В главном приделе Успенского собора хранятся два чтимых списка с чудотворной Псково-Печерской иконы Божией Матери " Умиление " , которая, как и образ Успения Пресвятой Богородицы, явила множество чудес. Икона " Умиление " написана некиим иеромонахом Арсением с Владимирского образа Божией Матери. В Печерскую обитель она принесена в игуменство преподобного Корнилия. При царе Феодоре Иоанновиче она украшена жемчугом и каменьями - алмазами, изумрудами, яхонтами, аметистами в память чудесного избавления города Пскова от осады войск польского короля Стефана Батория в 1581 году. Тогда чудотворные иконы Божией Матери " Успение " и " Умиление " были посланы к защитникам Пскова. Неприятель за пять месяцев осады тридцать раз штурмовал Псковский кремль, но города так и не взял. В память этого события каждый год в седьмую Неделю по Пасхе чудотворную икону " Умиление " носили крестным ходом из Псково-Печерского монастыря в Псков. Икона Пресвятой Богородицы " Умиление " , которую носят крестным ходом, находится на столпе у клироса в главном приделе Успенского собора. А в иконостасе, справа от царских врат, помещена еще одна икона " Умиление " , XIX века. Сам иконостас главного придела изготовлен в середине XVIII века, он украшен резьбой с позолотой. Храм Успения Пресвятой Богородицы устроен в горе. Земляные своды облицованы кирпичом и поддерживаются тринадцатью мощными столпами. В главном приделе за возвышением находится царское место. Это специальная сень, где в старину молился царь, когда посещал Псково-Печерский монастырь для богомолья. В продолжение иконостаса главного придела за столпами, поддерживающими свод, устроен иконостас придела в честь основоположников русского монашества преподобных Антония и Феодосия Печерских. Этот придел был первый раз освящен в 1523 году, а в середине XVIII века перестроен и освящен заново. За иконостасом сохранились древние фрески с изображением святых отцов. Среди святых - преподобные Антоний Великий и Антоний Киево-Печерский. Когда-то первоначальник русских иноков преподобный Антоний пришел в дремучий лес на берегу Днепра и поселился там в дикой пещере. Вернувшийся с Горы Афон, где местом его подвигов тоже была пещера, никому неизвестный монах Антоний основал первый в Киевской Руси монастырь, который впоследствии стал одним из самых прославленных, - Свято-Успенскую Киево-Печерскую Лавру.

http://sobory.ru/article/?object=01991

Консистория решила дозволить устроить новый иконостас, и митрополит Филарет просил разрешения на это у Свят. Синода. Определение Свят. Синода о дозволении церковному старосте Цыганову устроить новый иконостас в приделе преп. Сергия утверждено Императором Николаем I в 1842 году 30 мая 5 . В 1843 году 22 сентября благочинный Отрадинский заявил Консистории, что новый иконостас с позлащенною резьбою, согласно Высочайше одобренному чертежу, устроен, окрашен кармином и установлен в благолепном виде (Арх. Моск. Дух. Конс. 1 экспедиции 2 стола 1843 г. 13). Иконостас стоил 1700 рублей (опись церковного имущества 1834 г. л. 23 и 1855 г. л. 42). В 1909 году иконостас в приделе преп. Сергия вновь вызолочен. В иконостасе с правой стороны от царских врат икона Спасителя, с деяниями (1¾ арш.×1½ арш.), хорошего письма XVII века; серебряная риза, весом в 14 фун. 21 зол., сделана в 1860 году прихожанином купцом Курочкиным; с левой стороны – Казанская икона Божией Матери с чудесами (1¾ арш.×1½ арш.) – XVIII века; серебряная на ней риза, весом 14 фунт. 15 зол., сделана в 1860 году тем же Курочкиным. Кроме того, следует отметить здесь икону Знамения Пресвятой Богородицы, со стоящими вверху мучеником Иаковом Персянином и великомучеником Георгием Победоносцем, внизу – преподобными Онуфрием Великим и Макарием Египетским (1 арш.×¾ арш.), в серебряной вызолоченной ризе, весом в 3 фун. 40 зол. На ней надпись: «истинное изображение чудотворного образа Знамения Пресвятой Девы Богородицы, яже в Великом Новеграде на Илиине улице. Написан 714 году месяца марта 22 день». Икона поступила в храм в 1836 году, по завещанию госпожи Комендантовой. В 1909 году внутренние стены придела преп. Сергия расписаны, по рисункам художника Нестерова и других современных, художником Пашковым. Вслед за устроением нового иконостаса в приделе преп. Сергия, возобновлен иконостас в главном храме. В 1844 году 23 августа причт и староста церковный с прихожанами подали митр. Филарету следующее прошение: «Иконостас в храмовой нашей Знаменской церкви от времени пришел в ветхость, который ежели Вашему Святейшеству благоугодно будет, мы почитаем за необходимое исправить и, не отступая ни в чем от плана онаго иконостаса, желаем его украсить резьбою и позолотою по рисунку, при сем на благоусмотрение Вашего Святейшества прилагаемому.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В главном храме Чукотки – кафедральном Троицком соборе – прошла первая праздничная служба Анадырь, 20 июня 2005 г . В главном храме Чукотки – кафедральном соборе в честь Святой Живоначальной Троицы – вчера прошла первая служба. Торжественное освящение храма состоялось накануне большого православного праздника. Первую Божественную литургию отслужили епископ Анадырский и Чукотский Диомид и архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк, передает ИТАР-ТАСС. Как рассказали в пресс-службе правительства Чукотского автономного округа, решение о возведении в административном центре кафедрального собора в честь Святой Живоначальной Троицы было принято осенью 2002 года, в апреле началось строительство. Храм строился на частные пожертвования. Проект здания разработан специалистами из Омска. Его высота – около 25 метров , площадь – более 600 квадратных метров. В отличие от старой анадырской церкви, новый храм вмещает около 500 прихожан. В соборе три придела, пятиярусный иконостас собран из живописных и резных икон. Они выполнены омскими художниками и резчиками. Мастера-иконописцы следовали традициям Андрея Рублева – в иконах много лазури и золота. Когда прихожане зажгли свечи, в церкви запахло сосной – здание сложено из сосны и лиственницы. Кафедральный собор в Анадыре стал первым и единственным на Чукотке деревянным храмом. Он стал также первой и крупнейшей в России деревянной церковью, построенной на вечной мерзлоте. Прораб Владимир Гришмановский рассказал, что нужно было укрепить фундамент и не допустить оттаивания и подвижек грунта под сваями. Для этого по периметру установлены холодильные установки, и температура под зданием всегда будет не выше минус трех градусов. Колокола для храма Святой Живоначальной Троицы в Анадырь привезли из Воронежа. Восемь колоколов украшены ликами святых, здесь же запечатлены имена меценатов. Церковь стоит на высоком берегу Анадырского лимана и своим колокольным звоном первой в стране встречает новый день. Место для храма выбрано не случайно – для кораблей, прибывающих в столицу Чукотки, в тумане звон колоколов будет играть роль маяка. 20 июня 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/13810.html

До 1848 г. старая церковь, как еще довольно прочная и не угрожающая никакой опасностью, стояла на своем месте неразобранной, а в этом году была пожертвована прихожанами в д. Шмакову, где из ее материала был устроен приходской храм. Возведение в Утятской слободе каменного храма началось в 1836 г. с благословения Высокопреосвященнейшего Афанасия, архиепископа Тобольского и Сибирского, по выданному в том же году плану и фасаду. Строительство велось на средства прихожан. По некоторым сведениям подрядчиком был крестьянин Харлампий Новожилов, умерший в 1842 г. К 1839 г. кирпичные работы были окончены, к 1840 г. церковь покрыта железной крышей, к 1841 г. храм изнутри и снаружи оштукатурен и выбелен. В одной связи с церковью была выстроена каменная одноярусная колокольня, с пристроенным к ней каменным крыльцом. Такие же крыльца имелись с северной и южной сторон. Престолов в церкви было устроено три: в главном храме - во имя Богоявления Господня, в приделе с правой стороны – во имя Успения Божией Матери, с левой – во имя Николая Чудотворца. К 1842 г. иконостас установлен в Никольском приделе, к 1843 г. – в главном Богоявленском. Освящение этих приделов состоялось в 1844 г., а престол в Успенском приделе был освящен в 1845 г. В 1850 г. была устроена деревянная церковная ограда, которая со временем обветшала. С 1897 г. началось строительство каменной ограды с железными решетками, кладовой и сторожкой на западных углах; работы были завершены в 1898 г. Предположительно в 1910-1911 гг. иконостасы всех трех приделов были перестроены, в них поновлены старые и написаны новые иконы, некоторые из них украшены серебряными позолоченными окладами. К 1915 г. Утятская церковь и ограда вокруг нее нуждались в капитальном ремонте, поэтому в 1916 г. предположено было поновить штукатурку и побелку храма внутри и снаружи, а также перестроить южное и северное крыльца. Однако работы эти по причине военного времени так и не были начаты. В марте 1919 г. во время военных действий Утятский храм пострадал от снарядов. В северном алтаре был пробит свод, пострадали кровля и глава; в главном храме повреждены южный столб и угол придела; полностью разрушен один из столбов ограды. Южный придел был исправлен прихожанами к Рождеству 1920 г., тогда же храм изнутри был заново выбелен известью.

http://sobory.ru/article/?object=23198

В 1839 - 1840 годах в соборе были проведены ремонтные работы: чугунный пол в связи с сыростью разобрали, заменив его деревянным сосновым на каменных сводах. Стены и колонны в главном храме были оштукатурены под мрамор. По предписанию архиепископа Тверского и Кашинского Григория соорудили новый, более грандиозный иконостас столярной работы резной с позолотой. Самый большой иконостас был сооружен при главном престоле в 1840 году и освящен в 1841 году при архимандрите Сергии III. Он был столярной работы, резной, около колонн, образов и вокруг клейм внизу и вверху весь сплошь вызолочен червонным золотом и состоял из трех отдельных частей: средняя в два яруса, с большими царскими вратами между двумя колоннами коринфского ордера и с сиянием над ними. Этот иконостас заменил прежний, созданный в 1789 году по проекту Н.А. Львова, но все образа, написанные художником Боровиковским в 1795 году, остались и помещены были во всех трех частях главного иконостаса. В храме было три престола в одной связи. Главный, с верхнею кипарисною доскою, во имя св. благоверных князей Бориса и Глеба, придельный по правую сторону во имя преподобного Ефрема, по левую сторону придельный с 1796 года до 1841 года - во имя св. великомученицы Екатерины, а с 1841 года переименован во имя преподобного Аркадия, ученика преподобного Ефрема. До настоящего времени из внутреннего убранства собора ничего не сохранилась. В советское время утрачены все иконы в том числе кисти В.Л. Боровиковского, лишь одна из них, " Притча о мудрых и неразумных девах " , находится в Тверской картинной галерее. На 2004 год внутри собора стоят старые строительные леса, роспись стен и купола почти полностью утрачена, собор нуждается в капитальном ремонте и реставрации. Архитектура и убранство Проектируя Борисоглебский собор, Н.А. Львов разработал тип церковного здания, который стал господствующим на следующем этапе развития классицизма. Применив в соборе схему крестово-купольного храма, Львов при этом смог добиться почти идеальной внешней кубовидности, создав композицию с практически равными фасадами: длина и ширина наружных стен - 14 сажень и 2 аршина (около 30 метров), высота от поверхности земли до основания главы – 12 сажень (около 25,5 меьров), высота главы с крестом – 7,5 аршин (около 5,4 метра).

http://drevo-info.ru/articles/23716.html

Внутренняя площадь храма неправильно-крестообразная. Алтарь от храма в главном приделе отделяется каменною стеною, в приделах - одними иконостасами. Приделов в храме два: с правой стороны - во имя св. Николая, с левой - во имя св. муч. Флора и Лавра; построены они одновременно с храмом. Над престолом в Михаило–Архангельском алтаре устроена сень на четырех деревянных резных столбах, в верху сени помещена большая икона св. Троицы. За престолом, на горнем месте, помещается большой деревянный крест с изображением распятия. Иконостас в главном храме четырехъярусный с вызолоченною резьбою по темно-синему фону. По преданию, иконостас пожертвован в Красную Горку из одного Московского собора при построении церкви, о чем будто бы имеется надпись на обратной стороне иконостаса, но надпись не найдена. Первоначально иконостас имел большие размеры, так что не мог поместиться в храме, поэтому некоторые части его края были отпилены. Следы отпилов по краям и отсутствие симметричности заметны и теперь. Царские двери резные, вызолочены… Особым уважением прихожан пользуются иконы: Иверской Божией Матери, усердием прихожан выписанная с Афона в 1884 г.; св. преп. Марона и св. муч. Харлампия; Божией Матери «Скорбящей», св. преп. Зосимы и Савватия, св. вмч. Пантелеимона, св. свм. Власия, св. муч. Флора и Лавра и свят. Николая чудотв., ризы на всех иконах посеребрянные; серебряная риза имеется только на иконе Божией Матери «Скорбящей». Прихожанами особо почитается алебастровое лепное изображение Спасителя, сидящего в темнице. Почти вся церковная утварь приобретена или в конце XVIII или вначале XIX ст. На южной стороне с. Красной Горки находится ключ Городище, сливающийся с ключом Винным или Поповым Гульбищем. На ключе построена часовня, в которую летом стекаются богомольцы. С 1885 г. причт состоит из 2 священников, диакона и 2 псаломщиков. Причт получает содержания от казны: 1-й священник 160 руб., 2-й 106 руб., 1-й псаломщик 53 руб. и 2-й 40 руб. От прихожан получается: доходы от треб до 600 руб., руги с 600 венцов - по 1 пудовке овса с венца. Причт получает проценты с 300 руб., положенных на помин. Причт помещается в четырех деревянных церковных домах.

http://sobory.ru/article/?object=14841

133 В иконостасе москов. Архангельского собора пр. Иеремия изображен со свитком: «тако глаголет Господь се дние грядут и завещено дому израилеву и дому Давидову...» В Спасо-Мошенском иконостасе, а также и в Софийском сборнике пр. Иеремии усвоено изречение: «Господь рече: возопи во уши Иерусалиму воспомянух есмь из тебе милующи юность твою и любы обручения твоего». Затем, в притворе Спасо-Мошенской церкви мы видели другой образ пр. Иеремии со свитком: «Господи силам суди праведно». 134 В главном иконостасе Спасо-Мошенской церкви пророк Захария Серповидец изображен с серпом в одной руке и свитком в другой, в котором написано следующее изречение: «воззрят нань, его же прободоша». 135 В церкви Иоанна Милостивого на озере Мячине пр. Авдий изображен со свитком: «Тя исповедах испледшу мирови нерукоплетен венец». 136 Этот же текст написан в свитке Иоиля, изображенного в пророческом ярусе вышеупомянутого иконостаса, бывшего некогда в московской церкви св. Николая на Щепах. 137 Этот же текст написан в свитке Соломона, изображенного в церкви св. Николая на Щепах, в московском Архангельском соборе, на одном образе из иконостаса, найденном нами на чердаке в Спасо-Мошенской церкви и др. В селе Любонях, Боровичского уезда, в часовне мы нашли старый образ из иконостаса, на котором Соломон изображен со свитком: «вся еси красна и порока несть в тебе вниде и прииде и приидеши от начала». Смысл отрывка темный. Для уяснения его нужно прочитать книгу Песнь Песней (особенно Песн.4:7–8 ), в которой под образом союза жениха и невесты изображается союз Христа с Церковью . В главном иконостасе Спасо-Мошенской церкви в свитке у Соломона написано: «прежде всех век рождает мя». 138 Этот текст написан у Иезекииля в иконостасах церквей: Спасо-Мошенской, Никольской на Щепах, старорусской тюремной, новгородской во имя Иоанна Милостивого близ озера Мячина и др. 139 С этим текстом в свитке пр. Илия изображался весьма часто на старинных иконах. Мы видели изображения пр. Илии с вышеприведенным изречением в иконостасах московской Никольской, что на Щепах, церкви, Спасо-Мошенской церкви и др. В сборнике Софийской библ. пророку Илие усвояется следующее изречение: «видех и се дух велик и не вдусе Господь, и по дусе трус, и не втрусе Господь, и по трусе огнь и не в огни Господь и по огни глас хлада тонка и ту Господь». Этого текста на иконах пр. Илии мы не встречали.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/starinny...

Мысль о том, чтобы в будущем главном храме Москвы поставить не обычный иконостас, а Кувуклию, родилась у Филарета еще когда только-только отгремела гроза 1812года, только-только заговорили о создании такого храма. Кувуклия – часовня Гроба Господня в Иерусалимском храме Воскресения, в ней находятся смертное ложе Спасителя и придел Ангела. Идея создания иконостаса в виде часовни сближала Москву с Иерусалимом. И Филарет еще в 1813 году высказал ее обер-прокурору Голицыну. Тогда же он написал родителям в Коломну о том, что открыл Александру Николаевичу «свои мысли о несовершенстве иконостасов по новейшему образу строения, которые, будучи малы и скудны, противоречат мысли величия, которую должен бы подавать алтарь. Но как здесь не вижу я ни одного иконостаса, в котором бы с огромностию была соединена правильность и красота, соответствующие вкусу нынешнего времени, и который мог бы объяснить и оправдать мою мысль, то желал бы иметь рисунок иконостаса Коломенского собора». Он имел в виду храм Вознесения Господня в Коломне. С конца XVIII века вошло в моду рассматривать иконостас как архитектурное сооружение, и икона, главное, ради чего ставится иконостас, стала из него вытесняться в угоду архитектурным деталям. Филарет решительно боролся с этим, по его указу был уничтожен один из иконостасов Баженова, в котором иконе вообще почти не оставалось места. Вот что он имел в виду, говоря о «несовершенстве иконостасов по новейшему образу строения». Филаретовский замысел создания иконостаса-часовни, Кувуклии, нашел множество сторонников, и когда началось устроение интерьера в храме Христе Спасителя, иные проекты, кажется, и не рассматривались. Так в главном московском соборе появилось сие уникальное сооружение, по высоте превосходящее на три с половиной метра Успенский собор Кремля. Воистину – храм в храме! И это придумал он – Филарет. Он же выполнил работу по выбору сюжетов для росписей центральной части собора, с которой должна была начаться отделка всего интерьера. Автор фундаментальной книги «Храм Христа Спасителя в Москве» Евгения Ивановна Кириченко называет Филарета одним из «идейных творцов программы храма Христа Спасителя». Говоря по-русски, Московский Златоуст – крестный отец этого величественного памятника, воспитатель его проектировщиков и строителей, архитекторов и художников. Каков этот храм, таков и внутренний храм души Филарета. Владыка Филарет из глубин своей души вдохнул душу и в облик, и в интерьер храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Главный иконостас только на протяжении XIX века менялся три раза. Пятиярусный иконостас, заменивший в 1830 г. старый, простоял лишь до 1863 г., после чего был передан в село Ивлево Клинского уезда. Но и новый простоял недолго и был пожертвован в Крестовоздвиженскую церковь села Юсупово Подольского уезда, когда в 1900 г. богатый прихожанин И.А. Бобров в память умершего сына устроил шестиярусный дубовый иконостас, весь обложенный бронзой художественной работы, с эмалевыми украшениями. Царские врата также были из бронзы. Общий вес бронзовых украшений составлял около 140 пудов. Этот знаменитый на всю Москву иконостас был изготовлен на заводе мастера А.М. Постникова. Не менее художественный иконостас находился в приделе святителя Николая. Сооруженный в 1889 г. по образцу главного иконостаса кремлевского Успенского собора, по рисунку известного архитектора Чичагова, он был обложен по дубу серебром с мелкой резьбой. Иконы для него исполнил известный иконописец Ф.А. Соколов. Иконостас второго придела пророка Илии был из липового резного дерева и весь вызолочен. Талантливый реставратор и иконописец П.И. Юкин обращал внимание на большую художественную ценность храмовых икон XVIII века. А самыми древними были иконы Спасителя в серебряном оплечье и Богоматери в басме – обе XVI века. Большую историкохудожественную ценность имел и чтимый храмовый образ святителя Василия Кесарийского XVII века в главном иконостасе. В 1891 г. в храме отпевали великую княгиню Александру Георгиевну, супругу великого князя Павла Александровича. В память об этом событии были установлены икона мученицы Александры и памятная медная доска с надписью. В 1902 г. на средства купца В.М. Заводова, по проекту известного архитектора Ф.О. Шехтеля, на линии ограды храма была построена часовня в память о дне бракосочетания императора Николая Александровича и императрицы Александры Федоровны. В этой трехъярусной высокой часовне, выстроенной в русском стиле, находилась большая живописная икона святителя Николая и мученицы Александры – небесных покровителей державной четы, переданная в часовню императором Николаем II. При храме в начале XX века были устроены церковно-приходская школа и приют Василие-Кесарийского попечительства.

http://sobory.ru/article/?object=34396

Никакого состояния он не имел, родители, два брата и четыре сестры жили «в Черниговской губернии, селении Березки, где отец находится в услужении и занимается садоводством, чем и содержит живущее при нем семейство, помощи сыну не оказывает». Альфред Парланд, который всегда старался помочь выпускникам, поручил Отмару сделать иконы для резного из дуба с позолотою иконостаса Успенской церкви. Площадь иконостаса была большой и занимала центральное место в пространстве храма: иконостас в главном приделе был «длиною 3 с. ½ ар., высотою 2 с. ½ ар.; иконостас в правом приделе длиною 1 с. 2 ар., высотою 1 ½ с., иконостас в левом приделе длиною 1 с. 2 ар., высотою 1 ½ ар.». И молодой художник блестяще справился с задачей, – местные газеты отмечали красоту «живописи икон академической работы». Витиеватая резьба иконостаса дополняла живопись, служа ей богатой и пышной рамой. Также в интерьере присутствовал другой сильный акцент – витраж. Безусловно, он поражал опочан, никогда прежде не видевших в православных храмах подобного украшения. Ведь картина из разноцветных стёкол являлась деталью готических соборов, а населяли Опочку преимущественно крестьяне, которые никогда не покидали пределы родной Псковской губернии. Видимо, заказчик Барышников хотел превзойти все местные достопримечательности и удивить прихожан. В местной газете даже приглашали православных христиан посетить Успенскую церковь в определённое время: «Утром, от 5 до 11 час., в сей дом Божий и мы «во свете Твоем, Господи, узрим свет». В главном алтаре, на горнем месте, выше иконостаса, устроено пяти-аршинное окно с разноцветными стеклами, посреди коего на голубом фоне рельефно выдается трех-аршинный крест, окруженный златоблестящими стеклами в виде звезд, по бокам четыре таких же рамы с разноцветными стеклами и так устроены в полукруглой, овальной форме алтаря, что свет солнца зараз проникает во все эти окна, сливается в один разноцветный свет и поражает ваше зрение, ваши чувства и мысли и неподобною красотою, в сиянии солнца и звезд, и земным богатством: алмазов, бриллиантов, гиацинтов, яхонтов, изумрудов и проч., и проч.».

http://sobory.ru/article/?object=35469

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010