Когда швед. кор. Карл XII в янв. 1709 г. приблизился к Слободской Украине, чудотворную икону, получившую название «Каплуновская», перенесли в Харьков, где находился царь Петр I. Свящ. Иоанн сопровождал К. К. и. и оставался в Харькове ок. 2 недель. В это время в доме священника разместились на постой кор. Карл и гетман Мазепа. Они из окна наблюдали, как шведы пытались трижды поджечь деревянный храм Рождества Пресв. Богородицы, но тот не загорался. Карл, недоумевая, спросил гетмана, почему церковь не горит. Мазепа отвечал, что в ней находилась икона, прославленная мн. чудесами. Карл гневно заметил Мазепе, что если не смогли поджечь церковь без иконы, то в том месте, где будет находиться икона, им «очень ненадежно будет». Перед Полтавской битвой в рус. полки была принесена К. К. и., которой благословляли воинов. В день битвы, 27 июня 1709 г., царь Петр I, по Сказанию, троекратно, омывая слезами икону, просил о победе над неприятелем. Торжества в честь Полтавской победы по указу государя совершались по всей России в день празднования Казанской иконы, 22 окт. 1709 г. По царскому повелению ректором МДА Феофилактом (Лопатинским) (впосл. архиепископ Тверской) была составлена «Служба благодарственная о победе над шведами под Полтавой в 1709 г.», напечатанная в Москве в 1710 г. и в С.-Петербурге в 1725 г. (Полтавская битва и ее памятники/Сост. И. Ф. Павловский, В. М. Старковский. Полтава, 1894. С. 14-16 (2-я паг.); Служба благодарственная…/Вступ. сл., подгот. текста: А. Н. Казакевич//Полтава: К 300-летию Полтавского сражения: Сб. ст. М., 2009. С. 357-371). Служба содержится в совр. Минеях. После победы царь Петр I украсил К. К. и., взятую в Москву, серебряным позолоченным окладом с драгоценными камнями и венцом над главой Божией Матери в виде короны и поместил ее в серебряный киот со створами (киот, предположительно от К. К. и, находится в Музее исторических драгоценностей Украины, Киев). Свящ. Иоанн сопровождал икону в Москву, где она находилась «не малое время», затем икона была возвращена в Каплуновку, о чем на киоте сделана надпись ( Коханов. 1889. С. 234). От К. К. и. продолжались чудотворения, к ней делали множество прикладов с изображениями голов, рук, ног из серебра. К иконе приходили тысячи паломников, на их пожертвования существовал единственный на Украине Харьковский коллегиум, основанный Белгородским еп. Епифанием (Тихорским; 1722-1731). Здесь в 1744 г. была составлена рукописная «Книга чудес…» от К. К. и. (с описанием 293 чудес), хранившаяся в ц. Рождества Пресв. Богородицы в Каплуновке ( Павловский. 1908. С. 4, сн. 1). Празднование К. К. и. (вместе с Ахтырской иконой Божией Матери ) установлено в 1766 г. по указу имп. Екатерины II и члена Святейшего Синода Порфирия (Крайского), еп. Белгородского и Обоянского, и совершается 11 сент., в день появления К. К. и. в Каплуновке.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Эвва † 30 декабря 1759; за майором бароном Карлом- Оттоном Розеном Георг-Адольф, рождение 18 июля 1773 † 22 июня 1821; женат на Шарлотте-Елене Леске, рождение 24 августе 1771 † 14 июня 1839 Карл-Фридрих Магнус-Иоанн Юстина-Эвва-Доротея, за Иоанном-Фридрихом Лемпф Шарлотта-Елена, за Иоанном-Андреем Рейснером Анна-Луиза, за Иоанном-Андреем Рейснером Карл-Эрнест, подполковник, рождение 6 ноября 1759 † 29 октября 1838; женат на Юлие Войгетт, рождение 26 августа 1774 † июня 1831 Адольф Иоанн, рождение 13 июня 1761 † 8 августа 1828; женат 1) на Анне-Каролине Канефер; 2) на Варваре Чмиховской (от 1-го брака сын; от 2-го брака 5 сыновей и дочь) Юлия-Доротея, рождение 1757 † 1795 Екатерина-Луиза-Сусанна, рождение 10 апреля 1763 † 11 июня 1823; 1) за Дицом; 2) за бароном Густавом-Георгом Менгденом КОЛЕНО IV: Георг-Вильгельм, рождение 29 сентября 1801 † 14 ноября 1835; женат на Эмилие Гагемейстер Юлия-Генрих, рождение 4 декабря 1804 † 18..; женат на Эмилие Мантейфель Эдуард-Каспар, рождение 6 октября 1806; женат на баронессе Иозефине Кампенгаузен Елисавета-Доротея Каролина-Доротея Юлий Карлович, статский советник, рождение 18 августа 1799; женат на Елисавете Юргенсон Константин Карлович, майор, рождение 15 октября 1800; женат на Шарлотте Шредер Фёдор Карлович, рождение 10 октября 1804; женат на Анне Тизенгаузен Амалия Карловна Каролина Карловна Карл Иванович, рождение 29 декабря 1787; женат на Каролине Брюммер Антон Иванович, рождение 6 января 1798 Платон Иванович, рождение 6 ноября 1800 Пётр Иванович, рождение 15 июня 1807 Константин Иванович, рождение 22 июня 1811 Елисавета Ивановна КОЛЕНО V: Эмма Егоровна Генрих-Энгельбрехт-Магнус, рождение 2 мая 1843 Иоанн-Георг-Фромгольд, рождение 21 марта 1838 Шарлотта-Клементина-Леокадия Эрнестина-Иозефина Эмилия-Иозефина Клементина Изабелла Мария-Луиза Иоанна-Эрминия Елисавета Юлиевна София Константиновна Каролина Фёдоровна Мария Фёдоровна Адальберт Карлович, рождение 29 июня 1813 Карл Карлович, рождение 14 ноября 1828 Эдмунд Карлович, рождение 21 мая 1831

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Карл сумел разбить их отдельно одного за другим. Первым поплатился датский король. Совершенно неожиданно, переправившись через пролив, отделяющий Швецию от Дании, с 15-ти тысячным войском, Карл XII подступил к Копенгагену и принудил Данию заключить мир с обеспечением безопасности Голштинии и уплатой изгнанному герцогу 260 т. Талеров. Этот мир был подписан в Травендале в тот день, когда Петр получил известие о турецком мире, так что первый из союзников уже отпал, когда начал действовать третий. Между тем Петр в конце сентября 1700 г. подступил к Нарве и начал правильную ее осаду, а Август тем временем осаждал Ригу. В ноябре Карл переправился в Ливонию и 19 ноября под Нарвою разбил на голову русских, так что сам Петр признавался, что русские войска отступили «в конфузии». Покончив с русскими, Карл бросился на саксонцев и в июле следующего 1701 г. нанес им не менее сильное поражение, чем русским под Нарвой. Так меньше, чем в год, разбиты были все три союзника. Теперь Карлу предстояло решить вопрос, кого добивать прежде, Августа или Петра. Он взялся за Августа, как более сильного, по его мнению, противника: на Петра и его армию он посматривал свысока и о русской армии отзывался презрительно. «Нет никакого удовольствия, говорил он самоуверенным тоном, биться с русскими, потому что они не сопротивляются, как другие, а бегут. Если б река Нарова была покрыта льдом, то нам едва ли бы удалось убить хоть одного человека». Эти три победы сразу поставили Карла в глазах современников на высоту великого полководца. О нем заговорили в Европе, ему посвящали стихи и выбивали в его честь медали с хвалебными надписями. На Петра появлялось немало карикатур; так, выбита была медаль: на одной стороне изображен царь Петр, греющийся при огне своих пушек, из которых бомбы летят в Нарву. Под изображением надпись из Евангелия об апостоле Петре: «Бе же Петр стоя и греяся». На другой стороне русские бегут от Нарвы с Петром впереди, царская шапка валится с его головы, шпага брошена, он утирает слезы платком; надпись гласит: «Исшед вон, плакася горько».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Неблагоприятное для протестантов постановление аугсбургского сейма заставило их теснее сблизиться между собой. В 1531 г. они заключили (в Шмалькальдене) оборонительный союз. Однако опасения их пока были напрасны. Карл V, занятый войной с Францией и угрожаемый со стороны Турции, не мог предпринять решительных мер против последователей нового учения. Но вражда двух партий – католической и протестантской – с каждым годом усиливалась. Лютер глубоко скорбел, видя, что начатое им дело должно разрешиться кровопролитием. Когда Лютер умер в 1546 г., обе враждебные стороны стояли друг против друга с оружием в руках. К этому времени император освободился от внешних врагов и борьба возгорелась. Во главе протестантского союза стояли курфюрст саксонский Иоанн и ландграф гессенский Филипп. На сторону Карла V перешел самый даровитый из протестантских князей, Мориц, герцог саксонский. Равнодушный к вере, он имел в виду усилиться при зтих благоприятных обстоятельствах. Действительно, Карл V, разбив протестантов и в том числе курфюрста саксонского, передал его земли и курфюрстское достоинство Морицу. Но Мориц, достигнув своей цели, изменил Карлу; он неожиданно двинулся против него со своей армией и едва не захватил его в плен. Император должен был спасаться бегством. Измена Морица имела решительное влияние на судьбу реформации. Карл V убедился теперь, что он не может подавить новое религиозное учение, и вынужден был уступить протестантам. В 1555 году в Аугсбурге был заключен религиозный мир, по которому глава германской империи и католические государственные чины ее отказывались от насильственного преследования лютеранства. Они признавали гражданскую равноправность лютеран, обещали неприкосновенность приобретенных ими доселе церковных имуществ и на будущее время предоставляли всем светским государственным чинам полную свободу принимать аугсбургское исповедание и обязывать к тому же своих подданных. Карл V, для которого единство империи – политическое и религиозное – было целью жизни, решился удалиться со сцены после того, как рушились его планы. В том же 1555 году он отрекся от престола и удалился в Испанию, в монастырь св. Юста. Через два года он умер. Состояние протестанства от Аугсбургского до Вестфальского мира (1555–1648 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поскольку все, особенно король Пипин, глубоко чтили этого честного и добродетельного мужа, Штурм попросил короля в знак их давней и близкой дружбы жаловать его монастырю королевские владения в Онамштате. Святой также уговорил его подтвердить этот дар официальной грамотой. После кончины короля Пипина в 768 году на двадцать третьем году правления, его преемником на престоле стал король, известный как Карл Великий. Молодой король, желая установить дружеские связи со всеми, кого почитал его отец, одарил их всех дорогими подарками. Не был исключением и святой Штурм: среди прочих даров Карл передал его монастырю Фульда город Хамельбург со всеми его доходами. Все эти подарки были с благодарностью приняты братией обители. С тех пор Штурм пользовался расположением короля до самой своей кончины. Примерно в то же время Штурм отправился в посольство к правителю провинции Норик по имени Тассило от имени короля Карла и заручился дружественными отношениями с ним. После четырех лет успешного правления Карл задумался над тем, как привести саксов ко Христу, ибо тогда многие из них все еще оставались дикими и враждебными к своим соседям и следовали своим языческим обрядам. Он собрал сильную армию и двинулся в Саксонию. Достигнув Саксонии, он начал приводить людей к вере по-разному: кого-то силой, кого-то убеждением, кого-то подкупом. Затем Карл разделил всю провинцию на епископские кафедры и отдал их служителям Божиим для проповеди и совершения таинства Крещения. Большая часть территории со всеми ее жителями была вверена Штурму. Человек Божий принялся за труд по обращению саксов к истинной вере. Он старался завоевать сердца жителей посредством проповеди: забыть идолов и идольские изображения, принять христианство, разрушить языческие капища, вырубить языческие рощи и построить святые храмы у себя на родине. Человек Божий вместе со своими священниками провел в Саксонии немало времени, наставляя местных жителей в вере и строя храмы в каждом районе. Но, увы, саксы вскоре вернулись к своим прежним заблуждениям. Собрав армию, они пересекли границу и дошли до самого Рейна, опустошая все на своем пути и убивая местных жителей. Затем они обосновались лагерем близ Лангау, на небольшом расстоянии от монастыря, планируя отправить вооруженных солдат, чтобы сжечь монастырь дотла и придать смерти всех служителей Божиих. Когда эта новость дошла до Штурма, он собрал братию и предупредил их о неминуемой опасности, повелев взять мощи святого Бонифация и поспешить в Хамельбург.

http://pravoslavie.ru/76054.html

На III соборе в Толедо (589) вестготы обратились из арианства в Православие. Король Рикаред в своем исповедании веры провозгласил, что «Дух происходит от Отца и Сына, и что Он единосущен Отцу и Сыну». Цель такого утверждения единства Божия — противостояние арианству. Собор предписал пение Никео-Цареградского Символа веры на Литургии, что было нововведением для латинского Запада. Символ, по всей видимости, содержал Filioque. XV Толедский собор (688) указывал, откуда взялось Filioque: «Мы принимаем учение великого учителя Августина и следуем ему». Таким образом, Символ в таком виде стал восприниматься как первоначальный, поскольку ранее его не пели совсем. Однако римская литургия еще несколько столетий служилась без чтения Никео-Цареградского Символа. Ни одна из западных Церквей, кроме Испанской, не включала Filioque в Символ веры до каролингской (Карла Великого) эпохи. Открытое наступление на греческий вариант Символа начинается в 787 г., когда обострились отношения между императрицей Ириной и Карлом Великим. Карл, желая утвердить себя наследником римских императоров, пытался использовать вопрос о Filioque для дискредитации Православия Византийской империи. Каролингские книги обвиняли патриарха Константинопольского Тарасия в «неправославии, так как он говорит не поучению Никейского собора (!): Дух, исходящий от Отца и Сына, а: через Сына». Это утверждение показывает на незнание и Никеи и классической святоотеческой формулы через Сына . Папа Адриан I встал на защиту Тарасия. Тогда Карл «подключает» своих богословов, в частности Алкуина. И в 809 году на соборе в Аахене учение о двойном исхождении Святого Духа было включено в Символ веры. Но пришлось констатировать различия между практикой римской и франкской: в Риме Символ веры оставался без Filioque, хотя Карл и приказал его включить. Тогда в конце 809 г. к папе Льву III Карл направил послов с целью убедить Рим во включении Filioque в литургическую практику. Лев III, с одной стороны, заверил послов в своем полном признании учения о Filioque, но, с другой стороны, решительно отказался признать включение вставки в Символ веры, потому что «незаконно писать или петь ее там, где она была запрещена Вселенскими соборами».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Карл Великий не пытался подражать древним римским императорам, хотя, по-видимому, обладал энтузиазмом Константина Великого в богословских дискуссиях. Претенциозная связь его титула с древней Империей, была больше на пользу папе, чем ему. И все же этот титул имел культурную и духовную ценность благодаря своим ассоциациям, однако, он едва ли произвел очень большое впечатление на человека дела. Ведь он сам скроил свою собственную Империю, и победил врагов. То, что его враги часто оказывались так же и врагами Церкви, давало нечто вроде моральной санкции экспансии франков. Он вел религиозные войны против язычников-саксов и против арабов. Он разгромил аваров, наводивших ужас на Восточную Европу, и тем самым восстановил христианство в придунайских провинциях. Однако разгром им ломбардцев был религиозной войной несколько иного рода. Она велась по поручению папства, и предпринималась исключительно для того, чтобы спасти материальный центр Церкви от угрозы нашествия. У Карла Великого было высокое представление о собственной власти. Ее основой не была традиция позднего императорского Рима, она заключалась в Библии и в писаниях блаж. Августина. В отношении этих интеллектуальных проблем власти он был просвещен Алкуином, англосаксом из Йоркшира, который стал аббатом Турского монастыря, и к нему он постоянно обращался за советом по религиозным и образовательным делам после их встречи в Парме в 781 г. 12 Они решили, что власть франкского короля выше, чем власть римского императора, которого они рассматривали, в том числе даже христианского владыку Византии, как представителя земного царства, тогда Карл Великий обладал верховным достоинством правителя и вождя народа Божьего. У них сложилась более мистическая концепция императорской власти. Алкуин утверждал, что на свете существует три высших власти: папство в Риме, империя в Константинополе и королевская власть Карла Великого. А из этих трех последняя была наивысшей, потому что Карл Великий был специально помазан Христом для руководства христианским народом. Сам Карл Великий писал Льву III, что император (Запада) является «наместником Бога, который обязан защищать всех членов общины Божьей и править ими», он – «владыка и отец, король и священник, вождь и опора всех христиан». Администрация во владениях Карла Великого в основном находилась в руках священников. Этот фактор имел важное значение, но принес и немало огорчений. Не всегда можно справедливо упрекать фактами прошлого современный Ватикан, но позиция святейшего престола часто делает такие упреки неизбежными. Привычка давать указания светским властям, от правителей до совсем мелких чиновников, объяснять им, как вести свои дела, была рано усвоена Церковью. В этом возобновлении, посредством возрожденной Империи, старой императорской системы священников-администраторов можно усмотреть вмешательства в гражданские дела и в наши дни.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oche...

После коронации Карл Великий получил право осуществлять правосудие в Риме. Заговорщики против Л. были обвинены в оскорблении величия «по римскому закону» (crimen laesae maiestatis). Неясно, шла ли речь об оскорблении Карла Великого как императора. Во франк. традиции обвинение в оскорблении величия понималось обычно как нарушение клятвы верности королю ( Lemosse M. La lèse-majesté dans la monarchie franque//RMAL. 1946. T. 2. P. 5-24). Смертная казнь, полагавшаяся заговорщикам по рим. традиции, была заменена ссылкой якобы по просьбе Л. (Annales Regni Francorum. 801). Сведений о др. судебных решениях, вынесенных Карлом Великим в Риме, нет; отсутствуют и данные о том, что он в качестве императора взимал налоги в Республике св. Петра или набирал там войско. В дипломе, данном 4 марта 801 г. в связи со спором между Сиеной и Ареццо (городами, находившимися за пределами Папской области), Карл не называл себя императором (MGH. Dipl. Kar. T. 1. P. 264). Имп. титул впервые был использован в грамоте мон-рю Нонантола от 29 мая 801 г., где Карл Великий именуется «августом, коронованным Богом великим миролюбивым императором, правящим Римской империей, и по милости Божией королем франков и лангобардов» (Ibid. P. 265). Слова об управлении Римской империей заимствованы из позднеантичного протокола; Карл Великий вряд ли считал, что он в букв. смысле унаследовал полноту власти древних императоров Рима, и тем более он не претендовал на власть в К-поле. Христос и апостолы. Мозаика из триклиния Льва III. Нач. IX в. Христос и апостолы. Мозаика из триклиния Льва III. Нач. IX в. Для Л. коронация Карла Великого была одним из этапов создания новой империи с центром в Риме, в к-рой будут совместно править папа и император. С момента коронации Л. датировал изданные им документы годом правления Карла, но свое имя ставил перед именем императора. Политические представления папы получили отражение в программе мозаик в триклинии Л. (Aula Leonina) в разрушенном ныне Латеранском дворце (реставрированная в 1625 мозаичная композиция с 1743 находится в апсиде, выходящей на пл.

http://pravenc.ru/text/2463257.html

по милости Богоматери. Здесь же описано и следующее событие. В 1709 г. во время войны шведский король Карл и гетман Мазепа были в Каплуновке и стояли в доме священника Уманова; сам священник был тогда с чудотворной иконой в Харькове для представления к Царю Петру и оставался там 2 ведели; дерзкие лютеране армии Карловой 3 раза. пытались зажечь храм Каплуновский и немогли зажечь. Карл видел в окно, как зажигали храм, и изумленный неудачей, спрашивал Мазепу: что это значит? От чего не горит храм? Мазепа сказал: гово-рят, что храм славится чудесами иконы. Карл велел поймать кого либо из жителей Каплуновки, и в лесу пойман Григорий Журавель. Король спросил его: «где Царь Петръ»? Журавель отвечал: по слухам, в Харькове. «А где ваша икона?». - По приказу начальства взята священником в Харьков. - Карл, обратился к Мазепе, сказал: смотри, там, где будет эта икона, мало нам надежд на успех. Св. икона была на поле под Полтавой, и Петр три раза обращался с молитвой к св. иконе. В просьбе своей от 4 июля 1767 г. Каплуновские священники Иоанн и Прокопий Умановы писали: «Дед его Иоанна, и Прокопия прадед, Иоанн Ильич был священником в Каплуновке до 30 лет, которому ишеющаяся ныне Каплуновская икона Пресвятой Богородицы явилась; с сею иконою во время с российскою армиею шведской войны был он под Полтавою, - а оттуда взят был в Москву и тамо прожил не малое время и с оным образом отпущен паки в Каплуновку. Отец его Иоаннов и дед Прокопиев Андрей и Демьян, Прокопия отец, были также при оной церкви священниками». В деле 1721 г. о посвящении Демьяна Иванова во священника прихожане Каплуповской церкви, прося о сем посвящении, пишут, что священник их Иоанн умер в 1713 г. и что сын его Андрей священствует при их церкви, но один не в состоянии исправлять все духовные нужды. Итак, здесь кроме подтверждения тому, что записано в книге о св. иконе, показывается одно обстоятельство относительно чудотворной иконе не упомянутое в книге. Сего довольно. В Каплуновском храме находятся самые верные памятники благоговения Царя Петра к чудотворной иконе: а) Для чудотворной иконы Царем Петром устроена серебрянная вызлощенная риза с дорогими камнями и с серебрянным киотом.

http://sobory.ru/article/?object=52333

В 781 г., когда Карл находился в Риме, празднуя Пасху с папой Адрианом, к нему явились послы из Константинополя с предложением от имени царицы Ирины союза и брачного проекта. Именно: предполагалось сосватать франкскую принцессу Ротруду, восьмилетнюю дочь Карла, за византийского царя Константина VI. В летописях можно было указать уже пример подобных, хотя и не осуществившихся, переговоров о браке: это переписка Константина Копронима с Пипином по вопросу о браке между Гизелой и Львом IV . Карлу этот союз казался желательным во многих отношениях и, между прочим, потому, что для представителя новой еще династии было весьма большой честью породниться с императорским домом, с которым не мог равняться никто в мире. Этим соглашением он надеялся, кроме того, разом покончить с притязаниями и угрозами лангобардского королевича Адельгиза, нашедшего прием в Константинополе и не перестававшего предъявлять права на лангобардскую корону. Как можно догадываться, и папа Стефан III не имел ничего против этого брака, т. к. обручение произошло в Риме со всею торжественностью при тех же самых поручителях-послах . Следует думать, что ближайшие затем события, имеющие отношение к переговорам о соборе и к восстановлению добрых отношений между Восточной и Западной Церковью, были естественным последствием указанных переговоров. Но затем, после окончания Вселенского собора, неожиданно складывается новая политическая комбинация и обнаруживается разрыв сношений по вопросу о брачном союзе и поспешное заключение брака Константина с девицей армянского происхождения по имени Мария. Этот поворот взглядов на взаимные отношения Франкской державы к Византийской империи, и обратно, сопровождавшийся нарушением брачного соглашения, должен быть здесь обстоятельно объяснен как факт несомненной исторической важности. Если нам удастся понять создавшуюся после 787 г. политическую обстановку, тогда легко будет видеть, кто был виновником разрыва, Карл или Ирина. Действительно, после сближения в 781 г. и заключенного на основе этого сближения соглашения политические обстоятельства через шесть лет значительно переменились. Прежде всего после своего второго похода в Рим Карл, слишком поглощенный делами на севере и северо-востоке, мало заботился об итальянских отношениях, достаточно, впрочем, организованных во время предыдущего продолжительного пребывания в Италии. Хотя за это время продолжалась правильная переписка между папой и Карлом, но она ограничивалась довольно обычными приветствиями и извещениями о победах и совсем не касалась ни южноитальянских, ни византийских дел. Весьма любопытно, что около 786 г. находилось в Константинополе посольство Карла, состоявшее из капеллана Витбода и Иоанна; можно думать, что это посольство должно было, между прочим, устроить дело о переезде франкской принцессы в Константинополь в следующем году, и что тогда же оказались для этого некоторые затруднения, о которых, однако, не говорят ни франкские, ни византийские летописи.

http://sedmitza.ru/lib/text/442859/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010