И будете сынами Всевышнего ( Лк. 6:35 ). В жизни нередко наблюдаем, что один и тот же предмет, одно и то же действие могут иметь различное значение, смотря по тому, служат ли они добру или злу. Так лекарство, состоящее из ядовитого вещества, в малом количестве и по указанию врача отпущенное нашему болящему ближнему, принесёт ему облегчение и здоровье. Но то же лекарство, со злым умыслом и в большом количестве данное ближнему, принесёт ему отраву и смерть. Так и острый нож в руках врача служит для спасительной операции больного, в руках сапожного мастера – для его ремесла, которым он кормит жену и детей, а в руках разбойника – это орудие грабежа и убийства. Ясно, что нельзя судить обо всём по внешности. Нужно смотреть в человеке во всём его деле на внутреннее расположение сердца. Не станем с этой точки зрения судить других, это – дело Божие, но сами себя мы обязаны проверять именно такой проверкой; об этой-то проверке и говорит нам ныне читанное в церкви святое Евангелие. Краткое ныне евангельское чтение ( Лк. 6:31–36 ), но как много в нём сказано! Оно охватывает решительно всю жизнь человека и даёт ей настоящую христианскую оценку. «Если вы, – говорит Спаситель, – любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят». Значит, в такой любви нет ничего особенного, нет нравственной заслуги. Между тем, как часто мы и пред своей совестью и пред другими людьми выставляем именно такую любовь, забывая, что даже и в мире животных любовь самца к самке, любовь самки к детёнышам – вовсе не редкое явление. »Если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность?«. И вправду, здесь не нравственно высокая добродетель, а часто простой расчёт: сделать добро другому, чтобы и он также добро мне сделал. " И если взаймы даёте, от кого надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность?». И разве, в самом деле, не ясно, что здесь пред нами не нравственно-высокий подвиг самопожертвования ради любви, а просто житейское благоразумие и самый обыкновенный расчёт, особенно если отдать взаймы, значит – получить обратно с излишком, т.е. с процентами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

«Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства (ибо с ним сопряжен закон народа); то какая бы еще нужда была восставать иному священнику, по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться?» Показав превосходство священства Мелхиседекова пред левитским, а чрез это раскрыв несравненное превосходство первосвященства Христова, Апостол теперь доказывает, что, как левитское священство, так и самый закон Моисеев, отменены чрез Иисуса Христа, первосвященника по чину Мелхиседека. «Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства». Если бы левитское священство (т.-е. весь чин левитского богослужения) достигало цели, приводило людей к совершенству в учении в жизни и в делах, – примиряло человека с Богом, делало его святым, открывало ему путь к вечной жизни, что составляет главный предмет желаний бессмертной человеческой души, – «Ибо с ним сопряжен закон народа». С установлением священства нераздельно постановлен был и обрядовый закон, данный народу еврейскому. Поэтому с переменою священства должен был измениться и тот обрядовый закон народа, как имевший существенное применение к левитскому священству. Это основание того, что с отменением левитского священства необходимо должен был потерять свою силу и обрядовый закон Моисеев, – «То какая бы еще нужда была восставать иному священнику, по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться?» Соединим это с предыдущим: если бы левитское священство приводило к совершенству, т.-е. спасало человека; то не было бы нужды являться иному священнику, по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона. Апостол выводит заключение вопросом: «какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона?» Он предполагает, что Евреи должны были знать эту необходимость по указанию пророчества на то, что восстанет великий вечный священник не по чину Аарона, и что ныне это пророчество исполнилось. В псалме сказано: клятся Господь, и не раскается: ты иерей во век, по чину Мелхиседекову ( Пс.109:4 ). Если бы священство левитское приводило человека к последней его цели, то Бог, как премудрый и всесовершенный, не стал бы установлять новое священство. А как об этом и древле чрез пророка было предсказано, и ныне новое священство установлено; то явно, что левитское священство было несовершенно и подлежало отменению.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Но главное вот чточто преподается человеку. Этот человек от Христа Спасителя через Апостолов, через епископа принимает благодать Духа Святаго; совершилось Таинство священства; внешняя сторона Таинства видна всем. А внутренняя сторона — в душе человека происходит перерождение. Это-то и свято и дорого. Не то делается у тех инославных, которые не веруют в Божественность Христа. А мы твердо веруем, что преподается сила Божия, которая изливается и на верующих в Таинстве причащения, на исповеди в Таинстве покаяния и преподается и в других Таинствах. Это духовная сила, которая дается от Бога, которою православные люди и живут. Как было бы тяжело, если бы мы ее не получали. Страшно тяжело было бы. Милостию Божиею все мы имеем благодать и благодатию Церкви живем. И мы немощные живем и укрепляемся благодатию Духа Святаго и веруем, что и по окончании этой земной жизни милостию и благодатию Божиею будем введены во обители Отца Небеснаго. Проповедь, сказанная архиепископом Гурием на Божественной Литургии 12/ X 1958 ã., в Неделю 19-ю по Пятидесятнице в кафедральном соборе г. Днепропетровска Кто слушал Евангельское чтение, которое сейчас было предложено нам в назидание, тот помнит, что оно содержит разъяснение заповеди Христовой о любви. Это высшее учение христианское, самое высокое и самое трудное для исполнения. А для неверующих оно и непонятно. Как можно любить врагов своих? Вот послушайте, что говорит Христос Спаситель. Он начинает Свое учение о любви к ближнему так: Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк 6:31–36). Господь разъясняет, как можно любить всех. Он говорит: И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то делают. Это естественно. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники дают грешникам, чтобы получить обратно. Дальше Христос Спаситель говорит: Но вы не тех любите, кто вас любит, но благотворите и взаймы давайте врагам вашим, и тогда вам будет награда великая, ибо Он благ и к неблагодарным и злым, к людям, которые получают много и не благодарят.

http://pravmir.ru/propovedi-i-besedy/

Но мы настолько стали твердокаменные, что нас уже ничто не прошибает. Какие еще нужны нам наказания? Какая еще нужна война? Какая еще нужна голодуха? Какие еще нужны землетрясения, какие смерти детей наших? Что еще с нами нужно сделать, чтобы наше сердце как-то сокрушилось, чтобы там появилась хотя бы капля милосердия, чтобы мы задумались о Боге, задумались о смысле жизни, задумались о том, что и нам скоро придется умирать? Что нам еще нужно? Что еще Господь должен с нами сотворить, чтобы мы вразумились? С какой любовью Господь откликнулся на слова сотника! «И в Израиле, – говорит Господь, – не нашел Я такой веры». Потому что сотник сказал: не надо, Господи, ко мне идти, Ты только скажи слово, и отрок мой исцелеет. Какая вера! Не надо никаких лекарств, не надо ничего доставать где-то за взятки, через знакомых, какие-то особые препараты из-за границы выписывать. Только, Господи, скажи слово, и исцелеет слуга мой. Он верил в это. Как Господь говорит: «Если будете иметь веру... и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море», она послушает тебя и пойдет. А у нас такой веры нет, мы надеемся только на себя, на людей, на знакомых, на деньги, на связи, на свою должность. Крестный ход в Дмитровском «И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час». Все очень просто. Что с тех пор изменилось? Земля та же, заповеди Божии те же, Христос тот же – ничего не изменилось, все то же самое. Мы так же, как и сотник, можем прибегать к помощи Отца Небесного по ходатайству Иисуса Христа, Сына Божия. Господь сказал: «Если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю». Разве это не Его слова? Его. Но мы не верим, мы как бы забываем, у нас все время происходит это затмение, потому что мы безблагодатны. Как ученики Спасителя все время забывали то, что Он им говорил, пока их Дух Святый не просветил. Он им говорил и о Своей крестной смерти, и о том, что Ему надлежит воскреснуть, а они все время забывали – так и мы забываем. Поэтому нам нужно стараться сердце свое умягчить настолько, чтоб оно смогло воспринять благодать Святаго Духа. И тогда все наши просьбы к Богу будут услышаны, если они будут исполнены любви, но не себялюбия; если мы будет стараться не себе стяжать, а другим.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Помышляя обо всем этом, блаженный Павел, пламенно любивший Христа, обтекший, как бы на крылах, всю вселенную, старавшийся в теле явить (совершенства) бестелесных существ, восклицал так: “ Любовь Христова объемлет нас ” (2Кор.5:14). Смотри, какая признательность; смотри, какая высокая добродетель; смотри, какая горячая любовь! “ Любовь , – говорит, – Христова объемлет нас ”, то есть возбуждает, нудит, увлекает. Потом, желая пояснить слова свои, он говорит: “ Рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего ” (2Кор.5:14-15). Видишь ли, как справедливо сказал он, что “ Любовь Христова объемлет нас ”? Если, говорит, (Христос) умер за всех нас, то умер для того, чтобы мы, живущие, не для себя уже жили, но для Него, умершего за нас и воскресшего. Примем же апостольское увещание, и будем жить не для себя, но для умершего за нас и воскресшего. Но как, скажешь, можем мы жить не для себя? Послушай опять того же блаженного (Павла), который говорит: “ Уже не я живу, но живет во мне Христос ” (Гал.2:20). Смотри, как он, ходя по земле и будучи обложен плотью, жил так, как будто бы обитал на небе и обращался с бестелесными силами. Поэтому-то, и в другом месте он сказал: “ Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями ” (Гал.5:24). В том-то и состоит жизнь не для себя, а для умершего за нас и воскресшего, когда мы как бы мертвы бываем в отношении к настоящей жизни, и не привязываемся ни к чему видимому. Для того и Господь наш претерпел распятие, чтобы мы эту (земную) жизнь променяли на ту (небесную), или – лучше сказать – через эту приобрели себе ту. Ведь настоящая жизнь, если мы бываем бдительны и внимательны, ведет нас к наслаждению вечною жизнью. И мы если захотим хотя несколько воспрянуть и отверзть око ума – можем всегда питать в себе мысль о тамошнем упокоении, и таким образом проходить и оставлять без внимания видимое и устремлять помысел к будущему и вечно пребывающему, как и блаженный Павел, в наше наставление, говорит: “ А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня ” (Гал.2:20).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Так как бедность заставляет его просить милостыни, между тем ему наносят оскорбление за то, что он просит, то смотри, какое наказание постигнет оскорбляющих его. Кто теснит бедного, – сказано, – тот хулит Творца его (Притч. 14, 31). Скажи мне: Он попустил, чтобы тот нищенствовал ради тебя, чтобы ты мог уврачевать себя – и ты оскорбляешь того, кто переносит ради тебя нищету? Какая жестокость! Какая неблагодарность в этом поступке! Вразумляйте, – говорит (апостол), – как братьев. И после подаяния он заповедует нам вразумлять его. Если же мы, ничего не дав ему, станем наносить ему обиды, то что после этого скажем в наше оправдание? Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем (ст. 16). c. 611. Беседа 5 на Второе послание к Фессалоникийцам] Не всякий, говорящий Мне, – говорит Христос, – «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное; и еще: не знаю вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф. 7, 21, 23). Видишь ли, что вера не доставляет нам никакой пользы, если нас не знает Владыка? И девам то же сказано: не знаю вас (Мф. 25, 12). Какая же им польза от девства и многих подвигов, если их не знает Владыка? И во многих местах мы находим, что люди, нисколько не осуждаемые за веру, наказываются только за порочную жизнь; и, напротив, иногда люди, нисколько не осуждаемые за жизнь, погибают за неправое учение потому, что то и другое держится взаимно. Видишь ли, что мы находимся в сети диавольской, когда не исполняем воли Божией? И не только за всю жизнь, но и за один порок люди часто ввергаются в геенну, если у них нет других равносильных добрых дел. Так и девы были осуждены не за блуд, или прелюбодеяние, или зависть, или вражду, или пьянство, или неправоверие, но за недостаток елея, т. е. за то, что не творили милостыни: это именно значит елей. И те осужденные, которым сказано: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, также были обвиняемы не в чем-нибудь подобном, но в том, что не напитали Христа. Видишь ли, что и один недостаток милосердия может ввергнуть в огнь гееннский? К чему, скажи мне, будет годен тот, кто не творит милостыни? Ты постишься каждый день? Но и те девы постились, однако не получили отсюда никакой пользы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Вот какие правила обращения христиан между собой начертал апостол Павел в послании своем к римлянам. Они для всех нас обязательны. Где высшее побуждение поступать нам таким образом друг с другом? В образе и подобии Божием, по которому человек сотворен, и в том, что мы чада единого Отца Небесного, члены Христовы, ветви единой лозы Христа, овцы единого словесного стада Его; вкушаем единого животного хлеба Христа, пьем из одной чаши божественную Кровь Его; напоены все единым Духом Святым; ждем одного нетленного, вечного наследия. Вот побужденис к взаимному, искреннему, любовному обращению! Если любите любящих вас, - говорит Господь в нынешнем Евангелии, - какая вам за то благодарность? ибо и грешники, т. е. идолопоклонники, любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают, т. е. доколе пользуются благодеяниями, а это значит любить только себя, ибо в благодетелях любят только благодеяния или пользу себе. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарностъ? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же, и в этом случае вы любите только себя, свои выгоды, а не пользу ближнего, не удовлетворяете его нужде совершенно. Если же этих естественных добродетелей христиане не исполняют, то они хуже гораздо и язычников, которые естеством законная творят (Рим. 2, 14), не имея благодатных сил, христиане же, как известно, получили вся божественныя, сверхъестественные силы от Бога к животу и благочестию (2 Пет. 1, 3), к исполнению всех Христовых заповедей. Посмотрись, христианин, в это зерцало божественных заповедей и познай, каков ты, любишь ли ты хоть тех, кои тебя любят, или даже и их иногда не любишь? Делаешь ли добро благотворителям твоим? Даешь ли в долг тем, которые возвращают долг? Не уклоняешься ли по корыстолюбию и недоверию? Многие хотят довольствоваться только любовью к любящим и не хотят понудить себя любить ненавидящих или враждебно к ним настроенных; с такой любовью языческой, христианин, останешься на Страшном суде в стыде. Но вы любите врагов ваших, - продолжает Господь, - благотворите и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышняго; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Трудное дело, по-видимому, предписывает нам Спаситель наш, заповедуя любить врагов наших и делать им добро; растленное сердце человеческое скажет: это невозможно, это противно природе и здравому смыслу! Трудное дело, правда, только для растленного сердца, не обновленного и не укрепленного благодатью, но для сердца, возрожденного благодатью, это дело легкое, ибо Господь помогает верующему во всем; и мы в жизни святых видим тому много примеров.

http://pravoslavie.ru/1508.html

Вот побуждение к взаимному, искреннему, любовному обращению! Если любите любящих вас, говорит Господь в нынешнем Евангелии, какая вам за то благодарность? ибо и грешники, т.е. идолопоклонники, любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают; т.е. доколе пользуются благодеяниями, а это значит любить только себя; ибо в благодетелях любят только благодеяния или пользу себе. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно; какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же, – и в этом случае вы любите только себя, свои выгоды, а не пользу ближнего, – не удовлетворяете его нужд совершенно. Если же этих естественных добродетелей христиане не исполняют, то они хуже гораздо и язычников, которые «no естеству законное творят» ( Рим.2:14 ), не имея благодатных сил; христиане же, как известно, получили все Божественные, сверхъестественные силы от Бога «к жизни и благочестию» ( 2Пет.1:3 ), к исполнению всех Христовых заповедей. Посмотрись, христианин, в это зерцало Божественных заповедей и познай, каков ты, любишь ли ты хотя тех, кои тебя любят, или даже и их иногда не любишь? Делаешь ли добро благотворителям твоим; даешь ли в долг тем, которые возвращают долг? Не уклоняешься ли по корыстолюбию и недоверию? Многие хотят довольствоваться только любовью к любящим, и не хотят понудить себя любить ненавидящих, или враждебно к ним настроенных; с такою любовью языческой, христианин, останешься на страшном суде в стыде. «Но вы любите врагов ваших, – продолжает Господь, – благотворите и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым» ( Лк.6:35 ). Трудное дело, по-видимому, предписывает нам Спаситель наш, заповедуя любить врагов наших и делать им добро; растленное сердце человеческое скажет: это невозможно, это противно природе и здравому смыслу! Трудное дело, правда, только для растленного сердца, не обновленного и не укрепленного благодатью, но для сердца, возрожденного благодатью, это дело легкое, ибо Господь помогает им во всем; и мы в жизни святых видим тому много примеров.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

И, тем не менее, конфуцианское учение о любви далеко и далеко не тождественно с Христовым, которое является, сравнительно с тем, совершенно особенным и новым. Не желая быть многоречивым, не стану говорить уже о том, что различие в основах христианской и конфуцианской этике (т. е., в учении христианства и конфуцианства о Боге, о человеке и о мире, – следовательно, в основах, теологической, антропологической и космологической) необходимо должно отразиться и на различии такого капитального этического пункта, каков пункт о любви, как начале, регулирующем человеческие взаимоотношения 11 . Перейду прямо к рассмотрению содержания учения той и другой стороны по данному вопросу, избегая и здесь излишних подробностей. В конфуцианской морали замечаем, элемент «корыстный», приглашение к «приспособляемости», проповедь сухой «срединности» и «сухой, бессердечной» правды, похожей на мстительность. а) Государю, напр., дается такой совет: «Ежели он будет любить родных и родственников, то они не будут ни завидовать, ни жаловаться, и начнут единым духом защищать его достоинство и богатство». Столь же корыстные побуждения указываются ему при определении его отношений к «вельможам», «градоправителям и чиновникам», к «пришельцам и послам иностранных государств». «Дабы приобрести себе любовь своих родных и родственников, он да уважает их благородство, да дополняет их частные доходы царским своим жалованием, да любит и ненавидит то, что они любят и ненавидят» и проч. 12 . Раз в одних случаях дело сведено на корыстную почву, ничто не может помешать свести его на нее же и в других. Оно действительно и сводится. Уже давно в науке твердо установлено, что на вопрос о мотиве нравственной деятельности китайцев, мы должны признать таковым утилитаристическое побуждение, а самую «моральную систему китайцев, мы должны признать системою утилитаризма. Китаец человек расчета и прибыли» 13 . Между тем христианству и, в частности, христианской заповеди о любви совершенно чужды даже и какие-либо намеки на корыстность, на утилитарную точку зрения. Господь говорил: «если любите любящих вас, – какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, – какая вам за то благодарность? Ибо и грешники тоже делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите, благотворите и взаймы давайте, не ожидая ничего» ( Лк. 6:32–35 ). Ясно и понятно 14 . Это – раз.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Как можно ненавидеть того, кто своими кознями только помогает тебе прийти в совершенство и соединиться с Господом? Как можно не жалеть со слезами того, кто сам себе готовит вечный огонь, вечную погибель? «Итак будьте совершенны», не больше и не меньше, «как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф.5:48 ). А раз всем дается такая заповедь, значит, для всех это вполне достижимо. Смысл доброделания, молитвы и поста. Мф.5:46–6:21. «Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? ( Мф.5:46–47 ). Произнесено слово «награда». Нас часто укоряют: вот, вы все делаете только ради награды. А надо делать добро из-за любви к самому же добру! Но на самом деле все в мире делается только ради какой-то награды. Один ждет, чтобы похвалило начальство; другой – чтобы превозносили люди; для третьего награда – радость любимого человека; четвертому – внутреннее чувство самодовольства и тайное превозношение над другими; пятому – просто чувство спокойной совести. И еще – у Луки читаем: «И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же» ( Лк.6:33–34 ). В мире все – как белка в колесе: ты мне, я тебе, а в результате – на одном месте! А размыкается это колесо, когда всякая земная награда теряет привлекательность, и начинаешь искать истинной, достойной награды, только от Небесного Отца. Когда, например, взаймы дашь, не ожидая ничего. Или когда порадуешься, если тебе заплатили злом за добро, и подосадуешь, если не удалось скрыть добрый поступок, и тебе за него бросили как бы мелкую монетку человеческой похвалы. О милостыне. Мф.6:1–4 Это касается, во-первых, милостыни: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас; иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010