Остается неясной дальнейшая судьба оригиналов писем, оказавшихся у А. Д. Ивановского. Известно, что в нынешнее архивное собрание НИИ СПб VI РАН они вошли в составе коллекции историка, собирателя и исследователя рукописей – академика Николая Петровича Лихачева (1862–1936) 48 . Рукописи 10 писем митр. Евгения Македонцу находятся в Ф. 238. Оп. 2. Карт. 136. Д. 4 среди писем другим адресатам. Два письма из этого собрания публикуются в Приложении 1. Анализ общей картины переписки митр. Евгения к Македонцу позволяет проследить изменение интенсивности эпистолярного общения двух приятелей. В первые четыре года монашества до поставления Евгения в епископа Старо­русского в январе 1804 г. он писал своему воронежскому адресату чаще чем один раз в месяц: 19 писем в 1800 г.; 17 – в 1801; 15 – в 1902; 19 – в 1803. С 1804 по 1809 г. митр. Евгений отправлял корреспонденцию Македонцу в среднем не чаще чем один раз в два месяца: 8 писем в 1804 г; по 7 – в 1805 и 1806; 8 – в 1807, 5 – в 1808, 6 – в 1809 г. За последние три года переписки сохранились толь­ко два письма, что косвенно свидетельствует об утрате части корреспонденции этого периода. Постепенное отдаление старых воронежских приятелей друг от друга вы­ражается не только в уменьшении числа писем, но и в сокращении их объема. В первый год пребывания в Петербурге Евгений испытывал большую потреб­ность в эпистолярном общении с Македонцем, его письма хранят следы спон­танно возникшего желания обратиться к товарищу. В письме от 14 мая 1800 г. мы читаем: «Милостивый государь Василий Игнатьевич! Несколько шагов промеряв по покою, вспомнил я про вас, и вдруг сажусь за стол писать, что на ум взбредет. Но что писать? На прошедшей почте, кажется, все выписано. Быть так, чтобы не показаться истощавшим материи, напишу что-нибудь» 49 . Далее следует письмо, занимающее все свободное пространство двух листов с оборотом. В заключение Евгений прибавляет: «Писать больше места нет» 50 . В письме от 25 апреля 1801 г. после необходимых приветствий, поздравлений и обмена новостями Евгений продолжает: «Вот вам и ответ на все ваше пись­мо. Теперь чем же наполнить оставшуюся белую бумагу? А с пробелом письма, я знаю, досаднее всего между друзьями. Обыкновенно на это говорят: вот де на разговоры с другом и материи не достало. Так что же писать?» 51 Евгений заполняет остаток свободного бумаги «анекдотами о монархе» 52 . С течением времени Евгений все чаще пеняет на «недосуги» и принимает жалобы от своего адресата, получавшего «сухие письма» 53 . После переезда Евгения в Новгород в 1804 г. письма значительно теряют в объеме, в них остаются пустые страницы. Неопубликованное письмо от 14 августа 1805 г. представляет собой краткую сопроводительную записку к посылке с портретом Евгения 54 . Последнее не­большое письмо митр. Евгения было получено Македонцем незадолго до его кончины. Так постепенно угасающая переписка двух друзей завершилась есте­ственным образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

До наших дней сохранился только фиксационный план, датируемый 19 декабря 1817 г., который имеет следующее название: «Геометрический увеличительный план Оранскому мужскому монастырю, составленный в Нижегородском уезде при деревне Поляне, Оранка тож, казенного ведомства с нанесением выстроенного деревянного гостиного двора». На этом архивном документе показана территория обители и ее основные каменные сооружения. Согласно данному плану в то время Оранская обитель выглядела следующим образом: территория была обнесена каменной оградой; в центре находился каменный Владимирский холодный собор; с северной стороны от собора находилась каменная теплая Петропавловская церковь, «с помещением кельи игумена с братией на зиму»; напротив храмов с западной стороны было выстроено два корпуса, которые названы по плану как «летние кельи игумена Иллариона с братией». Собор Владимирской иконы Божией Матери В соответствии с планом застройки главным зданием монастыря, его архитектурной доминантой становится холодный Владимирский собор. Храм этот строился на протяжении 1804 - 1819 г.г. 12 февраля 1804 г., Преосвященным Вениамином (Краснопевковым), епископом Нижегородским и Арзамасским была выдана храмозданная грамота на строительство в Оранской обители «холодной церкви в честь празднества Владимирской иконы Божией Матери». Возведение собора началось при строителе монастыря отце Пахомии, а затем продолжилось при строителе иеромонахе Нафанаиле (1804–1809 гг.) и завершилось уже в период управления монастырем строителем Иродионом (1809 –1820 гг.). «Первая церковь соборная однопрестольная, постройкою начата в 1804 г., а окончена в 1819, в честь празднества Владимирской иконы Божией Матери, о пяти возвышенных куполах с полукруглым алтарем, покрыта по железным стропилам листовым железом, окрашенным медянкою; на куполах пять куполов, по полукружиям обиты в замок листовым железом, с пятью осьмиконечными крестами, по дереву опаянными белым железом и позолоченными на мардан 1875 году; стены церкви снаружи и внутри оштукатурены, в оной церкви дверей створчатых три, по железным рамам, и узорчатым решеткам обиты листовым железом, с крючьями и двойными запорами; в стенах в нижнем ярусе и в алтаре окон с железными решетками и деревянными рамами семнадцать, во втором ярусе без решеток – пятнадцать, в пяти куполах разной величины с рамами – сорок, в осьмерике среднего купола под лавою – четыре малых окна.

http://sobory.ru/article/?object=04995

В мае 1804 года священники есаульской церкви Петр Серебряков и Алексей Евтюгин вместе с церковным строителем Афанасием Турусовым сообщали в Красноярское духовное правление об окончании строительства церкви. Как следует из текста сообщения, к этому времени был полностью подготовлен к освящению лишь придел Николая чудотворца, а во втором придельном храме - праведного Прокопия Устюжского чудотворца завершались работы по изготовлению иконостаса. Указом тобольской духовной консистории придельный храм Николая чудотворца было разрешено освятить старым антиминсом, состояние которого специально было обследовано благочинным священником Арейской Троицкой церкви Иоанном Дягилевым. Этот старый антиминс был «священнодействован» еще архиепископом тобольским и сибирским Варлаамом в марте 1770 года и находился в Николаевском приделе деревянной есаульской церкви. Для освящения же Прокопьевского придела из Тобольского архиерейского дома в июне 1804 года в село был выслан новый антиминс. Как видно из рапорта заказчика церквей красноярского округа Алексея Алексеева, придел Николая чудотворца был освящен 16 октября 1804 года. Освящение Прокопьевского придела состоялось пятого декабря этого же года. Оборудование интерьеров холодного Спасского храма есаульской церкви, требовавшее значительных денежных затрат, как это не редко происходило, затянулось на длительное время. Освящен холодный храм был лишь 18 августа 1826 года. Из рапорта церковного строителя крестьянина села Есаулово Ивана Максимова, направленного в апреле 1805 года в Красноярское духовное правление, становится известно, что к концу 1804 года строительство Спасской церкви в действительности еще не было окончено: оставалась не завершенной её колокольня. Архитектурный объем церковной колокольни был возведен лишь «до слухов» - арочных проемов яруса «звона». В своем рапорте И. Максимов, озабоченный скорейшей достройкой церкви, просил красноярское Духовное правление о понуждении подрядчиков к исполнению условий контракта. Изученные нами материалы церковного архива не дают ясного ответа на вопрос, когда и кем было завершено сооружение верхнего яруса колокольни.

http://sobory.ru/article/?object=52883

Петр Тобольский, из здешних студентов, учитель низшей информатории и греческого языка, с 4 сентября 1801 года; в октябре 1802 г. вышел в св. Синод переводчиком. Михаил Суханов, кандидат богословия, из Иркутской семинарии, обучался в здешней академии богословским и философским наукам и, по окончании курса, в 1801–1802 гг. сам обучал простому нотному пению и немецкому языку; по возвращении на родину, в 1805 г. принял монашество, в котором назван Иннокентием и определен префектом семинарии; в 1808 г. произведен в архимандрита Киренского монастыря; скончался 2 мая 1811 г, Степан Ив. Максимович, из здешних студентов, информатор и учитель французского языка, с 4-го сентября 1801 г.; в 1804 г. рукоположен в священника к церкви Рождества пресв. Богородицы, что на Песках. Вениамин, соборный иеромонах, из префектов Костромской семинарии, вызван был на класс риторики 25 сентября 1802 г.; когда и куда выбыл, неизвестно. Иоанникий Флеров, иеромонах, в 1802 г. вызван м. Амвросием из Ярославской семинарии; в 1804 г. февр. 15-го определен законоучителем в Академию Художеств. Скончался в 1808 г., в сане архимандрита Старицкого Успенского монастыря. Гедеон (Гавриил) Федотов, иеромонах, в 1803 г. вызван м. Амвросием из Белградской семинарии, где был учителем математики и французского языка; но в том же году, по распоряжению св. Синода, отправлен был в Российско-Американские поселения, в качестве благочинного над духовенством камчатских и американских церквей, с пожалованием ему наперсного креста; по возвращении из миссии определен наместником здешней лавры; в 1810 году произведен в архимандрита Зеленецкого монастыря; в 1819 г. переведен в Иверский. Никита Орловский, до окончания кура поступил псаломщиком в Копенгаген; по возвращении в Россию в 1803 г. слушал философский и богословский курсы, обучая в то же время младших воспитанников немецкому языку и нотному пению; в 1804 г. определен священником в Копенгаген же; после был законоучителем Морского кадетского корпуса и Александровской мануфактуры; скончался протоиереем Покровской Коломенской церкви. Сочинения его: Краткая российская грамматика (Спб. 1814) и Информатория или начальные основания латинского языка. Спб. 1816 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

В 1791-1795 гг., при игум. Макарии (в схиме Серафим) (Данковском), велось строительство каменного надвратного 2-этажного храма в честь Вознесения Господня с юж. приделом в честь Успения Пресв. Богородицы. На нижнем этаже предполагалось устроить кельи и помещение для Данковского духовного правления. В авг. 1803 г. Рязанская консистория предписала освидетельствовать Вознесенский храм и прислать его опись. Представляя опись, данковский прот. Евдоким сообщал, что «в настоящей церкви в стенах есть расселины, кои замазаны ныне известью, и вся настоящая церковь несколько поосела, отчего верхние карнизы покривились. В придельной церкви, покрытой черепицею, по стенам и в алтаре проходит течь, да и в настоящей в самом куполе и в алтаре по обоим углам также идет течь». Храм «дозволено было освятить», но строителю поручалось исправить «все ветхости в Вознесенской церкви в будущую весну». 30 мая 1804 г. Вознесенский храм был освящен игум. Дионисием II (1800-1804) и прот. Евдокимом, но в 1811 г. строителем игум. Павлином разобран, а на его месте возведен 2-этажный дом Данковского духовного уч-ща (впосл. на верхнем этаже этого дома игум. Македонием (1880-1883) были устроены кельи для братии, а в нижнем - трапезная и кухня). В 1811 г., при игум. Павлине (1804-1814), в Д. м. был построен, а 10 июля 1824 г. ректором Рязанской ДС игум. Илиодором освящен храм во имя свт. Николая Чудотворца. В 1862 г., при игум. Дионисии IV, в Никольской ц. был устроен новый одноярусный иконостас с «образцами лучшей современной живописи», обновлены храмовые росписи, позолочены чугунные оклады чтимых икон. В 1795 г. на средства данковских семей над захоронением строителя Романа вместо ветхой была построена каменная часовня. В ней находилось надгробие из белого мрамора с надписью: «Благословением Божиим создалася часовня сия, Рязанского Наместничества в городе Данкове, в Покровском монастыре, в честь и славу блаженной памяти здесь под спудом почивающего Романа Никитича Телепнева, попечением дворян Муромцевых, княгини… Барятинской и прочих доброхотных дателей, в царствование Великия Екатерины Вторыя и наследнике ее Благоверном князе Павле Петровиче, при архиерее Симоне, в лето от сотворения мира 7303, от воплощения Бога Слова 1795». Здесь же, под могилой основателя, в склепе, хранились его железный крест, вериги и суконные четки.

http://pravenc.ru/text/171349.html

Мефодий перев. из Клопского 1822–48. (В 49 и 50 вакансия). Мельхиседек , 1851–63. Иринарх , 1864. Серапион , 1865–69. 8 Сковородский, архангела Михаила, под Новгородом, на Волхове, основан архиеп. Новгородским Моисеем около 1350 г. 23 Третьеклассный. [VI, 142.] Игумены Михаил , 1415. Тарасий , 1453. Сергий (строитель) возобновитель после шведского погрома, 1616–20. Марк , 1642. Варлаам , 1647. Герасим , 1654 и 55. Тарасий , 1665 и 66. Пахомий , 1674–84. Иларион , 1695–98. Иоаким , 1720 (строитель 1737 и 38, sic). Пётр , 1746–48. Андроник , 1750–52, в янв. перев. в Александро-Свирский. Игнатий Кременецкий в 1752 перев. из Клопского. Феодосий , 1756. Корнилий (строитель) 1758 и 59. Иоанникий Микрицкий определён 14 янв. 1760, а 2 февр. 1762 перев. в Даниилов Переяславский. Виссарион (архим.), 1762–64, перев. в Розважский. Герман , 1765–67, перев. в Отеньский. Амвросий , 1767 и 68, перев. в Отеньский. Митрофан , 1768–80. Моисей , с 1797–1804, 10 февр. перев. в Старорусский Спасский. Архимандриты Александр Алексеев 10 февр. 1804 перев. из Дмитровского Борисоглебского и вскоре †. Гедеон Мошатин в 1804 перев. из Деревяницкого, а 31 июля 1813 – в Вяжицкий. Феофан Александров произведён 1 авг. 1813, а 16 авг. 1814 перев. в Ростовский Борисоглебский. Гедеон Федотов 3 июля 1816 перев. из Зеленецкого, и 1817. См. Иверский. Герасим Гайдуков 1817 перев. из Клопского, а 1818 – в Вяжицкий. Павел , 1818–21. Фотий Спасский 29 янв. 1822 перев. из Деревяницкого, а 21 авг. – в Юрьев. Герман 1822 перев. из Новгородского Кириллова; † в апр. 1836. Транквиллин в 1836 перев. из Моденского; до 1842. Кифа перев. из Клопского, 1842–55. (См. Пензенский Спасский). Паисий , 1856–59. Асигкрит , 1860–62. Феоктист перев. из Вязниковского Благовещенского (?), 1863–69. 9 Клопский Троицкий, на реке Веряжи, от Новгорода в 15 верстах, существовал в начале XV века. Ныне третьеклассный. [IV, 533; VI, 1010.] Игумены Феодосий , с 1408, а 1 сент. 1421 избран в архиеп. Новгородского; † 29 сент. 1425. Феодосий , 10 янв. 1452.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

13) Сергий (Стефан) Крылов-Платонов. По окончании курса в Троицкой семинарии, 4 сентября 1798 года определен в оной учителем истории и немецкого языка, в сентябре 1800 года переведен на класс высшего красноречия и риторики и продолжал преподавание немецкого языка. Пострижен 9 Февраля 1801 г. 6 января 1802 г. опредлен префектом: указом от 25 апреля 1804 года переведен в префекты московской академии и вступил в должность 1 мая. В 1808 году определен ректором академии. Скончался в сане архиепнскопа рязанского в 1824 году. 14) Антоний Левшин , из учителей перервинской семинарии префект с 25 апреля 1804 года. В 1807 году переведен в московскую академию на должность проповедника, а в 1808 году определен ректором Троицкой семинарии. 15) Самуил (Стефан) Запольский-Платонов. В 1800 году опредлен учителем греческого и еврейского языков: 21 ноября 1803 г. переведен на кафедру высшего красноречия и риторики, пострижен 16 декабря того же года. В префекты определен апреля 1-го 1807 года. В 1809 г. ректор. 16) Иннокентий (Иларион) Смирнов, сын дьячка из села Павлова, богородского уезда, московской губернии. По окончании курса в Троицкой семинарии, определен в ней учителем нисшего грамматического класса 15 Февраля 1805 года·, в августе 1806 года переведен в высший класс: 7 марта 1808 года в класс поэзии, в начале 1809 г. в класс риторики, 10 августа того же года определен префектом и 13 октября сего года пострижен в монашество. 6 августа 1810 года произведен в игумена Угришского, вскоре потом Знаменского монастыря. Указом Синода от 16 ноября 1811 года переведен в петербургскую духовную академию на должность бакалавра по кафедре церковной истории. Скончался в 1819 года в сане епископа пензенского и саратовского. Известен, как автор «начертания церковной истории от библейских времен до 18 века». 17) Неофит (Никифор) Докучаев-Платонов из воспитанников Троицкой семинарии. В сентябре 1802 года определен в ней учителем высшего грамматического класса и немекого языка. 4 сентября 1804 г. переведен в вифанскую семинарию учителем риторики и истории. Пострижен 12 октября 1810 года. В 1812 г. января 12 опредле префектом Троицкой семинарии, а 6 января 1814 года – ректором вифанской семинарии. Скончался в 1825 году в сане епископа архангельского.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Эта уступка говорила о том, насколько уцепились папы за нового могущественного покровителя. Через несколько лет это сближение папского престола с Карлом Великим получило новое развитие. 25 декабря 800 года (в день Рождества) Карл Великий был венчан в Риме как император, причем инициатива провозглашения Карла императором принадлежала папам (венчал его папа Лeb III). Коронование совершилось по византийскому чину. Это было событие, которое в области политической явилось важнейшей предпосылкой церковного разделения, потому что, по всеми принятым представлениям того времени, империя — это единое всемирное государство. Двух империй быть никак не может. Есть и может быть только одна империя. Она существовала прежде, имела столицу Рим, потом новую столицу — Константинополь. До последнего момента империя, имевшая столицей Константинополь, продолжала во всем христианском мире считаться римской, и хотя ее границы не совпадали с границами христианского мира, она считалась неким идеальным увенчанием всего христианского мира. Теперь появилась новая империя. Империя Карла была создана папами совсем не для того, чтобы внести что-то новое в политическое мышление, не для того, чтобы в мире вместо одной было отныне две империи. Новая империя должна была не стать рядом с той империей, которую возглавляла св. Ирина, а должна была заменить ее. Это было тем более логично, что можно было говорить: когда женщина управляет государством, оно как бы не дееспособно. Но государство, во главе которого стояла св. Ирина, было слишком сильным, и с ним нельзя было не считаться. Карл должен был получить признание от этого государства. И вот в Константинополь направляется посольство от Карла Великого, которое предлагает св. Ирине заключение брака с Карлом Великим. Надо сказать, что Карл несколько раз вступал в брак, что всякий раз имело политические цели. Со всяким новым присоединением большой территории он закреплял свои успехи династическим браком. Никакого результата не последовало, потому что в том же 802 году, когда посольство прибыло в Константинополь, там произошел переворот (31 октября).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

После того как Иоанн Каматир уже в изгнании, в Никее, ушел на покой, новым патриархом был избран Михаил Автореан, и, таким образом, по-прежнему на одной кафедре оставались два патриарха - греческий и латинский. Это и означало окончательный и бесповоротный раскол. И ответственность за него целиком и полностью лежит на Римской церкви и ее служителях - крестоносцах. Именно после IV Крестового похода разделение Церквей было не только оформлено институционно, но и стало фактом в народном сознании. 3. Захват крестоносцами Константинополя привел к распаду Империи. На ее территории образовался ряд государств: Сербия и Болгария (de facto они были независимы еще до IV Крестового похода); Латинская империя, включавшая в себя только Константинополь и его ближайшие пригороды; несколько мелких латинских княжеств; принадлежащие венецианцам острова и три греческих государства: Никейская империя, Эпирский деспотат, Трапезундская империя. Единственной выжившей единой структурой византийского мира оказалась Церковь, Патриархат. Хотя патриарх был избран в изгнании, его легитимность ни разу никем в православном мире не оспаривалась. Именно поэтому и Никейская империя, где проживал патриарх, воспринималась как наследница Византийской, а ее императоры - как Константинопольские в изгнании. Несмотря на то что Эпирский деспотат стремился к верховенству, а в 1224 г. даже отвоевал у франков Салоники, без санкции Церкви он не мог добиться такого же престижа. Хотя Феодор Ангел и был коронован в Салониках Димитрием Хоматианом, архиепископом Охридским, как Император и самодержец Ромеев, его претензии не были признаны народным сознанием, для которого решающим фактором оказалась все-таки санкция патриарха. Однако поначалу в неразберихе, образовавшейся на Балканах после захвата франками Константинополя, определиться было очень сложно. На горизонте виднелись две растущие и крепнущие славянские империи - Сербская и Болгарская. А на византийской почве образовались три соперничающие империи - одна латинская и две греческие.

http://sedmitza.ru/lib/text/434811/

Византинизация сопредельного мира воспринималась в самой Византии как необходимый процесс расширения не только духовных, но и физических границ империи, он сопровождался трансляцией на периферию церковной идеологии, богослужебной практики и литературы, архитектуры, приёмов изобразительного и прикладного искусства, этики и эстетики. Перспективой этого процесса должно было стать полное поглощение ойкуминизация всей земной действительности в «богооберегаемую империю». Эту перспективу точно обрисовал Иоанн Кантакузин . «Да, империя ромеев, так же как священная великая церковь божья есть источник всякого благочестия и учитель закона и освещения»/101:127/. «По своей природе – империя владычица других народов»/54:112/. Если эти народы ещё не христиане, то империя непременно должна просветить их и будет управлять ими, если они уже христиане, то должны стать членами ойкумены, во главе которой стоит империя. Эта ойкумена представляет собой иерархическое сообщество христианских стран, и место каждого народа в ней может определить лишь её глава – император. «Единый бог – единый василевс – единая империя» – вот тот лозунг под которым проходила всемирная византинизация. В третьем параграфе «Византийская цивилизация на фоне проблем «Восток – Запад» представлен геополитический портрет византийской цивилизации. В византийской культуре всегда существовало строгое определение или правильнее было бы сказать понимание своего отличия от так называемого «латинского Запада» и «персидского или магометанского Востока». И, тем не менее, использование таких понятий как Восток и Запад осуществлялось применительно к территории самой империи, все владения империи, лежащие на Балканах и далее именовались «Западом», а владения империи в азиатской части Средиземноморья – «Востоком». Такое «утилтарное» использование этих понятий вскрывает смысловую ситуацию существовавшую в Византии, а именно, истинный Запад и истинный Восток, как географическая реальность может существовать только в границах «христианской империи».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010