В монастыре было обширное хозяйство. Сестры несли различные послушания: писали иконы, шили золотом церковные облачения, изготавливали одежды для сестер, выращивали овощи (особенно славилась монастырская квашенная капуста), работали в саду и разводили цветы, ловили рыбу в монастырском пруду. В 1914 году в обители насчитывалось около 300 насельниц. В 1922 году монастырь был закрыт советской властью. Сестры организовали трудовую сельхозартель «Влахернскую». В 1924 году артель была упразднена ввиду «сохранения монастырского уклада жизни». В 1928 году на территории монастыря был размещен дом инвалидов (впоследствии ставший санаторием для участников Великой Отечественной Войны) Но службы в Спасском храме продолжались, и монахини жили в оставшихся незанятых монастырских постройках. Окончательное закрытие обители произошло около 1931 года. В это время были арестованы 42 монахини. Храм Димитрия Солунского сгорел в 1939 году. Церковь в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в 1929 году была приспособлена под электростанцию, потом в ней находились гараж и склад. Здание Спасского собора сильно пострадало от обстрела в годы Великой Отечественной войны. Были утрачены интерьеры храма, выполненные по эскизам В.М.Васнецова, и нарядное убранство. О судьбе богатейшего имущества монастыря мало что известно. Часть его хранится в московских музеях. Чудотворная Влахернская икона Божией Матери находиться в центральном музее древнерусской культуры имени Андрея Рублева. Икона получила своей название от Константинопольского храма, названного по имени скифского воеводы Влахерна, убитого на этом месте. После взятия турками Константинополя икону некоторое время скрывали в Патриархии, откуда для безопасности она была отправлена на Афон. Здесь иноки, благоговея к иконе Багоматери, сняли с нее форму и отлили еще три подобные иконы из воскомастики и пепла святых мучеников, сожженных в Ниокамии. Все четыре иконы в 1654 году отправили в Россию в дар царю Алексею Михайловичу. К Головиным одна из икон попала в 1713 году. Судьба трех других икон, написанных Рублевым: Спаса-Нерукотворного, Владимирской иконы Божией матери и Одигитрии, Смоленской иконы – неизвестны.

http://sobory.ru/article/?object=00515

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Филермская " Описания иконы Описание иконы Филермская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя совершилось в 1799 году. Эти святыни хранились на острове Мальта у рыцарей католического ордена святого Иоанна Иерусалимского. В 1798 году, когда французы захватили остров, мальтийские рыцари обратились к защите и покровительству России. 12 октября 1799 года они преподнесли эти древние святыни императору Павлу I, который в это время находился в Гатчине. Осенью 1799 года святыни перевезены в Петербург и помещены в Зимнем дворце в церкви в честь Нерукотворенного Образа Спасителя. Праздник этому событию установлен в 1800 году. По древнему преданию, Филермская икона Божией Матери написана святым евангелистом Лукой. Из Иерусалима она была принесена в Константинополь, где находилась во Влахернском храме. В XIII веке была взята оттуда крестоносцами и с тех пор хранилась у рыцарей ордена Иоаннитов. Икона Филермская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников По преданию, Филермская икона Пресвятой Богородицы написана евангелистом Лукой. В V веке греческая императрица Евдокия перенесла этот образ из Иерусалима в Константинополь. После падения Константинополя в XIII веке, икона досталась рыцарям ордена иоаннитов, которые переправили её на остров Родос, а затем на Мальту. В 1798 году Мальта была оккупирована армией Наполеона. Покидая остров иоанниты увезли христианские святыни, в числе которых были десница святого Иоанна Крестителя, часть Животворящего Креста Господня и чудотворный образ Филермской иконы Божией Матери. Спасая священные реликвии, иоанниты передали их российскому императору Павлу I, который к тому времени уже был магистром Мальтийского ордена. 12 октября 1799 года в Гатчине святыни были торжественно переданы российской стороне. Во время российской революционной смуты святыни были перевезены в Данию, где в то время проживала вдовствующая императрица Мария Фёдоровна. Через некоторое время после смерти императрицы мальтийск[...]

http://pravicon.com/icon-344

Рассказывая о явлении Казанской иконы Божией Матери, он, в частности, писал: «Обретённая икона, по повелению Архиепископа, была отнесена в ближайшую к дому Онучина Церковь Николы Тульского. По совершению в сём храме молебствия, она с торжеством провожаема была в собор и здесь на пути явила первое чудо, - исцелив слепца Иосифа, который уже три года ничего не видел. Другой слепец Никита получил тоже благодеяние от Владычицы, по принесении чудотворного Её образа в собор. Так начались чудотворения от иконы Казанския Божия Матери; так начались они и от иконы Пресвятыя Богородицы Одигитрии. Ибо икона Одигитрии потому и названа так, что Божия Матерь, явившись во сне двум слепцам, указала им путь во Влахернскую церковь, где они получили прозрение пред св[ятой] Её иконою. Замечательно, что и впоследствии при чудотворном образе Казанской Божией Матери ни один из недугов не был столь часто врачуем, как недуг слепоты. Это преимущественное целение слепоты телесной не служит ли знаменательным указанием на то, что явление иконы Богоматери было духовным светом для многих, омрачённых слепотою исламизма»?(94) В.А. Некрасов, в свою очередь, называл «оригинал Казанской иконы» «разновидностью Одигитрии».(95) С учётом этого, признавая слабость аргументации священника Н.А. Романского, тем не менее, необходимо признать, что и контраргументация И.М. Покровского также отнюдь не являлась безупречной. Весьма любопытным в связи со всем изложенным представляется свидетельство известного немецкого путешественника и историка Адама Олеария (Adam Olearius) (1599 - 1671), приведённое в его труде «Außführliche Beschreibung Der Kundbaren Reyse Nach Muscow und Persien» («Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно»), впервые изданном в Шлезвиге в XVII в. и переводившемся на русский язык во второй половине XIX в. и начале XX в. На него, в частности, ссылается Н.Н. Чугреева в своей статье «Казанская икона Божией Матери», помещённой в «Православной Энциклопедии».(96) Как в немецком оригинале, так и в русском переводе, сообщается о том, что в г. Москву была доставлена «копия» Казанской иконы Божией Матери.(97)

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

Подробнее... Патриарший собор апостола Андрея Первозванного (Пицундский храм) [ править править код ] Пицундский храм, он же – Патриарший собор Андрея Первозванного, возвышается в пределах государственного заповедника «Великий Питиунт», основанного в 1991 году для сохранения культурного наследия Абхазии. История храма уходит корнями в IV столетие, когда на месте римского поселения Питиунт была построена первая древнехристианская базилика. Собор расположился на пересечении двух улиц, ведущих к морю — Кипарисовой аллеи и ул. им. Т.И. Гицба. Вообще, трудно не заметить массивный забор, окружающий музейный комплекс. Адрес: ул. Гицба 8, Пицунда, Гагрский район, Абхазия. Подробнее... Свято-Успенский собор (Дранда) [ править править код ] Драндский собор был построен предположительно в VI—VII веках. В Средние века он служил резиденцией епископов. Во время турецкого ига храму был нанесён большой урон, однако он был восстановлен. Российский и грузинский историк, археолог и этнограф Дмитрий Бакрадзе, посетив Драндский собор в 1860 году, сообщал, что храм был расписан фресками. Однако со временем они полностью разрушились, и во время реставраций храма восстановлены не были. В 1880 году при соборе был учрежден мужской монастырь, закрытый в 1928 году. Адрес: Республика Абхазия, Гульрипшский район, село Дранда. Телефон: +7 940 772-69-42 Проезд: Подробнее... Собор Влахернской иконы Божией Матери (Бедийский собор) [ править править код ] Собор был построен в 999 году абхазским царём Багратом III в честь Влахернской иконы Божьей Матери. В храме находится его усыпальница. В XIII веке Бедийский собор реставрировался, заново были сооружены фасад и купол. В плане собор по своей форме приближается к купольным. Стены сложены из тёсаного камня. В XVII веке церковные службы в храме прекратились, возобновлены в XIX веке. Вопрос о возрождении Бедийского собора ставился в 1912 году епископом Сухумским Андреем (князем А. А. Ухтомским), организовавшим к нему массовое паломничество. В 100 метрах к западу от Бедийского собора находятся развалины большого каменного дворца с остатками сводов и колонн нижнего этажа, где располагалась трапезная и зал для собраний. На недостроенном втором этаже находились жилые помещения бедийских епископов. С севера к дворцу примыкала колокольня, через первый этаж которой имелся проход на территорию собора.

http://azbyka.ru/palomnik/Абхазия_(храмы...

«Село Влахернское, Мельница тож» Церковь иконы Влахернской Божьей Матери Легенда гласит, что в древности здесь, в густом сосновом бору на берегу речки Голедянки, стояли мельницы, и одна из них принадлежала загадочному мельнику Кузьме – будто бы его имя и осталось в названии Кузьминки. Ученые же считают, что название произошло от местной церкви или часовни святых Космы и Дамиана, почитаемых целителями и покровителями животных. Их праздник назывался в народе Кузьминками. Достоверные сведения об истории Кузьминок появляются в первой половине XVII веке, когда эти земли и «пустошь, что была Кузьминская мельница», принадлежали Симонову и Николо-Угрешскому монастырям: здесь были их рыбные и лесные угодья. Возможно, раньше, до Смутного времени, здесь была маленькая деревенька, именовавшаяся Кузьминки: в ней и могла стоять часовня святых целителей. После Смуты осталась только мельница, оттого местность называлась также и Мельницей. Ее третье имя – село Влахернское – появилось при следующих владельцах, знаменитых Строгановых, которые были одними из самых древних и богатых русских промышленников. По легенде, их родоначальник Спиридон был сыном татарского князя. Он, вопреки воле отца, принял христианство. Тот будто бы пошел на Москву с войском, пленил сына, отважившегося выйти навстречу, и потребовал отречься от Христа. Не дождавшись отречения, князь предал сына казни строганием. Случилось это в 1395 году. У потомков и появилась фамилия Строгановых. Еще Н.М. Карамзин усомнился в этой легенде, и теперь принято считать, что Строгановы – богатые уроженцы Великого Новгорода, а вот их родоначальником действительно был Спиридон, живший во времена Дмитрия Донского. По преданию, его внук Лука Кузьмич выкупил из татарского плена великого князя Василия II Темного. При Иване Грозном Строгановы занимались добычей соли. Они создали солеварни в Соли Вычегодской, и царь пожаловал им огромные владения в Пермской области. Для охраны этих владений и ради дальнейшей территориальной экспансии России Строгановы на свои средства организовали поход Ермака в Сибирь.

http://pravoslavie.ru/4354.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Филермская икона Божией Матери - утраченная «гатчинская святыня» 17.01.2014 766 Время на чтение 16 минут О судьбе Филермской иконы Божией Матери, написанной по преданию евангелистом Лукой и освященной благословением Самой Пресвятой Богородицы, повествует данная публикация доктора исторических наук М.В. Шкаровского. Этот образ более ста лет находился на Русской земле и принадлежал в этот период Российскому Царственному Дому, однако в дальнейшем был нашими соотечественниками безвозвратно утрачен. Одной из самых значительных церковных святынь Санкт-Петербурга в XIX - начале XX вв. была ныне находящаяся в Черногории Филермская икона Божией Матери. В издаваемом в России православном церковном календаре под 12/25 октября до сих пор отмечается «перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя» (в 1799 г.). А в одном из недавних зарубежных русскоязычных изданий сообщалось о Филермском образе, что «оригинал иконы находится в Санкт-Петербурге» . Однако в годы гражданской войны, ставшей подлинной трагедией в истории России, для нашей страны навсегда оказались утрачены многие величайшие культурные ценности и святыни. Ряд из них был уничтожен в ходе ожесточенных боев, сгорел при пожарах и т.д., но многие в период кровавой смуты и раскола государства безвозвратно покинули его пределы. Так случилось с одной из бесценных священных реликвий всего христианского мира, волей судеб оказавшейся в России - Филермской иконой Божией Матери. Этот образ имел многовековую историю. По преданию, икона была написана евангелистом Лукой в начале первого тысячелетия и освящена благословением Божией Матери. Вскоре самим евангелистом Лукой этот образ был препровожден в Египет, оттуда перевезен в Иерусалим, а около 430 г. императрица Евдокия, супруга Феодосия II (408-450 гг.), распорядилась доставить икону в Константинополь, где образ Богоматери был помещен во Влахернскую церковь. В 626 г., по молитвам жителей, возносивших свои прошения перед Филермским образом, город был спасен от нашествия персов. По этому случаю была составлена благодарственная песнь Богоматери, которую молящиеся должны были выслушивать стоя; это песненное чинопоследование было названо акафистом .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Стих “Χαιρε, Περσων δηγ σωφροσνης” 441 – “Радуйся, персов Наставнице в целомудрии” – если мы примем для σωφροσνη значение “умеренность”, “благоразумие”. Вероятно, этот стих относится к заключению мирного договора между Ираклием и наследником Хосрова Кавадом Шируйа. Таким образом, Ираклий продемонстрировал σωφροσνη, то есть умеренность и благоразумие» 442 . Подобная расстановка акцентов, считающая Бога, Приснодеву и святых основными участниками событий военной истории и приносящих победу православному воинству, будет достаточно часто встречаться и впредь. Описывающий события осады Константинополя аварами, Георгий Писида не жалеет красок: «Когда… все на нас напали с воплями в ладьях, невидимая битва стала видимой… бессеменно Родившая и напрягала лук и поднимала щит, стреляла и пронзала, возносила меч, ладьи топила, погружала в глубину, давала в бездне всех для них пристанище» 443 . Подобные чудеса приписывались Богородице и во время осад города арабами в 677 и 717 годах. В IX веке патриарх Фотий обращался к Богородице: «Спаси Сама град Твой, как умеешь, как пожелаешь; мы выставили Тебя оружием, и стеною, и щитом, и самим полководцем – заступись Сама за народ Твой» 444 . Неудивительно, что реликвии, связанные с Богородицей играли важнейшую роль в религиозной жизни города. Одним из самых важных артефактов подобного рода был хранившийся во Влахернском храме Покров (мафорий), сыгравший важнейшую роль в событиях осады Константинополя русами в 860 году. Использовалась эта реликвия и в «мирных целях», выше уже упоминалась история об использовании Мафория Романом I Лакапиным во время переговоров с Симеоном Болгарским 445 . Аналогично высокую роль в жизни столицы играли чтимые иконы Божией Матери: Одигитрия, также сохраняемая во Влахернском храме, Никопея – образ Марии, держащей перед Собой Богомладенца в круге, как на щите, хорошо известном на печатях Ираклия и его преемниках, и многие другие. Патриарх Фотий также упоминает ряд образов, на которых Мария простирает «свои непорочные руки ради нас, даруя защиту императору и помощь против врагов» 446 . Поэтому неудивительно, что кесарь Варда перед походом против Крита в 866 году «вошел со светильниками в храм Пресвятой Госпожи нашей Богородицы, именуемый Одиги» 447 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По инициативе А. Г. Головиной в усадьбе ее сына Г. П. Головина указом Синода 20 июля 1852 г. была открыта жен. Влахернская общежительная община, устроенная по уставу Зосимовой во имя Св. Троицы жен. пуст. Головина пожаловала общине 100 дес. земли, усадьбу, мельницу и дом на М. Дмитровке в Москве, Головин передал 8 дес. земли и обязался содержать священнослужителей. Деятельное участие в организации общины принимал Московский митр. свт. Филарет (Дроздов) , с к-рым Головина состояла в переписке. В окт. 1853 г. святитель перевел из Дивеевского мон-ря во Влахернскую общину Е. А. Татаринову, назначив ее начальницей, 21 сент. 1858 г. митр. Филарет освятил Спасский собор. В усыпальнице под собором в 1856 г. была погребена Головина, перед кончиной постриженная в схиму с именем Иоанна. В сер. 50-х гг. в общине жили ок. 70 сестер. Указом Синода 13 нояб. 1861 г. Влахернская община была преобразована в общежительный мон-рь 3-го класса с 40 монахинями по штату. Татаринова в Троице-Сергиевой лавре была пострижена в монашество с именем Серафима, 23 сент. 1862 г. возведена в сан игумении. По ходатайству настоятельницы в мон-рь из с. Горбунова перевезли деревянный храм, освященный 14 нояб. 1864 г. прп. Антонием (Медведевым) во имя вмч. Димитрия Солунского. В 1884-1886 гг. по проекту архит. Н. В. Никитина перед Спасским собором была возведена колокольня. В 1888-1890 гг. собор был перестроен и расширен, между основным объемом и колокольней устроена трапезная, в 1910 г. часть храма была расписана по эскизам В. М. Васнецова . 5 июня 1891 г. В. м. посетили вел. кн. Сергей Александрович и вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна . Трапезная. Кон. XIX в. Фотография. 2004 г. Трапезная. Кон. XIX в. Фотография. 2004 г. Скончавшуюся в 1897 г. игум. Серафиму сменила игум. Леонида (Фризель), духовная дочь Оптинских старцев, состоявшая в переписке с преподобными Иларионом (Пономарёвым) , Амвросием (Гренковым) , Иосифом (Литовкиным) . (В фонде Оптиной пуст. (213) в ОР РГБ сохр. 43 письма прп. Илариона, 47 писем прп. Амвросия и 23 письма прп. Иосифа игум. Леониде.) При ней в обители по проекту А. А. Латкова была построена 2-этажная трапезная, больница, келейный корпус, устроена богадельня, проведен водопровод. После кончины игум. Леониды мон-рь возглавляли с 1904 г. игум. Евпраксия (Игнатьева), с 1917 г. игум. Аполлинария (Бучнева).

http://pravenc.ru/text/155033.html

Здесь имели дачи архитектор И.Е. Бондаренко, построивший старообрядческие храмы на Басманной и в Рогожской слободе, искусствовед И.Э. Грабарь, М.Т. Елизаров, муж Анны Ульяновой. Летом 1894 года на его даче Ленин написал статью «Что такое враги народа и как они воюют против социал-демократов?» По этому поводу при советской власти в Кузьминках едва не появился музей Ленина. С.М. Голицын-второй отдал больницу в Тополевой аллее под местную земскую лечебницу. В 1880 году в ней лечился будущий пролетарский поэт Федор Шкулев, автор песни «Мы кузнецы, и дух наш молод» и друг Максима Горького. Сын прачки, до рождения потерявший отца, он в 11 лет пошел работать на фабрику, там повредил правую руку и был доставлен в Кузьминки. А через два года в мезонине этой больницы в квартире земского врача К.К. Толстого поселился умиравший от чахотки художник Василий Перов – он сам попросил отвезти его в Кузьминки. Здесь его навещали молодые К. Коровин и М. Нестеров, и здесь же 29 мая 1882 года он умер. Вероятно, у коллег в земской больнице побывал и А.П. Чехов, упоминавший Кузьминки в рассказе «У знакомых». В 1888 году у Влахернского храма появился новый и последний настоятель – отец Николай Порецкий. Молодой уроженец Твери, он женился на дочери кузьминского священника о. Димитрия Зверева, и тесть в тот же год отдал ему свой приход. Прихожане полюбили его и после службы шли к нему в дом на чаепитие. Отказавшись однажды обвенчать С.М. Голицына-второго с его очередной женой (всего тот был женат четыре раза), он заслужил еще большее его уважение. А 21 июня 1890 года храм увидел в своих стенах отца Иоанна Кронштадтского, когда он приехал в Кузьминки на дачу к А.И. Осиповой. Вскоре после этого Влахернская церковь засияла еще большим великолепием – столько ей староста Голицын уделял внимания, приведя в «замечательный вид». В 1899 году он вместе с настоятелем обратился к митрополиту Владимиру с просьбой о поновлении церкви. Разрешение было получено с условием сохранить стиль неприкосновенным. Все работы велись под наблюдением архитектора К.М. Быковского, построившего в Москве здания университетской библиотеки на Моховой и Зоологического музея на Большой Никитской. Тогда появился в храме новый роскошный необычный мраморный иконостас в виде двойной колоннады, отдаленно напоминающий Чугунные ворота усадьбы. Завершает его огромная и очень красивая бронзовая фигура Бога Саваофа с ангелами. После реставрации Влахернская церковь вошла в число самых лучших храмов в Москве. Один из ее прихожан, Андрей Генрихович Цим, принявший здесь Православие, подарил в память усопшей супруги необычный образ Святого Духа в виде серебряного голубя в натуральную величину, осыпанного бриллиантами.

http://pravoslavie.ru/4354.html

Однако жизнь супругов не сложилась. Уже через два года после свадьбы они жили порознь, потом она попросила у Голицына развод, чтобы выйти замуж по любви за английского лорда, но получила отказ, а через несколько лет отплатила мужу тем же. Оба остались бездетны. Князь Голицын всецело посвятил себя подмосковному имению, уйдя в него от личных печалей, и добился превращения Кузьминок в майорат – фамильное имение, переходящее по наследству только к старшему в роде, которое нельзя было разделить или продать. Он хотел воплотить здесь идею «пейзанской жизни», образ земного рая в рамках усадьбы. Для этого Голицын пригласил Доменико Жилярди реконструировать усадьбу в едином стиле классицизма. Она стала единым архитектурным ансамблем, включавшим в себя и парадный комплекс, и хозяйственные постройки, тоже превратившиеся в произведение искусства, будь то скотный двор или обыкновенная баня. Этот ансамбль развивался от входа, который украшали великолепные Чугунные ворота, отлитые на голицынских уральских заводах по модели Николаевских ворот, созданных К. Росси для Павловска. От ворот аллея вела к господскому дому и к усадебной церкви, отчего получила название Влахернской перспективы (по ней теперь проходит маршрут автобуса 29). В 1829 году с разрешения святителя Филарета С.М. Голицын обновил храм и устроил в нем второй придел во имя Сергия Радонежского по своим именинам. Его иконостас увенчивала золотая Чаша в сиянии с ангелами по сторонам. На колокольне появились удивительные часы с одной стрелкой, а для фамильной усыпальницы хозяин построил рядом ротонду-мавзолей, но по назначению это здание никогда не использовалось и превратилось в ризницу. В августе 1856 года святитель Филарет, посетив новоубранную церковь, сказав священнику: «К предстоящей коронации вы хорошо короновали вашу церковь». Голицын велел своим приказчикам следить, чтобы все дворовые «ежегодно исполняли христианскую обязанность» во Влахернском храме, а об уклонившихся докладывать «для определения взыскания». Сами приказчики обязывались в любое время быть трезвыми, не обходиться с подчиненными строго и всегда «наблюдать справедливость». Крестьянам же полагалось быть одетыми чисто, а в праздники – в национальных нарядах.

http://pravoslavie.ru/4354.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010