Здание в 1902 году было заново отремонтировано. Школа существовала до 1918 года и была закрыта в первые годы Советской власти, согласно декрету " Об отделении церкви от государства и школы от церкви " (23.01.1918 г.), а помещение экспроприировано. В 1895 году окончен производившийся с апреля 1894 года капитальный ремонт храма по утвержденному проекту, выполненному епархиальным архитектором Б. Цинке при участии тюменского городского архитектора А. Пермякова. Проект был утвержден епархиальным начальством и Тобольским Губернским Правлением с преобладанием элементов русско-византийского стиля. Перестроены главный купол и колокольня, перед входом устроена небольшая каменная паперть без навеса. В главном приделе установлен новый иконостас в стиле эпохи Возрождения (Ренессанса); обновлен каменный пол и украшены живописью стены. В главном храме сделаны три арки: на западной стороне - во всю ширину его на высоте 1 сажень 2 аршина, а также устроены широкие хоры, окруженные деревянными перилами. В подвале помещен калорифер. В этом же году 12 ноября состоялось освящение Покровского обновленного храма, переименованного в Пророко-Ильинский, согласно первоначальному его наименованию. Само освящение происходило с большим размахом. Еще накануне вечером храм был освещен множеством электрических огней (более 2,5 тысяч лампочек, размещавшихся на колокольне, куполе и у входа в храм). Этим чудным освещением и внутренним благолепием попечитель храма Иван Иванович Игнатов и другие жертвователи создали всем участвовавшим в торжестве по случаю освящения придельного храма большую радость. Даже архипастырем Агафангелом (Преображенским) было отмечено, что Ильинский храм своей внутренней отделкой напоминает некоторые столичные. 3 марта 1910 года в храме прихожане прощались с протоиереем и настоятелем Дмитрием Андреевичем Космаковым, прослужившим в сане священника 60 лет, из которых 58 - в Ильинском приходе (с 23 августа 1891 года в сане протоиерея). Помимо пастырской деятельности, он активно участвовал на поприще просветительской деятельности. Более двух десятилетий занимал должность законоучителя Тюменского Уездного училища, а с 1881 года определился в приходскую школу деревни Букино, где преподавал Закон Божий в течение 29 лет. С 1885 по 1900 годы являлся благочинным церквей города. В 2 часа дня при большом скоплении молящихся тело почившего Д.А. Космакова было похоронено на территории храма. В 90-х годах XX века, по воспоминаниям рабочих, когда производились ремонтные работы на территории водочного завода, случайно наткнулись на гроб, который затем вскрыли. В гробу, в голубом бархате, находились человеческие останки и серебряные украшения, наподобие рюмочек. Как утверждают рабочие, им часто приходилось находить человеческие косточки, и не удивительно, ведь на территории храма хоронили священнослужителей.

http://sobory.ru/article/?object=03057

Крест на церкви железный, четырёхконечный, вызолоченный. Дверей три, паперть с одной стороны. Колокольня формы четырёхугольной, в три яруса, в нижнем на углах по четыре колонки полукруглые, во втором ярусе по две колонки полукруглых и две гладких, а в третьем ярусе на углах по три колонки полукруглых, кроме того, колокольня украшена карнизами, отливами и зубцами. Колоколов шесть, два больших отлиты в настоящем (XIX в.) столетии, а четыре — древние. Стены внутри окрашены масляною розовою краской, не расписаны... Иконостас деревянный, старого устройства, тело его белое, есть местами резьба золочёная, Царские двери из двух створок, с резьбой. В главном иконостасе все иконы были старого письма и кроме образа Спасителя не были поновляемы. В иконостасе же придельного алтаря в тёплой церкви все иконы относились к концу XIX в. Престол в главном алтаре был деревянный с кипарисовой верхней доской. Солея обыкновенная, деревянная, на две ступени выше. Амвон обыкновенный, деревянный. Оба клироса полукруглые, белые, без украшений. Пол везде деревянный». С расцветом ярмарочной торговли и ростом города к середине XIX в. резко увеличился приход Рождество-Богородицкого храма. В начале XIX в. в Пушкарской слободе насчитывалось 100 домов с живущими в них 304 мужчинами и 328 женщинами. В 1856 году, в период наивысшего расцвета лебедянских ярмарок, прихожан было 649 мужчин и 779 жен­щин. Но постепенно значение ярмарок падает, а количество прихожан уменьшается, и в 1889 году в приходе насчитывалось 140 дворов, мужчин 374, женщин 412. Прихожане Пушкарской слободы каждое трёхлетие выбирали из своей среды церковного старосту, который брал на себя заботу по благоукрашению храма за счёт собственных средств и со­бранных пожертвований. В 1872 году эту должность исполнял отставной поручик Иванов, в 1886-1889 годах — губернский секретарь Владимир Александрович Кузьмин, в 1915 году — лебедянский купец Митрофан Алексеевич Попов. При Рождество-Богородицкой церкви школа была открыта в 1896 году, а в следующем году для неё и церковной сторожки выстроено близ церкви кирпичное одноэтажное здание длиной 10, шириной 8, высотой 3 аршин, в котором было 7 окон, 1 дверь и голландская печь.

http://sobory.ru/article/?object=07944

Так относятся к России живущие в западных губерниях римско-католики. Униатское духовенство также участвует в подобном преступном направлении умов. Будучи несколько враждебно к римлянам под польским владычеством, теперь оно более соединилось с ними взаимною пользою. Получая первоначальное воспитание в римских и базилианских училищах, будучи соединено с римлянами в главном учебном заведении (Виленской Главной семинарии), руководствуясь одними законами, одними учебными сочинениями, униатское духовенство напоено такими же правилами и такими предрассудками, как и римское. Завися в получении приходов от помещиков-католиков, получая от совместного богослужения значительные доходы по римскому исповеданию, к которому принадлежит большая часть помещиков; занимая при римских костелах многие должности в звании викариев, комендариев, алтаристов и капелланов, считая венцом своего честолюбия видеть детей своих в числе могущественного в западной России латинского духовенства, будучи обязано римлянам своим уважением и довольством, униатское духовенство как бы необходимо участвует в одних и тех же мнениях, в одном и том же умонаправлении. Можно сказать более: униатское духовенство скорее должно считать низшим разрядом римского, нежели самостоятельным сословием. Оно имеет ту же самую одежду, те же наружные знаки отличия; оно служит в одних церквах, на одних алтарях и в тех же священных облачениях; оно ввело, вместо греческих обрядов, большую часть римских, вместо внятного для народа богослужения – тихие мши; вместо громогласного пения – органы; иконостасов также не находится в большей части церквей. Даже употребляемый при ежедневном богослужении славянский язык ежедневно искажается и неохотно употребляется, многие же добиваются чести заменить его латинским языком при богослужении, а в поучениях к народу и в обучении его молитвам стали употреблять польский язык. Осталось почти единственное различие между католическим и униатским духовенством в том, что последнее женато, но и это не препятствует некоторым из духовных лиц жить в латинстве неразлучно с своими супругами.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

12 . Духовное и гражданское начальство, в случае предположения о перестройке и постройке церквей в крепостях и форштадтах их обязаны предварительно сообщать проектные чертежи Инженерному Департаменту для рассмотрения оных и представления на дальнейшее утверждение. (Уст. стр. ст. 217). Примечание к ст. 217. Инженерный Департамент упразднен, a подлежащие его заведыванию дела сосредоточены в главном инженерном управлении. (По прод. 1886 г.). 13 . При составлении проектов на построение православных церквей, преимущественно и по возможности должен быть сохраняем вкус древнего византийского зодчества. (Там же ст. 218). Примечание к ст. 218. Для сего могут с пользою быть принимаемы в соображение чертежи, составленные на построение православных церквей профессором архитектуры Константином Тоном. Означенные чертежи Тона при указе Св. Синода 22 декабря 1839 г. присланы во все архиерейские дома и в кафедральные соборы. По определению же Св. Синода 13–31 декабря 1885 г., в 1887 г. разослан атлас, изданный Св. Синодом, в потребном количестве экземпляров, епархиальным преосвященным для руководства, при постройке церквей. Ст. 219 заменена правилами, изложенными в статьях 206 и 209, §§ 3 и 7. 14 . Губернаторы должны стараться, чтобы для построения новых церквей были назначаемы и отводимы места самые приличные и удобные. Если оно предполагается в городе на таком месте, где по плану города церкви не назначено, то изменение в сем отношении плана города утверждается порядком ниже в ст. 298 105 , а в местностях, где не введено в действие Городовое Положение 1870 г. – порядком, указанным ниже в ст. 299. (Уст. строит. ст. 220). Примечание. При возведении церквей в городах следует наблюдать, чтобы они находились от соседней межи в расстоянии двадцати, или в случае затруднения, по крайней мере в десяти сажен. Правило это не распространяется на дома устраиваемые на церковном погосте и на другие церковные постройки, кои по ближайшему соображению духовного и строительного начальств, могут быть дозволяемы и ближе означенного расстояния от церквей. Относительно существующих в городах церквей имеющих тесные погосты, следует наблюдать, чтобы никакие мирские постройки небыли вновь возводимы ближе пяти сажень к зданию церкви. В сем случае, принадлежащее соседним владельцам место, или часть оного, если они не согласятся уступить духовному ведомству безвозмездно, отбирается от них на основании общих правил о вознаграждении за имущество, отходящие из частного владения по распоряжению правительства. (Зак. Гражд. ст. 575 и след.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Манеже открывается персональная выставка Василия Нестеренко Москва, 16 января 2004 г. 17 января 2004 года в Москве в Большом Манеже откроется персональная выставка заслуженного художника Российской Федерации, члена–корреспондента Российской академии художеств Василия Игоревича Нестеренко. За всю историю Большого Манежа только четыре художника были удостоены чести персональной выставки в главном выставочном зале России. Масштабы нового проекта поразят воображение неискушенного зрителя и вызовут интерес профессионалов. На суд зрителя будет выставлено реалистическое искусство, основанное на традициях отечественной школы - несколько сотен живописных и графических работ, выполненных в различных жанрах. Основу композиции составляют исторические и духовные полотна. Несомненно, привлекут внимание посетителей выставки, репродукции фрагментов росписи храмов Христа Спасителя и Успенского собора в Дмитрове в натуральную величину, 12 х 17 метров. Сами оригиналы расположены на очень большой высоте, под сводами храмов, и увидеть их так близко будет возможно только во время предстоящей выставки. Выставка призвана служить своего рода отчетом художника «перед Богом и людьми». Основной герой его произведений – мир, человек, его духовная жизнь, радость от созерцания божественного творения. В.И. Нестеренко – автор многочисленных персональных выставок в России и за рубежом, среди них можно отметить выставки в Новом Манеже, Российской Академии художеств, Кремле, несколько выставок в Японии и США. Работы художника хорошо известны в России и за рубежом. Так, например, шестиметровый холст «Триумф Российского Флота» открывает композицию Центрального Музея Вооруженных Сил России, а портрет выдающейся певицы Ирины Архиповой находится в собрании Государственной Третьяковской галереи. В.И. Нестеренко внес большой вклад в воссоздание художественного убранства Храма Христа Спасителя. Его кисти принадлежат монументальные росписи «Воскресение Христово», «Св. Апостол и Евангелист Матфей», «Крещение Господне», «Вход Господень в Иерусалим», цикл Богородичных икон, пять картин на Евангельские сюжеты для Патриаршей Трапезной и плащаница. Работы художника можно увидеть и в музее Храма Христа Спасителя. Под руководством и при личном участии В.И. Нестеренко были созданы новые росписи в Успенском Кафедральном соборе в Дмитрове и иконостас в Храме Тысячелетия крещения Руси в Царицыно. Почти все перечисленные работы будут представлены в Большом Манеже. Приглашаем Вас посетить пресс-конференцию, посвященную открытию персональной выставки В.И. Нестеренко, которая состоится 17.01.2004 в 15.00 часов в Большом Манеже. Вход по журналистским удостоверениям. 16 января 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/8676.html

Антихристианский характер действий отряда М.Г. Никифоровой в Задонье подтверждается также и публикациями в местной донской прессе того времени. Так, в ростовской газете «Приазовский край» 54 за 24 мая (6 июня) 1918 г. на втором листе опубликованы заметки из записной книжки корреспондента Сергея Сватикова под заголовком «Среди догорающего пожара...» . С.Г. Сватиков совершил в мае 1918 г. поездку из Ростова-на-Дону в штаб Добровольческой армии, располагавшийся тогда в Задонье — в станице Мечетинской (рядом со станицей Кагальницкой — около 25 километров). В своей заметке он пишет: «Едем на лошадях в станицу Мечетинскую. Всходы — неважные, мало дождей было. Возница, старый казак, рассказывает о большевистских днях в окрестных станицах. Бранит иногородних: землю казачью переделить хотели, над религией издевались, казаков хотели в рабов превратить». Священник второй кагальницкой Покровской церкви о. Аристарх Григорьевский, переживший налёт отряда «Маруси» на станицу в апреле 1918 г., так описывает в «Опросном листе причта Константино-Еленинской (Покровской) церкви Кагальницкой станицы от 21 мая 1919 г.» расправу над иереем Валерианом Ефремовым и его сыном Борисом: «Во время второго вторжения в станицу большевиков 21 апреля 1918 г. ими зверски расстреляны священник Димитриевской церкви этой станицы Валериан Ефремов с сыном Борисом 15 л[ет]. При встрече на улице станицы со священником Ефремовым большевик воскликнул: — А! — поп! поп! — они только говорят – Господи помилуй, а сами на колокольнях ставят пулемёты — бей его!” И расстреляли вместе с сыном, который защищал отца». Естественно, что ни на каких «колокольнях ставить пулемёты» о. Валериан Ефремов не мог, так как в станице Кагальницкой, где он служил с августа 1917 г., боевые действия не велись до мая 1918 г. Кроме того, о. Аристарх Григорьевский свидетельствует о тех кощунствах и глумлениях над христианской верой, которые совершались в церкви нападавшими на Кагальницкую в апреле 1918 г.: «Во время 2-го вторжения большевиков 21 апреля 1918 г. они сожгли Покровский кирпичный храм, и сожгли с имуществом и архивом, и от пожара остались целы только окна, стены храма и колокола. В это же время они сожгли и Димитриевский храм этой же станицы, от которого остался только фундамент. Во время первого вступления большевиков в станицу 15 апреля 1918 г. они в Покровском храме взломали замки, похитили церковные суммы и церковные свечи 7 п[удов]. Производили выстрелы в иконы иконостаса, а Св[ятые] Дары, облачения и сосуды разбросали по полу в алтарях, а в главном алтаре на полу были брошены бутылки от церковного вина, которое они попили, и куски колбасы и коробки от консервов».

http://pravoslavie.ru/153349.html

Каменное здание имело прямоугольную в плане форму (9,1×7,7 м), с двухскатной крышей. Общая высота (с крестом) — около 13 м. Главный фасад был симметричный, акцентированный перспективным порталом полуциркульного завершения. Боковые фасады были симметричные, акцентированные перспективными оконными прорезами (1+1) полуциркульного завершения. Вертикальное членение всех фасадов подчеркивалось пилястрами, горизонтальное — четко выраженным цокольным выступлением, тягами, аркатурним поясом, который и венчает массивным профилированным карнизом. Материал — тесанный инкермановский камень-известняк. Крыша деревянная, стропильной системы. Покрытие металлическое. На главном фасаде была укреплена мемориальная доска: «Построенная в 1868–1869 годах по всемилостивому благословению государыни Императрицы Марии Александровны и по велению Государя Императора Александра Николаевича над местом погребения воинов Крымской армии, павших за веру, царя и родину в 1854–1855 годах». Внутри помещения было оштукатуренное, а главная восточная стена расписана фресками. В 1901 году был установлен дубовый иконостас и престол с иконами на цинке (работа художественной мастерской общества Постникова в Москве). Позже, в 1887 году, освятили ступенчатую пирамиду из диорита, увенчанную крестом. Этот памятник первым в Симферополе строился по «народной подписке», то есть каждый мог пожертвовать на благое дело посильную лепту в зависимости от благосостояния и желания. На памятнике сделали надпись: «От граждан Симферополя на месте погребения воинов Крымской армии». В конце XIX века территория кладбища была благоустроена и озеленена. Ежегодно в Троицкую субботу совершалась торжественная панихида, воинский почетный караул отдавал почести павшим. Эта традиция угасла после установления советской власти. Братское кладбище, самое большое воинское захоронение в городе, ожидала печальная участь: в 30-е годы разрушили часовню, без должного ухода могилы разрушились, поросли травой. После Великой Отечественной войны здесь устроили мотодром, часть кладбища застроили жилыми домами.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Марии_...

Царские врата в главном иконостасе решетчатые, с четырьмя тонкими колоннами и антаблементом в центре. Они увенчаны овальной иконой Благовещения, обрамленной гирляндами. Две пары малых овальных икон на створах содержат изображения евангелистов. Пристолпные киоты в трапезной по времени и стилю близки главному иконостасу. Два придельных иконостаса в трапезной изготовлены в сер. 19 в. Они одноярусные, в пять прясел по фасаду, с заворотами вдоль прохода в храм, с надставными иконами над царскими вратами и прилегающими пряслами. Стиль иконостасов эклектичен, с читаемыми элементами псевдобарокко и псевдорококо. Иконостасы оформлены витыми колоннами и антаблементами с резным декором во фризах. Орнамент на тумбах – венок с сетчатым заполнением или венок с крестом внутри. Царские врата содержат круглые образа Благовещения и Евангелистов, обрамленные травным орнаментом коврового типа. Киоты надставных икон имеют изогнутые очертания, их навершия обвиты орнаментом рокайльного типа. Ворота в наивно трактованных формах классицизма типичны для подобных сооружений области. Они имеют симметричную трехчастную ступенчатую композицию. Над центральной аркой проезда возвышается ступенчатый аттик с маленькой главкой на цилиндрическом барабане, а по сторонам расположены более низкие и меньшие по размеру арки калиток, прорезающие отрезки стен. Полуциркульные перемычки арок подчеркнуты массивными профилированными архивольтами. Центральный проезд фланкирован парными полуколоннами, ранее завершавшимися маленькими односкатными кровельками, а стены по сторонам калиток обработаны крупным квадровым рустом. Со стороны двора, где вместо полуколонн использованы парные пилястры, все формы декора еще более огрублены. Сохранились металлические створки ворот, ажурный узор которых с использованием волютообразных завитков, типичен для стилистики ампира. Сторожка, сер. 19 в. Небольшая одноэтажная постройка без выраженных стилистических признаков. Прямоугольный в плане объем, вытянутый с востока на запад, завершен вальмовой кровлей.

http://sobory.ru/article/?object=04253

Как раз в пристройке сейчас располагается вход в храм. Входящий попадает в притвор, далее поворот налево - собственно сама пристройка, которую изнутри можно принять за большую трапезную, затем ещё один поворот налево - и, только развернувшись таким образом на 180 градусов, попадаешь в " настоящий " притвор исторической церкви. В нём снова придётся повернуться, чтобы попасть в главный храм. Такая сложная композиция, разумеется, не была предусмотрена зодчими. Интерьер пристройки прост - это обширное пространство, обильно освещённое благодаря большим арочным окнам. Проходя через арочный же проём в исторический храм, ощущаешь невероятный контраст " советского " помещения и старинного здания. Куда делся этот простор, это обилие света? Внутренний объём главного храма максимально компактен - скорее всего, заказчик церкви не предполагал в ней значительного числа молящихся. Интересно, что после низких потолков притворов собственно храм кажется поразительно высоким. Умом понимаешь, что строение-то невелико, не может быть в нём таких заоблачных потолков, но визуальный эффект от резких перепадов высот впечатляет. Южный Никольский и северный Владимирский приделы ещё меньше; их подглавные пространства ниже, более тесными выглядят арочные своды - чтобы пройти в них, высокому человеку нужно наклониться. Это изначальное решение неизменно сохранялось при всех перестройках храма; оно, безусловно, представляет интерес, хотя и, надо полагать, создаёт определённые неудобства для прихожан и священнослужителей. В целом интерьер Спасской церкви (без пристройки), даже несмотря на утраченное в ХХ веке убранство, имеет значительную ценность с точки зрения сохранившегося архитектурно-планировочного решения " домашнего " храма XVII века. Иконостасы в Спасской церкви - новые: в приделах поменьше - в два-три яруса, в главном храме - пятиярусный. Белёные стены могут показаться последствиями недавнего ремонта - отчасти это так и есть, стенопись храма утрачена; однако нельзя не отметить, что росписи здесь появились только в начале ХХ века, так что сейчас мы видим, так сказать, интерьеры, приближённые к оригинальным.

http://sobory.ru/article/?object=06459

Перестройка здания велась под руководством местных архитекторов Н. Шулаева и К. Турского с 1847 по 1890 год. Возведение пристроек значительно повлияло на композицию здания и создало некоторые несоответствия в деталях оформления старой (восточной) и новой (западной) части. Фасадам кубовидной западной части церкви придано крупное трехчастное членение посредством накладных килевидных арок и филенчатых лопаток. В фасадные схемы, трактованные в «русско-византийском» стиле, помещен штукатурно-лепной декор, свойственный архитектуре классицизма. При этом, хотя западная часть здания и диссонирует с более старой восточной частью, ей нельзя отказать в оправданной для масштаба города монументальности и качестве исполнения лепных деталей. Основная часть церкви все же не подверглась предполагавшейся в проекте глубокой реконструкции. Не считая главок на колокольне и куполе, получивших непременную для русско-византийского стиля луковичную форму, а также кокошников, храмовый объем сохранил прежний облик с типичными для архитектуры барокко декоративными деталями. Внутреннее пространство церкви расчленено на отдельные помещения, соединенные арочными проемами и дверями. В главном храме первого этажа уложен чугунный пол с рельефным рисунком. В остальных помещениях церкви полы деревянные. Помещения первого этажа в основном перекрыты лотковыми сводами с распалубками над окнами. На лотках свода и в простенках фонаря сохранились фрагменты церковной живописи. Характер внутреннего пространства второго этажа главного храма определяет сомкнутый свод, завершенный световым фонарем. Алтарная апсида перекрыта конхой с распалубками. Остальные помещения второго этажа имеют плоские перекрытия. Иконостасы и прочая церковная утварь выполнены в конце XX века. Здание Вознесенской церкви стоит на одной из самых высоких точек Екатеринбурга, так называемой Вознесенской горке, в квартале улиц К. Либкнехта (бывший Вознесенский пр.), Мамина-Сибиряка (бывшая Водочная), К. Цеткин (бывшая Вознесенский пер.) и Шевченко.

http://sobory.ru/article/?object=01226

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010