Час первый. На этом часе, как и на прочих, тропарь воскресен, «Слава» – празднику, «И ныне» – Богородичен часов. Кондаки переменяются. На литургии Блаженны гласа – на 6 и празднику, 9-я песнь – на 4. По входе тропарь воскресен и празднику, кондак воскресен и празднику, Прокимен, Апостол и Евангелие воскресные и празднику, если отдание праздника Богородицы; если же отдание праздника Господня, то ему Апостол и Евангелие не читаются. Причастен воскресный и празднику. Задостойник празднику. СЛУЖЕНИЕ ПРАЗДНИЧНОЕ а) Бдение великому святому или святому, имеющему храм 9-й час по обычаю. На малой вечерне стихиры на «Господи, воззвах», на стиховне и по «Ныне отпущаеши» – тропарь святому, показанные наряду. Если же святому храма малой вечерни наряду нет, то стихиры берутся из великой вечерни или из Минеи общей, и поются стихиры на «Господи, воззвах» – на 4, «Слава» – святому же, «И ныне» – Богородичен. На стиховне святому – 3, «Слава» – ему же, «И ныне» – Богородичен в тот же глас. По Трисвятом тропарь святому, «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный и прочее малой вечерни. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон 1-й кафизмы. На «Господи, воззвах» стихиры – на 8, «Слава» – святому, «И ныне» – Богородичен, догматик во глас «Славы». Вход. Прокимен дню. Паримии святому – 3 и ектения «Рцем вси». «Сподоби, Господи». «Исполним вечернюю молитву». На литии стихира святому храма, затем стихира празднуемому святому; если храм празднуемого святого, то все стихиры ему одному, «Слава» – святому, «И ныне» – Богородичен наряду. Обычные молитвы «Спаси, Боже, люди Твоя». На стиховне стихиры святому, «Слава» – ему же, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы». По «Ныне отпущаеши» на благословении хлебов тропарь святому (дважды) и «Богородице Дево, радуйся» (единожды). На утрене на «Бог Господь» тропарь святому (дважды), «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный во глас тропаря. Стихословие двух кафизм рядовых; по кафизмах малые ектении и седальны святому. Полиелей. Величание и каждение всего храма и предстоящих. Степенна – 1-й антифон 4 гласа. Прокимен и Евангелие святому. По Евангелии псалом 50-й, «Слава» – «Молитвами святаго (имя рек)», «И ныне» – «Молитвами Богородицы». Стихира святому и молитва «Спаси, Боже, люди Твоя». Целование иконы святого и елеопомазание.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На часах тропари храму и святому Феодору Тирону; кондаки переменяются. На литургии Блаженны храму, песнь 3-я – на 4, и святому Феодору Тирону, песнь 6-я – на 4. По входе тропарь храму и святому Феодору Тирону, кондак храму, «Слава» – святому Феодору Тирону, «И ныне» – «Яко начатки естества». Прокимен и причастен дню и храму. Апостол, Аллилуиа и Евангелие прежде субботе и святому Феодору Тирону под зачало и затем храму. ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА Воскресное служение с бдением святому храма или великому святому В субботу вечера на малой вечерне на «Господи, воззвах» стихиры Триоди – 4, «Слава» – храму, «И ныне» – Триоди. На стиховне стихиры храму великой вечерни стиховные с припевами ее, «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди (малой вечерни). По Трисвятом тропарь храму, «Слава, и ныне» – «Пречистому образу». Ектения и отпуст. На великой вечерне по кафизме стихиры на «Господи, воззвах» воскресны – 3, Триоди – 3 и храму со славным – 4. «Слава» – Триоди, «И ныне» – Богородичен, догматик гласа. Вход. Прокимен дню, паримии храму. На литии стихиры храму и Триоди хвалитная стихира 1-я, «Слава» – храму, «И ныне» – Триоди. На стиховне стихиры воскресны, «Слава» – храму, «И ныне» – Триоди. На благословение хлебов тропарь «Пречистому образу» (один раз), храму (один раз) и «Богородице Дево» (один раз). На утрене на «Бог Господь» тропарь воскресен (дважды), «Слава» – храму, «И ныне» – «Пречистому образу». По кафизмах седальны воскресны с Богородичнами их. Полиелей, величание храму и «Ангельский собор». По ектении седальны храму все, «Слава» – храму, «И ныне» – Богородичен. Степенна гласа. Прокимен и Евангелие храму; «Воскресение Христово». «Слава» – «Молитвами святаго (имя рек)», «И ныне» – «Молитвами Богородицы» и стихира храму. Если же святой бденный не имеет храма, то прокимен и Евангелие воскресное и всё воскресное до конца. Каноны воскресен с ирмосом – на 4, ирмосы по одному разу, Триоди – на 4, и храму – на 6. Катавасия Триоди. По 3-й песни кондак и икос Триоди, седален храму, «Слава, и ныне» – Триоди; по 6-й песни кондак и икос храму; на 9-й песни «Честнейшую»; по 9-й песни «Свят Господь» и светилен воскресен, «Слава» – храму, «И ныне» – Триоди.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слава, храма: И ныне, Богородичен 1-й гласа. Вход, прокимен дне, и чтения храма, 3. На литии стихиры праздника, и храма. Слава, храма: И ныне, праздника. На стиховне стихиры воскресны. Слава, храма: И ныне, праздника. На благословении хлебов, тропарь: Богородице Дево: единожды: и святых, единожды: и храма, единожды: и чтение храма. На утрени на Бог Господь: тропарь воскресен, единожды. и святых, единожды. Слава, храма: И ныне, праздника. И прочая до канона, якоже прежде явлено. Канон воскресен, со ирмосом на 4, и святых на 4, и храма на 6. Катавасиа праздника. По 3-й песни, кондак и икос святых, и седален храма: Слава, святых: И ныне, праздника. По 6-й песни, кондак и икос храма. На 9-й песни, поем Честнейшую: Светилен воскресен. Слава, храма: И ныне, праздника. На хвалитех стихиры воскресны, 4: и храма, с припевы, 4: Слава, храма: И ныне, Преблагословенна еси: Славословие великое: Ектении и отпуст: и исхождение в притвор. Слава, и ныне, стихира евангельская, и совершенный отпуст. На литургии блаженны гласа на 4: и праздника песнь рядовая, на 4: и храма песнь 6-я на 4. и прочая служба богоотцев и храма. [Зри] Тогоже дне, Поем на вечерни отдание храму, якоже предписася в 1-й главе, Аще случится храм преподобныя Мелании, кроме недели декемвриа в 31 день. И поем храма ея подобне, якоже указася сего месяца в 26-й день. Глава 19. Аще ли храм преподобныя Мелании случится в неделю со отданием праздника И поем храма ея службу, якоже указася Введению Богородицы отдание в неделю, со святым Климентом, по той же главе яко писася в ряду в месяцеслове. Святых же богоотцев поем службу прежде сего дне, когда хощет настоятель. Глава 20. Аще случится ианнуариа в 1 день храм святаго Василиа Кесарийскаго: Или храм коего святаго, или святыя случится в неделю пред Богоявлением, или во отдание Богоявления: И поем в неделю, службу храма, пред Богоявлением, якоже Симеона Столпника храму в неделю: а на отдание Богоявления, поем службу храма, якоже бденнаго святаго в неделю, в немже предваряют вся праздника. Глава 21. Аще ли храм собора Иоанна Предтечи в неделю:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

СВЯТЫХ ОТЦОВ СЕДЬМОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА НА ЛИТУРГИИ НА ЛИТУРГИИ По входе тропарь воскресен и тропарь отцев, глас 8: После входа тропарь воскресный и тропарь св. отцов, глас 8 Препрославлен еси, Христе Боже наш,/светила на земли отцы наша основавый/и теми ко истинней вере вся ны наставивый,/Многоблагоутробне, слава Тебе. Препрославлен Ты, Христе Боже наш,/как светила на земле отцов наших утвердивший,/и ими на путь истинной веры всех нас направивший,/Многомилостивый, слава Тебе! Таже кондак воскресен. Слава, кондак отцев, глас 6. Подобен: Рукописаннаго: Затем кондак воскресный, Слава: кондак св. отцов, глас 6 Иже из Отца возсияв, Сын неизреченно/из Жены родися, сугуб естеством,/Егоже видяще, не отметаемся зрака изображения,/но, сие благочестно начертающе,/почитаем верно./И сего ради истинную веру Церковь держащи,/лобызает икону вочеловечения Христова. Сын, воссиявший от Отца неизреченно,/от жены родился в двух естествах./Зная это, не отрицаем начертания Его облика,/но благочестиво его изображая, почитаем преданно./И потому Церковь, держась веры истинной,/лобызает икону вочеловечения Христова. И ныне, Богородицы. И ныне: храма Богородицы, или “Предстательство христиан:” Прокимен прежде воскресен, таже песнь отцев, глас 4: Прокимен гласа и св. отцам, глас 4, песнь отцов Благословен еси, Господи Боже отец наших,/и хвально и прославлено Имя Твое во веки. Апостол рядовой и св. отцам. к Евреям, зачало 334 Братие, поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие: ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и днесь тойже, и во веки. В научения странна и различна не прилагайтеся: добро бо благодатию утверждати сердца, а не брашны, от нихже не прияша пользы ходившии в них. Имамы же олтарь, от негоже не имут власти ясти служащии сени. Ихже бо кровь животных вносится во святая за грехи первосвященником, сих телеса сжигаются вне стана. Темже Иисус, да освятит люди своею кровию, вне врат пострадати изволил. Темже убо да исходим к нему вне стана, поношение его носяще. Не имамы бо зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем. Тем убо приносим жертву хваления выну Богу, сиречь плод устен исповедающихся имени Его. Благотворения же и общения не забывайте: таковыми бо жертвами благоугождается Бог.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/svyatyh-o...

На часех тропарь праздника: Слава, отцев: И ныне, Богородичен часов. По Отче наш, кондак праздника. На Литургии: Блаженны праздника, песнь 3-я на 4: И отцев 6-я, на 4. Входное праздника, тропарь праздника и отцев: Слава, кондак отцев: И ныне, праздника. Прокимен, Апостол, аллилуия, Евангелие и причастен прежде праздника, и отцев. Подобает ведати, яко аще случится праздник Сретения Господня в понедельник первыя недели поста: И службу праздника пети в неделю сыропустную, по предписанному. Подобает ведати, аще случится попразднство Сретения Господня в неделю, прежде недели мытаря и фарисея, а святый поется на 4, или на 6. В субботу на малой вечерни стихиры воскресны и Богородице, по обычаю. Тропарь воскресен: Слава, и ныне, Богородичен его. ЗРИ: На велицей вечерни: по кафизме на Господи, воззвах: стихиры воскресны 3 и восточен, Анатолиев, 1: праздника того дне, 3: и святаго Минеи 3. (Аще ли поется святый на 6, или емуже и полиелей: и поем стихиры воскресны 3: и праздника 3: и святаго 4. Слава, святаго: аще же ни,) Слава, праздника: И ныне, Богородичен 1-й гласа. На литии стихиры праздника, того дне рядовыя стиховны: и святаго, аще полиелей. Слава, святаго: И ныне, праздника, аще же ни, Слава, и ныне, праздника. На стиховне стихиры воскресны: Слава, святаго, аще есть: И ныне, праздника. На благословении хлебов тропарь, Богородице Дево: дважды, и праздника, единожды, и чтение в посланиях Апостольских. На утрени: На Бог Господь, тропарь воскресен, дважды: Слава, святаго, аще есть: аще же ни, Слава, и ныне, праздника. По кафизмах седальны воскресны, и Богородичны их, и чтение во Евангелии толковом. Посем непорочны, и ипакои: и чтение недели, ряд. (Аще ли святый имать полиелей, по кафизме поем святаго полиелей и по полиелеи тропари, Ангельский собор: и по ектении седальны святаго, по единожды: Слава, иже по полиелеи седален: И ныне, Богородичен его и чтение.) Степенна и прокимен гласа, Всякое дыхание: Евангелие воскресно и Воскресение Христово: Канон воскресен со ирмосом на 4: и Богородицы на два: и праздника на 4: и святаго на 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На Литургии: Блаженны гласа, на 4: и Богородицы, песнь 3-я, на 4: и апостола, песнь 6-я, на 4. По входе тропарь воскресен, и Покрова, и апостола. Кондак воскресен: Слава, кондак апостола: И ныне, Покрова. Прокимен, Апостол, аллилуиа, Евангелие, и причастен, прежде воскресен: и потом Богородицы. Преподобнаго же Саввы Вишерскаго служба оставляется и поется на повечерии. ЗРИ: Типикон не предусматривает отправления службы двум бденным или полиелейным святым, и в нем нет уставной главы, которая излагала бы соединение таких служб. В старинных же русских монастырских обиходниках и в соборных чиновниках (местные уставы) встречается указание на соединение служб Пресвятой Богородице и полиелейному святому. Ниже приводится такое указание из Чиновника Новгородского Софийского собора XVI века, изданного проф. А. И. Голубцовым (служба Покрову Пресвятой Богородицы и преподобному Савве Вишерскому, который относился в Новгороде к полиелейным святым). Этим уставным указанием рекомендуется пользоваться и при соединении службы святителю Григорию Богослову и Божией Матери в честь Ее иконы «Утоли моя печали» (25 января); святителю Алексию, Московскому и всея России чудотворцу, и Божией Матери в честь Ее Иверской иконы (12 февраля) и в других подобных случаях На вечерне на Господи воззвах: стихиры на 8; Богородицы 4 и преподобнаго 4, Слава: святаго, И ныне: Богородицы. Вход, прокимен дня, чтения 2 Богородицы, а святаго едино. На литии стихиры Богородицы и святаго стиховные стихиры, Слава: святаго, И ныне: Богородицы. На стиховне стихиры Богородицы со стихи их, Слава: святаго, И ныне: Богородицы. На утрени на Бог Господь: тропарь Богородицы (дважды), Слава: святаго, И ныне: Богородицы. По 1-й кафизме седален Богородицы, Слава и ныне: тойже. По 2-й Кафизме седальны оба святаго, Слава и ныне: Богородицы. Величания два – Богородицы и святаго. По величании и ектении седален святаго и по степенне прокимен и Евангелие Богородицы. По 50-м псалме Слава: Молитвами преподобнаго: И ныне: Молитвами Богородицы: стихира Богородицы. Каноны Богородицы со ирмосом на 8 и святаго на 6. По 3-й песни кондак, Икос: и седален святаго. Слава и ныне: Богородицы. По 6-й песни кондак и икос: Богородицы. На хвалитех стихиры на 6; Богородицы 3 и святаго 3, Слава: святаго: И ныне, Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По «Ныне отпущаеши» – «Богородице Дево» (дважды) и тропарь предпразднству или празднику (единожды). На утрене на «Бог Господь» тропарь воскресен (дважды), «Слава» – святому, если есть, «И ныне» – предпразднству или празднику; если же тропаря святому нет, то «Слава, и ныне» – предпразднству или празднику. По обычном стихословии двух кафизм и малых ектениях седальны воскресные с Богородичнами. После седальнов, если воскресенье случится в период между 22 сентября и Неделей сырной, поется полиелей; если же оно случится между Неделей о Фоме и 22 сентября, то полиелей не поется, а поются непорочны и тропари воскресны «Благословен еси, Господи», «Ангельский собор удивися» и бывает каждение, как и во время пения полиелея. Ипакои воскресный. Степенна, прокимен гласа и Евангелие воскресное и прочее всё воскресное. Целование Евангелия. Каноны: воскресный с ирмосом – на 4, ирмосы по одному разу, Богородице – на 2, предпразднству или празднику – на 4 и святому – на 4. Катавасия празднику или рядовая. По 3-й песни – кондак предпразднству или празднику, кондак, икос и седален святому, «Слава, и ныне» – предпразднству или празднику. По 6-й песни кондак и икос воскресные. На 9-й – поем «Честнейшую». «Свят Господь Бог наш». Светилен воскресный, «Слава» – святому, если есть, «И ныне» – предпразднству или празднику. «Всякое дыхание». На «Хвалите» стихиры воскресные – 4, предпразднству или празднику – 4 стиховная со своими стихами, «Слава» – стихира евангельская, «И ныне» – «Преблагословена еси». Славословие великое. По Трисвятом тропарь воскресен. Ектении и отпуст. На 1-м часе тропарь воскресен, «Слава» – предпразднству или празднику, «И ныне» – Богородичен часов. Кондак предпразднству или празднику. На прочих часах тропарь воскресный, предпразднству или празднику, или святому, если есть ему, переменяются. Кондаки воскресный и предпразднству или празднику переменяются. На литургии изобразительны: «Благослови, душе моя, Господа», Блаженны гласа – на 6 и песнь 3-я предпразднству или рядовая празднику – на 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На великой вечерне кафизма 1-я – вся. На «Господи, воззвах» стихиры воскресны – 3, празднику (Неделе) – 3 и святому – 4, «Слава» – празднику, «И ныне» – догматик гласа. Вход. Прокимен дню. Паримии святому – 3. На литии стихиры храму и святому – 3; если празднуемый святой храмовый, то ему одному стихиры – 4, «Слава» – святому, «И ныне» – празднику (Неделе). На стиховне стихира воскресная и стихиры Пасхе; «Слава» – святому, «И ныне» – Триоди («Воскресения день»). На благословении хлебов «Богородице Дево» (дважды) и святому (единожды). На утрене на «Бог Господь», если Неделя жен-мироносиц, тропарь «Егда снизшел еси» (единожды), «Благообразный Иосиф» (единожды), «Слава» – святому, «И ныне» – «Мироносицам женам», а в Недели расслабленного, самаряныни и слепого тропарь воскресен (дважды), «Слава» – святому, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря святому. По кафизмах седальны воскресны с Богородичнами их. Полиелей. Величание святому. «Ангельский собор». По ектении седальны – все святому. Степенны гласа; прокимен и Евангелие воскресные; если храм святому, то прокимен и Евангелие святому. «Воскресение Христово» (трижды). Псалом 50-й; стихира воскресна или святому, если Евангелие его. «Спаси, Боже, люди Твоя». Каноны: Пасхе с ирмосом и Богородичнами – на 6, если в песни 2 тропаря, ирмосы дважды, а если в песнях 3 тропаря, ирмос один раз, тропари – 3 и Богородичны – 2; святому – на 4 и празднику (Неделе) – на 4. Катавасия «Воскресения день», а в Неделю слепого «Спасителю Богу». По 3-й песни кондак, икос и седальны все – святому, «Слава, и ныне» – седальны празднику; по 6-й песни кондак и икос празднику (Неделе). «Честнейшую» не поем; светилен Пасхе «Плотию уснув» (единожды), «Слава» – святому, «И ныне» – празднику (Неделе). На «Хвалите» воскресные – 4 и святому – 4 (со славником), «Слава» – празднику, «И ныне» – «Преблагословена еси». Славословие великое. Тропарь только воскресен. На часах тропарь воскресен, «Слава» – святому, «И ныне» – Богородичен часов. По «Отче наш» кондаки святому и празднику (Неделе) переменяются.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слава, храма: И ныне, Богородичен. На стиховне триоди самогласен дне, дважды: и мученичен: Слава, храма. И ныне, Богородичен воскресен по гласу. Ектениа, и три поклоны великия, и час 1-й, с кафисмою. На 1-м часе, тропарь и кондак храма, и в конец три поклоны великия, и отпуст. Поем же час 3, и 6, и 9, с кафисмами. На коемждо часе глаголем тропарь храма, и чтение храма. По Отче наш, кондак храма. И по коемждо часе, по Честнейшую, творим 3 поклоны великия. На часех, же в кампан не ударяем. По Ослаби, остави: кондак храма: Слава, и ныне, храма Богородицы, или Предстательство христиан. Господи помилуй, 40: и поклоны 3 великия, и молитва: Всесвятая Троице: и отпуст. И абие начинаем вечерню с кафисмою, без поклонов. На Господи воззвах, стихиры на 10: триоди самогласен дне дважды: и мученичен: и подобны 3: и храма 4. Слава, храма: И ныне, Богородичен, по гласу, обычный. Вход со Евангелием: и чтение дне, и Да исправится молитва моя: Ектении малыя не глаголем: точию прокимен, апостол, аллилуиа, и Евангелие храма. Литургиа Преждесвященная. Причастен храма. Глава 36. Аще случится храм святаго в субботу 2-я, и 3-я, и 4-я недели постов В пяток вечера, кафисма обычная: На Господи воззвах, стихиры на 10: триоди самогласен, дважды: и храма на 8. Слава, храма: И ныне, Богородичен 1-й настоящаго гласа. Вход, прокимен, и чтение дне, и храма, и прочее Преждесвященныя. И входим в трапезу, и ядим без елеа, и пием квас от жита. При часе же 5-м нощи поем повечерие великое, и С нами Бог: с пением оба лика. По 1-м Трисвятом тропарь храма: Слава, и ныне, Богородичен воскресен, по гласу. По 2-м Трисвятом, кондак храма. По Слава в вышних, исхождение в притвор, и поем литию, и Слава, храма: И ныне Богородичен в тойже глас. На стиховне стихиры, и Слава храма: И ныне, Богородичен воскресен, в тойже глас. На благословении хлебов, тропарь храма, дважды: и Богородице Дево, единожды: и чтение храма. [Зри] Четверопеснец же субботный поем прежде на повечерии. На утрени, на Бог Господь, тропарь храма, дважды.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Насколько мне известно, впервые на практику двойных утренних Евангелий указывает один из уставов XV века, где по этому поводу говорится: «Непорочны и по них тропари, „Ангельский собор», ипакои гласу, таж и полиелеос, сед[ален] святому, степей [ны] гласу, прок[имен] святому, „Всяко дыхание», Евангелие святому, „Воскресение Христово», псалом 50, „Слава», „Молитв ради святаго» и проче неделное. Аще будет праздник] Богородици, Рожство, или Введение, или Благовещение, или Успение, стихира самогласна Богородици, таж „Спаси, Боже, люди Своя». Канон воскресен на 4, и Богородицы на 2, и святому на 8. Катавас якоже оукажет оустав. По 3-й пес [ни] сед[ален] святому и Богород[и]ч[ен] 1-й. В тоиж глас по 6-й пес[ни] ко[н]д[ак] святаго. На 9-й пес[ни] поем „Честнейшу». На „Хвал[итех«] стихиры воскресны 4 и святому под[обник], трижды самогласен и ж на „Славу» святому со стихом, „Сла-в[у»], стихиру евангельску и „Преблагословенная еси, Богородице». Аще ли будет Рожество Богородици или Оуспение, поем подобник Богородице. На „Хвал[итех«] по[ем] воскресны на 4 со стихи их, „Слав[у»] Богородици, ин „Преблагословен-на еси». На „Славе» ж творим выход со Евангелием, и егда скончае славник и возглашает иереи или диакон „Премудрость, прости», и так поем ин „Преблагословенна еси» и славословие велик[ое], и „Святый Боже» по обыч[а]ю, тропарь воскресен точ[и]ю, и по нем прок[имен] воскресен гласу, и чтен[и]е, иереи Евангелие, воскресно, на сред[ине] церкви, на налои» 848 . Местами первоначального освоения практики двойных утренних евангельских чтений и утренних входов были Новгород и Псков, где, как видно из вопроса Иоанна Грозного отцам Стоглавого Собора, в его время «пели великое славословие», тогда как в Москве – центре русской государственной и церковной жизни – этого обычая еще не было. По чиновнику новгородского Софийского собора, «по сте-пенне прокимен и Евангелие чтут Богородицы, и после канонов 9-я песни, по „Достойно», и поставляют звонцы место святителю среди церкви и покрывают ковром, а на нем поставляют кресла з головьем и полагают орлец. И бывает на заутрени выход на славословии со кресты и с Евангелием по чину. И, по прочтении Евангелия от протопопа на амбоне, идут посадские священицы на выход к Похвале Богородицы по обычаю в западные двери и приходят красные врата, а протопоп, сшед с амбона, подносит ко святителю Евангелие, и святитель целует Святое Евангелие. И по целовании протопоп с поклонением относит Евангелие во олтарь и полагает на престоле» 849 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010