Пустынники пожаловались патриарху Московскому Никону, и тот своей грамотой от 25 марта 1654 г. сделал строгое внушение путивльскому игумену Иосифу. 10 марта 1656 г. патриарх Никон известил путивльского воеводу, что, по просьбе старца Софрония и других молчанских пустынников, дарует их обители самостоятельность; в том же документе указан новый игумен Путивльского монастыря – Александр, вероятно, бывший начальник пустыни. Со временем притязания Путивльской обители на пустынь возобновились, но о. Софроний обратился к царю, и грамотой от 12 мая 1670 г. Алексий Михайлович подтвердил самостоятельность пустынников. В документе старец Софроний назван строителем пустыни (о сане о. Софрония грамоты умалчивают, а предание гласит, что по своему смирению старец не дерзнул принимать священство). Трудами о. Софрония обитель достигла процветания. Показательна фраза из царской грамоты от 13 февр. 1671 г.: о старце Софронии здесь говорится, чтобы «давали ему подводу до Москвы на привоз разного овощия и садового деревья на царский обиход». С 1672 г. послушником пустыни был сосланный сюда из-за опалы бывший сотрудник царской канцелярии Семен Медведев, уроженец города Курска (1641). В 1674 г. он принял в обители постриг с именем Сильвестр. Своему учителю, известному ученому иеромонаху Симеону Полоцкому, о. Сильвестр писал в Москву о пустыни, что это «место красотою, уединением и изобилием над иныя сицевыя места богато». В 1677 г. о. Сильвестр смог вернуться в Москву, где вскоре стал корректором Печатного Двора, а в 1680 г. в связи с кончиной о. Симеона Полоцкого сменил своего почившего наставника на должности настоятеля московской Заиконоспасской обители. При подавлении стрелецкого бунта 1689 г. о. Сильвестра обвинили в сочувствии мятежу, арестовали, лишили монашества, подвергли пыткам и заключению, а в 1691 г. казнили. По приглашению Медведева в 1672-1675 гг. в пустыни жил его родич курчанин Карион Истомин (†1717) – будущий автор 1-го российского иллюстрированного «Букваря» (1694). В дек.

http://sobory.ru/article/?object=13952

В то же время Кодекс канонов Восточных церквей далеко не всегда учитывает своеобразие Восточных церквей, обусловленное особенностями их исторического развития. Например, современная Армянская Католическая церковь , управляемая в соответствии с данным Кодексом, находит, что он не вполне отражает многие важнейшие понятия, специфические для Армянской Апостольской церкви (так, в католическом каноническом праве отсутствуют определения иерархической природы общения в вере, привилегий католикоса, принципа свободы передвижения и др.; кроме того, недостаточно ясно разработаны некоторые концептуальные положения – о церкви и государстве, церкви и культуре, церкви и нации, церкви и человеке и др.). § 3. Издания канонических источников Издания актов соборов начались под влиянием Реформации; до этого времени они бытовали в виде канонических сборников. В 1524 г. парижский каноник Ж. Мерлен некритически опубликовал в одном томе деяния Вселенских и Поместных соборов и определения пап (переиздания – 1530 и 1536 гг.). В 16 в. Акты соборов (Вселенских и Поместных) издавали: францисканец Петер Краббе (1471/72–1544) в Кёльне (1538, в 2–х т.; 2–е изд. в 3–х т.: 1551; многие документы издания Краббе являются заменой утраченных оригиналов), картезианец Лаврентий Сурий (1522–1578) (Кёльн, 1567, в 4–х т.; в этом издании впервые напечатаны Апостольские постановления; в 1575 г. в Венеции вышло издание в 5–ти т.) 485 ; Доминик Николини, опубликовавший в Венеции в 1587 г. в 5–ти т. результаты работы доминиканца Доминика Боллана (Венеция, 1585, в 5–ти т.); кельнский профессор Северин Биний (1573–1641) (1–е изд. – Кёльн, 1606, 4 части в 5–ти т.; 2–е изд., 4 части в 9–ти т.: Кёльн, 1618; 3–е изд., 9 частей в 11–ти т.: Париж, 1636). В 1608–1612 гг. в Риме по указанию папы Павла V иезуиты издают Collectio Romana (в 4 частях), куда вошли деяния Вселенских соборов, изданные на основе греческих рукописей Ватиканской библиотеки. В 1644 г. в Париже издано Королевское собрание соборов (Conciliorum collectio regia) в 37 т. По полноте его превосходит издание французского иезуита Филиппа Ляббе, именуемого в литературе также и Ляббом (Labbaeus, Labbe и Labbe; 1607–1667), Sacrosanta concilia ad regiam editionem exacta 486 , продолженное его коллегой иезуитом Габриелем Коссаром (1615–1674) и доведенное им до 1664 г. (17 частей в 18–ти т.; издание окончено в 1672 г.); ценность этого издания снижается, однако, принятым методическим подходом: Ляббе следовал за Collectio Romana и абсолютно аутентичным считал только греческий текст. В этой связи данное издание потеряло актуальность после появления публикации Nova Collectio Conciliorum (была издана только одна книга – варианты к тексту Ляббе–Коссара; Париж, 1683) Стефана Балюза (1631–1718), бывшего библиотекарем Кольбера, профессором (с 1689 г.) и ректором (1707–1710) College de France; в этом издании латинскому тексту было возвращено его первоначальное значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2 Владислав IV (1595–1648), король Польши с 1633 г., 27 августа 1610 г., как Московский царь принял присягу московского правительства и людей. 3 Сигизмунд III (1556–1632), король Польский и Великий князь Литовский с 1587 г., король Шведский с 1592 по июль 1599 г., отец Владислава IV. 4 Гермоген (в миру Ермолай) (1530–1612), священномученик, Патриарх Московский и всея России с 1606г., после захвата поляками Москвы запретил москвичам присягать польскому королю Сигизмунду III. В 1610–1611 гг. рассылал по русским городам грамоты с призывом к восстанию против интервентов. Схвачен поляками, заточен в Чудов монастырь и уморен голодом. Причислен к лику святых в 1913 г. 5 Михаил Феодорович Романов (1596–1645), русский царь с 1613 г., основатель династии Романовых. 6 Филарет (Романов Феодор Кузьмич, 1554–1633), Патриарх Московский и всея России с 1619 г. Отец царя Михаила Феодоровича. 10 Уложение Алексея Михайловича (1649), один из памятников права русского государства. Состояло из 25 глав и 967 статей (по разделам: «Суд о крестьянах», «О посадских людях», «О поместных землях», «О суде», «О разбойных и о татинех делех» и др.). Проект Уложения был составлен Комиссией под руководством Н.И. Одоевского и утвержден Земским собором, получив название Соборного уложения. 15 Митрополит Паисий Лигарид (в миру Пантелеимон; 1610–1678), епископ Иерусалимской Церкви; митрополит Антиохийский, митрополит Газы. Активный участник церковно-политической борьбы в Московском государстве в 1660-х гг. 21 Иоаким (Савелов-Первый Иван Петрович 1621–1690), Патриарх Московский и всея России в 1674–1690 гг. 22 Афанасий (Любимов Алексей Артемьевич; 1641–1702), архиепископ Холмогорский с 1682 г. В 1690 г. издал полемический труд «Щит веры». 24 Гедеон Святополк, кн. Четвертинский († 1690), митрополит Киевский, поставлен на Киевскую митрополию в Москве. Собор в Константинополе подтвердил это поставление и принял определение, чтобы впредь Киевской митрополии быть в юрисдикции Московского Патриархата. Этим закончилось возникшее в 1458 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

137 Возницын Прокофий Богданович – дипломат. Третий посол в «Великом посольстве» 1697–1698 гг. Представлял Россию на Карловицком конгрессе 1698–1699 гг., где заключил на два года перемирие с Турцией. 138 Витсен (Витзен) Николас (1641–1717) – голландский географ, бургомистр Амстердама. В 1664–1667 гг. с голландским посольством был в России; в 1687 г. издал в Амстердаме карту России с Сибирью; в 1692 г. издал получивший большую известность труд – «Северная и Восточная Татария». 139 Вильгельм III (1650–1702) – сын Вильгельма II Оранского и дочери английского короля Карла I Генриетты, женат на своей двоюродной сестре Марии, дочери английского короля Якова II. С 1688 г. – английский король. 140 Рюйш (Рейс) Фредерик (1638–1731) – голландский анатом. С 1665 г. в Амстердамском университете, с 1685 г. – профессор. Открыл эпителий, разработал особый способ бальзамирования трупов. В 1717 г. Петр I, обучавшийся у Рюйша анатомии, купил для Кунсткамеры почти всю его коллекцию. 141 Боэргав (Бургав) Герман (1668–1738) – голландский профессор медицины. Его племянник Герман Бургаве-Каау (1705–1753), доктор медицины, с 1748 г. первый лейб-медик Елизаветы Петровны. 142 Карл XII (1682–1718) – король Швеции с 1697 г. Руководил шведскими силами в Северной войне 1700–1721 гг. В 1700 г. одержал победу над союзной с Россией Данией и разбил русские войска под Нарвой. В 1701–1706 гг. вел боевые действия в Польше и Саксонии, вынудил польского короля, саксонского курфюрста Августа II выйти из войны. Летом 1708 г. вторгся в Россию, после Полтавской битвы бежал в Турцию, вернулся в Швецию в 1715 г. Убит при осаде норвежской крепости Фредериксхалль. 144 Кнеллер Готфрид (1648–1723) – художник-портретист. Родом из Любека. С 1674 г. в Лондоне, придворный живописец, баронет. Во время первого путешествия Петра I за границу написал в Утрехте его портрет. 145 Елизавета Петровна (1709–1761) – дочь Петра I и Марты Скавронской (Екатерины I), царица после дворцового переворота 1741 г., с 1742 г. в морганатическом браке с Алексеем Разумовским.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

О божественных именах, I, 4//Vol. 1, p. 113: 12 – 114: 1 Such la; PG 3, 592 B 2–5. 1632. Пс.-Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии, I, 2//Vol. 2, p. 8: 9–10 Heil; PG 3, 121 B 10–12. 1633. Букв. «в опрощающем его единении» (В. Б.). 1634. Рим. 11, 36. 1635. Пс.-Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии, I, 1//Vol. 2, p. 7: 4–8 Heil; PG 3, 120 В – 121 А (В. Б.). 1636. Там же, XII, 3//Vol. 2, p. 43: 16–19 Heil; PG 3, 293 В 7–12 (В. Б.). 1637. Ср.: свт. Григорий Богослов. Слово XXXVIII на Богоявление, 11//SC 358, p. 126: 22–24 Moresch ini; PG 36, 324 А 11–13=Слово XLV на Святую Пасху, 7//PG 36, 632 В 8–10. 1638. 2Кор. 3, 18. 1639. Прп. Максим Исповедник. Главы богословские и домостроительные, I, 97//PG 90, 1124 A 8 sq. 1640. Пс. 140, 10. 1641. Пс. 103, 24. 1642. Быт. 27, 27. 1643. Ср.: Песн. 1, 3. 1644. Пс. 144, 1. 3. 1645. Пс. 138, 6. 1646. Пс. 91, 9. 1647. Пс. 101, 13. 1648. Пс. 96, 9. 1649. Пс. 85, 8. 1650. Пс. 23, 3–4. 1651. Быт. 26, 24. 1652. Лк. 16, 22. 1653. Пс. 32, 6. 1654. Пс. 32, 5. 1655. В слав. пер. «еже по заповедям» (Добротолюбие, т. 4, с. 151, на обороте) (Н. Л.). 1656. Слав.: «прелести», то есть самообольщению (Н. Л.). 1657. Ис. 26, 19. 1658. Пс. 77, 25. 1659. Ин. 3, 6. 1660. См.: Исх. 16, 35. 1661. См.: Исх. 12, 8. 1662. «Весы»: ср.: Лев. 19, 36. 1663. Ср.: 2Кор. 3, 18. 1664. Букв. «во всех». 1665. νυπστατος: в рус. переводах опущено – возможно, потому, что слово понято как синоним предыдущего τ ντι, «истинно». У Каллиста этот эпитет часто употребляется в значении «сущностный». 1666. Свт. Григорий Богослов. Слово XXXVIII на Богоявление, 7//SC 358, p. 116: 17–19 Moresch ini; PG 36, 317 С 8–10=Слово XLV на Святую Пасху, 3//PG 36, 628 А 5–7. 1667. Ср.: Ин. 14, 17. 1668. Свт. Григорий Богослов. Слово XXXVIII на Богоявление, 7//SC 358, p. 116: 20–21 Moresch ini; PG 36, 317 С 12–13=Слово XLV на Святую Пасху, 3//PG 36, 628 А 9. 1669. Там же. 1670. Пс. 62, 9. 1671. Пс. 81, 1. 1672. Пс. 49, 1. 1673. Пс. 46, 10. 1674. Ис. 6, 2. 1675. Мф. 5, 8. 1676. В этом месте очевиден пропуск слова ληπτος, которое было в греческом оригинале славянского текста.

http://predanie.ru/book/219899-vizantiys...

Основан в конце XV века преподобным Александром Свирским, ставшим первым игуменом обители. Назван в честь Святой Троицы и самого преподобного. Еще при жизни основателя обители начали складываться два расположенных рядом архитектурных комплекса монастыря. Свято-Троицкий монастырский комплекс включает Троицкий собор (1694-1698), Покровскую церковь (1533-1585), звонницы (1647-1674), церковь прп. Иоанна Дамаскина (1718), братские корпуса (1670-е). Спасо-Преображенский монастырский комплекс объединяет надкладезную (водосвятную) часовню (1791), Святые врата с надвратной Никольской церковью и настоятельским корпусом (1780-1791), Преображенский собор (1641-1644), Троицкую часовню (1899), колокольни (1903-1904), братские корпуса. Покровская церковь с трапезной палатой самое древнее сохранившееся каменное строение Свирской обители. Она была построена при участии самого прп. Александра Свирского в 1533 году на пожертвования царя Василия III. В Спасо-Преображенском соборе, в приделе в честь св. прп. Александра Свирского, почивают нетленные мощи самого основателя монастыря. Каменный Свято-Троицкий собор стоит на месте деревянной церкви, построенной собственноручно прп. Александром. Собор выстроен в новгородском архитектурном стиле по типу Знаменского собора в Новгороде, украшен фресковой росписью. Каменная часовня Святой Троицы построена на месте келии основателя Свирской обители. Здесь на берегу Рощинского озера было явление святому Александру Пресвятой Живоначальной Троицы. В лучшие времена в монастыре было 8 храмов, богатая ризница, искусно украшенные иконы, многотысячное книгохранилище с древними рукописями и книгами. Историки XIX века называли обитель Северной Лаврой, ей подчинялось 27 монастырей и пустыней этого края. Осенью 1918 года монастырь был разграблен, а его настоятель архимандрит Евгений (Трофимов) и двое иеромонахов расстреляны в г. Олонец. Несколько десятилетий Свирский монастырь пребывал в запустении. На его территории располагались разные организации: исправительно-трудовой лагерь СвирьЛАГ, тюрьма, военный госпиталь, психиатрическая больница и другие.

http://patriarchia.ru/db/text/4435128.ht...

После принятого в 1568 г. Селимом II решения о конфискации монастырских владений святогорцев посланец султана Мустафа Челеби в 1568/69 г. прибыл для распродажи изъятого. По просьбе каракальских монахов Роксандра (дочь господаря Петру Рареша и супруга Александру Лэпушняну) выкупила конфискованные турками подворья К. и передала обители еще 35 тыс. аспр на свое вечное поминовение 6 раз в год ( Nsturel. 1986. P. 221). Впосл. К., видимо, также получал доходы от мон-ря Трех святителей в Яссах, пожалованного в 1641 г. молдав. господарем Василие Лупу в совместное владение афонским мон-рям. В Типиконе 1574 г. К-польского патриарха Иеремии II К. занимал 11-е место, к-рое он сохраняет до наст. времени. В 1584 г. Иоанн IV Грозный после смерти царевича Иоанна Иоанновича отправил на Афон милостыню с Иваном Мешениным, из к-рой 50 каракальским монахам было передано 100 р., а 27 скитникам - 7 р. 10 алтын (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. Кн. 2 (1582-1588 гг.). Л. 72 об.; Муравьев А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1858. Ч. 1. С. 141). В XVII в. значительную экономическую помощь К. оказали груз. царь Арчил II и его брат Вахтанг. Прибывшие в 1674 г. в Грузию каракальский проигум. Гавриил с иеромонахами Зосимой и Малахией получили от Вахтанга 1000 гроссов на ремонт купола собора, а от католикоса Грузии Доментия III - 300 гроссов на реставрацию кладбищенской церкви во имя свт. Николая Чудотворца ( Χρυσοχοδης, Γουναρδης. 1985. Σ. 17, 23). Оттиски печатей мон-ря К. стоят на грамотах святогорцев о пожаловании милостыни, обращенных к царю Михаилу Феодоровичу в 1626 г. (РГАДА. Ф. 52. Оп. 4. 10, 14) и к Московскому патриарху Иоасафу в 1669 г. (ГИМ. Син. грам. 1275; фотовоспроизведение: Костюхина Л. М. Палеография рус. рукописных книг XV-XVII вв.: Рус. полуустав. М., 1999. С. 344-345. Рис. 251-252. (Тр. ГИМ; 108)). " Спас Недремное Око " . Роспись наоса кафоликона мон-ря Каракал. 1717 г. " Спас Недремное Око " . Роспись наоса кафоликона мон-ря Каракал. 1717 г. В XVII-XVIII вв. мон-рь переживал расцвет.

http://pravenc.ru/text/1470397.html

См.: Арсений, иер. Указ. соч., с. 17, 18. Нам кажется, что это более вероятно, так как в описи монастыря 1701 г. о нем сказано: «...колокол воскресной вкладной царя Борисовской без надписи» (см.: ЦГАДА, ф. 237, оп. 1, д. 27, лл. 359, 359 об.). См. также: Опись Троице-Сергиева монастыря 1735 г. – ЗИХМЗ, рук., 46, лл. 274 об., 275. Интересно также отметить, что колокол 1594 г. в поздних описях XVIII–XX вв. называется «Лебедем», а большой – «Годунов» или «Цареборисов». 255 Краткий летописец свято-троицкия Сергиевы лавры. – Горский А. В. Указ. соч.; см. также: Голубинский Е. Указ. соч.. с. 226. 260 Арсений, иер. Указ. соч., с. 46. Гедеон, иер. Прибавление из книги..., с. 82. Сведения о троицком мастере Игнатии в монастырских документах нами не обнаружены. 262 ЦГАДА, ф. 1204. оп. 1. ч. 1, 1796, д. 1993. Арсением внесена поправка в дату: не 7151 а 7181 г., так как «поименованные на нем власти были в лавре в 1667–1674 гг. См.: Арсений, иер. Указ. соч., с. 46. По-видимому, были неправильно прочтены буквы с цифирью: Н и П 263 Они значились также в числе колоколов именуемых как «четыре брата». См.: Гедеон, иер. Указ. соч., с. 82. Колокола 1649 и 1665 гг. именовались зазвонными и весили около 60 пудов. 264 Опись 1641 г., л. 616. Здесь также уместно заметить, что литье колоколов в. монастыре имело более древние традиции. Например, среди троицких мастеров, умерших в конце XV – первой четверти XVI в., известно имя мастера Никифора – «колокольника ноугородца». См.: Николаева Т. В. Указ. соч., с. 247. 267 ЦГАДА, ф. 237, оп. 1, д. 27, лл. 359, 359 об. Необходимо заметить, что опись монастыря 1701 г. интересна для датировки несохранившегося петровского указа. 268 С точки зрения реальных событий, связанных с выполнением петровского указа, большой интерес представляет выявленный О. А. Белобровой рассказ о «чуде» с колоколами Троице-Сергиева монастыря 1701 г. 271 В этой связи можно упомянуть немало легенд, связанных с пребыванием Петра I в Троице-Сергиевом монастыре (см.: Белоброва О. А. Указ. соч., с. 309). 272 Надпись на колоколе опубликована пер. Арсением с ссылкой на дела Учрежденного собора лавры. См.: Арсений, иер. Указ. соч., с. 7. 274 В связи с тем, что большая часть документов по истории создания «Царь-колокола» сгорела во время пожара в 1746 г., то в данном случае надпись на колоколе, зафиксированная иер. Арсением, является ценным источником. См.: Арсений, иер. Указ. соч., с. 43. 275 Попутно заметим, что «колокольный завод с литейной ямой, амбарами для материалов и инструментов и изба для мастеров был устроен в Сергиевом посаде близ приходской Воскресенской церкви, саженях во сто от северо-восточной башни лавры». См.: Арсений, иер. Указ. соч.. с. 6.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kolokola...

В 70-х гг. XVI в. игум. Григорий выкупил владения К. м. за 127 тыс. аспр (притом, что за все владения Кипрской Православной Церкви (КПЦ) было выплачено османским властям 700 тыс. аспр - Οθωμανικ γγραφα, 1572-1839. 1993. Τ. 1. Σ. XXXV). Игум. Григорий, возвратив в собственность мон-ря прежние владения, начал активно приобретать новые. Патриарх Герасим II, ослепленный лучами от Киккской иконы Божией Матери. Роспись галереи Киккского мон-ря. Художники братья М. и Г. Морошан. 1989 г. Патриарх Герасим II, ослепленный лучами от Киккской иконы Божией Матери. Роспись галереи Киккского мон-ря. Художники братья М. и Г. Морошан. 1989 г. В 1609 г. игумен К. м. Леонтий подписал вместе с еп. Солийским и Киринийским Иеремией воззвание к испан. кор. Филиппу III об освобождении Кипра от турок. Деятельный Кипрский архиеп. Никифор (1641-1674) до своего избрания на кафедру был игуменом К. м. В 1638 г. он восстановил древний Иереев монастырь (Агия-Мони) и сделал его подворьем К. м. В 1672 г., во время поездки архиеп. Никифора в К-поль, были утверждены привилегии К. м. и его ставропигиальный статус, полученный от имп. Алексея I. К. м. подчинялся непосредственно К-польскому патриарху, а не Кипрскому архиепископу. Сигиллий 1672 г. был подписан К-польским патриархом Дионисием IV, Антиохийским патриархом Неофитом и Иерусалимским патриархом Досифеем II. Впосл. ставропигиальный статус К. м. неоднократно подтверждался. По сведениям путешественника П. Рико, в 1678/79 г. в К. м. проживало 200 иноков. В 1683 г. голландец Корнелиус де Брёйн сообщает о 400 насельниках К. м. и о том, что нек-рых монахов посылали с поручениями в Россию и в др. страны (Exceptra Cypria: Materials for a History of Cyprus/Transl. C. D. Cobham. Camb.; N. Y., 1908. P. 235, 242). В 1699 г. К. м. посетил Александрийский патриарх Герасим II, к-рый пожелал увидеть лик Киккской иконы Божией Матери. Он дерзнул поднять пелену над иконой и был поражен божественной силой. Лишь раскаявшись и испросив прощение у Пресв. Богородицы, патриарх получил исцеление, что и было засвидетельствовано в его грамоте ( Θεοχαρδης. 2010. Σ. 107-112).

http://pravenc.ru/text/1684602.html

Макарий Булгаков 1879–1882 Иоанникий Руднев 1882–1891 Леонтий Лебединский 1891–1893 Сергий Ляпидевский 1893 Нарвское викариатство Учреждено в 1887 году. Епископы (в С.-Петербурге): Владимир Шимкович 1887–1890 Никандр Молчанов 1891 (первый викарий с 1893) Гдовское викариатство Учреждено в 1892 году. Епископы (в С.-Петербурге): Николай Налимов 1892–1893 Назарий Кириллов 1893 Московский Патриархат Патриархи Московские и Всея Руси. Иов 1589–1605 Игнатий, лжепатриарх 1605–1606 Гермоген 1606–1612 Междупатриаршество 1612–1619 Филарет Романов 1619–1634 Иоасаф I 1634–1641 Иосиф 1642–1652 Никон Минин 1652–1658 Питирим, митрополит Крутицкий, правитель 1658–1667 Иоасаф II 1667–1672 Питирим 1672–1673 Иоаким Савелов 1674–1690 Адриан 1690–1700 Стефан Яворский , местоблюститель 1700–1721 Синодальный период 1721–1917 Тихон 1917–1925 Сергий (Страгородский) 1943–1944 Алексий I (Симанский) 1945–1970 Пимен (Извеков) 1971–1989 Алексий II (Ридигер) с 1990 Епископат Московской Патриархии (состояние на 19 июня 2002 года) Россия Епископ Абаканский и Кызылский Ионафан (Цветков) Епископ Анадырский и Чукотский Диомид (Дзюбан) Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон (Степанов) Архиепископ Астраханский и Енотаевский Иона (Карпухин) Епископ Балтийский      Серафим (Мелконян), викарий Смоленской епархии Епископ Барнаульский и Алтайский Максим (Дмитриев) Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов), председатель Миссионерского отдела при Священном Синоде Епископ Благовещенский и Тындинский Гавриил (Стеблюченко) Епископ Брянский и Севский Фефилакт (Моисеев) Архиепископ Верейский Евгений (Решетников), викарий Московской епархии, председатель Учебного комитета, ректор Московских Духовных академии и семинарии Епископ Ветлужский Феодосий (Васнев), викарий Нижегородской Епископ Видновский Тихон (Недосекин), викарий Московской епархии Епископ Владивостокский и Приморский Вениамин (Пушкарь) Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов) Митрополит Волгоградский и Камышинский Герман (Тимофеев)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010