Церковь Двенадцати апостолов пострадала от варварского артиллерийского обстрела Кремля в начале ноября 1917 г. Но вскоре реставраторы отремонтировали храм. В 1929 г. музейные работники установили в нем пятиярусный, из резного золоченого дерева иконостас конца XVII – начала XVIII века, спасенный из взорванного Вознесенского кремлевского монастыря. Позднюю роспись забелили, сохранив лишь фрагменты живописи XVII века, открытые реставраторами в барабане центрального купола. Пол выложили керамической плиткой по образцу пола 1681 г., обнаруженного в алтаре. Значительные реставрационные работы были проведены в Мироваренной палате, где разобрали перегородки и расписали своды по мотивам древнерусских орнаментов. Весь второй этаж Патриаршего дома ныне занят экспозицией Музея прикладного искусства и быта России XVII века. В помещении храма Двенадцати апостолов, кроме старинного иконостаса, на стенах находится более двадцати икон XVII века. Среди них две из кремлевского Успенского собора: " Распятие с апостольскими страстями " , написанная Федором Рожковым в 1699 г., и " Рождество Божией Матери " , написанная Кириллом Улановым в 1698–1699 г.х. Из разрушенного кремлевского Чудова монастыря поступили Царские врата работы Симона Ушакова и старинные иконы: апостола Андрея Первозванного, написанная Федором Зубовым в 1699 г., праотца Исаака, Распятия с праздниками, Толгской Божией Матери. В музейной экспозиции находится икона из упраздненной еще до революции церкви Похвалы Божией Матери – мученика Феодора Стратилата, написанная Симоном Ушаковым в 1676 г. Примыкающая к храму с запада церковная трапезная знакомит с произведениями русского художественного шитья XVII века. Среди них хранившиеся ранее в Патриаршей ризнице покров " Митрополит Алексий " – вклад царя Алексея Михайловича в Чудов монастырь (1650 год), пелена подвесная " Божия Матерь Владимирская " (1639 год), плащаница – вклад царя Михаила Федоровича (1627 год), а также различные покровцы, хоругви и т. д. В двух небольших палатах, примыкающих к трапезной, показано внутреннее убранство богатого московского дома XVII века. В парадных сенях, расположенных перед трапезной, помещены священные и бытовые предметы, принадлежавшие русским патриархам: клобук, посох, саккос и кафтан патриарха Никона, клобук и братина патриарха Филарета. Крупнейшая экспозиция прикладного искусства помещена в огромной Крестовой палате. Здесь выставлены оклады икон, богослужебные сосуды, подсвечники, чаши, ковши, кувшины, братины, блюда, чарки и т. д. Среди них множество памятников западноевропейского и восточного искусства, привезенных в Россию в прошлые века. В центре же палаты под резной деревянной сенью стоит печь для варки святого мира и серебряная, украшенная изображениями, массивная кадь – дар императрицы Екатерины II.

http://sobory.ru/article/?object=03384

Второй аспект проблемы, связанной с 300-летием Империи, который я бы хотел затронуть, – это вопрос хронологии. Здесь уже прозвучало, что это провозглашение России Империей произошло 2 ноября, т.е. событие датируется по европейскому григорианскому календарю. Однако такое слепое следование григорианскому календарю нередко приводит к искажению исторической правды. Я не буду вдаваться в астрономические проблемы, в выяснение, какой календарь более правильный – Юлианский или Григорианский. Хотел бы только подчеркнуть, что 22 октября 1721 года – это был день Казанской иконы Божией Матери, потому что 22 октября по юлианскому календарю народное ополчение Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, предводительствуемое Казанской иконой Божией Матери, взяло Китай-город. В честь этого события на Красной площади на средства князя Пожарского был построен Казанский собор, в котором и пребывала та самая Казанская икона Божией Матери, а сам день стал отмечаться как московский местночтимый праздник. А во времена Царя Алексея Михайловича этот день стал праздноваться как всероссийский праздник, как день Казанской иконы Божией Матери, который мы знаем и сегодня. Церковь празднует память Казанской иконы 4 ноября. В этот же день мы празднуем государственный праздник День народного единства, вспоминая подвиг Народного ополчения и спасение России. Но если следовать григорианскому календарю, то вообще-то день этот надо праздновать 1 ноября, поскольку в XVII веке расхождение Юлианского и Григорианского календарей составляло 10 дней. Однако наше государство в этом случае пошло вопреки собственной традиции пользоваться Григорианским календарём на то, что День народного единства празднуется 4 ноября, т.е. по Юлианскому календарю. Это должно стать для нас примером, и мы должны, вспоминая 300-летие Российской Империи, помнить, что произошло это событие в день Казанской иконы Божией Матери, и отмечать этот день нужно не 2-го, а 4-го ноября по Григорианскому календарю. Путаница, которую создали большевики, перейдя на привычный для них, иностранцев, Григорианский календарь, вызывает сегодня сложности в понимании исторических событий. Например, известно, что Бородинская битва произошла 26 августа 1812 года, это был день Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Но если следовать Григорианскому календарю, то годовщину великого сражения надо праздновать сегодня 7 сентября, а не 8-го, т.е. на день раньше, потому что разница в календарях в XIX веке была 12 дней, а сейчас 13 дней. Но тогда мы попадаем совершенно в другой день, не в тот день, когда доблестные воины Русской армии сражались под Бородиным и умирали с молитвой к Пресвятой Богородице. Искажается духовный смысл события.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/11/12/po...

Креховско-Верхратская икона Божией Матери. 2-я пол. XVII в. (Креховский мон-рь) Креховско-Верхратская икона Божией Матери. 2-я пол. XVII в. (Креховский мон-рь) Между тем упоминание, вероятно, о чудотворной иконе Братского монастыря встречается в путевом дневнике архидиак. Павла Алеппского, побывавшего в Киеве в 1654 и 1656 гг. Икона фигурирует в записях, сделанных в июле 1656 г.: «В среду прибыл настоятель Богоявленского монастыря, находящегося в середине города, пригласить нашего владыку патриарха отслужить в нем обедню, в праздник чудотворного образа Владычицы, принесенного из страны ляхов (Польши.- Г. Б.). Мы отправились и отслужили обедню, в присутствии всех горожан, а потом пошли к трапезе» ( Павел Алеппский. Путешествие. 1898. Вып. 4. С. 186). Сомнение относительно того, идет ли в записях архидиак. Павла Алеппского речь о К.-Б. и., вызывает тот факт, что тогда же, в 50-х гг. XVII в., при митр. Сильвестре (Косове), в игуменство Лазаря (Барановича), в Братский мон-рь была привезена из захваченного в 1655 г. униатами Купятицкого мон-ря близ Пинска чудотворная Купятицкая икона Божией Матери (позднее перенесена в Софийский собор Киева). Не исключено, что упомянутая обедня в июле 1656 г. служилась перед Купятицкой иконой. Икона Божией Матери «Умиление» из с. Местковичи. 1656 г. (НХМ РБ) Икона Божией Матери «Умиление» из с. Местковичи. 1656 г. (НХМ РБ) Происхождение К.-Б. и. с правосл. укр. земель, остававшихся в то время в составе Речи Посполитой (Галиция, Волынь, Подолье), или из Белорусского региона представляется вполне возможным, т. к. на западноукр. землях почитались сходные с ней иконы Божией Матери т. н. Креховско-Верхратского типа. Отличительными признаками икон этого типа являются ручка Младенца, лежащая в руке Богоматери, и нежное соприкосновение Их ликов ( 1994. С. 126). В его основе лежит тип иконографии «римской» Богоматери, возникший, по мнению Н. П. Кондакова , под влиянием итало-критской иконописи ( Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 179). Подобная укр.

http://pravenc.ru/text/1684331.html

Над Царскими вратами изображен «Распятый Бог-Сын» (в окружении Ангелов) по композиции В. М. Васнецова. В центральной части сводов – изображение Святого Духа в виде голубя, под сводами – двенадцать агнцев, обращенных к Агнцу, находящемуся в центре композиции [на слова Христа: «Я посылаю вас, как агнцев среди волков» ( Лк. 10, 3 )]. Иконы в храме собраны усердием клира и прихожан более чем за три с половиной столетия. Справа от центральных Царских врат по традиции помещен храмовый образ Святой Троицы, Которой посвящен центральный престол 1 . Наиболее древним является Казанский образ Божией Матери, исполненный в стиле, характерном для московской школы иконописи XVI–XVII веков 2 . Тихвинская икона Божией Матери интересна своим происхождением: она написана царским изографом Федотом Феофановым в 1695 году и пожертвована в храм Тихвинской иконы Божией Матери в Сущёве, о чем говорит полустертая подпись под иконой: «По обещанию Сретенского Собора, что у великих государей на сенях протопресвитера великих государей и духовника Феофана Феофанова». В иконостасе левого, северного придела интересны Тихвинская икона Богоматери (XVIII в.) 3 и «Спас Великий Архиерей» (начало XVIII в.). Последняя икона отличается особой декоративностью: вытканные розовато-сиреневыми цветами ризы Спасителя, «резной», черненый по золоту престол. Не часто встретишь даже и в искусстве барокко такое богатство орнаментовки. Храмовый, особо чтимый Владимирский образ Божией Матери (начало XVIII в.), в честь которого освящен левый, северный придел (празднование Владимирскому образу совершается трижды в году: 21 мая (3 июня), 23 июня (6 июля) и 26 августа (8 сентября)) 4 , исполнен в лучших традициях русского иконописного искусства XVI–XVII веков. Особо чтимые иконы в этом приделе – «Пименовский» образ Божией Матери 5 (начало XX в.) и образ Святителя Николая (XVIII в.), перед которым часто совершаются молебны. В иконостасе Пименовского придела интересен в художественном отношении образ Спасителя в рост на фоне написанного в западноевропейском духе лесистого пейзажа. По манере гладкого письма, общей композиции, характеру лика эта икона напоминает работы известного царского изографа Тихона Филатьева и является прекрасным образцом московской школы иконописи второй половины XVII – начала XVIII века.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Накануне выступления против Казанского ханства (1552) Иоанн IV молился в Успенском соборе Коломны перед образом «пречистые, иже на Дону была с преславным великим князем Дмитрием Ивановичем» (ПСРЛ. Т. 29. С. 85). Победа способствовала прославлению иконы, получившей статус гос. святыни, перенесенной в придворный Благовещенский собор Московского Кремля. В Ливонской войне Д. и. также была заступницей и покровительницей правосл. воинов. В Полоцкий поход 1563 г. Иоанн IV взял с собой «непобедимую воеводу чюдотворную икону пречистые Богородици, сиречь Донскую, преже того стояла в соборном храме Успения пречистые на Коломне» (Там же. Т. 13. С. 347). В 1591 г. царь Феодор Иоаннович молился в походной церкви перед Д. и. о спасении Москвы от нашествия хана Казы-Гирея (Там же. Т. 14. С. 12). В 1591 г. в память о чудесном заступничестве Богоматери на месте походной церкви был основан Донской иконы Божией Матери московский мон-рь . Для него сделали список чудотворной иконы - «подобие пречюдные иконы пречистые Богородицы Донския» (Там же. С. 15). Донская икона Божией Матери. XVIII в. (?) (Малый собор Донского мон-ря) Донская икона Божией Матери. XVIII в. (?) (Малый собор Донского мон-ря) В XVII в. Д. и. оставалась особо чтимой святыней, к ней, как к главной заступнице от «неверных», обращались при возникновении опасности вражеского нашествия. В 1646 г., во время нападения крымских татар на южнорус. земли (Украину), царь Алексей Михайлович, подобно Феодору Иоанновичу, молился перед Д. и. и нападение «агарян» было отбито. В честь этого события были совершены праздничные службы и крестные ходы с чудотворной Д. и. в Донской мон-рь (Выходы государей. 1844. С. 134; Забелин. 1893. С. 8-12), а в 1649-1660 гг. установлены ежегодные крестные ходы в день празднования Д. и. Во время больших крестных ходов Д. и. выносили вместе с чудотворной Владимирской иконой Божией Матери. В период войн с Турцией в XVII в. (Чигиринские походы (1677-1678) и Крымские походы кн. В. В. Голицына (1687 и 1689)) почитание Д.

http://pravenc.ru/text/178950.html

К 90-м гг. XVII в. храм принял современный облик. Он строился двухэтажным, с нижним теплым приделом в честь Казанской иконы Божией Матери. По освящению нижнего придела датируется и завершение постройки - 1696 г. На рубеже XVII-XVIII столетий появилась сначала отдельно стоящая колокольня, а затем трапезная, соединившая главную часть храма с колокольней в единое здание. Во второй половине XVIII в. был пристроен Покровский придел. Сохранилось описание: «Село Спасское, а в нем церковь каменная во имя Преображения Господня, да придел каменный же во имя Покрова Пресвятыя Богородицы». В конце XVII века появилась деревянная галерея на аркадах, разобранная вероятно при постройке трапезной части храма. В XVIII в. селом владел генерал-поручик Василий Васильевич Нарышкин, возможно, именно при нем был выгорожен в трапезной Крестовоздвиженский придел. Возникновение самого храма легенда связывает с наиболее знаменитыми из Нарышкиных – Натальей Кирилловной и ее сыном Петром I. К этому же времени относится появление современного названия села – Спас-Загорье. Дошедший до нашего времени храм в архитектурном отношении представляет собой, по мнению специалистов, яркий образец национального стиля русского зодчества конца XVII beka. Характерными чертами традиционно русского стиля являются бесстолпная конструкция храма, пятиглавие, завершение свода закомарами, обрамление куполов кокошниками. Здание храма двухэтажное, верхний этаж – летняя Преображенская церковь с двумя приделами (Крестовоздвиженским и Покровским) – имеет два яруса окон, обрамлённых наличниками, состоящими из двух колонок, которые связаны сверху фигурной скобкой. Зимняя часть, храм Иконы Казанской Божьей Матери, возможно, наиболее древняя часть строения. Оригинально решена в конструкции храма шатровая колокольня: грани её восьмерика ориентированы по сторонам света. В архитектуре здания прослеживается связь с таким ярким памятником московского зодчества середины века, как церковь Рождества Богородицы в Путинках, и другими памятниками Москвы и Подмосковья второй половины XVII в. Преображенская церковь сохранила большую часть внутреннего убранства так, что Царские врата относят к XVII в., а иконостас и оклады икон к концу XVIII – началу XIX вв. Многие иконы позднее были записаны и требуют реставрации.

http://sobory.ru/article/?object=00910

К. постоянно упоминается также как ставка, пункт сбора войск и обороны: здесь стояли армия крымского хана Казы-Гирея и вышедшие против него рус. полки (1591). Летом 1601 г. Лжедмитрий I, подойдя к Москве, построил в К. небольшое укрепление. Казаки И. И. Болотникова в дек. 1606 г. укрепили К., окружив его острогом из обледенелых возов. Сюда летом 1610 г. подступал Лжедмитрий II. После Смутного времени К. почти на 2 десятилетия исчезло из политической истории и служило хозяйственным владением. Однако с кон. 30-х гг. XVII в. цари династии Романовых возобновили посещения К. К осени 1640 г. в К. на новом месте строятся царские хоромы, каменная ограда, службы Государева двора (Кормовой двор), деревянный дворец (в основном 70-80-е гг. XVII в.). Для частных богослужений царской семьи ставят домашнюю ц. в честь Казанской иконы Божией Матери. Для этой церкви в 1651 г. патриарх Иосиф дал 3 антиминса: на престолы в честь Казанской иконы Божией Матери, свт. Аверкия Иерапольского и вмч. Димитрия Солунского. В 1653 г. ц. в честь Казанской иконы Божией Матери и ц. в честь Вознесения Господня уравняли в статусе. С 30-х гг. XVII в. источники упоминают имена клира (поп Никита, попы Михайло Афанасьев, Гаврило Михайлов, Артемий и Давыд Мартыновы, диак. Демид Мартынов, пономари Федоско Алексеев и Гришко Фёдоров, просвирница Анна Петрова), говорится об их земельных владениях, где стояли дворы прижившихся бобылей. С причта в патриаршую казну до 1650 г. брали дань по числу приходских дворов (к сер. XVII в. в К. считалось «крестьян и бобылей 52 двора»), четям церковной земли и сенных покосов, но после 30-летней переписки, к 1680 г., выяснилось, что земля Церкви «взята в государеву десятинную пашню, а попы с причетники живут на руге». Т. о., в XVIII в. приходская жизнь сосредоточилась вокруг церкви с. Дьякова, а церкви К. сохраняли исключительно дворцовый статус. Цари Алексей Михайлович и Феодор Алексеевич особенно любили К., ценили художественное оформление двора. В К. постоянно работали строители, художники и др. мастера. Царь Феодор Алексеевич посещал К. чаще др. сел, любил праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, когда на Москве-реке готовили «Иорданную сень». Царские «коломенские походы» следовали церковному календарю и порядку церковных служб. Жизнь в К. была скромнее и свободнее, чем в Кремле, царь был доступнее для семьи и ближнего круга.

http://pravenc.ru/text/1841788.html

Первая Казанская церковь появилась в Астрахани в 1614 году, когда город, захваченный шайкой атамана Ивана Заруцкого, был освобождён войском, несшим список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Тогда этот храм находился под кремлёвскими вратами, на месте Пречистенской колокольни. Новый Казанский храм за рекой Кутум стал строиться в 1758 году. Освятили его в 1769 году. Впоследствии на его месте был выстроен современный величественный Казанский храм. Освящён он был 22 октября 1907 года. При храме были устроены боковые приделы в честь Трёх Святителей и святых: великомученика Харлампия, святителя Феодосия Черниговского и преподобного Серафима Саровского. В 1930 году церковь была закрыта советскими властями, обезображена и превращена в склад " Заготзерно " . В 1991 году храм был возвращён Церкви. Началась долгая его реставрация. Источник: Православные храмы Астраханской области. Комплект открыток. Текст к открыткам: игумен Иосиф (Марьян), настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в с.Ильинка Володарского р-на Астраханской области Появление в Астрахани храма в честь Казанской иконы Божией Матери относится к началу XVII века. В 1614 году для освобождения Астрахани от разбойников во главе с атаманом Заруцким был послан воевода князь Иван Никитич Одоевский со списком чудотворного образа Казанской Божией Матери. Заруцкий бежал ещё до прихода воеводы, а над восточными проездными вратами кремля в честь этого образа был сооружён каменный храм. Ворота и башня под храмом получили наименование Пречистенских в честь " Пречистыя Богородицы Казанская " . В 1709 году над воротами была возведена каменная соборная колокольня, а храм был упразднён, икону Казанской Божией Матери ещё раньше перенесли в Успенский собор, где она находилась долгое время. В 1707 году в новом селении за рекой Кутум, имевшем первоначально название Посад, был расквартирован Казанский солдатский полк, а позже стали здесь селиться астраханские купцы и прочие жители. Все они были приписаны к приходской Смоленской церкви, находящейся по другую сторону реки Кутум.

http://sobory.ru/article/?object=01042

В 1991 году храм был передан Калужской епархии, а 9 ноября на собрании верующих пос. Ждамирово, проходившем под председательством архиепископа Калужского и Боровского Климента, был образован приход. Первое богослужение в Ждамировском храме было совершено иеромонахом Тихоном Завьяловым на Рождество 1992 года. С 2006 года храм стал подворьем Свято-Никольского Черноостровского Малоярославецкого женского монастыря. 31 июля 2011 года митрополитом Климентом совершено малое освящение главного придела храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. При храме есть чудотворный источник Калужской иконы Божией Матери. Из материалам набора открыток: Сергей Коробцов " Храмы земли Калужской " . Калуга, 2012 г. 14 января 2018 года в пригородном селе Ждамирово города Калуги состоялось торжественное открытие женского монастыря в честь Калужской иконы Божией Матери на реке Калужке. Решение об основании в селе Ждамирово женского монастыря и назначении на должность его игумении монахини Параскевы (Ляховой) было принято Священным Синодом Русской Церкви в декабре 2017 года. Монастырь в честь Калужской иконы Божией Матери создан по ходатайству митрополита Климента на основе подворья Черноостровского монастыря. Он стал девятым монастырем Калужской митрополии и седьмым в Калужской епархии. По материалам сайта " Сделано у нас " В Ждамирово - микрорайоне Калуги, на берегу Калужки, возле Святой обители во имя Калужской иконы Божией Матери, высится холм, поросший травой. Это древнее городище. Краеведы полагают, что на нём изначально располагалась древняя Калуга, служившая для усиления Городенска. Впоследствии, вероятно из-за морового поветрия, жители перенесли город ниже по течению, к самому впадениию Калужки в Оку, там тоже сохранилось городище. В начале XVII века в селе Калужке " на старом городище " уже стояла деревянная церковь. Нынешняя каменная церковь Рождества Богородицы построена в 1760 году на средства местного помещика В. К. Хитрово в связи с важным событием. В 1748 году в соседней деревне Тиньково в доме самого Хитрово две служанки нашли на чердаке холст с изображением Богородицы, читающей книгу. Одна служанка плюнула на холст и точас упала в обморок. Только после молебна перед найденным изображением больная поправилась. Потом икона исцелила ещё несколько человек. Помещик решил перенести её в церковь села Калужка, которое с тех пор стали звать Явленное.

http://sobory.ru/article/?object=02572

Установление самого праздника Казанской Божией Матери, как известно, связано с тем, что список с Казанской иконы, который ныне хранится в Елоховском соборе города Москвы, сопровождал Народное ополчение, и русские воины были убеждены, что именно Матерь Божия предводительствовала им, поэтому они и одержали победу над превосходящими силами противника. Никому в голову не приходит сегодня праздновать день Казанской иконы Божией Матери по григорианскому календарю, т.е. 1 ноября, – тогда, в XVII веке, Юлианский и Григорианский календари расходились на 10 дней. Но почему мы должны эту правильную логику искажать в вопросе утверждения даты провозглашения Российской империи? Российская империя была провозглашена в день Казанской иконы Божией Матери и праздновать День Российской империи нужно в этот день и в День народного единства, который мы отмечаем сегодня как государственный праздник. И это совпадение двух дат является весьма символичным! Очевидно, что и царь Пётр выбором этого дня хотел подчеркнуть преемственность русской истории. Стоит ещё раз поблагодарить депутата Государственной Думы Константина Затулина за то, что он обратил внимание Владимира Путина на этот юбилей. И выразить надежду, что после его обращения на государственном уровне как-то будет отмечена эта судьбоносная важнейшая дата нашей истории – 300-летие провозглашения Российской империи. Редакция русской народной линии Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 2. Чудес не бывает... Как и единства... Насчёт дат — не знаю... Не принципиально... А вот не допустить в " ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА " , в " ДЕНЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ " молитвенного единства ВСЕХ православных друг с другом в Боге на 10-15 сек. в любом месте — это важнейшая задача церкви и государства..! Представьте себе, вдруг случится чудо и священство с администрацией призовет в Такой День ВСЕХ христиан одновременно в 12 ч мысленно и осознанно обратиться ко Господу простенький, посильной ВЗАИМОМОЛИТВОЙ друг о друге:

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/22/ro...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010