По-видимому, в связи с этими событиями сформировалась и приобрела популярность композиция с фигурами 2 самых чтимых святых города - М. Я. и свт. Арсения, представленных в молении Спасителю. Древнейшая известная икона такого типа, скорее всего происходившая из Твери, упоминается в описи Троице-Сергиева мон-ря 1641 г. (РГБ. Ф. 173/II 225 (М 7397). Копия 1922 г. с подлинной рукописи Сергиево-Посадского музея-заповедника (инв. 289). С. 67; находилась в Троицком соборе). За пределами Тверской епархии подобные произведения встречались редко (показательно, что они не упомянуты в описи Образной палаты царя Алексея Михайловича), но в самой Твери этот иконографический вариант получил развитие. Ок. 1674 г. образ свт. Арсения, еп. Тверского, и М. Я. в молении Спасу «во облоце» был написан на одном из фасадов каменной Владимирской башни Тверского кремля, сооруженной архиеп. Иоасафом (Писцовая и межевая книга Твери. 2014. С. 9). Аналогичная икона, согласно описи, датированной 1602 г., но, судя по содержанию, составленной во 2-й пол. XVII в., находилась в Архангельском соборе г. Микулина (ныне с. Микулино Лотошинского р-на Московской обл.) (Микулинская летопись, сост. по древним актам от 1354 до 1678 г. М., 1854. С. 48). Возможно, уже в этих произведениях Тверские чудотворцы, подобно многим другим рус. святым, изображавшимся со своими обителями и городами, были представлены на фоне Твери - ее кремля и собора. К этому варианту относилось гравированное изображение на утраченной водосвятной чаше 1687 г. ( Попов. 1993. С. 45, 46. Ил. 36; указано, что она хранится в ТГОМ). Самым известным памятником такого типа является пядничная икона из собрания П. И. Щукина (ТОКГ; поступила в музей в 1893; Попов. 1993. Табл. 182). Святые представлены в молении образу «Преображение Господне» в облаках; свт. Арсений, как и в др. памятниках этого типа, показан на более почетном месте - он стоит справа от Спасителя. М. Я. изображен в соответствии с установившейся местной традицией. Между фигурами святых размещена панорама Тверского кремля со стенами, воротной башней, 5-главым собором и ярусной колокольней.

http://pravenc.ru/text/2563780.html

Pentru ajutorul acordat la construcia  bisericii „Sfântul Alexandru Nevski”, s. Apraksin, raionul Kirov, regiunea Leningrad, vicedirectorul general al filialei  „Gazprom” V.V. Krasnov  a fost decorat cu ordinul sfântului cuviosului cneaz Daniil al Moscovei de gradul III. Credincioilor li s-au împrit iconie ale cuviosului Alexandru Svirski în faa Sfintei Treimi cu binecuvântarea Patriarhului. Mnstirea de clugri „Sfânta Treime” a sfântului Alexandru Svirski este situat în raionul Lodeinoe Pole al regiunii Leningrad i aparine Eparhiei de Tihvin. Sfinitul egumen al mnstirii este episcopul de Tihvin i Lodeinoe Pole Mstislav, lociitor - egumenul Antonii (Gutnik). Este fondat la finele secolului al XV-lea de cuviosul Alexandru Svirski, care a devenit primul egumen al mnstirii. Este numit în cinstea Sfintei Treimi i a însui cuviosului. Înc în timpul vieii fondatorului mnstirii au început s se creeze dou complexe arhitecturale monastice, dislocate alturi, Complexul  „Sfânta Treime” include catedrala „Sfânta Treime” (1694-1698), biserica „Acopermântul maicii Domnului” (1533-1585), clopotniele (1647-1674), biserica „Sfântul cuviosul Ioan Damaskin” (1718), blocurile de chilii (1670). Complexul monastic”Schimbarea la Fa a Mântuitorului” unete un paraclis de asupra fântânii (de sfinire a apei) (1791), Porile sfinte cu biserica „Sfântul Nicolae” de asupra porilor i un bloc pentru egumen (1780-1791), catedrala „Schimbarea la Fa a Mântuitorului” (1641-1644), capela „Sfânta Treime” (1899), clopotnie (19031904), blocurile de chilii. Biserica „Acopermântul Maicii Domnului” cu trapez este cea mai veche construcie în piatr pstrat la mnstire. A fost construit cu participarea a însui cuviosului Alexandru Svirski în anul 1533, ctitorit de arul Vasilii III. În catedrala „Schimbarea la Fa a Mântuitorului”, la altarul în cinstea sfântului cuiosului Alexandru Svirski se odihnesc moatele neputrezite ale fondatorului mnstirii. Catedrala din piatr „Sfânta Treime” se afl pe locul unei biserici din lemn, ridicat personal de cuviosul Alexandru. Catedrala este construit în stilul arhitectural de Nijni Novgorod  dup modelul catedralei „A Semnului” din Novgorod, este împodobit de fresce.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4436347...

   Иосиф 1237—1240.     В Киеве и Владимире по переменно:    Кирилл II 1243—1280.     Во Владимире:    Св. Максим Грек 1283—1305.    Св. Петр с 1368 по 1325 по Владимире, с 1325—1326 в Москве.     В Москве    Св. Феогност 1328—1353.    Св. Алексий 1354—1378.    Св. Киприан 1380—1385. Пимен 1385—1390.    Св. Киприан вторично 1390—1406.    Св. Фотий 1410—1431 (рукоположен 1408).,    Исидор 1437—1441.    Сн. Иона 1449—1461.    Феодосий 1461—1465.    Филипп I 1465—1473.    Геронтий 1473—1489.    Зосима 1491—1494.    Симон 1496—1511.    Варлаам 1511—1522.    Даниил 1522—1539.    Иоасаф 1539—1543.    Макарий 1543—1564.    Афанасий 1564—1566.    Св. Филипп II 1566—1569.    Кирилл III 1570—1577.    Антоний 1577—1580.    Дионисий 1581—1586. Патриархи    Иов с 1586 митрополит, с 26 января 1589—1605 патриарх.    Игнатий лжепатриарх 1605—1606.    Гермоген 1606—1612.    Междупатриаршество 1612—1619.    Филарет Никитич 1619—1633.    Иоасаф I 1634—1641.    Иосиф 1642—1652.    Никон 1652—1658.    Питирим митрополит крутмцкий правитель 1658—1667.    Иоасаф II 1667—1672.    Питирим 1672—1673.    Иоаким 1674—1690.    Адриан 1690—1700.    Стефан Яворский местоблюститель патриаршего престола 1700—1721.    С 1721 Св. Синод в Петербурге. Императоры в Петербурге    Петр I 1721-1725.    Екатерина I Алексеевна1725—1727.    Петр Алексеевич 1727—1730.    Анна Иоанновна 1730—1740.    Иоанн VI Антонович 1740—1741.    Елисавета Петровна 1741—1761.    Петр III Феодорович 1761—1762.    Екатерина Алексеевна 1762—1796.    Павел I Петрович 1796—1801.    Александр I Павлович 1081—1825.    Николай I Павлович 1825—1855.    Александр II Николаевич 1855-    Каталог сей не полон за 17 и 18 века по недостатку источников. Дополнения Часть II. Заметки    Стран. 8 внизу: при сравнении службы 4 января апостолам со сниском их в четиих славянских минеях оказывается, что в службе не поминаются находящиеся в минеях: Симеон, Тимофей, Онисим, Епафрас, Архипп, напротив есть Кесарь, Кифа и Матфий, которых нет в минеях. Климент по Дорофееву списку и греческому синаксарю (10 сент. и 22 апр.) есть епископ Сардики, а по славянским минеям 4 янв. епископ Рима.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В 1620-х гг. оба храма, трапезную и кельи сменили новые, которые в 1636 г. сгорели при пожаре. В 1638 г. монастырь перенесли на другое место и построили в нем трапезную с храмом Успения Пресвятой Богородицы и кельями. В том же году, узнав о нападении польского войска на Мгарский монастырь (основан владыкой Исаией в 1619-1624 гг.), густынские иноки оставили свою обитель, и ушли в Московию. В 1639 г. монастырь был возрожден и окружен защитным рвом, тогда же обитель посетил митрополит Киевский свт. Петр Могила. Ее жертвователем в это время выступил правитель Молдовы Василий. В 1641-1644 гг. здесь вновь был выстроен храм Св. Троицы. В разные дни 1654 г. обитель посетили патриархи: Константинопольский – свт. Афанасий Пателарий, и Антиохийский – Макарий с сыном архидиаконом Павлом Алеппским (последний отметил в дорожных записях, что увиденный им здесь иконостас храма Св. Троицы многократно превосходил великолепием бывшие в то время иконостасы Киево-Софийского собора и Успенского собора Киево-Печерской Лавры). В 1671 г. часть обители вновь уничтожил пожар, после чего здесь начали каменное строительство: в 1674 г. заложен храм Св. Троицы, в 1675 г. его освящение совершил Черниговский архиеп. Лазарь Баранович, который во время торжества рукоположил во иеромонаха будущего свт. Димитрия Ростовского (Туптало, †1709) ; на рубеже XVII-XVIII вв. построены трапезная с храмом Успения Пресвятой Богородицы, ограда, башня св. ворот с надвратным храмом свт. Николая Мирликийского, храм свв. апп. Петра и Павла, корпус настоятеля с северными воротами и домовым храмом св. вмц. Варвары (последние 3 сооружения включены в ограду); обитель стала образцовым архитектурным ансамблем в стиле украинского бароко. В XVII-XVIII вв. в обители составлены «Густынская летопись» и «Летопись Густынского монастыря», которые признаны важными источниками отечественной истории. В 1697 г. прилуцкий полковник Дмитрий Горленко перенес в крипту храма Св. Троицы прах своего отца – прилуцкого полковника Лазаря Горленко (убит в Крымском походе 1687 г. казаками, поднявшими бунт при известии о смене гетмана), и украсил наместную храмовую икону Божией Матери серебряной позлащенной ризой; на его же средства построены монастырские стены и храмы свт. Николая и свв. апп. Петра и Павла (1693-1708); обитель посещал его внук Иоаким – будущий свт. Иоасаф Белгородский (†1754) , отец которого, Андрей, был женат на дочери гетмана Даниила Апостола Марии.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

С сайта: www.alexandrov-obitel.ru/История Александровской земли/Церкви/Рюминское Село Рюминское было завещано великим князем Василием Васильевичем Тёмным (1415-1462) жене, княгине Марье (дочери Ярослава Владимировича, удельного князя малоярославецкого), с которой он состоял в браке с 1433 г. У них родились Юрий, Иван (будущий Иоанн III), Юрий Младший, Андрей Большой Горяй, Семён, Борис, Андрей Меньшой, Анна. В 1485 г. Марья Ярославна умерла. Почти до конца XVII в. Рюминское оставалось в числе государевых дворцовых вотчин. В документах оно уже в середине XV в. называется селом, значит, в нём была церковь. В патриарших окладных книгах под 1628 г. записано: «Церковь святых чудотворцов Козмы и Дамиана в селе Рюминском… дани десять алтын с полушкою, по наказу гривна». Подобными записями церковь отмечена в 1641, 1642, 1654, 1692, 1712 и 1746 гг., что свидетельствует о её непрерывном существовании. По писцовым же книгам 1674-1678 гг.,в Рюминском с деревнями значатся 114 дворов крестьянских, 2 бобыльских, 41 пустых, земли 1416 чети на поле, сена 3479 копен, лесу повёрстного на версту в длину и ширину. В 1676 г. царь Феодор Алексеевич во время своего богомольного похода в Переславль-Залесский ночевал в Рюминском. В книге Сытного двора около того же времени записано, что в селе на пустоши Горьево построены винокурня и мельница на р. Серой. В 1679 г. они отданы Успенскому монастырю Александровской Слободы. В 1688 г. цари Пётр и Иоанн Алексеевичи пожаловали Рюминское своему ближнему боярину, ставшему тестем царя Иоанна, Фёдору Петровичу Салтыкову «с деревнями, со крестьяны и с пустошьми, с пашнею, с сенные покосы и со всеми угодьями», «в род неподвижно» с правом продать, заложить и назначить в приданое, только не отдавать в монастырь по душе, в случае же отсутствия прямых наследников вотчина будет отписана на государя. Фёдор Петрович Салтыков, сын доверенного лица царя Алексея Михайловича боярина Петра Михайловича Салтыкова (ум. 1690), руководившего судом над патриархом Никоном, был комнатным стольником.

http://sobory.ru/article/?object=06589

Естественно, что всюду встречаемое духовенством унижение, выросши из его материальных нужд и невежества, равно –  как из предоставленного мирянам участия в церковных делах, само стало в ряд с эти условиями и все они вместе вырабатывали из духовенства (преимущественно сельского) угнетенный и забитый класс со слабым самомнением и сильным терпением, с узким кругом деятельности и вялою энергией в исполнении своего великого назначения. § 9. Перечень патриархов. Патриарх Иов За все время существования в Москве патриаршей кафедры ее занимали преемственно 11 патриархов, вступая в управление Церковью или непосредственно один за другим, или с промежутками (междупатриаршество): Иов (1589 – 1605 г.), Игнатий (1605 – 1606 г.), Гермоген (1606 –  1612 г.), Филарет (1619 – 1634 г.), Иоасаф I (1634 – 1641 г.), Иосиф (1642 – 1652 г.), Никон (1652 – 1667 г.), Иоасаф II (1667 – 1672 г.), Питирим (1672 –1673 г.), Иоаким (1674 – 1690 г.) и Адриан (1690 – 1700 г.). Патриарх Иов, в миру Иоанн, происходил из г. Старицы, от посадского человека; в детстве обучался грамоте в старицкой Успенской обители; там же постригся и получил место архимандрита. В 1571 г. он переведен в подмосковный Симонов монастырь и в 1575 – в московский Новоспасский. После этого он быстро возвышался по степеням высшей иерархии: в 1581 г. рукоположен в коломенского епископа, в 1586 г. перемещен на ростовскую кафедру, в 1587 г. – на московскую митрополичью и 1589 г. получил сан патриарха. По своему характеру он был человек мягкий, кроткий и склонный к аскетизму. Он имел богатую память, красивый голос, любил совершать богослужение и так величественно совершал его, что некоторые современники говорили о нем: «прекрасен в пении и во чтении, яко труба дивна всех веселяя, услаждая и умиляя до слез». В церковной деятельности он мало чем заявил себя: рукоположил в сан митрополичий и архиепископский бывших в России архиепископов и епископов, поставил новых для Пскова и Корелии; для надзора за московским духовенством учредил в Москве 8 поповских старост, с 32 десятскими дьяконами и дал им письменный наказ с определением их обязанностей; для наблюдения же за ними назначил 4 протопопов (1592 г.); когда поповские старосты и десятские диаконы переставали исполнять свои обязанности, он призывал их к себе и увещевал; в 1604 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

13 Труд Киево-Печерского монаха Афанасия Кальнофойского, изданный в 1638 г., также на польском языке. Трудолюбивый собиратель исчисляет до 64-х чудес, ему современных (1594–1638), и приводит клятвенное свидетельство, что требовалось от каждого сообщающего о чуде, с ним свершившегося. Описание Киево-Печерской Лавры стр. 95, 96. 15 По сообщениям, распространявшимся до половины XVII века, из римской коллегии вышли следующие униатские митрополиты: Велямин Руцкий (1613–1637), Рафаил Корсак (1637–1641), Антоний Селява ( с 1642 г.), Киприан Жоховский (с 1674); архиепископы: смоленские – Лаврентий Кревша, Андрей Злотый и полоцкий Николай Лосоцкий; епископы: владимирский на Волыни – Иероним Гроховский, луцкий – Иеремия Почаповский, пинский – Пахомий Оранский, туровский – Алексей Дубович и коадъютор виленский Маркиаи Тризна. Allat. de Eccles. occident. et orient. perpetua consensione p. 987 et sequ. 16 Описание Киево- Софийского собора стр. 153. – Кассиан Сакович в своем сочинении «О заблуждениях Русской Церкви». Впрочем, вскоре эта семинария пришла в упадок, – как свидетельствует тот же Сакович, – от того, что учителя не хотели трудиться, каждый спешил занять какое-нибудь место повыгоднее и почетнее. А вероятной причиной упадка можно полагать и то, что сумма, собранная на семинарию, во время войны 1630 г. с казаками была ими перехвачена, как о том свидетельствует Галицкая Летопись. Русский исторический сборник III стр. 246. 17 Гаврил Домецкий пишет: «Послал Петр Могила со всей коллегии киевской в Царьград к святому патриарху, просить у него благословения открыть школы в Киеве латинских и польских училищ, и прежде избрав монахов угодных, отправил в разные государства для изучения наук, среди которых был покойный Иннокентий Гизель». Письмо к новгородскому митрополиту Иову, в конце XVII в. 18 См. четыре записи, относящиеся к этому делу, в «приложениях к Описанию Киево-Печерской Лавры» стр. 15–31. Из первой, заключенной 15 июня 1631 г. в городе Львове, в братской церкви «пред престолом Господним», видно, что в число ученого лаврского братства тогда были приняты: иеромонах Исаия Трофимович и монах Сильвестр Коссов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Вязьма поступила в Крутицкую епархию сразу после перехода на московскую сторону. С ней поступил весь тогдашний Вяземский округ, заключавший в себе, начиная от р. Угры, нынешний Вяземский уезд, части Дорогобужского, Ельнинского, Сычевского и весь Юхновский. В начале XVI в. в самой Вязьме был дом крутицкого владыки. В той же зависимости по церковному управлению она оставалась во все время польского владычества над Смоленском с 1611–1654 год 468 . В первой четверти XVII века, кажется, вполне определился состав Крутицкой митрополии. Из нынешних калужских городов ей принадлежали Козельск, Лихвин, Мещовск, Перемышль с некогда славными, а теперь заштатными городами Воротынском и Серпейском; из тульских: Белев, Одоев, Новосиль и Чернь; из орловских: Болхов, Мценск и Ливны (основ. 1586 г.) 469 ; из смоленских: Вязьма и Дудинская волости (ныне села Юхновск. у.). В пределах нынешней Моск. губ. ей принадлежала Загородная десятина от Звенигородской по Боровскую дорогу 470 . Крутицкая епархия во второй половине XVII в. является почти с тем же составом городов. По разным уцелевшим подлинным делам крутицкого архиерейского казенного приказа второй половины XVII в. видно, что Крутицкой митрополии принадлежали: 1 – Козельск (документы от 1674–1695 г) с 54 церквами (число церквей относится к 1692 г.); 2 – Серпейск (1670–1701) с 20-ю церквами; 3 – Мещовск (1629–1698) с 45 церквами; 4 – Воротынск (1678–1697 г.) с 20 церквами; 5 – Перемышль (1683–1698) с 24 церквами; 6 – Лихвин (1683–1697 г.) 24 церкви; 7 – Белев (1641–1695 г.) 70 церквей; 8 – Одоев (1679–1692 г.) 38 церквей; 9 – Новосиль (1683–1698 г.) 38 церквей; 10 – Болхов (1650–1695 г.) 35 церквей; 11 – Мценск (1683–1694 г.) 45 церквей; 12 – Ливны (1628–1698 г.) 41 церковь ; 13 – Чернь (1689–1693) 23 церкви; 14 – Вязьма (1679–1699 г.) 82 церкви; 15 – Дудинские волости за 1692 г. с 20 церквами и Чернавск (1688–1698) с 12 церквами 471 . Чернавск основан в 1627 г. на р. Чернаве, впадающей в Сосну в Оргольском стане, Елецкого уезда, от Ельца в 40 верстах, на елецкой стороне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Уже сам список имён защитников сущностного преложения впечатляет: Георгий Корессий (ок. 1566/70 – после 1659/60) и его друг Григорий Мирмегузиан (XVII bek), Андрей Ставрин, Неофит Родин (ок. 1576/77–1659), Мелетий Сириг (1585–1663), Висарион Макрис, Александр Маврокордат, Максим Маргуний, Николай Комнин Пападопул, Димитрий Пепан (ок. 1621 – после 1696), Николай Спафарий-Милеску (ок. 1625/35–1708/14), Севаст Кименит (1630–1702), Викентий Дамод (ок. 1710–1752), Афанасий Парийский (1721–1813), архиепископ Никифор Феотокис (1731–1800) и митрополит Филадельфийский Гавриил Севир (ок. 1540/41–1616) (некоторое время жил в Венеции) 81 . В этот список мы не включили тех греческих авторов, которые получили латинское образование, а также униатов, среди которых тоже были полемисты с протестантскими евхаристическими идеями. Кроме того, в список не вошли православные авторы, которые защищали действительность сущностного литургического преложения, не используя термин μετουσωσις. На защиту пресуществления выступили патриархи: Гehhaдuй II Схоларий, Нектарий Иерусалимский (1605–1676), Досифей Иерусалимский (1641–1707), Uepeмuя II, Мелетий Пигас (1549–1601), Meфoдuй III, Napфehuй II Старец (1644–1646 и 1648–1651), Дuohucuй IV. В России православное учение о Евхаристии защищали следующие богословы: братья Лихуды – Иоанникий (ок. 1633/35–1717) и Софроний (1652/57–1730), Паисий Лигарид (ок. 1609–1678), святитель Петр Могила (1596–1646), патриарх Иоаким (1674–1690). Взгляды Лукариса были осуждены следующими Соборами: Константинопольским 1638 года, Киевским 1640 года, Ясским 1642 года, Константинопольским 1672 года, Иерусалимским 1672 года, Константинопольским 1691 года 82 . На Соборе 1691 года протестантские евхаристические доктрины и все, кто впредь будут их сторонниками, преданы анафеме. В XVIII beke эта анафема была внесена в Синодик Недели Торжества Православия. К примеру, в Архангельском чине Торжества Православия сказано: «Неверующий, яко в тайне Евхаристии Святой, или Причащения, хлеб квасный пшеничный в Тело Христово, вино же лозное в Кровь Христову действием Святого Духа претворяются и пресуществуются, кроме видов. И яко по пресуществении под видами хлеба и вина истинное есть Тело Христово и истинная Кровь Христова. И Сам Христос Господь истинно существенно и вещественно в тайне сей пребывает, яко Агнец за грехи мира Таинственне закалаемый и в Жертву Богу Отцу приносимый. Того ради Хлеб святый в сей тайне Агнец и нарицается. Сему Таинству неверующий и Боголепной чести, яко Самому Богу не воздающий и не покланяющиеся, анафема» 83 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

Феодор Борисович 1605. Лжедимитрий 1605–1606. Василий Иоаннович Шуйский 1606–1610. Междуцарствие 1610–1613. Михаил Феодорович Романов 1613–1645. Алексий Михайлович 1645–1676. Феодор III Алексеевич 1676–1682. Иоанн V и Петр I Алексеевичи 1682–1689. Петр I царь 1689–1721. Митрополиты В Киеве: Св. Михаил 988–992. Леонтий 992–1008. Иоанн I 1008–1035. Феопемпт 1035–1049. Св. Иларион 1051–1054. Ефрем 1055. Георгий 1062, † после 1072. Св. Иоанн II 1077–1088. Иоанн III 1089–1090. Св. Ефрем 1091–1096. Николай 1097–1104. Никифор 11104–1121. Никита 1122–1126. Вдовство 1126–1130. Михаил 1130–1145. Климент 1147–1155. Константин I 1156–1159. В Киеве же: Феодор 1161–1163. Иоанн IV 1164–1066. Константин II 1167, † после 1172. Никифор II упомин. с 1182–1197. Матфей упоминается в 1201, † 1220 г. Кирилл I 1224–1233. Иосиф 1237–1240. В Киеве и Владимире по переменно: Кирилл II 1243–1280. Во Владимире: Св. Максим Грек 1283–1305. Св. Петр с 1368 по 1325 по Владимире, с 1325–1326 в Москве. В Москве Св. Феогност 1328–1353. Св. Алексий 1354–1378. Св. Киприан 1380–1385. Пимен 1385–1390. Св. Киприан вторично 1390–1406. Св. Фотий 1410–1431 (рукоположен 1408)., Исидор 1437–1441. Сн. Иона 1449–1461 . Феодосий 1461–1465. Филипп I 1465–1473. Геронтий 1473–1489. Зосима 1491–1494. Симон 1496–1511. Варлаам 1511–1522. Даниил 1522–1539. Иоасаф 1539–1543. Макарий 1543–1564. Афанасий 1564–1566. Св. Филипп II 1566–1569. Кирилл III 1570–1577. Антоний 1577–1580. Дионисий 1581–1586. Патриархи Иов с 1586 митрополит, с 26 января 1589–1605 патриарх. Игнатий лжепатриарх 1605–1606. Гермоген 1606–1612. Междупатриаршество 1612–1619. Филарет Никитич 1619–1633. Иоасаф I 1634–1641. Иосиф 1642–1652. Никон 1652–1658. Питирим митрополит крутмцкий правитель 1658–1667. Иоасаф II 1667–1672. Питирим 1672–1673. Иоаким 1674–1690. Адриан 1690–1700. Стефан Яворский местоблюститель патриаршего престола 1700–1721. С 1721 Св. Синод в Петербурге. Императоры в Петербурге Петр I 1721–1725. Екатерина I Алексеевна1725–1727. Петр Алексеевич 1727–1730.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010