В 1940–1950 гг. Ризположенский храм отреставрировали, вернув ему первоначальный облик, убрав поздние наслоения в живописи, восстановив древнюю форму иконостаса. В его пятиярусном иконостасе находится много икон XIV–XVII веков. Иконописные царские врата XVI века перенесены сюда из уничтоженной в 1932 г. кремлевской церкви Спаса на Бору. Справа от врат находится храмовая икона XVII века «Положение ризы и пояса Богоматери». Иконы трех верхних ярусов (пророческий, праздничный и деисусный), а также образа Троицы и Богоматери в нижнем ярусе написаны в 1627 г. известным иконописцем Оружейной палаты Назарием Истоминым. Узким фризом над местным рядом расположены небольшие иконы-пядницы XVI–XVII веков, собранные из разных храмов. Древней является и стенная роспись, выполненная царскими мастерами Сидором Поспеевым, Иваном Борисовым и Семеном Абрамовым в 1644 г. После реставрации Ризположенской церкви на паперти-галерее была устроена экспозиция русской деревянной скульптуры и мелкой пластики XIV–XVII веков. Здесь собраны памятники из разных храмов Москвы и других городов. Древнейшей деревянной скульптурной иконой является резной образ великомученика Георгия Победоносца (конец XIV – начало XV века). В галерее находится портретная деревянная резная крышка раки основателя церкви митрополита Ионы (XVII век). Резная фигура святителя Николы Можайского (XVII век) находилась в старину в кремлевской церкви Николы Гостунского, разобранной в XIX веке. На выставке экспонируется часть рельефной Страстной иконы Божией Матери XVII века, вывезенной из часовни у Пятницких ворот города Коломны, а также резные деревянные иконы мучеников Параскевы Пятницы и Никиты и «Распятие с разбойниками». Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . http://rutlib.com/book/21735/p/17 Комментарии и обсуждение Интересный факт: в 1993 году в России выпущена почтовая  почтовая марка , посвященная церкви Ризоположения. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект

http://sobory.ru/article/?object=03411

В советское время церковь была закрыта и некоторое время использовалась в качестве склада сельхозпродукции. Из церковного имущества многое было утрачено и уничтожено. Сегодня в Боголюбской церкви проходят богослужения. Храм содержится в приличном состоянии, но реставрационные работы ещё полностью не завершены. По материалам книги Иоанна Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии» http://www.ryazan-hram.ru/node/82 Первое упоминание o деревянной церкви Боголюбской иконы Божией Матери в селе Зимарово в Рязанской области встречается в окладных книгах XVII века. В 1781 году сельский храм пришел в ветхое состояние. В 1786 году построен новый, во имя Архангела Михаила. 10 января 1849 года здание было повреждено пожаром. В 1849 году приступили к строительству нового каменного храма. 18 июня 1852 год церковь Боголюбской иконы Божией Матери освящена. В храме устроено два придела: слева - в память святителя Николая Чудотворца и справа - в честь Архангела Михаила. В 1860-х годах к зданию пристроена трапезная и колокольня. В 1866 году оно обнесено каменной оградой, в двухэтажном каменном доме открыта школа. В сельском приходе числилось 100 дворов. В советское время церковь Боголюбской иконы Божией Матери в селе Зимарово в Рязанской области закрыли, имущество уничтожили. Здание некоторое время использовалось в качестве склада сельхозпродукции. В настоящее время Боголюбская церковь передана верующим, ведутся восстановительные работы архитектурного памятника прошлого. Голубыми куполами с золотыми звёздами издалека встречает путников храм Боголюбской иконы Божией Матери села Зимарово. Популярность этой церкви придаёт чудотворная икона, котрую называют " Зимаровской Боголюбской " . Предполагается, что это список (копия) с почитаемой иконы Божьей Матери, хранимой в Боголюбском женском монастыре, что под Владимиром. Достоверных сведений о том, как и по чьему решению появилась Зимаровская икона, нет. Она является списком с Боголюбской иконы Божией Матери, написанной в XII веке по повелению князя Андрея Боголюбского в память о явлении ему Богородицы. С неё было сделано несколько списков, один из которых - Зимаровская Боголюбская икона.

http://sobory.ru/article/?object=07565

На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов. После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молитву о мире на Украине. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Алексий Пеньков, клирик храма Живоначальной Троицы в Конькове г. Москвы. По окончании богослужения иерей Михаил Григорьев приветствовал Святейшего Патриарха и преподнес Его Святейшеству икону Божией Матери «Неувядаемый Цвет». Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. В дар новоосвященному храму Святейший Патриарх Кирилл передал список Минской иконы Божией Матери. Первый молебен на месте строительства храма был совершен по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 1998 г. 4 октября 2008 г. епископ Бронницкий Амвросий совершил чин закладки храма. Храм представляет собой великолепный образец стиля, характерного для русской, прежде всего, московской, архитектуры XVII века, получившего название «русское узорочье». Отличительной особенностью храма стало очень нежное, деликатное цветовое решение. Голубой цвет кровли и купола символизирует посвящение храма Пресвятой Богородице. Благодаря молитвенным трудам и посильной помощи активных жителей поселка Рублево к 2010 г. было завершено строительство нижнего храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», освящение которого малым чином состоялось 14 марта 2010 г. 6 января 2015 г. был освящен верхний храм в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет». http://pravoslavie.ru История первого в Москве храма в честь иконы Божией Матери " Неувядаемый Цвет " в посёлке Рублёво началась в 1998 году. Именно тогда в живописном месте на высоком берегу Москвы-реки по благословению Святейшего Патриарха Алексия II был совершён молебен с освящением закладного камня. Ранее на этом месте были только деревянные постройки с садами и огородами. 4 октября 2008 года епископ Бронницкий Амвросий совершил освящение фундамента и чин закладки храма. К 2010 году было завершено строительство нижнего храма в честь иконы Божией Матери " Неупиваемая Чаша " . Освящение его состоялось 14 марта 2010 года. С 2010 года на приходе была организована полноценная литургическая жизнь - в цокольном этаже строящейся церкви начались регулярные богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=23690

Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " Деревянный шатровый храм в Новой слободе Измайлова был построен царскими стрельцами летом 1664 г., каменный храм в стиле «русского узорочья» воздвигнут артелью костромских зодчих (подрядчик Спиридон Харламов) взамен деревянного попечением царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича Романовых, освящен Великим чином в 1676 г. Патриархом Иоакимом. Главный бесстолпный четверик снаружи увенчан тремя ярусами кокошников и пятью главами. Западная (трапезная) часть храма построена как двухстолпная палата в конце XVII в.; в начале XVIII в. пристроена паперть с колокольней в стиле раннего барокко. Первые иконы трех иконостасов храма написаны костромским иконописцем Сергием Рожковым и датированы 1678 г. В 1735 г. по распоряжению императрицы Анны Иоанновны было осуществлено первое поновление икон XVII в. и написаны новые образа цеховым иконописцем Петром Пискулиным. В сер. XIX в. все три иконостаса и пристенные киоты в трапезной части храма были украшены резьбой. В храме находится (с 1804 по 1854 г.г., а затем с 1927 г. постоянно) чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери, написанная в 1649 г. в Оружейной палате Кремля при царе Алексее Михайловиче Романове для дворцового усадебного храма царевича Иоасафа Индийского (храм разрушен молнией в 1780 г., затем восстановлен в первой половине XIX в., окончательно уничтожен в конце 1920-х г.г. ). Образ прославился многими исцелениями во время моровых поветрий в 1771 и 1866 г.г. В XIX в. икона была украшена уникальным чеканным окладом работы знаменитой фирмы Сазиковых. Храм не закрывался. Престолы: главный - Рождества Христова; приделы - Казанской иконы Божией Матери (южный), свт. Николая (северный), Иерусалимской иконы Божией Матери (приставной). Святыни: чудотворные иконы Божией Матери Иерусалимская и Владимирская (с частицей мощей ап. Фомы) ; чтимые храмовые святыни: иконы «Благодатное Небо», «Спас Нерукотворный», «Спас Смоленский», вмч. Пантелеимон (афонского письма), икона XVII в. свв. прпп. Алексия,человека Божия и Марии Египетской, икона Девяти свв. мчч. Кизических (XIX в.), икона свт. Иоасафа Белгородского с частицей мощей, икона мч. Трифона с частицами мощей.

http://sobory.ru/article/?object=03247

Принадлежащая г-же Ждановой икона Феодоровская имеет почти аршин вышины и ¾ аршина ширины, написана на двух прямых кипарисовых досках, хорошей сохранности. Обратная сторона иконы, равно боковые стенки ее гладко отесаны, а верх и низ опилены. Употребление пилы в России относится к царствованию Алексея Михайловича, когда оно и к иконам было применяемо. Иконы же раннего времени, особенно XIII-XIV веков, были рубленые, имеют грубоватый обрез. Отсюда, рассматриваемая икона – как не имеющая таких признаков – может по своему происхождению принадлежать ко времени не ранее половины XVII века. Затем, шпоны или скрепы досок иконы находятся в самом верху, где вставлены в средину во всю ширину иконы в уровень с линией обреза. Такой способ скрепления иконных досок есть характерная черта петровского времени. На иконах более ранних веков шпоны устроены так, что они сверху и снизу отступают на ¼ высоты иконы, притом шпона, вставленная с правой стороны к левой, не доходит до края на четверть ширины, и настолько же шпона с левой стороны не достигает правой. Далее. По осторожном снятии ризы с иконы оказалось, что икона писана по левкасу на холсте или паволоке, натянутой до верха, причем самый левкас положен не только сверху паволоки, но и под ней самой. Такая именно подготовка для письма иконы практиковалась не позднее половины XVIII века. Посредине иконы на левом и правом полях имеются два миниатюрных изображения: на левом поле – святого Иоанна Предтечи с крыльями, а на правом – святого Феодора Тирона, оба с надписаниями имени. В виду того, что преимущественно до петровского времени иконные миниатюры или совершенно не были помещаемы, или же были изображаемы сплошь на полях икон, а на обсуждаемой иконе лишь две миниатюры, к тому же в самом письме их имеется характерный для икон начала XVIII века розовый цвет или крап, – отсюда получаем основание относить происхождение иконы вообще к первой половине XVIII века. Письмо на самой Феодоровской иконе представляет собой, конечно, точную копию подлинника, почему в ликах Божией Матери и Спасителя темные тона прямо бросаются в глаза, но выглядят чисто, и краски не подновлены.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Другой образ Грузинской иконы Божией Матери пребывает в действующем с 1991 года храме Живоначальной Троицы в Хорошеве (Карамышевская набережная, 15, м. Полежаевская). Храм построен в 1598 году в вотчине Царя Бориса Годунова. В настоящее время в храме служат клирики Отдела Внешних Церковных Связей Московского Патриархата. Третий образ пребывает в храме Святителя Мартина Исповедника, папы Римскаго (Вознесения Господня) что в Алексеевской Новой слободе (ул. Б.Коммунистическая, 15, тел. 911-75-40, м. Таганская (кольцевая), м. Марксистская). Здесь в приделе Ее имени пребывает чудотворный образ Грузинской иконы Божией Матери, прежде находившийся в ныне разрушенном храме Грузинской иконы на Воронцовском поле. Храм действующий с 1991 года. По пятницам в 17 часов служится вечерня и утреня с Акафистом Грузинской иконе Божией Матери. В столице Российской Империи г. Санкт-Петербурге был только один храм в честь Грузинской иконы Божией Матери. Он был построен при подворье Красногорского Богородицкого мужского монастыря Архангельской епархии, что расположилось на Охте, рядом с церковью Владимирской иконы Божией Матери по проекту знаменитого епархиального архитектора Николая Никитича Никонова. Трехпрестольных каменный храм на 1500 человек в древнерусском стиле XVII века был заложен 20 июля 1903 года. Храм имел высокую шатровую двухъярусную колокольню над входом и обошёлся в 150 тысяч рублей. Внизу находилась часовня, освященная 12 декабря 1914 года, на втором этаже располагались кельи, а на третьем сам храм. Главный престол освятили 6 февраля 1905 года. Церковь во имя Грузинской иконы Божией Матери просуществовала до 1934 года, еще через год ее снесли и на ее месте построили школу. Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: Никитников пер., дом 3 (м. Китай-город, Старая площадь) Телефоны: +7 495 698 34 51 ; +7 495 698 26 43 См. карту Паломнику [ править править код ] Расписание богослужений: Накануне воскресных, великих и двунадесятых праздников, в 17:00 — всенощное бдение.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Троицы...

Из книги: Михайлов К. Поруганная слава. М.: Яуза, Эксмо, 2007. сс.229-233. Деревянная часовня у Калужских ворот (Житная, 18) была воздвигнута в 1627 г. рядом со слободой стрелков-пищальщиков, охранявших Василия III. Красивая церковь Казанской Богоматери «на Житном дворе» (где хранились запасы зерна) известна на этом месте с 1701 г. (первый каменный храм относится к 1694 г.). В 1876 г. церковь заново отстроили из белого мрамора в «византийском» стиле. Постройка приурочена к победе в русско-турецкой войне. В 1927 г. храм был закрыт. В 1933 г. колокольню и ограду разрушили. В обезглавленном храме разместился Горный музей, а позже - кинотеатр «Авангард». В 1930-х гг. частично снесли соседнюю старую застройку и палисадники в округе. В 1972 г., перед приездом в столицу президента США Ричарда Никсона власти быстро расчищали маршрут следования почетного гостя от «непрезентабельной» московской старины. Так погибла бывшая Казанская церковь, расположенная около предполагаемой трассы следования кортежа американского президента. Ее взорвали, несмотря на все протесты москвичей. Вместе с ней окончательно снесли и историческую малоэтажную застройку рядом с площадью. В 1977-1978 гг. на месте снесенного храма было построено здание для МВД СССР. В 1999-2000 гг. на месте снесенной церкви был сооружен новый храм-часовня Казанской иконы Божией Матери, «памяти погибших защитников правопорядка» (арх. В. Шубина, А. Куринный; скульпт. А. Бичуков). На Житном дворе находилась церковь Казанской иконы Божией Матери, здание ее до 1970-х годов находилось на Октябрьской площади. История церкви уходит в XVII век. Здесь была сначала построена деревянная церковь во имя святителя Николая. Заказчиками строительства были стрельцы, чьи слободы находились неподалеку. Деревянная Никольская церковь была построена в 1660 году и часто называлась Казанской, так как в ней находился местночтимый список с Казанской иконы Божией Матери. Эта икона после событий Смутного времени была очень почитаема москвичами, а стрельцами особенно. В 1686 году к деревянной Никольской церкви пристроили придел Казанской иконы Божией Матери. В 1690-е годы был построен каменный храм с главным престолом Казанской иконы Божией Матери и приделами святителя Николая и Введения во храм Пресвятой Богородицы. После того как сюда перевели Житный двор, церковь стали называть Казанской, что на Житном дворе у Калужских ворот.

http://sobory.ru/article/?object=34814

Известие 1187 г. о приходе во Владимир Черниговского епископа Порфирия с ходатайством в пользу рязанских князей, «зане же есть Резань Черниговская епископия», показывает, что в это время Рязань еще входила в состав Черниговской епархии. Подробнее... Населённые пункты [ править править код ] Рязань Святыни Рязанской области [ править править код ] Рязань . Кафедральный Успенский собор Рязанского кремля: мощи свт. Василий (XIII в.), Мелетий и Гавриил (XIX в.) Рязанские, «Феодотьевская» икона Божией Матери. Скорбященский храм: икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Лазаревский храм на Лазаревском кладбище: блаж. Василий Кадомский (XIX в.) (часть мощей). Свято-Троицкий монастырь: свт. Мисаил (XVII в.) и Феодорит (XIX в.) Рязанские. Никольский храм в Ямской Слободе (подворье Иоанно-Богословского монастыря): блаж. Любовь Рязанская (ХХ в.). Касимов . Троицкий храм: мощи свящ. исп. Сергий Правдолюбов (Касимовский) (ХХ в.). Никольский храм: иконы Божией Матери «Касимовская-Казанская» и «Всех скорбящих Радость – Митинская». Сынтул, пос , Касимовского района. Покровский храм: мощи свящ. исп. Александр Орлов (ХХ в.). Срезеново село Шиловского района. Казанский храм: мощи преп. исп. Анна Срезневская (ХХ в.), икона Божией Матери «Споручница грешных – Срезневская». Поощупово село Рыбновского района. Иоанно-Богословский монастырь: оригинал иконы Божией Матери «Знамение-Корчемная», икона Апостола Иоанна Богослова. Солотча , пос. (20 км. к северу от Рязани). Солотчинский Рождество-Богородицкий женский монастырь: благ. кн. Олег Рязанский (XIV в.), «Казанская» икона Божией Матери. Кадом . Кадомский в честь иконы Божией Матери «Милостивая» женский монастырь: икона Божией Матери «Милостивая». Выша , село Шацкого района. Свято-Успенский Вышенский женский монастырь: мощи свт. Феофан Затворник (XIX в.). Эммануиловка , дер (2 км. от Выши). Сергиевский храм: «Вышенская-Казанская» икона Божией Матери. Польное Ялтуново село Шацкого района. Кладбище: чтимые могилы стариц Анны, Анисии, Матроны и Агафии Петриных и блаж. Василия, Евдокии и Андрея (не канонизированы).

http://azbyka.ru/palomnik/Рязанская_обла...

Церковь Двенадцати апостолов пострадала от варварского артиллерийского обстрела Кремля в начале ноября 1917 г. Но вскоре реставраторы отремонтировали храм. В 1929 г. музейные работники установили в нем пятиярусный, из резного золоченого дерева иконостас конца XVII – начала XVIII века, спасенный из взорванного Вознесенского кремлевского монастыря. Позднюю роспись забелили, сохранив лишь фрагменты живописи XVII века, открытые реставраторами в барабане центрального купола. Пол выложили керамической плиткой по образцу пола 1681 г., обнаруженного в алтаре. Значительные реставрационные работы были проведены в Мироваренной палате, где разобрали перегородки и расписали своды по мотивам древнерусских орнаментов. Весь второй этаж Патриаршего дома ныне занят экспозицией Музея прикладного искусства и быта России XVII века. В помещении храма Двенадцати апостолов, кроме старинного иконостаса, на стенах находится более двадцати икон XVII века. Среди них две из кремлевского Успенского собора: " Распятие с апостольскими страстями " , написанная Федором Рожковым в 1699 г., и " Рождество Божией Матери " , написанная Кириллом Улановым в 1698–1699 г.х. Из разрушенного кремлевского Чудова монастыря поступили Царские врата работы Симона Ушакова и старинные иконы: апостола Андрея Первозванного, написанная Федором Зубовым в 1699 г., праотца Исаака, Распятия с праздниками, Толгской Божией Матери. В музейной экспозиции находится икона из упраздненной еще до революции церкви Похвалы Божией Матери – мученика Феодора Стратилата, написанная Симоном Ушаковым в 1676 г. Примыкающая к храму с запада церковная трапезная знакомит с произведениями русского художественного шитья XVII века. Среди них хранившиеся ранее в Патриаршей ризнице покров " Митрополит Алексий " – вклад царя Алексея Михайловича в Чудов монастырь (1650 год), пелена подвесная " Божия Матерь Владимирская " (1639 год), плащаница – вклад царя Михаила Федоровича (1627 год), а также различные покровцы, хоругви и т. д. В двух небольших палатах, примыкающих к трапезной, показано внутреннее убранство богатого московского дома XVII века. В парадных сенях, расположенных перед трапезной, помещены священные и бытовые предметы, принадлежавшие русским патриархам: клобук, посох, саккос и кафтан патриарха Никона, клобук и братина патриарха Филарета. Крупнейшая экспозиция прикладного искусства помещена в огромной Крестовой палате. Здесь выставлены оклады икон, богослужебные сосуды, подсвечники, чаши, ковши, кувшины, братины, блюда, чарки и т. д. Среди них множество памятников западноевропейского и восточного искусства, привезенных в Россию в прошлые века. В центре же палаты под резной деревянной сенью стоит печь для варки святого мира и серебряная, украшенная изображениями, массивная кадь – дар императрицы Екатерины II.

http://sobory.ru/article/?object=03384

иконография сер. XVII в. могла появиться на пограничье современных Белоруссии, Польши и Украины (Замостье (ныне Замосць) - Луцк - Пинск). Оттуда иконы Божией Матери этого типа распространялись на прилегающие регионы Галиции и Волыни. Образцом данного типа является чудотворная Верхратская икона Божией Матери из Креховского мон-ря, по преданию принесенная в Верхрату из Замостья в 1682 г. (в наст. время в Креховском мон-ре). К этому типу близки икона Божией Матери «Умиление» 1656 г. из с. Местковичи близ Пинска (НХМ РБ), икона рубежа XVII и XVIII вв. кисти иером. Иова (Кондзелевича) из Белостоцкого монастыря близ Луцка и др. Богородичная икона такого типа, возможно, была принесена до 1656 г. (или между 1654 и 1656) с Пинщины вместе с Купятицкой иконой в Киево-Братский мон-рь, где стала почитаться как чудотворная. В этом случае документальные данные архидиак. Павла Алеппского не согласуются с легендарными сведениями о прибытии иконы по Днепру из Вышгорода. Можно только предполагать, что во время русско-польск. войны 1654-1667 гг. чудотворный образ Божией Матери мог быть поврежден или потерян, а в 1662 г. он был возобновлен или написан заново или же заменен иконой, «приплывшей» из Вышгорода. Богоявление. Гравюра. Кон. XVII в. (НБВ) Богоявление. Гравюра. Кон. XVII в. (НБВ) Сцена с плывущей по Днепру К.-Б. и. представлена на гравюрах. На одной из них, на меди, под названием «Богоявление», созданной в честь освящения в 1693 г. нового Богоявленского собора Киево-Братского монастыря ( Люта Т. Могилянський «Theatrum Gloriae» Ibaha Мазепи//Пам " ятки Украïни. 2013. 1(183). С. 57), изображено «Крещение Господне» в Иордане-Днепре, по волнам к-рого к Киеву плывет лодка с К.-Б. и. Слева от реки показан вышгородский храм святых Бориса и Глеба, а на противоположном гористом берегу стоят киевские церкви, ниже которых, на Подоле,- Богоявленский собор Братского монастыря, возле которого изображена группа людей во главе с равноап. кн. Владимиром и со святыми Борисом и Глебом. Внизу по центру помещен герб гетмана И.

http://pravenc.ru/text/1684331.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010