25. ВЛАДИМИР Ужинский. В 1812 году, Марта 30, из Префектов. В Июле 1813 года награждён алмазным крестом. В Августе 1814 года наименован Профессором Богословия. 19. ИЕРОНИМ Сретенский, Игумен Деревяницкий, определён в 1812 году, Марта 30, из учителей Риторики и Инспекторов. В Июле 1813 года от должностей по Семинарии уволен. 20. АМВРОСИЙ II Морев, Соборный Иеромонах, в 1813 году, Августа 16, из учителей Риторики Тверской Семинарии. В Августе 1814 года наименован Инспектором и Профессором Философии. Префекты 15. ЕВГРАФ, Архимандрит … и находится доныне. 16. АНТОНИЙ Левшин …и находится доныне. Прибавление: Прибавление: 15. ЕВГРАФ Музалевский-Платонов, в 1808 году, в Июле определён Ректором Александро-Невской Академии. 16. АНТОНИЙ Левшин-Платонов, в Июле 1808 года определён Ректором. 16. АНТОНИЙ Левшин-Платонов, Игумен Угрешский, с 1808 года, из Префектов, в 1809 году скончался. 17. САМУИЛ Запольский-Платонов, с 1808 года, потом Ректор. 17. САМУИЛ Запольский-Платонов, по 1810 год, потом Наместник Лавры. В Августе 1814 года переведён в Колязин монастырь и определён Ректором Тверской Семинарии и Профессором Богословия. 18. ИННОКЕНТИЙ Смирнов по 1812 год. Ныне Ректор Санкт-Петербургской Семинарии. 18. ЕВГЕНИЙ Казанцев, Архимандрит Лужецкий, с 1810 года. В 1814 году, Августа 17, переведён в Заиконоспасский и определён Ректором Перервинской Семинарии. 19. НЕОФИТ Докучаев-Платонов, в 1812 году, Января 9, из учителя Риторики Вифанской Семинарии. В 1813 году определён Ректором Вифанской Семинарии; в Феврале 1814 года произведён в Архимандрита Высоцкого и в том же году в Августе переведён в Знаменский и определён Ректором Заиконоспасского уездного училища. Примечание: В 1814 году Лаврская Семинария упразднена, а вместо оной учреждена на Перерве, а другая в Вифании. В этой последней Ректором Августа 17 определён Префектом Академии Архимандрит Парфений Чертков с переведением его из Знаменского монастыря в Лужецкий. 59 Файл PDF стр. 61. После абзаца начало «В 1783 году по трактату с Грузией … Членом Святейшего Синода»

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Перед началом освящения храма предстоятель Русской Православной Церкви посетил музей Горного института, в котором хранятся уникальные коллекции минералов, руд, горных пород и палеонтологических памятников. Горное училище, основанное при Императрице Екатерине II 21 октября 1773 г., занимало участок с двухэтажными домами по набережной Невы, между 21 и 22 линиями Васильевского острова. Император Александр I поручил Вице-президенту Берг-Коллегии графу Мусину-Пушкину составить проект преобразования училища в Горный кадетский корпус. В 1804 г. министр финансов граф Васильев получил Высочайшее разрешение на приобретение участка с домами купца Е.И.Неймана и перестройку зданий Корпуса. В апреле 1806 г. граф Васильев представил императору доклад о полной перестройке зданий Горного кадетского корпуса. Проект перестройки выполнил архитектор А.Н.Воронихин. Упоминание о первой церкви Горного кадетского корпуса относится к апрелю 1804 г. Раньше собственной церкви Кадетский корпус не имел, и кадеты ходили молиться в церковь св. Екатерины. В апреле 1804 г. было решено построить церковь на месте бывшего дома купца Е. И.Неймана по 21 линии Васильевского острова. Церковный флигель входил в состав проекта перестройки Горного кадетского корпуса архитектора А.Н.Воронихина. Строительство церкви началось в 1804 г. В августе 1804 г. Санкт-Петербургская епархия определила в Горный кадетский корпус священника. После завершения общестроительных работ церковь была освящена митрополитом Амвросием во имя преподобного Макария Египетского 19 января 1805 г. (по старому стилю) в день утверждения устава Горного кадетского корпуса. В период с 1806 по 1811 гг. архитектор Воронихин пристройкой переходов связал церковь с крылом главного корпуса по 21 линии и вновь построенным угловым флигелем по несуществующему ныне переулку. Переходы объединили церковный флигель со всеми зданиями Кадетского корпуса в единое целое, в результате чего была полностью завершена застройка 21 линии. Все фасады главного корпуса приобрели свой законченный вид. С небольшими изменениями они сохранились до нашего времени.

http://pravoslavie.ru/10384.html

классов, информатории (низшие классы «фары» и «инфимы») ( Светлов. 1917. С. 316). В 1802 г. открыты классы пиитики (поэтический) и медицинский (врачебный), при этом закрыт средний лат. класс, введено обучение нотному пению и церковному уставу. В 1804 г. в ДС был открыт рус. класс. Появились также немецкий, французский, исторический, географический, математический классы. 22 марта 1806 г. информатория объединена с нижним лат. классом в нижний класс; риторический класс переименован в высший риторический, а поэтический - в нижний риторический. Б-ка ДС насчитывала в 1806 г. 8560 томов (из них 302 рукописные книги) (Там же. С. 380). Количество учащихся в ДС в разные годы колебалось и составляло 240 чел. (1801), 413 (1804), 214 (1806), 357 (1809), 245 (1814) (Там же. С. 394, 397). В 1809 г. были утверждены новые штаты ДС, согласно к-рым на содержание служащих выделялось 4 тыс. р., на 100 казеннокоштных воспитанников - 5639 р., на больницу - 250 р. и на содержание зданий - 1262 р. (Там же. С. 373), в 1812 г. штатные ассигнования составили 12 тыс. р. Нек-рые финансовые поступления в ДС шли от мон-рей, оплачивавших обучение кандидатов на свободные послушнические или монашеские места, а также от родителей своекоштных воспитанников (в 1808 - 1617 р. 93 к., в 1809 - 1703 р. 50 к., в 1810 - 2373 р.) (Там же. С. 374). Митр. Амвросий (Подобедов) специальными распоряжениями поручал непосредственное наблюдение над ДС епископам Старорусским, из к-рых особую заботу о ней проявлял еп. Евгений (Болховитинов). Еп. Евгений и митр. Амвросий сыграли важную роль в разработке проекта реформы духовно-учебных заведений. 29 нояб. 1807 г. по указу Александра I создан Комитет по усовершенствованию духовных уч-щ. 26 июня 1808 г. комитет представил императору «Начертание правил об образовании духовных училищ», к-рое и было утверждено, а комитет был преобразован в Комиссию духовных уч-щ. Преемниками архим. Флавиана на посту ректора стали архимандриты Афанасий (Савинский; 1804) и Иннокентий (Тихомиров; 1804-1808), в 1808-1812 гг.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Тогдашний... обер-полицмейстер – Иван Дмитриевич Лужин (1804–1868), свиты е. и. в. генерал-майор, обер-полицмейстер Москвы в 1845–1854 годах. 5 Луи Наполеон III Бонапарт (1808–1873) – фр. император. В 1848 г. избран президентом Франции; когда же срок его президентства истек, он, фактически совершив государственный переворот, 2 декабря 1852 г. провозгласил себя императором Франции под именем Наполеона Третьего. 6 Франц-Иосиф I Габсбург (1830–1916) – император Австрии и король Венгрии (с 1848-го). Во время революционных волнений в Европе, когда в 1849 г. над Австрийской империей нависла угроза распада, Франц-Иосиф устоял на престоле благодаря военной поддержке Императора Николая I. В «благодарность» за это во время Крымской войны император Франц-Иосиф держал свои войска наготове, чтобы в любой момент присоединиться к антирусской коалиции. 7 Наполеон I Бонапарт (1769–1821) – император Франции в 1804–1814 гг. и марте – июне 1815 года. Начал карьеру в армии, был активным участником Великой фр. революции; в 1799 г., совершив государственный переворот, стал перв. консулом и сосредоточил в своих руках всю государственную власть; в 1804 г. провозглашен императором. В июне 1812 г. огромная наполеоновская армия вторглась на территорию России, 25 декабря того же года была изгнана. В 1814 г., после победоносного вступления в Париж рус. армии и войск антифранцузской коалиции, Наполеон отрекся от престола. Отправленный на остров Эльба, он, однако, вскоре бежал и вторично захватил фр. престол. После окончательного разгрома – в битве при Ватерлоо 18 июня 1815 г. – был сослан на остров Святой Елены. 8 Император Александр I (1777–1825) взошел на рус. престол в 1801 г.; центральным событием его царствования была, несомненно, Отечественная война 1812 года. При вступлении наполеоновской армии в Россию часть населения ее западных окраин: поляки, литовцы, жители Курляндии (историческая область на западе Латвии, в 1795 г. вошедшая в состав России), нарушив присягу на верность Императору Александру I, вступили в ряды неприятелей. При отступлении рус. армии из Москвы древнюю столицу покинуло почти все население, кроме раскольников, (см.: Смирнов П. С, протоиер. История русского раскола старообрядства. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 1895. С. 107).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kireevski...

Задача исследователя в том и состоит, чтобы понять ход мыслей Филофея, понять, какие «пророческие книги» имел он в виду и почему из этих книг он сделал такие выводы. — Кстати, а какие книги? — Это книга пророка Даниила, что ясно из второго послания, адресованного уже непосредственно великому князю. Филофей имеет в виду эпизод, когда царь Навуходоносор просит пророка растолковать его сон (Дан 2:31–44). Так вот, толкователи книги пророка Даниила объясняют, расшифровывают его слова как указание на четыре мировые империи, которые последовательно сменяют друг друга. Историософия древности и Средних веков исходила из представления о том, что существует одна-единственная мировая империя, которая может иметь разные воплощения, может менять свое географическое расположение, но остается той же империей. Самым древним ее воплощением считалась Вавилонская (или Ассиро-Вавилонская) империя, за ней следовали Мидийская (или Персидско-Мидийская), Греческая империя Александра Македонского, а последней — империя Римская, в которой в конце времен появится антихрист и будет уничтожен Иисусом Христом, после чего настанут «новое небо и новая земля», то есть вечное небесное царство Божие. По этой логике Римская империя становится гарантом того, что вплоть до конца времен, до апокалиптических событий никаких великих потрясений в земной истории уже не произойдет. В теории translatio imperii (передача, перенос) империя — это, в сознании того времени, если можно так выразиться, «переходящий вымпел», поэтому многие государства стремились отождествить себя с Римской империей, присвоить римское имя. — Традиционно считается, что Россия потому «Третий Рим», что наследует «Второму Риму», то есть Константинополю, точнее сказать, Византийской империи. Это не так? — Я уже говорила о том, что одно из искажений, один из распространенных штампов — сведéние Третьего Рима ко второму Константинополю и утверждение о том, что брак с Софьей Палеолог, племянницей последнего византийского императора, находится у истоков идеи «Третьего Рима», дает московским правителям право на византийское наследие. Но это противоречит историческим реалиям того времени.

http://foma.ru/tretij-rim.html

Победа христианства внесла в этот процесс ещё одну новую черту: император с этих пор сделался христианским государем, его миссией было распространение веры, защита её против всех врагов и покровительство церкви. Константин осыпал церковь своими милостями, никогда не отказывая ей в защите; церковь же взамен этого согласилась стать под контроль государя и примирилась с его вмешательством в церковные дела. Христианство стало таким образом поистине государственной религией. Этот двойной характер императорской власти сохранялся в течение всего тысячелетнего существования Византийской империи. Несмотря на перенесение столицы из Рима в Константинополь Римская империя, управляемая одним императором, сохраняла своё единство. Но различие между восточной и западной частями империи с течением времени всё углублялось. Поэтому, когда в 395 г. умер император Феодосии и ему наследовали его два сына, империя разделилась на две части – Запад, управляемый Гонорием, и Восток, где воцарился Аркадий. И когда в V в. Западная Римская империя погибла под ударом варварских нашествий, когда в 476 г. сошёл с исторической сцены последний римский император, осталась лишь Восточно-римская империя. Родилась Византийская империя, по определению Рамбо, «средневековое государство, расположенное на крайней границе Европы, по соседству с азиатским варварским миром». < II Каковы были границы этой империи? Чтобы составить себе об этом представление, достаточно ознакомиться с Notitia dignitatum, относящейся приблизительно к 400 году. Восточная империя делилась на две префектуры претория, Восточную и Иллирийскую. Каждая из этих префектур включала в свой состав некоторое количество диоцезов, управлявшихся викариями. В префектуре Востока насчитывалось пять диоцезов: диоцез Востока во главе с cornes Orientis, диоцез Египта, управляемый августальным префектом, и диоцезы Азии, Понта и Фракии. Каждый из них делился на определённое число провинций: 15 для Востока, 6 для Египта, 11 для Азии, 11 для Понта, 6 для Фракии – всего 49.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Затем, Иоанн в 17 гл. Апокалипсиса описывает зверя с семью головами и десятью рогами, на котором сидела некоторая жена, и объясняет, что жена есть великий город, который расположен на семи холмах, т. е. Рим. А семь голов означают те семь гор и ещё семь царей; под этим числом разумеются все римские императоры. А десять рогов, говорит, означают десять царей, которые одновременно вместе будут царствовать; и чтобы мы не подумали, что они будут цари римские, он присовокупляет, что эти цари возненавидят блудницу и опустошат её, потому что они таким способом разделят между собой Римскую империю, что разрушат её совершенно. То же самое подтверждается словами Павла ( 2Сол. 2:5–6 ). Павел не осмелился написать явно о разрушении Римской империи, что, однако, он объяснил Фессалоникийцам изустно, как сам говорит. Смысл его слов следующий: Вы знаете, что препятствует пришествию антихриста; потому что я сказал вам, что препятствует Римская империя, так как не исполнились ещё грехи её, и раньше этого не придёт антихрист, который эту империю по причине её грехов устранит от среды. Посему кто теперь держит Римскую империю, пусть держит её, т. е. будет царствовать, пока она будет от среды, уничтожится, и тогда откроется тот беззаконник. Так изъясняли слова Апостола греческие отцы: Кирилл, Златоуст, Феофилакт и Экумений, а из латинских: Тертуллиан , Лактанций , Амвросий, Иероним, Августин. А что этот признак пришествия антихриста и доселе ещё не осуществился, это ясно из того, что до сих пор пребывают преемственность и имя римских императоров. И чудесным промышлением Божиим, когда империя прекращалась на Западе, что было означено одной из ног Даниилова истукана, оставалась неприкосновенной империя на Востоке, – другая нога истукана. Так как Восточная империя должна была быть разрушена Турками, что ныне мы видим исполнившимся, то Бог восстановил на Западе первую голень, т. е. Западную империю, через Карла Великого; и эта империя существует и доселе. По мнению Беллярмина, не противоречит этому то, что, по предсказанию Иоанна, сам Рим падёт и потеряет царство; потому что Римская империя прекрасно может существовать и без города Рима, и император может называться римским императором и не владея Римом, лишь бы он был наследником другого римского императора в том же самом достоинстве и власти, причём безразлично, большее или меньшее число областей он будет иметь под своей властью.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

И сама державность российская - есть не что иное как разновидность нашего национального всенародного служения Богу. Да, можно этого не понимать. И многие из наших отцов и дедов не понимали, что они служат Богу, служат Святой Руси, православной России. Однако, в 1944 году, когда кончалась Великая Отечественная война, когда мы вновь пришли освобождать Болгарию, советский поэт, капитан нашей армии Алексей Недогонов, посмертно удостоенный в 1948 году Сталинской премии, увидев православный храм на Шипке, скажет замечательные слова: ...Я к храму шел боями славы - Сквозь Сталинград, сквозь огнь и дым, - И я оружьем добыл право Стать на колени перед ним... - Вот - смысл служения! - Да, можно даже не говорить никаких богословских слов. Оставаться советским или российским лейтенантом, капитаном, генералом... Все мы - рядовые солдаты нашей Родины. И при этом понимаем, что мы оружьем добываем право: не какое-либо иное, а именно право встать на колени перед Святой Русью, о которой мы упомянули. Перед храмом нашей православной державности, нашей великой культуры. - Как вы трактуете в своих научных трудах, выступлениях на церковных и светских форумах: это и есть империя? - Да, империя - не то, что думают многие сейчас: нечто подавляющее, распространяющееся на другие страны и народы, покоряющее и использующее, эксплуатирующее их. Так живут американцы. Так жили англичане в своей колониальной системе. А настоящая империя - такой была и Римская империя, такой была и Византийская, такой осталась и Российская империя! - мы живём для того, чтобы людям вокруг нас лучше было. Покровский собор (храм Василия Блаженного) на Красной площади - вот важный для нас символ. Большие и малые народы как большие и малые купола этого храма. Разные народы, разные культуры - все они соединяются и собираются под защитой большого центрального шатра. Все они собираются под Покров Матушки-России. Империя - это и есть матушка, которая собирает детушек разных национальностей, разных конфессий. В Российской империи было хорошо и калмыкам-буддистам, и татарам-мусульманам - всем было хорошо.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Римский папа пытался вступить в полемику с Карлом Великим, но Карл так упорно стоял на своем, что папа вынужден был отступить. Карл созвал собор во Франкфурте в 794 году. На этом соборе он осудил иконопочитание так, как оно было догматизировано VII Вселенским Собором, причем на этом соборе присутствовали представители того самого папы Адриана I, который за несколько лет до этого отправил своих представителей на VII Вселенский Собор, и они приняли осуждение Собора на Франкфуртском соборе. И хотя на Западе проблема иконопочитания никогда не имела такого живого значения, как на Востоке, все-таки для папы это была тяжелая и унизительная уступка. Эта уступка говорила о том, насколько уцепились папы за нового могущественного покровителя. Через несколько лет это сближение папского престола с Карлом Великим получило новое развитие. 25 декабря 800 года (в день Рождества) Карл Великий был венчан в Риме как император, причем инициатива провозглашения Карла императором принадлежала папам (венчал его папа Лев III). Коронование совершилось по византийскому чину. Это было событие, которое в области политической явилось важнейшей предпосылкой церковного разделения, потому что, по всеми принятым представлениям того времени, империя — это единое всемирное государство. Двух империй быть никак не может. Есть и может быть только одна империя. Она существовала прежде, имела столицу Рим, потом новую столицу — Константинополь. До последнего момента империя, имевшая столицей Константинополь, продолжала во всем христианском мире считаться римской, и хотя ее границы не совпадали с границами христианского мира, она считалась неким идеальным увенчанием всего христианского мира. Теперь появилась новая империя. Империя Карла была создана папами совсем не для того, чтобы внести что-то новое в политическое мышление, не для того, чтобы в мире вместо одной было отныне две империи. Новая империя должна была не стать рядом с той империей, которую возглавляла св. Ирина, а должна была заменить ее. Это было тем более логично, что можно было говорить: когда женщина управляет государством, оно как бы не дееспособно.

http://sedmitza.ru/lib/text/434196/

В.Я.: Столь жёсткие гонения на христиан были именно потому, что это было воспринято как покушение на устои империи. Сказать слова: Я раб Божий! - это показатель огромной свободы. В древнем мире человек не мог быть абсолютно свободным. Он всегда был чьим-то слугой. У раба был хозяин, но и аристократ служил императору, а император - государству. Здесь же свобода, отодвинутая в бесконечность. Раб Божий это выше императора. Да это ещё и только первая ступень. Сначала раб, потом - сын. Т.е. и император и государство оказывались ниже. Это огромная ответственность и дерзость. Напоминание о более древних временах, когда государств ещё не было. П.Т.: Я не думаю, что такая логика имела место у римских гонителей Христианства. Зачем наделять защитников устоев Рима способностью оперировать характерными для более позднего периода истории человечества категориями вассала-сюзерена? К моменту прихода Христа римская империя уже начинала умирать. Гонители Христианства были своего рода охранителями устоев. Не больше и не меньше. В.Я.: Однако, принятие христианства империю спасло и продлило жизнь Рима в вечность. Считается, что первый Рим погиб в V-м веке. Это и так, и не так. На месте первого Рима в Европе возникло королевство Меровингов, затем империя Карла Великого, затем Священная Римская Империя, затем Священная Римская Империя Германской Нации. Там нет разрывов. Преемственность идёт непрерывно. Кроме того в Европе была сильная христианская Церковь, сначала единая, после раскола и отпадения - католическая. П.Т.: Полагаю, что Меровингов трудно преподнести в качестве наследников Рима. Можно их считать теми, кто построил государство, которое после Карла Великого попыталось воспринять функцию Рима, но самих их считать преемниками Рима очень сложно. В.Я.: Естественно, Российская Империя - это Третий Рим, преемник Рима Второго. К слову, «Византийцы» себя никакими Византийцами не считали, но именовали себя Ромеями. Кстати, Османская империя, представлявшая собою перестроенную на мусульманский манер Византию, ведь тоже преподносила себя в качестве восприемницы Рима.

http://ruskline.ru/analitika/2019/06/10/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010