Тем не менее, в 1935 году Моссовет принял решение о сносе, и в 1936 году жемчужина зодчества была разрушена под предлогом расширения тротуара, уцелели лишь два резных наличника и портал, эвакуированные на территорию Донского монастыря. Иконостас храма перевезли в трапезную Новодевичьего монастыря, несколько икон хранятся в ГИМе. А дом причта так и остался стоять на краю пустыря, ныне занимаемого летним кафе «Ачучук». Краевед Петр Паламарчук в книге «Сорок сороков» сообщал, что фрагменты западной стены храма сохраняются в составе соседнего домика, но степень их сохранности была неизвестна. В прошлом году на общественный Совет при Главном управлении охраны памятников был вынесен проект переоборудования дома под увеселительное заведение. Проект предполагал полную реконструкцию здания, с расширением и надстройкой стеклянной мансарды. Однако Совет сошелся на том, что, во-первых, изменение габаритов дома лишит наших потомков возможности воссоздания храма, а во-вторых, дом является постройкой середины XVIII века и не худо бы его сначала исследовать. С тех пор дело заглохло, но новые хозяева времени даром не теряли. Не дожидаясь согласования, они потихоньку выпотрошили дом изнутри, незаметно вынеся через заднюю дверь все внутренние стены и перекрытия. Одновременно тайные реконструкторы разобрали фанерную пристройку с задней стороны дома, и сами того не желая, явили миру одно из самых невероятных краеведческих открытий современности. Из-под поздней обшивки явилась прекрасно сохранившаяся стена парадного крыльца храма Успения, а также фрагменты нижнего яруса колокольни (внутри дома). Подобные находки уже случались — например, на Арбате можно наблюдать кладку стены храма Николы Явленного, включенную в кирпичный забор советского времени. Но там это лишь несколько древних кирпичей, тогда как в данном случае прекрасно сохранился наружный декор — кирпичные ширинки и резные белокаменные тяги. Низ колокольни уцелел на высоту двух этажей, его украшает портал граненой формы и фланкирующие его полуколонны с капителями. Все это особенно интересно еще и потому, что архитектура именно этой части храма оставалась «белым пятном» — даже на самых ранних изображениях она уже скрыта за пристройками.  Сейчас Центр археологических исследований проектирует музеефикацию фундаментов храма, а Управление охраны памятников занимается срочной постановкой памятника на госохрану.

http://sobory.ru/article/?object=20863

Так относятся к России живущие в западных губерниях римско-католики. Униатское духовенство также участвует в подобном преступном направлении умов. Будучи несколько враждебно к римлянам под польским владычеством, теперь оно более соединилось с ними взаимною пользою. Получая первоначальное воспитание в римских и базилианских училищах, будучи соединено с римлянами в главном учебном заведении (Виленской Главной семинарии), руководствуясь одними законами, одними учебными сочинениями, униатское духовенство напоено такими же правилами и такими предрассудками, как и римское. Завися в получении приходов от помещиков-католиков, получая от совместного богослужения значительные доходы по римскому исповеданию, к которому принадлежит большая часть помещиков, занимая при римских костелах многие должности в звании викариев, комендариев, алтаристов и капелланов, считая венцом своего честолюбия видеть детей своих в числе могущественного в западной России латинского духовенства, будучи обязано римлянам своим уважением и довольством, униатское духовенство как бы необходимо участвует в одних и тех же мнениях, в одном и том же умонаправлении. Можно сказать более: униатское духовенство скорее должно считать низшим разрядом римского, нежели самостоятельным сословием. Оно имеет ту же самую одежду, те же наружные знаки отличия; оно служить в одних церквах, на одних алтарях и в тех же священных облачениях; оно ввело, вместо греческих обрядов, большую часть римских, вместо внятного для народа богослужения – тихия мши; вместо громогласного пения – органы; иконостасов также не находится в большей части церквей. Даже употребляемый при ежедневном богослужении славянский язык ежедневно искажается и неохотно употребляется; многие добиваются чести заменить его латинским языком при богослужении, а в поучениях к народу и в обучении его молитвам стали употреблять польский язык. Осталось почти единственное различие между католическим и униатским духовенством в том, что последнее женато, но и это не препятствует некоторым из духовных лиц жить в латинстве неразлучно с своими супругами. Таким образом, уже не существует почти никакой преграды к совершенному совращению униатов к римскому обряду.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

В интерьере собора примечательно сочетание мозаик, находящихся в центральном подкупольном пространстве и апсиде, и фресковой росписи — в остальных частях. На западной, южной и северной стенах главного нефа помещены изображения семьи Ярослава Мудрого. Композиционным центром комплекса мозаик и фресок является изображение Пантократора (Христа-Вседержителя) в главном куполе и Богоматери-Оранты — в центральной апсиде. Стиль мозаик и фресок близок к византийской столичной художественной школе. Значительный интерес представляют росписи светского характера в южной и северной башнях. Здесь показаны сцены княжеской охоты, ловли диких животных, развлечения во время празднеств. От древнерусского декоративного оформления собора в отдельных местах сохранились участки многоцветного мозаичного пола, парапетные плиты из шифера, покрытые резным орнаментом, многочисленные резные мраморные детали, княжеские саркофаги. В 1240 г. хан Батый опустошил и ограбил собор. В XVI в. он находился в запустении. В первой половине XVII в. собор частично отстраивается (архит. О. Манчини). В декоре собора появляются ренессансные мотивы. После опустошения и разорения в 1240 г. собор вплоть до начала XVII в. находился в запустении. В конце XVII — середине XVIII вв. в результате перестроек собор приобретает формы украинского барокко (надстраиваются 6 новых куполов, устраиваются скатные крыши, фасады здания оформляются фронтонами и лепными украшениями, верхи всех куполов надстраиваются и приобретают барочную форму, сооружается барочный иконостас). В середине XIX в. собор капитально ремонтируется, укладываются чугунные полы, раскрывается от позднейших наслоений и записывается масляной живописью древняя фресковая роспись. В конце XIX в. к западному фасаду пристраивается нартекс. Собор, начиная с середины XIX в., исследовали Ф. И. Солнцев, П. Г. Лебединцев, Д. В. Милеев, И. В. Моргилевский, М. К. Каргер, Н. И. Брунов, Ю. С. Асеев, Н. И. Кресальный, В. П. Волков, Б. П. Волков, Г. И. Говденко и др. Над изучением и реставрацией фресковых росписей и мозаик работали А. В. Прахов, Д. В. Айналов, П. И. Юкин, Е. А. Домбровская, В. Н. Лазарев, В. И. Левицкая, Л. П. Калениченко, О. Ф. Плющ, Е. С. Мамолат, Г. Н. Логвин, И. Ф. Тоцкая, И. П. Дорофиенко и др. Собору посвящена большая научная и научно-популярная литература (около 1000 наименований). Софийский собор относится к шедеврам мировой архитектуры. Он имел исключительно большое значение для развития древнерусской архитектуры.

http://sobory.ru/article/?object=01028

Основная часть восстановительных работ Воскресенского храма с. Колычево, выполненных архитектором Иваном Канаевым, связана с интерьером храма, его внутренним убранством. Это проектирование трех иконостасов: одного главного и двух придельных, киотов, клиросов, хоров, крещальной купели, свечного ящика. Все орнаменты золоченой деревянной резьбы были детально прорисованы автором в натуральную величину. Часть проектных работ касались внешнего вида храма и территории. Это цветовое решение фасадов храма, кованые ворота и ограждения, некоторые постройки на территории храма. После большевистского разорения храма от его внутреннего убранства не осталось ничего, кроме небольшого облупившегося фрагмента поздней орнаментальной росписи арки в алтаре южного придела. Фотографий, графической информации об интерьере храма также не сохранилось. По имеющимся текстовым описаниям трудно представить его былой интерьер. Все внутри храма проектировалось и создавалось заново. Год постройки древней части Воскресенского храма - 1697, конец 17 века. Поэтому и воссозданный интерьер храма в основном соответствует стилю 17 века. Резное убранство храма выполнялось на основе образцов резьбы 17 века. Среди современных росписей храма, выполненных разными художниками, особенно хочется отметить работу художника-иконописца Андрея Боярова. Им расписан интерьер четверика (центральной части храма), в настоящее время он занят росписью притвора. Его роспись также соответствует стилю храмовых росписей 17 века и гармонично сочетается с резным декором иконостасов, киотов и др. Храм снаружи и внутри в основном смотрится как единое произведение в стиле одного времени, при этом даже не сразу бросается в глаза стилистическое несоответствие икон в главном иконостасе и некоторые другие огрехи. Специалисты знают, как непросто и даже невозможно бывает привести все к единому стилю, когда работы вынужденно выполняются разными мастерами, каждый из которых привык работать по-своему. Но несмотря на имеющиеся недостатки, работу в целом все же следует считать удачной.

http://sobory.ru/article/?object=02599

Прот. Михаил Семенюк. Ялта. 1966 г. Когда я поступила в институт, нам преподавала немецкий Евгения Пресман. Она всегда задавала большое количество переводов. А дедушка был уже за штатом, жил в Керчи. Я собирала с двух групп 50 работ, тащила к дедушке в Керчь и потом привозила обратно в Симферополь. Преподавательница читает, а перевод-то сделан литературно! И она все недоумевала: «Кто вам это переводит?!» Потом, конечно, она узнала и сама обращалась к дедушке за помощью. Когда нам было тяжело материально, дедушка занимался переводами также на французский и английский. Еще он очень любил рисовать. Дедушка рисовал для моих одноклассников. Они приходили к нам домой с альбомами и просили: «Дедушка Миша, нарисуйте нам, пожалуйста!» Дедушка расписал иконостас ялтинского собора (его роспись очень высоко оценил владыка Лука), вырезал рамы для икон. Я не помню дедушку без дела: он все мог смастерить своими руками. – А кем дедушка был рукоположен? – Митрополитом Варшавским Дионисием. И сразу, молодым, направлен в Варшавскую миссию. Когда Галицию присоединили к Советскому Союзу, его арестовали. Он попал в лагерь. Это от меня скрывали тщательно. Там он познакомился с архиепископом Лукой, и началась их дружба, которая продолжилась в Крыму. При большой твердости в вере и несгибаемости в главном, дедушка был легким человеком: вспыльчивым, но отходчивым. Любил всякие проекты, компании, беседы. Они могли часами разговаривать с владыкой Лукой. Оба прекрасно знали библейскую историю. А дедушка к тому же владел древнееврейским языком, и раввин Симферополя приезжал к нему брать уроки, по рекомендации владыки Луки. Отношение с инославными и иноверцами – Как владыка Лука и Ваш дедушка относились к инославным и иноверцам? – Вы знаете, я обязательно хочу об этом сказать. Они считали, что вера – это состояние души, образ жизни, и уважительно относились к любой вере. Они не употребляли слова «иноверцы». Дедушка вообще этого слова не признавал: «Не может быть иноверца. Бог един. Это разные формы верований, которые придумали люди. Люди так верят, и мы должны уважать их выбор». Если люди верят в Бога, это уже прекрасно.

http://pravmir.ru/pod-senyu-yaltinskogo-...

Невысокий широкий барабан храма словно растворен в ступенчатой композиции и поглощен огромным вытянутым шлемовидным куполом с перехватом у основания. Был установлен лишь один крест - на главном куполе, с полумесяцем и крупным яблоком в основании. При богатстве объемных форм фасадный декор был представлен лишь аркатурным поясом на барабане в основании купола и поясами дентикул на карнизах. На месте традиционного главного входа в храм, в центре западного фасада, был размещен лишь оформленный скромным порталом вход в нижний храм; притворы, ведущие в верхний храм, располагались по сторонам трапезной. Высокие стрелы сводов, выполненные из железобетона, придавали выразительность интерьеру храма, вытянутому по вертикали. Зап. трапециевидные пристройки служили притворами-сенями. Алтарная часть занимала вост. группу из 3 конх. В вост. конхах сев. и юж. групп размещались округлые клиросы. По диагонали, в трапециевидных в плане пристройках между алтарем и клиросами, должны были находиться б-ка и читальня. В структуру этих пристроек были также включены небольшие треугольные в плане исповедальни с отдельными входами с клиросов и из алтаря. Внутреннее убранство предполагалось выполнить в традиц. формах, с 3-ярусным иконостасом. Система конх и полукуполов, расположенных ярусами, восходит к романским храмам (центрическим, а также крестово-купольным базиликам с венцом капелл), в интерьере можно предположить влияние внутреннего пространства к-польского собора Св. Софии (532-537). Но более всего центрическая композиция с безусловным доминированием купольного объема, окруженного апсидами-капеллами, близка к концепциям и проектам мастеров итал. Проторенессанса и Ренессанса (эскизы центрических храмов Леонардо да Винчи). Чередование апсид и пилонов вызывает также более отдаленные ассоциации с композициями алтарных частей готических соборов (в Иоанновском соборе подобная композиция «замкнута» до центричности); в таком случае звонницы и переходы с башнями, примыкающими к пилонам, уподобляются аркбутанам.

http://pravenc.ru/text/577912.html

207 Ханлозер подразделял эмали на три разновременные группы (Pala d " Oro/Ed. H.Hahnloser. Venice, 1965), однако Демус, Дир и Фрэзер аргументировали одновременность эмалей в нижней части Pala d " Oro: Demus О. Zur Pala d " Oro//JÖBG. 1967. Bd. 16. S. 263–279; Deer J. Die Pala d " Oro in neuer Sicht//BZ. 1969. Bd. 62. S. 309–344; Frazer M.E. The Pala d " Oro and the Cult of St. Mark in Venice//JÖB. 1982. Bd. 32/5. P. 272. 208 Возможные реконструкции оригинальной программы, см.: Polacco R. Una nuova lettura della Pala d " oro//La Pala d " Ora. a cura di H.Hahnloser e R. Polacco. Venezia, 1994. P. 113–148. 211 Les «Mémoires» du Grand Ecclesiarque de l " Eglise de Constantinople. Sylvestre Syropoulos sur le Concile de Florence (1438/39)/Ed. V. Laurent. Rome. 1971. Nos. 222–225. 628–629. 213 Согласно теории ряда исследователей (Hahnloser H.R. La decorazione della parte superiore. l " opera del Bonesegna, 1343–1345. e l " iconostesi del secolo XII//II Tesoro di San Marco. P. 94: Bettini S. Op. cit. P. 54–55; Epstein A.W. The Middle Byzantine Sanetuary Barrier: Templon or Iconostasis?//Journal of the British Archeological Association. 1981. Vol. CXXXIV. P. 5), эмали верхнего ряда первоначально украшали мраморный темплон одной из церквей монастыря Пантократора. На наш взгляд, это сомнительно с точки зрения размеров, сочетания техник и иконографии. Более вероятно, что эмали украшали большой антепендиум, возможно, находившийся при главном престоле в церкви Пантократора. Это хорошо объясняет дальнейшее использования эмалей именно в декорации другого византийского антепендиума. также сделанного из золота и эмалей. Кроме того, в тексте Сильвестра Сиропулоса эмали верхнего добавленного ряда никак специально не отмечены, дискуссия о происхождении относится скорее ко всему предмету, названному в тексте «священным темплоном» при всем очевидном несходстве с архитравом алтарной преграды. 214 Антепендиум подробно описан в Хронике Льва из Остии XII в.: Bloch Н. Monte Cassino in the Middle Ages. Harvard. 1986. Vol. I. P. 65–69 (приводятся и анализируются все источники).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

     Во многих лечебных учреждениях Петербурга есть храмы и часовни. Только роль их различна: от скромного помещенияв дальнем уголке, открываемого по определенным часам, до настоящего духовного центра, где находят поддержку и пациенты, и их родственники, и медперсонал. В числе таких центров — приход храма святой Марии Магдалины в одноименной детской больнице 2 на Васильевском острове. Беднякам Васильевского острова История этой больницы и находящегося на её территории храма связана с именем вдовствующей императрицы Марии Феодоровны, известной благотворительницы. Её стараниями были собраны средства для покупки у известного купца и промышленника Ивана Кусова особняка, выполненного по проекту итальянского архитектора Луиджи Руска. Особняк переоборудовали в больницу для бедных жителей Васильевского острова(отдельных детских больниц тогда не было). Лечебное учреждение освятили и запустили в 1829 году.      К сожалению, императрица не дожила до этого события несколько месяцев. В честь её небесной покровительницы святойравноапостольной Марии Магдалины освятили храм, который был открыт одновременно с больницей. А потом и сама больница стала носить имя этой святой. — С самого начала здесь был храм, — рассказывает главный врач детской больницы 2 Марии Магдалины Автандил Микава. — Он находился в главном здании, над ним до революции располагался крест с куполом, дававший понять, что в этих стенах протекает церковная жизнь. Единственное, что было не очень удобно для прихожан — в храм надо было проходить через коридор больницы. Службы и служение Сегодня это неудобство устранено. Современный храм святой Марии Магдалины освятили десять лет назад, переоборудовав под него помещение бывшей котельной. Храм расположен прямо у главных ворот детской больницы 2. С одной стороны, он находится в больничной ограде, с другой, имеет отдельный вход с улицы, что позволяет прихожанам, среди которых немало жителей прилежащих домов, не нарушать покой пациентов. Помещение храма небольшое, но очень уютное, с красивым резным иконостасом и настоящими хорами (регентует в храме детский врач-психолог больницы Павел Мамаев). Литургия здесь служится каждый день. Закрывается храм поздно. Причина проста: здесь всегда ждут тех, кому требуется духовное утешение. И в первую очередь родителей попавших в больницу детей.

http://pravoslavie.ru/102798.html

Не став необходимой принадлежностью всех церквей, священные изображения, как кажется, стали у нас если не необходимой, то весьма желаемой принадлежностью церквей каменных. После первоначального, более или менее продолжительного периода разнообразного произвола, должен был настать в способе украшения церквей священными изображениями или живописью некоторый определённый порядок, т. е. должны были до некоторой степени установиться обычаи и правила, что именно где писать. Со всей вероятностью следует думать, и отчасти имеем положительные основания предполагать, что в то время как мы приняли от Греков христианство, этот порядок, вполне или не вполне сложившийся, был уже у них наблюдаем. Так как памятников живописи до-монгольского периода сохранилось слишком недостаточное количество, то мы не можем сказать о порядке многого определённого. Но отчасти на основании сохранившихся памятников, отчасти позволяя себе заключения от последующего времени, мы получим следующее общее: во-первых, были места в церквах, на которых было принято писать только известные священные изображения (а не какие-нибудь другие); во-вторых, после этих мест, на которых долженствовали быть писаны именно известные изображения, вся площадь церквей разделялась на две половины и каждой половине была усвоена своя особая категория или группа священных изображений. Что касается до мест, на которых были писаны известные, усвоенные им, священные изображения, то таких мест мы пока знаем два: столбы алтарной арки или передние подкупольные и потом купол – в церквах однокупольных единственный, а в церквах многокупольных главный. На столбах алтарной арки, теперь закрытой иконостасом, было изображаемо Благовещение, именно – таким образом, что на одном столбе изображалась Божья Матерь, на другом Архангел Гавриил 446 . (Быв взято с закрытых теперь столбов, оно изображается у нас в настоящее время в верхних клеймах царских дверей). В куполе церквей однокупольных единственном, а многокупольных главном был изображаем Спаситель с ангелами, пророками и евангелистами; именно – в самом верху или лбу Спаситель в радужном круге, одной рукой благословляющий, а в другой держащий евангелие; по сторонам Его и под Ним на сгибах верха к тамбуру или шее, если позволяло место, смотря по величине купола, ангелы, в тамбуре или шее между окнами – пророки; в четырёх каморах или абсидах, иначе парусах купола – евангелисты 447 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Образ Спасителя, подле Царских врат в главном иконостасе Софийского собора. Список с образа, написанного по откровению греческим императором Мануилом. Образ Софии Премудрости Божией, в главном иконостасе Софийского собора, прославленный чудотворением в 1542 году. Образ Спасителя, на стене пред церковию святителя Иоанна, архиепископа, что в Архиерейском доме. От сего образа в 1179 году был чудный глас святому Иоанну архиепископу, касательно защищения Новограда от суздальцев. Образ Спасителя, из сгоревшей Спасской, что на валу, церкви, перенесенный в церковь святого пророка Илии. Образ Спасителя в часовне, что на южной стороне крепостной стены. Образ Сошествия Святаго Духа, в главном иконостасе девичьего Свято-Духовского монастыря, прославившийся чудотворениями в 1560(?) году. Чудный Крест. В часовне на Волховском мосту. Образ Знамения Божией Матери, в главном иконостасе Знаменского собора, явивший свою чудотворную силу в отражении от Новгорода суздальцев в 1169 году. Образ Тихвинской Божией Матери, в кладбищенской церкви, что на Красном Поле. Образ Умиления Божией Матери, в главном иконостасе градской Троицкой церкви. Образ Владимирской Божией Матери, в часовне на Торговой стороне. Образ святого Симеона Богоприимца, в Зверином монастыре, прославившийся исцелениями во время моровых поветрий. Образ святителя Николая Чудотворца, в главном иконостасе Никольского Дворищенского собора, чудесно обретенный и прославившийся исцелением Новгородского князя Мстислава Владимирыча в 1113 году. Образ св. Николая Чудотворца, в часовне, что на восточной стороне крепостной стены. Образ святых исповедников Гурия, Самона и Авива, в приделе во имя сих святых при Софийском соборе, известен по чудотворению 1410 года. Моление преподобного Варлаама Хутынского (Новгородское сказание) В обители славной Пречистого Спаса, где близ Новограда святой Варлаам воздвигнул издревле часовню и храм – о дивном виденье молва пронеслася. В полночную пору старик пономарь, войдя за церковной потребой в алтарь,

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010