850 Thesaurus hieroglyphicorum е’ museo loannis Georgij Herwart ab Hohenburg, vtriusque Iuris Doctoris & ex Assessore summi Tribunalis Imperatorij, atq. ex Cancellario supremo Serenissimi vtriusq. Bauariae Principis, suae Seren. celsitudini a’consilijs intimis, Praesidis Swabae, & inclytorum statuum Bauaricorum Cancellarij. Monachii Bavariarum [Munchen], 1610 [?]. 851 Catalogus Bibliothecae Amplissimae Reipublicae Augustanae jussis & autoritate nobilissimorum & amplissimorum virorum Dn. Johannis Antonii Laugingeri, Vllviri, Dn. Johannis Adalrici Oesterreicheri, Praetoris, Bibliothecae praefectorum et scholarcharum... studio et opera Eliae Ehingeri. Augustae Vindelicorum, 1633. 852 Bibliothecae patavinae manvscriptae pvblicae & privatae: Quibus diuersi scriptores hactenus incogniti recensentur, ac illustrantur. Udine, 1639. 853 Bibliothecae venetae manuscriptae publicae & privatae quibus diuersi scriptores hactenus incogniti recensentur. Udine, 1640 (repr.: P, 1982). 854 Catalogus librorum refertissimae Bibliothecae Mediceae, quae asservatur Florentiae in coenobio d. Laurentii, editus ab Henrico Emstio... Amstelodami: apud Joannem Janssonium, a. D. 1641. 855 Catalogus praecipuorum auctorum ineditorum Graece MSS. qui in Bibliotheca Scorialensis asservantur, opera Alexandri Barvoetij e Societate Iesu 856 Catalogus Bibliothecae publicae Lugduno–Batavae noviter recognitus: Accessit incomparabilis thesaurus librorum Orientalium, praecipue Mss. ... Frediricus Spanhemius. Leiden, 1674. Каталог Шпангейма стал шестым каталогом библиотеки Лейденского университета; до Шпангейма аналогичную работу предприняли: упомянутый Бертиус; после него в 1597 и 1603 гг. были опубликованы еще два каталога; затем Даниэль Хейзиус в 1612 г. опубликовал новый каталог, за которым последовал каталог 1623 г. (опубликован officina Elzeviriana); там же был опубликован каталог 1636 г. (с повторным изданием в 1640 г.). 857 [ Spitzel 77г.] Sacra Bibliothecarum illustrium arcana retecta sive MSS. theologicorum in praecipuis Europeae bibliothecis extantium designatio; cum praeliminari dissertatione, specimine novae bibliothecae universalis et coronide philologica edita. Augustae Vindelicorum, 1668.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Центр. Европе публиковались церковнопевч. и песенные сборники 3 типов ( Bartkowski. 1987. S. 19; Зociм. духовна nichя. 2009. С. 27). Первый тип - протестантские канционалы XVI - нач. XVII в. с литургическими песнями и паралитургическими песнями (на польском языке: «Pieni chwa boskich» Яна Зарембы (Брест, 1558), «Katechizm… Psalmy i pieni» (Несвиж, 1563/1564), «Kancjona, to jest Pieni chrzeciaskie» (Торунь, 1598, 1601; Вильно, 1594, 1598, 1600 и др.), «Kancyona, to jest ksigi Psalmów, Hymnów у Pieni duchownych» (Гданьск, 1641, 1646); на словацком языке: «Cithara sanctorum» (1636) Юрая Трановского и мн. др.). Традиция составления протестант. канционалов была заложена гуситами в 20-х гг. XV в. (см. ст. Гуситское пение ); существует мнение, что эти сборники тогда же стали известны образованным белорусам и украинцам, что, впрочем, в отношении последних не доказано ( Костюковець. 1993. С. 239). Вторым и самым многочисленным типом были римско-католические сборники с литургическими и паралитургическими песнями на латинском и национальных языках, которые активно издавались в период Контрреформации (напр.: «Parmhenomelica albo Pienia nabone o Pannie Najwitszej…» В. Бартошевского (Вильно, 1613), «Pieni adwentowe» (1627), «Symfonie anielskie» Яна Жабчица (Краков, 1630), «Pieni nabone Rzymskiego Kocioa» (Слуцк, 1674), «Kantyki albo Zebranie rznych Pieni Duchownych» (1736) - все с лат. и польск. текстами; «Cantus camholici» (Лёче, 1651 - с лат. и венг. текстами; Левоча, 1655; Трнава, 1700 - с лат. и словац. текстами); «Pjsn Katholické» (Оломоуц, 1622) - с лат. и чеш. текстами). Третий тип сборника - римско-католический богослужебный церковный Канционал (Cantionale ecclesiasticum) с латинскими песнопениями разных жанров - не имел отношения к песенности. Латинское написание применялось католиками, протестанты использовали в названии своего сборника национальную орфографию (Kancjona, Kancyona и др.). Обычай исполнять духовные и светские песни в спектаклях на евангельские сюжеты (Рождество, Страсти, Воскресение Христовы и др.) также пришел из польск. практики. В большинстве драм развитие фабулы перемежалось с интермедиями. В польск. драмы иногда вводили украинские интермедии («pycьki сцени», см.: Франко. 1910. С. 64), публикуя их вместе. Две интермедии, написанные католическим свящ., армянином по происхождению, Якубом Гаватовичем к его же драме «Tragedia w. Jana Chrzciciela, Przesaca Boego», были изданы и сыграны в 1619 г. на ярмарке в Каменце-Подольском (Там же), по другим данным - в Каменке-Струмиловской ( Возняк. 1913-1925. Т. 1. С. 226). В польские издания иногда включались различные украинские и белорусские народные песни, напр. колядки (в торунском канционале, см.: Buckaya. 2003. С. 105) или баллады («в одной польской брошуре, напечатанной в Кракове в 1625 г.» - Франко. 1910. С. 69). Возможно, народные песни использовались в таких спектаклях, в частности в интермедиях.

http://pravenc.ru/text/1470271.html

VII в.), Григорий (после сер. VII в.), Аркадий II (ранее 680), Епифаний II (упом. в 680-681), Феодор (80-е гг. VII в.), свт. Иоанн I (ранее 691 - после 698), свт. Георгий I (упом. в 750-754), Феофан (после 754), свт. Дамиан (VIII в.), свт. Софроний I (VIII в.), Фома (VIII в.), Христофор (VIII в.), Константин II (упом. в 783 и 787), Иоанн II (кон. VIII - нач. IX в., упом. в 805/6 (?)), Алексий (упом. в 849), Василий I (упом. в 867), Епифаний III (упом. в 869-870), свт. Евстафий (888-?), свт. Евфимий I (кон. IX в., нач. X в. или кон. X - нач. XI в.), Иоанн III (X в.), аноним, возможно, Порфирий (упом. в 1054), аноним при Алексии I (упом. в 1094), возможно, он и Василий II (ранее 1106/07) - одно лицо, Николай Музалон (1106/07-1110/11, впосл. патриарх К-польский 1147-1151), Феодорит (после 1110/11-1152), Иоанн IV Критянин (1152-1174 (?) (не ранее 1170)), Варнава II (1174 - ?), Епифаний IV (2-я пол. XII в.), Софроний II (упом. в 1190/91 и 1196), Исаия (не позднее 1204 - между 17 июня 1209 и 14 сент. 1222), Симеон (существование преемника Исаии по имени Симеон не признается совр. историками), Неофит (1220/21 - ранее 1251), Георгий II (избран в 1251, но не утвержден папой Римским), Герман I Писимандр (1254-1274), титул архиепископа Кипрского упразднен (1274-1571), неизвестный по имени серб (окт.-нояб. или дек. 1571), Тимофей (д " Акр; 1572-1587), Лаврентий (Палеолог, 1587 (?)), Неофит II (Урсиний Дукатарий, 1587-1592), Афанасий I (1592-1602), Вениамин (не позднее июня 1600 - 1604/05), Христодул I (Лузиньян?; 1606/07-1639; 1640-1641), Парфений (авг. или сент. 1639 - нач. марта 1640), Никифор (не позднее июня 1641-1674), Иларион (Кигалас; 1674-1679), Христодул II (?), Иаков I (ок. 1679 - ок. 1689), Герман II (ок. 1690-1705), Афанасий II Даббас (1705-1707; патриарх Антиохийский Афанасий III 1685 или 1686-1694, 1720-1724), Иаков II (1707-1718), Сильвестр (1718-1733), Филофей (1734-1759), Паисий (1759-1767), Хрисанф (1767-1810), Киприан (1810-1821), Иоаким II (1821-1824), Дамаскин (1824-1827), Панарет (1827-1840), Иоанникий (1840-1849), Кирилл I (1849-1854), Макарий I (Христодулидис или Мирианфевс, 1854-1865), Софроний III (Финиевс, 1865-1900), кафедра вдовствует (1900-1909), Кирилл II (Пападопулос; 1909-1916), Кирилл III (Василиу; 1916-1933), кафедра вдовствует (1933-1947; местоблюститель Леонтий, митр.

http://pravenc.ru/text/1840111.html

9. Аврамий, упом. 1641–1646 г.г.; в его настоятельство строился тот город. 10. Сергий, упом. 1647–1648 г.г.; при нем 1647 года, сентября 22-го, лит нынешний в 600 пуд колокол. 11. Гермоген, упом. 1649–1652 г.г.; в его настоятельство строился нынешний Троицкий собор. 12. Тихон II, упом. 1655–1661 г.г. В июне 1656 года присутствовал на Соборе Святителей, созванном от патриарха Никона для исправления богослужебных книг (Скрижаль Патр. Никона прибавлен 29 ). 13. Мисаил – 1662–1664 г.г. В октябре 1663 года упоминается управляющим Костромскою десятиною. 14. Кирилл II, упом. 1665–1669 г.г. 2 ноября 1666 года, при приезде восточных патриархов в Москву, вел под руки патрирха Макария. В декабре того года присутствовал на соборе о низложении патриарха Никона, потом 1667 года на соборах по предмету церковных исправлений. По грамоте от 2 июля того 1667 года, присутствовал в г. Шуе при свидетельстве чудес от Шуйской иконы Богородицы 30 . 15. Феодосий II, упом. 1669–1674 г.г. С Ипатского настоятельства перемещен в архимандрита Воскресенского монастыря, именуемого Новый Иерусалим; потом схимник 31 . 16. Антоний, до Ипатского настоятельства с 1670 по 1674 год был архимандритом Переяславского Данилова монастыря; отсюда перемещен в Ипатский 24 октября 1674 года. 1677 года, апреля 17-го, в Костромском городовом соборе служил при празднестве по случаю возобновления Феодоровской иконы Богородицы. 1681 года, Антоний, по грамоте Патриарха всея России Иоакима, распоряжался переведеним из Костромского Крестовоздвиженского монастыря иноков в Костромской Богоявленский; упоминается на настоятельстве Ипатского монастыря и 1683 года 32 . 17. Пахомий, упом. 1683–1685 г.г. При нем в сентябре 1684 года Троицкий собор в Ипатском монастыре украшен стенописью. 18. Феодосий III, упоминается 1685–1692 г.г.; в августе 1690 года присутствовал при хиротонии патриарха всея России Адриана 33 . 19. Паисий, упом. 1693–1698 г.г., июня 1-го; во все настоятельство управлял Костромскою десятиною. 20. Симеон, упомин.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/is...

После захвата Кипра турками о монастыре нет упоминаний до 1615 года. Около 1638 года монастырь Иереев стал подворьем Киккского монастыря и была проведена его реконструкция под руководством киккского игум. Никифора (впосл. архиепископ Кипрский (1641-1674)). В 1641 году по его заказу худож. Соломоном была написана икона Христа для иконостаса монастырского собора. В. Г. Григорович-Барский , посетивший монастырь в 1735 году, переводит другое название монастыря - Агия-Мони - как " Святая обитель " . Некогда богатая обитель, где подвизалось много иноков, была опустошена турками и заброшена, затем возобновлена " тщанием и помощию отец предреченнаго началного монастира Кикку " . Монахи, жившие на подворье, занимались главным образом земледелием и животноводством. После сильнейшего пожара в Киккском монастыре (1751) его насельники перенесли чудотворную Киккскую икону Божией Матери на хранение в монастырь Иереев, где она находилась в течение года. В 1763 году Антиохийский патриарх Сильвестр (1724-1766) подарил монастырю Иереев антиминс. История монастыря во второй половине XIX века связана с именем иером. Иоанникия из Галаты (брата Епифания, митр. Пафосского), который в 1882 - 1885 годах провел реконструкцию монастыря. В этот период братия обители продолжала пополняться за счет монахов Киккского монастыря, но ситуация изменилась с переходом Кипра под управление английской администрации ( 1878 ), после чего деятельность киккских монахов сосредоточилась на подворье св. Прокопия в Никосии, ставшем экономическим центром многочисленных владений Киккского монастыря. Монастырь Иереев постепенно пришел в упадок. В 1960-х годах Департаментом древностей Кипра и Киккским монастырем были начаты реставрационные работы, но они вскоре прекратились из-за недостатка денежных средств. Возрождение монастыря Иереев началось в 1984 году по инициативе киккского игум. Никифора: были отреставрированы старые и возведены новые здания. В 1992 - 1993 годах монастырь был заселен общиной под руководством Афанасия (Николау) , но уже в ноябре 1993 года братия монастыря в полном составе перешла в Махерский монастырь . Монастырь Иереев был заселен братией Киккского монастыря.

http://drevo-info.ru/articles/13679998.h...

«Турецкое пленение» описывается в воспоминаниях исландцев, вернувшихся из Африки, напр. лютеран. пастора Оулава Эгильссона (впервые изданы на дат. языке в 1641, на исл. языке опубл. в 1852). Нашествие иноверцев было воспринято как Божия кара за грехи; страх перед турецкими пиратами сохранялся до XIX в. В 1650 г. зажиточный исландец Клаус Эйоульфссон вместе с дат. купцом, также пережившим события 1627 г., заказал для приходской церкви сел. Кросс на юге И. триптих, на правой части к-рого изображен св. ап. Иоанн Богослов с мечом, исходящим из уст. Выбор этого нетипичного для местной иконографии сюжета может указывать на интерпретацию Апокалипсиса Мартином Лютером , предполагавшую нападения турок на христ. Европу ( Jensen. 2007. P. 300). После «турецкого пленения» дат. власти приняли меры по защите острова, обучению и подготовке местного ополчения. Однако даже к нач. XIX в. исл. ополчение располагало архаичным вооружением и не способно было оказать отпор англ. налетчикам. Бриньоульв Свейнссон, лютеран. еп. Скаульхольта. 1639–1674 гг. Акварель. XVII в. (Национальный музей Исландии, Рейкьявик) Бриньоульв Свейнссон, лютеран. еп. Скаульхольта. 1639–1674 гг. Акварель. XVII в. (Национальный музей Исландии, Рейкьявик) В результате Реформации население острова стало исповедовать лютеранство, 2 старые католич. школы были преобразованы в места подготовки буд. пасторов с 6-летним сроком обучения. Богослужение никогда не велось на дат. языке в отличие от Норвегии. Важное значение имела деятельность Хоуларского еп. Гудбрандура Торлакссона (1571-1627), который провел реформы духовного образования, улучшил материальное положение духовенства. Еп. Гудбрандур Торлакссон создал в Хоуларе типографию, где в 1584 г. была напечатана переведенная им и его помощниками Библия - 1-я книга на исл. языке, изданная в И. Епископ собственноручно вырезал все орнаментированные инициалы для Библии. Всего Гудбрандур Торлакссон издал более 100 книг. Ок. 1600 г. он составил новую подробную карту И. Развивалась местная религиозно-просветительская лит. традиция, в к-рой значительную роль играло творчество исл. епископов Скаульхольта: сочинения Одда Эйнарссона (1589-1630), Бриньоульва Свейнссона, «Семейные проповеди» Йоуна Торкельссона Видалина (1698-1720). Среди поэтов этого времени выделяются Эйнар Сигурдссон, Халльгрим Петурссон, известный сочинением «Страстные псалмы». Ученый Арнгрим Йоунссон поставил целью развеять сказочные представления об И., сложившиеся к тому времени в Европе, и написал на латыни неск. трудов по истории И., опубликованных за рубежом. Плодотворно работали хронист Бьёрн Йоунссон, ученый Гисли Магнуссон Мудрый, Тормоуд Торвасон, придворный историк датского короля и автор книги по истории Норвегии и др. сканд. стран. Исл. ученый (с 1701 профессор истории Копенгагенского ун-та) Ауртни Магнуссон привез в Копенгаген собранные в И. редкие рукописи и исторические документы. Однако пожар 1728 г. уничтожил большую часть этой коллекции, находившейся в б-ке ун-та.

http://pravenc.ru/text/674979.html

Еще одним следствием поездки Государя Михаила Федоровича в Вязниковскую слободу стало «пожалование священникам слободского деревянного Казанского собора права ежегодно в день празднования в честь Казанской иконы Богоматери, 8 июля, приезжать к Государю со святой водой, освященной от чудотворной Вязниковской Казанской иконы Божией Матери. За эти приезды, длившиеся с 1641 по 1676 г.г., во время правления Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, они получали в пожалование анбурское сукно. К экономической заинтересованности Государей в Вязниковской слободе добавилось их идейное единство, еще больше укрепившее связь Романовых с Вязниками». Казанский собор упоминается в писцовых книгах Семёна Извольского 1653 г., где говорится, что у соборной Казанской церкви значится двор протопопов, 2 двора поповых, дворы дьяконов, пономарев и просвирницын, 3 двора церковных бобылей; в приходе двор прикащиков, 260 дворов крестьянских, 33 двора вдовьих, 34 двора нищих, пашни церковной середние земли по 30 чети в поле, пустошь Ореховка на речке Волчинке пашни по 15 чети в поле, пустошь Захарьинская за р. Клязьмой – пашни лесом поросло по 15 чети в поле, сена за р. Клязьмой у Выльских озер, у Деева истоку и у озера Керхи на поженке 50 копен, пустошь Махлацово – пашни худые земли по 10 чети в поле, сена на поженке Луховской 50 копен (владеют по государевой грамоте 147 г.). В 1640 г. Михаил Фёдорович приезжает в Вязники, чтобы лично принять участие в богослужении перед Вязниковской Казанской иконой. В 1642 г. Государь и Великий князь Михаил Федорович и его Благоверная царица, Великая княгиня Евдокия Лукьяновна вложили сребро-позлащенные напрестольный крест и кадило. В 1670-1674 г. строится каменная соборная церковь на деньги Великого Государя Алексея Михайловича, дворцовой казны, церковной казны и мирского подаяния. В писцовых книгах стольника Назария Засецкого да подъячего Тимофея Степанова написано: «в Вязниковской слободе начата Соборная церковь строением во 178 (1670) года июля во 25 день, а совершена во 182 (1674) г. в августе месяце. На построение ея пошло великаго государя Алексея Михаиловича дворцовыя казны 934 руб. и 1400 пуд. железа, церковной казны 264 руб. 75 коп. и мирского подаяния 473 руб., а всего та церковь стала опричь железа 1672 руб. 3 алтына 4 деньги да за написание деисусов и праздников отдано было 100 руб.». В 1682 г. царь Фёдор Алексеевич приложил небольшой золотой с алмазом наперсный крест, проезжая через город Вязники во Флорищеву пустынь (снял с себя). Позже крест был вделан в золотой венец чудотворной Казанской иконы Божией Матери. В 1690 г. (по другим источникам в 1688 или 1691 г.) было приложено Евангелие по указу Великих государей и великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей.

http://sobory.ru/article/?object=48635

Свт. Николай Чудотворец и прп. Евтихий. Икона. 1708 г. (мон-рь Иереев, Кипр) Свт. Николай Чудотворец и прп. Евтихий. Икона. 1708 г. (мон-рь Иереев, Кипр) После захвата Кипра турками об И. м. нет упоминаний до 1615 г. Ок. 1638 г. мон-рь стал подворьем Киккского мон-ря и была проведена его реконструкция под рук. киккского игум. Никифора (впосл. архиепископ Кипрский (1641-1674)). В 1641 г. по его заказу худож. Соломоном была написана икона Христа для иконостаса собора И. м. В. Г. Григорович-Барский, посетивший И. м. в 1735 г., переводит др. название мон-ря - Агия-Мони - как «Святая обитель» ( Григорович-Барский. 1886. С. 271). Некогда богатая обитель, где подвизалось много иноков, была опустошена турками и заброшена, затем возобновлена «тщанием и помощию отец предреченнаго началного монастира Кикку» (Там же. С. 272). Монахи, жившие на подворье, занимались гл. обр. земледелием и животноводством. После сильнейшего пожара в Киккском мон-ре (1751) его насельники перенесли чудотворную Киккскую икону Божией Матери на хранение в И. м., где она находилась в течение года. В 1763 г. Антиохийский патриарх Сильвестр (1724-1766) подарил И. м. антиминс. История И. м. во 2-й пол. XIX в. связана с именем иером. Иоанникия из Галаты (брата Епифания, митр. Пафосского), к-рый в 1882-1885 гг. провел реконструкцию монастыря. В этот период братия И. м. продолжала пополняться за счет монахов Киккского мон-ря, но ситуация изменилась с переходом Кипра под управление англ. администрации (1878), после чего деятельность киккских монахов сосредоточилась на подворье св. Прокопия в Никосии, ставшем экономическим центром многочисленных владений Киккского мон-ря. И. м. постепенно пришел в упадок. В 60-х гг. ХХ в. Департаментом древностей Кипра и Киккским мон-рем были начаты реставрационные работы, но они вскоре прекратились из-за недостатка денежных средств. Перекклисион прп. Афанасия Афонского. XIV в. Перекклисион прп. Афанасия Афонского. XIV в. Возрождение И. м. началось в 1984 г. по инициативе киккского игум. Никифора: были отреставрированы старые и возведены новые здания, а в 1992-1993 гг. мон-рь был заселен общиной под рук. Афанасия Ватопедского (впосл. игумен Махерасского мон-ря , ныне митрополит Лимасольский). В наст. время в И. м. проживает группа монахов из Киккского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/293607.html

В Смуту в 1612–1613 годах Александро-Свирский монастырь был разорен отрядами польско-литовских интервентов. Захватчики замучили игумена Паисия, 27 монахов и 32 трудника, требуя выдать монастырскую казну. Впоследствии уцелевшие насельники Александро-Свирского монастыря и других обителей Олонецкого края вместе с крестьянами близлежащих деревень оказали вооруженное сопротивление и разгромили отряды интервентов близ Олонца. В результате разорения в обители были разрушены Преображенская церковь, кельи и служебные помещения, каменная Троицкая церковь треснула от огня, а от Покровского храма уцелели лишь стены. С самого начала Александро-Свирской обители в монастыре была большая и разнообразная по содержанию библиотека, но в результате разорения обители в 1612–1613 годах она была уничтожена, также как и монастырский архив XVI века. Благодаря спасенной казне, а также энергичной деятельности игумена Феодорита, сумевшего получить от царя Михаила Федоровича и его матери, инокини Марфы, грамоту на возобновление обители и крупные пожертвования, монастырь быстро восстановился. Были восстановлены Троицкий собор, Покровская церковь с трапезной, кельи и службы. При следующем игумене, Авраамии, был восстановлен в камне Преображенский собор в бывшей отходной пустыни. В XVII веке в Александро-Свирском монастыре велось интенсивное строительство. В 1641–1644 годах был выстроен каменный Преображенский собор с приделами преподобного Александра Свирского и святителя Николая Чудотворца (упразднен в 1680 году). В 1641 году при перестройке церкви Преображения были обретены нетленные мощи преподобного Александра. 10 августа того же года в присутствии митрополита Новгородского Аффония, архимандрита Хутынского монастыря Иосифа мощи были тщательно обследованы. Мощи поместили в пожертвованную царем Михаилом Феодоровичем серебряную раку и перенесли в Преображенский собор. В 1647–1674 годы в Троицком монастыре была возведена трехъярусная звонница, поставленная на широком четырехугольном основании и увенчанная тремя шатрами. В 1665–1668 годы при игумене Макарии была построена церковь святых Захарии и Елизаветы. В 1677–1698 годы Троицкий монастырь по периметру был окружен двухэтажными корпусами келий. В 1681 году была сооружена надвратная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи над южными вратами. В 1695 году был построен новый собор во имя Святой Троицы, который сохранился и поныне. В 1716–1718 годах к северу от Троицкого собора была построена церковь Иоанна Дамаскина, или «Больничная». Каменная часовня Святой Троицы была построена на том месте, где, по преданию, преподобному Александру Свирскому явилась Пресвятая Троица.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (Любимов Алексей Артемьевич; 1641, Тюмень - 6.09.1702, Холмогоры), архиеп. Холмогорский и Важский, духовный писатель и полемист. Род. предположительно в казачьей семье, по нек-рым сведениям, до пострига был близок к старообрядцам. В 1666 г. принял монашество в Далматовом мон-ре , его духовным отцом был основатель старец Далмат, в мон-ре А. составил толкование на Псалтирь. В 1666 г. А. был определен в тобольский архиерейский дом, где пребывал до 1674 г. сначала в должности крестового архиерейского иеродиакона, затем ризничего, в 1668 г. сопровождал Тобольского архиеп. Корнилия в Москву. В авг. 1674 г. вернулся в Далматов мон-рь, где вскоре состоялось рукоположение А. во иеромонаха и возведение в сан игумена - настоятеля мон-ря. А. также надзирал за благочинием (в частности, за совершением богослужений по новоисправленным книгам (см. Книжная справа никоновская )) в окрестных приходах. В 1677 г. по неизвестной причине был сослан в Спасский мон-рь в Енисейском остроге, в дек. того же года, получив прощение митр. Корнилия, вернулся в Далматов мон-рь. В авг. 1679 г. А. в числе неск. посланцев по поручению старца Далмата отправился в Москву с челобитной на имя царя о монастырских нуждах. В столице он стал Патриаршим крестовым иеромонахом. В марте 1682 г. хиротонисан во архиепископа на новообразованную Холмогорскую кафедру. Задержался в Москве для участия в погребении царя Феодора Алексеевича († 27 апр. 1682), венчании на царство Иоанна V и Петра I Алексеевичей (25 июня), в прениях со старообрядцами, проходивших в Грановитой палате (5 июля). Сразу после прений по поручению Патриарха Иоакима А. написал «Увет духовный» с целью опровержения старообрядческой челобитной, книга была издана уже в сент. 1682 г. Прибыв в Холмогоры 18 окт. 1682 г., А. энергично принялся за организацию церковной жизни в епархии, особо следил за совершением богослужений по новоисправленным книгам, противодействовал распространению раскола (мерами духовного убеждения и с помощью светской власти), в июне 1683 г. посетил Соловецкий мон-рь . При А. в Холмогорах и окрестностях началось активное каменное строительство: воздвигнут кафедральный Преображенский собор (1683-1691), в Холмогорах основан Успенский жен. мон-рь (1688).

http://pravenc.ru/text/76904.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010