и., зафиксированные в монастырских вкладных книгах и описях (СПГИАХМЗ). Ко дню первого общерус. празднования К. и. (22 окт. 1649) известным ростовским иконописцем свящ. Тимофеем Ростовцем исполнена, возможно, по царскому заказу большая К. и. (91,5×77,5 см) (ГМЗРК) ( Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого. М., 2006. Кат. 71. С. 254. Ил. на с. 255). На редкой иконе-двухряднице ок. 1650 г. К. и. изображена в верхнем ряду, к ней как к общерус. святыне в молении обращены свт. Петр, митр. Московский, и прп. Сергий Радонежский; в нижнем ряду - святые, соименные членам семьи царя Алексея Михайловича (ЦМиАР; Чугреева. «Семейная» икона. 2000. Ил. на с. 266-268; Она же. Русская Одигитрия. 2004. Ил. на с. 50-51). В 1-й пол.- сер. XVII в. многочисленные К. и. создавались в крупных художественных центрах ( Грязнова Н. А. Сокровища Ярославля: Рус. декоративно-прикладное искусство XIII-XIX вв. в собр. ЯИАМЗ. М., 2009. Кат. 26, 138. Ил. на с. 57-60, 265-266); Иконы Ярославля XIII - сер. XVII в.: Кат. М., 2009. Т. 1. Кат. 100. Ил. на с. 535; Т. 2. Кат. 195. Ил. на с. 463). Царскими мастерами Оружейной палаты Московского Кремля с сер. XVII в. К. и. писались в традиции «живоподобия». Подписная К. и. Симона Ушакова 1676 (?) г. была вложена в киоте 1694 г. стряпчим В. С. Горским в Иосифов Волоколамский монастырь, что следует из надписи на внутренней стороне киота (ГЭ) ( Косцова А. С., Побединская А. Г. Русские иконы XVI - нач. XX в. с надписями, подписями и датами: Кат. выст. Л., 1990. Кат. 9. С. 15-16. Ил. на с. 83-84; Чугреева. 2012. С. 285-296). В 70-80-х гг. XVII в. одним из лучших царских мастеров исполнена К. и. из Вознесенского мон-ря Московского Кремля, прославившаяся чудотворениями и украшенная в 1717 г. схим. Иоанной (Барятинской) драгоценным окладом, в накладной ковчежец к-рого на левом поле вложены частицы Ризы и волос Богородицы (ГММК; Чугреева. Чудотворная икона. 2000. Ил. на вкл. между с. 352 и 353; Меняйло В. А. Иконы из Вознесенского мон-ря Моск. Кремля: Кат. М., 2005. Кат.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

В январе 1997 года монастырь открыл скит в деревне Пирозеро в 20 км от Тервеничей. В годы Советской власти старая церковь Сретенья Господня в Пирозеро была переделана под общежитие для приезжавших трудиться в колхоз горожан и поэтому не до конца разрушилась. Храм вновь освящен в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Эта икона прославилась помощью страждущим пьянством и наркоманией. Осенью 1996 года церковь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Санкт-Петербурге стала подворьем Покрово-Тервенического женского монастыря. В церкви находятся списки с образа «Явления Божией Матери в Тервеничах» и с самой Тервенической иконы, частицы мощей преподобных Сергия Радонежского, Нила Столобенского, часть рубашки Серафима Саровского . Вознесенский Оршин женский монастырь Россия, Тверская обл., при впадении р. Орши в Волгу, в 18 км от г. Твери. Монастырь этот один из самых древних на Тверской земле, основан он в XIII–XIV bb. Оршин монастырь был изначально мужским. Весьма обширный и значительный тогда в Тверской епархии, он издавна управлялся архимандритами и славился строгостью жизни своих иноков, любивших безмолвие и молитвы. Славилась обитель и искусными иконописцами. В конце XVI b. ими был написан образ преподобного Нила Столобенского по рассказам лично знавших его, и написан так, что при открытии мощей святого в 1667 году обнаружилось необычное сходство иконы с ликом преподобного. Есть у обители и свой особый небесный покровитель – преподобный Савватий, Оршинский чудотворец. В конце XIV b. он устроил себе маленькую пещерную келью в 6 верстах от монастыря, где проводил подвижническую жизнь отшельника. Он был духовным наставником для монахов и мирян, которые во множестве приходили к нему, чтобы получить мудрый совет, попросить его благословения и молитв. В первой половине XVI b. был построен соборный храм Вознесения Господня (освященный в 1567 году): один из пяти каменных соборов Тверской земли того времени. В XVII b., во время польско-литовских нашествий, монастырь неоднократно подвергался разорению. Почти вся братия была убита, храм осквернен. Хозяйство обители пришло в упадок, и в 1649 году она была приписана «скудости ради» к Тверскому Архиерейскому дому.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

О них см.: Фонкич Б. Л. Греческо-русские связи... С. 35–36, 38–39; «Крит, Восточное Средиземноморье и Россия в XVII в. ...». С. 46–47. Грамота 308 писана рукой Дионисия Ивирита, сотрудника Арсения Суханова во время его посещения Афона в 1654 г., впоследствии – справщика московского Печатного двора и переводчика (1655–1669 гг.); см.: Фонкич Б. Л. Письмо Дионисия Ивирита Паисию Лигариду//Byzantinorussica. 1994. 1. С. 114–126. 14 См.: Ш(ведова) М. М. Богоматерь Ивирская Портаитисса//«Крит, Восточное Средиземноморье и Россия в XVII в. С. 45; Евсеева Л. М., Шведова М. М. Афонские списки «Богоматери Портаитиссы» и проблема подобия в иконописи//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 336–362. 15 О передаче Никольского монастыря Ивиру в 1654 г. говорится в тексте жалованной грамоты Алексея Михайловича от 19 мая 1669 г., подтверждающей это дарение. См.: РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1669 г. 26. Между тем, ивирские монахи по царскому указу были оставлены в монастыре св. Николая уже осенью 1652 г., и это, несомненно, был «ответ» царя на поданную, по-видимому, в сентябре челобитную архимандрита Климента «пожаловать (ивиритов) здеся на Москве монастырем на прибег моления греческих властей и прочих мирских людей» (РГАДА Ф. 52. Оп. 1. 1652 г. 35. Л. 18, 20). 16 Греческий текст этого документа в сопровождении перевода Посольского приказа издан: Подлинные акты, относящиеся к Иверской иконе Божией Матери, принесенной в Россию в 1648 году. М., 1879. С. 1–7. Многочисленные ошибки в передаче текста вынуждают обратиться к подлинной грамоте РГАДА. Древнерусский перевод документа см.: РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1649 г. 2. Л. 11–15. 18 Подлинная грамота (вернее, ее константинопольская копия) – РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. 325. О ней см.: Фонкич Б. Л. Греческо-русские связи... С. 44, 51; «Крит, Восточное Средиземноморье и Россия в XVII в. ...». С. 34. Перевод этого документа, сделанный в Посольском приказе 11 октября 1653 г., находится на л. 9–11 указанного выше (прим. 17) дела. 19 РГАДА. Ф. 52. Оп.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Fonkich/...

Празднество Пресвятой Богородице, ради Смоленской иконы Ее Одигитрии 831 , совершается 28-го июля. Эта икона получена из Греции Черниговским Князем Всеволодом Ярославичем от императора Константина, который, выдавая свою дочь Анну в 1046 году за него, благословил ее этой иконой. По смерти его перешла к Смоленскому Князю Владимиру Мономаху . Из Смоленска перенесена в Москву последним Смоленским Князем Юрием Святославичем, по изгнании его из Смоленска Витовтом. При Великом князе Василии Васильевиче и митрополите Ионе, в 1456 году, ее отправили обратно в Смоленск. Великий князь и народ провожали ее до Дорогомилова. На этом месте впоследствии, при Василии Иоанновиче в 1525 году, построен Новодевичий монастырь; тогда поставлена копия с иконы Одигитрии (Месяц. пр. Дим. Вершинского, 28-го июля и Исслед. о русск. иконопис., кн. 2-я стр. 21. Древн. Росс. Госуд. Отд. 1. стр. 10) и учрежден из Москвы ежегодный крестный ход в 28-е июля. В 1812 году, августа 5-го, при оставлении Смоленска нашими войсками, икона эта была при полках наших. По одержании побед над неприятелем установлено праздновать в Смоленске 5-е ноября, когда икона прибыла в Смоленск (Истор. город. Смоленска, 103). Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в великом Новгороде, празднуется 27-го ноября. Оно совершилось в 1170 году. Тогда Новгород осаждала дружина Андрея Боголюбского. Св. Иоанн, архиепископ Новгородский, после ночной молитвы, по откровению Божию, вынес во время осады икону Богоматери и поставил ее на остроге (внешнем укреплении города). Одна стрела, пущенная суздальцем, ударилась в икону; слезы потекли из нее на фелонь архиепископа, и гнев небесный разогнал осаждающих. В благодарственное воспоминание сего события установлено праздновать Пресвятой Богородице ради честные иконы Ее (Месяц. прот. Дим: Верш., Исслед. о русск. иконопис., кн. 2, стр. 26; Четь-Минея 7-го сент. в житии св. Иоанна, архиепископа Новгородского. Древн. Росс. Госуд. Отд. 1, стр. 15). В Типиконе изложены после полиелея два величания. Одно: «Достойно есть величати Тя, Богородице Дево, честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Другое: «Песнь всякую духовную принесем Богородице». Эти величания можно назвать общими величаниями в Богородичны праздники.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

(об. 8) Икон на болших тяблех, у деисуса над царьскыми дверми, пядниць, обложеных серебром и золочены, на нижнем тябле: икона Иван Богослов, икона святых седмь отроков, икона явление пречистые Богородици Сергию чюдотворцу, икона пречистые Богородици, да у ней три гривны серебрены. Икона пречистые Богородици к лицу же, Феодосей поставил, да у ней три гривны серебрены, да круг её жемчюгом осажено, да в венце три камени да два жемчюга; да у Младенца гривна маленка да в венце жемчюжек, а венци оба сканные. Икона пречистые Одигитриа, в венце у Пречистые три камени, да у Младенца три ж камени, да гривна не велика басмянная, да цатка маленка с каменем. Икона образ Спасов седячей. Икона Спасов же образ, ве (л. 9) нец у него сканьной. Икона Спасов же образ на престоле, с сторону Пречистая, а з другую Прдтечя, письмо старое. Да две иконы: распятие Христово да въскресение Христово, обе Дионисьева письма. Икона образ Спасов Нерукотворенной. Икона Никола чудотворец седячей. Да на середнем тябле обложеных же икон серебром пядниц и золочены: икона Иван Предтечя седячей, икона образ Пречистые Рублева письма, да у ней гривна серебрена, а другая золо (об. 9) тая, на лице сель. Икона образ Спасов Нерукотворенной, да у него в венце два жемчюга да камень. Икона преображение Христово. Икона Спас на престоле, с сторону Пречистая да Предотечя, да за ними архааггелы. Икона образ Пречистые Владимерская, да у нее в венце пять каменей. Икона образ Пречистые ж. Икона О тебе радуется. Икона Феодор да Андрей Стратилаты, венци у них у обеих сканные: поставил тое икону княз Феодор Борисович. Да туто ж поставил икону, образ пречистые Богородици, Герман Слепушкин, обложена серебром и золочена. И по лета 7055 маиа 16 всех пядниц икон, обложенных серебром и золочены, 39. (л. 10) Да на правом столпе обложеных же икон серебром и золочены, что ставил Марко старець, в верхней ряду: икона об- —191— раз Пречистые, Тихвиньской образец: икона-образ Спасов седячей; икона-образ Спасов Еммануил, манастырская, а Марков оклад; икона въскресение Христово; икона Иван Предтечя седячей, а вверху Троица святая, а поставил и обложил тое икону Тит Кандратовской. Да в другом ряду обложеных же икон, Марко ставил: икона Макарей чюдотворец Калязинской; икона пречистые Богородици, Тихвиньской образец, болшая пядница, манастырская, а Марков оклад, венци у Пречистые и у Младенца сканные. Икона-образ Пречистые, болшая ж пядница; икона Ни (об. 10) кола чюдотворец стоячей; икона Варламей, чюдотворец Футыньской.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

169 Отмечаем их ввиду того, что доселе они, насколько нам известно, не были отмечены никем, а между тем могут иметь значение в вопросе о взаимоотношениях кодексов. 172 Здесь, между прочим, находятся т. н. каппониановы иконы – святцы. Первоначально считали их памятником эпохи св. Владимира (Журнал изящных иск., 1823, кн. I. стр. 53 и след.), а потом стали относить к XII-XIII вв. неизвестно почему. Но по всем признакам иконы эти изготовлены в XVII в.: работа иконописная мелкая, московская, в складках одежд, свободно драпирующихся, заметны следы оживления; некоторые композиции представляют копии с западных гравюр: таково изображение сошествия Св. Духа на апостолов с Богоматерью, сидящей на возвышении в середине триклиния; надписи горизонтальные в стиле XVII в. Снегирев указывает даже имена мастеров XVII в., изготовлявших эти иконы: Пам. моск. древн., стр. LXVI. 173 Подробности в нашей ст. «Определения Стоглава о св. иконах». Христ. чт., 1885, 3–4; Я.В. Лебединский. Меры русск. правит. к улучшению русск. иконопис. в XVI u XVII вв., Дух. вестн., 1863, т. VI, 1865, т. XII. 174 Текст в «Чтен. в Импер. общ. истор. и древн. росс. при Моск. универс.», 1847, 3, материалы, стр. 3 и след. 176 Изображение Бога Отца впоследствии опять запрещено было Моск. Собором 1667 г., см. гл. 43 об иконописцах и о Саваофе. По изд. братства Св. Петра митр., 1881 г., стр. 22 об. и след. 177 История Русск. иконопис. Зап. Импер. археол. общ, т. VIII, стр. 15. Икона Единородный Сын в полной композиции XVI-XVII вв., как кажется, неизвестна была на Западе. 178 Еп. Макарий, Археол. опис. церк. древн. в Новгороде, II, стр. 200–201. Ю.Д. Филимонов, Древн. Запад. эмали в России. Вестн. общ. древне-русск. иск., 1874, 4–5. 189 ρμηνεα τν ζωγρφων ς πρς τν κκλησιαστικν ζωγραφαν π Διονυσου το ερομονχου κα ζωγρφου. κδοσις δευτρα π νστη Κωνσταντινδου. ν θναις, 1885. Manuel d’iconographie chrétienne grecque et latine avec une introduction et des notes par M. Didron… traduit du manuscrit byzantin le guide de la peinture par le D-r Paul Durand. Paris, 1845. Das Handbuch der Malerei vom Berge Athos aus dem handschriftlichen nengriechischen Urtext übersetzt mit Anmerkungen von Didron und eigenen von G. Schäfer. Trier, 1855. Русский перевод еп. Порфирия в Труд. Киевск. Дух. Акад., 1868, 2, 3, 6 и 12; другая редакция греч. подлинника в переводе еп. Порфирия в том же журнале, 1867, 7 и 12; ср. еще рукопись Афонопантелеймонова монастыря XVII в. Τχνη κα ρμηνεα τν ζωγρφων с некоторыми отличиями от иерусалимской редакции еп. Порфирия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Левкий), 192 (Приговорн. гр. 1566 г. об отказ в перемирии с Польшею), 196 (Клятв. запись 1571 г. кн. Ив. Фед. Мстиславского; архим. Леонид), 200 (Духовн. собор 1580 г. о недвижим. собствен. м-рей; архим. Христофор), 203 (Утвердит. гр. 1613 г. об избрании ц. Мих. Фед.; архим. Авраамий); II, 59 (Освящ. собор 1589 г.; архим. Феодосий); III, 2 (Грам. 1613 г. Земского собора к Мих. Федоров.; в посольстве был архим. м-ря), 22 (Наказ 1614 г. об убеждении атамана и казаков к походу на Тихвин; архим. Авраамий), 45 (Чин наречения в 1619 г. Филарета Никит. на патриарш.; архим. Авраамий), 72 (Чин бракосочет. 1626 г. ц. Мих. Фед. с Евдокиею Лукьяновн.; участвовал архим.); 38 (Указ 1664 г. о ссылке в Казань Никиты Зюзина; на совещании был архим. Иоаким), 63 (Опис. церемонии 1668 г. при раздаче Антиохийс. патриар. Макарием благослов. грам.; архим. Иоаким); Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.», I, Отд. 1, 6 (стан Васильцов), 111 (стан Сурожский), 152 (стан Горетов), 192 (станы Манатьин, Быков и Коровин), 239 (стан Радонеж и Бели), 275 (стан Объезжий, все в Москов. у.), 427 (стан Коневский Коломен. у.), 501 (ст. Брашевский Колом. у.), 672 (вотч. в Городском ст. Звенигор. у.); “Известия Археол. Общ.», 1865 г., V, 88, 90 (списки иконопис. XVII ст.; св. Алексей митроп.); “Временник Общ. ист. и древ.», 1850 г., V, летоп. Нормантъского, 111 (в 1558 г. крещен царев. Феодор, сын Грозного и Анастасии), 141 (крещен кн. Василий Юрьевич, сын кн. Юрия Васил. Углицкого и Калуж.); VII, 40, 96, 99 (Матер. для ист. иконопис.; архим. Павел 1660 г.); 1851 г., IX, смесь, 1 (Переписка дьяка Третьяка Васильева, приняв. иночество в м-ре под именем Савватия и сослан. в 1660 г. в Кирил. Белозер.); 1852 г., XIII, 11 (Расходн. кн. 1652 г. митр. Никона, купившего у архим. м-ря золотую панагию), 161 (приправоч. кн. 1586 г. по Москов. уез.); XV, 27 (переписи. кн. 1658 г. домовой казны патр. Никона); 1853 г., XVI, 10, 11 (Иное сказан. о Самозванц.; Гришка Отрепьев поставлен в диаконы архим. Пафнутием), 97 (патриар. Игнатий сведен в Чуд.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

185 По свидет. патр. Иоакима, который, вероятно, сам присутствовал на соборах, занимавшихся исправлением церк. кн., находясь тогда ещё в пресвитерском сане, для исправления напр. служебника служили образцами: 1) старинный греч. письменный служебник; 2) русский служебник св. Евфимия новгородского чудотворца, писанный перед тем за 344 года; 3) служ. преп. Иосифа Волоколамского; 4) служебник, по которому служили пр. Антоний Римлянин, Варлаам Хутынский, Сергий Радонежский, также архиепископы новгородские: Иоанн, Евфимий, Серапион, Киприан и патриарх Иов. Для исправления требника были сличаемы: 1) требник, писанный на Афонской горе в древние времена; 2) требник, писанный в России в 6989 г.; 3) харатейный требник греч. царя Иоанна Кантакузена, писанный в 6856 г.; 4) требник митр. Макария, председателя стоглавого собора; 5) другой требник, принесённый с горы Афонской и др. Исчисляя таким образом древние книги, по которым исправлялись при Никоне несопечатные, Иоаким замечает, что кроме исчисленных им, целые тысячи древних книг находились тогда в патриаршем московском книгохранилище. См. увет. дух., стр. 53. 202 Так напр, он велел писать еванг. Иоанна с символом орла и притом без креста во рту, а Марка – с символом льва, тогда как прежде было наоборот. См. в пам. моск, др., Усп. соб., стр. 33. 210 Московский стиль, по отзыву знатоков, отличался светлым колоритом и умилительностью в выражении лица, а Строгановский точностью обрисовки, тщательной отделкой мелочей и драпировки, яркостью красок и богатой позолотой. Исслед. о русск. иконопис., стр. 52. 211 Странств. антиох. патр. Макария, в библ. для чт. т. XV. отд. III. стр. 110–111. Не будем удивляться такому поступку Никона с иконами западной живописи, если вспомним, что итальянские и немецкие художники тех времён очень часто писали на иконах самих себя или своих знакомых в виде того или другого святого. Не следуя историч. преданиям в изображении лиц, они не следовали тем же преданиям и в отношении к одеждам: изображали древних святых в одеждах новейших времён. В иконах ex voto всегда изображались в виде святых те самые лица, которые заказывали икону. Но Церковь православная всегда требовала, чтобы лики святых были изображаемы на основании древнего священного предания, по древним образцам (подлинникам). Об иконопис., соч. пр. Анатолия, стр. 94–95. Ср. грам. патр. Иоакима в акт. эксп. т. IV. 200, также челобитную Сильвестра в акт. Арх. комм. т. 1. 238 и VIII гл. Домостроя, во временн. т. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

125. Фрагменты резьбы: конец XVIII — начало XXI века; 126. Фрагменты резьбы: конец XVIII — начало XIX века; 127. Фрагменты резьбы: конец XVIII — середина XIX века; 128. Фрагменты резьбы: конец XVIII — середина XIX века; 129. Фрагменты резьбы иконостасов и киотов: конец XVIII — вторая половина XIX века; 130. Скульптура «Иоанн Богослов» из распятия. Размеры: высота 21 см X 7,5 см; 131. Пара декоративных накладок. Размеры: 19 см X 12 см каждый; 132. Икона «Избранные святые: святитель Феодор, архангел Михаил, пророк Илия»; 133. Икона «Богоматерь Толгская»; 134. Икона двухчастная: «Деисус трехфигурный»; «Воскресение — Сошествие во ад с двунадесятыми праздниками»; 135. Икона «Архангел Михаил» в резной раме; 136. Икона «Архангел Гавриил» в резной раме; 137. Икона «Архангел Михаил» в резной раме; 138. Икона «Архангел Гавриил» в резной раме; 139. Икона «Богоматерь с Младенцем и Ангелом» с резной рамой; 140. Икона «Богоматерь Одигитрия Смоленская»; 141. Икона «Богоматерь Владимирская»; 142. Икона «Крест-Распятие, с предстоящими и избранными святыми на полях»; 143. Икона «Воскресение — Сошествие во ад, с двунадесятыми праздниками и евангелистами в углах»; 144. Икона «Архангел» в резной раме; 145.Икона «Воскресение — Сошествие во ад, с двунадесятыми праздниками»; 146. Икона «Святая Троица Новозаветная» (фрагмент); 147. Икона «Рождество Христово (Поклонение пастухов)» в фигурной раме; 148. Икона «Архангел Гавриил из композиции Благовещения» в резной раме (фрагмент царских врат иконостаса); 149. Икона «Святитель Николай Чудотворец» в окладе и раме от киота; 150. Икона «Святитель Николай Чудотворец»; 151. Икона «Богоматерь Неопалимая Купина»; 152.Икона «Воскресение — Сошествие во ад, с двунадесятыми праздниками»; 153. Икона «Господь Вседержитель» в окладе; 154. Икона «Собор Архангела Михаила» в окладе; 155. Икона «Преображение Господне»; 156. Икона «Богоматерь Владимирская с восемью избранными святыми на полях»; 157. Икона «Троица Ветхозаветная (с гостеприимством Авраама)»; 158. Икона «Богоматерь Казанская»;

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1209536...

В самом деле, из двадцати храмов этой группы, шесть были разобраны еще в конце XVIII – XIX веке. Кроме названных, это церкви Святителя Николая в Сапожках (1649 год – разобран в 1837 году); Воскресения Словущего возле Кузнецкого моста (около 1657 года, разобран в 1816 году, собор Усекновения главы Иоанна Предтечи в Казанском Иоанно-Предтеченском монастыре (1649-1652 годы, разобран в 1887 году) и церковь Рождества Христова Ново-Рождественского (более известного как Распятский) монастыря (1652 год, разобрана в 1718–1719 годах). Четыре храма уничтожены или обезображены в 1930-е годы. Кроме храма в Старых Панех, это церкви Воскресения Христова, что в Гончарах (1649 год); Илии Пророка на Воронцовом поле (1653-1654 годы) и Похвалы Пресвятой Богородицы в Иоанно-Предтеченском монастыре (позднее – Архиерейский двор) в Туле (первая половина XVII века). Судить об их сводах и, тем более, поздних их переделках мы можем только по рисункам и фотографиям, что явно недостаточно. Надвратная Благовещенская церковь Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале (между 1628 и 1653 годами) перестроена еще в конце XVII века. Церкви Владимирской иконы Божией Матери на Божедомке в Ярославле и Троицы Живоначальной в Александровой Чудовой пустыни в деревне Александровой Рыбинского района Ярославской области являются только поздними отголосками интересующего нас периода в архитектуре (обе – 1670-е годы). Итак, мы располагаем более или менее достоверными данными о сводах только семи многошатровых храмов второй четверти XVII века (кроме храма в Троицком-Голенищеве). Из этих семи храмов три украшены двумя рядами декоративных кокошников. «Дивная» церковь в Угличе 1628 года, надвратный храм св. Ферапонта и Богоявления в Ферапонтовом монастыре 1649 года, трапезный Успенский храм в Благовещенском монастыре Нижнего Новгорода 1649-1652 годов и приходская церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках 1649-1652 годов, по крайней мере, в настоящее время, такого украшения не имеют. Во всех трех оставшихся случаях это нарядное завершение является результатом деятельности реставраторов. Так, храм во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы в Спасо-Преображенском Воротынском женском монастыре в селе Спасском-на-Угре Перемышльского района Калужской области (около 1650 года) был закрыт и в частично разрушен 1930-х годах. Нынешний облик он приобрел только в 2000 году.

http://sobory.ru/article/?object=00865

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010