... Церковь имеет осевую объемную композицию, выдержанную в строгой симметрии. На одной оси расположены алтарная часть, собственно храм, западный притвор и колокольня (сохранились два восточных пилона первого яруса). Характерной особенностью памятника является включение боковых приделов и собственно храма в единый объем, решенный в виде сильно вытянутого в поперечном направлении односветного четверика. Единый с наружи четверик в интерьере имеет трех-частное членение широкими арками. Центральная квадратная в плане часть четверика (собственно храм) перекрыта купольным сводом на парусах. Боковые, вытянутые в продольном направлении части (приделы) перекрыты парусными сводами. Примыкающая с востока к четверику алтарная часть как бы имитирует трехчастные апсиды храмов XVII века. В действительности, это три, составленных вместе полукруглых алтаря, которые относятся к собственно храму и двум боковым приделам, причем каждая алтарная апсида перекрыта самостоятельным сводом-конхой. Основным элементом убранства фасадов четверика являются широкие лопатки. Они традиционно членят южный и северные фасады храма на три вертикальные членения. На лопатки положен крепованный пояс-антаблемент, богато украшенный тягами, филенками и ширинчатым поясом. Из Паспорта Управления по охране памятников истории и культуры Министерства культуры РСФСР 10 ноября 1981 года Источник: www.pserpuhov.ru/ Вплоть до начала 1930 г. территория села Калугина относилась к Калужскому краю. Впервые она упоминается в боровской описи 1651 г. как пустовая церковная земля Николы чудотворца, что в деревне Калугине – храм во имя свт. Николая, возможно, уже был на этом месте в более ранние времена. В том же году, 7 июля, по прошению помещиков Якова Матюшкина стоварищи, разрешено было выстроить здесь новую церковь. Начиная со следующего, 1652 г. Никольский храм в Калугине числился уже среди церквей Малоярославецкой округи – 8 февраля 1696 г. был выдан антиминс к освящению его придела, во имя прп. Сергия Радонежского. В сентябре же 1716 г. владелец четверти с. Калугина, московский подьячий Григорий Хрисанфов сын Михайлов, объяснял в прошении, что его тестем Иваном Фадеевым сыном Молчановым в селе построена церковь свт. Николая с приделом прп. Сергия (видимо – деревянная и сменившая более ранний, деревянный же храм). Далее в прошении указывается на то, что придел освящён, основную же церковь, за службами и отлучками И. Ф. Молчанова так до сих пор не освятили (что неудивительно в бурное петровское время). Тогда 10 сентября 1716 г. патриаршим казенным приказом был дан антиминс к освящению Никольской церкви с. Калугино.

http://sobory.ru/article/?object=07310

Богослужение возобновлено в 2000 г. Иконы: список иконы Богородицы Всецарица с частичкой, освящённой на св. Поясе Пресвятой Богородицы, уменьшенная копия иконы блж. Матроны Московской с частицей мощей, прп. Сергия Радонежского. Мощи: частица, освящённая на поясе Пресвятой Богородицы, прп. Нила Столобенского, блж. Матроны Московской, свт. Спиридона Тримифунтского, прп. Агафона Печерского, св.прав. Иоанна Кормянского, св. равноап. Константина, царя. hram-ilya1787@yandex.ru           Ведомость о церкви Угличского уезда села Ильинского что в Поречье за 1875 год 1. Построена в 1787 году тщанием прихожан, освящена в 1800 году октября 28 дня. 2. Зданием каменная с таковою же колокольнею, крепка. 3. Престолов в ней три: в настоящей холодной во имя Святого Пророка Ильи, в трапезной теплой: первый с правой стороны – Преподобного Нила Столбенского, освящен в 1820 году мая 17 дня, второй с левой стороны – Святой мученицы Параскевы, нареченной Пятницей, освящен в 1787 году октября 28 дня. 4. Утварью достаточна. 5. Причта прежде положено было по штату: священников три, дьяконов два, дьячков и пономарей по три, а ныне предположено быть настоятелю, его помощнику и двум псаломщикам. 6. Земли при сей церкви: усадебной под селением, оградами и огуменниками 8 десятин 132 сажени, пахотной – 56 десятин 191 сажень, лесу кустарнику и дровяного 33 десятины2272 сажени, покосу – 15 десятин 378 сажен, под большой дорогой 1500 сажен, под проселочными дорогами 1770 сажен, под полуречкой и полупотоком 1401 сажень, под церковью и кладбищем 900 сажен. Всего 115 десятин 1344 квадратных сажени, а за исключением дорог, речки и потока, под церковью и кладбищем 113 десятин 573 квадратных сажени. При той же церкви в отхожей пустоши Благовещенского Погоста пашни 2 десятины 503 сажени, лесу кустарника 7 десятин 1132 сажени, под дорогами 1020 сажен, под полуречкой 305 сажен, всего 10 десятин 560 сажен, на которую всю землю планы и межевые книги имеются и хранятся в церковной ризнице. Сею землей владеют священно-церковно-служители сами.

http://sobory.ru/article/?object=06678

В 1998 г. возобновлен выпуск «Днепропетровских ЕВ», с 2001 г. имеющих приложение - «Церковные вести». Издаются журналы «Вестник Павлоградского благочиния», «Вестник Новомосковского благочиния», а также мн. др. правосл. журналы и газеты. В Днепропетровске открыты катехизаторские курсы и регентская школа. Под рук. И. активно действуют церковно-общественные организации: союз православной молодежи «Свет», молодежное братство во имя мц. Татианы, центр правосл. культуры «Лествица» (при нем работают воскресная школа, правосл. б-ка, телестудия), днепропетровское обл. движение в защиту канонического Православия «Путь православных», обл. благотворительное об-во им. свт. Николая Чудотворца, благотворительно-просветительское об-во при днепропетровском Благовещенском храме по духовному окормлению пациентов психиатрической больницы. В епархии действуют храмы при больницах, к-рые образуют свое благочиние. По благословению И. совместно с Днепропетровской гос. финансовой академией, Днепропетровским национальным ун-том и редакцией ж. «Фuлocoфiя. Культура. Життя» в епархии с 2003 г. проходят ежегодные богословско-философские чтения «Православие в мировой культуре» (Архангело-Михайловские чтения), а также фестиваль духовной музыки. И. награжден орденами РПЦ: св. кн. Владимира 2-й (1989) и 3-й (1974) степени, прп. Сергия Радонежского 3-й (1979), 2-й (1982) и дважды 1-й (1989, 2009) степени, св. кн. Даниила Московского 2-й степени (1999), прп. Серафима Саровского 2-й степени (2005), свт. Алексия Московского 3-й степени (2008); орденами УПЦ: «Рождество Христово - 2000» 1-й степени (2000), «1020-летие Крещения Руси», прп. Нестора Летописца 1-й степени (2005), ап. Иоанна Богослова 1-й степени (2009), Почаевской иконы Божией Матери (2009), свт. Димитрия Ростовского (2009); орденами и медалями др. Православных Поместных Церквей. Награжден гос. орденами: Дружбы (2009) РФ, «За заслуги» 1-й (2009), 2-й (2004) и 3-й (1999) степени Украины и мн. общественными знаками отличия. Соч.: Проф. С. В. Троицкий: его жизнь и труды в области канонического права//БТ. 1974. Сб. 12. С. 217-247; Речь при наречении во еп. Уфимского//ЖМП. 1975. 10. С. 12; Слово в Св.-Варваринском кафедральном соборе г. Эдмонтона//Там же. 1977. 7. С. 29-30; Речь на праздновании юбилея 75-летия Св.-Николаевского собора в Нью-Йорке//Там же. 1978. 7. С. 19-20.

http://pravenc.ru/text/674027.html

В обители была создана целая система благотворительных учреждений. Медицинские заведения обители отвечали последнему слову тогдашней науки и техники. В обители работали лучшие киевские врачи. В 1923 г. обитель была упразднена, а осенью 1941 г. возродилась. Осенью 1943 г. линия фронта приблизилась к Киеву и монастырь попал в запретную зону. Монахини во главе с игуменией отказались покинуть обитель, невзирая на угрозы и приказы фашистских властей. Закрывшись в сыром помещении под одним из храмов, инокини 40 дней, до самого освобождения Киева, пробыли здесь с 300 гражданами, скрывавшимися от преследования гитлеровцев. Престольный храм, сооруженный великой княгиней, имеет приделы св. арх. Михаила и прп. Агапита Печерского. В саду, восточнее храма, находится могила самой инокини Анастасии, а южнее - собор свт. Николая Мирликийского (1896-1911 г.г.; крупнейший в Киеве храм вмещает до 3 тыс. чел.) с боковыми приделами прп. Сергия Радонежского (левый) и Всех святых (правый), а также нижним подземным ярусом-храмом иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (боковые приделы: левый - св. Архангела Михаила, правый - прп. Серафима Саровского). Святыни: вышеупомянутая Почаевская икона Божией Матери, икона Покрова Пресвятой Богородицы. Обитель принимает паломников. Есть богадельня для женщин-мирян. Свято-Покровский женский монастырь в г. Киев В 1881 г. великая княгиня Александра Петровна покинула Петербург и поселилась в Киеве, где приступила к осуществлению своей мысли создания монашеской общины. Последняя задумывалась ею не только, как женский монастырь, но и как лечебное учреждение для бедных. В течение 1889-1911 г.г. на территории монастыря велось масштабное строительство. Было построено около 30 зданий, в том числе, лечебные учреждения. Медицинские заведения обители, в которых работали лучшие медики города, отвечали последнему слову тогдашней науки и техники. Именно здесь появился первый в Киеве рентгеновский аппарат. Благотворительная больница при монастыре получила имя Николая II, посетившего монастырь, и благодаря образцовому содержанию, приобрела широкую популярность.

http://sobory.ru/article/?object=02898

Скит прп. Саввы посещали царствующие особы: император Александр II, императрица Мария Александровна, а также Великие князья. Особым усердием к монастырю и Скиту отличался Великий князь Сергей Александрович, Московский генерал-губернатор. Церковь преподобного Саввы, выстроенная из кирпича и белого камня «под колоколы», является прекрасным образцом возрождения в XIX в. традиций древнерусской архитектуры. В интерьере храма был резной иконостас, исполненный из разных пород дерева — розового, орехового и сибирской березы. Храм был освящен митрополитом Филаретом 2 сентября 1862 г. Кроме того, в Скиту была церковь во имя святителя Николая Чудотворца, находившаяся на втором этаже сохранившегося двухэтажного каменного корпуса. В обоих храмах особо почитались иконы прп. Саввы Сторожевского. Особенно торжественной была служба в Скиту в конце августа 1889 г., когда туда был принесен из Троице-Сергиевой лавры чудотворный образ прп. Сергия Радонежского. По уставу, как монахи общежительных обителей, братия Саввинского скита получала все необходимое от монастыря, у нее не было права собственности, монашеские обеты исполнялись очень строго. Так, утреннее богослужение начиналось всегда в 2 часа ночи, литургия в 8 часов утра, вечерня в 3 часа и затем следовало чтение правил. К старцам в Скит часто приходили люди, искавшие духовного совета: «Здесь, среди полной тишины, живут ревнители подвижничества. Впрочем, и сюда нередко приходят богомольцы; иные из них со слезами просят совета и утешения от опытных в духовной жизни людей». Старец Скита схимонах Илия был духовником Звенигородской Аносиной Борисоглебской обители. В скитах жили в основном монахи-схимники, принявшие на себя высшие иноческие обеты — неустанно молиться за весь мир. Скит имел свою усадьбу, которая обслуживалась руками монахов. Скитские иноки изготовляли различные изделия — плели коврики, вырезали деревянные ложки. Архитектурный ансамбль Скита окончательно сложился к началу XX века. Он представлял собой десятки зданий, в том числе — отдельно стоящие деревянные на каменных фундаментах постройки, такие, как келья благочинного, кельи братии и рухлядная, трапезная, кухня, каменная одноэтажная баня.

http://sobory.ru/article/?object=16954

8 июля в 4 часа дня пароход «Межень» пристал к берегу. Встречал епископ Нафанаил Елизавету Федоровну в сопровождении казначеи обители В.С. Гордеевой, гофмейстера Корнилова и врача Никитина, и все проследовали с пристани, в сопровождении громадной толпы народа в Николо-Березовский храм, где совершен был торжественный молебен. По желанию местных крестьян, их трудами, вся дорога до села была убрана гирляндами зелени; перед Николо-Березовкой красовалась, украшенная флагами и зеленью, арка с инициалами Великой княгини. Погода стояла тихая и жаркая. Елизавета Федоровна посещала все службы. «Долго молились… Уже последние лучи заходящего солнца мягким светом своим едва озаряли лики святых. Вот солнце совсем зашло за гору. В воздухе свежо… Великая Княгиня не замечала этой вечерней прохлады; не чувствовала никакого утомления от длительной службы». За богослужением пели инородческие хоры: черемисский, татарский и чувашский. Владыка благодарил Великую Княгиню за молитвы, на что она ответила: «Да, мне было приятно помолиться с вами. Пение церковных песнопений на инородческих языках очень заинтересовало меня. Хотя, конечно, я не могла разобрать, на каком языке и что поют». В крестных ходах принимало участие все духовенство, прибывшее из разных мест епархии. Чудотворный образ святителя Николая на крестном ходе несла Елизавета Федоровна. Архипастырь Уфимский взял образ, подошел к Великой княгине и подал его ей. Позже он сказал: «Я и сам не знаю, как это случилось. В ту минуту разве мы действовали? Разве мы рассуждали? Действовал через нас и руководил нами сам святитель Николай». Взоры всех были обращены на Великую Княгиню: «…она идет твердо, спокойно. Тихий, радостный взгляд ее очей покоился на святой иконе… Картина шествия была настолько потрясающа, что весь народ пришел в умиление. Не только женщины, но и крепкие духом мужчины – все плакали… Трижды подходили к Великой Княгине и просили у нее икону, но она не хотела расстаться с ней». На освящение при монастырском храме придела во имя прп. Сергия Радонежского чудотворца Елизавета Федоровна привезла в дар икону преподобного, которой благословил ее в путь у гроба прп. Сергия митрополит Московский Владимир.

http://pravmir.ru/ya-zhelayu-molitsya-s-...

Несколько лет назад в колонии находилась очень большая диаспора грузин и у заключённых возникла идея построить храм –  с благословения правящего архиерея (тогда ещё архиепископа Тихона)  и с разрешения администрации учреждения был залит фундамент, освящён закладной камень и теперь на территории колонии стоит храм с куполом и крестом. Сделали своды, сейчас делают иконостас, престол, жертвенник – всё своими руками, из числа заключённых есть художник, который расписывает стены.  Работу планируется закончить к январю 2013 года и после  Рождества Христова состоится освящение храма и первая Литургия. Храм  является лучом света в этом, я бы сказал, чёрном царстве, где нет никаких утешений, никакой радости. Переступил порог храма и оказался в другом мире, даже внутри тюрьмы – это очень важно, особенно для человека верующего или только пришедшего к Богу. Второй момент – строительство храма это своего рода искупление заключёнными тех грехов, которые они совершили на воле. И сейчас, строя храм, прикладывая усилия, они в какой-то мере, подобно благоразумному разбойнику, приносят труды и покаяние на возрождение храма. Многие приходят к вере и воцерковляются.  И храм просто необходим. В народе есть такая пословица «Свято место пусто не бывает», если священника не будет в тюрьме, если он не будет приезжать, то его место займут другие. Будут приезжать сектанты, которые отвернут людей от истинной православной веры. Поэтому священник там должен находиться, хотя, если сказать честно – это непростое служение. Нужно иметь особое призвание, служить в зоне и быть примером благочестия и нравственности среди заключённых. Потому что заключённые не каждому священнику могут довериться или раскрыться. Поэтому храм является  величайшей святыней и духовным маяком в этом учреждении. Владыка, что вы можете сказать о  духовном состоянии заключённых? — После посещения изолятора нас провели в часовню, а затем в храм, где был отслужен молебен. На молебне могли присутствовать все желающие, были три офицера и около 45-и заключённых, которые стояли, молились, крестились и даже подпевали нашим священникам молитвы, ектеньи, «Отче наш» и другие песнопения. После молебна  о житии преподобного Сергия Радонежского, чьё имя носит  тюремный храм, о истории создания Троице-Сергиевой Лавры, где находятся его святые мощи, о том, что он является молитвенником и заступником земли русской.  Что перед Куликовской битвой прп. Сергий благословил Дмитрия Донского на бой и дал двух своих монахов Пересвета и Ослябу, чтобы они встали на защиту земли русской наравне с его воинами. Коснулся в беседе темы о гонениях на Церковь и на Лавру прп. Сергия, как потом в 1943 году она восстанавливалась.

http://pravmir.ru/v-tyurme-po-dobroj-vol...

Служил в ц. вмч. Никиты за Яузой. В окт. того же года по приглашению Сергиевского еп. Варфоломея (Ремова) служил в Высокопетровском монастыре в Москве, где был назначен наместником, а 18 мая 1924 г. возведен в сан архимандрита. По благословению еп. Варфоломея тайно совершал монашеские постриги. После закрытия в сер. 1924 г. Петровского мон-ря служил на Антиохийском подворье в храме Боголюбской иконы Божией Матери. Летом 1929 г. храм был закрыт, он перешел служить в ц. прп. Сергия Радонежского на Б. Дмитровке, где 30 янв. 1930 г. был пострижен в великую схиму с именем Игнатий в честь сщмч. Игнатия Богоносца и в память свт. Игнатия (Брянчанинова). В сер. дек. 1931 г. арестован, заключен на 10 дней в тюрьму. Вынужден был переехать в Никоновский пер., т. к. хозяева квартиры настаивали, чтобы И. прекратил прием духовных детей. В окт. 1933 г. храм прп. Сергия был закрыт, И. стал служить в храме Рождества Богородицы в Путинках. В 1934 г. священноначалие под давлением НКВД запретило И. принимать народ в церкви и отправило на покой. 10 (11) апр. 1935 г. арестован вместе с иером. прмч. Космой (Магдой) , монахинями Афанасией (Давыдовой) и Агафоной (Комаровой), Анастасией Печниковой и Агриппиной Дворецкой, заключен в Бутырскую тюрьму. Обвинен в антисоветской агитации на основании того, что «среди верующих пользовался авторитетом прозорливца и блаженного, имеет большое количество последователей (духовных детей)», «внушает своим почитателям о необходимости систематического посещения церкви». Виновным в антисоветской деятельности себя не признал. 8 июня 1935 г. особым совещанием при НКВД приговорен к 5 годам заключения в ИТЛ. 16 окт. отправлен в Саровский ИТЛ. Весной 1936 г. переведен в Ветлужский ИТЛ на ст. Сухобезводное Московско-Курской железной дороги, но вскоре отправлен в инвалидную колонию неподалеку от г. Алатыря. Скончался в тюремном лазарете, погребен на лагерном кладбище. Имя И. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода от 27 дек.

http://pravenc.ru/text/293439.html

Это не противоречит возможности его епископства, поскольку известны случаи, когда архиереи завещали погребать себя в тех мон-рях, с к-рыми они были связаны (в частности, в диаконнике Михаило-Архангельского собора Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех муж. мон-ря был погребен Московский митр. св. Алексий ). Первоначальная гробница Г. сохранилась в подклете Богоявленского собора Старо-Голутвина мон-ря, внутри алтарного выступа фундамента, датируемого рубежом XIV и XV вв. Она представляет собой выложенный из белого камня на известняковом растворе гроб-ложе. Погребение совершалось в уже построенном храме. Раскопки 1969-1970 гг. выявили, что гробница Г. пуста, но были обнаружены кусочки подошвы от кожаной обуви. В стенке гробницы найдена вмурованная в тот же раствор часть косточки (предположительно мужчины), ныне почитаемая в мон-ре как частица мощей Г. Вероятно, мощи преподобного были перезахоронены в XIX в., во время устройства каменных полов в новом соборе, в пространстве внутри подклета. Почитание Г. началось в Троице-Сергиевом мон-ре в сонме св. учеников прп. Сергия. В XVII в. его имя было внесено в рукописные святцы, в т. ч. без указания дня памяти в Месяцеслове троицкого келаря Симона (Азарьина) (РГБ. МДА. 210. Л. 333, сер. 50-х гг. XVII в.). «Преподобный отец Григорий, игумен Голутвина монастыря Богоявленского и ученик… святаго Сергия чудотворца» назван в «Описании о российских святых». (кон. XVII-XVIII в.). В то же время в Троицком патерике 1896 г. архим. Никона (Рождественского) память Г. не обозначена, хотя он и включен последним в число преподобных учеников Сергия Радонежского (Троицкий патерик. М., 1992р. С. 364). Свидетельств значительного местного почитания в Коломне до кон. XX в. нет. Так, в рукописном лицевом синодике Голутвина мон-ря 1708 г. Г. поминается не как преподобный, а в качестве первого игумена (РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. 1710. Л. 74). Есть, однако, сведения, что в XVIII в. в мон-ре хранилась его икона (см. ниже). Канонизация Г. подтверждена включением его имени в Собор Радонежских святых, установленный в 1981 г.

http://pravenc.ru/text/166541.html

В 1909 г. В. м. был возобновлен как женский, в 1916 г. в нем жили игумения, 4 монахини, 3 послушницы и 37 мирянок, при обители действовала церковноприходская школа. В. м. получил имущество, к-рым он владел до 1844 г., в нач. XX в. обители принадлежало ок. 33 дес. земли, мельница на р. Колокше у с. Ставрова, оз. Сковородино близ Владимира. В 1916 г. В. м. располагал капиталом 3300 р., получил доход 9478 р. А. В. Маштафаров Монастырские здания Деревянная монастырская ц. во имя свт. Николая Чудотворца упоминается с кон. XV в. В 1517-1519 гг., при игум. Пафнутии, в В. м. велось строительство каменного собора: с мая 1517 г. шло изготовление кирпича, 2 мая следующего года состоялась закладка, 2 окт. 1519 г. храм был освящен. Заказчиком являлся архим. Юрьева новгородского мон-ря Иона, вероятно бывш. инок В. м. Вел. кнг. Соломония Юрьевна (см. София , прп.) пожаловала на строительство 4 печи для обжига извести. Собор строили архитекторы («мастера москвичи») - Стефан Фрязин, Иван Рябина, Иван Корелка и Василий Волочанин. (Уникальное известие о строительстве сохр. в кратком монастырском летописце при Минее служебной на октябрь - ГИМ. Син. 498. Л. 221 - см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 97, 447.) А. А. Турилов Волосов монастырь во имя свт. Николая. Фотография. 2004 г. В 1723 г. на средства А. А. и Г. А. Владыкиных на месте разобранного Никольского храма началось строительство нового. Согласно описям 1751 и 1763 гг., холодный одноглавый каменный Никольский собор с колокольней был построен «осмериком»; имел 4-ярусный золоченый иконостас. В 1723 г. над входом в храм возвели «осьмериком» каменную колокольню с 8 колоколами и часами. В XIX в. собор неоднократно ремонтировался. Не позднее 1511 г. появилась трапезная теплая ц. во имя прп. Сергия Радонежского, к сер. XVIII в. отстроенная в камне. После 1775 г. в ней был устроен придел во имя равноапостольных Константина и Елены. Во 2-й пол. XVII - нач. XVIII в. возвели каменную надвратную ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы. В 1754 г. храм из-за ветхости разобрали. Новый храм был построен в 1775 г., неоднократно перестраивался, был освящен 27 сент. 1893 г.

http://pravenc.ru/text/155175.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010