58 Эсхатолóгия (от греческих слов εσχατον — «конечный», «последний» иλγος — «слово», «знание») — система религиозных представлений о конце света, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной или ее переходе в качественно новое состояние. 59 Муслим ибн альХадджадж (821–875) — выдающийся мусульманский деятель, автор одного из известнейших сборников хадисов – «Сахих Муслим» («АсСахих»). 60 Ибн Маджа (Абу Абдулла Мухаммед Ибн Язид Ибн Маджа) — известный ученый, много путешествовавший по различным городам исламского мира и собиравший материалы по хадисам. На их основании он составил книгу «Сунан» – последнюю из шести достоверных книг по хадисам. 61 Из хадиса пророка следует: «Среди “людей писания” (иудеев и христиан) нет никого, кто перед смертью не уверовал бы в то, что Иса является истинным пророком. В день воскресения же Иса будет свидетельствовать против них» (Бухари, Бюйу 102, Мезалим 31, Анбийа 49; Муслим, Иман 242, 155 ; Абу Дауд, Мелахим 14, 4324 ; Тирмизи, Фитен 54, 2234 ) (54, с. 270). 62 Явление альМасих адДаджаля, что означает «Ложный мессия», станет знамением великих испытаний, грядущих в конце времен. Все великие пророки Всевышнего предупреждали свои народы о грядущем адДаджале, которому суждено привлечь людей многочисленными чудесами и провозгласить наступление своего царствования. Между глаз адДаджаля будет начертана арабская буква «кеф», что означает слово «кяфир», то есть неверующий. Есть три проявления Даджаля: Даджаль в человеческом облике, Даджаль как всемирное общественнокультурное явление и Даджаль как невидимая сила. Понятно, что перед пришествием на землю Даджаля в человеческом обществе должна существовать и утвердиться определенная политикоэкономическая и нравственная система, и люди, управляющие этой системой, окажут ему поддержку и последуют за ним. АдДаджаль – последняя стадия деградации мира, средоточие вселенского зла. Он и его сторонники – разрушители религии и добра. Он заручится поддержкой практически всех нечистых сил и, благодаря их помощи, будет совершать чудеса (лишь с соизволения Аллаха, дабы испытать людей). Этими чудесами он собьет с пути истинного множество мусульман. За явлением Даджаля на Землю последует сильный дождь, после которого все растения будут плодоносить; все животные последуют за ним. Зарытые когдато в землю сокровища стараниями Даджаля выйдут на поверхность.

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

И в другом месте: «На земле имелись правильные экземпляры вплоть до времени пророка и (вместе с тем) много списков искаженных. Тот же, кто скажет, что все списки после пророка являются искаженными, сделает ошибочное заявление, поскольку Коран повелевает им осуществлять суд в соответствии с тем, что ниспослал Аллах в Торе и Евангелии (5:47) 234 . Он также сообщает, что в них Его заповеди и нет в Коране сообщения о том, что они изменили все списки. То, что ниспослал Аллах, – это то, что они получили от Христа. Рассказы же о том, что было после его вознесения, подобны тому, что упоминается в Торе о кончине Моисея. Известно, что то, что содержится в Торе и Евангелии из рассказов об Иисусе и Моисее, не является тем, что ниспослал Аллах и что они получили от Иисуса и Моисея...» 235 . Безусловно, такая позиция мало что дает историку, пытающемуся отыскать какие-либо исторические свидетельства «искажения» или наличие «пророчеств о Мухаммаде» в реальном тексте Торы и Евангелия. Однако она дает идеологическую основу для самих мусульман, позволяющую интерпретировать тексты Священного Писания на предмет вычленения в нем подобных «пророчеств», что, конечно, не было бы возможно, если бы в традиции восторжествовало мнение о полном искажении текстов Торы и Евангелия. Такую сбалансированную исламскую позицию по вопросу «искажения», дающую возможность опровергать Тору и Евангелие, когда нужно, а когда нужно, находить там подтверждение исламской доктрины, мы можем также найти у ученика Ибн Таймии – Ибн Кайима. В своем «Руководстве растерянным дать ответ иудеям и христианам» он говорит, что среди мусульман есть такие, которые считают, что люди Писания не подменили и не исказили слова Писания. Равно как и есть те, которые считают, что они исказили и подменили множество слов в Писании, но по причине великого множества свидетельств о Мухаммаде, содержащихся в Торе, они не смогли-таки уничтожить их все, так что многие из них сохранились в их Писании 236 . В работах современных исламских авторов вв. по сравнительному религиоведению этот подход Ибн Таймии и Ибн Кайима был ввиду его крайнего удобства догматизирован.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

и считал, что мирный договор не может превышать срок договора в Худейбии. Однако если по прошествии 10 лет мусульмане все еще не имеют достаточно силы для войны с многобожниками, то «нет беды, если имам решит продлить договор, однако не выше указанного срока» 747 . Далее Куртуби приводит слова Малика ибн Анса: «Ибн Хабиб передавал от Малика, доволен им Аллах, что перемирие с многобожниками позволительно заключать и на год, и на два, и на три, и бессрочно» 748 . Если, конечно, это выгодно мусульманам. Примечательно, что и, так же как Кушайри, причисляет к многобожникам иудеев и христиан, которые платили джизью. Мауарди сообщает, что «все прочие факихи, за исключением и, применяют к людям Писания наименование «куфр» – неверие, а не «ширк» – многобожие 749 . Однако в комментариях на аяты, ведущие полемику с Тринитарным догматом, или Боговоплощением, комментаторы часто отождествляют понятия «куфр» и «ширк». Так, Табари в комментарии на 5: 73 говорит о том, что те, кто считают Аллаха одним из троицы и те, кто говорят, что Христос – Бог, являются неверующими многобожниками»  (арабск.) 750 . Однако в его же комментарии на 98: 1 мы находим упоминание Табари о том, что есть некоторые, считающие людей Писания многобожниками. Из чего можно заключить, что сам Табари себя к таковым не относит. Более того, Табари не приводит ни одного хадиса в подтверждение этой точки зрения, напротив, приводит несколько хадисов от Муджахида и Катада, в которых люди Писания и многобожники четко разделяются 751 . У Ибн Касира нет и вовсе упоминания о точке зрения, ставящей на одну доску людей Писания и многобожников 752 . Однако и Табари и Ибн Касир в комментарии на 98: 6 называют людей Писания «злом творения, которое (только) создал и сотворил Аллах» 753 . Ар-Рази пишет по поводу соотношения понятий «ширк» и «куфр» следующее: «Всевышний Аллах разъясняет, что они (иудеи и христиане) находятся на уровне многобожников в многобожествовании... Нет никакой разницы между тем, кто поклоняется идолу, и тем, кто поклоняется Христу или другому кому-то, поскольку смысл многобожествования в том, что человек берет кого-то, кроме Аллаха, чтобы поклонятся ему, и если это делается, то, значит, совершается многобожествование.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

561-565 МСТИСЛАВ ИЗЯСЛАВИЧ (между 1132 и 1135 - 1170), кн. Владимиро-Волынский (1156-1170), блгв. (пам. 23 июня в Соборе Владимирских святых) 565-569 569-574 МСТИСЛАВ МСТИСЛАВИЧ (ок. 1180-1228), кн. Галицкий (1219-1227), блгв. кн. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 471-574 МСТИСЛАВОВО ЕВАНГЕЛИЕ одна из древнейших слав. и рус. лицевых рукописей, написанная на пергамене и украшенная драгоценным окладом, хранится в ГИМ 583-588 МСТИСЛАВ (ФЕОДОР) ВЛАДИМИРОВИЧ Великий (1075/76-1132), кн. Киевский (1125-1132), блгв. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 574-580 580-583 МТИС [гора; Лекнари, Мтасакдари, Мтацминда], во имя вмч. Георгия мон-рь (до XIX в.) Никорцминдской епархии Грузинской Православной Церкви 588-591 МУДРА [печать, знак, образ, поза, жест], положение тела или предмета в обрядах, практиках, иконографии инд. религий 591-592 МУЖИ АПОСТОЛЬСКИЕ иногда «апостольские отцы», общее название для некоторых раннехрист. авторов кон. I - 1-й пол. II в. 592-594 МУЖИЛОВСКИЙ Андрей (в монашестве Анатолий) (80-е гг. XVI в. (?) - после 1633), протопоп Слуцкого повета, насельник Киево-Печерского, правосл. писатель-полемист 594-597 597-598 МУЗЕЙ СЕРБСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ офиц. организация Сербской Православной Церкви по хранению исторических церковных ценностей и реликвий сербского народа 598-599 599-600 600-623 МУЗЫЧЕСКУ [Музыченко] Гавриил Вакулович (1847-1903), молдав. и румын. композитор укр. происхождения, хормейстер, музыковед, педагог, музыкально-общественный деятель 623-625 МУКАММАС аль- [ Давид аль-Мукаммис, Давуд ибн Марван ар-Ракки], иудейский философ и богослов (IX в.) 625-632 632-637 637-638 МУНЗИР ИБН АЛЬ-ХАРИС аль- [аль-Мунзир ибн аль-Харис ибн Джабала; Аламундар, Мундар], 3-й царь из династии Гассанидов (569-581) 638-639 МУНИТЫ [офиц. название Церковь объединения; также Движение объединения, Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства], синкретическое новое религ. движение корейского происхождения

http://pravenc.ru/vol/xlvii.html

На самом же деле, ученые всех четырех мусульманских школ юриспруденции – малики, ханфи, шафии и ханбали – и имамы прошлых времен, такие, как Суфьян ат-Таври, 32 ал-Авза’и, 33 ал-Лайит ибн Са’ад 34 и другие, а также сотоварищи пророка и их последователи (да благословит их Аллах!) единодушно провозглашают, что будь на то воля имама, он может разрушить все синагоги и церкви на землях верных, таких как Египет, Судан, провинции Евфрата, Сирия, не совершая ничего противозаконного, и ему следует повиноваться. Кто же воспротивится его усердию, тот преступит завет Аллаха и повинен будет в страшном грехе. Далее, их утверждение, будто синагоги эти и церкви существуют со времен Омара ибн ал-Хаттаба, и будто «благочестивые халифы» оставили их во владении зимми, опять же есть ложь. Непререкаемая традиция гласит, что Каир был основан не менее трех веков по смерти Омара ибн ал-Хаттаба, после Багдада, Басры, Куфры и Вазита. А мусульмане сходятся во мнении, что евреям и христианам запрещено строить синагоги и церкви в городах, основанных мусульманами. Даже в тех случаях, когда противник сдавался мусульманам без боя и с ним заключалось мирное соглашение, дозволяющее евреям и христианам сохранять свои места богослужения, даже и тогда Омар ставил условием, чтобы новые синагоги и церкви не строились на покоренных землях, и уж никоим образом не в городах, основанных мусульманами. В тех же землях, кои захвачены были силой (например, Месопотамия и Египет, не пожелавшие капитулировать перед мусульманами) и где мусульмане построили свои города, они вправе уничтожать уже существующие синагоги и церкви, дабы ни синагог, ни церквей не оставалось там вовсе, разве что дозволение дано было особым контрактом (стр. 9–10). Ибн Таймийя (ум. 1328), цит. по 258. 16. Места богослужения, одежда и поведение зимми Всякий, кто уверен, что молиться в синагоге либо церкви есть премерзкое деяние, верит также, что они суть вместилища неверия и многобожия. Поистине, мерзостностью они превосходят бани, кладбища и навозные свалки, ибо они суть места Божественного гнева.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Остатки рим. бастиона Остатки рим. бастиона В совр. Ст. Каире сохранились остатки рим. бастиона юж. стены крепости, на к-рый опирается храм Богородицы (Эль-Муаллака). Бастион частично достроен христ. зодчими, которые старались укрепить фундамент храма. Мраморные части рим. сооружения (колонны) использованы в интерьере церкви. В бастионе сохранился входной атриум со следами ниш, предназначавшихся, вероятно, для статуй богов и императоров. Остатки зап. стены крепости и 2 круглых башен видны у греч. церкви-ротонды св. Георгия, к-рая также опирается на одну из башен, и у входа в Коптский музей. Все рим. сооружения были выполнены в «смешанной» технике (opus mixtum), чередованием рядов кладки отполированного белого камня и красного кирпича. Толщина стен достигала 3 м; диаметр башен составлял ок. 31 м, высота - 10 м. В 1-й пол. V в. Вавилон стал центром епархии Александрийской Православной Церкви. Епископ Вавилона Кир упоминается среди участников Эфесского Собора 449 г. В «Луге духовном» Иоанна Мосха упоминается прп. Зосим , бывший епископом Вавилона во 2-й пол. VI в. ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 123-124). Средние века Араб. завоевание Египта (639-642) в значительной степени свелось к борьбе за контроль над Вавилоном. В июле 640 г. на подступах к Вавилону арабы во главе с Амром ибн аль-Асом нанесли поражение визант. армии, после чего осадили крепость. Не имея осадной техники, араб. войско простояло под стенами города с сент. 640 до апр. 641 г. Сдача Вавилона была предопределена моральными, а не военными факторами: у осажденных кончились припасы, началась эпидемия, а помощи извне ждать не приходилось. Гарнизон оговорил право беспрепятственного отступления. Амр ибн аль-Ас с триумфом въехал в крепость. Военные действия переместились в район Александрии, которая сдалась арабам в сент. 642 г. Внутренний двор мечети Ибн Тулуна. 878–879 гг. Внутренний двор мечети Ибн Тулуна. 878–879 гг. Араб. адм. центром Египта с 642 г. стал военный лагерь Фустат, расположенный в неск. сотнях метров к северу от Вавилона, вдоль берега Нила и дальше от реки на седловидной пустынной возвышенности, протянувшейся с юга на север на 4 км.

http://pravenc.ru/text/1319897.html

Тем временем, в горах назревало восстание против Магомета ибн Омейи. Один из его друзей, ибн Абу, кастрированный христианами за отказ раскрыть нахождение самозваного правителя морисков, теперь отвернулся от вождя, ради которого он принес такую жертву. Эмира морисков задушили во время гаремных пирушек, и евнух ибн Абу стал правителем. Однако новый монарх, похоже, понимал, что его королевство обречено. В октябре Филипп II поручил своему сводному брату начать в Альпухаррах «войну огня и крови», а в январе 1570 года Иоанну Австрийскому приказали взять город Галера. Это стало его первой военной кампанией, и во время осады женщины-мориски из Галеры сражались бок о бок с мужчинами. Дон Иоанн лично возглавил войска и не выполнил приказ короля убить всех жителей города, но пощадил сорок две сотни женщин и детей, которых нашел в захваченной крепости. Когда дон Иоанн, как обычно, вел свой отряд в бой, мушкетная пуля попала в его шлем, но не пробила его. Узнав, что его брат всегда находится в авангарде боевых действий, Филипп II сделал ему выговор. Возможно, дон Иоанн рисковал своей жизнью, потому что стыдился жестокости кампании и людей, находившихся под его командованием. А может, он ожидал, что они будут такими же благородными, как и он. «Они не заботились ни о чем, кроме грабежа и легкой жизни, – писал он, – Они не имели ни малейшего чувства чести.» В мае Эрнандо аль-Хабаки, командующий войсками морисков, оборонявшими город Тиджола, сдался дону Иоанну, положив ятаган к ногам победителя. Иоанн вернул ятаган, посоветовав использовать его в будущем на службе Испании. Многие из более чем тысячи человек сдавшегося гарнизона Тиджолы не соблюли условий капитуляции, но присоединились к ибн Абу, переполненному решимости продолжить борьбу и все еще надеющемуся на значительную помощь из Алжира и Турции. В сентябре Луис де Рекесенс, вице-адмирал короля, возглавил последнюю кампанию в Альпухаррах, чтобы раз и навсегда решить судьбу морисков. Это отвратительная история. Остается надеяться, что дон Иоанн Австрийский находился тогда где-то в другом месте.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

В наст. время насчитывается не менее 60 рукописей XIII-XIX вв., в к-рых сохранились как его, так и приписываемые ему тексты (Paul d " Antioche. 1964. Р. 20). Судя по числу манускриптов, его творения должны были читаться на Востоке наряду с трудами прп. Иоанна Дамаскина и Феодора Абу Курры , еп. Харранского ( Nasrallah. Histoire. Vol. 3. T. 1. P. 260). Хотя достоверных свидетельств церковного почитания П. А. не сохранилось, во многих рукописях он именуется «святой», «святитель», «наш святой отец» (Paul d " Antioche. 1964. P. 6). Еще в сер. XVII в. о нем писал как о святом Антиохийский патриарх Макарий III аз-Заим ( Nasrallah. Histoire. Vol. 3. T. 1. P. 257). О высоком статусе произведений П. А. свидетельствует и тот факт, что его труды иногда включали в одно собрание с «Точным изложением православной веры» прп. Иоанна Дамаскина (Paul d " Antioche. 1964. P. 7). С произведениями П. А. были хорошо знакомы и в мусульм. среде. «Письмо к другу-мусульманину» оказалось одной из немногих христ. апологий, привлекших внимание самых авторитетных мусульм. ученых того времени. Опровержение написал известный егип. законовед и богослов Шихаб ад-Дин ибн Ахмад ибн Идрис ас-Санхаджи по прозвищу аль-Карафи (1228-1285; см.: Sarri ó Cucarella. 2015). Несколько позднее «Послание с Кипра», представляющее собой переработанное неизвестным кипрским христианином или группой христиан «Послание к другу-мусульманину» (см.: Трейгер. 2014), опровергали 2 видных дамаскинца: Мухаммад ибн Аби Талиб аль-Ансари ас-Суфи (1256-1327) (изд. и англ. пер.: Muslim-Christian Polemic during the Crusades: The Letter from the People of Cyprus and Ibn Ab Ta  lib al-Dimashq " s Response/Ed. R. Ebied, D. Thomas. Leiden, 2005) и самый значительный имам эпохи, ханбалит Таки ад-Дин Ахмад ибн Таймийя (1263-1328). Последний составил массивный том (объемом 1,5 тыс. страниц) под названием «Истинный ответ тому, кто извратил религию Христа» ( Nasrallah. Histoire. Vol. 3. T. 1. P. 261-262), где, в частности, свидетельствует о широком распространении разбираемого им сочинения (Paul d " Antioche.

http://pravenc.ru/text/2578543.html

господства сохранились лишь фрагментарные сведения. До 764 г. кафедру занимал еп. Феликс, его преемником был Лев. В сер. IX в. против движения кордовских мучеников выступал Реккафред, еп. Кордовы и Кабры (вероятно, впосл. он стал епископом-митрополитом Севильи). Известно о церковных Соборах, созывавшихся в К. в IX в.; на одном из них (839) обсуждалась ересь акефалов, 2-й (852) был посвящен вопросу о добровольных мученичествах. На Соборе 839 г. кроме епископов-митрополитов Толедо, Севильи и Мериды присутствовали 5 епископов из Юж. Испании (CSMA. T. 1. P. 135-141). Избрание преемника Реккафреда, еп. Саула (между 850 и 861), было одобрено эмиром только благодаря взятке, к-рую епископ обещал дворцовым евнухам. В отличие от мн. руководителей мосарабских общин Саул отказался осудить кордовских мучеников и, по-видимому, подвергся кратковременному тюремному заключению вместе со св. Евлогием. В письмах Саула и Павла Альвара говорится об их ссоре из-за отлучения, к-рому был подвергнут Павел Альвар; когда епископ отказался снять отлучение, Павел Альвар обвинил его в пьянстве, симонии и др. канонических нарушениях. Кроме епископа во главе мосарабов К. стояли комит и др. должностные лица, к-рые представляли христиан перед мусульм. властями. Об истории мосарабской общины К. в X в. почти ничего не известно, сохранились только имена епископов Иоанна I (ок. 955) и Иоанна II (ок. 988). В переговорах халифа аль-Хакама II (961-976) с Ордоньо IV, кор. Леона, и гр. Фернаном Гонсалесом участвовали Толедский митр. Убайдаллах ибн Касим и представители мосарабов К.- еп. Асбаг ибн Абдаллах ибн Набиль и кади Валид ибн Хайзуран ( Simonet. 1897-1903. P. 622-623). Башня Калаорра в Кордове. XII–XIV вв. Башня Калаорра в Кордове. XII–XIV вв. Эпохой расцвета мусульм. К. считается X век, когда завершилась трансформация города в конгломерат аррабалей, обладавших сходной структурой и сосредоточенных вокруг укрепленной старой части города - Медины. Из 21 аррабаля 7 (Сабулар, Фурн, Бурриль, Эль-Бури, Муньят-Абд-Аллах, Муньят-эль-Муджира, Рабад-эз-Захира) составляли вост.

http://pravenc.ru/text/2057236.html

В основе канонического права Коптской церкви лежит Кормчая книга, составленная в 13 в. епископом Дамиеттским Михаилом (ибн–аль–Ассалем); в нее включены псевдоапостольские постановления, деяния первых трех Вселенских соборов (в монофизитской редакции) и «правила благочиния» коптских патриархов (Вениамина, Христодула, Гавриила и др.). Однако канонические труды в Коптской церкви предпринимались и ранее. Так, Абу Сулх Юнус ибн Абдаллах, известный также как Садид ибн Яна, составил (на основе тех же псевдоапостольских постановлений, канонов 1–3 Вселенских соборов и «разбойничьего» собора в Эфесе 449 г., а также местных канонических источников) компендиум по церковному праву, состоящий из 48 разделов (предполагается, что окончательная редакция данного сборника может быть отнесена к первой четверти 11 в.). В то же время после завоевания Египта мусульманами копты часто обращались в шариатские суды для решения своих споров, даже по вопросам семейного права. Помимо этого, египетский мусульманский историк Таки ад–Дин Ахмед ибн Али аль–Макризи (1364–1442) обращает внимание на явную связь ряда «заповедей» коптов с Торой (в частности, в вопросах, связанных с рабством, смертной казнью за предумышленное и изгнанием за непредумышленное убийство, проклятием прелюбодеям и пьяницам, мужеложцам, лжесвидетелям, игрокам). Эфиопская церковь , ведущая свое происхождение от Коптской церкви 468 , заимствовала от последней канонические представления. Кроме того, в Эфиопии существовало собственное правотворчество с попытками кодификации: в 15–16 вв. с использованием римского и мусульманского гражданского права был составлен компилятивный сборник Фета Нагаст («Право царей») – эфиопский вариант Номоканона. Начало формирования церковного права Армянской Апостольской церкви восходит ко времени Григория Просветителя. В 325 г. Армянская церковь приняла Никейский Символ веры и 20 правил 1 Вселенского собора, к которым Григорий добавил еще несколько правил. К середине 4 в. традиционно относятся ответы на различные вопросы канонического и литургического характера иерусалимского патриарха Макария I (314–333), адресованные католикосу Вртанесу (340–355); возможно, однако, что автором этих канонических ответов был иерусалимский патриарх Макарий II (552 и 563/4–574).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010