Соч.: Жизнь Господа нашего Иисуса Христа. М., 1883. СПб., 18872; Архиеп. Иннокентий Борисов: Биогр. очерк//ВиР. 1884. Т. 1. Ч. 1-2; 1885. Т. 1. Ч. 1-2; 1886. Т. 1. Ч. 1; Церковно-религиозное состояние Запада и Вселенская Церковь//Там же. 1885. Т. 1. Ч. 2. С. 647-671, 877-912; В. В. Верещагин в полемике с венским католич. архиепископом//Там же. С. 788-812; Вера и знание, вера и жизнь//Там же. Т. 2. Ч. 1. С. 78-89, 123-144, 226-240; Лактанций и его философ. суждения//Там же. Т. 2. Ч. 2. С. 318-341, 373-401; Язычество и иудейство ко времени земной жизни Господа нашего Иисуса Христа//Там же. 1886. Т. 1. Ч. 2; 1887. Т. 1. Ч. 1-2 (отд. изд.: Х., 1888); Рассудочные силы животных//Там же. 1886. Т. 2. Ч. 1. С. 236-270; Ч. 2. С. 567-598; Спиритизм//Там же. Т. 2. Ч. 2. С. 240-267, 300-333, 368-400, 498-522; Житейская мудрость в афоризмах Шопенгауэра//Там же. С. 421-426; Новое покушение иезуитов против Православия//Там же. 1887. Т. 1. Ч. 1-2; Буддийский катехизис//Там же. Т. 2. Ч. 2. С. 401-416, 453-460, 557-568; Русская и немецкая школа//Там же. 1888. Т. 1. Ч. 1-2; 1889. Т. 1. Ч. 1 (отд. изд.: Х., 1889); Новый рус. философ Н. М. Минский//Там же. 1890. Т. 2. Ч. 1. С. 192-225 (отд. изд.: Х., 1890); Метафизические воззрения кн. Сергея Трубецкого//Там же. Т. 2. Ч. 2; 1891. Т. 2. Ч. 2 (отд. изд.: Х., 1890); О лжеучении гр. Л. Толстого//Там же. 1891. Т. 1. Ч. 1. С. 269-283; Нравственное содержание догмата о Св. Духе: (Против Л. Толстого)//Там же. С. 425-445; Нагорная проповедь//Там же. Т. 1. Ч. 2; 1892. Т. 1. Ч. 1-2; 1895. Т. 1. Ч. 1; Э. Ренан и его новейший рус. «критик»//Там же. 1893. Т. 1. Ч. 1. С. 313-332; Зло, его сущность и происхождение. Х., 1897; Ист. очерк апологетического, или основного, богословия. Х., 1899; Философия монизма. Х., 1900; Высокопреосв. Амвросий, архиеп. Харьковский. Х., 1902; Религия, ее сущность и происхождение: (Обзор филос. гипотез). Х., 1902-1904. 2 кн.; О миссии католич. и протестантской. СПб., 1907; Уроки первой французской революции: (Из переписки друзей). Х., 1907; Думский старообрядческий законопроект перед судом истории. СПб., 1909; Штундо-баптизм. Х., 1909; Обзор рус. сект и их толков. Х., 1910. Пг., 19152; Высшее управление в правосл. автокефальных Церквах. Х., 1913; О смысле и значении кровавых жертвоприношений в дохристианском мире и о так называемых ритуальных убийствах. Х., 1914; Устройство и управление римско-католич. церкви вообще и в России в частности. Х., 1916.

http://pravenc.ru/text/153699.html

42 Произведенным, вероятно, от имени неоплатоника Порфирия, писавшего в конце III в. сочинения против христиан 43 См. К. Смирнов. Цит. соч., с. 66; срав. В. Болотов. Лекции..., т. II, с. 436. 44 Православие Евсевия не подвергается у Геласия сомнению. 45 См., например, у св. Афанасия, который, согласно Созомену (I, 17), «в помянутых рассуждениях начал принимать особенное участие»: «Божия Премудрость, Которой создано всё, получившее бытие, говорит сие Сама о Себе». Творения св. Афанасия, ч. 2, 1902. Слово 2-е против ариан, 44; срав. 47, 51, 53, 56 и др. 46 Указав, что Единородный Сын Божий называется многими и различными именами, Ориген говорит: «Так, Он называется Премудростью, как это мы встречаем в словах Соломона: «Господь созда Мя...» (Притч. 8:22—25)». См. Творения Оригена в русск. пер. Вып. 1. О началах, I, 2, 1. Изд. Казан, дух. акад., 1899. 47 Срав., например, известный рассказ о чуде св. Спиридона, епископа Тримифунтского, совершенном пм во время споров святых отцов с арианами на Соборе в Никее. 48 Жизнь Константина, III, 11. 49 К. Смирнов. Цит. соч., с. 102. 50 Там же, примеч. 2-е. 51 Жизнь Константина, III, 15. 52 Tripart. I, 11, с. 5. 53 Список епископов Первого Вселенского Собора в 318 имен. К вопросу о его происхождении и значении для реконструкции подлинного списка никейских отцов. Записки имп. Академии Наук, сер. VIII, т. XIII, 1. Пгр , 1916, с. 18—20. 54 К. Смирнов. Цит. соч., с. 284 55 Там же, примеч. б-е. 56 Там же, с. 285. 57 Там же, с. 287. 58 Потому что Евсевий тоже приветствовал императора речью, только не в начале, а в конце соборных заседаний. 59 Migne. SG, t. 111. 60 В. Болотов. Лекции..., т. III, с. 48—49. 61 Еп. Иоанн. Цит. соч., с. 31. 62 К. Смирнов. Цит. соч., с. 162 63 Там же, с. 138—139. 64 Там же, с. 162. 65 Там же, с. 191. 66 Материалы для русского издания «Деяний Вселенских Соборов» заимствованы из латинских изданий Labbei et Cossartii (1671), Paris, и Harduini (1715), Paris. 67 К. Смирнов. Цит. соч., с. 337, 29 и 35—36. 68 Там же. с. 79.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4156...

23. С. 900–904; «Правды одежды обложени белою»//Там же. 26. С. 1030–1032; Пг.: Прилож. к ж. «Народное образование». Op. 73: «Да исправится молитва моя»: Трио с хором, «Слава в вышних Богу»//Народное образование. 1915. Янв.; М.: Изд-во «Живоносный Источник»: «Многая лета»: Патриаршее//Архиерейское богослужение: Избр. песнопения/Ред.: Г. Н. Лапаев. 2003; [Великая ектения]: Сокр. знам. расп. (Op. 30. 2)//Ектении: [Сб.]. М., 2004. 26; «Благослови, душе моя» (Пс 103)//Всенощное бдение: Сб. духовно муз. песнопений: Для малого смеш. хора 13, 15: Репринт изд. П. М. Киреева 1915, 1916 гг.]. 20092. 1; Многолетие//Песнопения Божественной литургии. 2009. Ч. 2. (Богослужебный репертуар 4-голосного муж. хора; вып. 3); Херувимская песнь, «Милость мира» 2//На литургии: Сб. Духовно-муз. песнопений: Для небольшого смеш. хора: 12, 14: Репринт изд. П. М. Киреева 1915, 1916 гг.]. 2011; «Ликуют ангели»: Стихира на литии на Рождество Христово (Op. 76)//Рождество Христово: Сб. 20132. 71. (Песнопения двунадесятых праздников; 4); Ектения (Op. 25. 3), «Приидите, вернии», «Днесь Владыка твари»: [Стихиры на поклонение]//Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста: Сб. 20152. 80, 83, 87. (Песнопения двунадесятых праздников; 2). Лит.: L. [Лисицын М., свящ.]. С. В. Панченко (к портрету)//Музыка и пение. 1901/1902. 6. С. 2; он же. С. В. Панченко (о сочинениях)//Там же. 5. С. 2-3; [Лисицын М., свящ.]. Церковь и музыка. СПб., 1902, 19042 (доп. подзаг.: Панченко, Кастальский и Гречанинов); он же. С. В. Панченко (к портрету)//Музыка и пение. 1902. 5. С. 2-3; он же. Библиогр. заметка//Там же. 1904. 3. С. 8; он же. Библиогр. заметка//Там же. 12. С. 6; он же. Концерт Придворной капеллы (22 мая 1905 г.)//Там же. 1905. 5. С. 6; он же. [Ор. 47 П.: Нотогр. заметка]//Там же. 1907-1908. 12; он же. Библиогр. заметка//Там же. 1908. 2. С. 7; он же. О новом направлении в рус. церковной музыке. М., 1909; он же. Фортепианная музыка С. Панченко//Музыка и пение. 1909/1910. 2. С. 3-4; 3. С. 3-4; 8. С. 4-5; 11. С. 5-6; он же.

http://pravenc.ru/text/2578903.html

Львовское Успенское братство ) (1586). В 1910 г. вышел труд М., посвященный поездке в груз. историческую пров. Эгриси (Лазика) (ныне на территории Турции), в 1913 г.- поездкам в Абхазию и Сванети. Интересны работы М., посвященные источникам сведений о хитоне Господне (1897), о груз. языческих богах (1902), о религ. верованиях абхазов (1915), о груз. мон-ре Зарзма (1922); сочинения М. об арм. лексике в груз. версии апокрифа «Деяния Пилата» (1906), о деятельности груз. средневек. философа Иоанна Петрици (1909), о груз. приписках в греч. Коридетском Четвероевангелии (1911); его комментарии к груз. и арм. переводам Свящ. Писания (1913, 1915, 1916), а также публикации арм. версии библейской хроники Паралипоменон (1902), текстов груз. историков XII в. (1902), Мученичества Колайских отроков и др. источников (Критика и мелкие статьи//ТРАГФ. 1903. Т. 5. С. 53-73), Мученичества 3 близнецов-мучеников Спевсиппа, Елевсиппа и Мелевсиппа (1907) и др. Изд.: Переписка Фотия с арм. вел. кн. Ашотом и арм. патриархом Захариею/Текст и пер.: Н. Я. Марр//ППС. 1892. Т. 11. Вып. 1. С. 179-279; Сборники притч Вардана: Мат-лы для исслед. средневек. арм. лит-ры. СПб., 1894. Т. 2: Текст; Т. 3: Прил.: Описание 10 эчмиадзинских рукописей с указателем; 1899. Т. 1: Исследование; Сказание о католикосе Петре и ученом Иоанне Козерне: Из мат-лов для истории средневек. арм. лит-ры//Восточные заметки. СПб., 1895. С. 9-34; Житие Петра Ивера, царевича-подвижника и еп. Майумского V в./Груз. подлинник издал, пер., предисл. снабдил: Н. Я. Марр. СПб., 1896. (ППС; Т. 16. Вып. 2); Ефрем Сирин, прп. О днях празднования Рождества. Об основании первых церквей в Иерусалиме: Арм. текст с сир. отрывками в арм. транскрипции XII-XIII вв./Исслед., изд., пер.: Н. Я. Марр. СПб., 1900. (ТРАГФ; Кн. 1); Иосиф Аримафейский. Сказание о построении первой церкви в г. Лидде: Груз. текст по рукописям X-XI в. с 2 палеографическими таблицами/Исслед., изд., пер.: Н. Я. Марр. СПб., 1900. (ТРАГФ; Кн. 2); Ипполит Римский, свт. Толкование Песни песней: Груз.

http://pravenc.ru/text/2562396.html

Лит.: П. [Рец. на кн.:] Лисицын М., свящ. Обзор духовно-музыкальной литературы. СПб., 1901//Нар. образование. 1901. Май/июнь. Библиогр. отд. С. 54-57; В. П[етрушев]ский. [Библиогр. заметка:] Лисицын М. Обзор духовно-муз. лит-ры//Церковно-приходская школа. 1901. Кн. 12. С. 421-422; А. Р. [Рец. на изд.:] Лисицын М. А. Обзор духовно-муз. лит-ры//ВиЦ. 1902. Кн. 1. С. 174-177; А. [Рец. на изд.:] Свящ. М. Лисицын. Духовно-муз. соч. для смеш. хора//Музыка и пение. 1903/1904. 2. С. 5-6; 3. С. 6; 5. С. 5; он же. Приятные подтверждения//Там же. 1903/1904. 12. С. 5; Витошинский Е. М. Ответ свящ. М. А. Лисицыну//Там же. 1902/1903. 7. С. 4-5; Леонович М. [Рец. на духовно-муз. соч. Л.]//Там же. 1903/1904. 3. С. 5; 1904/1905. 7/8. С. 7; 1906. 7. С. 6; 1907/1908. 4. С. 8; он же. [Рец. на изд.:] Свящ. М. Лисицын. Церковь и музыка//Там же. 1903/1904. 5. С. 5-6; Компанейский Н. И. Духовно-муз. соч. свящ. М. Лисицына//РМГ. 1903. 25/26. Стб. 614-622; он же. По поводу доклада М. А. Лисицына «О новом направлении в русской церковной музыке»//Музыка и пение. 1908/1909. 2. С. 3-5; Петр В. И. О совр. состоянии церк. пения в Киево-Печерской лавре: [Ответ на ст. Л.]//РМГ. 1903. 27/28. Стб. 631-642; Лебедев В., свящ. Свящ. М. А. Лисицын//Гусельки яровчаты. 1907/1908. 5. С. 7-9; 6. С. 5-6; Азъ [псевд., Авраамов А. М.]. Свящ. М. Лисицын. Духовно-муз. соч., ор. 6//ХРД. 1909. 12. С. 316; Редкий духовный концерт//Музыка и пение. 1909/1910. 2. С. 1-2; Нефедьев Н. По поводу нового течения в правосл. церк. музыке (ответ М. А. Лисицыну)//Колокол. 1911. 1508; Скабалланович М. Н. Неск. поправок к кн. о. прот. М. Лисицына: «Первоначальный славяно-русский Типикон. СПб., 1911 г.»: (Рец. и результаты коллоквиума). К., 1912; Карабинов И. А. Отзыв о труде прот. М. Лисицына «Первоначальный славяно-русский Типикон». СПб., 1911. Пг., 1916 (отт. из: Сб. отчетов о премиях и наградах, присуждаемых Рос. Имп. Акад. наук за 1912 г.: (Премия им. М. Н. Ахматова)); Семёнов. Словарь церк. пения. 1961; Сове Б. И. Русский Гоар и его школа//БТ. 1968. Сб. 4. С. 39-84; Пентковский. Типикон. С. 31-37; Артемова Е. Г. Прот. М. А. Лисицын - идеолог Нового направления духовной музыки//Вестн. ПСТГУ. Сер. 5. 2014. 1(13). С. 136-148; она же. Духовно-муз. культура Петербурга рубежа XIX-XX вв. М., 2015. С. 67-81, 172-184.

http://pravenc.ru/text/2110556.html

После 1905 г. в «П. е. в.» было опубликовано немало статей на церковно-общественные темы, напр. «Соображения по основным вопросам церковного управления и церковной жизни для будущего церковного собора» свящ. Н. Соколова (1906. 4. С. 151-161), «Освободительное движение и современный пастырь» (1906. 7. С. 331-347; 8. С. 391-402) и «Причины разложения духовной школы» (1906. 11-14, 16, 17, 19) свящ. Н. Ф. Быстрова; «Вероисповедная система в Государственной Думе и ее последствия» прот. С. Магнусова (1909. 24. С. 1101-1109). В качестве приложений к «П. е. в.» издавались книги и брошюры: «Саранский вопрос» И. Голубева (1874), «Краснослободский Успенский женский монастырь (историко-статистический очерк)» свящ. И. Беляева (1878), «Слова, беседы и поучения пастырей Пензенской епархии» в 11 томах (1881-1892), «Историческое описание Саранского Спасского собора» прот. А. Масловского (1887), «Внебогослужебные собеседования пастырей Пензенской епархии» свящ. Н. Соколова (1892-1897), «Церкви, причты и приходы Пензенской епархии» А. Е. Попова (1895-1896), «Внебогослужебные собеседования с простым народом о православной вере» свящ. Н. Быстрова (1899), «Личный состав служащих в духовно-учебных заведениях Пензенской епархии» (1899-1907), «Историческая записка о Пензенской ДС за истекший 100-летний период ее существования» А. И. Троицкого (1901), «100-летний юбилей Пензенской ДС 1800-1900 гг.» Троицкого (1901), «Записка об оживлении и обновлении церковноприходской жизни Пензенской епархии» прот. В. И. Лентовского (1916), проповеди, воззвания, протоколы и журналы съездов духовенства, уставы братств и др. Издание «П. е. в.» было возобновлено в дек. 1990 г. (до июня 1998 газета, в 1991-1996 выходила 2 раза в месяц, в 1997-1998 - ежемесячно; с июня 1998 по март 2003 - ежеквартально, в 2004-2009 не изд.), с янв. 2010 г. издается ежемесячно. Лит.: 25-летие (1866-1890) «Пензенских ЕВ»//Пензенские ЕВ. Ч. неофиц. 1891. 1-4; Сацердотов М. И., Смирнов Н. К. Указатель статей местного характера, помещенных в «Пензенских ЕВ» за все время издания их//Памятная книжка Пензенской губ. на 1889 г. Пенза, 1888. С. 331-336; То же, за 1888-1892 гг.//Сб. Пензенского губ. стат. комитета. Пенза, 1893. Вып. 1. С. 1-4; Пензенские ЕВ: Первое 25-летие: 1866-1890. Вып. 1: Сист. указ. Саранск, 1900; Систематический указ. к Пензенским ЕВ за 1866-1900 гг. Пенза, 1902 (также прил. к Пензенским ЕВ. 1902. 3-9, 11-12, 14-21; 1903. 13-15, 17, 19, 21-22; 1904. 4-7/8, 11, 14-15, 17-21, 23; 1905. 24; 1906. 1); Масловский В. Редакторская деятельность А. Е. Попова//Пензенские ЕВ. 1917. 13. Ч. неофиц. С. 360-369; Андреев. Христ. периодика. 493; Розов А. Н. Фольклорно-этногр. мат-лы на страницах ж. «Пензенские ЕВ» (1866-1917)//Рус. фольклор: Мат-лы и исслед. СПб., 2008. Т. 33. С. 381-424; Некрылова Е. В. О прошлом и настоящем вестника Пензенской епархии//Пензенские ЕВ. 2016. 4. С. 26-30.

http://pravenc.ru/text/2579944.html

Соч.: Избр. тр. Тбилиси, 1968. Т. 1 (на груз. яз.); Три ист. хроники: «Мокцеваи Картлисай», «О жизни Багратионов» Сумбата и «Хроника Месхетской Псалтири». Тбилиси, 1890 (на груз. яз.); То же [Источники груз. летописей: Три хроники]//СМОМПК. 1900. Вып. 28. С. 1-216; Еще один из источников «Истории Грузии» царевича Вахушти - гуджар Баратовых из Бетании//ЗВОРАО. 1893. Вып. 8. С. 113-127; Хроника Эриставского Акафиста//СМОМПК. 1901. Вып. 29. С. 95-114; Груз. надписи Ахталы//Там же. С. 138-145; Археол. путешествия и заметки: Гурия, Ачи, Лехаури, Макванети, Гурианта, Горисперди и Шемокмеди//Моамбе. 1902. 2. С. 19-36 (на груз. яз.); Зарзмский мон-рь, его реставрация и фрески//СМОМПК. 1905. Вып. 35; Суджунская церковь и ее древности//ХВ. 1916. Т. 5. Вып. 1. С. 40-50; Церкви и церковные древности Мегрелии//Изв. Кавк. историко-археол. ин-та в Тифлисе. Л., 1927. Т. 2: 1917-1925 гг. С. 69-85; Археол. экспедиция в Лечхум-Сванети в 1910 г. П., 1937 (на груз. яз.); Археол. экспедиция в Кола-Олтиси и Чангли в 1907 г. П., 1938 (на груз. яз.); Список царей и католикосов Никорцминдской рукописи. П., 1938 (на груз. яз.); Две груз. рукописи Ватиканской б-ки//Тр. ТГУ. 1950. Вып. 39. С. 177-187 (на груз. яз.); Древности Чхарской церкви//Вестн. гос. музея Грузии им. С. Джанашия. 1950. Т. 16B. С. 203-210; Археол. экспедиция 1917 г. в южные провинции Грузии. Тбилиси, 1952. Изд.: Сигель [грамота] груз. царя Баграта IV (1027-1072)//ЗВОРАО. 1893. Вып. 9. С. 59-68; Мат-лы для истории Грузии: Ред. Тифлис, 1895 (на груз. яз.); Описание рукописей б-ки Об-ва распространения грамотности среди груз. населения. Тифлис, 1902-1904. Т. 1. Вып. 1-4; 1906-1912. Т. 2. Вып. 1-4; Древняя Грузия. Тифлис, 1909. Т. 1; 1911-1913. Т. 2; 1913-1914. Т. 3; 1914-1915. Т. 4 (на груз. яз.); Груз. древности. Тифлис, 1899. Т. 1; 1909. Т. 2; 1910. Т. 3 (на груз. яз.). Лит.: Марр Н. Я. [Рец. на: Такаишвили Е. Описание рукописей Об-ва распространения грамотности среди груз. населения]//ЗВОРАО. 1904. Т. 15. С. 161; Смирнов Я. И. Ахалгорский клад. Тифлис, 1934; Метревели Р., Бадридзе Ш. Еквтиме Такаишвили. Тбилиси, 1962 (на груз. яз.); Келенджеридзе Е., сост. Библиография трудов Е. С. Такаишвили. Тбилиси, 1963 (на груз. яз.); она же, сост. Архив академика Е. Такаишвили: Описание. Тбилиси, 1972 (на груз. яз.); Сургуладзе А. Еквтиме Такаишвили: Жизнь и деятельность. Тбилиси, 1977 (на груз. яз.); Жордания Г. Возвращенные сокровища. Тбилиси, 1983 (на груз. яз.); Мегрелидзе И. В. Еквтиме Такаишвили: Жизнь и деятельность. Тбилиси, 1989 (на груз. яз.); Чанидзе Н., Бедоидзе К., сост. Святой Еквтиме (Такаишвили) - человек Божий: Сб./Ред.: З. Абашидзе. Тбилиси, 2005 (на груз. яз.); Шарадзе Г. Так начинался св. Еквтиме Такаишвили. Тбилиси, 2005 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/187687.html

Изд.: PG. 88. Col. 1887-1977; Номоканон Иоанна Постника в его редакциях: грузинской, греческой и славянской/Изд. Н. А. Заозерский, А. С. Хаханов. М., 1902; Бенешевич В. Н. Канонический сборник XIV титулов, со 2-й четв. VII в. до 883 г.: К древнейшей истории источников права греко-восточной Церкви. СПб., 1905; Arranz M. I penitenziali bizantini: Il Protokanonarion o Kanonarion Primitivo di Giovanni Monaco e Diacono e il Deuterokanonarion o «Secondo Kanonarion» di Basilio Monaco. R., 1993. P. 30-120 [Protokanonarion], 154-206 [Deuterokanonarion]. Ист.: Pelagius, papa. Epistola ad Ioannem//PL. 72. Col. 738-744; Greg. Magn. Reg. epist. I 4//MGH. Epp. 1891. T. 1. P. 5; III. 52//PL. 77. Col. 647-649; V 39//PL. 77. Col. 749a; V 41//PL. 77. Col. 771a; V 44//PL. 76. Col. 738c - 743; V 45//PL. 77. Col. 743-744; VI 14//PL. 77. Col. 805-806; VI 15//PL. 77. Col. 807c; VI 16//PL. 77. Col. 808c - 809a; VI 17//PL. 77. Col. 809-810; VI 62//PL. 77. Col. 850; VII 31//PL. 77. Col. 893; IX 135//PL. 77. Col. 981; IX. 156//PL. 76. Col. 1004; Ioan. Ephes. Hist. eccl. III 3, 39, 52; Evagr. Schol. Hist. eccl. VI 7, 24; Isid. Hisp. De vir illustr. 39//PL. 83. Col. 1101-1102; Theophyl. Sim. Hist. I 1, 10, 11; VII 6; John of Nikiou. Chronicle/Ed. R. H. Charles, D. Litt. L., 1916. P. 156; Niceph. Chronogr. P. 118; Theoph. Chron. P. 251, 267, 272; SynCP. Col. 7-8, 474, 938, 1038; Niceph. Callist. Hist. eccl. XVIII 34//PG. 147. Col. 396; idem. Catalog.//Ibid. Col. 456; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 234; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 48; T. 3. C. 345. Лит.: Номокан. при Б. Треб.; Суворов Н. Вероятный состав древнейшего исповедного и покаянного устава Вост. Церкви//ВВ. 1901. Т. 8. С. 357-434; 1902. Т. 9. С. 378-417; Алмазов А. Канонарий монаха Иоанна: К вопросу о первоначальной судьбе Номоканона Иоанна Постника. Од., 1907; Vailh é S. Le titre de «patriarche oecuménique» avant S. Grégoire le Grand//EO. 1908. Vol. 11. P. 65-69; Higgins M. J. The Persian War of the Emperor Maurice. Wash., 1939. Vol. 1. P. 43-45; Herman E. Il più antico penitenziale greco//OCP. 1953. Vol. 19. P. 70-127; RegPatr, N 264-272; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 423-425; Honigmann E. Trois mémoires posthumes d " histoire et de géographie de l " Orient chrétien. Brux., 1961. P. 59-64; ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 1210-1211; DSAMDH. Vol. 8. Col. 586-589; CPG, N 7555-7560; ODB. Vol. 2. Col. 1049; Vol. 3. 1491; Кулаковский. История. Т. 2. С. 388; Мейендорф И., протопр. Святитель Григорий Великий и византийское папство// Он же. История Церкви и вост.-христ. мистика. М., 2000. С. 215-242.

http://pravenc.ru/text/Иоанн IV ...

1884 – издание новых Уставов Духовных школ. 1896 – прославление святителя Феодосия Черниговского. 1901 по 1903 – религиозно-философские собрания. 1903 – прославление преподобного Серафима Саровского . 1905 – издание Закона о свободе вероисповеданий. 1906 – Предсоборное присутствие. 1908 – ревизия Духовных Академий. 1909 – перенесение мощей святой благоверной княгини Анны Кашинской. 1910 – издание нового Устава Духовных Академий. 1911 – прославление святителя Иоасафа Белгородского . 1912 по 1914 – Предсоборное собрание. 1913 – прославление священномученика Патриарха Гермогена. 1914 – прославление святителя Питирима Тамбовского. 1916 – прославление святителя Иоанна Тобольского . 1917 – Предсоборный совет. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Знаменский П.В. Руководство по Русской церковной истории. – Казань, 1912. Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. Т.4. Синодальный период 1700–1890. – М., 1893. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. История Русский Церкви. В 5 тт. – М., 1896. Малицкий В.А. Руководство по истории Русский Церкви. Изд. 3. – Тула, 1889. Рункевич С. Т. История Русской Церкви в Синодальный период. Т.1. – СПб., 1900. Жизнеописания подвижников благочестия XVIII-XIX вв. Январь-декабрь. – СПб., 18–19. Поселянин Е. Очерки из истории русской церковной и духовной жизни в XVIII веке. – СПб., 1905. Поселянин Е. Русские подвижники XIX века. – СПб., 1910. Флоровский Г. Пути русского богословия. – Париж, 1937. Барсов Т.В. Святейший Синод в его прошлом. – СПб., 1896. Знаменский П.В. Духовные школы в России до реформы 1808 г. – Казань, 1881. История Российской иерархии. Т. 1–6. – М., 1807–1815. Филарет (Дроздов) митрополит. Собрание мнений и отзывов по учебным и церковно-государственным вопросам. Тт. 1–4 и доп. том. – М., 1885–1888. Порфирий Успенский , епископ. Книга бытия моего. Тт. 1–8. – СПб., 1894–1902. Савва (Тихомиров) архиепископ. Хроника моей жизни в 9 томах. – Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1897–1911. Никанор (Бровкович) архиепископ. Биографические материалы. Т.1. – СПб., 1900.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Композиторы Нового направления в рус. духовной музыке ввели новые М. р. в свои многоголосные обработки. Первыми опубликованными сочинениями А. Д. Кастальского стали «Милость мира» и «Достойно есть» сербского распева , позже появились его «Херувимская» 30) и «Единородный Сыне» 66) того же распева. В наследии главы московской школы есть херувимские напевы московского Успенского собора 19) и «Владимирская», а также «Тебе поем» груз. распева. Интерес к «экзотическому» груз. распеву появился в кон. XIX в., когда цикл Н. С. Кленовского «Песнопения на Литургии св. Иоанна Златоустого» груз. (кахетинского) распева (1899; М., 1902) вызвал в прессе полемику, связанную с проблемой адекватного отражения в многоголосии специфики цитируемого распева (см. об этом: Плотникова Н. Ю. Русская духовная музыка XIX - нач. XX в. М., 2007. С. 146-150). С развитием нотоиздательского дела в кон. XIX в. увеличилось число публикуемых анонимных обработок М. р. Прежде всего это песнопения Обихода - ектении, херувимские, «Милость мира», причастны и др. Наибольшая доля приходилась на московский распев, под которым могли понимать мелодические версии, распространенные в Москве и епархии, поэтому вопрос о его происхождении в каждом случае должен рассматриваться отдельно. Московский распев представлен ектениями (Церковно-певческий сб. СПб., 1911. Т. 2. Ч. 2. 111; Ектении/Ред.-сост.: Е. Б. Резниченко. М., 1991. II (сугубые) 7, 8, 15), песнопениями литургии (напр.: «Во царствии Твоем», «О Тебе радуется», «Тело Христово»//Сб. духовно-муз. песнопений/Изд.: П. М. Киреев. Пг., 1914. Вып. 8: На литургии. 9, 84, 160), всенощной («От юности моея»//Там же. 1914. Вып. 9: Всенощное бдение. 27), венчания (Там же. 1916. Вып. 21: Венчание. 8, 21), Постной Триоди (Трипеснцы Страстной седмицы//Там же. СПб., 1912. Вып. 2: Из Постной Триоди. 5) и др. («С нами Бог», «Тело Христово», «Радуйся Невесто неневестная», «Во царствии Твоем», «Не отврати лица Твоего», «Дал еси достояние»//Сб. церк. песнопений/Сост.: В. М. Орлов. М., 1897. 1, 3, 4, 9-11).

http://pravenc.ru/text/2563052.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010