Лука Фёдорович, российский полковник, рождение 1780 † 1831 Пётр Фёдорович, офицер российский генерального штаба; рождение 1789 † 1807 Мария Фёдоровна, 1) ва Карлом Руктешелем; 2) за Тизенгаузеном Юлия Фёдоровна, за бароном Фёдором Андреевичем Розеном София Фёдоровна, 1) за Иоанном-Георгом Руктешелем; 2) за Эрнестом-Гедеоном Клебеком Лудвиг-Вильгельм, действительный статский советник, рождение 1775 † 1847; женат: 1) на Юлие-Анне-Марие Берендс; 2) на Антуанетте-Фитингоф (от 1-го брака 2 сына) Пётр-Август-Фридрих, рождение 1804; женат на Марие-Луизе Шредер Барон Иоанн-Христофор, рождение 1817 Барон Карл-Флорус, рождение 1820 Барон Эрик-Освальд, рождение 1823 Барон Николай-Рейнгольд, рождение 1824 Баронесса Шарлотта-Антуанетта Карл-Генрих, рождение 1779; шведский майор и финляндский помещик; с присоединением Финляндии к России поступил в российское подданство; женат: 1) на Елене-Шарлотте Пиорнрам; 2) на Эвве-Жанете-Христине Шатилович (от 1-го брака сын; от 2-го брака 5 сыновей и 3 дочери) Иоанн-Фридрих, российский капитан; рождение 1795; женат на Иоанне-Каролине Норггрён Карл-Густав, российский капитан; рождение 1797; женат на Наталие Аргун КОЛЕНО XXII: Юлий-Вильгельм, рождение 1833 Иоанн-Вильгельм, рождение 1841 Алберт-Годфрид, рождение 1847 Паулина Александр-Магнус; рождение 1852 Мария-Адольфина-Юлия Елисавета-Каролина-Генриетта Гаральд-Александр-Христиан, рождение 1848 Юлия-Каролина-Фёкла Адольфина-Елисавета Матильда-Вильгельмина-Эмилия Луитгарда-Цецилия-Александра Ида-Вильгельмина-София Мария-Анна Граф Александр Карлович, рождение 20 июня 18.. женат на Анне Карловне Лёбен Граф Константин Карлович, рождение 22 октября 18.. женат 1) на княжне Зенаиде Александровне Голицыной .... июля 1845; 2) на княжне Екатерине Николаевне Долгоруковой (от 2-го брака дочь) Граф Николай Карлович, рождение 3 июля 1819 Граф Карл Карлович, рождение 12 августа 1834 Графиня Елисавета Карловна, за тайным советником бароном Эрнестом Романовичем Унгерн-Штернбергом Графиня Александра Карловна, за баварским юнкером ... графом Карлом Экбрехт-Дюркгейм-Монмартен

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

62 Хейрик – правитель фриульской марки, созданной в 776 году, после окончательного подчинения Фриульского герцогства лангобардов власти франкского короля. Его смерть (799 г.) не связана с войной против аваров. 64 Эйнхард, повидимому, добавляет Аквитанию для того, чтобы достижения Карла произвели большее впечатление. 68 Повидимому, Эйнхард говорит о двух Паннониях, Верхней и Нижней. Это деление восходит ко II веку н. э. Затем эти части, уже во время правления императора Диоклетиана (284–305), стали носить иные названия: Верхняя Паннония называлась Первой или Савией, Нижняя Второй или Валерией. Упоминание о двух Паннониях у Эйнхарда является данью традиции. 69 В результате военных действий Карла, его государство лишь немногим уступало в размере бывшей Западной Римской империи, ибо Карлом были завоеваны Италия, Саксония, Бавария, Бретань, Аквитания, Северная Испания и пограничные области юго-востока. 71 Скорее всего, Эйнхард имеет ввиду Ардульфа, короля Нортумбрии, чем ирландцев, которых называет «королями скоттов». С другой стороны, Карл, конечно же, мог иметь дипломатические отношения с ирландцами. 74 К святому гробу и месту Воскресения Господа Карл отправил посла в 799 г. В ноябре 800 г. посол вернулся и привез ключи от этой святыни, но не от Харуна-аль-Рашида (Аарона), как говорит Эйнхард, а от Иерусалимского патриарха, и не в качестве подчинения власти Карла, а в знак уважения. 75 Среди даров Харуна-аль-Рашида, посланных через послов в 807 г., были водяные часы, канделябры, шатер, которые не упомянуты Эйнхардом. 77 В 797 г. Карл отправил послов к халифу Багдада с целью привезти слона. Через пять лет (20 июля 802 года) слон был доставлен Карлу. Это событие было отражено в летописи, сохранилось имя слона – Абу-ль-Аббас. Слон прожил при франкском дворе около девяти лет. Карл, во время походов, брал слона с собой наравне с детьми и дворовой челядью. Это продолжалось до тех пор, пока слон не умер во время одного из походов Карла на север, в Саксонию. Это событие расценивалось современниками как одно из главнейших печальных событий года, поскольку в летописях сохранилась такая запись: «В том же году, когда умер слон, скончался и король Италии Пипин».

http://azbyka.ru/otechnik/6/jizn_karla_v...

Но искусный в политике Карл встретил не менее искусного политика в лице Михаила, направившего главное внимание на папскую курию, которой он обещал соединение церквей. Папа Григорий X охотно пошел навстречу желанию императора, может быть, не столько под влиянием все усиливавшегося могущества Карла, которое также, конечно, могло его устрашать, сколько в силу своего искреннего желания установить церковный мир и единство и получить надежду на освобождение Иерусалима. Конечно, в подобной мирной политике сближения с восточной церковью Григорий X встречал целый ряд препятствий со стороны Карла, мечтавшего о насильственном подчинении императора. Однако, папе удалось убедить Карла отложить на год уже решенный поход на Византию и в это время достигнуть соединения с восточной церковью. Посланцы Михаила Палеолога на собор, который должен был собраться во французском городе Лионе, в полной безопасности прошли по владениям Карла, который снабдил их специальными охранными грамотами и провизией. 791 В 1274 году, в Лионе была оформлена уния между папой и представителями Михаила VIII. Согласно недавно проанализированным документам ватиканских архивов, оформление унии привело в то же самое время к переговорам Григория X и Михаила VIII по поводу нового антитурецкого союза. Кардинал высокого ранга был послан в Константинополь глубокой зимою. Дата и место встречи для личных переговоров папы и императора были немедленно определены: они должны были встретиться в понедельник, на Пасху 1276 года в Бриндизи или Валоне. Однако, в самом начале года, 6 января, папа внезапно скончался и проект этот кончился ничем. 792 Михаил, однако, почувствовал, что у него есть право надеяться на поддержку папы в его планах на отвоевание прежде входивших в состав империи областей Балканского полуострова. Действительно, Михаил открыл наступательные действия против войск Карла и его союзников и одержал над ними крупный успех, так как Карл был отвлечен в это время затруднениями с Генуей. Однако, после некоторых трений между ним и папами, вызванных Лионской унией, Карл сумел посадить на папский трон в лице француза Мартина IV одного из своих лучших друзей, который, став всецело на сторону политики сицилийского короля, порвал заключенную с Мануилом унию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Но не долго вселенской церкви пришлось наслаждаться миром. Прежде чем на востоке явился второй ряд иконоборческих императоров, запад, по чисто посторонним побуждениям, в лице одной из поместных церквей – франкской высказался против соборного определения относительно иконопочитания. Это было время правления франкской монархии Карла Великого. Последний, как известно, явился реставратором школ и научного образования в государстве, которое в течение по крайней мере двух веков до Карла не видело у себя ученых людей и более или менее видных писателей (см. подробнее в диссертации: Восточная и западная школы во времена Карла Великого I главу). К концу VIII в. Карл Великий мог уже пожинать плоды своих трудов. И нужно сказать, сам Карл был высокого мнения о научном образовании своей страны. Епископы франкской монархии играют важную роль в общецерковных делах запада. Достаточно вспомнить о церковном суде над адопцианами, происходившем под непосредственным влиянием Карла и при участии исключительно епископов франкской церкви. Если Карл был высокого мнения об авторитете наличных сил национальной церкви, то понятно, насколько оскорбительно было для него игнорирование отцами седьмого вселенского собора представителей от франков. Общецерковный вопрос решается помимо авторитетных судей в этом деле, и решение объявляется обязательным и для тех, голос которых так несправедливо был устранен при решении. Карл мечтал быть самостоятельным во всех делах, и вдруг ему представляют готовое решение с титлом канонического, след. обязательного. Правда, были на соборе представители римской церкви, но в делах веры они для Карла не имеют обаятельного авторитета. В голове знаменитого короля франков образовались своеобразные понятия о значении папства в делах веры, далеко несогласные с общеустановившимися на западе воззрениями на этот предмет. Не римская церковь с ее папою во главе, а Свящ. Писание есть высший авторитет церкви. Но если бы вопрос был решен только папою, то в таком случае, возможно, было бы соглашение, некоторый компромисс.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Так, в частности, на 7-м заседании (13 октября 787 г.) Собор привел Никео-Цареградский Символ Веры – конечно, без Filioque – важнейший исторический факт, также свидетельствующий не в пользу позднейших римских догматов об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына. В окончании Собор принял 22 канона, в основном касающихся правил монашеской жизни. После завершения всех обсуждений Отцы откликнулись на приказ императрицы прибыть в Константинополь, где состоялось последнее заседание Вселенского Собора. Это случилось 23 октября 787 г. в Мангаврском дворце столицы. На заседании в присутствии императоров, высших государственных сановников и виднейших военачальников под одобрительные выкрики присутствующих лиц были зачитаны соборные определения. Затем св. Тарасий поднес царям книгу, в которой были изложены все соборные деяния и определения, и просил утвердить их своими подписями. Святая Ирина и Константин VI подписались первыми, затем легаты, столичный патриарх и епископы. Получив щедрые дары от царицы, епископы разъехались по своим епархиям. Так завершилось последнее вселенское собрание Кафолической Церкви, но об этом еще никто не знал и не догадывался. Глава 3. Карл Великий – император Западной Римской империи Пока на Востоке развивались эти волнительные события, на Западе решался вопрос: кто будет править Италией? После смерти Пипина властителем франков стал замечательный человек своего времени, его сын Карл Великий (Charlemagne по-французски и Karl der Grosse по-немецки). Этот великий муж, проживший долгую и содержательную жизнь, является той фигурой, руками которой творится история целых народов и эпох. Он обладал величественным обликом и большой физической силой. До самой старости Карл не оставлял физические упражнения и особенно любил плавание и охоту. Король был трезвенником и ненавидел пьянство. Воздержанный и скромный, неприхотливый в еде и питье, он был красноречив и умел очень доходчиво и просто объяснить дело собеседнику. На обед ему обычно подавали четыре блюда, не считая мясного жаркого, до которого Карл, как истый охотник, был весьма охоч.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

275 Дауб Карл (1765 – 1836) – немецкий философ-гегельянец, профессор теологии в Гейдельберге. У него учился Л. Фейербах. 276 Гёшель Карл Фридрих (1781–1861) – немецкий теолог и философ, правый гегельянец. Известно его сочинение «О доказательстве бессмертия человеческой души в свете спекулятивной философии» (1835). 277 Ричль Альбрехт (1822–1889) – немецкий протестантский экзегет и богослов, основоположник одного из направлений либерально-протестантской школы экзегезы. Отталкиваясь от воззрений Канта и Шлейермахера, он задумал построить автономную систему богословия, свободную от всякого умозрения и основанную на опыте внутренних переживаний человека. Исходя из кантовского критицизма, он совершенно отделяет теоретическое познание от религии, знание – от веры и не допускает влияния метафизики на богословие, особенно ввиду того, что путем мышления мы все-таки не доходим до вещи в себе. Существование Бога вытекает из наших чувств и воли. В нас есть чувство греха и стремление к блаженству, им соответствует грозный Бог и милостивый Бог. Если человек ищет доказательств бытия Божия, то лишь только для того, чтобы познать Бога, существование Которого для него и без того уже несомненно, – познать Его как высший закон мира. Здесь могут иметь значение только нравственные доказательства. 278 Шенкель Даниил (1813–1885) – швейцарский протестантский богослов. Приверженец так называемого примирительного богословия, стремился доказать историческими фактами единство протестантских основных принципов и законность евангелического единения. 279 Ульман Карл Генрих (1796–1865) – немецкий теолог и историк. Находился под сильным влиянием Шлейермахера. Занимался исследованием реформаторских движений в Европе (особенно в Германии) до реформации. 280 Бретшнийдер Карл Готлиб (1776–1848) – немецкий ученый и богослов. В 1820 г. опубликовал нашумевшую работу о Евангелии от Иоанна «Probabilia de Evangelii et Epistolarum Joannis Apostoli indole et origine» («Заключение о характере и происхождении Евангелия и посланий апостола Иоанна»), в которой приводил аргументы против авторства ап. Иоанна этого Евангелия. Большой вклад в экзегетику внес его «Греко-латинский учебный словарь Нового Завета» (1824). Себя Бретшнийдер считал «рационалистическим супранатуралистом» (rational supernaturalist). Признавая сверхъестественные элементы в Библии, он тем не менее считал возможным рационалистическое интерпретирование догматов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Карл-Богуслав, рождение 1714 † 16 мая 1730 Граф Август-Вильгельм, прусский каммергер, рождение 8 ноября 1746 † 16 августа 1836; женат 1) на Вильгельмине- Шарлотте-Фредерике ф. Кальден; 2) на баронессе Шульц Графиня Доротея-Фредерика-Каролина, за графом Борке Граф Владимир Иванович, российский подполковник, рождение 9 января 1744 † 28 сентября 1787 Граф Георг-Иоанн † 1816; женат на баронессе Каролине-Филиппине Менгден Граф Карл-Фридрих, российский подполковник Граф Лудвиг-Август, российский майор; женат на баронессе Елене-Августине Менгден Графиня Анна-Елисавета, за Владимиром-Георгом ф. Мореншильд Графиня Шарлотта-Ульрика-Иоанна, за бароном Гансом- Генрихом Ферзеном Графиня Фредерика-Доротея-Елена Граф Борис Петрович, российский генерал-поручик, рождение 1740 † 1793; женат на Луизе Грабовской Граф Егор Петрович, российский генерал-майор, рождение 1741 † 1810; женат на Наталие Лепарской Граф Карл-Густав, женат на Беате Барановой Граф Магнус-Эрнест, майор Граф Александр-Магнус, майор Графиня Анна-Елисавета, за майором ф. Ведель Графаня Шарлотта-Гертруда, рождение 1744 † 1778 Графиня Юлия-Маргарита, рождение 1751 † 1782 Граф Пётр-Фридрих Графиня Екатерина-Елена, за Акселем ф. Роткирх Густав-Генрих, рождение 1744 † 1760 Готгильф-Христиан-Курт Генриетта-Елена Софиа, за Куртом-Генрихом ф. Мантейфель КОЛЕНО X: Лаврентий Иоахим-Фридрих-Вильгельм, женат на София-Элеоноре ф. Цастров Граф Георг-Алберт-Фридрих-Вильгельм-Эмилий Графиня NN, за прусским полковником фон-дер- Доллен Граф Карл Георг, рождение 12 марта 1778 Граф Оттон-Филипп Граф Эдуард-Владимир-Август Граф Георг-Бернгард, рождение 17 сентября 1793; женат на Амалие ф. Эттинген † 7 сентября 1847 Граф Фердинанд-Эрнест, рождение 14 февраля 1795; женат на графине Анне Карловне Меллин Графиня Анна-Элеонора Графиня Наталия-Элеонора, за ф. Крюднер Графиня Амалия Лудвиговна, за Владиииром ф. Пистолькорс Графиня Наталия Лудвнговна, за Германом ф. Рейтерн Графиня Августина Лудвиговна, за подполковником Алексеем ф. Пистолькорс Граф Осип Егорович, полковник, рождение 8 июня 1785; женат 1) на Марие-Фромандье; 2) на Анне Ханыковой

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Имелся свой фаворит и среди немецких курфюрстов – Фридрих Саксонский. Волна национализма, неуклонно поднимавшаяся в это время по всей Германии, делала весьма проблематичным выбор как в пользу француза, связанного с папой договором в Витербо и Болонским конкордатом, так и в пользу англичанина, слишком уж далекого на своем острове. Что касается Фридриха, то по сравнению с этими тяжеловесами он, конечно, выглядел слабовато. Оставался единственный кандидат, способный удовлетворить всех, и этим кандидатом был Карл. Разумеется, он устраивал большинство не в качестве короля Испании, но в качестве внука Максимилиана. Не зря же, упоминая о нем, немцы говорили не Дон Карлос, а Карл фон Габсбург. Он и сам, у себя за Пиренеями, назначая, к негодованию подданных, на все ответственные должности исключительно фламандцев, доказал, что немецкого в нем гораздо больше, чем испанского. К тому же Неаполитанское королевство, сувереном которого он являлся, представляло постоянную угрозу Риму. Итак, 28 июня 1519 года императором Германии был избран Карл. Какую бы религиозную политику ни собирался проводить новый император, Лютер хорошо понимал, что такой протекции, как от курфюрста Саксонского, от Карла ему не дождаться. Во время коронации, которой руководил архиепископ Кёльнский, Карл, теперь именовавшийся Карлом V, поклялся по мере сил своих «защищать католическую веру в духе традиции» и «почитать Святого Отца и Владыку во Иисусе Христе, а также Святую Церковь с покорностью, уважением и верностью». Впрочем, и без этой клятвы он хорошо сознавал свой долг перед Христовой Церковью. Воспитавший его Адриаан Флоризоон, декан факультета богословия Лувенского университета, учивший также и Эразма, в 1522 году ставший папой Андрианом VI, сумел внушить ему искреннюю веру и глубокую набожность, основанную, главным образом, на новейшем благочестии, явлении опять-таки гораздо больше германском, нежели испанском. Но все эти соображения меньше всего занимали мысли Лютера. Теперь, когда судьба его бесповоротно определилась, ему прежде всего требовалось добиться признания своего учения и заполучить на свою сторону как можно больше немцев.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/lyut...

Так жил Карл в мирное время в столице своего государства, городе Ахене. III. Война с арабами в Испании. Война с саксами и кочевыми народами. Завоевание Италии Но недолго пришлось Карлу после войны с саксами пожить в мире и заниматься устройством своего государства. Начались опять войны. На далеком Западе, в стране испанцев, поселился народ, который в то время приобрел большое могущество. Эго были арабы. В настоящее время арабы большей частью живут на севере Африки, в пустыне Сахаре, и до сих пор ведут кочевой образ жизни. Родина этих арабов была Азия, страна Аравия, где находится Палестина, город Иерусалим с Гробом Господним. Арабы были воинственный народ. Лет за тысячу до нашего времени начались их завоевания. Покоряя окружные народы, перешли они из своей родины в Африку. Оттуда лет за сто до Карла Великого часть их перешла из Африки в Испанию. Покорили арабы Испанию и образовали свое сильное государство. Хотели арабы распространить свою власть и над другими народами Европы. Много раз нападали они на франкские земли, которые соприкасались с их владениями, но терпели неудачу. Еще отец Карла Великого приостановил завоевания арабов и нанес им сильное поражение. С этих пор арабы не думали более о распространении своей власти над Европой, но все-таки не прекращали набегов. Много терпел от них франкский народ, особенно те, кто жил поближе к Испании. Вот, против этих-то арабов и отправился Карл на войну. Думал он подчинить себе Испанию и заставить арабов принять христианство. Арабы не были язычниками. Они верили в одного Бога, Аллахом называли его, и в пророка, посланного на землю их богом для проповеди , Магомета. Отсюда вера их называлась магометанской. Много магометан и теперь. Такую веру исповедывают турки и многие другие. Хотя верят они в одного Бога, но во многом разнится их вера от христианской. Сделались арабы магометанами через 600 лет после Рождества Христова, когда уже сильно распространилось христианство. Потому в их вере многое взято из христианской, но все переиначено. Оставили арабы свою прежнюю языческую веру, стали учить они, как христиане, что Бог один. Этот Бог сотворил мир, он вечный и всемогущий, он будет судьей всех живых и мертвых в последний день мира, но он не святой и не праведный, а скорее жестокий. Он казнит неверующих в него без всякого милосердия, даже с удовольствием. Если Бог приказывает, то или другое, то не потому, что это хорошо и справедливо, а потому, что ему так угодно.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Но едва ли можно сомневаться, что, приняв титул «римского патриция», Пипин и Карл великий предоставили себе право непосредственного влияния в столице кесарей. Карл великий, кроме звания «римского патриция» получил еще от папы знамя и ключи от гроба блаженного Петра. Так как ключи и знамя всегда признавались символом власти, то отсюда несомненно, что, по взгляду самого папства, Рим должен находиться в политической зависимости от Карла великого. В высшей степени также замечательно, что даже позднейшие свидетельства, из которых мы знаем о содержании дарственных записей Пилона и Карла великого, перечисляя города и местности, предоставленные апостольскому престолу, не упоминают о самом Риме, не говорят, что он также укреплен был за папами. Следовательно, имея в Риме свою резиденцию, папа не мог распоряжаться здесь со властью самостоятельного государя; власть его должна была ограничиваться пределами духовной, епископской юрисдикции. Кроме того, одарив апостольский престол, Пипин и Карл великий обещались покровительствовать папе и защищать наместников блаженного Петра в их новом положении. Но покровительство и защита – такие понятия, которые предполагают зависимость покровительствуемых от тех, кто берет их под свою защиту. Этим теоретическим соображениям соответствуют и факты. В 799 г. Лев III был изгнан из Рима своими противниками, которые требовали его низложения. Папа бежал к Карлу великому и просил у него защиты. Император показал тогда, что с титулом «римского патриция» соединяется власть действительная, а не номинальная только. Лев III восторжествовал над враждебной партией. Но это торжество куплено было довольно дорого. Карл великий предварительно назначил над папою формальный суд, пред которым Лев III должен был опровергнуть взведенные на него обвинения. Таким образом «патриций римский» является не только покровителем папы, или посредником между папою и его врагами, а судьей самого папы. Подобный образ действий не мог бы иметь места, если бы папа пользовался тогда политической независимостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010