После закрытия монастыря, 1919 году, Иверский храм отдали под клуб завода «Металлист». Позже здесь разместились мастерские «Самараоблобувьбыта». Долгие годы простоял красавец-храм в непотребном состоянии. В 1995 году состоялось возвращение в ведение монастыря здания Иверского собора. Фактически от этого храма остались одни стены, так что были даже предложения построить его заново. Реставрационные работы начались с создания подпорной стены у основания крутого склона, обращенного к храму. После этого было произведено усиление фундамента и стен. Внутри церкви установили четыре колонны, поддерживающие барабан купола. Восстановление собора стало продвигаться быстрее, когда в 2000 году Правительство Самарской области приняло план комплексного возрождения Иверского монастыря. Согласно этому плану целевым назначением выделялись средства на восстановительные работы, за которыми с отеческой заботой всегда следил глава Самарской епархии Высокопреосвященнейший Сергий (Полеткин). К 2008 году строительные и отделочные работы были завершены. Установлен резной четырехъярусный иконостас храма с иконами, выполненными иконописцами из московского Новоспасского монастыря в классическом стиле. Их же трудами были сделаны росписи стен собора. 26 октября 2008 года, в праздник Иверской иконы Божией Матери, Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий и Епископ Нежинский и Прилукский Ириней в со­служении многих священнослужителей Самарской епархии, при огромном стечении народа, совершили чин Великого освящения главного храма обители. Это радостное событие в жизни монастыря произошло ровно через 120 лет после первого освящения соборной церкви в 1888 году. Летом 2010 года по благословению Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия московские мастера монументалисты приступили к росписи храма в честь Иверской иконы Божией Матери. Поскольку этот собор посвящен Царице Небесной, центральное место в росписи занимают Богородичные сюжеты. Придерживаясь древней концепции построения стенной росписи, они старались творчески ее продолжать и развивать традицию. «Нам выпало счастье написать иконы для иконостасов и расписать стены Иверского храма, – говорит Петр Иванович Зубов, художественный руководитель иконописной мастерской. – Икона рождается из Божественной литургии, является ее продолжением и живет только в Богослужении, равно как церковное пение, облачение, архитектура. Ориентируясь на лучшие образцы монументального церковного искусства XV–XVII веков московской, новгородской, тверской, ярославской, костромской, а также греческой школ иконописи, мы пытались не забывать, что живем здесь и сейчас, и отворачиваться от своего времени было бы неправильно. Нужно почувствовать его и попытаться услышать голос Господа, который доносится до нас сквозь все времена и пространства».

http://sobory.ru/article/?object=48141

С 1930-х годов Подлипичье входит в черту города Дмитрова, однако бывшее пригородное село имело давнюю историю. В древности Подлипичье относилось к подмосковному региону Повелье, раскинувшемуся к северу-востоку от Дмитрова. В 1566 году Подлипичье упоминалось как дворцовое село, а после Смутного времени запустело. В 1642 году дьяк Григорий Пятово построил на пустоши Подлипичье собственный двор и дома для пяти крестьянских семей, перевезенных под Дмитров из другой его вотчины в Кашинском уезде. Это было второе рождение села Подлипичье. В том же году, как следует из документов Патриаршего казенного приказа, Григорий Пятово построил деревянную церковь с престолами иконы Божией Матери Одигитрии, Михаила Малеина и преподобного Георгия Хозевита. В 1694 году владельцем села Подлипичье значился уже Петр Савич Хитрово. В эти годы храм по какой-то причине поменял свое посвящение и стал именоваться не Одигитриевским, а Казанским. После Петра Савича Хитрово селом владели его потомки: внук Петр Никитич и правнук Петр Петрович Хитрово. В 1735 году Петр Никитич построил в своем имении каменную церковь Казанской иконы Божией Матери, которая сохранилась до настоящего времени. В церкви были устроены два придела: иконы Всех скорбящих Радость и преподобного Георгия. Кирпичная церковь в Подлипичье, построенная по типу «восьмерик на четверике», является образцом архитектуры барокко. В 1770-х годах церковь перестраивалась и обновлялась усердием вотчинника Петра Петровича Хитрово. В 1880-х годах был заново построен северный придел по проекту русского зодчего Павла Михайловича Самарина. В советские годы Казанская церковь не закрывалась, благодаря чему сохранились фрески начала XX века, трехъярусный резной иконостас 1867 года с несколькими старинными иконами XVI-XVII столетий и два боковых иконостаса конца XIX века. Интересно, что восьмигранный барабан, на котором покоится купол, сложен из дерева, однако оштукатурен и внешне выглядит каменным как и все здание. Московские церковные ведомости описывали местное торжество в Подлипичье, которое состоялось осенью 1899 года в честь обновления придела Казанской церкви. Ранее этот придел был посвящен редкому святому Георгию Хозевиту. Преподобный родился на острове Кипр в VII веке. С юных лет Георгий подвизался на Святой земле в долине реки Иордан в обители Пресвятой Богородицы «Хузива», а затем в лавре Коломана.

http://sobory.ru/article/?object=03498

В период работы выставки 19-20 июля в ГМИИ РТ пройдут заседания одной из секций Международной научно-практической конференции «Чудотворный Казанский образ Богоматери в судьбах России и мировой цивилизации». Гости музея в течение трех месяцев смогут познакомиться с произведениями древнерусской живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, художественной фотографии рубежа XIX-XX вв. На единой выставочной площадке экспонируются древние памятники художественной культуры и духовные святыни Казанского Богородицкого монастыря и Казанской епархии, посвященные прославлению чудотворной Казанской иконы Богородицы. Впервые после реставрации представлены древние списки последней четверти XVI-haчaлa XVII веков с первообраза Богородицы, явленного 8 (21) июля 1579 года в Казани. Среди них представлены раритеты из собраний Русской Православной Старообрядческой Церкви и старообрядческой общины Старопоморского согласия. Древние памятники художественной культуры передают духовную атмосферу второй половины XVI века. Образы Богоматери Всеблаженнейшая (Паммакариста) из собрания Национального музея РТ, Иверская («Вратарница») из собрания ГМИИ РТ, а также позолоченная серебряная риза — оклад с чудотворной Казанской иконы Богородицы из собрания Национального музея РТ впервые выставлены вместе как особые святыни Казанского Богородицкого монастыря. Целостное и масштабное по репрезентативности собрание икон в драгоценных окладах и произведений декоративно-прикладного искусства из казанских частных коллекций представляет образ Казанской Богородицы в разновременных почитаемых списках чудотворной иконы, распространенных на территории России. Впервые экспонируются иконы, созданные в живописной мастерской Казанского Богородицкого девичьего монастыря (1867-1928 гг.). Экспозицию дополняют коллекция минералов из Геологического музея имени А.А. Штукенберга Казанского университета. На выставке также представлены историко-мемориальные материалы, в том числе, труды по истории монастыря и публикации документов судебного процесса по делу о похищении явленной чудотворной иконы Казанской Божией Матери, архитектурные чертежи, графические листы, фотографии и фототипии, связанные со строительством и жизнью монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/4553362.ht...

Письмо, как справедливо замечает преосвящ. Филарет, кисти древнего малороссийского художника, в том смысле, конечно, что икона местного, южно-русского происхождения; исполнение ее довольно посредственное и она писана, по всей вероятности, простым мастером, копировавшим хороший образец; контуры фигур грубые, краска, обычная в памятниках южно-русских для XVII—XVIII в.—красная, голубая. Икона дошла до нашего времени в плохой сохранности, но все же ясно очерчивается лик Богоматери, Младенца, их положение, цвет их одежд. Богородица изображена повернувшей лицо в сторону Младенца, на ней красный хитон и голубой мафорий, на голове корона; правая рука ее в позе моления, а левой она поддерживает Младенца Христа, сидящего у нее как бы на коленях у левой руки; Младенец одет в красную рубашку-хитон, на голове у него такая-же корона, как у Богородицы, в левой руке он держит небольшое Евангелие, а правой благословляет. Нимбы у обоих желтые. Начиная от плеч кругом нимбов Богородицы и Христа на фоне иконы шли звезды, видимые и теперь. Вверху иконы, справа и слева облака. Размеры иконы: высота 40 см., ширина 34 см.» Местонахождение [ править править код ] Свято-Озерянский храм в Харькове В наше время с Озерянской иконы Богоматери осталось два старых списка: один в Свято-Благовещенском кафедральном соборе Харькова, другой в Свято-Озерянском приходском храме на Холодной горе. Новый список с истинным изображением Озерянской иконы Божией Матери, освященный в 2010 г. в Озерянах, находится в Крестовоздвиженском храме Свято-Покровского мужского монастыря. Адрес Свято-Покровского мужского монастыря: ул. Университетская 8/10, г.Харьков, Украина ( индекс - 61003) Телефон: +38(057) 731 50 30 ( дежурный монастыря) Адрес Благовещенского собора: пл. Карла Маркса, 1, г.Харьков (индекс - 61023) Телефон: (+38 057) 777-00-83 , 712-47-37 Адрес Озерянского храма: ул. Полтавский Шлях, 124, Харьков,Украина (индекс - 61000) г. Ссылки [ править править код ] Икона Богородицы Озерянская Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Озерянская_ико...

Прор. Моисей с горящим кустом в качестве своего иконографического атрибута может изображаться в композиции «Свыше пророцы Тя предвозвестиша», получившей на Руси название «Похвала Пресвятой Богородицы» (напр., икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из Успенского собора Московского Кремля, 2-я пол. или кон. XIV в.). Изображение горящего куста сохранилось и в новом изводе этой Богородичной композиции, появившейся на Руси в посл. четв. XV в. (икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря, сер. XVI в., ГРМ), а также присутствует в пророческих рядах рус. иконостасов с XVI в. (икона «Пророки Давид и Моисей» из новгородской ц. апостолов Петра и Павла в Кожевниках, сер. XVI в., НГОМЗ). Сюжет с видением прор. Моисею включается и в состав циклов деяний Св. Троицы (напр., икона «Св. Троица в деяниях», 2-я пол. XVI в., из Покровского мон-ря в Суздале, ГРМ). Икона Божией Матери «Неопалимая Купина» Иконография этого образа Пресв. Богородицы появилась в XVI в. и, по всей видимости, была разработана в окружении свт. Макария, митр. Московского. Первое упоминание изображения с таким названием встречается в деле дьяка Посольского приказа И. М. Висковатого (1553-1554; «Н. К.» приведена Собором в числе сложных сюжетов, которые пишутся «по древним греческим образцом, яко же святии пророци видеша, и святии отци» - Розыск или список о богохульных строках и сумнении святых честных икон диака Ивана Михайлова сына Висковатого в лето 7062//ЧОИДР. 1858. Кн. 2. Отд. 3. С. 36). Самое раннее датированное изображение Богоматери «Н. К.» является одним из сюжетов иконы «Воскресение Христово - Сошествие во ад, с клеймами земной жизни Христа и праздников» вологодского иконописца Дионисия Гринкова (1567-1568, ВГИАХМЗ). К наиболее древним относятся иконы: из собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря (40-е гг.- сер. XVI в.) (КБМЗ), из ц. Богоматери «Одигитрия» в Ростове (сер. XVI в., ГМЗРК), из Кириллова Белозерского мон-ря (60-е гг. XVI в., КБМЗ), из Вознесенского собора Печерского мон-ря в Н. Новгороде (3-я четв. (60-е гг.?) XVI в., НГХМ). 2-й пол. XVI в. датируются иконы из собрания С. П. Рябушинского (ГТГ), из Спасо-Преображенского собора Соловецкого мон-ря (МГОМЗ «Коломенское»), из собора Смоленской иконы Божией Матери московского Новодевичьего мон-ря, из московской ц. Успения Пресв. Богородицы на Апухтинке (ГТГ), в собрании СГХМ. К рубежу XVI и XVII вв. относятся иконы из собрания Н. С. Голованова (ГТГ), а также из с. Усть-Кишерть Пермской обл. (заказ Н. Г. Строганова, 1604-1605, ЕМИИ).

http://pravenc.ru/text/2564944.html

Слава Иверской иконы Божией Матери распространилась по всему христианскому миру. В XVII в. Всероссийский патриарх Никон (1652–1666 гг.), вступив на патриарший престол, задумал на одном из островов Валдайского озера устроить монастырь в честь этой чудотворной иконы, по подобию Афонского Иверского монастыря. На Афон были посланы искусные живописцы, чтобы написать копию с древней Иверской иконы Божией Матери и снять точный план Иверского монастыря. Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь основан в 1653 г., а в 1656 г. с Афона принесена новонаписанная Иверская икона (акафист, кондак 8, икос 8). Первое чудо от этой иконы совершилось еще в пути (икос 9). Несшие икону иноки, не имея чем заплатить мусульманским перевозчикам за переправу через реку Дунай, решили возвратиться на Афон, но явившаяся им во сне Пресвятая Дева уверила их, что они благополучно совершат свой путь. Явившись богатому греку Мануилу, Она повелела ему переправить через Дунай благочестивых путешественников и защитить их от бесчинств турецкой стражи. Благочестивый грек заплатил за них требуемую пошлину и впоследствии отказался от богатого дара, посланного ему патриархом, за что Пресвятая Богородица щедро наградила его (3, стр. 114). Много раз Пресвятая Богородица спасала от бед Свою обитель (акафист, икос 7). Однажды в Иверском монастыре не стало муки, и настоятель впал в большую печаль и уныние. Тогда всепетая Матерь Божия, явившись ему во сне, сказала: «Зачем ты скорбишь, чадо, не за то ли, что в обители нет больше муки? Иди сам и увидишь, что амбары переполнены, и узнай из этого Мою помощь и Мою заботу о вас». Настоятель пошел и, увидев, что действительно все амбары полны муки доверху, собрал всю братию и возвестил о чуде. С радостными слезами прославили иноки Бога и Святую Приснодеву. В другой раз, когда в обители не хватало вина, Богоматерь снова явилась и наполнила все сосуды. Новое вино было таким сладким и вкусным, что все уверились, что оно не обыкновенное, но действительно совершилось чудо. И опять чудесным образом во время нужды Пресвятая Богородица наполнила сосуды елеем и кладовые фасолью. Так многократно являла Она братьям Свое попечение, и Своею всечестною иконою совершает вплоть до сего дня множество чудес и благодеяний. Учительница милосердия

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

Храм Знамения Пресвятой Богородицы, возведённый боярином И. Ф. Волынским в конце XVII века в родовой вотчине Губайлово, расположенной в нескольких десятках вёрст от Москвы, пережил многие знаменательные события в истории России. Впервые пустошь Губайлово, на землях которой и был построен Знаменский храм, упоминается как часть территории Горетова стана Московского уезда в начале XVII века. Царь Михаил Фёдорович Романов пожаловал Губайлово в 1620 году за верную службу боярину Семёну Васильевичу Волынскому. Его потомок возводит в 1683-1684 годах домовую церковь с небольшой трапезной и колокольней. Род боярина Семёна Волынского восходил к участнику Куликовской битвы Димитрию Волынцу (храброму соратнику святого благоверного князя Димитрия Донского) по прозвищу Боброк. В документах 1646 года Губайлово ещё называется деревней, а в конце XVII века становится селом. После смерти С. В. Волынского Губайлово переходит к его племяннику Ивану Фёдоровичу Волынскому. При нём и была построена церковь в честь иконы " Знамение " Божией Матери, давшая второе название усадьбе Губайлово - Знаменское. Ярусная композиция церкви - " восьмерик на четверике " , получившая в дальнейшем широкое распространение в храмовом строительстве, для того времени была большой редкостью. После смерти боярина И. Ф. Волынского Знаменское-Губайлово отошло к его вдове Екатерине Семёновне, а затем к детям - Василию и Петру. Василий Иванович Волынский завещал село своему сыну Василию, а он - своей дочери Настасье Васильевне. В 1743 году она вышла замуж за князя Василия Михайловича Догорукова-Крымского. С этого времени начинается золотой век в истории как усадьбы, так и Знаменского храма. Князь Василий Михайлович Долгоруков - храбрый полководец и видный военный деятель эпохи Екатерины II. Князь втайне надеялся получить от императрицы давно ожидаемый чин фельдмаршала, но так и не дождался. Проглотив обиду, В. М. Долгоруков-Крымский подал в отставку и удалился в свою усадьбу " Знаменское-Губайлово " , где все силы направил на строительство большого дворцово-паркового ансамбля.

http://sobory.ru/article/?object=00607

Часовня Александра Невского в Рогачево. Каменная шатровая часовня примыкает к восточной стене Никольского собора, построена в псевдорусском стиле в память события 1881 г. Пристроена в 1885 г. с востока к церкви. В начале XV века Дмитровский князь Петр Дмитриевич пожаловал село Николо-Пешношскому монастырю, владением которого оно оставалось до времени правления императрицы Екатерины II. До XVII века в Рогачево существовала деревянная церковь во имя святого Иоанна Предтечи. В конце XVII века на старом церковном месте выстроили пятиглавую холодную церковь во имя святителя Николая с трапезной и приделом во имя святого Иоанна Предтечи. В 1849 году трапезная церковь была разобрана, и вместо нее в 1853 году выстроена новая каменная с двумя приделами: во имя святого Иоанна Предтечи и в честь Смоленской иконы Божией Матери. В 1862 году церковь разобрали, воздвигнув на ее месте пятиглавый каменный храм. Строительством трапезной и нового храма занимались купцы Мошкины. В 1877 году иждивением братьев Гордеевых была построена высокая четырехъярусная колокольня. Храм создавался в течение 23 лет. В церкви было медное паникадило на 48 свечей весом в 60 пудов, резной иконостас работы М.А. Рагожина. В 1936 году храм был разграблен и закрыт. С колокольни сброшены колокола, помещение храма использовалось под овощехранилище. Во время пожара в годы Великой Отечественной войны полностью была утрачена настенная роспись храма. В 1990 году храм возвращен Православной Церкви, начались восстановительные работы. К приходу приписан храм иконы Божией Матери Казанская. Четырехстолпный пятикупольный храм сооружен из кирпича с включением белого камня в русско-византийском стиле. Его компактный, лишенный апсид центрический объем опоясан в верхней части крупной, включающей окна аркатурой, завершен поверх карниза ярусом ложных закомар, отвечающих делению фасадов. Мотив аркатуры повторен на барабанах, увенчанных луковичными главами. Монументальности постройки противоречат измельченные в духе XVII века формы крылец и часовни у восточной стены, пристроенных в 1880-х годах.

http://sobory.ru/article/?object=00504

Введенский храм монастыря был действующим вплоть до конца 1920-х гг. Разрушен в 1933 г. http://www.apartment.ru/Article/48712475.html Введения во храм Пресвятой Богородицы в бывшем Новинском монастыре церковь Новинский мужской монастырь был основан в пригороде Москвы, на западе от города, на высоком берегу Москвы-реки, недалеко от впадения в нее речки Пресни. Основал его святой митрополит Фотий, находившийся на московской митрополичьей кафедре с 1410 по 1431 год. Святитель Фотий заложил в новой обители собор во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Монастырь был митрополичьей загородной резиденцией и часто назывался Владычным Новинским. Название Новинский имеет несколько вариантов происхождения. Во-первых, возможно, это искаженное слово новый; во-вторых, существует предание о слободке, в которой стояла церковь во имя Иисуса Навина. Монастырь имел большие земли, подаренные ему вдовой князя Владимира Храброго Серпуховского. По дарственной Новинская обитель получила село Кудрине с прилегающими к ней землями вплоть до Ходынского поля. В XV–XVII веках монастырь был одним из богатейших в Москве, имел развитое хозяйство, обширные конюшни и обслуживал нужды митрополичьего, а потом патриаршего двора. В этой обители 26 декабря 1540 г. великий князь Иван IV Васильевич вместе с митрополитом Иоасафом встречали два чудотворных образа, явленных в городе Ржеве в 1539 г. – Ржевскую икону Богоматери и список с Оковицкой Ржевской иконы Богоматери. Иконы некоторое время находились в монастыре, потом были перенесены в Успенский собор Кремля, позднее переданы в храмы Ржевской иконы Божией Матери на Поварской и у Пречистинских ворот. В память встречи икон в монастыре была построена церковь Похвалы Богородицы, потом снесенная, но престол ее был перенесен в придел Введенского собора. В 1565 г. в монастыре во время пожара сгорела первая деревянная Введенская церковь. В том же году ее возобновили в камне. Церковь была кубической бесстолпной, с одной большой апсидой и звонницей, пристроенной с западной стороны вплотную к фасаду. Верх церкви, по-видимому, был шатровым. При патриархе Иоакиме Введенский собор подвергся коронной перестройке; шатровое завершение храма ликвидировали как неканоническое. Стены были надстроены, получили красивый сложный фриз, характерный для узорчатого стиля середины XVII века. Выше карниза на стены были помещены кокошники, далее над ними сделали карниз, а выше сомкнутый свод с пятью главами, что в это время стало каноном для монастырских храмов. Вместо небольшой кубической звонницы на ее основе была выстроена высокая шатровая колокольня. Единственное, что отличало Введенский собор от традиционных построек XVII века, – это отсутствие трапезной. Колокольня примыкала к четверику храма, что создавало необычную, несколько укороченную композицию.

http://sobory.ru/article/?object=34515

Сложные работы по полам потребовали демонтажа пристенных иконостасов и киотов с иконами. После монтажа полов по ним также проведены работы по очистке от пыли и грязи. В алтаре также проведены работы по напрестольной сени, которую очистили от запыления, которое произошло во время устройства полов. Важным этапом работ в Большом соборе стало восстановление к престольному празднику дню Донской иконы Божией Матери, западного крыльца. Специалисты-реставраторы осуществили укрепление конструкции западного крыльца, вычинку кирпичной кладки парапетов и столбов. По проекту реставрации заново выстелены площадки и выполнены новые ступени. Крыльцу были возвращены первоначальные барочные формы XVIII века, выраженные в дугообразном расположении ступеней. В настоящее время также ведутся работы в подклете Большого собора, где находится Сретенский храм, 300-летие которого будет отмечаться в 2012 году. Храм в честь Сретения Господня, являющийся усыпальницей Имеретинского царя Арчила и его потомков, был освящен 24 сентября 1712 года. Помимо царя Арчила и членов его семьи, в храме похоронены царевичи и князья грузинские, представители других грузинских родов, грузинского и греческого духовенства. Уникальный резной семиярусный иконостас создан в XVII веке по указу и на средства русских государей. Сооружение иконостаса началось в июне 1688 года мастерами Посольского приказа и Оружейной палаты. Работами руководил Карп Иванович Золотарев живописец, резчик и зодчий, по чертежу и при непосредственном участии которого создан весь иконостас Большого собора. Карп Золотарев собственноручно выполнил позолоту местного и праздничного чина, а также написал все иконы праздничного чина, а также изображения преподобных Антония и Феодосия Печерских. Праздничный ряд иконостаса состоит из шести икон, на которых размещены сюжеты двунадесятых годовых праздников. Долгие годы иконы второго яруса иконостаса находились под поздними записями XIX века, лишь в 1991 году, к 400-летнему юбилею монастыря была проведена их реставрация, раскрывшая подлинную живопись XVII века, работу одного из самых талантливых художников своего времени– золотописца Карпа Золотарева.

http://pravmir.ru/v-bolshom-sobore-donsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010