Франкские короли с конца VII века подчиняют себе большую часть провинций западной римской империи. И один из них, Карл Великий, коронуется короной римского императора. Каково было отношение к церкви новых западных императоров? В исторической литературе обыкновенно высказывается тот взгляд, по которому Карл В. признавал себя носителем высшей церковной власти в своей империи 1609 . Но такой взгляд едва ли можно признать справедливым. По крайней мере, de jure Карлом Великим признавалась та же система отношений между церковью и государством, которая считалась нормальной на Востоке. В 796 году, незадолго пред своим коронованием, Карл Великий писал папе Льву III: «наша обязанность заключается в том, чтобы с помощью Бога защитить христианскую церковь от язычников и неверных и утвердить кафолическую веру; ваша же, святейший отец, – подобно Моисею поднимать руки к небу и своей молитвой содействовать нашему оружию, чтобы христианство победило всех врагов и имя Христа утвердилось во всём мире; ваш авторитет должен также в постоянном следовании канонам подавать всем прекрасные примеры» 1610 . Заявление – весьма близко напоминающее слова Константина В. – «я епископ внешних дел церкви». В 803 году Карл В. издаёт закон, который гласил, что так как церковь должна пользоваться свободой, то избрание епископов должно совершаться сообразно требованиям канонов 1611 . Карл Великий часто говорит о высоте канонов и необходимости следования им. И в своих многочисленных капитуляриях, в которых обыкновенно видят выражение высшей его церковной власти, он лишь подтверждал каноны, возводя их на степень государственных законов и угрожая за неисполнение их и внешними наказаниями 1612 . «Карл, – говорит Пихлер, – почитал каноны и нигде не ставил себя выше их или их носителей – папы и епископов» 1613 . При обсуждении системы отношений Карла В. к церкви необходимо нужно иметь в виду некоторые обстоятельства. В монархии Карла папа, епископы и другие духовные лица были не только представителями церкви, но в то же время были облечены и многими правами и носили разные обязанности в отношении гражданско-административного управления.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

Последние два документа, подлежащие нашему рассмотрению, принадлежат времени авиньонского пленения пап, второй четверти XIV стол.; из них первый принадлежит папе Клименту VI, второй – императору Карлу IV. Папа и император хорошо знали друг друга. Pierre Roger, будущий папа Климент VI, был профессором Парижского университета, хранителем королевской печати, канцлером; он был воспитателем Карла и навсегда сохранил привязанность к своему воспитаннику: будучи уже папою он возвел Пражский стол в архиепископство 232 , способствовал избранию Карла в короли Германии. – Карл был сын Иоанна Люксембургского и Елизаветы Богемской; в 1346 году он посетил в Авиньоне своего бывшего воспитателя и здесь, на словах, передал папе Клименту VI ту просьбу, о которой говорится в нижеследующем письме. XXVI. Clemens VI papa ad archiepiscopum Pragensem concedit in uno loco regni Bohemiae divinum officium slavice celebrare. Пражским архиепископом, к которому адресовано настоящее письмо, был Эрнст Пардубицкий, известный под измененным несколько именем Арнеста, как его называет и Карл IV в следующем за сим документе 233 . Настоящее письмо папы помечено 9-м мая 1346 года 234 , вследствие чего Карл назван в нем „маркграфом Моравским 235 “. Королю Иоанну было 37 лет когда он предоставил своему 17-летнему сыну Карлу участие в правлении, но без титула короля, „не желая в отличие от сына быть названным старым королем 236 “ и Карлу дан был титул маркграфа Моравии. Климент VI, основываясь единственно на доверии к словам Карла 237 , разрешает Пражскому архиепископу принять приходящих в его провинцию славянских монахов и дозволить им богослужение на славянском языке 238 , но с тем однако же условием, чтобы для сказанных монахов было отведено одно лишь место в Богемии 239 . XXVII. Carolus IV imperator et rex Bohemiae scribit Cyrillum Methodiumque inter patronum regni Bohemiae esse. Вследствие данного папою в вышеприведенном документе разрешения, Карл IV, настоящим актом, основывает монастырь при церкви св. Козьмы и Дамиана, в предместье Праги и дарит его различными доходами; он постановляет, чтобы в сказанном монастыре церковное пение, часы и все богослужение было бы на славянском языке, как то разрешил папа Климент VI и как то обычно в славянских землях. 11-го июля 1346 года Карл был избран в короли Германии и 26-го ноября того же года коронован; вот почему в настоящем акте, помеченном 21-м ноября 1347 года 240 , Карл титулуется королем Римлян и августом 241 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Папа Адриан, несомненно, был реалистом в политике. Он рано понял, что Карл в отличие от Пипина не удовлетворится бескорыстной защитой церкви, а пожелает подчинить папство своей власти. Когда Карл в Италии ограничил самостоятельные властные устремления папы и вновь вступил в союз с лангобардами, папа, используя происшедший в Византии поворот в политике, попытался урегулировать свои отношения на Востоке. С восшествием на престол императрицы Ирины в Византии временно одержал верх политический курс, направленный на установление единства церкви. Под знаком этого в 787 году состоялся II Никейский вселенский собор. В соборе приняло участие 245 епископов, председательствовал на нем Константинопольский патриарх, с большим почётом были приняты папские послы. Это был Седьмой вселенский собор. Собор заклеймил иконоборчество и в соответствии с ортодоксальным учением восстановил почитание икон (но не культ). Новое объединение восточной и западной церквей (на довольно непродолжительное время) произошло благодаря содействию византийской императрицы и римского папы. Из этого процесса Карл и франкская великая держава были исключены, будто они и не существовали, и Запад был представлен единственно папой. Гнев франкского короля был вызван не ревностью к церкви, а опасениями за свои державные интересы. Ведь только недавно завоёванные лангобардские герцогства в Италии при поддержке Византии и папства могли успешно выступить против франкских завоеваний. Король Карл извлёк из этого урок и поставил папу на место. В первую очередь он окончательно отделил и изолировал папство от Византии и приковал к франкской империи. В 787 году папа получил от Карла земли, соседствующие с герцогством Тоскана, а также имения и города, принадлежавшие Беневенто. Карл также пообещал, что возвратит папе оставшиеся под греческим господством южноитальянские области, ранее принадлежавшие церкви (Неаполь и Калабрию), в случае овладения ими. Что касается церковно-политического разрыва, то в этом вопросе Карл выступил против II Никейского собора и в своём послании («Libri Carolina») вступил в дискуссию с его решениями. Он не вынуждал папу Адриана отречься от решений II Никейского собора, но потребовал, чтобы на созываемом Карлом в 794

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

9 октября 768 г., сразу после смерти отца, последовавшей 24 сентября того же года, братья приняли королевские инсигнии. Когда у Карломана родился сын, понтифик демонстративно поздравил счастливого отца с этим радостным событием. Разумеется, Карл не остался в неведении этого намечавшегося союза. Три года продолжался неустойчивый союз, который едва не был прерван междоусобной войной, но, по счастью для франков, Карломан скончался. Его вдова тут же отправилась в Италию, где получила защиту и покровительство у Лангобардского короля 220 . Поняв, что сам того не желая сформировал против себя мощную оппозицию, Карл Великий развелся с Дезире и отправил ее обратно к отцу. Там она вскоре скончалась при родах. Разумеется, это вызвало скорую войну, которой Карл не желал, но принял со всей серьезностью опытного воина 221 . Желая обезопасить себя от группировки франкской знати, выступавшей за союз с лангобардами, Карл дважды обращался к своему противнику с мирными инициативами, прекрасно зная, что тот их отвергнет. И тогда сильная франкская армия, которую король собирал с марта прошлого года, направилась к Альпам, чтобы по тайным тропам перейти их. Опасаясь окружения своего войска, занятого блокировкой горных перевалов, Дезидерий отвел их к Павии. Но уже в феврале 774 г. франк осадил и захватил в Павии короля Дезидерия, после чего Лангобардское королевство перестало существовать. В Вероне Карл захватил и семью Карломана, после чего соперников у него уже не оставалось 222 . Сумел сохранить свою свободу лишь Адальгиз, сын короля Дезидерия – он отплыл в Константинополь, где получил сан патриция. Победив врага, Карл отправился в Вечный город, чтобы принять титул римского патриция и возобновить договор с Римским епископом. Он был принят там со всеми почестями, какие ранее оказывались Равеннскому экзарху, то есть почти как самому Римскому императору. У храма Св. Петра его встретил понтифик, и при пении «Благословен грядый во имя Господне» они вместе приложились к мощам великого Апостола 223 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В тот же период Карл I воюет с полабскими славянами (славянами, жившими по реке Лабе, на территории современной Польши). Несколько славянских племен (лютичей, лужичан) Карл I обложил данью. Карл I поставил в зависимость от франков сильное Аварское царство на среднем Дунае. При Карле I окончательно было завоевано Баварское королевство на Верхнем Дунае, которое ранее платило франкам дань, и то нерегулярно. Карл Великий присоединил к империи Каринтию и хорватские земли на северо-востоке Балканского полуострова. В результате завоеваний Карла Великого и его паладинов границы Франкского государства стали необозримы. На западе владения Карла I начинались от Пиренеев, Атлантического океана, а на востоке заканчивались Дунаем и Адриатическим морем. Северная граница проходила по побережьям Немецкого, Северного и Балтийского морей, на юге империя простиралась до Южной Италии. Папство при Карле Великом находилось от него в вассальной зависимости. Обширность и значимость созданной империи приводила Карла I и его советников к мысли о перемене королевского титула на императорский. В 800 г., во время пребывания в Риме, 25 декабря на Рождество в соборе св. Петра, во время торжественного молебна Карл I был коронован папой Львом III как «император римлян» — именно в такой форме был зафиксирован документально его новый титул. Коронование Карла I как «императора римлян» после того, как ни Римской империи, ни римлян уже не существовало, свидетельствует о том, как сильна была в IX в. идея Римской государственности, римской традиции. После некоторого сопротивления титул императора, или басилевса, признает за Карлом Великим и Византия. Создав в Западной Европе огромное государство, по территории превосходящее Римскую империю, Карл I дипломатическими путями расширяет свое влияние на Востоке. Он заставляет признать себя императором не только Византию, но и мусульманский мир, в лице могущественного и легендарного властителя Востока — Гаруна-аль-Рашида. Между этими двумя государями устанавливаются дипломатические отношения, происходит обмен посольствами.

http://sedmitza.ru/lib/text/441052/

Наконец, в противовес всему, что высказывается касательно преданности Бонифация папам, мы должны добросовестно взвесить (хотя противники его и не обращали внимания на это) тот высоко почтительный тон, в котором отвечает ему Захария, и ту серьезность, с которой папа старается оправдаться от подозрения в попустительстве злоупотреблений, – что служит замечательным свидетельством того уважения, которым пользовался апостол Германии, Мало того, если можно верить одному анонимному жизнеописателю, Бонифаций к концу своей жизни протестовал против того, что Стефан, во время своего посещения Франции, посвятил епископа менцского, – каковой акт архиепископ считал нарушением преимуществ тревской митрополии, так что потребовалось посредничество Пепина для примирения папы со знаменитым миссионером, которого многие писатели старались изображать жалким рабом Рима 2624 . Дух недобросовестного унижения однако же теперь миновал, и как церковь , из которой вышел Бонифаций, так и народы, среди которых он действовал, могут соединяться между собой в деле оказания чести его памяти. Глава 28. Пипин и Карл Великий (741–814 гг.) Рим и франки – Григорий III -ий – Карл Мартель – Перемена династии во Франции – Папа Стефан II -ой и ломбарды – Пипин в Италии – Дар Пипина папству – Папа Константин II -ой и его низложение – Карл Великий, папство и ломбарды – Конец Ломбардского королевства – Карл Великий в Риме – Папа Лев III -ий – Коронация Карла Великого в качестве императора – Император Карл Великий и его характер – Войны Карла Великого с саксонцами – Покорение саксонцев – Законодательство для Саксонии – Способы распространения Евангелия – Протесты Алкуина – Поощрения Карла Великого к поднятию образования – Палатинская школа – Алкуин и его деятельность – Забота Карла Великого о народном образовании – Народное образование и обрядность – Заботливость Карла Великого о богослужении – Церковное положение Карла Великого – Церковное законодательство при нем – Карл Великий и папство Волнение, вызванное иконоборческим спором между византийскими императорами и епископами Рима, было еще более усилено другими обстоятельствами, ближайшими и самыми страшными соседями там были ломбарды.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Широкогоров Павел, родился около 1844 г.; Вифанская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец:Николай Алексеев, священник; Московская губерния, Московский уезд, село Киово, Спасская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 35 об.). Шумов Михаил, родился около 1840 г.; Вифанская духовная семинария (1854–1862 гг.). Отец:Стефан Георгиев († до 1860 г.), священник; Московская губерния, Верейский уезд, село Петровское, Петро–митрополитская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 22 об.). Шумов Николай, родился около 1845 г.; Вифанская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец:Феодот Георгиев († до 1866 г.), священник; Московская губерния, Волоколамский уезд, село Ярополч, Предтечевская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 4 об.). Щеглов Петр, родился около 1841 г.; Вифанская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец:Алексей Иоаннов, диакон; Московская губерния, Бронницкий уезд, г. Бронницы, Архангельский собор (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 29 об.). Щедров Иван, родился около 1844 г.; Вифанская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец:Филипп Борисов († до 1866 г.), пономарь; Московская губерния, Можайский уезд, село Корочарово, Николаевская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 4 об.). Юрасов Яков, родился около 1839 г.; Вифанская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец:Василий Феодоров, пономарь; Московская губерния, Серпуховский уезд, село Михайловское, Михаило-архангельская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 14 об.).   Аннотация. Вниманию читателей представлен список выпускников Вифанской духовной семинарии за 1861–1870 гг. О воспитанниках приведены следующие данные: годы обучения в семинарии, имя, отчество и место службы отца (обычно на момент окончания курса обучения). Сведения даны со ссылкой на архивные документы. Публикация адресована исследователям в области духовного образования, истории духовенства и краеведения Московского региона. Ключевые слова: Вифанская духовная семинария, церковное краеведение, история Русской Православной Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/10190238/

Лихарев Павел, родился около 1844 г.; Вифанская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец:Димитрий Яковлев, пономарь; Московская губерния, Богородский уезд, село Купавна, Троицкая церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 34 об.). Лихачев Сергей, родился около 1841 г.; Вифанская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец:Сергей Иоаннов († до 1860 г.), священник; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Куликово, Покровская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 21 об.). Любимов Владимир, родился около 1850 г.; Вифанская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец:Иван Павлов, священник; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Кутач, Георгиевская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 25 об.). Любимов Владимир, родился около 1850 г.; Вифанская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец:Василий Алексеев, священник; Московская губерния, Звенигородский уезд, село Лукино, Преображенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 30 об.). Любимов Николай, родился около 1847 г.; Вифанская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец:Иоанн Павлов, священник; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Кутач, Георгиевская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 16 об.). Любимов Петр, родился около 1840 г.; Вифанская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец:Алексей Иоаннов, заштатный священник; Московская губерния, Звенигородский уезд, Звенигородская что в Саввинской подмонастырной слободе, церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 15 об.). Мазуров Иван, родился около 1845 г.; Вифанская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец:Илья Феодоров, священник; Московская губерния, Волоколамский уезд, г. Волоколамск, Христорождественская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 6 об.). Малинин Иван, родился около 1842 г.; Вифанская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец:Филипп Михайлов, диакон; Московская губерния, Коломенский уезд, Коломна, Троицкая церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 32 об.). Махаев Матвей, родился около 1847 г.; Вифанская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец:Иван Феодоров, дьячок; Московская губерния, Верейский уезд, село Косицы, Преображенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 21 об.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10190238/

Смирнов Александр, родился около 1839 г.; Вифанская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец:Дмитрий Феодоров, диакон; Московская губерния, Московский уезд, Покровская, что при Николаевской Измайловской военной богадельне, церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 18 об., 42 об.). Смирнов Егор, родился около 1845 г.; Вифанская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец:Феодор Григорьев, пономарь; Московская губерния, Клинский уезд, село Покровское, Покровская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 6 об.). Смирнов Иван, родился около 1842 г.; Вифанская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец:Дмитрий Феодоров, диакон; Московская губерния, Московский уезд, Покровская, что при Николаевской Измайловской военной богадельне, церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 18 об., 42 об.). Смирнов Павел, родился около 1847 г.; Вифанская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец:Дмитрий Иванов, пономарь; Московская губерния, Звенигородский уезд, село Ершево, Троицкая церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 30 об.). Смирнов Семен, родился около 1843 г.; Вифанская духовная семинария (1860–1864 гг.). Отец: Филипп Андреев, священник; Московская губерния, Можайский уезд, село Пески, Сретенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 25 об.). Смирнов Сергей, родился около 1844 г.; Вифанская духовная семинария (1860–1868 гг.). Отец:Павел Максимов, священник; Москва, Замоскворецкий сорок, Троицкая, что в Кожевниках, церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 11 об.). Смирнов Сергей, родился около 1845 г.; Вифанская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец:Михаил Феодоров, заштатный дьячок; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Воронино, Успенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 5 об.). Смирнов Сергей, родился около 1849 г.; Вифанская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец:Глеб Михайлов, священник; Московская губерния, Можайский уезд, село Бородино, Сергиевская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 22 об.). Смирнов Тимофей, родился около 1842 г.; Вифанская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец:Илья Иванов, дьячок; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Ильино, Ильинская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 21 об.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10190238/

Запольский Иван, родился около 1850 г.; Вифанская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец:Стефан Петров, священник; Московская губерния, Московский уезд, село Курово, Знаменская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 20 об.). Зарин Иван,родился около 1842 г.; Вифанская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец:Иван Петров († до 1860 г.), священник; Московская губерния, Московский уезд, село Черкизово, Ильинская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 13 об.). Зачатейский Александр, родился около 1841 г.; Вифанская духовная семинария (1860–1864 гг.). Отец:Николай Михайлов, диакон; Московская губерния, Бронницкий уезд, село Синьково, Михаило-Архангельская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 28 об.). Зверев Александр, родился около 1849 г.; Вифанская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец:Михаил Ильин, священник; Московская губерния, Дмитровский уезд, Вознесенская, при лавре, церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 29 об.). Зверев Константин, родился около 1847 г.; Вифанская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец:Петр Алексеев, состоящий в причетнической должности запрещенный священник; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Мартьяново, Казанская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 9 об.). Зверев Николай, родился около 1846 г.; Вифанская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец:Василий Петров, священник; Московская губерния, Рузский уезд, село Онуфриево, Успенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 8 об.). Зернов Василийродился около 1839 г.; Вифанская духовная семинария (1856–1862 гг.).Отец:Петр Стефанов († до 1860 г.) сторож; Москва, Московская Синодальная типография (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 17 об.). Зерцалов Александр, родился около 1849 г.; Вифанская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец:Николай Михайлов, пономарь; Московская губерния, Звенигородский уезд, село Никольское, Надовражинское тож, Богородице-рождественская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 23 об.). Знаменский Василий, родился около 1842 г.; Вифанская духовная семинария (1860–1864 гг.). Отец:Василий Иванов, дьячок; Московская губерния, Звенигородский уезд, село Нахабино, Покровская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 28 об.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10190238/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010