желающие приблизиться к Богу и соединиться с Ним блаженным соединением навеки должны начать это святое дело с тщательного изучения Слова Божия, с изучения Евангелия, в котором сокровен Христос ( 111, 7 ). Жизнь по заповедям Господа дарует нам Его таинственное явление. Он является духовно внутри сердца, когда ученики Господа – понятия, возникшие и усвоенные умом из Евангелия, – соберутся в сердце, закроют его двери, чтобы не проникли туда иудеипомышления ( Ин. 20, 19 ), враждебные Господу, отвергающие все святое учение Его ( 111, 142 ). Невозможно приблизиться к Богу, невозможно войти в какое бы то ни было общение с Богом иначе как при содействии Господа нашего Иисуса Христа, единого посредника и ходатая, единого средства к общению между Богом и людьми ( 111, 167 ). Вечное блаженство – духовно, Божественно. Только тот может наследовать это блаженство, кто предварительно расторг общение с грехом и вступил в святое общение с Богом ( 111, 253 ). Господь наш Иисус Христос – среди нас. Его нет только для того, кто отвергает Его присутствие... Сам Господь сказал ученикам Своим: «Се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф. 28,20 ) ( 111, 273 ). Спасение заключается в возвращении общения с Богом. Это общение потерял весь род человеческий грехопадением праотцев ( 111, 470 ). Чтобы восстановить общение человека с Богом, иначе – для его спасения, необходимо было искупление. Искупление рода человеческого было совершено не Ангелом, не Архангелом, не каким-нибудь еще из высших, но ограниченных и сотворенных существ – совершено было Самим беспредельным Богом ( 111, 470–471 ). Истинный христианин почивает в Господе и Господь почивает в нем; христианин облечен во Христа и в христианине – Христос ( 111, 75 ). Душа, пребывающая в служении Богу, поучающаяся в Законе Божием день и ночь, соединяется в единый дух с Господом, роднится с Его святым Законом... ( 108, 403 ). Устремим во времени и благовременно все силы к Богу нашему, чтобы усвоиться Ему навечно и в усвоении Ему обрести спасение во времени и в вечности ( 111, 133 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Знамения-снисхождение к немощи человеческой (111, 305). В Слове-жизнь, и Оно-жизнь. Оно умерших людей рождает в жизнь вечную, подавая им свою святую жизнь: слышатели и делатели Слова рождены не от тленного семени, но от нетленного, Словом живого Бога, пребывающего вовеки (111, 311). От созерцания чудес Христовых мы восходим к познанию того великого значения, которое заключается в Слове Божием, едином на потребу для спасения нашего, в Слове, служащем спасению и совершающем спасение (111, 322). Бог для восстановления общения с отпавшим от Него человечеством благоволил, чтобы Слово Его облеклось в человечество, явилось, обитало с людьми, вступило в ближайшие отношения с ними и, усвоив их Себе, вознесло на Небо (111, 322). Живая вера открывает взорам души Бога. Слово Божие соединяет душу с Богом. Узревший таким образом Бога усматривает свое ничтожество, исполняется неизреченного благоговения к Богу, ко всем делам Его, ко всем велениям Его, ко всему учению Его, стяжает смиренномудрие (111, 324). Великое благо, если кто неупустительно держится Слова Божия, как слепец держится за руку провожатого (111, 372). Какое слышание Слова Божия может быть сильнее того, при котором Слово Божие слагается в сердце и хранится в нем? (111, 423). Говорящий Слово Божие и слушающий его вместе получают пользу, а приносит пользу Бог (111, 439). Дивное чудо совершается при учении Духа: когда Дух-учитель, произносящий Слово Божие, и слушающий его разделяют между собою учение жизни. Вся слава принадлежит таинственно-му Учителю; произносящий слово ощущает, что он произносит не свое слово, но Слово Божие, слушающий ощущает, что слышит Слово Божие... (111, 493). Пристрастие к земле умерщвляет душу вечной смертью, она оживляется Словом Божиим, которое возносит мысли и чувствования к небу. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (112, 323). Один брат сказал старцу: " Авва! Вот я часто прошу святых отцов, чтобы они сказали мне наставление для спасения души. Но что они ни скажут мне, ничего не помню " . У старца были два пустых кувшина; старец сказал брату: " Пойди, возьми один из этих кувшинов, налей в него воды, вымой, воду вылей и сосуд поставь на свое место кверху дном.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В квантовой космологии принято считать (как мы уже ранее обсуждали), что такого рода закон должен существовать, и закон этот ищут в отдаленном прошлом вселенной, когда классическую физику должно заменить квантовое описание материи и пространства-времени. Из этого следует, что вселенная, которую мы наблюдаем здесь и сейчас как случайный набор явлений, в прошлом такой не была, то есть она подчинялась модели поведения, исключающей какую бы то ни было случайность своей дальнейшей эволюции и, следовательно, случайность ее появления перед нашими взорами в нынешнем виде. Таким образом, с точки зрения квантовой космологии вселенная в глубине своей не случайна. Основное затруднение здесь в том, что ранее обсуждавшийся нами закон начальных условий вселенной не принадлежит к временному причинному ряду в видимой вселенной ВВ, то есть, по определению, он выходит за рамки ВВ. В модели Хокинга этот выход достигается именно за счет обрывания обычного временного причинного ряда в ВВ и обращения к модифицированному состоянию дел, не содержащему времени (то есть к Евклидову четырехмерному пространству, которое, пребывая за пределами временного потока и не будучи подвержено какому-либо зарождению, тем не менее зачинает неким хитрым образом «классическую» вселенную, ВВ, с ее временным потоком). Эта изначальная вселенная раньше квалифицировалась как вселенная умопостигаемая и обозначалась буквами УВ. Введение умозрительного объекта УВ для «объяснения» эмпирической вселенной ВВ может быть подвергнуто критике, аналогичной кантовской критике физико-теологического доказательства Бога. Поскольку УВ не может быть обнаружено в ВВ как элемент эмпирического ряда, ее введение как вспомогательный элемент объяснения имеет смысл только как конструкт. Это значит, что УВ, призванная объяснить строение вселенной ВВ, фактически покидает поле эмпирической реальности и временного ряда во вселенной ВВ, обретая черты чистого конструкта. В этом и состоит логика перехода от ВВ к УВ в квантовой космологии: ВВ → УВ. Логика вполне естественная, так как предполагает восхождение от многообразия данных к единому принципу, призванному объяснить эти данные. Ситуация, однако, полностью меняется, когда переход от ВВ к УВ обращается, то есть квантовая вселенная теперь рассматривается как уровень реальности более фундаментальный, чем ВВ, порождающий видимую вселенную из лежащей в ее основе квантовой структуры 452 . Согласно логике квантовой космологии, переход УВ → ВВ описывает актуализацию видимой вселенной ВВ из УВ. Однако мы должны понимать его в перспективе нашей интерпретации квантовой вселенной УВ как причинность в концептуальном пространстве. Отсюда механизм, актуализирующий вселенную ВВ из УВ, сам по себе видится как конструкт, чья онтология лежит в сфере умопостигаемого.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/log...

М., 1962; Вагнер Г. К. Декоративное искусство в архитектуре Руси X-XII вв. М., 1964; он же. Скульптура Др. Руси: XII в. Владимир, Боголюбово. М., 1969; Алексеев Л. В. Полоцкая земля. М., 1966; он же. Смоленская земля в IX-XIII. М., 1980; он же. Зап. земли домонг. Руси: Очерки истории, археологии, культуры. М., 2006. 2 кн.; Даркевич В. П. Произведения зап. худож. ремесла в Вост. Европе (X-XV вв.). М., 1966. (САИ; Е1-57); он же. Светское искусство Византии: произведения визант. худож. ремесла в Вост. Европе. М., 1975; он же. Худож. металл Востока XIII-XIV вв. М., 1976; Кирпичников А. Н. Древнерус. оружие. М.; Л., 1966. 2 вып. (САИ; E1-36 он же. Снаряжение всадника и верхового коня на Руси IX-XIII вв. М., 1973. (САИ; он же. Военное дело Руси IX-XV вв.: АДД. М., 1975; он же. Ладога и Переславль Южный - каменные крепости раннесредневек. Руси//Новейшие открытия сов. археологов: (Тез. докл. конф.). К., 1975. Ч. 3. С. 77-79; Медведев А. Ф. История оружия. М., 1966; он же. Ручное метательное оружие (лук, стрелы, самострел) VIII-XIV вв. М., 1966. (САИ; Е-36); Очерки по истории рус. деревни X-XIII вв. М., 1967. (Тр. ГИМ; 43); Потин В. М. Др. Русь и европ. государства в X-XIII вв.: Ист.-нумизматич. очерк. М., 1968; Славяне и Русь: [Сб. ст.]. М., 1968; Спасский И. Г. Рус. монетная система. М., 1970; Спегальский Ю. П. Жилище Сев.-Зап. Руси IX-XIII вв. М., 1972; Щапова Ю. Л. Стекло Киевской Руси. М., 1972; Голубева Л. А. Весь и славяне на Белом озере X-XIII вв. М., 1973; Археология Рязанской земли: [Сб. ст.]. М., 1974; Макарова Т. И. Перегородчатые эмали Др. Руси. М., 1975; Штыхов Г. В. Города Белоруссии по летописям и раскопкам (IX-XIII вв.). Минск, 1975; Николаева Т. В. Прикладное искусство Моск. Руси. М., 1976; Булкин В. А., Дубов И. В., Лебедев Г. С. Археол. памятники Др. Руси IX-X вв. Л., 1978; Медынцева А. А. Древнерус. надписи Новгородского Софийского собора, XI-XIV вв. М., 1978; она же. Подписные шедевры древнерус. ремесла: Очерки эпиграфики, XI-XIII вв. М., 1991; Колчин Б.

http://pravenc.ru/text/180421.html

Только что начнет уверовавший во Христа исполнять всесвятые евангельские заповеди или, что то же, творить дела естества обновленного, как внезапно открывается перед ним его падшее естество, до тех пор скрывавшееся от взоров, и вступает в упорную борьбу с Евангелием ( 111, 9 ). Обученные внутренними бранями стяжают познание всесвятой воли Божией, мало-помалу научаются пребывать в ней. Познание воли Божией и покорность ей служат для души пристанищем. Душа обретает в этом пристанище спокойствие и извещение о своем спасении ( 111, 187–188 ). Кому Господь захочет даровать духовное преуспеяние, – тому попускает брани... Победителю позволяется войти на вечерю благодати ( 111, 446 ). Вы в скорби оттого, что в борьбе, в борьбе оттого, что закон Христов духовен, требует распятия ( 111, 448 ). Те люди свои Богу, тем людям Он дает крепость, которые сохраняют верность Ему в произволении, в то время как немощь их нарушает верность в делах ( 111, 448 ). На земле все враждебно человеку, и сам он в непрестанной борьбе с собою ( 111, 492 ). От... побед и поражений, от переходов от одних к другим человек более и более познает свою немощь – и постепенно возвели чивается перед ним Бог и наконец становится для него всем, предметом всей любви его, надежды, веры ( 111, 527 ). Для победы над злом нам необходима помощь Божия. Когда содействует нам эта всесильная помощь, мы побеждаем; когда она удаляется от нас, мы побеждаемся ( 111, 527 ). Не вступив в брань с духами и не выдержав ее как должно, подвижник не может вполне расторгнуть общение с ними и потому не может достичь полной свободы от порабощения ими ( 112, 146 ). Против усиленного и учащенного нападения греховных помыслов и ощущений, называемого... бранью, нет лучшего средства для новоначального, как исповедь ( 112, 149 ). В современной брани диавола на христианство и иночество не видно на деле средств сильных, а видны одни средства слабые ( 112,325 ). При правильной борьбе с духами является от этой борьбы обильная душевная польза, и инок приходит в особенное преуспеяние ( 112, 336 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010