К 1-й пол. XVII в. в Д. м. был деревянный шатровый храм в честь Успения Пресв. Богородицы «на подклетях... о двунатцати стенах». «На передних стенах» Успенской ц. был освящен придел во имя прп. Сергия Радонежского. У церкви имелась паперть. В описях 70-х гг. XVII в. деревянный Успенский храм уже не упоминается. Согласно надписи на иконе Успения Божией Матери, присланной в Д. м. патриархом Московским Иоакимом , летний каменный Успенский собор с теплым приделом свт. Николая Чудотворца был построен на месте обветшавшей деревянной церкви и освящен 2 февр. 1677 г. В описании архим. Макария (Миролюбова) указываются размеры каменной Успенской ц.: «В длину 5 саж. 3 четверти аршина, в ширину 5 саж. 1 аршин с четвертью; алтарь длиною в 2 саж., а в приделе в 6 саж. с небольшим». У храма имелось 2 крыльца-паперти. В руинированном состоянии он пребывал с 1938 до 2007 г. В описях Д. м. 20-70-х гг. XVII в. значится и др. теплая деревянная (с 1672 соборная) ц. во имя свт. Николая Чудотворца с трапезной. На берегу Оки «под монастырем» стояла шатровая на подклете теплая ц. во имя прор. Илии с приделом во имя блж. Василия Московского. С 1672 г. и в течение 1-й пол. XVIII в. на деревянных св. вратах Д. м. находилась ц. в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Начиная с архим. Макария (Миролюбова) в нижегородской краеведческой лит-ре сложилась неверная датировка постройки каменной колокольни Д. м.- кон. XVI в. В качестве доказательства архим. Макарий приводил текст надписи, высеченной на ее вост. стене: «Лета 7101 (1593) году достроена колокольня при игумене Евфимии». Однако, судя по описям XVII в., каменной колокольни в Д. м. тогда еще не существовало. С 20-х гг. XVII в. «колокольница» с 6 колоколами и «часы боевые» находились над св. вратами. Каменная колокольня, вероятно, была возведена вместе с Успенским собором в 1677 г., при игум. Евфимии II (а не Евфимии I). К 1764 г. на монастырском дворе стояли каменные архимандричьи кельи «под одну крышу» с кладовой, келарской, хлебопекарней, поварней и келейные постройки. Вне стен Д. м. располагались различные службы, нек-рые, преимущественно деревянные, по распоряжению Нижегородского архиерея в 1753 г., еще до упразднения мон-ря, были перенесены в Н. Новгород, др. проданы или обветшали.

http://pravenc.ru/text/180541.html

Местное почитание В. Х. отмечается уже в XIII в. (по-видимому, тогда была создана 1-я редакция жития), в нач. XV в. возникла 2-я редакция, дополненная рассказом о чудесах, совершавшихся при гробнице святого. В 1410 г. по молитвам к В. Х. исцелился кн. Константин Дмитриевич, младший брат вел. кн. Василия I . В 1-м десятилетии XV в. на печати игумена Хутынского монастыря появилось поясное изображение В. Х. В 1410 г. в расположенном поблизости от Хутынской обители Лисицком во имя Рождества Богородицы муж. мон-ре была построена надвратная ц. во имя В. Х., в 1445 г. каменный храм с таким же посвящением появился в Хутынском мон-ре. В 1440 г. при Новгородском архиеп. св. Евфимии II были освидетельствованы мощи В. Х., оставленные под спудом. По инициативе свт. Евфимия Пахомий Логофет (Серб) составил новую переработку жития В. Х., дополнил его лит. вступлением и рассказом о 4 чудесных исцелениях, совершившихся по молитвам к святому. Пахомий написал также Похвальное слово и канон В. Х. Пахомиевская редакция жития вместе с 1-й (Проложной) редакцией вошла в состав Великих Миней-Четий митр. св. Макария . В Четьях-Минеях митр. св. Димитрия (Туптало) использована Проложная редакция, дополненная описанием чудес из текста Пахомия. После того как в 1460 г. у гроба В.Х. был воскрешен из мертвых постельничий вел. кн. Василия II Васильевича - Григорий Тумгень, почитание В. Х. вышло за пределы Новгорода, о чем свидетельствует устройство в 1461 г. в московской ц. Иоанна Предтечи престола во имя преподобного. В 1471 г. вел. кн. Иоанн III Васильевич ходил походом на Новгород и побывал в Хутынском монастыре. Согласно Распространенной редакции жития В. Х. (1526), когда Иоанн III приказал игум. Нафанаилу сдвинуть плиту с гробницы преподобного, из-под земли «изошел огонь», «от дыму стены церковныя попалишася» и князь выбежал из собора, бросив свой посох (в XIX в. его показывали в мон-ре). Благоговейным почитателем памяти В. Х. был вел. кн. Василий III Иоаннович , принявший перед смертью схиму с именем Варлаам. По повелению вел. князя в 1515 г. на месте разобранного Спасо-Преображенского храма (XII в.) в Хутынском мон-ре был построен новый собор. Летописи сообщают о чуде, совершившемся в правление Василия III по молитвам В. Х. и прп. Сергия Радонежского. Во время нападения в 1521 г. крымского хана Магмет-Гирея на Москву инокине кремлевского Вознесенского мон-ря было видение: Московские святители хотели изнести из Кремля Владимирскую икону Богоматери , но были умолены преподобными Сергием Радонежским и В. Х., и святыня была возвращена, Москва избавилась от разорения (ПСРЛ. СПб., 1913. Т. 21. Ч. 2. С. 600-602). Житие В. Х. рассказывает о его явлении Василию III, святой попросил вел. князя прислать в неск. новгородских мон-рей достойных настоятелей, что и было исполнено. В 1533 г. перед ракой преподобного сама собой зажглась свеча, воск от нее был послан вел. князю.

http://pravenc.ru/text/154255.html

Приписная церковь: Дуниловская Казанская, 1905 года, каменная. Престолы в честь: иконы Божией Матери «Казанская» - главный, прп. Сергия Радонежского, Воздвижения Креста Господня. Построена взамен деревянной церкви 1712 года. В 1788 г. в приходе числилось 2305 человек, в 1868 г. - 4850. Указом Св. Синода от 30 ноября 1912 г. за в связи с избранием протоиерея Иоанна Гвоздева в члены Государственной Думы четвёртого созыва, на время его думских полномочий, открыта вакансия третьего священника при соборе, с предоставлением права пользования всеми причитающимися по собору кружечными и другими доходами на всё время пребывания протоиерея Гвоздева в Государственной Думе. Клировая ведомость Никольского Сретенского собора Вологодской епархии за 1840 год 1) Церковь построена: теплая нижняя каменная в 1790 году и верхняя холодная в 1835 году. Церкви освящены, о начале и случае ея существования в приходе ни письменных документов, не преданий устных не имеется. 2) Зданием холодная выстроена над теплою, посредством галереи обединяются с колокольнею каменной же; церковь и колокольня крепки. 3) Престолов в холодной престол во имя иже во св. отца нашего Николая архиепископа Мирликийского Чудотворца; в теплой находятся два - настоящий во имя Сретения Господня, а другой во имя св. муч. Флора и Лавра, находящийся на полуденной стороне в трапезе. 4) Утварью во всем достаточна. […] 5) По штату при ней положены: причта положено трем клирам, вместо же третьего священника определено было в 1790 году быть протоиерею. 6) Жалования положено: на содержание священнослужителей ни постоянного денежного дохода, ни положенной руги не получается, банковых билетов … не имеется … 7) Кружечных доходов: в кружку получено серебром 302 р. 15 коп. 8) Другие источники содержания членов причта и количество поступающего от них дохода: получено в сем году на весь причт при соборе на 415 р. 90 к. Содержание скудное. 9) Земли при церкви состоит: земли при сей соборной церкви никакой не имеется, кроме огородной градской плановой.[…]

http://sobory.ru/article/?object=02739

Проект собора принадлежит проф. Академии художеств архит. М. Т. Преображенскому. А. Н. с.- это построенный в неорус. стиле, трехапсидный, крестово-купольный в плане храм (58 ´ 51 кв. м; высота ок. 58 м) с пятиглавым завершением. главный престол освящен во имя св. блгв. кн. Александра Невского, юж. придел - во имя прп. Сергия Радонежского, сев.- во имя св. равноап. кн. Владимира. Собор выстроен из известняка и облицован кирпичом, его отличает богатое декоративное убранство, к-рое придает всему облику храма торжественно-нарядный вид. Фасады украшены мозаиками работы архит. А. Н. Фролова. Роспись интерьера выполнена по эскизам Преображенского. Иконы для иконостасов написаны в 1889-1899 гг. в мастерской акад. А. Н. Новоскольцева, по его же эскизам исполнены витражи центрального алтаря с изображениями Спасителя, Божией Матери и св. Иоанна Предтечи. В апсиде главного придела помещена композиция «Причащение апостолов», выполненная М. М. Васильевым по образцу алтарной мозаики собора Св. Софии Киевской. Икона св. блгв. кн. Александра Невского из Александро-Невского собора в Таллине. Кон. XIX–haч. XX в. Икона св. блгв. кн. Александра Невского из Александро-Невского собора в Таллине. Кон. XIX–haч. XX в. После образования Эстонской Республики автономная Эстонская Церковь в 1923 г. вошла в юрисдикцию К-польского Патриархата. Были образованы Таллинская епархия с эст. приходами и Нарвская - с преобладанием русскоязычной паствы, в юрисдикции к-рой находился А. Н. с. В 20-х гг. XX в. в Эстонии началась кампания за снос А. Н. с.- «памятника русского насилия». В 1924 г. поднялся вопрос о перестройке А. Н. с. и всей территории Тоомпеа в «Пантеон эстонской независимости». Проект не был реализован. В окт. 1928 г. в Гос. Собрание был внесен законопроект о разрушении собора к 1 мая 1929 г. 23 окт. 1929 г. еп. Печерский Иоанн (Булин), неск. пасторов Евангелическо-лютеранской Церкви Эстонии , представители правосл. населения Эстонии и даже лютеранская общественность направили главе гос-ва и председателю Гос.

http://pravenc.ru/text/АЛЕКСАНДРА ...

Храмов в обители четыре, и все они каменные: соборный в честь Казанской иконы Божией Матери, другой во имя прп. Сергия Радонежского и, наконец, храм во имя Всех Святых. Управляет монастырем архимандрит. Ново-Серафимовская пустынь в Саранском уезде. Ново-Серафимовская пустынь расположена при селе Тепловке, Саранского уезда, в имении, которое пожертвовано саранским мещанином Желудовым. Возникла эта пустынь очень недавно: определение об ее учреждении состоялось в Синоде в марте 1905 года. Пустынь мало-помалу устраивается и увеличивается. Управляет обителью игумен. Петропавловский монастырь в Саранске. Общежительный монастырь этот находится в самом городе Саранске. Основана обитель в конце XVII столетия, по благословению Московского патриарха Адриана. В последствии к ней был присоединен еще один монастырь – Ильинский-Богоявленский. Петропавловской она стала именоваться тогда, когда в ней был построен и освящен новый храм во имя свв. Петра и Павла. Кроме этой в монстыре имеется еще несколько церквей. Главная святыня его – очень древняя копия с подлинной чудотворной Владимирской иконы Божией Матери. Управление в Петропавловском монастыре игуменское. Спасо-Преображенский монастырь в Краснослободском уезде. Спасо-Преображенский нештатный общежительный монастырь находится в 5 верстах от уездного города Краснослободска. Местоположение его весьма красивое и живописное: он расположен среди густого высокого соснового леса на берегах рек Рябки и Мокши, из которых первая протекает через монастырский сад. Напоминая, отчасти, Саров своим местоположением, Преображенская обитель имеет, однако, то преимущество, что, вследствие немноголюдства, в ней царит тишина, столь душеспасительная для человека, располагающая его к благочестивым размышлениям, и красота в ней не заслоняется, как в Сарове, многочисленными зданиями и храмами. Основание этого монастыря относится к половине XVII века, когда старец Дионисий получил грамоту на это (в 1655 году). Неизвестно, кто был этот старец и откуда он пришел; не принес он с собой ни денег, ни каких-либо других богатств, а только одну честную икону, да еще труд и подвиг иноческий.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Часовни находятся: в Вычелобке, Большом и Малом Раковне, Заполье, Берегу, Колодне, Сырце, близ Зобенки и в мызе Кудрове. В поместье Сырец, в 4 верстах от погоста, есть деревянная, изящной архитектуры церковь во имя Арх. Михаила, построенная графом Михаилом Николаевичем Муравьевым и принадлежащая теперь зятю его, Сергею Сергеевичу Шереметьеву. «Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Выпуск 9, Санкт-Петербург, 1884 г. Типографии Департамента Уделов (Моховая ул., д. 36). Вычелобок Заклинской вол. – церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы, деревянная, 1539 г.; Трех Святителей, деревянная, 1742 г.; Воскресения Христова, деревянная, 1770-е гг.; Покрова Пресвятой Богородицы, деревянная, 1800-е гг. (?), перестроенная в 1845–1846 гг., каменная, 1907–1909 гг., арх. А. П. Аплаксин, закрыта в 1939 г., действовала в 1942–1945 гг., сохранилась. Деревня Вычелобок расположена на левом берегу р. Удрайки, в 1 км от ее впадения в р. Лугу, на границе Ленинградской и Новгородской областей, относилась к древнему Дмитриевскому Городенскому погосту. Первое упоминание о «сельце Вычелопок» относится к 1500 г. Здесь находился «Большой двор» (усадьба) некоего Ивана Протасьева, получившего в поместье еще несколько близлежащих деревень: Глазово, Русыню, Берег, Смычково, Крюково, Раковно и пр. Считается, что название деревни происходит от возвышенности, на которой она находится, напоминающей своим видом «бычий лоб». Это объяснение близко к истине, так как в народных географических терминах названия «Вшелоб», «Вшелобок» означают крутой бугор, холм, подъем, «взлобок». Название р. Удрайка – также славянского происхождения. На его значение, может быть, указывает название уже не существующей деревни Кудрово, находившейся при впадении Удрайки в р. Лугу. В своем нижнем течении Удрайка действительно обладает прихотливо извилистым, «кудрявым» руслом. В прошлом река отделяла село от погоста. История погоста восходит к XVI в., к деревянной Покровской церкви, поставленной к 1539 г. и уничтоженной в ходе Ливонской войны. Позже на этом месте построили часовню во имя Св. прп. Сергия Радонежского.

http://sobory.ru/article/?object=01186

15 авг. 1865 г. в дер. Колычёво была основана девичья община, к-рую возглавила бездетная вдова титулярного советника Мария Памфиловна Степанова. В журнале заседаний Рязанской духовной консистории от 9 июля 1865 г. есть сведения о том, что М. Петрову дозволяется «передать заведенную им с разрешения епархиального начальства в подаренном ему полковницею Брукендаль доме богадельню в заведывание ея г-жи Степановой, а ей принять оную в свое заведывание и увеличить число богадельниц до такого количества, какое возможно будет для нея по ея состоянию содержать» (ГАРО. Ф. 627. Оп. 208. Д. 3. Св. 220. Л. 1042). Первоначально богадельне принадлежала ц. прп. Сергия Радонежского с. Ивановского. В 1867 г. в обители был построен большой деревянный келейный корпус, к весне 1868 г.- теплый деревянный на каменном фундаменте храм в честь Казанской иконы Божией Матери (освящен 9 марта 1868 прот. Александром Соллертинским) и небольшая колокольня. Для Казанской ц. егорьевским худож. Хреновым был изготовлен 3-ярусный иконостас; (мещанин?) Е. Л. пожертвовал колокол (100 пудов). Богадельне принадлежали также деревянные 2-этажный келейный корпус, трапезный корпус с кухней, небольшая келейная постройка в саду, дом священника, 2-этажная гостиница для богомольцев, «караульная изба», хлебопекарня, конюшня, амбары, сараи, ледник, скотный двор. Ок. 1869 г. при богадельне было открыто начальное уч-ще для крестьянских детей, размещавшееся в 2-этажном здании. В 1868 г. по приглашению архим. Владимира (Добролюбова) Матфей Петров был определен в Радовицкий во имя Николая Чудотворца мон-рь ; 10 окт. 1867 г. принял монашеский постриг с именем Максим и некоторое время проходил послушание (на звоннице) в К. м. 12 окт. 1876 г. мон. Максим был облачен в великую схиму с именем Макарий, 19 авг. 1879 г. по прошению перемещен в рязанский во имя Св. Троицы монастырь , куда перевели архим. Владимира (Добролюбова). 20 мая 1888 г. рукоположен во диакона; 22 мая - во иерея (ГАРО. Ф. 627. Оп. 148. Д. 11. Л. 42). Но и после переселения в Радовицкий монастырь мон. Макарий посещал Колычёво, в т. ч. в связи с открытием женской иноческой общины (затем мон-ря), присутствовал и при закладке в 1881 г. каменного собора. По завещанию о. Макарий был похоронен в К. м. 1875-1919 гг.

http://pravenc.ru/text/1319838.html

была сооружена ц. во имя вмч. Георгия Победоносца (разобрана в 1769). В 1696 г. по благословению Астраханского митр. Савватия обветшавший Троицкий собор и колокольня были разобраны, возведение нового храма на месте прежнего началось в 1697 г. уже при Астраханском митр. Сампсоне, работы велись на средства скончавшегося митр. Савватия и др. жертвователей, в 1700 г. собор был освящен. В результате перестроек появилась уникальная композиция, объединяющая соборный храм и более раннюю Введенскую ц. с трапезной в единый комплекс, связанный общим подклетом. Как и воздвигнутый немногим позже него астраханский Успенский собор, Троицкий храм принадлежит к постройкам, имеющим своим прообразом Успенский собор Московского Кремля. Организация внутреннего пространства Троицкого собора повторяет композицию наоса кремлевского образца, имитируя его шестистолпную структуру. 4 восьмигранных столпа делят пространство для молящихся на 9 равных частей: в центральной - световой барабан, др. перекрыты крестовыми сводами. Вост. стена четверика служит алтарной стеной, в к-рой сделаны проемы, ведущие в алтарь. Композиция фасадов, как и в др. подобных храмах XVII в., не соответствует внутренней структуре и не повторяет мотивы московского Успенского собора. Собор окружало гульбище, к-рое на западе отделяло его от трапезной церкви. В 1699 г. А. м. был приписан к Троице-Сергиеву мон-рю, к к-рому отошли все строения, угодья, учуги, рыбные ловли и соляные промыслы обители. В 1748 г. был освящен пристроенный с юга к Троицкому собору А. м. придел во имя прп. Сергия Радонежского. Несмотря на то что указом Петра I настоятелям Троице-Сергиева мон-ря вменялось А. м. «держать в прилежном осмотрении, чтоб церковников, и прочих монашескаго чина, и всего братства людей перед прежним умаления и в пище и в зажилом оскудения им не было», астраханская обитель постепенно приходила в запустение. В 1764 г. А. м. был упразднен, его здания переданы в ведение губернатора для устройства гарнизонной школы, к-рая находилась в монастырских корпусах до 1785 г.

http://pravenc.ru/text/76744.html

В 2012 г. духовник Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, схиархимандрит Илий (Ноздрин) благословил возведение в пос. Вятский Посад Орловской области семикупольного храма Сретения Господня. Крест в основание строительства храма Сретения Господня в посёлке Вятский Посад Орловского района Орловской области освящён 23 сентября 2012 г. митрополитом Орловским и Болховским Антонием. На следующий день был совершён вопиющий акт вандализма - крест подвергся поруганию. - Этот вопиющий факт вандализма и поругания нашей Святыни сам по себе призывает нас во имя спасения России - не разрушать храмы, а строить их и воспитывать наших детей с целью, чтобы из них выходили не девицы, танцевавшие в Святая Святых России - Храме Христа Спасителя и прославившие себя и свою одержимость полным порабощением своего интеллекта силой вошедшего в них демона плотских страсте», - отметил в последующем обращении Владыка Антоний. По благословению митрополита Антония святыня в течение полутора лет хранилась в Ахтырском кафедральном соборе Орла, и была возвращена на место строительства 19 июня 2014 г. 15 февраля 2013 г. в посёлке Вятский Посад схиархимандрит Илий (Ноздрин) в сослужении духовенства епархии совершил торжественный молебен на месте будущего храма. 19 июня 2014 г. митрополит Орловский и Болховский Антоний и схиархимандрит Илий (Ноздрин) совершили молебен на начало строительства храма во имя Сретения Господня. Проект храма разработан в сочинской мастерской «АС-про» под руководством архитектора Фёдора Афуксениди. Один из самых известных проектов, выполненных под его началом - храм Нерукотворного Образа Христа Спасителя в Олимпийском парке г. Сочи. Строительные работы начались в 2015 г. Летом 2016 г. купола и колокола храма освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Храм Сретения Господня – двухэтажный. Первое богослужение в нижнем храме прп. Сергия Радонежского прошло в престольный праздник храма – праздник Сретения Господня. На Божественной Литургии настоятелю храма о. Андрею Пантелееву сослужил схиархимандрит Илий (Ноздрин). Верхний храм Сретения Господня открылся 9 июня 2017 г. 

http://sobory.ru/article/?object=41007

в ходе этих событий подвергся оскорблениям. Правосл. верующие смогли отстоять в Луцке лишь один Покровский храм, при к-ром с этого времени разместились епархиальное управление и ДС. Тяжело пережив разгром Волынской епархии, В. направил в Свящ. Синод УПЦ прошение о переводе на др. кафедру. 25 авг. 1992 г. он был назначен епископом Николаевским и Вознесенским, с 23 июня 1993 г. В.- епископ Сумской и Ахтырский, с 27 июля 1995 г. епископ Ровенский и Острожский, 23 нояб. возведен в сан архиепископа. Возглавляемая В. Ровенская епархия в наст. время является одной из крупнейших в УПЦ. В епархии возрождены 2 муж. и 4 жен. мон-ря, в т. ч. Дерманский во имя Св. Троицы и Межиричский во имя Св. Живоначальной Троицы . Открыты Корецкое регентско-катехизаторское уч-ще и Городокское уч-ще регентов-псаломщиков, ректором к-рого является архиерей. Действуют 97 воскресных школ и 2 братства, издаются 2 газеты. Положение епархии осложняется непрекращающимися попытками захватов храмов и др. враждебными действиями со стороны раскольников (на территории епархии действуют 217 общин УПЦ КП, 17 общин Украинской автокефальной православной церкви и др.). В. ведет затяжную борьбу за возвращение епархии Воскресенского кафедрального собора в г. Ровно; в наст. время в качестве кафедрального собора используется подвальное помещение нижнего храма Воскресенского собора, крайне тесное и неудобное для совершения богослужений. 28 авг. 2014 г. за Литургией в Киево-Печерской лавре митр. Киевским и всея Украины Онуфрием (Березовским) возведен в сан митрополита. В. награжден орденами РПЦ св. Владимира 3-й степени (2000), прп. Сергия Радонежского 2-й степени (2003), св. блгв. кн. Даниила Московского I степени (2008), орденами УПЦ преподобных Антония и Феодосия Печерских 2-й степени (2003), «Рождество Христово - 2000» 1-й степени (2001), орденом Польской Православной Церкви св. равноап. Марии Магдалины 2-й степени (1997), а также гос. орденом Украины «За заслуги» 3-й степени (2001). Лит.: Наречение и хиротония архим. Варфоломея (Ващука) во еп. Волынского и Ровенского//ЖМП. 1990. 8. С. 26-29; Архиерейский собор РПЦ, 31 марта - 1 апр. 1992 г. Мат-лы//Там же. 1992. 6. С. VI, IX, XIII, XVI; Архиерейский Собор РПЦ, 11 июня 1992 г. Мат-лы//Там же. 1992. 8. С. II, VII-XII; Петрушко В. И. Автокефалистские расколы на Украине в постсоветский период. 1989-1997. М., 1998. В. И. Петрушко Рубрики: Ключевые слова: ВЛАДИМИР (Сабодан Виктор Маркианович; 1935 - 2014), митр. Киевский и всея Украины, Предстоятель Украинской Православной Церкви (УПЦ)

http://pravenc.ru/text/154399.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010