12 окт. 2013 г. в Коряжме состоялись торжества, посвященные 100-летию со дня освящения храма прп. Лонгина Коряжемского . На территории епархии восстанавливают церкви и пустыни, возводят новые храмы. 30 мая 2014 г. было объявлено о подготовке к началу строительства кафедрального собора в честь Казанской иконы Божией Матери в Котласе. С 11 июля 2014 г. в Котласе на территории храма во имя свт. Стефана Пермского ведется строительство правосл. духовно-просветительского центра. 12 нояб. 2014 г. по благословению еп. Василия в Няндомском благочинии началось возрождение Елгомской пуст. В этом же месяце в Котласе на территории местной больницы построен храм-часовня в честь исп. Луки (Войно-Ясенецкого) , архиеп. Симферопольского и Крымского. 15 авг. 2014 г. состоялась презентация 1-го самостоятельного печатного издания К. и В. е.- кн. «Подвижница Северного края Евдокия» - сборника документальных фактов о жизни и народном почитании известной старицы блж. Евдокии, жившей во 2-й пол. XIX - 1-й пол. ХХ в. На местном телеканале «Котлас ТВ» с 16 февр. 2014 г. выходит телепроект «Котлас православный». Святыни и крестные ходы 13 июня 1998 г. в Свято-Лонгинов храм Коряжмы Сольвычегодский историко-художественный музей передал власяницу и вериги прп. Лонгина. Каждый год 13 июня в День города с ними совершается крестный ход. Также в 9-ю субботу после Пасхи проходит крестный ход с иконой Божией Матери «Одигитрия» из храма прп. Лонгина в Христофорову пуст., действующую ныне как приход. 9 окт. 2013 г. в Свято-Лонгинов храм Коряжмы из Сольвычегодского историко-художественного музея доставлен покров с гробницы прп. Лонгина Коряжемского. С 11 по 14 окт. святыня была выставлена для поклонения в верхнем приделе храма. В дер. Туровец, недалеко от Котласа, на месте явления в XVI в. Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» , существует св. источник. 19 июня 2014 г. в Коряжме состоялся крестный ход в честь 700-летия со дня рождения св. прп. Сергия Радонежского. 13 июля по случаю народно чтимого праздника «Васильевская мольба», ежегодно отмечаемого при поддержке миссионерского отдела К. е., 4-километровый крестный ход прошел от дер. Курцево до храма Василия Великого близ дер. Куимиха Котласского р-на.

http://pravenc.ru/text/2458895.html

Основан монастырь в XIV в. по особому чудному явлению новгородского епископа Василия после своей кончины преподобному. Святой архипастырь поручил устроить обитель византийскому монаху авве Лазарю, постриженцу Римской Высокогорской обители, избравшему настоящее место, как наиболее подходящее для сурового подвижничества. Преподобный Лазарь - грек родом из Константинополя, называемого в Древней Руси Цареградом, принял иночество от старца Афанасия Дискота, строителя ряда обителей. Затем восемь лет находился под духовным руководством кесарийского епископа Василия. В 1342 г. епископ Василий отправил прп. Лазаря, как знатока иконописи, с дарами к новгородскому святителю Василию, чтобы инок сделал для кесарийской епархии список с великой новгородской святыни - иконы Софии, Премудрости Божией и составил список новгородских церквей и монастырей. Встретив преподобного, новгородский святитель до земли поклонился гостю, благословил остаться в устроенном архиепископом монастыре. Десять лет служил прп. Лазарь свт. Василию и после его смерти пошел, как повелел ему духовный отец " в северную сторону, к морю, к острову Мучь, на озеро Онего. Прп. Лазарь был старшим современником прп. Сергия Радонежского, он и земной путь свой завершил всего на год раньше, 21 марта 1391 года, в возрасте ста пяти лет. Преподобный понес много трудов, много претерпел от полудиких племен, обитавших в Прионежье, пока монастырь не утвердился оплотом Православия в суровом северном крае. При жизни основателя монастыря пришедшими из Киева иноками была возведена первая во всем Поморье церковь во имя Успения Пречистой Богородицы Печерской на Богом показанном месте, где Лазарь видел " Жену светолепную, сияющую золотом, и благообразных мужей, поклоняющихся ей " . Затем была срублена церковь Рождества Иоанна Предтечи с трапезной. А маленькая церковь Воскрешения Лазаря, построенная в 1390 году и давшая жизнь монастырю, оказалась за пределами киновии, " на гробищах " , т. е. на кладбище. Прп. Лазарь был погребен у алтаря поставленного им Предтеченского храма. Мощи преподобного пребывают под спудом в том месте и по сию пору.

http://sobory.ru/article/?object=12832

— Принятие монашества с именем в честь прп. Антония было Вашим выбором? — Как правило, имя при постриге дают не спрашивая. И до самого последнего момента для постригаемого его новое имя остается тайной. Монашеский постриг я принял в Троице-Сергеевой Лавре. В то время я был студентом Академии. Честно говоря, у меня были надежды, что владыка ректор епископ Филарет (Карагодин), зная мое особое почитание некоторых святых, возможно, наречет меня именем одного из них. Постриг я принимал вместе с преподавателем протоиереем Вадимом Смирновым, который сейчас несет послушание настоятеля московского подворья Свято-Пантелеймонова монастыря на Афоне. Поскольку он преподаватель, а я студент, его постригали первым. И когда я услышал, что его нарекли Никоном (в честь преподобного Никона Радонежского), то подумал, что меня могут назвать Сергием – в честь прп. Сергия Радонежского, у раки которого в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры мы и принимали постриг. Эта мысль промелькнула буквально за долю секунды, но когда я, если так можно выразиться, подошел под ножницы, то услышал мое новое имя: Антоний. Честно говоря, это для меня было неожиданно и очень волнительно. Я не думал, что буду назван в честь прп. Антония Печерского. Уже после пострига, размышляя об этом, я вспомнил, что первой церковной книгой, которую я прочел в своей жизни, был именно Киево-Печерский патерик. Не находясь в Киеве, я мысленно представлял себе обитель Печерскую, монахов, которые несли там послушание, подвижников, житие которых описано в Патерике. Как учит Православная Церковь, ко спасению Господь ведет нас Своим неизреченным Промыслом по стезям жизни… Неся преподавательское и административное послушание в Московской духовной академии, через какое-то время я, по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира, был переведен в Киево-Печерскую Лавру. Благодарю Бога за то, что привел меня служить и молиться в том святом месте, где подвизался мой небесный покровитель. Всегда в молитвах прошу Бога, чтобы по ходатайству преподобного Антония, Он даровал мне хотя бы немного подлинного понимания того, что есть монах и жизнь иноческая по заветам отцов Печерских.

http://pravmir.ru/mitropolit-antoniy-pak...

История храма связана с возникшим в 1713 Литейным двором, где отливали пушки для русской армии. Неподалеку от него Синод в 1721 разрешил выстроить часовню, а в августе 1729 для мастеровых деревянную церковь, освященную 13 мая 1731 во имя прп. Сергия. До этого мастеровые молились в тесном „лазаретном покое“. Простояв всего шесть лет, церковь сгорела и была заново отстроена по проекту И. Я. Шумахера, но в 1743 ее пришлось перенести в дворцовые слободы, ибо была она „маловместительная“. Летом 1744 по замыслу того же Шумахера начались работы по возведению каменного храма на средства артиллерийского управления. Освящение этого храма с приделом свт. Николая и одноярусной колокольней произвел архиепископ Феодосий 24 сентября 1746. Трехъярусный иконостас изготовил Л. А. Добрынин, а московские иконописцы и грек Папафило написали в нем образа с золотым фоном. Перед клиросом, под резным золоченым балдахином, были сделаны царские места, обитые алым сукном. Так как приделы в храме были холодными, то в нем в 1762–1763 был сооружен дополнительный теплый – во имя Архангела Михаила. В 1796 был одобрен проект Ф. И. Демерцова и начато строительство нового храма в виде базилики с тремя приделами, двухъярусной колокольней и большим куполом. Составленная смета равнялась 26,7 тыс. руб. Уже 25 сентября 1798 в церкви был освящен придел свт. Николая, a 5 июля 1800 митрополитом Амвросием – главный. Входы были отмечены ионическими портиками. Стены здания были внутри оформлены каннелированными коринфскими пилястрами с золочеными капителями. Позже этот интерьер хвалили „за простоту и строгое изящество“. В 1803 храм стал собором, а в 1832 передан в военное ведомство. В 1815 старые иконы в приделах заменили новыми и расписали своды. В 1860-е акад. А. А. Зауервейд написал в парусах изображения евангелистов, а на стенах – две большие картины из жизни прп. Сергия. В 1914–1916 акад. Л. Н. Бенуа провел расширение собора, увеличив с севера и юга существующие приделы, после чего собор стал вмещать 2700 человек. Купол и барабан были сделаны из бетона. Обновлено было и внутреннее убранство. Художник А. Т. Платунов, при участии С. Т. Шелкова, расписал притвор, купол и своды, а на северной и южной стенах изобразил на полотне два сюжета: „Явление Божией Матери прп. Сергию“ и „Прп. Сергий благословляет Дмитрия Донского“. Лепные работы произвела мастерская А. Н. Савина. Для павших офицеров была создана в 1915 часовня-усыпальница. Из-за войны все работы завершить не удалось.

http://sobory.ru/article/?object=34187

Новую каменную церковь освятил 29/11 октября 1847 г. святитель Митрополит Московский Филарет (Дроздов), о чем сохранилась надпись в алтаре на горнем месте. Церковь закрыли в 1937 г., а настоятеля иеромонаха Гедеона расстреляли в Бутово в один день с о. Кронидом - последним настоятелем Троице-Сергиевой Лавры. Новая община собралась в 1990 г. 8 декабря 1990 г. была совершена первая Литургия. Ежегодно 18 июля (в день обретения мощей прп. Сергия Радонежского) совершается Крестный ход из Воздвиженского в Радонеж, на источник Преподобного. Село Воздвиженское (Здвиженское) стана Радонеж и Бели Московского уезда (до XVIII в.) и Дмитровского уезда (до 1917 г.) известно с XIV века. Село связано исторически и топографически с древним городом Радонежем и находилось на Большой Переславской дороге (ныне старое Ярославское шоссе). По преданию, в 1380 г. на Воздвиженском холме отдыхал Св. Великий князь Дмитрий Донской по пути к преп. Сергию за благословением на Куликовскую битву. Будучи владением Радонежского князя, село перешло в собственность московских князей и до конца XVIII века числилось в государственном владении. Деревянная церковь во имя Всемирного Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста, по которой и получило название село, была основана, по преданию, еще во время преп. Сергия Радонежского. Он сам на месте языческого жертвенника поставил крест, а спустя некоторое время здесь построил церковь. В селе существовал издавна царский деревянный путевой дворец, каменный фундамент которого в начале XIX века был разобран и употреблён на постройку каменной церкви. Здесь была последняя остановка великокняжеских и царских поездов при паломничествах в Троице-Сергиев монастырь. Накануне праздника Преподобного в храме служилась литургия, на которой присутствовал царь, и " Троицкие власти с образами и хлебами били челом государю пожаловать к празднику к Сергию Чудотворцу " . К 1470 г. при Иване III воздвиженская личная усадьба Великого Князя представляла собой большое село с приписанными к ней четырьмя десятками деревень и пустошей. В XVI веке село стало использоваться сначала великим князем Василием III, а затем его женой Еленой Глинской с сыновьями в качестве места отдыха при богомолье к Троице. Согласно одной из легенд, в 1529 г. отец Ивана Грозного Василий III " по обещанию своему для бездетства пошел пеш к Троице в Сергиев монастырь с великой княгинию Еленой ... близ монастыря ... видит ... идёт чернец прямо к ней .. и прииде близ ея и кинул в нея младенцем ... И прииде в Москву, зача великого князя Ивана и роди в лето 7038 " . В ходе этих событий князь, несомненно, останавливался на отдых со своей молодой женой в Воздвиженском.

http://sobory.ru/article/?object=00046

образования и катехизации Московского Патриархата. Был одним из основателей и первым ректором (в февр.-мае 1991) православных курсов катехизаторов (ныне Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т ). В авг. 1991 г. К. был переведен на служение в храм во имя прп. Сергия Радонежского в Крапивенском пер., а с окт. 1992 г. служил в Высокопетровском во имя свт. Петра, митр. Московского, муж. монастыре (здесь с 1991 размещался Отдел религ. образования и катехизации). Был назначен ключарем трапезного монастырского храма во имя прп. Сергия Радонежского. По его благословению начался сбор материалов по истории Высокопетровского мон-ря в ХХ в., были установлены связи с последними прихожанами и тайными монахинями высокопетровской общины 1923-1935 гг., в т. ч. с схим. Игнатией (Пузик) . Результатом этой деятельности стало прославление в 2000-х гг. высокопетровских преподобномучеников Игнатия (Лебедева) , Германа (Полянского) и Феодора (Богоявленского) . Одним из первых среди священников К. начал работать в тюрьмах. 6 окт. 1993 г. он был назначен настоятелем возрожденного по его инициативе храма в честь Покрова Пресв. Богородицы при Бутырской тюрьме. 8 июня 1994 г. К. был возведен в сан протоиерея. Скончался после тяжелой болезни в московской Боткинской больнице. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Важнейшей составляющей христ. служения К. было его церковно-лит. творчество, разнообразное по тематике и жанровому составу; ему принадлежат проповеди и проповеди-эссе, работы по правосл. апологетике в естественнонаучном аспекте, по христ. семейной педагогике, по миссионерской деятельности среди заключенных, церковно-исторические размышления, мемуары. В СССР работы К. получили распространение в правосл. самиздате и были опубликованы после 1991 г. Апологетика Главным апологетическим произведением К. является «Библия и наука о сотворении мира: Опыт естественно-научного толкования книги Бытия», работа над к-рой началась еще в 1961 г. (опубл. в 1996-1997 в ж. «Альфа и Омега»).

http://pravenc.ru/text/1319945.html

В ноябре 1932 года постановлением Президиума Леноблисполкома Введенский храм и церковь Богоявления (которую вскоре разобрали до основания, а кирпич использовали для колхозных построек, хотя изначально планировали этот храм использовать под школу. Видимо гробницы преподобных Сергия и Варвары - родителей Александра Свирского, смущали новую власть, т.к. могли оставаться местом паломничества и поклонения верующих в последующие годы. Чтобы не осталось и следов места погребения святых, храм разобрали даже на метр вглубь земли), были закрыты. Во Введенской церкви устроили клуб обосновавшегося на территории монастыря в 1929 году колхоза " Ильич " . Купола и кресты с храма были сняты сразу же после её закрытия. Церковь была разграблена и осквернена. Во всю длину храма сделали пристройку - кинозал над разорённым кладбищем. В 1991 году разрушенный монастырский комплекс был передан Свято-Троицкому Измайловскому собору Санкт-Петербурга для ведения подсобного хозяйства. Главным событием в новом периоде жизни восстанавливающегося монастыря стала канонизация в 2000 году преподобных Сергия и Варвары, родителей св. Александра Свирского. После того как память святых была почтена, их помощь и покровительство обители становится всё более явной. Был объявлен сбор для реставрации Свято-Введенского монастырского храма. И уже в 2003-2004 годах эта церковь была полностью отремонтирована, а с помощью братии Свято-Троицкого Александра Свирского монастыря устроен двухъярусный иконостас, иконы для которого были написаны в иконописной мастерской Покрово-Тервенического женского монастыря. В храме с благоговением хранится ковчег с частицами мощей шести святых: прп. Сергия Радонежского, прп. Нила Столобенского, прп. Даниила Переяславского, свмч. Макария Киевского, свт. Луки Симферопольского, прав. Ионы Одесского. Из книги: Гоголицын Ю. М., Гоголицына Т. М. " Памятники архитектуры Ленинградской области " . - Л.: Стройиздат, Ленинградское отделение, 1987 и сайта www.Oyatsky.ru/Монастырь Соборная церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы с полукруглым выступом алтаря и с колокольнею с западной стороны, теплая, каменная, одноэтажная, о 5 главах, крытая железом, а кресты на главах церкви и на шпице колокольни обиты жестью. Длина церкви с алтарем и папертью 14 саж., ширина 4 саж. 1 арш., вышина церкви с крышею 9 саж. 1 арш., вышина колокольни до креста 15 саж.

http://sobory.ru/article/?object=05250

В 1771 г. старанием помещика Алексея Васильевича Лихарева в Калугино возводится новая деревянная Никольская церковь при колокольне; правый её придел, во имя прп. Сергия Радонежского и левый – свв. мучеников Адриана и Наталии; причём антиминс Адриано-Наталиинского придела был священнодействован в 1768 г. митрополитом Тбилисским Афанасием (Амилахвари). На рубеже XVIII-XIX вв. Калугино отнесено к Тарусскому уезду Калужской губернии. С 1861 г., более 40 лет обязанности местного церковного старосты исполнял серпуховской промышленник Николай Николаевич Коншин, владевший имением по соседству. В приход с. Калугино также входили сельцо Неботово и дер. Романовка. В нач. 1890-х гг. более чем столетняя сельская церковь ещё признавалась крепкой, но в 1895 г. крестьянин дер. Романовка Семён Матвеев Мелёшин взамен её заложил каменный храм (по местному преданию, обратив на это свой крупный выигрыш в лотерею). Сначала строительство велось стихийно и вызвало тревогу у местных властей; в июле 1895 г. губернский архитектор осмотрел начатое здание и признал его постройку правильной, однако обязал храмоздателей пригласить для руководства работами специалиста, которым с 1 августа стал городской архитектор г. Серпухова Александр Дмитриевич Кондаков. Видимо, при его участии, начальный замысел был изменён – 25 мая 1896 г. строители просят губернские власти о добавлении к центральной главе храма ещё 4-х боковых и 3-х наалтарных главок. Свое прошение они объясняют той необходимостью, «чтобы храм, вследствие своей широты и сравнительно небольшой средней главы,… не походил на дом, обыкновенное жилище людей». Разрешение от губернских властей было получено, и в 1897 г. новый храм с колокольней и двумя приделами освящается – центральный алтарь во имя Покрова Богородицы, правый – свт. Николая и левый – прп. Сергия Радонежского. Архитектурное своеобразие калугинского храма определяется прежде всего тем, что храм – трехпрестольный, и ширина его превышает длину. Декор выдержан в традициях русского историзма конца XIX века.

http://sobory.ru/article/?object=07310

в Курской десятине, входившей в Патриаршую область, имелось 13 городских церквей, 41 уездная и часовня. В окт. 1657 г. Собор в Москве принял решение об учреждении в Белгороде митрополичьей кафедры. Царь Алексей Михайлович повелел перевести в Белгород Крутицкого митр. Питирима , однако тот отказался уехать из столицы. В 1665 г. на Белгородскую кафедру претендовал Мстиславский и Оршанский еп. Мефодий (Филимонович) , местоблюститель Киевской митрополии. В 1667 г. по повелению царя была учреждена Белгородская и Обоянская митрополия на территории современных Курской, Белгородской, части Орловской и Воронежской областей России, Харьковской и Сумской областей Украины. В 1682 г. решался вопрос об учреждении Курской кафедры, но оно не состоялось. В Белгородской епархии тогда насчитывалось 532 церкви и более 20 мон-рей. С 1722 г. Белгородские архипастыри имели сан епископа или архиепископа. В 1775-1779 гг. в результате губ. реформы Белгородская губ. (создана в 1727) была разделена между новообразованными губерниями (наместничествами), Белгород стал уездным городом Курской губ. (учреждена в 1779). Количество церквей в губернии к 1797 г. достигло 875. В 1799 г. от Белгородской епархии была отделена Слободско-Украинская (см. Харьковская и Богодуховская епархия ), Белгородская кафедра была переименована в Курскую и Белгородскую, но органы епархиального управления до 1833 г. оставались в Белгороде. Кафедральный собор во имя прп. Сергия Радонежского и в честь Казанской иконы Божией Матери (Сергиево-Казанский) в Курске. Фотография. 1858 г. (ЦАК МДА Кафедральный собор во имя прп. Сергия Радонежского и в честь Казанской иконы Божией Матери (Сергиево-Казанский) в Курске. Фотография. 1858 г. (ЦАК МДА Во время Отечественной войны 1812 г. Белгородский и Курский архиеп. Феоктист (Мочульский) организовал сбор средств в помощь армии. Из Курской Коренной в честь Рождества Пресв. Богородицы пустыни в войска был послан список Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение» . Нек-рые клирики Белгородско-Курской епархии решили защищать родину с оружием в руках, на что они получили благословение архимандрита курского в честь иконы Божией Матери «Знамение» монастыря Аполлоса (Терешкевича), к-рый отслужил в Курске напутственный молебен.

http://pravenc.ru/text/2462311.html

В 1894 г. в нижнем храме был установлен новый иконостас, храм освящен после ремонта. В конце XIX  в. рабочие Даниловской мануфактуры неоднократно прибывали в обитель на богомолье, принося в дар иконы и хоругви, лампады и подсвечники. В советское время монастырь был закрыт, Троицкий храм сильно пострадал. В подклете были устроены склад и столярная мастерская дома инвалидов. Второй храм монастыря — в честь Успения Пресвятой Богородицы — трехпрестольный, построен в начале 1900-х гг. по проекту архитектора А.А. Латкова. Храм также был закрыт в советское время и подвергся разрушениям. Все деревянные постройки монастыря уничтожены, сохранился только каменный корпус келий. В 1994 г. Троицкий храм Княже-Владимирского женского монастыря в селе Филимонки возвращен верующим. Началось восстановление. Придел прп. Сергия Радонежского. http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=35 29 марта 2015 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественное богослужение и совершил Великое освящение храма в честь Живоначальной Троицы и освящение нижнего придела в честь прп. Сергия Радонежского. Это первое в истории храма и Патриаршее освящение храма. Но труды прихода, а в скором времени, надеемся, и монастыря, продолжаются с неослабным усилием и ревностью. В 2015 г. сформирована территория монастыря, земельный участок, который станет основной для развития монастырского хозяйства. А дальше - дело за малым: совершать ежедневный молитвенный подвиг, возрастать духовно, сиять светом добродетели. И собирать народ земли Русской для несения послушания в любви и добре, трезвенности и жертвенности, окромляя больных и страждущих; молясь и помогая близким и дальним, по примеру и заветам Равноапостольного Великого Князя Владимира, имя которого с самого начала носила филимонковская монашеская женская община. Из буклета " Церковь Живоначальной Троицы в Филимонках " . История памятника. 2015г. Недалеко от усадьбы Валуево, на той же реке Ликове, располагается бывшая усадьба Филимонки. Село известно с XVII века; усадьба появилась столетием позже, предположительно, при Голицыных.

http://sobory.ru/article/?object=01252

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010