Все Его учение как будто само собой понятно, и тем не менее, как далека наша жизнь от исполнения великих заповедей Христовых! Как редко мы поступаем с людьми так, как хотели бы, чтобы с нами поступали. Мы ждем от людей уважения, а сами их унижаем; мы хотим, чтобы нам помогали в нужде, а сами забываем о помощи ближним, когда благоденствуем. Почему так? Что нам мешает вести себя согласно заповедям? Наш эгоизм, ибо только себя мы любим, о себе заботимся, а людей окружающих часто обижаем и оскорбляем. Дальше Господь говорит: «И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего» ( Лк. 6:32  35). Величайшее, чрезвычайно тяжелое требование предъявляет Господь – любить врагов. Разве это легко. Любить ненавидящих, врагов могут те, у кого сердце чистое, в ком живет Дух Святой, кто проникнут духом любви и смирения. Добром и любовью точно горячими углями они обжигали сердца своих недругов, и те, преклонив главу, из врагов становились друзьями. Господь требует, чтобы мы не ожидали ничего за сделанное добро, обещает великую награду в вечности и говорит, что мы будем сынами Всевышнего. «Итак, будьте милосерды, как и Отец, ваш милосерд» ( Лк. 6:36 ), а Он благ и к безблагодатным и злым, Он всем посылает дождь и солнцу велит светить всему миру – и добрым, и жестоким. Корень милосердия – в жалости и сострадании. Это основные свойства любви, ибо нельзя любить и не сострадать. Не может сострадательный человек не творить добра тем, кто в этом нуждается, творить его без всякого ожидания благодарности. Из чистой любви истекают наше милосердие и исполнение заповедей Христовых,– взаймы даем тем, от кого не надеемся получить обратно. Того, кто так поступает, ждет величайшая награда от Бога – он наречется сыном Всевышнего и на Страшном Суде оправдан будет как праведник, творящий дела любви. А те, кто не имел дел милосердия, нарекутся сынами диавола и будут вместе с ним вечно мучиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Евангелие о совершенном милосердии Из собрания творений святителя Николая Сербского (Велимировича), выпущенного издательством Сретенского монастыря. Приобрести издание можно в магазине «Сретение». И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Лк.,26 зач., VI, 31-36 Если бы люди каждый день вспоминали о милосердии Божием к ним, они и сами были бы милосердны друг к другу. Ничто не делает человека столь немилосердным, как уверенность, что никто не милосерден к нему. Никто? А где же Бог? Не вознаграждает ли нас Бог каждый день и каждую ночь Своим милосердием за немилосердие людей? И разве при царском дворе для нас не важнее благоволение самого царя, чем его рабов? Что толку, если нас все рабы царские осыпают милостями, но царь на нас гневается? Люди становятся немилосердными, ожидая, что другие первыми проявят к ним милосердие. Но взгляните, точно того же ждут от них и другие! И в этом взаимном ожидании друг от друга милосердия все люди, в большей или меньшей степени, становятся немилосердными. А милосердие - не выжидающая добродетель, но добродетель, стремящаяся себя проявить. Ибо откуда люди вообще узнали бы о милосердии, если бы Бог первым не проявил Свое милосердие? Милосердие Божие вызвало милосердие у людей; и если бы Бог первым не показал Свое милосердие, мир не знал бы даже самого слова милосердие. Для того, кто осознает милосердие как добродетель активную, а не выжидающую и так и начнет её исполнять, и небо, и земля вскоре окрасятся в иной цвет. Ибо человек этот быстро познает и Божие, и людское милосердие. Милосердие есть удар, неизбежно высекающий искру. И наносящий сей блаженный удар, и принимающий его - оба чувствуют присутствие Бога. В этот миг милующая рука Божия ощущается на обоих сердцах. Потому и сказал Господь: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

http://pravoslavie.ru/39383.html

Если сравнивать подвиг мучеников с героизмом воинов, которых мы можем мысленно сопоставить с воителями более позднего времени, также с оружием в руках отстаивавшими свою христианскую родину – с императором Мануилом и князем Андреем, – то, конечно же, подвиг мученичества гораздо более велик и труден. Вспомните евангельское повествование о том, как апостол Петр в Гефсиманском саду, чтобы, как ему казалось, защитить Спасителя, выхватил меч из ножен, не побоявшись в одиночку пойти против целой вооруженной толпы. Когда же нужно было исповедать Христа, вернее исповедать свое ученичество Христу во дворе первосвященника, куда он поначалу мужественно вошел, желая увидеть, чем все кончится, – он трижды отрекся от Учителя. Исповедать веру оказалось гораздо тяжелее. Впоследствии святой Петр и прочие апостолы, уже осененные благодатью Святого Духа в день Пятидесятницы, претерпели многочисленные скорби ради Господа и пострадали до смерти. А ведь Маккавеи жили до того, как благодать явилась в своей полноте. Хотя, конечно, нельзя сказать, что они выдержали бы все это, если бы не были подготовлены к исповеданию единого Бога своей предыдущей благочестивой жизнью и если бы Господь не укреплял их, потому что их подвиг выше человеческих сил. Преподобный Силуан Афонский говорит, что есть разные степени действия благодати в человеке. Для нас важно особенно свидетельство этого великого старца потому, что он говорит не так, как просвещенные знанием святоотеческих трудов богословы. Святой Силуан все испытал на самом себе, то есть это свидетельство человека все пережившего и имеющего истинный опыт. Он говорит о том, что есть некая степень благодати, когда человек боится согрешить, есть и более высокие степени, наконец, есть и высшая ее степень, когда благодать пребывает не только в сердце человека, но и во всем его теле, тогда могут явиться нетленные мощи. Так было, по его словам, с мучениками. Отсюда мы можем сделать вывод о том, какая для этого нужна благодать: ведь мучение длится не какие-то мгновения, нужно длительно пребывать в таком состоянии. Какая великая сила, какая Божественная благодать нужна, чтобы все это выдержать! Конечно, это не значит, что все мученики к страданию были готовы заранее. Бывало и так, по рассуждению святителя Игнатия (Брянчанинова) , что человек за короткое время, за какие-то минуты или несколько часов, проходил весь путь, который подвижники проходили в течение десятков лет. Но кто из нас может быть уверен в себе и в том, что окажется именно тем человеком, который в течение нескольких часов страданий исполнится благодати настолько, что сможет все вытерпеть?

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него ( Мф.6:8 ). По поводу этих слов некоторые спрашивают: а если Он наперед знает, чего мы просим, то какая необходимость вообще просить чего-либо? Какая нужда выражать какое-либо прошение словами, пересказывать что-либо Тому, Кому все уже известно? Какая нужда вообще в молитве? Слова Иисуса – знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду прежде вашего прошения у Него – содержат в себе воспрещение многословия в молитве, а не самой молитвы. Если бы не было надобности в молитве, а не самой молитвы. Если бы не было надобности в молитве вообще, то Христос не говорил бы: просите и дано будет вам ( Мф.7:7 ), молитесь за обижающих вас и гонящих вас ( Мф.5:44 ), истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам ( Ин.16:23 ) и т.д. Но почему же (говорят) Всеблагой Бог не подает людям все, в чем они имеют нужду, и без прошения их, без молитвы? По учению Иисуса Христа, люди имеют действительную нужду лишь в достижении Царства Небесного, но так как человек одарен свободой воли и может произвольно искать это Царство или бежать от него, то понятно, что оно только просящему дано будет. В стремлении к достижению этой цели, в борьбе с искушениями и страстями, силы человеческие нередко ослабевают, и потому молитвенное обращение к помощи Божией становится неизбежным. Сам Христос молился в Гефсиманском саду перед предстоявшими Ему страданиями, когда заметил, что Его человеческие силы слабеют. Искушаемый мыслью о возможности избавиться от этих страданий, Он молился и окончил молитву Свою словами: да будет воля Твоя! Следовательно, Иисус Христос не только не осудил обращение наше к Богу в молитве, но даже словом и примером Своим заповедал нам молиться. Подает же Бог без прошения, без молитвы, только ищущим прежде всего Царства Божия и правды Его, и при том подает им только то, что для них считается лишним в молитве. Молитесь же так: Отче наш … ( Мф.6:9–13 ) молитва , данная Господом Своим ученикам и известная под именем молитвы Господней, есть только образец согласной с Его учением молитвы, нисколько не исключающий возможности и других молитв, ибо и Сам Господь Иисус Христос произносил другие молитвы ( Ин.17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него ( Мф. 6, 8 ). По поводу этих слов некоторые спрашивают: а если Он наперед знает, чего мы просим, то какая необходимость вообще просить чего-либо? Какая нужда выражать какое-либо прошение словами, пересказывать что-либо Тому, Кому все уже известно? Какая нужда вообще в молитве? Слова Иисуса – знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него – содержат в себе воспрещение многословия в молитве, а не самой молитвы 28 . Если бы не было надобности в молитве вообще, то Христос не говорил бы: Просите, и дано будет вам ( Мф. 7, 7 ); молитесь за обижающих вас и гонящих вас ( Мф. 5, 44 ); истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам ( Ин. 16, 23 ) и т. д. Но почему же (говорят) Всеблагий Бог не подает людям все, в чем они имеют нужду, и без прошения их, без молитвы? По учению Иисуса Христа, люди имеют действительную нужду лишь в достижении Царства Небесного; но так как человек одарен свободой воли и может произвольно искать это Царство или бежать от него, то понятно, что оно только просящему дано будет. В стремлении к достижению этой цели; в борьбе с искушениями и страстями, силы человеческие нередко ослабевают, и потому молитвенное обращение к помощи Божией становится неизбежным. Сам Христос молился в Гефсиманском саду перед предстоящими Ему страданиями, когда заметил, что Его человеческие силы слабеют; искушаемый мыслью о возможности избавиться от этих страданий, Он молился и окончил молитву Свою словами: да будет воля Твоя ! Следовательно, Иисус Христос не только не осудил обращение наше к Богу в молитве, но даже словом и примером Своим заповедал нам молиться. Подает же Бог без прошения, без молитвы, только ищущим прежде всего Царства Божия и правды его, и притом подает им только то, что для них считается лишним в молитве. Молитва Господня Молитесь же так: Отче наш... Молитва , данная Господом Своим ученикам и известная под именем молитвы Господней ( Мф. 6 . 9–13), есть только образец согласной с Его учением молитвы, нисколько не исключающий возможности и других молитв, ибо и Сам Господь Иисус Христос произносил другие молитвы ( Ин. 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Итак, у меня уже раньше сжималось сердце, глядя на беспорядки, праздность и леность домашних, и хотело высказаться, и только искал я случая к тому. Случай этот представился, случай плотской, и я разразился гневом и негодованием, и сказал я жене и свояченице, что они живут без дела, без богослужения, без Таинств, а когда свояченица сказала, что тому, кто насказал мне об них невыгодно, она желает скорее подавиться, – я не мог более терпеть и встал из-за стола, только что начав обед, и ушел из дому, ибо крайне горько мне показалось такое выражение о сослуживце моем, да верно и обо мне. Виновен я, Господи, виновен, что не обуздал я своего рвения из-за вещи безразличной и дал волю смущению и самолюбивому движению гнева и зависти, ибо сам позавидовал сладкому скоромному их обеду и скоромному пирогу. Посему молю Господа, вразумив и наказав всех нас, просветить, примирить и помиловать нас и не допустить жить во вражде; свояченице же моей указать должность и место, да живет, как молодая и в силах и здравая женщина, трудами рук своих, ибо сие есть праведно. Что руководило мною в сегодняшней ссоре с домашними? – Вражия зависть довольной, без всяких трудов жизни моей жены и свояченицы. Виню себя в этом. Но мне следовало бы отечески радоваться, что домашние без забот и труда сыты, одеты, довольны и спокойны, хотя они и со слабостями, и заносчивы, и пересудливы, и злоречивы, и зложелательны! И зло им, и добро им! Я должен быть и к ним милосерд по слову Господа моего Иисуса Христа: будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд [ Лк. 6, 36 ], ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных [ Мф. 5, 45 ]; и если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Как милосерд к нам и Единородный Сын Божий? Он, Владыка и Творец наш, имеяй славу и блаженство у Отца Своего прежде сложения мира, ради нас грешных оставил славу эту, смирил и уничижил Себя до рабия зрака, до вертепа и яслей, до бедной жизни странника, не имущего где главы подклонити; принял на Себя все грехи и все виды бедствий человеческих, терпеливо и кротко переносил все поругания, страдания и мучения; щадил и миловал врагов Своих, скорбел о окаменении сердец их, плакал об угрожающей им опасности; пригвожденный ко кресту, молился за Своих распинателей. Принесши Самого Себя в жертву за грехи наши, предал нам все сокровища благодати Своей, ниспослал нам Всесвятаго Духа Своего; долготерпеливо ожидает и милостиво приемлет покаяние наше; питает нас Плотью и Кровью Своей. б)  Видишь, возлюбленный, какого милосердия и любви требует и ожидает от нас Господь наш, положивший за нас душу Свою! Как отражение высочайшей любви к нам Сына Божия, она должна быть так же самоотверженна, смиренна и незлобива; не должна пренебрегать никакого вида бедности и уничижения человеческого, не смущаться никакой неблаговидностью, ни злобой или ненавистью людской, должна любить и самых зложелателей и врагов своих и быть готовой положить душу свою за братию свою. «Если вы любите любящих вас, – говорит Господь, – какая за то вам благодарность? Ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые и вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники взаймы дают грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего, и будет вам награда великая на небеси, и будете сынами Вышнего». Как отблеск долготерпеливой и милосердой любви Божией, и наша любовь должна быть снисходительна к недостаткам своего ближнего, милосерда к его немощам, должна покрывать самые согрешения его, прощать от всего сердца всякое оскорбление и обиду; должна быть милосерда, сострадательна, должна оказывать ближнему всякую возможную помощь или услугу. Нам нет нужды знать, от чего несчастлив наш ближний, мы обязаны подать ему руку помощи, утешить скорбную душу его и словом любви и сострадания, и делом благотворения, подкрепить его братским советом и молитвою, спасти и охранить душу его от соблазнов мира и от преодолевающей силы собственных страстей его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Какая заповедь главная? Когда мы слышим слово „заповедь”, мы всегда воспринимаем его как приказ о том, что мы должны сделать, а если не сделаем, то понесем ответственность, последует возмездие… Но это слово имеет более широкий смысл. 16 сентября, 2010 Когда мы слышим слово „заповедь”, мы всегда воспринимаем его как приказ о том, что мы должны сделать, а если не сделаем, то понесем ответственность, последует возмездие… Но это слово имеет более широкий смысл. Неделя 15-я по Пятидесятнице (о двух главнейших заповедях) (Евангелие от Матфея, 92 зачало, глава XXII, стихи 35-46) И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Митрополит Сурожский Антоний Сегодня Христос дает нам или, скорее, напоминает нам о двух основных заповедях: о том, чтобы любить Бога всем нашим сердцем, всем нашим умом, всеми нашими силами, (то есть всей властью и способностью любить, какие нам даны) и ближнего своего любить, как самого себя. Когда мы слышим слово „заповедь” , мы всегда воспринимаем его как приказ о том, что мы должны сделать, а если не сделаем, то понесем ответственность, последует возмездие: но это слово имеет более широкий смысл. Оно означает завещание Божие нам, когда, сотворив нас, Он одарил нас свободой , способностью стоять на собственных ногах, дал нам власть выбора и власть следовать нашему призванию или отвернуться он него. И вот, это не „приказание” от Бога: это как бы напутствие или завещание в том смысле, в котором человек, когда умирает, оставляет завещание, чтобы его наследники его выполнили.

http://pravmir.ru/kakaya-zapoved-glavnay...

Когда мы пройдем этот путь, который только в начале кажется страшным и тяжким, когда почувствуем укрепляющую нас Божию благодать, тогда радостно и со смирением будем нести крест свой, зная, что этим откроется для нас вход в царство небесное. Да сподобит всех Господь наш Иисус Христос вечной, славной, бесконечной жизни с Ним, с Его Отцом и Духом Святым и со всем сонмом святых Ангелов. Аминь. 30 сентября 1945 г». Слово в неделю 19 по Пятидесятнице Что мешает нам любить? «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего, ибо Он благ и к безблагодатным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец, ваш милосерд» ( Лк. 6; 31–36 ). Какие удивительно простые слова! Они так просты, так естественны, что когда человек впервые слышит, что надо поступать так, ему даже становится неловко. «Как же я сам не подумал об этом раньше?» – восклицает он. Но все великое просто и все учение Христа чрезвычайно просто. Оно было обращено к людям с простыми сердцами, его воспринимали самые простые галилейские рыбаки, которые стали светочами всему миру. За Христом следовали прежде всего самые простые люди, ибо просто и удивительно доходчиво всякое слово Христа. Все Его учение как будто само собой понятно, а, тем не менее, как далека наша жизнь от исполнения этих простых слов, этих великих заповедей Христа! Как редко бывает, чтобы мы поступали с людьми так, как хотели бы, чтобы поступали с нами! Мы ждем от людей уважения, а сами их унижаем; мы хотим, чтобы нам помогали в нужде, а сами никогда не помышляем о помощи ближним, когда благоденствуем.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Много ли таких смиренных рабов Божиих найдется среди людей? Не наоборот ли бывает у нас, когда мы домогаемся сами себе повышения, чести и славы человеческой, не заботясь о славе Божией? И какая же польза бывает от всего этого? «Вы роскошествовали на земле и наслаждались, напитали сердца ваши, как бы на день заклания» ( Иак. 5: 5 ). «Господи! Ты – Бог мой, превознесу Тебя, восхвалю имя Твое, ибо Ты совершил дивное» ( Ис. 25: 1 ). Эшафот разбойника «За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней; за ню сожжены обитатели земли, и немного осталось людей» ( Ис. 24: 6 ). Его ловили много лет и не могли поймать. Он был разбойник, убийца, человеконенавистник. Как он выходил из лесу, набрасывался на проезжих и прохожих: мужчин, женщин и детей, и, злорадствуя и насмехаясь, он иных убивал сразу, у других медленно отрезал члены один за другим, наслаждаясь муками своих жертв. И сколько он убил неповинных людей! Сколько зарезал, сколько задушил своими кровавыми руками! И казалось, что нет ему никакого возмездия от правосудного Бога, нет никакого наказания. Страх и ужас наводил он на окружающую местность. Будучи неуловимым и неуязвимым, он был еще более страшен, и какая-то мрачная тайна, для всех непонятная, окружала его буйную голову... Но эта тайна заключалась в следующем. Однажды в глухую ночь, совершив очередное злодеяние (он зарезал молодую женщину с двумя младенцами), убийца был окружен солдатами. Он стоял на высокой горе, готовый броситься вниз и разбиться. В этот момент он вдруг откуда-то сверху услышал голос: «Я – твой спаситель, предайся мне и будешь бессмертен». Разбойник мысленно дал согласие быть преданным тому, кто ему говорит. После этого какая-то сила взяла его со скалы и невредимо от своих врагов спустила в безопасное место. Когда он был уже далеко, только тогда он понял, что его спасла бесовская сила, и теперь на всю вечность он ей обязан. С этого момента разбойник стал неуловим. Он даже не беспокоился о своей безопасности. Под покровом ночи ходил в города, залезая в дома богатых и бедных людей, убивая и насилуя, он не раз был окружаем воинами и, тем не менее, всегда избегал заслуженной кары. Он твердо верил сатане, что тот его непременно спасет из любой опасности и избавит от лютой смерти. И вот эта вера бесу его делала с каждым днем смелее и неистовее.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010