диаконы: Иван Михайлов (ок. 1706), Семен Родионов (до 1797 - ок. 1800), Михаил Гаврилов (до 1800 - ок. 1804), Иоанн Андреев (ок. 1802), Василий Лукин (ок. 1802), Антон Ульянов (ок. 1806-1814), Василий Степанов Ошняков (1814-1816, в 1814 переведён из учеников Казанской духовной академии 3-го российского класса, участвовал в ополчении в 1812 г., из с. Ошняк, из семьи духовенства), Алексей Семенович Топорнин (1817-1845), Алексей Семенов (1841), Алексей Политов (1843), с 1843 по 1887 гг. диакон в составе притча отсутствовал, Алексей Сперанский (1887-1898), Дмитрий Троянский (1898-1900), Иван Чернов (1900 - после 1918); дьячки: Иоанн Андреев (до 1800 - ок. 1802), Тихон (1804-1805), Каллистрат Алексеев (ок. 1806 - до 1813, переведён диаконом в Казанскую Крестовоздвиженскую церковь), Ипполит Иванов (1815-1820, переведён в 1815 году из села Арино Царевококшайского уезда церкви Рождества Христова), Матвей Красиков (1822-1823), Павел Тимофеев (1823-1831), Николай Михайлович Богословский (1831-1835), Василий Тихомиров (1835 - до 1838), Афанасией Спасский (1840), Иван Препетов (1841-1842), Павел Павлинов (1842-1844), Лука Павлов Павлинов (1844-1847), Антон Федорович Алянский (1847-1876); пономари: Матвей Кремков (1823-1829), Егор Александрович Гумилевский (1841-1842), Иван Холмогорцев (1842 - 1844), Димитрий Васильевич Левашов (1844-1864), Петр Левашов (1865-1871), Петр Александров (1871-1872); псаломщики: Антон Федорович Алянский (1876-1878), Алексей Сперанский (1878-1887), Иван Чернов (1886-1889, с 1889 г. псаломщик в сане диакона). В 1914 гг. на средства Арского городского общественного управления были отремонтированы церковные дома и церковные печи. Также отметились в эти два года благотворители храма, которые пожертвовали определенные денежные суммы на нужды храма: Алексей Сокунов (на посеребрение ризы иконы Владимирской Божией Матери, стеклянный футляр и подсвечник к ней - всего 70 руб.), Александр Соковников (на приобретение ризы на икону преподобного Серафима Саровского - 45 руб.), Александр Гурьянов (на посеребрение ризы иконы святого благоверного князя Александра Невского - 20 руб.), Анастасия Грушицина (облачения для священников и диаконов - 175 руб., и серебренное позолоченное кадило - 31 руб. 16 коп.), Степан Фадеев (приобретение ризы для иконы великомученика Георгия Победоносца - 16 руб.).

http://sobory.ru/article/?object=21248

В сем монастыре ныне находятся следующие церкви: 1) Соборная ЦЕРКОВЬ во имя Сошествия Св. Духа и в ней мощи Св. Благоверного Князя Иоасафа Каменского, по правую сторону, перенесённые туда из упразднённого Каменного монастыря с Кубенского озера в 1773 году; 2) тёплая ЦЕРКОВЬ во имя Знамения Пресвятой Богородицы и в ней мощи Св. Преподобномученика Галактиона Вологодского Чудотворца по левую сторону; с приделами в трапезе, первый – Благоверного Князя Владимира и Княгини Ольги по правую сторону, а второй – Александра Невского по левую сторону не освящённый. В 1764 году при составлении Духовных Штатов этот монастырь, как безвотчинный, не вошёл в штатное положение и оставался на своём содержании; в 1775 году, по Указу Св. Синода, с переведением в этот монастырь штата из Спасокаменного монастыря с Кубенского озера, учреждено здесь Игуменство; а в 1798 году учреждена в сем монастыре Архимандрия 3 класса, и с того времени в оном были Архимандриты: 1 . АВГУСТ Албенский. С 1798 по 1800 год, а потом переведён в Павлов монастырь. 2 . АМВРОСИЙ Рожественский. С 1800 по 1804 год, а потом переведён в Спасоприлуцкий монастырь. 3 . ФЕОКТИСТ Громцев. С 1804 по 1809 год, а потом переведён в Антониев Краснохолмский монастырь. Добавление из VI тома 4 . ФЕОФИЛАКТ Ширяев. С 1809 года. В 1811 году, Октября 11 переведён в Спасо-Прилуцкий и определён Ректором Вологодской Семинарии. В 1814 году, Августа 17, переведён в первоклассный Боровский-Пафнутьев и определён Ректором и Богословия Профессором в Калужской Семинарии. 5 . ГАВРИИЛ Розанов в 1811 году, Октября 24 произведён и вскоре определён Префектом. В Августе 1814 года переведён в Спасоприлуцкий и определён Ректором Семинарии и Профессором Богословия. 6 . АНТОНИЙ Добротин, в 1814 году, 14 Августа, произведён и определён Инспектором Семинарии и Профессором Философии из Префектов Ярославской Семинарии. Духов Новгородский монастырь 2 класса, прежде бывший мужской, а ныне девичий монастырь, находящийся в конце Великого Новгорода, близ большого городового земляного вала у Санкт-Петербургской заставы, расстоянием от Кремля около двух вёрст. Устроен в 6865/1357 году Св. Моисеем, Архиепископом Новгородским, По описи Новгороду, в 1615 году сочинённой значились в монастыре сем следующие строения: 1) церковь во имя Сошествия Св. Духа; 2) церковь во имя Живоначальной Троицы; 3) над воротами во имя Рождества Божьей Матери с трапезой. Ныне же здания в монастыре сем каменные следующие:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

6) Иеромонах Корнилий, родом из мещовских купцов, пострижен 1801 года в Мещовском Георгиевском монастыре. В 1802 году посвящен в иеродиакона, в 1802 году в иеромонаха; проходил должность благочинного, и 1808 году июня 22 дня определен строителем в Мещовский георгиевский монастырь. В 1810 году – в Мещевское Духовное правление присутствующим; в 1811 году декабря 13 определен строителем в Тихонову пустынь; скончался в сентябре 1814 года и, погребен в той же пустыни. 7) Иеромонах Михаил, из духовного звания, уроженец Козельского уезда, села Крапивны, с 1791 года проходил курс наук в Московской Духовной Академии, в 1799 г. определен в Оптину пустынь. В 1800 году переведен в Мещовский Георгиевский монастырь; в 1804 пострижен в монашество; в 1806, помещен в штат, при доме его преосвященства, в 1810 г. посвящен в иеродиакона, в 1812 г. перемещен в Тихонову пустынь, где в 1814 г. посвящен в иеромонаха; и назначен в должность казначея; управлял временно обителью по кончине Корнилия и утвержден строителем 14 июля 1815 года, преосвященным Евгением, а 14-го августа, 1816 года, по резолюции преосвященного Антония, перемещен строителем же в Мещовский Георгиевский монастырь, а вместо его назначен в Тихонову пустынь строитель Мещовского Георгиевского монастыря. 8) Иеромонах Митрофан, из мещовских граждан, постриженец Мещовского Георгиевского монастыря. В 1814 году был назначен строителем Мещовского Георгиевского монастыря и вместе экономом Калужского архиерейского дома, в 1814 и 1816 годах надзирал за построением дома Мещевского Духовного училища, а с 17 августа по 25 января 1830 года управлял, в звании строителя, Тихоновой пустынью; в 1817 году 4 сентября был командирован в Перемышльский Лютиков монастырь для наблюдения за порядком в оном, где и пробыл до 28 сентября того же года, пока изволил проехать Государь Император; в 1830 году, согласно его прошению, уволен в число братства Малоярославецкого Черноострожского монастыря. 9) Иеромонах Ираклий, из карачевских граждан, управлял Тихоновой пустынью с 1830 по 1835 год, а в сем году, согласно его прошению, уволен от должности, с определением в число братства Оптиной пустыни, коей он был постриженником 62 .

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

а) ректоры и профессоры богословия 1 . Симеон Крылов-Платонов из ректоров московской славяно-греко-латинской Академии определен ректором Академии 19-го августа 1814 года. Как архимандрит имел в управлении донской монастырь. В 1816 году хиротонисан во епископа тульского. Скончался в сане архиепископа ярославского в 1824 году. 2 . Филарет Амфитеатров , уроженец орловской губернии. Пострижен в монашество 7-го ноября 1798 года, будучи учителем орловской Семинарии, в которой был потом (1802 г.) ректором. Такую же должность проходил после в оренбургской Семинарии (1804) и тобольской (1810). В декабре 1813 года определен настоятелем Иосифова волоколамского монастыря и вызван на чреду священнослужения в Петербург. В феврале 1814 г. определен инспектором петербургской Академии, и в августе того же года возведен на степень доктора богословия и переведен на должность инспектора московской Академии. Ректором Академии определен 16-го марта 1816 года. В 1817 году получил в управление воскресенский монастырь, именуемый новый Иерусалим. В мае 1819 года рукоположен в епископа калужского. Скончался в сане митрополита киевского в 1857 году. 3 . Кирилл Богословский-Платонов . Магистр первого курса петербургской Академии, в которой 1814–1817 г. был бакалавром. В 1817 году определен ректором полтавской Семинарии и получил сан архимандрита. 7-го мая 1819 года переведен на должность ректора Академии и получил в управление новоспасский монастырь. В 1822 году возведен на степень доктора богословия. В октябре 1824 года рукоположен во епископа дмитровского, викария московского. Скончался в С.-Петербурге в 1841 году в сане архиепископа подольского. 4 . Поликарп Гайтанников. Урожденец тверской губернии. Магистр первого курса петербургской Академии. По окончании курса в 1814 году, определен инспектором петербургской Семинарии. Пострижен в монашество в декабре того же года. В 1817 году произведен в архимандрита можайского лужецкого монастыря. В 1819 г. определен ректором петербургской Семинарии; в 1822 году возведен на степень доктора богословия. Ректором московской Академии определен ноября 4-го 1824 года, и тогда же дан ему в управление Новоспасский монастырь. 14-го декабря 1835 года уволен от должности ректора и жил в Новоспасском монастыре, которым управлял до 1837 года; в сем году 19-го генваря скончался, имев пред кончиною благодатное видение 344 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

В 1 день Октября того же 1814 года, открыта Академия Московская, а вскоре и 9 Семинарий, 30 уездных и столько же приходских училищ Округа сего, да 5 Семинарий Санкт-Петербургского Округа. В обоих же Округах всего открыто с 1809 по 1815 год 15 Семинарий, 61 уездное и 100 приходских училищ; а в 1815 году, Января 9, открыт Цензурный Комитет Московской Академии. К стр. 512 98 . Ректоры Префекты 41. ИАКИНФ Лагановский … и находится доныне. 31. МЕФОДИЙ Пишнячевский … и находится доныне. Прибавление: Прибавление: 41. ИАКИНФ Лагановский в 1813 году переведён в Курский Богородицкий Знаменский монастырь. 31. МЕФОДИЙ Пишнячевский, в 1809 году, Ноября от 24, Указом Святейшего Синода вытребован в Санкт-Петербургскую Духовную Семинарию для преподавания наук, и был в оной Ректором и Профессором. Ныне Епископ Старорусский. 32. ИОАСАФ Мохов, Соборный Иеромонах. В 1810 году, Ноября 10, определён из учителей Философии с оставлением при этой должности. 42. ИОАСАФ Мохов. В Феврале 1814 года определён из Префектов. В том же году, Февраля 15, произведён в Архимандрита Киево-братского монастыря. 33. МЕЛЕТИЙ Носков, Соборный Иеромонах, в 1814 году, из учителей Высшего Красноречия. Префекты 35. МОИСЕЙ Платонов … и находится доныне. 42. СЕРГЕЙ Платонов … с 1804 года доныне. Прибавление: Прибавление: 35. МОИСЕЙ Близнецов-Платонов. В Феврале хиротонисан в Епископа Пензенского; ныне – Нижегородский. 42. СЕРГЕЙ Крылов-Платонов. В 1800 году определён Ректором. 36. СЕРГЕЙ Крылов-Платонов в 1808 году, Апреля 20, из Префектов и Архимандритов Лужецкого монастыря; в 1810 году переведён Ректором же в Александро-Невскую Академию. Ныне епископ Костромской. 43. ГЕННАДИЙ II Шумов, в 1808 году, из Проповедников Академии и Игуменов Знаменского монастыря, и вскоре произведён в Архимандрита Крестовоздвиженского монастыря. В 1811 году, Октября 21, скончался. 37. СИМЕОН Крылов, в 1810 году, Января 10, из Наместников Троице-Сергиевой Лавры. В 1811 году, Февраля 16, пожалован Орденом Св. Анны 2 класса, Июня 10 – Членом Московской Синодальной Конторы; 1813 года Июня 17 – Орденом Св. Владимира 3 степени. В Августе 1814 года переведён в Донской монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Ко времени присоединения Грузии к России (1801-1804) местная автокефальная Церковь находилась в состоянии глубокого упадка. В состав РПЦ она вошла на правах экзархата (церковной автономии), этот статус был определен указами 1811 и 1814 гг. В 1817 г. экзархом Грузии поставлен митр. Рязанский Феофилакт (Русанов) , ряд епархий экзархата был преобразован путем их слияния и укрупнения. Получила свободу та часть груз. духовенства, к-рая находилась в крепостной зависимости. При А. в России началось возрождение миссионерской деятельности. На десятки языков «инородцев» были переведены краткий катехизис и молитвослов, НЗ был переведен на татар., ногайский, осетин. языки и даже на язык аборигенов Мезенской тундры. В 1810 г. начала действовать «самоедская» на Севере, в 1814 г.- осетинская, а в 1821 г.- монгольская миссии. В 1807 г. расширено действие Пекинской миссии , во главе к-рой был поставлен выдающийся синолог архим. Иакинф (Бичурин). Распоряжения А. сыграли решающую роль в упрочении положения правосл. миссии в Русской Америке, существовавшей в труднейших условиях: в 1811 г. A. отклонил представление Синода о закрытии вдовствующей Кадьякской епископской кафедры, а в 1823 г. не только воспрепятствовал упразднению самой миссии, но и оказал ей всемерную поддержку. В 1803 г. в зап. губерниях был запрещен перевод униатов (см. Греко-католики ) в католичество; началось сближение униатов с Православием в форме единоверия (аналогичной той, к-рая была принята по отношению к старообрядчеству). Крещеные евреи в 1811 г. были освобождены от рекрутской повинности, а в 1817 г. наделены казенными землями. В этот период царствования A. увлекался мечтами об «общеевропейской религии». Находясь в 1813-1814 гг. за границей, он проявлял интерес к различным христ. конфессиям. В 1814 г. в Силезии А. встретился с представителями секты Моравских братьев , в их строгом аскетизме император увидел «образец чистого идеала христианства». В Бадене A. общался с европ. мистиком И. Г. Юнгом-Штиллингом , в Лондоне беседовал с квакерами , посещал их молитвенные собрания.

http://pravenc.ru/text/64316.html

В таком состоянии находилась Костромская духовная семинария, когда проект устава о преобразовании духовных училищ удостоен был Высочайшего утверждения, 21-го августа 1814 года. Состояние Костромской семинария от времени преобразования духовных училищ в 1814 году до наших времен Костромская семинария, после преобразования духовных училищ, в 1814 году, причислена к Московскому округу, к которому, кроме ее, причислены семинарии: Московская, Ярославская, Рязанская, Калужская, Владимирская, Вологодская и Тульская. Все эти семинарии подчинены правлению Московской духовной Академии, которая из Московского Заиконо-Спасского монастыря, осенью 1814 года, перемещена в Троицко-Сергиеву Лавру. Учебные заведения Костромской епархии положены во втором разряде, и на содержание Костромской семинарии ассигновано суммы 14,375 руб. Доселе консистория посылала в семинарию указы, а со времени преобразования велено ей сноситься с семинарским правлением сообщениями и отнюдь не входить во внутренний распорядок семинарий и училищ. Правление Костромской семинарии, на новых основаниях, торжественно открыто 14 ноября 1814 года. Пред этим, в сентябре, произведен во всех классах экзамен, после которого достойные ученики переведены в высшие классы, несмотря на то, что в прежнем иные обучались пред этим один год. До преобразования, в трех высших классах, составивших семинарию, было только три учителя, с преобразования же определено шесть учителей, почти все с званием профессора. Ректор семинарии, архимандрит Август, оставался ректором и после преобразования; но как видно, он тяготился новыми порядками и предоставил управление семинарией инспектору Лестеву. Из прежних учителей, остались только двое: Василий Иванович Груздев и Андрей Андреевич Горский. Здесь кстати сказать, что вскоре после преобразования Костромской семинарии, прибыл в Кострому для ревизии ректор С. Петербургской духовной академии, Архимандрит Филарет впоследствии знаменитейший Митрополит Московский. По его усмотрению и представлению, комиссией духовных училищ утвержден в звании профессора Василий Иванович Груздев, бывший тогда наставником словесности. Во время святительства Преосвященного Самуила, в 1822 году, ревизовал Костромскую семинарию профессор Московской духовной академии Василий Иванович Кутневич, впоследствии времени главный священник армии и флота и член Св. Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

с 28.02.1877 архиепископ с 15.05.1883 по 26.11.1903 на покое; 19.10.1906 Викарии Ярославской епархии Угличские епископы С 1888 года Имена Сведения Амфилохий (Сергиевский Казанцев), епископ рукоположен с 01.05.1888 20.07.1893 Сведения Герман (Гоголашвили), епископ рукоположен с 08.09.1851 по 02.09.1856 епископ Имеретинский Геронтий (Папиташвили), епископ рукоположен с 06.10.1857 по 16.11.1859 епископ Мингрельский Александр (Окропиридзе), епископ рукоположен с 04.03.1862 по 30.05.1869 епископ Горийский, викарий Карталинской (Грузинской) епархии; 09.11.1907 временно управлял с 30.05.1869 до 1886 26.04.1896 С 12 июня 1885 года восстановлена как Сухумская епархия. См. Сухумская епархия. Алавердская Алавердская и Кахетинская С 30 июня 1811 года. Кафедра в Алаверди Имена Сведения Иоанн (Бобдель-Макаев), архиепископ бывший архиепископ Бодбийский с 14.07.1811 по 30.08.1814 митрополит Бодбийско-Сигнахский (Кизикский); 24.09.1837 Алавердская и Телавская (Телавская и Грузино-Кавказская) С 30 августа 1814 года. Кафедра в Телави Имена Сведения Досифей (Пицхелаури), архиепископ бывший епископ Горийский, викарий Грузинской епархии с 30.08.1814 по 14.05.1817 уволен; 19.11.1830 28 декабря 1818 года соединена с Сигнахской (Бодбийской) епархией и в 1837 году присоединена к Карталинской и Кахетинской епархии. Возобновлена в 1886 году в качестве викарной кафедры при Карталинской епархии. Ахтальская епархия 40 Кафедра в Амталах Имена Сведения Варлаам (Эристов), архиепископ член Святейшего Синода до 23.01.1801 с 08.07.1811 – экзарх Грузии Иоаким, епископ рукоположен с 13.10.1803 Сведения Иоанн (Бобдель-Макаев), архиепископ рукоположен с 1792 по 14.07.1811 архиепископ Алавердский и Кахетинский Сигнахская и Кизикская С 30 августа 1814 года. Кафедра в Бодби Имена Сведения Иоанн (Бобдель-Макаев), митрополит бывший архиепископ Алавердский и Кахетинский с 30.08.1814 по 18.12.1828 24.09.1837 В 1837 году присоединена к Карталинской и Кахетинской епархии, а в 1886 году к Алавердской викарной епархии при Карталинской епископии.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Начало управления О. Вологодской епархией совпало с завершением духовно-учебной реформы 1808-1814 гг. В 1814 г. было открыто Вологодское ДУ на базе существовавшей до того нераздельной духовной школы-семинарии, 17 нояб. 1814 г. О. назначил для уч-ща ректора и учителей. Он с особым вниманием относился к духовному образованию, каждую субботу посещал Вологодские ДС и ДУ, присутствовал на занятиях, будучи знатоком греч. языка, сам проверял знания воспитанников, делал полезные замечания и им, и их наставникам. О. совершал инспекционные поездки по епархии: в июле-авг. 1814 г. он посетил Великоустюжский и Сольвычегодский уезды, в г. Вел. Устюг присутствовал на экзамене в местной семинарии и в авг. 1817 г. вновь побывал в Вел. Устюге. Особое беспокойство О. вызывало появление в Вологодской губ. хлыстов. В сер. 1814 г. в дер. Лобановой открылся хлыстовский кружок во главе с И. М. Сальниковой. О. сообщил об этом губернатору, к-рый отправил дело на рассмотрение в Вологодский совестный суд, затем сектанты были переданы в местную консисторию для увещевания, но через 3 месяца вернулись к прежнему образу жизни. 1 авг. 1818 г. вслед. отношения министра духовных дел и народного просвещения кн. Голицына при участии О. и в присутствии протоиерея вельского Троицкого собора Алексея Осокина и священника Волюжской Николаевской ц. Иоанна Заостровского состоялось освидетельствование мощей Прокопия Устьянского, находившихся в Верюжской Введенской ц. Вельского у. ( Суворов. 1868. С. 213). В 1820 г. О. был награжден орденом св. Анны 1-й степени, о чем упоминал в письме кн. Голицыну с просьбой принять в Кабинет Его Императорского Величества свои бриллиантовые знаки к ордену св. Анны 2-й степени. Деньги, соответствующие их стоимости, епископ намеревался отдать в пользу раненых и увечных воинов, при этом просил оставить пожертвование без огласки и упоминаний в печати. Ответ на это письмо О. получил только в мае 1826 г. от обер-прокурора кн. П. С. Мещерского после повторных обращений с просьбой указать стоимость бриллиантовых знаков, к-рые были оценены в 1300 р. В дек. 1826 г. кн. Мещерский передал эту сумму ген.-губернатору А. Д. Балашову на устройство ц. прп. Сергия Радонежского на Куликовом поле, а также на строительство при ней дома призрения для инвалидов.

http://pravenc.ru/text/2578433.html

Юбилейные сборники: Сочинения на случай открытия МДА, последовавшего октября 1-го дня 1814 г., в Св.-Троицкой Сергиевой лавре. М., 1815; Опыты сочинений воспитанников МДА, изд. по случаю испытания при окончании III учеб. курса. М., 1822; Сборник, изд. МДА по случаю празднования ее 50-летия. М., 1864; БВ. 1914. 10/11: К 100-летнему юбилею МДА; 1996. 2: [К 50-летию возрождения МДАиС]; У Троицы в Академии, 1814-1914 гг.: Юбил. сб. ист. мат-лов. М., 1914; В память столетия (1814-1914) МДА: Сб. ст., принадлежащих бывш. и наст. членам акад. корпорации. Серг. П., 1915. 2 ч.; Памяти почивших наставников: Изд. Имп. МДА ко дню ее 100-летнего юбилея: (1814-1914). Серг. П., 1915; Выставка, посвященная 300-летию МДА: Фотоальб. Загорск, 1985; БТ. 1986. Сб.: 300-летие МДА; МГУ и МДА: 250 лет совм. служения России: Мат-лы 1-й совм. конф. 6-7 дек. 2004 г. М., 2006; Сухова Н. Ю., Хондзинский П., прот. Пастырское богословие в системе дорев. духовного образования на примере МДА//БВ. 2010. 11/12. С. 291-341; МДА (1685-2010): 325 лет служения Церкви и Отечеству: Юбил. сб. ст. Серг. П., 2011; МДА (1814-2014): 200 лет в лавре у Троицы/Ред.: игум. Дионисий (Шлёнов). Серг. П., 2014. Монографии, диссертации, статьи: Поликарпов Ф. Ист. известие о Моск. Академии, сочиненное в 1726 г. от справщика Ф. Поликарпова и доп. преосв. еп. Смоленским Гедеоном Вишневским//ДРВ. 17912. Ч. 16. С. 295-306; Павел (Пономарёв), иером. Краткое ист. описание Св.-Троицкия Сергиевы лавры и Спасо-Вифанскаго училищнаго мон-ря, с присовокуплением описания Махрищскаго мон-ря. М., 18297; Снегирёв И. М. Очерк жизни Московского митр. Августина. М., 1841; Горский А. В. О духовных училищах в Москве в XVII ст.//ПрТСО. 1845. Ч. 3. С. 147-197; он же. Слово в день воспоминания открытия МДА//БВ. 1894. 10. С. 26-32; он же. Ист. описание Св.-Троицкой Сергиевой Лавры. Серг. П., 1910; Мордовцев Д. Л. О рус. школьных книгах XVII в. М., 1862; Пекарский П. П. Наука и лит-ра при Петре Великом. СПб., 1862. 2 т.; Смирнов С. К., прот. Ист. записка о МДА по случаю празднования ее 50-летия.

http://pravenc.ru/text/2564190.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010