Богослужение: Зачем говорить о Христе красиво? В первый год своего церковного служения, осваивая тонкости богослужебного устава, я горько жаловался духовнику: «Какая, ну какая может быть связь между порядком пения тропарей и кондаков на Литургии и тем, что стоит в основе нашей веры – Евангелием, Евхаристией и Животворящим Крестом?!» 29 января, 2010 В первый год своего церковного служения, осваивая тонкости богослужебного устава, я горько жаловался духовнику: «Какая, ну какая может быть связь между порядком пения тропарей и кондаков на Литургии и тем, что стоит в основе нашей веры – Евангелием, Евхаристией и Животворящим Крестом?!» «А зачем, собственно, все это надо?» Под «все это» подразумевается все то, что мы испытываем на православной службе с помощью пяти данных нам Богом чувств: вид икон и облачений, звуки речитативного чтения и гласового пения, запахи ладана и горячего воска, вкус хлеба и вина, осязание губами священных предметов и руки священника. Писать о православном Богослужении легче всего, отталкиваясь от чинопоследования, рассматривая каждый его элемент. Например, так: «Каждое Богослужение начинается великой или мирной ектенией. Эта ектения вошла в обиход Церкви в П-ом веке как результат такой-то редакции. Давайте вдумаемся в смысл прошений этой ектении. Начинается она словами священнослужителя «Миром Господу помолимся!» и т. д. и т. п. Человек, хорошо знающий и понимающий Богослужение, может таким образом написать целую книгу, практически не отрывая пера от бумаги, – примерно так же, как хорошая хозяйка без особого труда может написать из головы собственную «Книгу о вкусной и здоровой пище». У разных людей это будут, безусловно, разные книги. В зависимости от эрудиции и наклонностей автора где-то будет сделан больший акцент на истории, где-то – на лингвистике, где-то – на логике чина, где-то – на личных переживаниях молящагося. Но во всех книгах будет нечто общее, а именно то, что структура Богослужения, слова молитв и гимнов и опыт многолетнего их восприятия будут во многом говорить сами за себя.

http://pravmir.ru/bogosluzhenie-zachem-g...

.__lxG__multi_align_center .__lxG__multi_align_center.__lxG__not_empty_block #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть itemscope itemtype="" > «Это какая-то опухоль церковнои жизни» Людей, не соблюдающих правила поведения в храме, надо постоянно учить и держать в дисциплине – напоминать, запрещать, указывать Протоиерей Андрей Ткачев   10:51 18.01.2024 558 Фото: Из интернет-источников «Этому духовенство должно учить людеи. Священники в это время должны в алтаре сами причаститься. И приготовить Святые Таины для выноса людям. Делать нужно быстро это. И как можно быстрее выити к людям. Но в это время у всех появляется желание иконы обцеловать, все причем. Начинается в это время " бродилова пустынь " , болтовня начинается. Это какои-то кошмар. Это какая-то опухоль церковнои жизни. И никем толком не уврачеванная», - заявил настоятель Храма Троицы Живоначальной в Хохлах, проповедник и миссионер, телеведущий митрофорный протоиерей Андрей Ткачев, отвечая на вопрос прихожанина о том, как реагировать на то, что в храме перед причастием люди начинают ходить. Материал опубликован в тлг-канале священника.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/18/et...

Беседа 30. Чем заняться в Раю? Какая прописка лучше московской. Логика рождающегося младенца. Жизнь с перерезанной пуповиной. Совершилось! Боязливых – в горящее озеро. Небесный град из драгоценных камней. Сегодня мы будем изучать 21 главу Книги Откровение Иоанна Богослова. И мы читаем 1 стих: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» ( Откр.21:1 ). Андрей Кесарийский поясняет: «Здесь тоже говорится не об уничтожении твари, а о перемене на лучшее. По свидетельству апостола сама тварь освободится от работы истления в свободу славы чад Божиих. И Божественный псалмопевец говорит: “Яко одежду свиеши я, и изменятся” ( Пс.101:27 ). Обновление строго значит не уничтожение, но только устранение устарелости и морщин». То новое небо, и ту новую землю, что увидел Иоанн Богослов, не надо разуметь, как что-то совершенно новое, ибо произошло изменение прежнего мира, прежней земли, прежнего неба, изменение произошло через огонь, через уничтожение прежней системы вещей, и мир становится иным, он видоизменяется. То есть как мы с вами изменимся в День Воскресения, точно так же и мир, в котором мы с вами живем, претерпит очень серьезные, кардинальные изменения, «ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» . Вот эти слова, «моря уже нет» , Андрей Кесарийский поясняет так: «Потому что море будет не нужно, когда людям не нужно будет плавать по нему, ни перевозить и доставлять произведения земли в отдаленные страны, и тогда не нужно его, если оно означает бурную и полную волнения жизнь, ибо у святых не останется тогда ни малейшего страха или смущения». То есть, с одной стороны, прекратится море тех чувств, что постоянно нас травмируют, а с другой стороны, сами моря, которые сейчас служат связующими артериями между странами и людьми, станут ненужными. Мы с вами беседовали о том, что люди, которые будут жить в новом Божьем мире, смогут перемещать свое тело движением мысли. Ипполит Римский говорит, что люди смогут перешагивать море. И расстояние между землей и небом уже не будет непроходимым; движением мысли, наподобие ангельского стремительного перемещения, человек может оказаться в любой точке Вселенной. Мы будем постигать смысл многих миров: для чего Господь их создал, какая тайна заложена во всем Божьем мироздании.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Бдите и молитеся, да не внидете в напасть: дух убо бодр, плоть же немощна. Мф.26:41 ; Мк.14:38 Вот почему необходимо всегдашнее духовное бодрствование, духовная трезвенность, постоянное внимательное отношение к себе, к своей внутренней жизни: дух наш бодр, а плоть немощна. Как видно из Евангелий, дух учеников Христовых был бодр; они всегда готовы были на величайшие скорби, лишения, страдания, даже на саму смерть ради их Возлюбленного Учителя; ничто, по их словам, и никогда не могло разлучить их с Господом. Когда однажды Христос Спаситель вопросил двух своих приближеннейших апостолов, могут ли они испить ту чашу, которую Ему необходимо принять, – чашу страданий, позорнейшего креста, – чашу величайших мучений и поруганий, они смело и безбоязненно ответили: «Можем " ( Мф.20:22 ). Ни малейшей тени сомнения в их словах, ни малейшего колебания в этой святой решимости везде следовать за Господом, все претерпеть ради Него. В другой раз, когда Христос Спаситель пророчественно говорил: вси вы соблазнитеся о Мне в нощь сию: писано бо есть: поражу пастыря и разыдутся овцы стада. Петр апостол отвечает: аще и вси соблазнятся о тебе, аз никогда же соблажнюся ( Мф.26:31,33 ). Какая «бодрость» духа, какая святая ревность, какая беззаветная преданность Тому, ради Которого все оставлено – и дом, и братья, и сестры! ( Мф.19:27 ). Тот же св. апостол Петр еще сильнее и решительнее выражает свою бесконечную любовь к Господу: аще ли есть и умрети с Тобою, не отвергуся Тебе ( Мф.26:35 ). То же самое повторяют и другие ученики Господа ( Мф.26:35 ). Но что мы видим впоследствии?… Дух… бодр, плоть же немощна( Мф.26:41 ; Мк.14:38 ). Ревностнейший исповедник веры во Христа, апостол Петр, отрекается от своего Возлюбленного Учителя, «страха ради иудейска», – усиленно клянется, что он не знает этого Человека ( Мф.26:69 и дал.); при взятии Господа под стражу все ученики в страхе оставляют Его и бегут ( Мф.26:56 и параллел.). А в саду Гефсиманском, – в эту великую ночь, – в эти часы моления о чаше, избраннейшие и приближеннейшие апостолы Христовы, не могут «побдети» с своим Господом и одного часа, и предаются сну в то время, когда душа их Учителя прискорбна даже до смерти, когда в тяжком молитвенном подвиге кровавый пот выступает на Его лице, Он скорбит и тужит, и ангел Господень укрепляет Его ( Мф.26:37 ; Лк.22:42–44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Письма к мирянам Письмо 176. К некоему семейству. Жизнь изменчива, как море. – Любовь к ближнему – величайшее наслаждение, благодарение Богу за дар дружбы В тихом уединении, на берегу величественной Волги, часто вспоминаю Вас, благословенная чета! и Вы – на берегу моря, которое по временам бывает тихо, бывает чисто, как зеркало, а по временам, встревоженное бурею, покрывается мутными волнами, седою пеною. Такова наша жизнь! в ней тишина и буря сменяют одна другую; а время уходит, уходит, стремится погрузиться в бездну вечности. Блажен тот пловец житейскаго моря, который часто устремляет взоры к небу. По светилам небесным он направляет путь свой, не унывает при бурях, не доверяет и тишине моря: оно – так изменчиво! Взоры, для которых доступно небо – вера; ею мы усматриваем духовное небо: учение Христово. На этом небе сияет Евангелие, как солнце. Ветхий Завет , как луна, – писания святых Отцов, как звезды. Пишу к Вам прямо из сердца, пишу то, что внушилось ему сказать Вам. Мое сердце – с такой же сладостною простотою к Вам, как и Ваше ко мне. Такия отношения – истинное сокровище. Любовь к ближнему – величайшее наслаждение! А то утешает меня особенно в моих отношениях дружеских, что причина этих отношений – Бог. Он – как говорит Писание, – " святяй и освящаяй всяческая» ( Евр. 2:11 ). Он источник всякаго истиннаго блага, всякаго истиннаго, чистаго наслаждения. Он сохранит меня в Вашей памяти, а Вас в моей. Он даст нам усугубить талант дружбы, полученный от Него же. Вот чего я желаю: желаю, чтоб при вступлении в вечность мы сподобились в сонме благих и верных рабов предстать Господу, сказать Ему: «Ты даровал нам прекрасный талант дружбы, приносим Тебе приобретенный на него другой талант: – талант драгоценный спасения». 2 сентября 1847 Николо-Бабаевский монастырь. Письмо 177. Описание Николо-Бабаевского монастыря. Друзья – благословение Божие Пишу к Вам из уединенной пустыни, в которую, наконец, после продолжительных разъездов я прибыл, и где начинаю лечиться. Дорогу совершил с большим утомлением; два раза возвращалась ко мне петербургская болезнь моя, т.е. отнимались ноги. Теперь идет из них сильнейшая испарина и чувствую некоторое облегчение. Скажу Вам о Бабаевском монастыре, что он мне чрезвычайно нравится во всех отношениях. Местоположение премилое. Какой воздух! Какия воды, какия кристальныя, ключевыя воды! бьют, кипят из горы и в таком количестве, что было бы их достаточно, думаю, для всего Петербурга. Какия рощи с дубами, с вековыми дубами! какия поляны! какая Волга! какая тишина! какая простота! Раскрываю книгу аскетическаго писателя, читаю ее, – вижу, что здесь можно исполнить советы ея на самом деле, между тем, как в Петербурге можно исполнять их только в воображении и желании. Словом сказать: для земнаго странствования моего, в эту минуту, не желал бы другаго, лучшаго приюта.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Письма Триоди. Предвесенье весны духовной В этом году у нас самая ранняя Пасха, какая только может быть — и самый ранний Великий пост, и масленица соответственно. Пост начнется еще в самом начале февраля по церковному календарю — да и по-мирскому до середины месяца. А еще в этом году Бог послал Москве и большей части России настоящую зиму, уже и полузабытую 12 февраля, 2010 В этом году у нас самая ранняя Пасха, какая только может быть — и самый ранний Великий пост, и масленица соответственно. Пост начнется еще в самом начале февраля по церковному календарю — да и по-мирскому до середины месяца. А еще в этом году Бог послал Москве и большей части России настоящую зиму, уже и полузабытую В этом году у нас самая ранняя Пасха, какая только может быть —  и самый ранний Великий пост, и масленица соответственно. Пост начнется еще в самом начале февраля по церковному календарю — да и по-мирскому до середины месяца. А еще в этом году Бог послал Москве и большей части России настоящую зиму, уже и полузабытую: с морозами, снегами и без отвратительных оттепелей. И зима, как ей и положено, еще царствует в этом начале февраля. А только вот — приходит весна духовная. Приближается. А сейчас — предвесенье, предвестье, предображение весны: седмица сырная — масленица, преддверие поста. Восторженные или объясняющие слова тут так же бессильны, как перед сверканием капели. Но есть книга, есть поэзия — та, что читается и поется: книга под названием Постная Триодь. И она всё рассказывает. Мы, увы, далеко не всё слышим, что поет Церковь по этой книге, и даже в желании сердечном что-то услышать — часто терпим поражение. Но поет-то Церковь, поет и для нас, и… нами. И годы жизни в Церкви с Церковью даются нам и для того, чтобы услышать этот голос в себе, понять ему и ответить на него. Прислушаемся же к Триоди. На дворе мороз, а здесь началась капель. Весна… Весну возвещающая прибл/ижися сия, ныне предочистительная седмица всечестн/ая, священных постов, телеса и д/уши всех просвещающая Понедельник сырный, 1-я песнь 2- го трипеснца

http://pravmir.ru/pisma-triodi-predvesen...

Разделы портала «Азбука веры» ( 45  голосов:  4.2 из  5) Глава I Больше всего Лёнюшка обижался, когда его принимали за женщину. Еще совсем недавно к нему обращались с “гражданкой”, “тетенькой” и даже “дамочкой”, когда он приезжал в Одесский монастырь. Теперь же все чаще окликали бабкой, бабушкой и бабусей. — Какая я тебе еще бабуся! — кричал он повизгивающим женским голосом. — Я — монах! — И ударял себя в грудь с размаха. — Простите, — сконфужено отвечала красивая изящная дама, каких он не только в этих краях, но и в самой первопрестольной не видывал, — и не какая-нибудь там прифранченная, размалеванная щеголиха. На таких он стал посматривать безразлично и снисходительно с тех пор, как признался на исповеди старцу Иерониму в своем гневном осуждении подобных, по его выражению, кокоток. “Из всего, посланного нам в этом мире, мы должны извлекать для себя духовное назидание, — говорил ему отец Иероним. — Если мы посмотрим, сколько труда и прилежания вкладывают иные люди для украшения своей тленной и увядающей плоти, нам, возможно, станет стыдно и укоризненно сознавать, что для украшения нашей бессмертной души мы делаем несравненно меньше и что нам, возможно, следует поучиться у некоторых язычников их усердию и радению о своем сокровище”. Дама же, напротив, была одета весьма скромно: широкий черный плащ почти до щиколоток, тяжелый шарф, незамысловатая шапочка. Однако было в ее облике нечто, позволившее Лёнюшке заметить — дама была необыкновенная. “Ровно графиня какая прикатила”, — подумал он, разглядывая ее вполглаза. Она же, несколько оправившись от удивления, поняла — то, что она сочла за длинное платье, оказалось подрясником, хотя мягкое и какое-то степенное лицо монаха все равно оставалось женским. Впрочем, она отправляясь в дорогу, заранее была готова ко всяким странностям и даже превратностям судьбы, ко всяким ее “куршлюзам” и “эксцессам”: встречам с чудовищами, многоголовыми гидрами, сиамскими близнецами, — тут она уже начинала загибать пальцы, — циклопами, химерами и прочей сказанной нечистью.

http://azbyka.ru/fiction/invalid-detstva...

204. Слово в день Благовещения Пресвятыя Богородицы (Говорено в Чудове монастыре, напечатано в Твор. Св. От. и в собр. 1848 г.) 1846 год Рече же Мариамь: се раба Господня: буди мне по глаголу твоему. ( Лyk. I. 38 ). Просты, по видимому, сии слова Пресвятыя Девы Марии: но как много в них заключается! как многое ими открывается! какая в них видна глубина смирения! какая высота веры! какая солнечная чистота внутренняго чувства! как необъятна их сила! как необозримо их действие! Дело, которое должно совершиться по благовествующему глаголу Архангела, и по соответствующему глаголу Мариами, – дело спасительнаго для нас воплощения Сына Божия, – не теперь начинается. По малой мере человеческой, несколько тысяч лет ожидало сие дело согласия Девы, чтобы могло совершиться. Я сказал: по малой мере человеческой; потому что по великой мере Божией дело сие идет от самой вечности. Апостол свидетельствует, что «Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивый нас всяцем благословением духовным в небесных о Христе, избра нас в Нем прежде сложения мира» (Еф. I3–4). Но не нам восходить до сей пренебесной высоты созерцания. Довольно для нас взойдти к началу тайны Христовы, открывшемуся в земном раю. Когда лукавому искусителю удалось прельстить первых человеков, и разрушить их райское блаженство; когда смерть, прежде возвещенная предохранительно, а потом уполномоченная правосудием, наступала на человека, по следам греха: тогда милосердый в самом правосудии Бог, приостановив ее, благоволил в умирающем уже и погибающем человечестве посеять новое семя жизни и спасения. Чудным образом в слове осуждения, частию скрыл Он, частию открыл, тайну помилования, когда осуждаемому искусителю рек: «вражду положу между тобою, и между женою, и между семенем твоим, и между Семенем тоя; Той твою сотрет главу» ( Быm. III. 15 ). То есть: ты, дух злобы, мечтаешь, что, прельстив жену, как слабейшую часть человечества, и чрез нее увлекши в преступление и Адама, будешь иметь весь род человеческий твоим всегдашним рабом. Нет! От побежденных тобою человеков возстанет против тебя вражда, противоборство, брань; она продолжится в их потомстве; наконец Тот, Который до времени сокрывается под таинственным наименованием «Семени жены», – «Той твою сотрет главу», победит тебя решительно, уничтожит твою власть, которая есть область греха и держава смерти, и следственно возвратит человечеству похищенную у него святость и жизнь, безопасную от смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Прививка поэзии и любви О книге Елены Сапрыкиной «Монастырь Земля» 13.04.2021 1169 Время на чтение 11 минут (Фантастическая повесть. М.: Литературная Россия, 2020) Как постоянно и как странно, что мы всё сетуем на упадок литературы, на её цветную поверхностность, на утрату единства и глубины, но как доходит до отдельного имени, то вдруг ловишь себя на старинном желании толкнуть соседа в бок: «А! Погляди-ка!» И смущаешься только, что вдруг он не разделит твоего восхищения – так мы постепенно оказались на подозрении друг у друга – не отстали ли от новых веяний века? Но про себя радуешься новизне словаря и мысли нечаянной книги, неожиданности взгляда на мир, молодой свободе и бесстрашию в выборе задач. Это легче всего проверить на современной поэзии. Она давно не ходит «отрядами» – «громкая лирика» стадионных и политехнических Вознесенского и Евтушенко, «тихая лирика» Рубцова и Тряпкина, городская умная сдержанность Соколова и Чухонцева. А теперь вроде все врозь, но наткнёшься на подборку Зиновьева или Минакова, Ирины Евсы или Надежды Кондаковой и невольно зашепчешь вместе с Сальери: «Какая глубина, какая смелость и какая стройность…» И в прозе, и в прозе – прочтите Ксению Букшу или Ольгу Славникову, Евгения Чижова или Сергея Самсонова… Присмотришься как следует и увидишь, что это не литература потеряла общее сердце, а мир взорвался и пошёл врозь, рассыпался фейерверком. Не горит ровно и греюще, а вспыхнул ярко и броско (не успеешь сказать «ой!» как уже погас), но разве от этого перестал быть праздником… А я вот увидел фантастическую повесть Елены Сапрыкиной «Монастырь Земля», вспомнил её ещё поэтом Леной Сапрыкиной, приезжавшей несколько лет назад в великолукское село Борки на Праздник фронтовой поэзии, который я веду там тридцать с лишним лет, и уже там отдельной словом и взглядом (во всяком случае, сейчас мне хочется, чтобы это было) и тут, увидев прозу, заторопился с осторожностью перелистнуть: «Ну-ка, ну-ка…». А там уже не мог оторваться, не дочитав. Ах ты, какой молодец!

http://ruskline.ru/analitika/2021/04/13/...

КАКАЯ ЦЕРКОВЬ СПАСАЮЩАЯ? Какой же Церкви даны обетования непогрешимости и вечности? Другими словами, какая Церковь спасающая? – Несомненно, что та только Церковь может быть признана «столпом и утверждением истины» или церковью спасающей, которую руководит и спасает Сам Господь, ибо, говорит Спаситель: Без Мене не можете творити ничесоже ( Ин. 15:5 ); Господь же, по свидетельству ап. Павла, Спаситель только той Церкви, которая в слове Божием именуется Его Телом: Христос глава Церкви, и Той есть Спаситель тела ( Еф. 5:23 ). 1. Истинная Церковь – одна «Истинная церковь , подлинно древняя есть одна... Ибо как один Бог и один Господь, так и истинное достоинство выражается единством во образ единого Начала. Итак, единая Церковь , которую ереси усиливаются рассечь на многие, уподобляется (единством) природе Единаго. Мы называем древнюю кафолическую Церковь единой по ее существу, по понятию об ней, по ее началу и превосходству». Св. Климент Александрийский 31]. 2. Истинная Церковь – свята, управляется благодатию Всесвятого Духа « Церковь есть общество православноверующих и крестившихся во Иисуса Христа, Им Самим основанное непосредственно и посредством святых апостолов, Им же Самим оживляемое и ведомое к животу вечному: видимо – посредством духовных пастырей, чрез учение, священнодействия и управление и вместе невидимо – посредством вседействующей благодати Всесвятого Духа». Митрополит Московский Макарий «Святая соборная Церковь – повсеместно и в полноте преподает все то учение, которое должны знать люди, учение о вещах видимых и невидимых, небесных и земных, она весь род человеческий приводит к истинной вере, она повсеместно врачует и исцеляет все роды грехов, имеет в себе всякий вид совершенства, в делах, словах и всяких духовных дарованиях. Она одна во всем мире имеет беспредельную силу. В ней мы, приемля наставления и ведя добрую жизнь, получим Царство Небесное и наследуем вечную жизнь». Святитель Кирилл Иерусалимский (Огласительное поучение 18). 3. Истинная Церковь – соборна (кафолична)

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010