Старый возвратившийся эмигрант Осмонд, епископ нансийский, открыто требовал учреждения союзов, которые бы носили имя нового модного святого, и биограф Осмонда, аббат Гильом, подобострастно писал в 1862 году, намекая на вторую империю: «При волшебном звуке имени Наполеона мысли получали жизнь, и сердца согревались, народные массы приходили в движение и работали в пользу славы и благоденствия отечества». Однако с новым святым случилось одно неприятное обстоятельство: кроме имени, о нем ничего неизвестно было больше. Боллаидисты XVII века и римский мартирологий даже совсем не упоминали о нем, и Осмонд не мог в библиотеках Нанси найти ни малейших сведений о св. Наполеоне. От избытка ревности епископ писал об этом в Париж; но несмотря на богатые книгохранилища, имеющиеся в Париже, все изыскания привели лишь к печальному результату: никто ничего не знал о св. Наполеоне. Наконец прибегли к сравнительному языкознанию, в надежде, что оно прольет желанный свет. Сделано было открытие, что некий грек по имени Неополис или Неополас потерпел мученическую смерть в Александрии при Диоклитиане или Максимиане. Это имя Неополас и было переделано, как предполагали, в средние века, посредством различных звуковых переходов, в Наполео, и наконец по-итальянски из него выработалось Наполеон. На основании этой филологической гипотезы новый святой и занесен был во французский церковный календарь. Не удивительно, что император, живший и действовавший в началах французского народа, мало-помалу затенил собою неизвестного святого, и в глазах праздничной толпы празднество совершалось в честь именно живого Наполеона. Раз вступив на путь произвола в церковных делах, Наполеон уже не останавливался ни пред чем, и решил всю религию преобразовать в своем духе. С этою целью он прежде всего основал официальный церковный орган («Journal des curés»), поставленный под его строгий контроль, а затем, опираясь на органические члены, где говорилось: «Во всех католических церквах Франции должны признаваться лишь одна литургия и один катихизис», решил и эту область взять в свои руки.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Этим званием полководца удостаивал сенат обычно вместе с триумфом в его честь и в честь победоносного войска. Октавиана Августа принято в исторической науке рассматривать как первого монарха в истории Рима постреспубликанской эпохи, хотя нек-рые историки первым монархом в истории Рима, если не иметь в виду царей дореспубликанского периода (от Ромула до Тарквиния Гордого), считают Гая Юлия Цезаря. Среди титулов их обоих был и императорский, но Август и его преемники более важным считали звание принцепса сената. Позже из титулов правителей Римской империи на первое место выходит императорский. Его носили и христ. монархи, правившие империей со столицей в К-поле. При этом греческим переводом этого лат. титула было слово «автократор». Ираклий первым стал носить также титул василевса, аналогичный тому, который носили правители эллинистической эпохи и династические цари эллинского мира архаической и классической эпох, а также племенные вожди более раннего периода. Имп. титул принадлежал правителям Ромейской (Византийской) империи до конца ее существования, до 1453 г. Первым императором в средневек. Зап. Европе был Карл Великий . Впосл. Западная империя стала по преимуществу германской и именовалась Свящ. Римская империя герм. нации. С XVI в. резиденцией императоров (по-немецки «кайзеров» - Kaiser) была Вена. В 1804 г. Франц II Габсбург принял титул австр. императора, а в 1806 г. Свящ. Римская империя прекратила свое существование. С 1867 г. правители Австро-Венгрии носили титул австро-венгерских императоров. С 1871 по 1918 г. существовала Германская империя со столицей в Берлине. Францией правили монархи с титулом императора с 1804 по 1814 г. и затем «сто дней» в 1815 г. (Наполеон I) и с 1852 по 1870 г. (Наполеон III) - Первая и Вторая империи. На Руси в связи с учением о Москве как Третьем Риме в 1547 г. было совершено венчание вел. князя Московского Иоанна IV на царство. Царский титул российских самодержцев рассматривался как эквивалент императорского, и в Москве равными рус.

http://pravenc.ru/text/2564100.html

Ермолай Ив. Бедринский, поступил в академию из Харьковского коллегиума и, по окончании курса, в 1804 г. определен учителем грамматики и еврейского языка, в 1806 закона и св. истории, в 1807 г. поэзии; в сентябре этого года произведен в священника к православной церкви русского посольства в Париже; ноября 18 произведен в протоиерея и пожалован наперсным крестом; в 1814 г. переведен в Брюссель к придворной церкви Ее Императорского Высочества, Великой Княгини Анны Павловны; в 1817 г. пожалован, из Высочайшего Кабинета, наперсным крестом, украшенным драгоценными камнями; в 1821 г. орденом св. Анны 3 ст. Скончался в 1833 г. в Гаге. Петр Бор. Вигилянский, обучался в Казанской академии и, по окончании курса, проходил учительскую должность в Астраханской семинарии; в 1804 г. перешел в ведомство С.-Петербургской епархии и определен в здешнюю академию учителем, вновь открытых классов, истории и географии, в 1806 г. библейской географии; в августе 1807 г. рукоположен в священника к церкви св. Симеона Богоприимца и определен законоучителем православных воспитанников Немецкого училища св. Петра. Вениамин, соборный иеромонах, преподавал философию в Тверской семинарии и на тот же предмет вызван в здешнюю академию в 1804 г.; но вскоре определен ректором Тобольской семинарии. Иван Мих. Фовицкий, из учителей Орловской семинарии, определен на класс поэзии в 1804 г.; но долго ли оставался при академии, неизвестно. Впоследствии, в чине ст. советника, состоял при В. К. Михаиле Павловиче, и был членом С.-Петербургского Общества любителей словесности, наук и художеств. Иван Никиф. Дьяконов, обучался в Казанской дух. академии и, по окончании курса, был учителем в Астраханской семинарии. М. Амвросий вызвал его в свою епархию и определил учителем сперва в Новгородскую семинарию, потом (8 дек. 1804 г.) в здешнюю академию, на класс истории и географии; в январе 1807 г. произвел в священника к Петропавловскому собору в С.-Петербурге. Мисаил, соборн. иеромонах, из учителей Московской академии, вызван в декабре 1805 г. на класс высшей риторики и естественной истории; но в 1808 г. за болезнью уволен от учительской службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Когда царь скончался, царевич Давид вернул еп. Афанасия на кафедру ( Иоселиани. 1936. С. 160-162). После издания российским имп. Александром I (1801-1825) манифеста о присоединении Грузии к Российской империи (1801) еп. Афанасий одним из первых присягнул на верность новой власти (Там же. С. 244-245). В 1804 г. он, «по старости лет своих не признавая себя способным к управлению епархиею», подал прошение главнокомандующему Грузии ген. П. Д. Цицианову о переводе его в мон-рь Натлисмцемели с назначением пожизненной пенсии в 120 р. Прошение было удовлетворено; Н. е. была присоединена к Самтаврской епархии (Отношение кн. Цицианова к католикосу Антонию, от 10 апр. 1804 г.//АКавАК. 1868. Т. 2. С. 268-269; Отношение гр. Кочубея к кн. Цицианову, от 9 сент. 1804 г.//Там же. С. 269-270). Н. е. в этот период считалась беднейшей в Вост. Грузии. В письме от 21 февр. 1805 г. митрополит Бодбийский Иоанн (Макашвили) сообщал Цицианову, что, «каков Никозский архиерей в Карталинии, таков и этот (Харчашнийский.- Авт.) в Кахети,- только он немногим лучше никозеля» (Письмо Бодбийского митр. Иоанна к кн. Цицианову, от 21 февр. 1805 г.//АКавАК. 1868. Т. 2. С. 271). В 1801 г. паства никозели состояла из жителей всего 8 селений (Наличный состав Грузинского Патриархата, 1801 г.//Там же. 1866. Т. 1. С. 531; ПГП. 1970. Т. 3. С. 1115). Согласно церковным спискам, составленным российскими властями в 1811 г., Урбнисская епархия и Н. е. владели 70 дворами, доход Н. е. составлял 300 р. в год; эти средства планировалось направить на содержание еп. Афанасия, а после его смерти - на духовные учебные заведения. Кафедра Н. е. вдовствовала; в епархии в это время действовали 11 церквей, служили 10 священников, 3 диакона, 7 церковнослужителей (Отношение ген. Тормасова к кн. Голицыну от 18 февр. 1811 г.//АКавАК. 1870. Т. 4. С. 164-165). После упразднения автокефалии ГПЦ (1811) Никози и его окрестности были включены в состав Мцхета-Карталинской епархии, а Двалети - Телавской (Осетинской) епархии (с 1814) Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви (Ведение Святейшего Правительствующего Синода Правительствующему Сенату от 17 окт. 1814 г.//Там же. 1873. Т. 5. С. 407-409). С восстановлением в 1917 г. автокефалии ГПЦ земли исторической Н. е. были включены в состав Урбнисской епархии ГПЦ ( Анания (Джапаридзе). 2010. С. 255). В 1995 г. решением XIII расширенного Поместного Собора ГПЦ была образована Никозско-Цхинвальская епархия с кафедрой и резиденцией архиерея в Никози и Цхинвали (Там же. С. 310). Епархию со дня основания окормляет митр. Исаия (Чантуриа). Архиереи Н. е.: Захария (2-я пол. V в.), Стефан (ок. 906), Михаил (X в.), Даниил (2-я пол. XV в.), Зебеде (Наморадзе; ок. 1626), Инана (Миндодашвили; ок. 1642), Николай (Павленишвили; 1666 - ок. 1693), Максим (?) (ок. 1703), Иулий I (ок. 1744), Давид (ок. 1763-1783), Иулий II (1783-1788), Афанасий (1788-1804); Никозско-Цхинвальской епархии: митр. Исаия (Чантуриа; с 1995). Действующие монастыри

http://pravenc.ru/text/2565612.html

Грамматический класс. В этом классе проходили латинскую этимологию и отчасти синтаксис, первую часть из славянской грамматики, катихизиса и арифметики по руководству Меморского, краткую священную историю и пение. Сверх того, ученики были занимаемы переводами с русского на латинский и на оборот с латинского на русский, заучиваньем на память разговоров на латинском языке, приложенных к грамматике Каменского, воскресных евангелий. Учителями грамматики были: Ласточкин (1802–1803), Талиев (1803), Пластов (1804), Сагацкий (1805), Полиновский (1806–1809), Раев (1809–1812), иеромонах Анастасий (1813·–1815), Николай Милонов (1816), иеромонах Самуил (1817), иеромонах Аполлоний (1818). Ииформатория высшая. В этом классе учили русскую для народных училищ изданную грамматику, сокращенный катихизис, краткую к вопросах и ответах изложенную священную историю, начальные четыре правила арифметики и латинскую этимологию. Сверх сего ученики занимаемы были латинским сочинением задач на обоих языках. Ииформатория низшая (отделение). В ней учили начаткам латинского и русского языков и арифметики, сокращенному катихизису, священной истории ветхого завета и пению. Ученики грамматики и обеих информаторий, по желанию, могли посещать язычные классы: греческий, французский, немецкий и татарский, рисование и пение. Учителями информатории были: Талиев (1802), Сагацкий (1803), А. Протопопов (1804), Полиновский (1805), Матфей Огнев (1806–1807), Филипп Раев (1807–1809), иеромонах Анастасий (1809–1813), Николай Черников (1813–1814), Николай Милонов (1814–1816), Василий Иванов (1816), Аполлоний иеромонах (1817), Иван Топорнин (1818). Отделения или нижней информатории: Алексей Бальбульциновский (1807), Иван Пляцидовский (1807–1813), Софроний Беляев (1813–1814), Василий Иванов (1814–1815) Прокопий Брусьянов (1816), Михаил Самуилов (1817– 1818). Русская школа в казанской академии открыта в 1803 году по указу Св. Синода и назначена была для учеников непонятливых к учению и безнадежных к продолжению высших наук и латинского языка.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

19) Никодим Белокуров. Из Инспекторов Московской семинарии Ректор Вифанской с 6-го Января 1862 года. В Августе 1866 г. переведен Ректором в Московскую семинарию. 20) Сергий Спасский . Архимандрит Московского Знаменского монастыря. Определен Ректором 12 Августа 1866 года. ПРЕФЕКТЫ 1) Гедеон Фомин из учителей Лаврской семинарии произведен в Иеромонаха и Префекта 5-го Июня 1800 года и был учителем Греческого языка, а в 1802 году, с открытием Философского класса, начал преподавать философию, в 1804 году, Апреля 17-го произведен во Архимандрита Дмитровского Борисоглебского монастыря. С Сентября сего года Ректор. 2) Евгений (Андрей) Казанцев из учителей Риторики Вифанской семинарии поступил в Префекты и учители философии в Сентябре 1804 г., пострижен в монашество 16 Декабря сего года. В Феврале 1809 г. определен в новоучрежденную С.-Петербургскую Академию баккалавром философских наук и Инспектором. В 1810 г. определен Ректором Троицкой семинарии, в 1814 г. Ректором Московской семинарии и Архимандритом Заиконоспасского монастыря. В 1818 г. хиротонисан во Епископа Курского; в 1822 г. переведен Архиепископом во Псков, с 1837 г. Архиепископ Ярославский. С 1854 г., пребывает в Москве на покое и управляет Донским монастырем. 3) Серафим Колосов. Из учителей Ярославской семинарии. Пострижен в монашество и определен Префектом в Августе 1809 г. С 1812 г. назначен Ректором Вифанской семинарии. 4) Вениамин Гжельский. Был учителем Перервинской семинарии, пострижен в 1809 г. и в том же году переведен в учители Риторики в Лаврскую семинарию. Префектом Вифанской определен 8 Января 1812 г.; в Январе 1814 г. переведен на ту же должность в Троицкую семинарию, по закрытии которой определен инспектором Московской семинарии, в 1817 г. Ректор Вифанской семинарии. 5) Макарий. Иеромонах. Из учителей Риторики Вифанской семинарии определен Префектом 19 Января 1814 года. ИНСПЕКТОРЫ: 6) Павел Николаевич Наумов. Из старших кандидатов С.-Петербургской Духовной Академии первого курса, определен инспектором Августа 19 дня 1814 г. и проходил сию должность до Сентября 1822 года, a в сем году выбыл в светское звание.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Британская империя рождается в чреде бесконечных морских сражений с католической Испанией (вернее - грабежей испанских торговых судов, на которые английская корона предоставляла пиратам лицензии - каперские патенты). Таким образом, морской разбой и работорговля лежат в основаниях Британской империи. Что ж, все империи начинаются с разбоя и грабежей. Однако затем они переходят к цивилизационной миссии. Но Британская империя - империя нового типа. Её интересует прежде всего прибыль, и потому её цивилизационная миссия своеобразна. Империя лишь в минимальной степени приобщает туземцев к культуре. Вместо этого в перл творения возводится культ белого человека как человеческого бога. Следуя канонам пуританизма (Доктриной предопределения) Британская колониальная империя возводит между белым и аборигеном непроходимую пропасть. А на место цивилизационной миссии ставится откровенный грабёж и высасывание ресурсов. Британская Империя начинается разбоем и заканчивается разбоем. В этом смысле символична фигура одного из самых удачливых английских каперов Генри Моргана. В 1663 Морган начинал с пиратских налетов на Ямайку. А окончил карьеру крупным плантатором, мировым судьей и вице-губернатором отбитой у испанцев Ямайки. В истории возвышения Моргана как в капле воды отражена вся история Британской империи. А если правда, что, как утверждают, банкирский клан американских Морганов ведет свою родословную от этого знаменитого пирата - то и всего современного мира в целом. Войны «нового типа» ведут между собой Голландия и Англия, и обе вместе - с Португалией за азиатскую торговлю и, прежде всего, за Индию. В отличие от прошлых войн - за веру, идею, и, наконец, землю, это новые войны - войны за прибыль, не за территорию даже, а за рынки. И ведут их не столько государства, сколько частные акционерные фирмы - английская и голландская Ост-Индские компании. Ост-Индийская компания, этот «Великий олигарх», обладающий собственной армией, правом сбора налогов и чеканки монеты, первая транснациональная корпорация-государство (company-state) - икона и провозвестник современных транснациональных корпораций, символ власти капитала над государствами и народами.

http://ruskline.ru/opp/2023/11/14/rozhde...

В годы царствования A. Россия пережила один из драматических периодов своей истории. Ей одновременно пришлось вести неск. войн, требовавших огромного напряжения всего гос. организма: в течение 10 лет (1805, 1806-1807, 1812, 1813-1814) шли войны с Францией, в 1804-1813 гг.- с Персией, в 1806-1812 гг.- с Турцией, в 1808-1809 гг.- со Швецией. Неудачными были коалиционные войны 1805-1807 гг. с Францией, закончившиеся невыгодным для России Тильзитским миром (1807), все др. войны завершились победой рус. оружия. Территория страны существенно расширилась: в состав России вошли Финляндия (1809), Бессарабия (1812), Сев. Азербайджан (1813), Царство Польское (1815). В 1801-1810 гг. к России добровольно присоединились православные Грузия и Абхазия, что усилило позиции Православия на Кавказе. В 1822 г. в состав империи вошла часть Казахстана (средний жуз). Отечественная война 1812 г. явилась серьезным испытанием для A. и всей России. Громадную роль в победоносном исходе войны сыграли твердость и мужество правителя. В день Рождества Христова 25 дек. 1812 г. был издан царский манифест, возвестивший о победоносном окончании Отечественной войны, но еще не о наступлении мира. 1 янв. 1813 г. рус. армия перешла границу - военные действия были перенесены в пределы Зап. Европы. Борьбу с Наполеоном за пределами России A. рассматривал как выполнение основной своей миссии - освобождения западноевроп. народов и низвержения Наполеона с престола. Взятие 19 марта 1814 г. союзными войсками Парижа и заключение 18 мая 1814 г. мира знаменовали успешное ее выполнение. A. стал вершителем судеб Европы. В 1814 г. Сенат преподнес A. титул «Благословенного, великодушного держав восстановителя». Военные потрясения 1812 г. оказали громадное влияние на усиление религиозности A. «Пожар Москвы осветил мою душу, и суд Божий на ледяных полях наполнил мое сердце теплотою веры, какой я до сих пор не ощущал,- говорил позднее A.- Тогда я познал Бога. Во мне созрела твердая решимость посвятить себя и свое царствование Его имени и славе». Император каждый день стал читать Библию «и находить в ней утешение», однако духовная основа его личности сложилась много ранее. Еще задолго до войны А. руководил изготовлением походного храма во имя св. блгв. кн. Александра Невского; с ним прибыл он пред Пасхой 1812 г. в Вильну и с ним вступил в 1814 г., также перед Пасхой, в Париж.

http://pravenc.ru/text/64316.html

В 1814 году, Высочайшим указом 4-го сентября, С.-Петербургскому библейскому обществу повелено именоваться Российским Библейским Обществом 14 ; „прочим же, составившимся уже и имеющим составиться в России отделениям оного, именоваться по названиям тех губернских или уездных городов, в коих общества сии находиться будут“. В составе общества произошла в этом году весьма важная перемена, состоявшая в том, что в члены комитета избрано несколько лиц из православного духовенства: митрополиты киевский Серапион (Александровский) и с.-петербургский Амвросий (Подобедов) ; архиепископы: черниговский Михаил (Десницкий) , тверской – Серафим (Глаголевский), екатеринославский Иов (Потемкин) 15 , телавский и грузино-кавказский архиепископ Досифей 16 . Все эти духовные сановники избраны в вице-президенты общества. В то же время в директоры избраны: ректор С.-Петербургской духовной академии архимандрит Филарет (переименованный в 1816 году, по посвящении его в епископы, в вице-президенты) и придворный пресвитер Н. В. Музовский. Б концу 2-го отчетного года (1814 г.) вице-президентов считалось 18, директоров – 12. В последующие годы в вице-президенты избраны были: грузинский митрополит Варлаам, из рода князей Эрнстовых, член Святейшего Синода, живший в Невском монастыре, и епископы: ярославский Симеон (Крылов) и тверской Иона (Павинский); в директоры в 1815 году: законоучитель 1-го кадетского корпуса соборный иеромонах Феофил (Фиников); священники: Г. П. Павский и Д. Малиновский; в 1816 году инспектор С.-Петербургской духовной академии архимандрит Григорий (Постников) , инспектор С.-Петербургской духовной семинарии архимандрит Поликарп (Гойтанников); в 1817 году настоятель пекинской миссии архимандрит Петр; в 1818 году священник А. И. Малов. Одновременно с избранием православных архиереев, в вице-президенты общества в 1814 году избраны: римско-католический митрополит Сестренцевич-Богуш; армянский архиепископ Иоаннес; в 1818 году униатский митрополит Иосафат Булгак; в директоры в 1814 году аббат Мангень; в 1820 католический патер Госнер. Великие князья Николай и Михаил Павловичи, в 1814 году, приняли на себя звание членов Российского Библейского Общества. В вице-президенты общества из светских избраны: в 1815 г. 3. Я. Карнеев; в 1821 году М. М, Сперанский и граф М. А. Милорадович; в директоры в 1814 году конференц-секретарь (потом вице-президент) императорской академии художеств А. Ф. Лабзин; в 1819 году – Д. П. Рунич.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

4. Яков Толмачев – учился в Харьковском коллегиуме и Киевской академии, затем из учителей Харьковского коллегиума вызван Комиссией дух. учил, в С. -Петербург и определен учителем петербургской семинарии по классу низшей риторики и математики, потом возведен и в звание профессора; состоял в тоже время секретарем академической конференции. В 1814 г., по прошению, уволен из семинарии. Впоследствии – профессор словесности в С. -Петербургском университете. 5. Петр Александров, священник на Большеохтенском кладбище, преподавал еврейский язык (1809–1814 г.). Уволен, вместе с другими, в августе 1814 г, когда было предложено заместить учительские должности в семинарии воспитанниками, окончившими 1-й курс С. -Петербургской духовной академии. В последствии поступил в число братии Коневского монастыря. 6. Филипп Кораллов, священник Входоиерусалимской Знаменской церкви, с 13 сент. 1806 г. преподавал, без жалованья, немецкий язык в высшем класс Ал. невской академии и, за отказом Воронова, приглашен был для преподавания немецкого языка в новой семинарии; преподавал потом и греч. язык в низш. отд. с начала 1810 г. Уволен в 1814 г. 7. Леонид Зарецкий, (калужской семинарии), иеромонах потом архимандрит; бакалавр спб. академии по классу словесных наук. В семинарии назначен, по желанию сем. правления, профессором эстетики (1810–1813 г.). Комиссия дух. училищ поручила ему составить учебник по его предмету, для духовных академий и семинарий, но дело это не состоялось по причине преждевременной смерти его, 23 ноября 1813 г. 8. Иван Щелкунов (из Ал. Нев. акад.), старший кандидат 1-го курса спб. дух. академии, с правом на магистерство чрез 1 год училищной службы. В августе 1814 г. определен на церковную и библейскую историю и греч. язык. В 1816 г. занял должность библиотекаря семинарии. В 1816 г. вышел во священники к Пантелеймоновской церкви; впоследствии протоиерей Знаменской церкви. † 1855 г. 9. Иван Смирнов (из воспит. Ал. невской акад.), кандидат I курса с-петерб. дух. академии, в авг. 1814 г. назначен исправляющим должность профессора словесных наук и немецкого языка, потом получил звание полного профессора. В 1817 г. занял должность секретаря сем. правления; в 1818 г. вследствие заявления о многотрудности своих занятий, получил себе в помощники лектора, из учеников высш. отделения. В 1819 г. вышел из семинарии на должность приходского священника к морскому Богоявленскому собору. Впоследствии протоиерей в Смольном монастыре. † 1834 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010