30. 12–3 Архитектура Западных Церквей 30. 2 Мозаика, живопись (иконы, фрески, миниатюры, картины). 30. 21 Дохристианская мозаика, живопись 30. 22 Христианская мозаика, живопись 30. 221 Раннехристианская и византийская. Мозаика и живопись Поместных Православных Церквей. 30. 222 Мозаика, живопись Русской Православной Церкви 30. 222–1Иконописные школы 30. 222–2 Отдельные иконописцы, художники и скульпторы 30. 223 Мозаика и живопись Западных Церквей 30. 3 Христианская иконография 30. 31 Богословие иконы, символика 30. 32 Специальная иконография 30. 321 Изображения Святой Троицы 30. 322 Изображения Бога-Отца. 30. 323 Изображения Иисуса Христа. 30. 324 Изображения Святого Духа… 30. 325 Изображения Божией Матери 30. 326 Изображения Креста… 30. 327 Изображения святых небесных сил бесплотных 30. 328 Изображения святых 3. История религий Общие вопросы истории религий] Религии Древнего мира] Буддизм. Зороастризм. Индуизм. Ислам . Иудаизм. Конфуцианство. Сикхизм. Синтаизм] Другие религии] 4. Агиография 4. Общие вопросы 41 Жизнеописания святых неразделенной Церкви. 42 Жизнеописания восточных святых 43 Жизнеописания западных святых 44 Жизнеописания святых Русской Православной Церкви 45 Канонизация святых и составление служб. 46 Сказания о земной жизни Божией Матери 47 История чудотворных икон и других святынь… 48 Паломничество по святым местам 5. Богословие Основное богословие] 51. 1 Бог , природа и человек 51. 2 Размышления о процессах, происходящих в человеческом обществе. 51. 3 История христианской апологетики 51. 4 Общее религиоведение 51. 41 Религия и наука. 51. 42 Религия и культура 51. 5 Апология религиозных истин 51. 51 Истина Воскресения Христова 51. 6 Апология Христианства. Догматическое богословие] 52. Общие вопросы 52. 1 Триадология (Учение о Святой Троице) 52. 2 Антропология (Учение о человеке) 52. 3 Амартология (Учение о грехопадении и его последствиях) 52. 4 Христология (Учение о Лице Богочеловека и двух естествах) 52. 5 Мариология (Учение о Божией Матери) 52. 6 Догмат воскресения Христова…

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ликуй, Фиваидо Русская,/красуйтеся, пустыни и дебри Олонецкия, Белоезерския и Вологодския,/возрастившия святое и славное отец множество,/чудным житием всех наставляющее мipy не прилеплятися,/крест свой на рамена взяти и во след Христу шествовати. Богородичен: Твоею всечестною иконою Тихвинскою,/юже великая Россия яко некий дар Божественный свыше благоговейно прият,/присно страну нашу, о Госпоже Царице Богородице, покрывай и заступай,/спасающи сию от всех навет вражиих. По ектении кондак воскресен, глас 1. Подобен: Егда приидеши: Воскресл еси, яко Бог, из гроба во славе,/и мир совоскресил еси;/и естество человеческое яко Бога воспевает Тя, и смерть исчезе;/Адам же ликует, Владыко;/Ева ныне от уз избавляема радуется, зовущи:/Ты еси, Иже всем подая, Христе, воскресение. Икос воскресен: Воскресшаго тридневно воспоим яко Бога Всесильна,/и врата адова стершаго,/и яже от века из гроба воздвигшаго,/мvpohocuцaм явльшагося, якоже благоизволил есть,/прежде сим еже радуйтеся, рекий:/и апостолом радость возвещая, яко Един Жизнодавец./Темже верою жены учеником знамения победы благовествуют,/и ад стенет, и смерть рыдает:/мip же веселится, и вси с ним радуются./Ты бо подал еси, Христе, всем Воскресение. Песнь 7. Ирмос: Божия снизхождения/огнь устыдеся в Вавилоне иногда./Сего ради отроцы в пещи, радованною ногою,/яко во цветнице, ликующе, пояху:/благословен еси, Боже отец наших. Леонтий, Исаия и Игнатий, Иаков и Феодор,/честнии Духа сосуди и Ростову украшение,/Авраамий, идолом покланявшияся ко Христу приведый,/и Петр царевич, и Иринарх, самопроизвольный страдалец,/Кассиан и Паисий, князь Роман и царевич Димитрий,/и вси Ростовстии и Угличстии чудотворцы Божественными да воспоются песньми. Да величается Невский победитель, благоверный князь Александр,/да поется Георгий, воин храбрый и страдалец,/да похвалится Андрей, первый Русския земли собиратель,/вкупе со Глебом, юным сыном своим,/да воспоется же и Авраамий мученик,/града Владимира слава, Святыя Руси заступницы/и Церкве Православныя украшение.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-v...

Аще ли есть другий святый, и тропарь ему прилучится, глаголем тропарь и другаго святаго. Таже кондак воскресен и храма. Слава:  кондак дневнаго святаго. И ныне:  Богородицы храма. Аще ли храма Богородицы несть: Слава:  кондак рядоваго святаго. И ныне:  Предстательство христиан: Прокимен, апостол, аллилуия, Евангелие, и причастен, прежде воскресен, и потом святаго. [Смотри]  Подобает ведати: яко стихология, сиречь кафисма, в неделю вечера никогдаже бывает. Такожде и на господския праздники, и великих святых, или в храме святаго, или святыя: яве яко в нихже бывают бдения. егда же прилучится бдение, кроме субботы вечера, стихологисуем: Блажен муж 1-й антифон. В субботу же вечера стихологисуем всю кафисму: Блажен муж. Идеже всенощныя не бывают Вестно же буди, яко в малых обителех и соборных и приходских храмех, во дни недельныя, идеже всенощныя не бывают, или настоятель не изволит, поется вечерня великая, такожде и утреня во свое время сице: В субботу вечера , по отпусте 9-го часа, входит в церковь предстоятель и чредный священник, и вси. Емляй же священник благословение от предстоятеля, отходит пред царская врата, и творит поклонения три. Взем же и епитрахилий, и благословив и, и целовав верх, идеже есть крест начертан: и возложив на выю свою глаголет: Благословен Бог наш: отверзаяй и внутреннюю завесу сущую тафтою, или иным видом устроенную. Предстоятель же глаголет: Приидите поклонимся: и предначинательный псалом. Аще же предстоятеля не случится тамо, глаголет ин от старейших священников. Священник же чредный стоит пред царскими вратами, глаголя тайно молитвы светильничныя, стоя непокровен. Глаголет же и ектению, и возглас подобне, и прочее вечерни все поем, якоже предписася во бдении великия вечерни: точию зде по ектении: Исполним вечернюю молитву нашу: поем на стиховне стихиры воскресны, и по исполнении их глаголет предстоятель: Ныне отпущаеши: Чтец глаголет: Трисвятое: и прочая. Священник, возглас: Яко Твое есть Царство: внутрь святаго олтаря. И чтец отпустительныя тропари по обычаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Чин на трапезе над коливом и за приливок сопровождается замечанием: «вместо сего чина поется ныне лития». Глава 31 о молебне: «сий чии молебна положен в часословах, а о потребах различных в требниках». Статья осталась неправленной, и в уставе 1682 г. исключена. Устав по месяцеслову подвергся сильному исправлению, относительно состава памятей и выбора тропарей и кондаков. Какими пособиями руководились при обработке этой части устава справщики, видно из следующего замечания, записанного на нижнем краю первого листа: «по указу святейшего патриарха со архиереи велено последовати во всем греческим уставом и минеом и словенским правленым часословом и трефолою львовскому и словенским уставом харатейным и филаретову во именах и тропарях и кондаках непременно». Но, как видно из заметок на полях, главным образом соображались с минеями и уставом греческими. Так, против кондака индикту «в вышних живый Христе царю» замечено на поле: «сего кондака в греческих переводех несть». Против кондака преп. Феоктисту (3 сент.): «в греческих и харатейных минеях сего кондака несть». Сентября 4 зачёркнута память «иже с ним (Вавилой) триех младенцев и другого священномученика Вавилы в Никомидии бывшего учителя и сущих под ним младенцев св. мученик Ермиона и Евтиха по плоти братий свят апостолу Филиппу». На поле: «в греч. пророку (т.е. Моисею), подоб. яко добля» и «в бури безплот.» Тропарь пророку: «на высоту добродетелей» также зачёркнут с отметкой: «в греч. пророка твоего». На поле: «в греческом несть». 5-го зачёркнуто убиение благоверного князя Глеба, 7-го – память Иоанна Новгородского. Но далее ему положена служба со следующим замечанием: «совершается бдение идеже лежат мощи его и идеже храм его; в прочих храмех новгородских предел пети полиелей. Определися сице соборне». В статье, как править службу в праздник рождества Богородицы, если он случится в неделю, зачёркнуто замечание о чтении воскресного евангелия после великого славословия. Эта замечательная подробность древне-церковной службы, исчезнувшая из теперешнего нашего устава, представляется в уставе 1641 года таким образом: «после славословия, поющим «св. Боже», глаголет поп «премудрость», мы же входное, тропарь воскресен... таже прокимен воскресен гласу и евангелие воскресно». В правленом экземпляре всё это зачёркнуто. Итак, с устава 1682 г. был отменён обычай читать на праздничной утрене, если она приходилась в воскресенье, два евангелия: праздничное и воскресное. В новом греческом типике этот обычай удержан (о входе и чтении евангелия после великого славословия см. о песненном последовании).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

По малом входе тропари: воскресен 1-жды, храма Богородицы или святого 1-жды, слава – рядового святого 1-жды. Кондаки воскресни 1-жды, храма святого, слава – рядового святого, и ныне – храма Богородицы; а если храм святого, то на и ныне – Предстательство христиан (тропарь и кондак храму Господню в воскресные дни не поются). В храме Господнем кондак воскресен читается после и «ныне». Прокимен, Апостол, Евангелие и причастен сперва воскресны, потом – святого, если указаны в минее. Изъяснение воскресного Богослужения Молитвословия песнопения и священнодействия воскресного Богослужения направлены к прославленно Св. Троицы и особенно к утверждение веры в воскресение Христово и воспоминанию обстоятельств, сопровождавших его. Так на воскресной полунощнице св. Церковь побуждает нас славословить Пресв. Троицу и воскресшего тридневно Христа жизнодавца в каноне Пресв. Троице, троичных величаниях и молитве Пресвятой Троице: Всемогущая и животворящая. На утрени – пепие тропарей: Ангелский собор и каждение в это время храма напоминает жен мироносиц, которые с ароматами приходили ко гробу Спасителя и возвестили Апостолам о воскресении Христовом. В степенных антифонах выражается скорбная молитва к Богу души, страждущей от грехов и воздыхающей о небесном отечестве своем; в них, как бы по степеням, возвышается дух верующего к высоте божественной. В Евангелии, читаемом после сего, излагается благовестие о воскресши Христовом. Изнесение Евангелия из алтаря на средину храма для поклонения ему и лобызания изображает явление Господа Иисуса Христа по воскресении Своем ученикам и другим верным. В следующих затем песнопениях: в каноне воскресном из октоиха и стихирах прославляется воскресение Господа, Его крестная смерть и сошествие во ад, как победителя ада и смерти. На литургии воскресение Господа воспоминается в поемых на малом входе тропарях и кондаках воскресных и на блаженных. 64 См. о них выше в словаре. Если в воскресенье случится Владычний праздник, то поется степенна 4-го гласа: от юности моея.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

В те дни явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так: были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его. Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего. А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, – ибо он был наг, – и бросился в море. А другие ученики приплыли в лодке, – ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот, – таща сеть с рыбою. Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб. Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали. Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть. Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты? зная, что это Господь. Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу. Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых.    Ин 21:1–14 Таже, Воскресение Христово:  псалом 50: И прочее, обычно. Затем: Воскресение Христово:  Псалом 50. Целование Евангелия.  Слава:  По молитвам Апостолов:  И ныне:  По молитвам Богородицы:  Затем стихира: Воскрес Иисус из гроба,/как предсказал,/даровав нам жизнь вечную/и великую милость.  И молитва: Спаси, Боже, народ Твой: Канон воскресен, со ирмосом на 4: и Вознесения на 4: и святых отец на 6. Канон воскресный, с ирмосами на 4 и Вознесению на 4, и св. отцов 6. Канон воскресен, глас 6. Песнь 1. Канон воскресный, глас 6 Песнь 1. Ирмос: Яко по суху, пешешествовав Израиль/по бездне стопами,/гонителя фараона/видя потопляема,/Богу/победную песнь/поим, вопияше.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-7...

На 3-м часе тропарь праздника, Слава: тропарь другому святому, а кондак праздника на всех часех непременно, кроме великаго святаго с полиелеем: тогда бо кондак пременяем. Аще не будет тропаря святому, тогда тропарь, и кондак глаголем празднику. И посем отпуст, и многолетие. Таже лития обычная. На Литургии блаженна во Октоихе на 6. Аще же имать святый песнь, глаголем прежде святому песнь 3-ю, со ирмосом на 4, и во Октоихе на 4. По входе прежде тропарь Христову храму, и Богородицы, тропарь дню: Апостоли, мученицы, пророцы: Таже, за упокой: Помяни Господи яко Благ: Аще же святый рядовый имать тропарь, и Помяни Господи не глаголем. Таже кондак храму Христову, и Богородицы, и святому рядовому, Слава: Со святыми упокой: И ныне: Яко начатки: Аще предпразднство, или попразднство, по входе тропарь празднику и храму святаго, и святому рядовому. Таже кондак храму святаго, Слава: святому рядовому, И ныне: праздника. Аще храм Христов, и храму Христову тропарь и кондак в предпразднство и попразднство Христово не глаголется, такожде и храму Богородицы, в предпразднство и попразднство Ея тропарь и кондак не глаголется. Прокимен, Апостол, аллилуия, Евангелие, и причастен прежде святому, и потом ряд. Аще святому Апостола несть, тогда прокимен, Апостол, аллилуия, Евангелие и причастен дне, и за упокой. А от Недели мытаря и фарисея, и до Недели всех святых, прокимен, Апостол, аллилуия, Евангелие, и причастен, прежде субботе, и потом святому. Аще святому несть Апостола, и Евангелия, и причастна, тогда за упокой. Зри  Указ о храме Христова Воскресения, како подобает в субботу на утрени канон пети настоящаго гласа Поем канон воскресен, ирмос по дважды, тропари на 4. Поем же сице: два тропаря воскресны и крестовоскресен един, и Богородичен един, и святому в Минеи на 4, и во Октоихе на 4. Аще же канон святому на 6, тогда поем канон воскресен со ирмосом на 4, ирмос единожды, и святому в Минеи на 6. и во Октоихе на 4. Зри  Аще прилучится предпразднство, или попразднство Господских праздников или Богородичных в субботу, и в прочия дни седмицы кроме недели. Такожде в Положение ризы Ея во Влахернах, и на Положение честнаго пояса, Октоих не поется. Разве догматика на Господи воззвах: в пяток вечера, но поется служба вся предпразднству или попразднству купно со святым, якоже устав изъявляет. Канон молебный ко Пресвятей Богородице изрядный

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Днесь Собор святых Псково-Печерских почтим: И ныне, Богородичен воскресен, по гласу тропаря святых: Кто Тебе не ублажит: По кафизмах седальны воскресны от Октоиха, глас 3, с Богородичны их. Полиелей: Х валите имя Господне. На полиелее величание святым Псково-Печерским: Ублажаем вас, преподобнии отцы наши Псково-Печерстии, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа Бога нашего. Благословен еси, Господи: Ангельский собор удивися: Ипакои гласа от Октоиха. По ипакои – седальны, святых – 2. Седален, глас 1. Подобен: Г роб Твой, Спасе: Святых Псково-Печерских соборе достоблаженный, стено необоримая, Пресвятая Троицы полче Божественный, храните обитель свою, яко Дом Пречистыя, инокам всем верное пристанище, и молите за нас Христа Бога. Ин седален, глас тойже. Подобен: Н ебо звездами: Днесь обитель Печерская светло сияет, святых отец своих память творящи, и страна Псковская духовно торжествует, яко в ней явися собор чудный преподобных Твоих, Господи. Слава, святых (полиелейный седален), глас 1: Наста ныне, отцы Богоноснии, светозарный собора вашего праздник; проповедуют днесь обитель Псково-Печерская и вся Церковь Русская славу вашу, величающе вас Прославльшаго. И ныне, Богородичен, глас тойже: Радуйся днесь, Российская земле, яко удел Девы Пречистыя, славяще Ю, Воеводу Небесную и мира Заступницу, подающую обители Своей Псково-Печерстей от бед ограждение и велию милость. Степенна гласа. Прокимен и Евангелие воскресны: Аще храм святых – прокимен и Евангелие святым: Воскресение Христово видевше: Псалом 50: Слава: Молитвами апостол: Аще храм – Молитвами святых Псково-Печерских: И ныне: Молитвами Богородицы: И стихира святых. Стихира святых, глас 7: Приимите ныне пение чад ваших благодарное, преподобнии отцы Псково-Печерстии, яко не оставили есте нас любовию отчею, и тою страстей наших коварства разоряете, да приимем от Господа дарования небесная, подражающе деяниям вашим Боголюбезным. Спаси, Боже, люди Твоя: Каноны: воскресен 3-го гласа со ирмосом на 4, ирмос единожды: И Богородицы на 2:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Когда в воскресный день приходится один из четырех Господских праздников — Воздвижения, Рождества Христова, Богоявления и Преображения — вся служба носит исключительно праздничный характер, а воскресный элемент целиком опускается («воскресно ничтоже поем»). Относительно великих праздников Предтечи и Апостолов в Уставе сказано: «Аще случится праздник сей в неделю, предваряет вся служба воскресна». Иными словами, служба распределяется подобно службе святому, имущему бдение, т.е. службе среднего праздника первого разряда (крест с полукружием), о чем речь будет дальше. Когда один из остальных великих праздников приходится на воскресный день, служба бывает насыщена праздничным элементом, но и воскресная служба в значительной мере сохраняется. В основном служба праздничная сочетается с воскресной службой следующим образом: На Великой вечерни, на Господи воззвах стихиры воскресны 4 и праздника 6; Слава, и ныне: праздника. Прокимен дня и чтения праздника 3. На литии стихиры праздника; на стиховне воскресны; Слава, и ныне: праздника. На благословении хлебов тропарь праздника трижды. На Утрени на Бог Господь тропарь воскресный дважды; Слава, и ныне: праздника. Кафизмы обычные, седальны с богородичными воскресны. Затем полиелей и величание праздника. Ангельский собор: ипакои гласа и седальны все праздника, по единожды; Слава, и ныне: праздника, иже по полиелеи седален. Степенна гласа. Прокимен и евангелие праздника. Таже Воскресение Христово; Слава: припев праздника; И ныне: тойже, и стихира праздника. Канон воскресный с ирмосом на 4; и Богородицы 2; и праздника оба канона на 8. Катавасия праздника, или особо положенная. По 3й песни кондак и икос воскресны, и седален праздника дважды. На 6й песни кондак и икос праздника. На 9й песни припевов не поем, но Честнейшую. Светилен воскресен; Слава, и ныне: праздника. На хвалитех стихиры воскресны 4; и праздника 4 с праздничными стихами; Слава: праздника; И ныне: Преблагословенна еси, Богородице Дево. Славословие великое. По Трисвятом, тропарь воскресен. На Часах читается тропарь праздника на Слава, а кондак праздника на первом и шестом часах. На Литургии, по входе, тропарь воскресен и праздника; Слава: кондак воскресный; И ныне: праздника. Кроме того второй прокимен, второй апостол, второе евангелие и второй причастен праздника, а вместо «Достойно» поется припев и ирмос 9й песни.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

На Литургии: Блаженны гласа на 4 и трясения песнь 3, на 4, и Димитрия песнь 6, на 4. По входе тропарь воскресен, и трясения, и храма Богородицы, аще есть, и Димитрия. Таже кондак воскресен и трясения. Слава, Димитрия; И ныне, Богородицы. Аще же несть храма Богородицы, и ныне, трясения. Прокимен трясения и святаго. Апостол трясения и Димитрия. Аллилуиа, глас 4: Боже, отринул ны еси. Стих: Стрясл еси землю: И святаго: Праведник, яко финикс, процветет: Евангелие трясения и Димитрия. Причастен: Хвалите Господа с небес: И святаго: В память вечную: Ряд же Апостол и Евангелие чтем под зачало. В той же день. Преподобнаго Феофила, архиепископа Новгородскаго, в Дальних пещерах почивающаго Тропарь, глас 4: Правило веры, и образ кротости,/и воздержания известный учитель Христову стаду воистину был еси,/уча е выну смирению,/не мудрствовати еже высокая,/сего ради стяжал, яже желаше,/отче святителю Феофиле,/моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак, глас 4: Яко воистинну по имени своему ты,/Боголюбезне святителю Феофиле и преподобне, соблюдши,/явися тебе Христос Спас,/обещая ти Живот и Царствие Свое,/в немже, днесь ликуя, не забуди нас, рабов твоих. В той же день. Святителя Антония Вологодскаго Тропарь, глас 4: Иже от юности, Богомудре, возследуя Христу,/во бдениих и в пощениих пребывая,/и паству, от Бога дарованную ти, добре пасый,/и учений Божественных исполняя, и в жизненный путь наставляя:/отнюду же и архиерейства саном почтеся,/ Церковь и люди возвеселил еси;/и по преставлении своем чудес лучи испущаеши,/недугом с верою приходящим к тебе исцеление подая,/и слепу младенцу свет дарова,/угодниче Христов, святителю Антоние,/предстоя Престолу Христову с лики Ангельскими,/с ними же моли Его о нас, притекающих к тебе/получити от него оставление грехов и велию милость. Кондак, глас 8: Возвеселися Христова Честная Церковь ,/приимши тя в недра своя пастыря и учителя;/мы же, вернии людие, прославляем Подавшаго ти благость неоскудну,/яже твориши преславная чудеса./Тем, святителю, не престай моля Христа, Емуже угодил еси,/о нас хвалящих и чтущих тя, к тебе притекающих,/подати милость зде и в день Судный, да зовем ти:/радуйся, святителю Антоние, граду нашему похвала и утверждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010