В 2011 г. отреставрированы колокольня и крыши над алтарем Знаменского придела и над приделом Всех Святых. В начале мая 2012 г. были привезены большие колокола (от 3 т 400 кг), а в середине октября 2012 г. доставлены все остальные, всего 14 колоколов. http://hramznameniya.ru/article/134/ В XVII веке за Петровскими воротами Белого города столицы часть Москвы от Страстного бульвара до насыпного земляного вала (теперь на этом месте - Садовое кольцо), называлась Земляным городом. Здесь размещалась крупная стрелецкая слобода, в которой проживали стрельцы, " государевы люди " . Полковой каменный храм в честь Знамения Пресвятой Богородицы был построен ими вместо ранее существовавшего деревянного храма во имя святого священномученика Климента, папы Римского. Храм находился на берегу речки Неглинной неподалеку от Трубной площади, на границе стрелецкой слободы Земляного города. Этот храм со всеми иконами сгорел в 1676 году. 1 июня (по ст. ст.) 1679 года при государе Феодоре Алексеевиче и патриархе Иоакиме стрельцами полковника Никифора Ивановича Колобова был заложен первый камень в основание будущей церкви во имя чудотворной иконы Матери Божией " Знамение " . Этот образ Пресвятой Богородицы исстари почитался у православного воинства за его особое покровительство в ратном деле, за его " пленение ратников и покорение супостатов " . Изображение Божией Матери " Знамение " было принято на многих военных знаменах и иконах, которые несли в сражениях впереди войск. Иждивением стрельцов и непосредственно с их участием был построен полковой храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» с приделом священномученика Климента. Участие в становлении храма принимал сам государь Федор Алексеевич. Дело в том, что стрелецкий голова Артамон Сергеевич Матвеев (1625 – 1682), сын дъяка Стрелецкого приказа, в детские годы воспитывался вместе с царевичем Алексеем, отцом Федора Алексеевича. Имя Матвеева, более двадцати лет верой и правдой служившего Царю и Отечеству, всегда было на слуху при царском дворе, и государевы милости сыпались на него как из рога изобилия. Артамонову приказу Матвеева был присвоен почетный третий номер. Этот статус «головного» приказа давал большие привилегии здешним стрельцам. Позднее в доме своего товарища полковника Артамона Матвеева вдовствующий император Алексей Михайлович познакомился со своей будущей женой Натальей Кирилловной Нарышкиной, находившейся на воспитании в семье Матвеевых.

http://sobory.ru/article/?object=04540

Князь умер в 1660 г., перед смертью приняв монашество в Тихвинском Успенском Богородицком монастыре. Село перешло к его сыну, боярину, князю Петру Семёновичу Меньшому Прозоровскому. После него селом владел сын, боярин, князь Никита Петрович Прозоровский, женатый на княжне Марии Михайловне Голицыной. Ему наследовал сын, князь Александр Никитич. Он был отцом следующего владельца, генерал-фельдмаршала, князя Александра Александровича Прозоровского (1732-1809), который участвовал в Семилетней войне, а во время Русско-турецкой войны 1768-1774 гг. - в покорении Крыма, с 1780 г. управлял Орловско-Курским наместничеством, с 1790 г. назначен главнокомандующим в Москве и сенатором. В новую Русско-турецкую войну, начавшуюся в 1808 г., князь, назначенный главнокомандующим армией, уже очень больной, умер в своём лагере. Он начал строительство ныне существующей каменной церкви в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Сначала была выстроена отапливаемая трапезная с престолами Живоначальной Троицы (освящён в 1815 г.) и святителя Николая (1816). Главный престол освящён в 1835 г. Находившаяся в церкви древняя икона Божией Матери Тихвинской почиталась окрестными жителями чудотворной. До начала XIX в. в селе стояла построенная в середине XVII в. деревянная церковь Живоначальной Троицы с приделами Пресвятой Богородицы Одигитрии и святителя Николая, упоминаемая в документах впервые в 1654 г. В 1794 г. построена кладбищенская деревянная церковь Казанской иконы Божией Матери. Приходской причт состоял из священника, диакона и псаломщика. С 1887 г. в селе существовала церковно-приходская школа.  До 1870 г. диаконом в церкви с. Ивановского-Прозоровских был Василий Ильич Преображенский (1840-1906), церковный писатель, историк. В1860 г. он окончил Владимирскую духовную семинарию. Рукоположен во диакона и служил в с. Ивановском. После рукоположения во иерея служил в Скорбященской церкви г. Владимира. С 1890 г. - священник Успенского Княгинина монастыря во Владимире. В 1893 г. возведён в сан протоиерея. Во «Владимирских епархиальных ведомостях» публиковались его проповеди, а также статьи о быте духовенства. В1900 г. опубликован его труд «Историческое описание первоклассного Княгинина Успенского женского монастыря во Владимире».

http://sobory.ru/article/?object=06685

Муромская икона Божией Матери. 1-я треть XVII в. (частное собрание) Наиболее ранним лит. произведением, упоминающим М. и., считается версия 1-й редакции «Повести о Рязанском епископе Василии» в авторском сборнике Ермолая (в иночестве Еразм) сер. XVI в. (РНБ. Солов. 287/307; Дмитриева. 1977; Она же. 1979). В своей повести Ермолай описал одно чудо от иконы: путешествие свт. Василия, еп. Рязанского, из Мурома в Ст. Рязань по водам р. Оки стоящим на мантии и с образом Божией Матери в руках. Возможно, в муромском предании могли в преобразованном виде оставить след исторические события 1176 г., связанные с «пленением» Владимирской иконы Божией Матери, когда князья Ярополк и Мстислав Ростиславичи отдали владимирскую святыню рязанскому кн. Глебу Ростиславичу. По мнению М. В. Кривошеева, в «пленении» святыни заложен фетишизированный взгляд на икону, заменившую собой языческих идолов. В Повести о еп. Василии прослеживается тот же языческий мотив по отношению к иконе противостоящего города. Еп. Василий, обиженный муромцами, отправляясь из Мурома в Рязань, захватил с собой городскую святыню. «Вместе с иконой Муром покинула, по тексту повести, благодать Божья, поскольку и «епископия» перешла в Рязань, где епископа с превеликой честью встречал местный князь, а роль Мурома упала» ( Кривошеев М. В. Муромо-Рязанская земля: Очерки соц.-полит. истории XI - нач. XIII вв. по мат-лам повестей. Гатчина, 2003. С. 54-55). Как утверждал автор Повести о еп. Василии, «чюдесная же та икона, иже епископа пренесе, и до ныне в Рязани есть» ( Дмитриева. 1979. С. 326). И это позволяет полагать, что некий несохранившийся образ, связанный с легендой, во время написания Ермолаем «Повести о Рязанском епископе Василии» почитался в Рязани. Писатель в самом начале констатирует, что записал то, что «слышах убо некиа глаголющих древняя сказаниа» (Там же. С. 325). История чудотворной иконы, по версии Кочеткова, могла быть связана с рязанским кн. Василием Иоанновичем († 1483) и его супругой Анной († 1501), сестрой кн. Иоанна III, а создана она между 1483 и 1501 гг. ( Кочетков. 1994. С. 73).

http://pravenc.ru/text/2564376.html

Насельницы монастыря испытали на себе и вызывающее самоуправство вахтерш студенческого общежития, где одно время у них была пара комнат (дежурные не позволяли монахиням выходить на раннюю службу), и недовольство местных жителей, добившихся запрета для инокинь пользоваться ближайшей водозаборной колонкой. Правда, через несколько дней эта колонка сломалась, а потом и вовсе, к всеобщему удивлению, провалилась под землю, после чего уже всем пришлось ходить за водой в соседний квартал. Однако наш рассказ о первых годах возрождения Богоявленского монастыря будет неполным, если не сказать о самообновлении некоторых монастырских икон и фресок в храме в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Каждый из нас может стать свидетелем этого чуда, заглянув в монастырь. Изменения в едва различимых фресках, расстрелянных в годы советской власти, сестры заметили после первой же Литургии. «Все началось с фрески Божией Матери. А после этого стали обновляться и другие образы и нимбы, — говорит матушка Антонина. — Некоторые паломники специально приезжают к нам ежегодно и фиксируют все новые и новые случаи. Мы считаем, что это Богородица так незримо поддерживает и вдохновляет нас». Обновилась и икона святителя Николая, акафист которому с первых дней звучал под низкими сводами Смоленского храма. «Видя совершенно темный лик, я решила хотя бы снять и почистить ризу, но специалисты отсоветовали: не надо, матушка, икону потеряете. И через какое-то время на темном фоне проступил лик святителя», — продолжает игумения. Такое же обновление произошло со списком XVII века Феодоровской иконы Божией Матери на третий год существования обители. Еще прежде его передал матушке духовник Переславской епархии протоиерей Владимир Бучин, а до этого чудотворный образ из рук в руки передавался поколениями верующих угличан.  В прошлом году в монастыре отметили 10 лет с начала восстановления обители и 400-летие чудотворного образа Феодоровской иконы Божией Матери, пребывающего здесь. В своем слове епископ Переславский и Угличский Феоктист , отмечая миссионерское значение Богоявленского монастыря, благословил матушку Антонину продолжать труды в духе мира и любви, добросердечно принимая всех, кто посещает обитель. 

http://e-vestnik.ru/church/postrig_kak_n...

/Сноска 1. Владимирские губернские ведомости, 1880г. Из приведенных документов видно. что Казанский соборный храм построен более 2-х столетий тому назад и, главным образом, на средства дворцовой казны./2/ /Сноска 2. До 1670 года, вероятно, существовал еще более древний, но уже обветшавший храм. В пользу этого предположения говорит: а/. Приведенный выше документ, упоминающий о церкви и приходе, откуда взято было на построение соборной церкви, но какая же это церковь? б/. В соборе хранятся серебро-позлащенный крест напрестольный с мощами с надписью: «Повелением Вел. Гос. Царя и вел. кн. Михаила Феодоровича всея России Самодержца и его благоверной царицы и вел. княгини Евдокии Лукиановны... сделан сей крест в Вязники в церковь Пречистыя Богородицы Казанския Лета 7150/1642/; в/. Хранится серебряное кадило, теми же Высочайшими особами приложенное; г/. В XVII веке/около 1622 г./старцем Николо-Шартомской обители, что близь гор. Шуи, преп.о. Иоакимом написана Казанская икона Божией Матери для Вязниковского храма. В 1624 г. октября 11 дня, по указу царя Михаила Феодоровича и благословения патр. Филарета Никитича, эта икона была освидетельствована особой комиссией. При освидетельствовании совершилось, по указанию описи, от иконы множество чудес к в том числе - исцелен был причетник той церкви, где находилась эта икона. Ясно, что церковь существовала, хотя о ней и не сохранилось прямых известий. Это будет особенно понятно, если обратить внимание на то, что время основания сначала слободы, а потом гор. Вязников, нужно отнести к концу XIV или началу XV в. /Гор. Вязники. История его древ. и стат. свящ. Веселовского. 1871 г., г. Владимир/. д/. Копии от документов хранятся в соборе, 242. Построенный на дворцовую казну, Казанский собор и впоследствии привлекал внимание государей и пользовался их особым расположением. Так в 1682 г. Феодор Алексеевич приложил небольшой золотой, с маленьким, в верхнем конце, алмазом, крест к чудотворной Казанской иконе Божией Матери, когда путешествовал через Вязники во Флорищеву пустынь./Сняв с себя/. Ныне крест этот вделан в золотом венце Казанской иконы Божией Матери. Далее, в 1691 г. приложено Евангелие, по указу вел. госуд. царей и велик. кн. Иоанна к Петра Алексеевичей. В 1700 г. в силу челобитной протопопа Льва с братиею, поданной царю Петру Алексеевичу, был послан каменных дел подмастерий для составления сметы на переделку каменных глав и связей./З/.

http://sobory.ru/article/?object=48635

  Иногда такая икона называется «Живоносная Источница», иногда — «Живоприемный Источник» и даже просто «Источная». Богоматерь есть Источник жизни, ибо от Нее произошел Христос, Путь, Истина, Сама Жизнь. Изображение «Живоносного Источника», относящееся к 1-й половине XV века, находится на Святой Горе Афон. Здесь, в нарфике придела во имя великомученика Георгия Победоносца в монастыре святого Павла , находится фреска письма Андроника Византийца. Образ Божией Матери с благословляющим Младенцем представлен в широкой фиале. По сторонам читается надпись по-гречески: «Живоносный Источник». Без сомнения, не без влияния афонской духовности, начиная с XVI столетия в России утверждается обычай, подобный греческому, освящать источники, находящиеся в монастырях и вблизи них, посвящать их Божией Матери и писать иконы Божией Матери, именуемой «Живоноспый Источник». В России они получили особенно широкое распространение.   Но ранее XVII века русских композиций па эту тему не известно. Глубоко почитал этот образ преподобный Серафим Саровский. Всех приходивших к нему он увещевал молиться и искать утешения и исцеления перед этой Богородичной, иконой. В середине прошлого столетия иеросхимонах Иоанникий принес из Константинополя в Саровскую обитель чтимую икону, изображающую Явление Богоматери на Живоносном источнике. В 1873 году в Серафимо-Понетаевском Скорбященском монастыре был устроен великолепный храм в честь иконы «Живоносный Источник». Кроме Саровской обители, известны подобные иконы в храмах многих епархий Русской Церкви. На Руси иконы типа «Живоносный Источник» представляют собой дальнейшее усложнение композиции. Появляется деревянный кладезь, из которого бьет водная струя, по сторонам его изображаются вселенские святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Они черпают живоносную воду и раздают стоящим вокруг людям. На переднем плане изображены одержимые различными недугами.              Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Живоносный Источник”

http://isihazm.ru/?id=868&c_pid=1

Вопрос о появлении иконописи в М. до сих пор остается без точного ответа. Первоначально большинство исследователей склонялось к мнению Голышева, что иконописное мастерство перешло к «обывателям-поселянам» от монастырских иноков ( Он же. 1865. С. 76), однако эта версия не подтверждается в документальных источниках. Бакушинский и Василенко считали, что иконописный промысел был перенесен в М. из Москвы ( Бакушинский, Василенко. 1934. С. 10). Однако наиболее убедительной является версия о заимствовании мстёричами иконного ремесла у жителей соседней слободы Холуй, находящейся всего в 22 км от М., впервые высказанная Голышевым ( Голышев. 1875. С. 215). В свою очередь появление иконного ремесла в Шуе и Холуе в 1-й трети XVII в. связано с тем, что эти села находились в вотчинных владениях Троице-Сергиевой лавры, имевшей здесь свои подворья. Безусловно мастера из Холуя, где иконное дело зародилось на столетие раньше, неоднократно посещали соседнюю Богоявленскую слободу, контакты между жителями этих сел во 2-й пол. XVIII в. зафиксированы документально ( Он же. 1865. С. 134-135). Так, сообщается о том, что в 1732 г. Федор Иванов был отпущен из М. на год в Холуйскую слободу к крестьянину Селивану Козьмину «для науки иконного ремесла». В 1743 г. отправился на 2 года в слободу Холуй Михайло Иванов Добрынин «для обучения иконописного ремесла» ( Он же. 1875. С. 215). И хотя к тому времени по источникам уже известны имена нек-рых мастеров Богоявленской слободы, мстёричи, видимо, по традиции предпочитали обучаться в Холуе, где иконники имели больший опыт работы. Среди наиболее ранних, сохранившихся до наст. времени икон, к-рые были исполнены в М., одна была упомянута еще Голышевым - это подписная Владимирская икона Божией Матери, созданная в 1762 г. Михаилом Будановым для одноименной церкви Богоявленского монастыря ( Он же. Иконы с надписями. 1871). Сохранились еще 2 иконы XVIII в., которые до революции 1917 г. находились скорее всего в местных мон-рях или в расположенных в округе церквах. Икона «Огненное восхождение прор. Илии» (XVIII в., Мстёрский художественный музей) выполнена в традиционной, довольно архаичной манере. Икона Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» написана во 2-й пол. XVIII в., находится в ц. Владимирской иконы Божией Матери Богоявленского монастыря. Учитывая большие размеры иконы, можно предположить, что она происходит из иконостаса какой-то местной церкви, возможно, из старообрядческого (единоверческого) храма (на иконе есть изображение двуперстного благословения). В ее стиле заметно взаимодействие 2 тенденций, характерных для провинциальной русской иконописи XVIII в.: элементы «живоподобной» манеры письма совмещены с более традиционными приемами в трактовке одеяний с пробелами более условной, геометризованной формы. Близкой к этой иконе по характеру живописи является икона 1729 г. холуйского иконописца Тимофея Данилова Ивановских ( Комашко Н. И. Рус. икона XVIII в. М., 2006. С. 100-101).

http://pravenc.ru/text/2564270.html

Донской монастырь, 1 класса, ставропигиальный (с 1764 года), в Москве, близ Калужской заставы, на Донской улице. Основан в 1593 году царем Федором Иоанновичем (см. 19 августа). В смутное время монастырь подвергся разорению и опустошению. По возобновлении царями Михаилом Федоровичем и Алексеем Михайловичем монастырь сделался «богомольем царей»: сюда совершались крестные ходы, в которых принимали участие цари. Величественный соборный храм в честь Донской иконы Божией Матери, сооруженный усердием царевны Екатерины Алексеевны, при участии царя Федора Алексеевича, освящен в 1698 году. Он построен в стиле зодчества конца ХУПвека; стены расписаны фресками итальянцем Клаудио; иконостас искусной резьбы XVII века; иконы фряжского письма. Здесь находится чтимый список с чудотворной иконы Божией Матери. Второй соборный храм также в честь Донской иконы Божией Матери с приделами преподобного Сергия и Федора Стратилата построен в 1593 году. Он находится на том же месте, где в 1593 году стояла временная церковь во имя преподобного Сергия, в которую принесена Донская икона Богоматери. Настоящий свой вид храм принял позднее, В 1893 году он был возобновлен как снаружи, так и внутри. У левого клироса под мраморной гробницей покоится тело Московского архиепископа Амвросия, убиенного в монастыре в 1771 году во время бунта по случаю чумы. Каменная ограда монастыря сооружена в 1692 году. В 1712 году сооружен Сретенский храм.Здесь находится усыпальница царей Имеретинских и князей Грузинских. В 1714 году построен в стиле возрождения Тихвинский храм царицей Прасковьей Федоровной, супругой царя Иоанна Алексеевича, возобновленный в 1815 году. В 1812 году монастырь был разграблен французами и только некоторая часть драгоценностей увезена была в город Вологду. В 1897 году близ святых ворот построен в византийском стиле двухпрестольный храм с усыпальницей семейства известных московских коммерсантов Первушиных. Кладбище монастыря служит местом упокоения некоторых писателей и публицистов ( А.Н. Сумароков, М.М. Херасков и др.) и по богатству и великолепию своих памятников представляет собою открытый музей замечательных произведений зодчества. Ежегодно 19 августа совершается крестный ход из Успенского собора в монастырь. При нем духовное училище и находящаяся под непосредственным наблюдением Московской Святого Синода конторы иконописная палата (имени Селезнева) для обучения живописи и исполнения работ по заказам (написания отдельных икон и складней, иконостасов и украшения храмов стенной фресковой живописью), согласно проектам, нарочито исполняемым в духе Церковью установленной и обычаем освященной русской и византийской старины (с каковыми заказами следует обращаться в Канцелярию Московской Священного Синода Конторы).

http://sobory.ru/article/?object=02994

" Над царскими вратами в киоте с сиянием и на шнурах и блоках по образцу Киево-Печёрской лавры находится икона Успения Богоматери в серебряной вызолоченной ризе с мелким жемчугом. Внизу вычеканены слова: " Изображение и мера с чудотворной иконы Успения Пресвятой Богородицы, что есть в Киево-Печёрской лавре " . " В ней имеется 4 части Св. мощей, принесена при гробе храмоздательницы Марии Петровой Яковлевой " , читаем в метрике церкви в Поречье в 1887 году " Местный образ Спаса Нерукотворного принесен при гробе Николая Михайловича Яковлева. Два серебряные вызолоченные креста, в каждом по 40 частей Св. мощей " , - читаем там же " . В 1997-м году, сильно разрушенный в советские годы Казанский храм в селе Поречье, полностью восстановлен. Святыни же, к сожалению, были утрачены. Из журнала: " Московские епархиальные ведомости " . Выпуск Абросова. Из истории села Васильевского и Воскресенской церкви Недалеко от поселка Тучково городского округа Руза у берега реки Москвы находится село Поречье. Когда-то здесь располагалась одноименная усадьба, от которой до нашего времени сохранилась красивая церковь Казанской иконы Божией Матери. О том, что общего у этой церкви с известным храмом Знамения в Дубровицах под Подольском, и почему Казанский образ Богородицы называют еще и Каплуновским, читайте в этой статье. Храм Казанской иконы Божией Матери был построен в 1763 году на средства местных помещиков Марии Петровны и Михаила Александровича Яковлевых – родственников писателя Александра Ивановича Герцена (1812-1870). Через двадцать лет после постройки храма на деньги Марии Петровны Яковлевой была возведена отдельно стоящая колокольня. В 1848 году при новом помещике Иване Алексеевиче Бартоломее колокольня была соединена с храмом трапезной частью, и церковь приобрела тот вид, который имеет сегодня. Храм в Поречье интересен с точки зрения архитектуры – он представляет собой разновидность так называемого «лепесткового» храма, и это роднит его с известной подмосковной церковью Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах. Стены таких храмов напоминают «лепестки», полукруглые выступы, выходящие из центра здания. У Казанской церкви в Поречье есть только три лепестка, а четвертый выступ с западной стороны заменяет трапезная и колокольня. Один из первых храмов подобного «лепесткового» плана был построен в конце XVII века – это собор Митрополита Петра в московском Высоко-Петровском монастыре. В XVIII столетии в подмосковных усадьбах богатых вельмож стали появляться церкви такой необычной формы.

http://sobory.ru/article/?object=01399

По окончании богослужения владыка Иларион обратился к верующим с архипастырским словом: «Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие отцы, дорогие братья и сестры! Прежде чем мы направимся к нашей чудотворной иконе, чтобы вместе вознести молитву Пресвятой Богородице, я хотел бы сказать несколько слов о смысле этого праздника и об истории этого чудотворного образа. Икона Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» была написана в XVII веке. На этой иконе Матерь Божия изображается в полный рост в окружении святых и тех людей, которые нуждаются в помощи и защите. Это люди, не имеющие одежды и получающие от Нее одеяние; люди, которые испытывают физические недуги и получают от Нее исцеление; люди, пребывающие в скорбях, и получающие от Нее утешение. Это все мы, которые от Нее получают духовную радость — каждый из нас может увидеть себя на этой иконе в том или ином персонаже, который там изображен. Но самое главное — это то, что всякий раз, когда мы приходим в этот святой храм и припадаем к иконе Пресвятой Богородицы, мы чувствуем незримое присутствие Царицы Небесной. И неслучайно в день празднования в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» этот храм наполняется молящимися так же, как на Пасху, а, может быть, и больше, потому что люди приезжают со всей Москвы и из дальних городов и стран, чтобы поклониться Пресвятой Богородице и Ее прославить. Как повествуют летописи, первое чудо от иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» произошло в 1688 году, когда раба Божия Ефимия, родная сестра Патриарха Московского и всея Руси Иоакима, будучи тяжелобольной, пришла в этот святой храм, приложилась к этой иконе и получила немедленно исцеление. Молва о чуде сразу же разнеслась по всему граду Москве, и к иконе начали приходить люди. И многие чудеса совершались от этой иконы в течение долгого времени, вплоть до того, когда храм был закрыт в начале 1930-х годов. Но уже в 1948 году храм был вновь открыт, и снова поток паломников начал притекать за исцелением и помощью ко святому образу Пречистой Владычицы Богородицы. С тех пор богослужения и молитва в этом храме не прекращаются.

http://patriarchia.ru/db/text/5527480.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010