В 1830 году грянула холерная эпидемия, та самая, со строжайшими карантинами, из-за которых Пушкин не мог прорваться в Москву к невесте. Во Влахернском же никто даже не заболел, и Голицын в благодарность отлил для храма колокол. Когда в 1837 году Кузьминки посетил наследник Александр Николаевич, он отстоял в усадебной церкви молебен, приложился к иконам. Услышав звон этого колокола, он был просто потрясен. Последним же памятником Кузьминок, воздвигнутым при жизни Сергея Михайловича, был монумент императору Николаю I, сооруженный в 1856 году по проекту М.Д. Быковского и скульптора А. Кампиони в виде гранитной колонны, увенчанной короной. Это был первый в России памятник Николаю I. В августе 1858 года на поклон к нему приехал император Александр II с супругой Марией Александровной и снова зашел в храм. Старый князь уже был очень болен и не смог выйти навстречу. В феврале следующего года он скончался. Отпевали его в домовой Екатерининской церкви Воспитательного дома при огромном стечении народа, и затем по его завещанию похоронили в любимых Кузьминках – в Сергиевском приделе Влахернской церкви. 9 августа 1859 года, в полугодовщину со дня его смерти, святитель Филарет отслужил в этом храме заупокойную литургию по усопшему и отозвался о князе как о «своем истинном друге, пособнике в делах добра и христианского милосердия». Его смерть стала началом упадка Кузьминок. Дачный сезон Новым хозяином усадьбы ненадолго стал его племянник Михаил Александрович, бывший русским послом в Испании. Это он собрал ценную коллекцию редкостей, в том числе книги маркизы Помпадур и экспонаты из Помпеи, ставшие основой Голицынского музея на Волхонке. Он иногда гостил в Кузьминках, но, став владельцем, ни разу не навестил усадьбу, лишь письменно распорядился поставить на могиле дяди мраморное надгробие. Михаил Александрович скончался во Франции в 1860 году. Его сын, тоже Сергей Михайлович Голицын, ставший последним владельцем Кузьминок, был «не столько друг книг, сколько друг лошадей», однако на его средства был поставлен памятник суворовским солдатам в Швейцарии, а потом он стал председателем по строительству кафедрального собора святителя Николая Чудотворца в Ницце.

http://pravoslavie.ru/4354.html

Именно после двухвекового пребывания на Афоне Влахернская и попала в Россию. Как сообщают записи XVII века о царских выходах, 16 октября 7162 (1653) года царь Алексей Михайлович принял «образ пречистыя Богородицы Одигитрия, что принесен из Грек, из Лахернской церкви». Икона была привезена «торговым греком» Дмитрием сыном Евстафьевым (Остафьевым), по фамилии Костинари, прислал же этот дар Гавриил, протосингел иерусалимского патриарха («старший из сингелов» (буквально – «живущих в одной келье (с епископом)», современным же языком – личный секретарь, а часто и будущий преемник архипастыря). На следующий день в Успенском соборе Кремля состоялась торжественная служба в честь обретенной Третьим Римом новой святыни; Петропавловский придел главного храма Московского государства и стал теперь новым местопребыванием Влахернской иконы. 10 декабря 1654 года тот же протосингел Гавриил, принося благодарность царю за присланную с Руси милостыню, особою грамотою удостоверил, что «поднесенная государю через грека Дмитрия Костинари чудотворная икона Богоматери Влахернской есть та самая, которая была некогда покровительницею Константинополя». Как пишет побывавший в Москве спустя год Павел Алеппский, царь Алексей Михайлович с благоговением принял святыню и «всю обделал серебром, золотом и драгоценными камнями, взял ее с собою на войну и теперь, при возвращении, вез перед собою… Кроме лика и рук Владычицы и Господа ничего из нее не видно, все остальное покрыто золотом. Царь взамен ее послал тому игумену 800 динаров, кроме того, что дал человеку, который ее доставил». Былая «покровительница Константинополя» вошла в литургический обиход Третьего Рима. Ежегодно в пятую субботу Великого поста, когда читается написанный Акафист (иных акафистов, помимо главного, обращенного к Богородице, дораскольная русская церковь вовсе не знала), в Успенском соборе ставили в центре храма на аналое, «меж амвона и царских дверей», образ Влахернской и читали Акафист именно перед ним. Этот обычай свято соблюдался еще во второй половине XVIII века. Важное место отводилось этой чудотворной и в ежегодном праздновании церковного (иного до Петра опять же не знали) новолетия: согласно «Чиновнику» Успенского собора, в первый день «нового лета» (1 сентября) образ Влахернской ставился на одно из почетнейших мест, на аналое «против Владимирской Богородицы». А ведь сколько еще пребывало в Успенском соборе других, не менее чтимых святынь! Однако к началу XIX века почитание Влахернской видимо ослабло, так как в 1812 году, во время нашествия Наполеона, ее не стали вывозить из Москвы и оставили в Успенском соборе; французы украли ризу и повредили сам образ, так что потом пришлось для прочности врезать икону в новую кипарисную доску и сделать для нее новую, серебряную ризу.

http://pravoslavie.ru/1897.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Одигитрия Смоленская " В настоящее время изображения в разделах " Одигитрия " (http://pravicon.com/icon-222) и " Одигитрия Смоленская " (http://pravicon.com/icon-234) спутаны, то есть фактически эти два раздела следует воспринимать как один раздел. В действительности же, все списки со Смоленской иконы являются Одигитриями, но не все Одигитрии являются списками со Смоленской иконы. Описания иконы Описание иконы Одигитрия Смоленская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», что значит «Путеводительница», по Церковному преданию, была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме. Греческий император Константин IX Мономах (1042–1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале XII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская. В 1238 году по гласу от иконы самоотверженный православны[...] Икона Одигитрия Смоленская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников По преданию, икона написана святым евангелистом Лукой. Существуют две версии появления этой чудотворной иконы в России. По одной из них византийский император Константин Порфирородный благословил этой иконой свою дочь – царевну Анну, выдавая её замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича. Святой образ сопровождал царевну в нелёгком пути из Царьграда в далёкую Русь, отсюда и название иконы – «ОДИГИТРИЯ», то есть «Путеводительница». По другой версии, икона «Одигитрия» была благословением на путь в Россию царевны Анны – будущей супруги святого равноапостольного князя Владимира. Помимо вышеприведенного объяснения происхождения наименования иконы, существует и иное. Предполагается, что Смоленская икона является списком с ВЛАХЕРНСКОЙ иконы, получившей своё название «Одигитрия» («Путеводительница») после того, как Богоматерь привела двух слепцов к Своему образу во Влахернском храме, где они исцелились. Так или иначе, но Пресвятая Богородица является для всех православных Путеводит[...]

http://pravicon.com/icon-234

И вот он, такой маленький, делал поклоны перед иконой. Через несколько часов, уже на Всенощной, мама пришла вся в слезах: мальчик заснул, температуры нет. Это чудо при мне случилось, сам видел. Обычно батюшка посылал к иконам Божией Матери и великомученика и целителя Пантелеимона, если люди приезжали за каким - то облегчением, с болезнью, или от скорбей. Он это спасение от недугов себе не приписывал, понимал, что не он дает, а Бог дает через него. Здесь каждый день происходит какое - то чудо. Можно назвать нашу икону Талабской, в других местах такой иконы нет " . Икона Божией Матери Смоленская есть и в приделе, освященном в честь этого образа Божией Матери в храме свв. Апостолов Петра и Павла рядом с островом Талабенец, на острове Верхнем (Белов). 10 августа вокруг островов Талабск, Талабенец и Верхний будут совершены Крестные ходы в честь иконы Богородицы Смоленская. Смоленская икона Божией Матери, именуемая " Одигитрия " (Путеводительница), по церковному преданию, была написана святым Евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме. Греческий император Константин IX Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале XII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская. В XIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425). В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

В канун праздника Входа Господня в Иерусалим Предстоятель Русской Церкви наградил представителей столичного духовенства 31 марта 2007 г. 22:45 31 марта, в канун праздника Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Алексий совершил Всенощное бдение в храме Христа Спасителя. Во время богослужения Предстоятель Русской Церкви удостоил церковных наград клириков московских храмов. За усердное служение Церкви Божией, пастырское душепопечительство, труды по восстановлению порушенных храмов права ношения наперсного креста удостоены: священник Виталий БАРАНОВ — клирик храма Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках; священник Димитрий БЕРДНИКОВ — клирик храма Вознесения Господня («Большого Вознесения») у Никитских Ворот; священник Александр БЕРЕЗОВСКИЙ — клирик храма свт. Митрофана, еп. Воронежского на Хуторской; священник Степан ВАНЕЯН — клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы в Капотне; священник Петр ВИНОКУРОВ — клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно; священник Павел ВИШНЕВСКИЙ — клирик храма свв. мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на Миусском кладбище; священник Владимир ГАВРИКОВ — настоятель храма свт. Александра, Патриарха Константинопольского при приюте Василия Кесарийского и клирик храма прп. Пимена Великого (Троицы Живоначальной) в Новых Воротниках, что в Сущеве; священник Михаил ГЛАЗОВ — настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьино, в Солнцеве; священник Алексий ГОМОНОВ — и.о. настоятеля храма Успения Пресвятой Богородицы в Путинках; священник Виктор ГУСЕВ — клирик храмов Державной иконы Божией Матери в Чертанове; священник Александр ЗИМИНОВ — клирик храма Архангела Михаила при Клиниках, на Девичьем поле; священник Александр КИРИЛЛИН — клирик храма иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Калитниковском кладбище; священник Сергий КНЯЗЕВ — клирик храмов Зачатьевского женского монастыря; священник Сергий КОВАЛЕВ — клирик храма Троицы Живоначальной на Грязех, у Покровских ворот; священник Сергий КОДИНЦЕВ — клирик храма свт. Николая Мирликийского на Преображенском кладбище;

http://patriarchia.ru/db/text/222518.htm...

Чуть позже экспроприировали все ценности, а само здание передали центральному комитету автотракорной промышленности. Этого настоятель вынести не смог и обратился к местным жителям и бывшим прихожанам с просьбой заступиться за храм. Правда, противостояние оказалось безрезультативным - вскоре церковь лишилась своего барабана, а затем и колокольни. А потом началась долгая череда грубых переделок. Место фронтонов заняли аттики, окна изменились до неузнаваемости - вместо круглых сделали прямоугольные, Церковное здание надстроили ещё одним этажом с балконами, при этом металлические ленты, которые были призваны стягивать постройку, оказались серьёзно повреждены. Внутри теперь уже бывший храм тоже изуродовали: в алтаре, как это часто тогда случалось, устроили туалет, настенные росписи замазали краской. Иконы и хранившиеся в церковных архивах рукописи бросили в костёр. Удалось спасти только уникальный образ Влахернской Богоматери. Долгое время икона находилась в Успенской церкви в Вешняках, а потом попала в Третьяковскую галерею. Незадолго до Великой Отечественной войны помещение переделали, на сей раз под один из корпусов дома отдыха Центрального Комитета профсоюза автомобильной прмышленности. В 1960-е годы бывший храм стал общежитием, потом в 1978 году в помещении располагался конторский корпус Всесоюзного института экпериментальной ветеринарии, который занимал и остальные строения усадьбы. В статье Н. Кармазина " Храм гибнет " , опубликованный в " Вечерней Москве " 17 июня 1991 года, можно прочитать, что " зам. председателя Волгоградского райсовета Е. Шурыгин в ответ на вопрос об аварийном состоянии храма вдруг сообщил, что он передаётся Патриархии. Между тем крыша грозит обвалом " . Через год тогдашний мэр Москвы Ю.М. Лужков распорядился безвозмездно передать церковь, а также ризницу и дом причта православному приходу в Кузьминках. Всего за пару лет церковь отреставрировали. Архитектор Елена Аркадьевна Воронцова разработала специальный проект восстановления. Чтобы привести разорённый и полуразрушенный храм в порядок, пришлось разобрать надстроенный третий этаж, а потом воссоздать все прежние арки и своды, провести археологические изыскания по местонахождению колокольни и заново возвести её.

http://sobory.ru/article/?object=03304

Умильно говорить молитву — значит молиться с осознанием своих грехов и твердой надеждой на Божию любовь. Только искренняя молитва с соблюдением указанных условий способна дать такое духовно светлое состояние человеческому сердцу. В стихире на литии поется: «Смысл очистивше и ум, со ангелы и мы торжествуем, светло начинающе Давидскую песнь Отроковице…» Именно очищая мысли и ум от осуждения, вражды, зависти и всех греховных мыслей, мы становимся способными как древний пророк Давид возносить молитвы к Небу. Поэтому для того, чтобы наши молитвы были услышаны, надо в собственной жизни вести борьбу с грехом. Вопросы: 1. По какому поводу установлен праздник Покрова Божией Матери? 2. В чем смысл праздника? 3. Что необходимо делать, чтобы получать помощь от Господа и Пресвятой Богородицы? 59. Икона Покрова Пресвятой Богородицы На праздничной иконе изображена Пресвятая Богородица с омофором (головным покрывалом) в руках. Она держит его над молящимися. В нижней правой части иконы изображен святой Андрей юродивый вместе со своим духовным учеником Епифанием. Именно они во время ночной службы во Влахернском храме увидели молящуюся за народ Пресвятую Богородицу. При этом явлении в воздухе над головами людей вместе с Ней были видны святой Иоанн Креститель, апостол Иоанн Богослов и многие другие святые. В центре иконы среди молящихся в храме изображен юноша. Он стоит на церковном амвоне (возвышении посреди храма). В его руках свиток, на нем можно прочитать слова: «Дева днесь Пресущественнаго раждает…» Это начало рождественского песнопения — кондака. А юноша со свитком — святой Роман Сладкопевец . Он был великим церковным поэтом и написал много прекрасных песнопений. Святой Роман Сладкопевец не мог быть участником богослужения, во время которого во Влахернском храме являлась молящаяся за верующий народ Богоматерь. Но его изображение на иконе показывает, с каким чувством любви и глубокой благодарности относятся православные к своей постоянной Заступнице и Защитнице. В честь Нее поются красивые и очень глубокие по содержанию церковные песнопения, и образ святого Романа Сладкопевца на церковном амвоне выражает благодарность верующих душ, обращенных к Богородице.

http://azbyka.ru/katehizacija/velikie-pr...

ТИХВИНСКАЯ ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВЕРНЕТСЯ В РОССИЮ 23 ИЮНЯ 2004 Г. марта 2004 Вопрос о возвращении в Россию Тихвинской иконы Божией Матери, вывезенной из Советского Союза в годы Великой Отечественной войны, стал первым в повестке дня открывшегося 25 марта в Москве Священного Синода Русской Православной Церкви. Заседание проходило под председательством Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Объявляя об этом, Патриарх назвал это событие «радостным» для Русской Православной Церкви. Вопрос о возвращении в Россию Тихвинской иконы Божией Матери, вывезенной из Советского Союза в годы Великой Отечественной войны, стал первым в повестке дня открывшегося 25 марта в Москве Священного Синода Русской Православной Церкви. Заседание проходило под председательством Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Объявляя об этом, Патриарх назвал это событие " радостным " для Русской Православной Церкви. Священный Синод принял решение, что возвращение в Россию чудотворной иконы состоится 23 июня 2004 года. Предварительные сроки ее возвращения и детали предстоящих в связи с этим церковных торжеств уже были оговорены на переговорах Патриарха и делегации Православной Церкви в Америке, в числе которых были и нынешние хранители иконы - протоиереи Сергий и Александр Гарклавсы. ИТАР-ТАСС Заседание Священного Синода от 25 марта 2004 года ЖУРНАЛ 1 Слушали: Сообщение Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о возвращении в Россию чудотворного образа Божией Матери " Тихвинская " , которое состоится 23 июня 2004 года. Справка: Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, написана святым апостолом и евангелистом Лукой. В V в. из Иерусалима она была перенесена в Константинополь, где для нее был построен Влахернский храм. В 1383 году икона исчезла из Влахернского храма и в лучезарном свете явилась над водами Ладожского озера. 26 июня (9 июля) 1383 года икона была обретена близ города Тихвина Новгородской губернии. На месте явления иконы был построен деревянный храм в честь Успения Богородицы, и позже Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, один из крупнейших в Санкт-Петербургской епархии.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=187...

Киево-Печерская икона была принесена из Царьграда в 1073 году греками, строителями храма в лавре. Она явилась им перед их отъездом из Константинополя во Влахернском храме. В Киево-Печерской Лавре она была поставлена над царскими вратами главного храма (празднование 3 мая). Икона Владимирская Божией Матери была, но преданию, написана апостолом Лукой. В 5 веке она была принесена из Иерусалима в Царьград, а около 1150 года прислана константинопольским патриархом в дар кн. Юрию Долгорукому. В 1155 году кн. Андрей Боголюбский взял ее с собой на Север и построил для нее храм в селе Боголюбове. В 1160 году икона была перенесена в собор во Владимире и прославилась многочисленными чудесами (празднование 21 мая). Икона Знамения Божией Матери Новгородская прославилась во время осады Новгорода в 1170 году (празднование 27 ноября). Кроме четырех праздников, установленных в честь икон Божией Матери, с середины 12 века был учрежден праздник Покрова Пресвятыя Богородицы 1 октября в память видения Богоматери во Влахернском храме, когда Она своим омофором покрывала людей. В честь св. Николая Чудотворца был установлен праздник перенесения его мощей из Мир-Ликийских в город Бари (в южной Италии), где тогда еще было православное население (1087). Празднование это совершается 9 мая. Особенно чтились в древней Руси чудотворные иконы св. Николая Угодника в Софийском соборе в Киеве и в городе Можайске. Примером христианской жизни в эту эпоху может служить князь Всеволод-Гавриил Псковский, внук Владимира Мономаха . Он всю жизнь стремился к христианскому идеалу, как в своей личной жизни, так и в устроении сперва новгородского, а потом псковского княжества. Он заботился о христианском просвещении, построил много храмов, делил с народом все, что имел и был необыкновенно любвеобилен и милостив. В Пскове он построил собор св. Троицы, где и находятся его мощи (память 11 февраля). Дед его, вел. кн. Владимир Мономах , хотя ему пришлось всю жизнь воевать, являл собой тоже пример христианского благочестия, которым проникнуто его замечательное «Поучение». Христианское просвещение и искусство

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Один из самых известных памятников средневековой грузинской архитектуры. Построен в 1030 году архитектором Илларионом Самтавнели. Адрес: Грузия, край Шида-Картли, Каспский муниципалитет, Самтависи Проезд: От Тбилиси по трассе E60, свернуть у развязки на Игоети, завернуть под мост, за мостом - направо, снова проехать под трассой, до села Самтависи 1 км. Подробнее... Собор Влахернской иконы Божией Матери (Зугдиди) [ править править код ] Эквтиме Такаишвили отмечает, что «Церковь нового Зугдиди построена из камня, грузинского стиля, при правлении Левана V Дадиани, строительство началось в 1825 году, а окончилось в 1830 году». Деньги на строительство выделил российский император Александр I, он же вернул один из списков Влахернской иконы Божией Матери, которая по преданию не раз спасала Константинополь от нашествия врагов. В 10-х годах XVIII века Георгий IV Гуриели выступил в поход против имеретинского царя Александра IV. Среди сокровищ, увезённых в Гурию, упоминается и Влахернская икона. В 1805 году мегрельская княгиня Нино (вдова Григола Дадиани) вместе с депутацией мегрельских князей подарила икону императору Александру I, который богато украсил икону и вернул её мегрельскому народу. Влахернская икона попала в Мегрелию из Константинополя и представляла одну из главных ценностей князей Дадиани. 15 июля празднуется праздник храма — Влакерноба. Адрес: Грузия, г. Зугдиди. Подробнее... Свято-Успенский храм (Тимотесубани) [ править править код ] Тимотесубани (груз. ), официально Храм Успения Пресвятой Богородицы, находится в Боржомском районе Грузии, 18 километрах от города Боржоми, на правом берегу реки Гуджарула. Относится к Боржомско-Бакурианской епархии. Храм построен на развалинах древнего монастыря владетелем тех мест,святым мучеником,князем Шалвой Торели-Ахалцихели,национальным героем Грузии. Начало строительства датируется 1195 годом и завершено в 1215 году. На территории монастыря до сих пор сохранились развалины жилых и хозяйственных построек. Вход на территорию храма представляет собой арочное продолговатое строение, сложенное из красного кирпича. Над ним, предположительно, была надстроена колокольня, а по сторонам находились двухэтажные помещения, которые служили ядром монастырского комплекса.

http://azbyka.ru/palomnik/Грузия_(храмы)

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010