7. Вот открывается перед нами еще другое море испытаний. Словами: " кроме посторонних приключений " [или яснее: кроме прочего] он дал понять, что им гораздо более опущено, чем сказано. И на этом не остановился, но указывает нам на испытанные им беспокойства от стекавшегося к нему во множестве народа, говоря так: " ежедневно стечение людей, забота обо всех церквах " (2Кор.11:28). Вот опять, и этого подвига, хотя бы он был и один, достаточно, чтобы вознести его на самый верх добродетели. " Забота " , говорит, " обо всех церквях " – не одной, не двух и трех, но всех, какие только были во вселенной. Сколь обширна земля, которую освещает солнце своими лучами, столь же велико было попечение и заботливость этого блаженного. Вот, какая широта сердца! Вот, какое величие духа! Но то, что следует далее, закрывает, так сказать, собой все сказанное. " Кто изнемогает " , говорит он, " с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся " (2Кор.11:29). Вот, какая нежная любовь этого мужа! Вот, какова бдительность! Вот, какова заботливость! Какая мать так терзается внутренне о чаде своем, палимом горячкой и лежащем на одре, как этот блаженный немоществовал за немощных, где бы они ни были, и волновался за соблазнявшихся? Смотри, как сильно он выразился. Не сказал: " кто соблазняется, за кого бы я " не печалюсь; но – " воспламенялся " , говорит, являя нам великую силу скорби, и давая знать о себе, что он как бы воспламеняется и внутренне горит за подвергающихся соблазнам. Знаю, что я очень распространил свое поучение, хотя и имел намерение быть сегодня кратким, дабы вы могли несколько отдохнуть от труда постнического. Но не знаю, как я, коснувшись богатства добродетелей этого святого, увлечен этим как бы сильным потоком вод. Потому, остановив слово здесь, прошу любовь вашу постоянно содержать его в уме и непрестанно помышлять о том, что бывший одной с нами природы, подверженный тем же страстям, занимавшийся простым и неважным ремеслом – сшиванием кож и пребывавший в мастерской, когда захотел и решился предаться подвигам добродетели и сделать себя достойным принятия Святого Духа, получил свыше обильнейшие щедроты. Так и нам, если захотим сделать, что следует с нашей стороны, ничто не воспрепятствует получить те же щедроты, потому что Господь щедр и " хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины " (1Тим.2:4). Сделаем же себя достойными, и с пламенным усердием, хотя и поздно, обратимся к добродетели, и, подавив свои страсти, сотворим себя способными к принятию Духа, – чего да удостоимся все мы, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

И потому Бог, желая низложить нечестие в самом основании, попустил такой род казни, чтобы даровать победу своим рабам пред глазами всех поклонников огня, и убедить их самым делом, что боги язычников боятся не только Бога, но и рабов Божиих. 4. Еще заметь, как неприятели сплетают венец победный, как сами враги делаются свидетелями торжества! « И послал », говорит Писание, « Навуходоносор собрать сатрапов, наместников, воевод, верховных судей, казнохранителей, законоведцев, блюстителей суда и всех областных правителей, чтобы они пришли на торжественное открытие истукана, которого поставил царь Навуходоносор. И собрались » [все] (Дан. 3:2–3). Враг составляет зрелище, сам собирает зрителей, сам назначает состязание; и (составляет) зрелище не из случайных, не из простых людей, не все из почетнейших и начальствующих, чтобы свидетельство их было более достоверно для народа. Созваны были все для одного, а увидели другое; пришли поклониться истукану, а ушли с презрением к нему, быв поражены Божьей силой, открывшейся в чудесных событиях с отроками. И заметь: где было устроено зрелище. Не в городе, и не в каком–нибудь селении, но на полях ровных и открытых устрояется это публичное зрелище. На поле Деире, вне города поставлен быль истукан, и вестник, всюду проходя, взывал: « объявляется вам, народы, племена и языки: в то время, как услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и симфонии и всяких музыкальных орудий, падите и поклонитесь золотому истукану, которого поставил царь Навуходоносор » (и в самом деле, поклониться идолу значило: пасть); « а кто не падет и не поклонится, тотчас брошен будет в печь, раскаленную огнем » (Дан. 3:4–6). Видишь, какая трудная борьба, какая непреодолимая сеть, какая глубокая пропасть и стремнина с той и другой стороны! Но не бойся: чем больше козней употребит враг, тем более обнаружит он мужество отроков. Для того приготовлено было согласие столь многих музыкальных орудий, для того разожженая печь, чтобы душами зрителей овладело или удовольствие, или страх.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

ибо придет на вас голод! Горе вам, смеющиеся ныне, ибо вы будете плакать и рыдать! 26Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо; так поступали отцы их с лжепророками. 27Но вам, кто слушает Меня, говорю: любите врагов ваших, делайте добро тем, кто ненавидит вас, 28благословляйте тех, кто проклинает вас, и молитесь за тех, кто бесчестит вас. 29Тому, кто ударит тебя в щеку, подставь и другую, и тому, кто отнимает у тебя плащ, не препятствуй взять и рубаху. 30Всякому, кто просит у тебя, дай, и кто отнимает твое, не требуй возврата. 31И как вы хотите, чтобы люди поступали с вами, так и вы поступайте с ними. 32Если вы любите тех, кто любит вас, какая у вас заслуга? И грешники любят тех, кто любит их. 33И если вы делаете добро тем, кто вам делает добро, какая у вас заслуга? И грешники делают то же самое. 34И если вы делаете одолжения тем, от кого надеетесь получить, какая у вас заслуга? И грешники делают одолжения грешникам, чтобы те им отплатили соразмерно. 35Нет, вы любите тех, кто вам враг, и творите добро, и делайте одолжения, не надеясь, что вам отплатят; и будет награда ваша изобильна, и будете вы детьми Всевышнего, Который благ к неблагодарным и злым. 36Будьте милосердны, как милосерден Отец ваш. 37Не судите, и вы не будете судимы; не осуждайте, и вы не будете осуждены; прощайте, и вы будете прощены; 38давайте, и вам будет дано – щедро отмерено, утрясено, утоптано, полною мерой с верхом насыпано вам за пазуху. Ибо какой мерой отмеряете вы, отмерено будет вам». 39Он сказал им еще притчу: «Может ли слепой быть поводырем для слепого? Разве не упадут они оба в яму? 40Ученик не выше учителя своего; но будучи научен, всякий станет, как учитель его. 41Зачем же ты смотришь на соринку в глазу брата твоего, а в собственном глазу бревна не примечаешь? 42Как можешь ты сказать брату твоему: «Брат, разреши, я выну соринку, что в твоем глазу», – если не видишь бревна у себя в глазу? Лицедей, вынь сперва бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть соринку, что в глазу у брата твоего. 43Ведь не бывает благородного дерева, которое приносило бы дурные плоды, не бывает и дурного дерева, которое приносило бы благородные плоды; 44ибо всякое дерево познается по своим плодам. Не собирают с терновника смокв, и не снимают с чертополоха гроздьев. 45Добрый человек из сокровищницы добра в своем сердце извлекает добро, а злой из сокровищницы зла извлекает зло. Ибо от избытка сердца вещают уста.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

О христиане, вспомним имя, звание и обещание наше. Христос Царь наш, и мы подданные рабы Его, ибо от Него и имя наше, христианин, имеем. Он нас создал, Он нас Кровью Своею искупил, Он о нас промышляет. Ему мы при крещении обещали верою и правдою служить; Ему и имена свои записали, и называемся христиане. Где же обещание наше? Где вера? Где правда? Где верная Ему работа? Почему с именем не согласуется дело? Почему называемся христиане и не служим Христу, но миру и греху? Какая нам польза от имени без вещи, которую означает имя? Почему раб называется рабом господина, которому не повинуется и не работает? Почему христианин называется христианином, когда не служит Христу, Царю своему и Господу? «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» ( Рим 8:9 ). «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» ( Гал.5:24 ). Великолепнейшее имя – «христианин». Христиане – сыны Божии ( Гал.3:26, 4:7 ), и общение их «с Отцем и с Сыном Его, Иисусом Христом» ( 1Ин.1:3 ). Этот титул им приписывает Божие слово. «Верно слово и всякого приятия достойно " ( 1Тим.1:15 )! Как же возможно оскверняться грехами и со святейшим Богом общение иметь? «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине» ( 1Ин.1:5–6 ). Как возможно и чадом мира сего и чадом Божиим быть? Никак этого быть не может. Надобно непременно или тем или другим быть: надобно или чадом Божиим быть и во свете ходить, «подобно как Он во свете» ( 1Ин.1:7 ), и свойство Отца своего нравами изображать, и Ему подражать, или чадом мира быть, и во тьме ходя, дела темные творить. «Очистим же себя, о христиане, от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» ( 2Кор.7:1 ), дабы быть Христовыми и сынами Вышнего и возыметь общение со Отцом и с Сыном Его Иисусом Христом. Какая нам польза от мирской сласти, которая до тех пор чувствуется, пока совершается, и, совершившись, вместо утешения ложного, истинную вносит в душу горесть? Какая нам польза от богатства мира сего, чести, славы и похвалы? Честь и богатство не иное что приносит нам, как большее беспокойство.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Ответ. Молиться Всеблагому Богу о всяком звании людей. Во-первых, за всех Духовных лиц, как-то: за Святейшего Патриарха, за Митрополита, Епархиального Епископа. Во-вторых, за государя, областного начальника, за весь Сенат и за Правительство, за армию, особенно же за тех, которые благодетельствуют Церкви и заботятся о распространении кафолической и православной веры, по словам Апостола, который говорит: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу» ( 1Тим. 2:1–3 ). Мы должны молиться за всех отошедших отсюда в православной вере 61 ; также и за еретиков и раскольников, чтобы они обратились к православной вере до своего последнего дня 62 . Вопрос 93. Какая седьмая церковная заповедь? Ответ. Непременно соблюдать посты и моления, которые особым образом предписываются и назначаются митрополитом или епископом в своей епархии по необходимости: отвратить праведный гнев Божий, поражающий его народ, для избавления от эпидемии, голода, войны, засухи, чрезмерного дождя и тому подобного, или для исцеления больных, или для утешения угнетенных, всем жителям той епархии. Как говорится в книге Деяний, «итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу» (12:5). Вопрос 94. Какая восьмая церковная заповедь? Ответ. Чтобы миряне не смели похищать имущество и деньги церкви и употреблять их на собственные нужды. Но духовные предстоятели должны заготовлять на церковное имение облачения и все нужное для церкви, а также питать и одевать служащих церкви, бедных и странников, по учению Писания, которое говорит: «Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее, что и сделали, послав к пресвитерам через Варнаву и Савла» ( Деян. 11:29–30 ). Также не подобает ни мирянам, ни архиереям, управляющим какой-либо Церковью , присваивать себе деньги или иное движимое имущество, получаемое Церковью или в дар, или от какого-либо посольства, и использовать их для своих личных нужд, чтобы не получилось так, что благочестивые намерения жертвователя терпят насилие и искажение. Вопрос 95. Какая девятая церковная заповедь?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Религия дана нам для радости, для совершенной радости. Мы, по идее, ничего не должны бояться, а мы все живём в страхе. А ведь Апостол говорит, что боящийся несовершен в любви, в страхе есть мучение (см. 1Ин. 4:18 ). И вот это мучение сопровождает нас. Почему? Да потому что нет глубокой веры, нас разъедает сомнение постоянно. Вот мы читаем, желаем верить так, как здесь написано, а не получается. Малейшая болезнь: а что? а вдруг опухоль? Сразу: а какая это опухоль? Злокачественная или обычная? И вот мы потеряли покой, потеряли всё. Я не знаю, как мы должны бы себя привести и укреплять в себе эту веру, просить только Бога: умножь в нас веру, умножь, Господи, в нас веру, чтобы в нас не было этого страха. Откройте Первое Соборное Послание Иоанна Богослова и откройте 4-ю главу в этом Соборном Послании. Смотрите. То, что я вам говорил, 18 стих: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» – и вот вам комментарий на эти слова, слова Антония Великого : «Я не боюсь Бога, потому что я Его люблю». Вот вам комментарий: «любовь изгоняет страх». Какая любовь? Совершенная! Никто из нас не может сказать, что он настолько жесток, что в нём нет и капли любви. Но этой капли недостаточно, нужна совершенная любовь! Тогда не будет и страха: « Любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» ( 1Ин. 4:18–21 ). Вот как одно поставлено в зависимость от другого. Итак, совершенная любовь изгоняет страх смерти, и вы в тропаре великомученице: и Тебе ищущи страдальчествую, и желаю разрешитися, и со Христом быти. Какая же любовь была у Апостола, если из его сердца излились эти слова: я желаю разрешитися и со Христом быти. Но ради того чтобы послужить вам, я готов пребывать на этой Земле, сколько это Богу необходимо, чтобы обратить хотя бы одного из вас. А вот лично для себя я бы желал быстрее уйти из этой жизни!

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Смотри выше ответ на 16-й пункт. Также читайте, противники, что написал Златоуст и в Беседе 1 на Послание к Фессалоникийцам, на главу 1, в которой он говорит: «Хорошо уповать на молитву святых, но – тогда, когда мы и сами трудимся. Для чего же нужна мне, скажет кто-нибудь, молитва других, когда я сам буду деятелен и таким образом не доведу себя до нужды в ней? И я не желаю вам того; но если судить здраво, то мы всегда испытываем эту нужду. Павел не говорил: что мне за нужда в молитве других? Хотя молившиеся за него не были достойнее его, и даже не были равны ему; а ты говоришь: какая мне нужда в молитве других? Петр не говорил: что мне за нужда в молитве? – молитва , сказано, церковь прилежно молилась о нем Богу ( Деян. 12, 5 ); а ты говоришь: зачем мне нужна молитва других? Затем тебе нужна, что ты считаешь ее для себя ненужною. Хотя бы ты был равен Павлу, ты имеешь нужду в молитве. Не возносись, чтобы не унизиться. Но, как я уже сказал, только тогда приносят нам пользу молитвы за нас, когда мы и сами трудимся. Послушай, что говорить Павел. Ибо знаю, – говорит, – что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа ( Флп. 1, 19 ), – и еще: при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас ( 2Кор. 1, 11 ). А ты говоришь: какая мне нужда в молитве? Конечно, если мы сами будем беспечны, никто не в состоянии будет помочь нам своими молитвами». И снова: «Итак, скажут, молитвы не приносят никакой пользы? Приносят, и большую, но – когда и мы делаем что-нибудь; молитвы (других) содействуют и помогают, а содействовать кто -либо и помогать может только тому, кто уже сам действует». И ниже: «Какая же мне нужда, скажет кто-нибудь, в молитве другого, когда я живу богоугодно? Никогда не говори этого, человек! Есть нужда, и нужда во многих молитвах». Златоуст оканчивает златую свою Беседу этими златыми словами: «Итак, зная это, не будем ни пренебрегать молитвами святых, ни полагаться на них всецело. Соблюдем последнее для того, чтобы не облениться и не проводить жизни в праздности, а первое для того, чтобы не лишиться великой пользы. Напротив, будем и их просить, чтобы они молились о нас и помогали нам, и сами – пребывать в добродетели, чтобы быть в состоянии достигнуть благ, обещанных».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Смотри, не под видом ли нужды маммоне угождаешь, и где пропитание предлагается, не кроется ли сребролюбие. Похоть лукава и прелестна, много вымышляет ради себя, и всегда, под видом пищи, яд душе замышляет. Помни, что ты путник. А честь, сан, слава, похвала человеческая, которой сыны века сего не менее, чем богатства, желают, для чего нужны, к чему потребны? Какая от них польза? Тело не требует их, жизнь без них сохраняется, ибо многие без славы, чести, похвалы, сана живут. Душа без всего того в оный век пойдет. Какую здесь нужду представит человек, который желает и ищет этого? Что остается сказать и признать, как не то, что «все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» ( 1Ин 2:16 ). Видишь, что желание богатства, чести, славы и прочего – это бремя, которое путников обременяет и преклоняет к земле, и не допускает, как людям, смотреть на небо, для которого все созданы и святым Крещением обновлены. О, коль многих это тяжкое бремя обременило и погрузило в бездну! Смотри, рассуждай и берегись. 4) Кто на чужой стороне скрывает сокровище? Не посылает ли его в Отечество? Кто на пути обременяет себя? Не скорее ли свергает с себя? Кто в пленении и ссылке ищет прославления? Не более ли к Отечеству воздыхает и освобождения желает? Странник ты на земле и пришелец, почему же скрываешь здесь сокровище твое? Путник ты, зачем себя обременяешь? В плену и ссылке ты, изгнанный из рая, почему ищешь здесь прославления? Почему к потерянному Отечеству не воздыхаешь, и славы не ищешь его, где честь, богатство и слава вечная, как и жизнь вечная? Знать, чужую страну имеешь вместо Отечества и путь вместо дома, если здесь много ищешь. Горе имеющим чужую страну как Отечество и путь как дом! Ибо «где сокровище их, там будет и сердце их» ( Мф 6:21 ). «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит» ( Мф 16:26 )? Какая польза человеку, если найдет временное, которого вскоре лишится, а лишится вечного, которое, будучи найденным, никогда не потеряется?

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как себя самого. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки ( Mamф. XXII, 36 – 40 ). Какая наибольшая заповедь в законе? Иудейские книжники различали в законе большие и меньшие заповеди; не все, впрочем, были согласны в том, какая наибольшая. Одни считали наибольшею заповедь о жертвах, другие – заповедь об обрезании, иные – заповедь об очищениях и пр. Впрочем, может быть, фарисеи и знали, «что первая заповедь есть: возлюби Господа Бога твоего: но ожидали, что Спаситель поправит ее, назвав Самого Себя Богом, и чрез то подаст им случай обвинить Его, а потому и предложили свой вопрос. (Злат., ср. Феофил.). Возлюби Господа Бога твоего и пр.: заповедь, данная Богом Самим чрез Моисея ( Втор. 6, 5 ). Прежде всего и более всего должно любить Господа Бога, и любить всем сердцем, т. е. всеми чувствованиями своими со всей их силой, и всею душою, т. е. всем существом своим, со всеми его стремлениями и желаниями, и всем разумением, т. е. всеми познавательными способностями; кратко: «любить Бога должно всецело». – Сия есть первая и наибольшая заповедь: она первая не по порядку времени, в котором даны заповеди, но по важности и значению в ряду заповедей. Она есть основание всех других заповедей, и исполнение ее – источник всех других добродетелей. Все существа должны быть любимы по мере их значения; Бог – высший всех существ – должен быть любим и любовию высшего. Вторая же подобная ей: по важности: – возлюби ближнего и пр.: эти слова взяты из книги Левит (19, 18); любовь эта состоит в том, чтобы делать ближнему добро, как себе самому, и не делать ему того, чего себе не желал бы, ни зла, ни неприятности. «Почему же подобна? Потому что вторая пролагает, путь к первой, и взаимно поддерживается оного». (Злат.). «Ибо кто любит ближнего, тот исполняет все заповеди, а исполняющий заповеди любить Бога так, что обе эти заповеди взаимно связываются, одна другою поддерживаются и обнимают собою все прочие заповеди». (Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Я был охвачен великой силой скорби, отсутствие Тита так поразило мою мысль, так осилило и сломило меня, что я принужден был сделать это. Видел ли ты, как много труда нужно, чтобы кротко вынести разлуку с любимым? Какое это тяжелое и горькое дело? Какой требует возвышенной и храброй души? Для любящих недостаточно быть связанным только духом; этого им мало, чтобы утешить их; им нужно еще и телесное присутствие. Если его нет, немалая часть радости отпадает. Хочешь ты узнать, какое сильное оружие - быть кротким, мягким, любезным для того, чтобы привлечь к себе братьев, хотя бы они были неверные? Послушай, что говорит Павел, входя к неверующему судье с тем, чтобы принять от него суд: " почитаю себя счастливым, что сегодня могу защищаться перед тобою " (Деян. 26:2). Он сказал это, не льстя ему, нет, - но желая кротостью расположить его к себе. Отчасти он достиг этого и даже покорил себе судью, - он, считавшийся уже осужденным. Побежденный сам признал эту победу, в присутствии всех, громким голосом говоря: " ты немного не убеждаешь меня сделаться Христианином " . Что же Павел? " Молил бы я Бога, чтобы мало ли, много ли, не только ты, но и все, слушающие меня сегодня, сделались такими, как я " (ст. 28 и 29). Много повсюду свидетельств чудес Павловых, но ничто так не вожделенно, как язвы его. И в Писании он радует меня не столько тогда, когда творит чудеса, сколько тогда, когда терпит страдания, бичевание, насилие, биение камнями. " Побили Павла камнями " , - говорится, - " и вытащили за город " (Деян. 14:19); и еще: избивши его и давши много ударов, ввергли в темницу (Деян. 16:23). Какая радость, какое наслаждение, какая честь, какая слава видеть, что он в узах ради Христа! Но взгляни на то, что достойно удивления: поколебалась, говорится, темница, когда Павел был в узах, и у всех узы ослабели. Видишь ли ты, как разрушаются узы самою природой уз? " Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя " (ст. 27). Что же Павел? Он возгласил громким голосом, говоря: " не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь " (ст.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010