Перенесение мощей свт. Филиппа — событие не только в истории Русской Церкви, но и значительный государственный акт на рубеже 1640–1650-х гг. Алексей Михайлович принес покаяние от имени своего предка Ивана Грозного, виновного в смерти митр. Филиппа. Христианское покаяние царя показало смирение светской власти перед церковной, и это укрепило авторитет митр. Никона накануне избрания нового патриарха и позволило ему выступить со своей программой реформ (Макарий, митр. История Русской Церкви. Кн. 6. С. 366–369 наст. изд.; Полознев Д. Ф. Канонизация митрополита Филиппа в идейной борьбе за упрочение авторитета Церкви в середине XVII в.//Церковь, общество и государство в феодальной России. М., 1990. С. 283–293). Эта челобитная до настоящего времени не обнаружена (Гудзий Н. К. Комментарии//Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Архангельск, 1990. С. 248). Церковные нестроения (невежество паствы и духовенства, пережитки язычества, лень и недостойное поведение священнослужителей и др., см: Челобитная нижегородских священников (Чтения в ОИДР. 1902. Кн. 2. Отд. 4. С. 1–31) и «Память тиуну Манойлову» 1636 г. (ААЭ. СПб., 1836. Т. 3. 264) явились причиной возникновения на рубеже 1640–1650 гг. «кружка боголюбцев», или «ревнителей благочестия», среди приближенных к царю. Возглавлял реформистски настроенных членов этого кружка царский духовник протопоп Стефан Вонифатьев. В условиях, когда епископат во главе с патр. Иосифом не стремился к исправлению церковной жизни, «кружок боголюбцев» при поддержке царя взял на себя подготовку программы будущей церковной реформы. Первым шагом на этом поприще стала борьба за введение единогласия на Соборах 1649–1651 гг. (Латкин В. Материалы для истории земских Соборов XVII столетия (1619–1620, 1648–1649 и 1651 годов). СПб., 1884; Челобитная царю Алексею Михайловичу патриарха Иосифа и всего освященного Собора на благовещенского протопопа Стефана Нифантьева 1649 г.//Чтения в ОИДР. 1887. Кн. 3. Отд. 5. С. 79–80; Белокуров С. А. Деяние Московского церковного Собора 1649 года (Вопрос об единогласии в 1649–1651 гг.)//Чтения в ОИДР. 1894. Кн. 4. Отд. 3. С. 29–52; Преображенский А. Вопрос о единогласном пении в Русской Церкви XVII в.: Исторические сведения и письменные памятники. СПб., 1904; Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Сергиев Посад, 1909. Т. 1. С. 1–105; Румянцева В. С. Народное антицерковное движение в России в XVII веке. М., 1986. С. 31–42). Поиск подходящей кандидатуры для поставления в патриарха составил одну из главных забот «ревнителей благочестия». До настоящего времени недостаточно ясны мотивы отказа от патриаршества Стефана Вонифатьева. Окончательный же выбор в пользу митр. Никона был сделан лично царем Алексеем Михайловичем.

http://sedmitza.ru/lib/text/436203/

Наиболее определенный ответ о челобитной и о причинах события 11 февраля дает проф. Е.Е. Голубинский 19 . Основываясь на словах патриарха Иосифа на соборе об единогласии же, бывшем 9 февраля 1651 г., что он «третье се лето есть бием от свадник, терпя клеветныя раны» 20 , проф. Е.Е. Голубинский прямо и решительно заявляет, что причиной сцены 11 февраля 1649 г. был именно вопрос о единогласии. Настоящее деяние собора 1649 года вполне подтверждает это мнение. Между соборным деянием и челобитной собора на прот. Стефана теснейшая связь. Челобитная делает намёк на ход соборных рассуждений, показывает, что соборное заседание было слишком бурное. Прот. Стефан страстно желал введения в приходских церквах единогласия, и потому-то когда собор отвергнул его предложение, он и наговорил немало «бранных» слов, о которых мы знаем из челобитной собора на него. На найденном мною соборном деянии 1649 г. нет подписей прот. Стефана, Неронова и архим. Никона потому, что эти деятели были решительно против соборного приговора и стояли за единогласие 21 (быть может, на их стороне был кто-либо и ещё из тех лиц московского духовенства, отсутствие подписей которых на деянии отмечено мной ниже). Таким образом, деяние собора 1649 года, помимо той важности, какую оно имеет само по себе, как весьма важное и совершенно неизвестное постановление, для нас ценно ещё тем, что объясняет происхождение известной челобитной на протопопа Стефана Вонифатьева. Благодаря этому деянию для нас ясны причины появления и другого документа грамоты константинопольского патриарха от 16 августа 1650 года. В изложении причин, вызвавших ее, наши исследователи опять не согласны. По мнению митрополита Макария патриарх Иосиф обратился к константинопольскому патриарху с вопросом о единогласии потому, что считал этот вопрос слишком важным и потому опасался решить этот вопрос сам. Настоящее деяние показывает, что такое решение этого вопроса ошибочно. Постановление собора, как видно из его последних слов («а сверх сего уложения и приговору, как царь изволит и повелит»), было представлено царю на утверждение, но очевидно им не было утверждено и осталось у него, без исполнения, чем и объясняется то обстоятельство, что мы не имеем никаких современных документов, относящихся к этому собору, подобных тем, какие мы имеем о соборе 1651 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Преподобные Иов и Амфилохий Почаевские с Почаевской иконой Божией Матери с видом Лавры. Икона. Нач. XXI в. (Почаевская лавра) Преподобные Иов и Амфилохий Почаевские с Почаевской иконой Божией Матери с видом Лавры. Икона. Нач. XXI в. (Почаевская лавра) В 1649 г. владельцы соседних с Почаевом селений Ф. Грицкович-Домашевский и Е. Домашевская передали Почаевскому мон-рю 16,5 тыс. польск. злотых, о чем сохранилась запись в кременецких гродских книгах от 20 мая 1649 г. (Три подлинные завещания дворян Феодора и Евы Домашевских Почаевскому мон-рю от 1649 г., 1659 г. и 1665 г.//Волынские ЕВ. 1895. 17. С. 572-578). По сообщению сб. «Гора Почаевская...», Домашевские построили над отпечатком стопы Божией Матери храм во имя Св. Троицы с приделами Благовещения и св. Феодора. Строительство закончилось не позднее 1650 г., т. к. церковь была освящена по благословению Луцкого еп. Афанасия (Пузыны; 1632-1650). Известны и др. вклады в Почаевский мон-рь в игуменство И.: в 1627 г. Маруша Окорская вложила 10 злотых, в 1630 г. Лаврентий Древинский пожертвовал 10 коп литов. грошей, Екатерина Ледоховская - 100 злотых, в 1631 г. Адам Урсул-Рудецкий - 50 злотых, в 1633 г. Григорий Ледоховский - 150 злотых, в 1635 г. Екатерина Трокевичева - 100 злотых, в 1638 г. Иван Хренницкий - 100 злотых, в 1640 г. Стефан и Анна Ушако-Куликовские - 100 злотых, в 1646 г. Александр Еловицкий - 30 злотых, в 1647 г. Феодора Карачевская - 60 злотых, в 1649 г. Кристина Зободлевская - 100 злотых. Не позднее 1650 г. был заново отстроен скит неподалеку от Почаевского мон-ря, в урочище Скитец (близ совр. с. Борщовка), в скиту возвели ц. в честь Сошествия Св. Духа на апостолов (скит был основан, по преданию, в XIII-XIV вв., часть иноков скита в 1597 перешла в новосозданный Почаевский мон-рь). В кон. XIX - нач. XX в. с именем И. связывали начало книгопечатания в Почаевском мон-ре. По благословению Волынского и Житомирского архиеп. Антония (Храповицкого) в 1903 г. при Почаевской лавре было образовано Типографское братство им.

http://pravenc.ru/text/578150.html

—195— Свирьской чюдотворець, икона святая Пятница, медью обложена, пядница ж; икона на лазори. пядница ж, чюдо великого Христова мученика Георгиа, да старая икона на лазори ж Козма и Дамиан, да шестодневец старой, на одной иконе весь, на золоте. Да в олтаре две иконы Пречистые, на (об. 22) золоте, пядници ж. Двери царьскые, и столбци и сень старая рез. Благовещение и еваггелисты и на столбцех святители и диакони писано на гладком золоте. Ссосуды священные: потирь и дискосные блюдца и дароносные серебреные. В трапезе деисус над налоем шесть икон Денисьева письма, а седмая икона Спасов образ не его письма. Да по стенам три иконы на золоте: Спас Недреманное око, да две Пречистые, да икона на лазори Спас Нерукотворенной. (об. 23) В церкви под колоколы икон: деисус пять икон болших, на золоте, того ж деисуса, что четыре иконы в старом приделе, письма Денисьева ж. Икона местная болшая Пречистая Одигитриа, на золоте, письмо Денисьево ж. Икона местная ж Пречистые успение, на гладком золоте, письмо Денисьевых детеи и учеников его. Икона болшая ж, на золоте, а на ней писаны преподобные. На тябле икон на золоте пядниц: икона образ Спасов да Пречистая Одигитриа Денисьева письма, икона Спас седячей, икона Алеξей чюдотворец, икона Покров святыя Богородици, икона страстотерпци Христовы Дмитрий да Егорий, икона (л. 24) Артемей Великий да Мина – те три иконы Денисьева ж письма; икона стара Алеξей чюдотворец, икона Василий Парийский, да у него венец сканной, да в венце два камышка червеци да жемчюг, да у него ж гривна серебрена, да у той же иконы пелена отласна. Икона в киоте Пречистая Одигитриа, обложена медью, в венце у Пречистые шесть каменей, а у Младенца в венце два камени, да у Пречистые ж пять гривен, а у Младенца пять же гривен, письмо Денисьево, а крыльца на гладком золоте, писаны на них ликы святых, а одно крылцо горело. А около Пречистые на том же киоте резаны образы святых на кости: деисус и пророци и праздники. Икона на левой стороне Спас седячей, пядница, на золоте ж, с пеленою, да у него ж гривна серебрена, да на (об. 24) налое икона Пречистые Богородици Владимерская, обложена медью. Двери царьскые и сень и столбци на гладком золоте, письмо (зачеркнуто: Денисьевых детей и учеников его и другою рукой приписано): Паисеино. За престолом икона Пречистые Богородици, на золоте, пядница. На северскых дверех благоразумный разбойник писан на красках. Священные сосуды: потирь и дискосные блюдца и дароносные серебрены.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По правую сторону царских врат: икона Спасителя, икона св. Благоверного князя Владимира, икона преподобного Андрея Критского и св. пророка Осии. По левую сторону царских врат: икона Божией Матери, икона св. Архангела Гавриила, в алтарной двери икона преподобного Мардария Печерского. Иконы во втором ярусе, над царскими вратами: Явление Иисуса Христа апостолам Луке и Клеопе во Емауссе. С правой стороны: Рождество Христово, Воздвижение Честного креста и сошествие св. Духа на апостолов; с левой: Благовещение Пресвятыя Богородицы, Вход Господень во Иерусалим и Воскресение Лазаря. Иконы в третьем ярусе, посредине: Господь Вседержитель, сидящий на престоле. По сторонам оной, с правой: св. апостол Иаков и св. апостол Иуда. С левой: св. апостол Матфей и св. апостол Фома. В клеймах над третьим ярусом, с правой стороны: св. пророк Даниил, с левой – св. пророк Исаия. Пред иконостасом, на солеи, железная решетка с дверцами, соложенная медным поручнем, с такими же шариками. Иконостасы и иконы в других местах храма На столбах четыре резных киота одинакового стиля и характера, украшенные резьбою и виноградными колонками по сторонам; в них иконы: на первом столбе от иконостаса, с правой стороны храма – икона святителя и чудотворца Николая, писанная масляными красками по золотому чеканному фону, работы художника С. Сутьбинского. В верху киота, в клейме – икона Казанской Божия Матери. На втором столбе, по той же стороне храма – икона Успения Божией Матери в апликовой ризе. Одежда на Божией Матери низана по бархату мелким жемчугом и украшена простыми каменьями. В верху киота, в клейме – икона Архангела Гавриила. На первом столбе от иконостаса, с левой стороны храма, икона Боголюбской Божия Матери. Риза на ней сребропозлащенная, весом – 1 пуд 38 золотников. В верху киота, в клейме – икона Спасителя. На втором столбе, по той же стороне храма, икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», в апликовой ризе. Одежда на Богоматери, шитая по бархату и белому глазету серебром и золотом и украшена цветными каменьями. В верху киота икона Ангела, приносящего молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иконостас стоит на невысокой солее – в две ступени. Форма иконостаса треугольная, верхушку его венчает икона Святой Троицы. Состав иконостаса классический: в местном ряду разместили иконы святых великомучеников Георгия Победоносца и целителя Пантелеимона, как одних из самых почитаемых святых. Всего икон тридцать. На четвёртом ярусе расположены иконы Божией Матери «На престоле», а по левой и правой стороне её - иконы ветхозаветных пророков Исайи и Иезекеиля. Святые архангелы Михаил и Гавриил находятся в третьем ярусе иконостаса, рядом с иконами Пресвятой Богородицы и Крестителя Господня Иоанна. Окружают Царские врата иконы Спасителя и Божией Матери «Оранта». На южных и северных вратах иконы святых: первомученика диакона Стефана и мученика архидиакона Лаврентия. Иконостасу гармонирует запрестольная икона «Великий Архиерей», выполненная местным иконописцем в том же византийском стиле. Икона большого размера, примерно 2х1,5 м и её хорошо видно, когда открыты Царские врата на восхищение всех прихожан. Храмовой иконой является икона святого великомученика Георгия Победоносца, написанная палехскими мастерами. Стены храма на высоте двух метров от пола отделаны однотонным гранитом. Пол также облицован шлифованным гранитом и имеет красивый мозаичный геометрический рисунок, изображающий круг. Около центра этого круга стоит аналой с праздничной иконой. Это создаёт особую правильность и красоту всему интерьеру храма. Вход в храм предваряет возвышенная паперть, а далее идёт большой притвор, который прилегает к внутреннему пространству храма и увеличивает его объём. Святыни храма: ковчег с частицей мощей Святого Великомученика и Победоносца Георгия; икона с частицей мощей святителя Димитрия Ростовского; икона с частицей мощей святителя Иннокентия Московского; икона с частицей мощей святителя Луки архиепископа Симферопольского; икона с частицей мощей святых мучеников Вифлеемских младенцев; икона с частицей мощей преподобного Долмата Исетского; икона с частицей мощей св. благоверного князя Петра Муромского; икона с частицей гроба свв. преподобномученицы Елисаветы и инокини Варвары; икона с частицей гроба преподобного Амвросия Оптинского; икона с частицей мантии преподобного Серафима Саровского; икона с частицей покрова с мощей святителя Спиридона Тримифунтского чудотворца; икона с частицей гроба преподобного Германа Соловецкого. Украшением храма стала икона Божией Матери «Скоропослушница», которая была подарена храму. Икона была написана на святой горе Афон в 1895 г. и освящена в Свято-Пантилеимоном русском монастыре. Изначально эта икона находилась в одном из храмов Татарстана, когда начались советские гонения на Церковь, икону спасли верующие храма, сохранили ее и затем передали в дар Свято-Георгиевскому храму.

http://sobory.ru/article/?object=13195

Да в новом приделе икон пядниц, на гладком золоте, в нижнем ряду: Пречистые Одигитриа, с крылци, Дионисьева письма, а крыльца иного мастера; икона Пречистые Владимерская, обложена серебром; в венце у Пречистые и у Младенца 4 камени, а стоит над гробом княж Петровым Одолбина. Икона новогородцкого письма видение Евлогиево, пядница болшая; прислал игумен Фу(л. 11)тыньской Феодосей, а словет та икона Всенощное. Икона новгородского ж письма: В гробе плотскыи, пядница ж болшая: поставил Касьян архимандрит. Икона Пречистые на престоле с Младенцем и с двема архааггелы, с крылци, пядница болшая; на верхнем поле Троица святая, а на нижнем поле Пахнутей чюдотворец, письмо Дионисьево, а крыльца иного мастера. Икона пядница болшая, с крыльци ж, Спас на престоле, с сторону Пречистая, а з другую Предтечя да два архааггела, в верхнем поле Троица святая, а по сторонам два апостола, Петр да Павел, а на нижнем поле Сергий чудотворец, Дионисьева письма, а крылци иного мастера, а обе те иконы поставил архимандрит Чудовской Венедикт. Икона пядница болшая, половина (об. 11) шестодневца, а другая половина того же шестодневца, Белоризци, стоит за левым крылосом, в болшем киоте. Да две иконы, шестодневец весь, пядници середние, письмо старое. Икона пядница рожество Пречистые. Икона пядница Соловецкые чудогворци Зосима и Саватей. Да на той же стене, в другом ряду, иконы на гладком золоте: икона образ Пречистые, пядница, кажуть Рублева письма. Икона Предста царица, пядница, образцем своим. Икона Недреманое око, пядница; икона въскресение Христово, пядница ж; икона распятие Христово, пядница; икона въскресение Христово, пядница, да две иконы пядници меншие, шестодневец весь, поставление Варсунофиа Болтина. Икона въскресение Христово да другая Белоризци, старое письмо, (л. 12) пядници. Икона распятие Христово, пядница середняя. Икона на лазори, княз Феодор Смоленьскыи и Ярославьскый з двема сыны. Икона на гладком золоте, пядница, преображение Христово, письмо Денисьево. Да в том же приделе, над Ондреевым гробом Кутузова, образ Пречистые Одигитриа, пядница, обложена серебром, да у ней гривна стара порвана, да пелена тафтяна, кайма шита золотом, да крест на пелене, дробниц 20 серебрены и золочены, а около дробниц обсажено жемчюжком мелкым и подпись жемчюгом же сажена. Деи-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Летом 1675 года, во время Збаражской войны с турками, по молитвам перед чудотворным образом Почаевская обитель была спасена от нашествия татарского хана Нурредин. Во время пения акафиста над храмом внезапно явилась Пресвятая Богородица с распростертым омофором в руках. Татары стали стрелять в Божию Матерь, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал», — рассказал отец Виктор. Ахтырская икона Божией Матери Ахтырская икона Божией Матери Ахтырская икона Божией Матери с момента своего явления в 1739 году помогала страдающим лихорадкой. «Вода, которой омывали икону, получала чудодейственную силу, а пьющие ее получали исцеление. Иконографической особенностью данного способа является то, что в разных списках Богородица изображается в мафории, в короне или с непокрытой головой», — говорит спикер Киевской Митрополии УПЦ. Касперовская икона Божией Матери Касперовская икона Божией Матери Касперовская икона Божией Матери стала защитницей Одессы во время Крымской войны. «При осаде города британским флотом одесситы, с благословения святителя Иннокентия Херсонского, крестным ходом перенесли икону из села Касперова и пронесли по улицам города. Заступничеством Пресвятой Богородицы Одесса осталась невредимой, а через полгода осада была снята», — рассказал отец Виктор. Песчанская икона Божией Матери Песчанская икона Божией Матери Песчанская икона Божией Матери была явлена во сне святителю Иоасафу Белгородскому и найдена им вблизи города Изюм. «По молитвам перед чудотворным образом была остановлена эпидемия холеры в Харьковской губернии в 1830 году. Во время Первой мировой войны икона находилась в ставке верховного командования несколько месяцев до конца 1915 года. В этот период поражений на фронте не было, а наоборот, одерживали победы», — отметил архимандрит. Святогорская икона Божией Матери Святогорская икона Божией Матери Святогорская икона Божией Матери относится к XIX веку. «Одному афонскому старцу, приехавшему в Святые Горы в 1844 году по открытии монастыря, очень понравилась Святогорская обитель.

http://pravmir.ru/sem-chudotvornyih-ikon...

3. Храмовая же икона Владимирской Божией Матери древнего письма в бархатной низанной жемчугом ризе, венец серебряный вызолоченный, по краям оклад басемной, цата серебряная. Икона эта особенно чтима богомольцами и в описи 1780 г. именуется чудотворною. 4. Казанская икона Пресв. Богородицы – Строгановского письма, оклад серебряный вызолоченой басемный, венец и убрус украшены жемчугом; кругом иконы писаны чудеса от нее. 5. Смоленская икона Божией Матери, одинакового письма с Казанской иконой, в серебряном вызолоченном окладе, убрус писан жемчугом; по бокам изображен акафист Божией Матери. 6. Образ Благовещения Пресв. Богородицы – древнего письма. 7. Икона Пресв. Богородицы Неопалимые Купины. 8. Икона Успения Пресв. Богородицы в серебряном золоченом окладе; икона эта из бывшего придела в честь Успения Пресв. Богородицы. 9. Небольшой серебряный крест, в нем часть древа креста Господня и частицы св. мощей – Николая Чудотворца, Иоанна Многострадального, Марии Египетской, Гурия Казанского, Даниила Столпника и др. – Под крестом подвешена маленькая икона Грузинской Божией Матери в серебряном окладе. Икона эта была домашней святыней князей Ромодановских; сохранился ковчежец, в котором носилась эта икона, вместо стекла вставлена слюда; икона носилась на груди. 10. Две древние иконы Богоявления Господня и Нерукотворенного образа, в серебряных вызолоченных окладах. Кроме сего сохранилось немало древних икон во втором ярусе иконостаса и в трапезе церкви. В теплой Владимирской церкви древняя икона – Иоанна Предтечи, который изображен с крыльями. – Сохранились две иконы местной иконописи XVIII века: а) Владимирская икона Божией Матери писана в 1762 г. и б) Шуйская Смоленская икона Божией Матери 1769 г. Имеются еще резные из дерева иконы: 1) св. в.-муч. Георгия Победоносца, 2) Николая Чудотворца Можайского. 3) другая такая же икона. 4) И. Христос в темнице и 5) глава Иоанна Крестителя. Кроме св. икон в Мстерских церквах сохраняются еще следующие свящ. предметы древности. 1. Напрестольное Евангелие изд. 1644 г. в серебряном вызолоченном окладе на верхней деке, с надписью по листам: «Лета 1669 сие Евангелие обложено серебром и золотом с камением дал боярин кн. Вас. Гр. Ромодановский в свою вотчину в Богоявленскую слободу в монастырь Богоявления Господа И. Христа и Успения Пресв. Богородицы по деде своем кн. Петре и Евфимие и по отце своем кн. Григорье, иноке-схимнике Геннадие и по матери своей по кн. Ульяне и по своей душе и прочих родителей. А кто сие Евангелие исхитит или отдаст кому и на тем будет страшный суд Божий».

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Феодоровская икона Божией Матери, Ярославская икона Божией Матери. «Одигитрия» в переводе с греческого означает «Путеводительница». Путь истинный – путь ко Христу. На иконах типа «Одигитрия» об этом свидетельствует жест правой руки Богородицы, которая указывает нам на Богомладенца Христа. Среди чудотворных икон этого типа наиболее известными являются: Влахернская икона Божией Матери, Грузинская икона Божией Матери, Иверская икона Божией Матери, икона «Троеручица», икона «Скоропослушница», Казанская икона Божией Матери, Козелыцанская икона Божией Матери, Смоленская икона Божией Матери, Тихвинская икона Божией Матери, Ченстоховская икона Божией Матери. Конечно, если праздничными датами для семьи являются дни чествования каких-либо икон Спасителя или Божией Матери, например Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа или иконы Божией Матери «Знамение», то хорошо иметь в доме именно эти иконы, также как и образы святых, имена которых носят члены семьи. Для тех, кто имеет возможность разместить в доме большее количество икон, можно дополнить свой иконостас изображениями почитаемых местных святых и, конечно, великих святых земли Российской. В традициях русского православия укрепилось особое почитание святителя Николая Чудотворца, иконы которого имеются почти в каждой православной семье. Следует отметить, что наряду с иконами Спасителя и Божией Матери образ Николая Чудотворца всегда занимал центральное место в доме православного христианина. В народе святитель Николай почитается как святой, наделенный особой благодатию. Во многом это связано с тем, что по церковному уставу каждый четверг седмицы, наряду со святыми апостолами, церковь возносит молитвы и святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу. Среди изображений святых пророков Божиих можно выделить Илию, среди апостолов – первоверховных Петра и Павла. Из изображений мучеников за веру Христову наиболее часто встречаются иконы святого великомученика Георгия Победоносца, а также святого великомученика и целителя Пантелеймона.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kak-ustr...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010