– Киев: Тип. Горбунова, 1905. – 7 с. – Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. – 1905. 469 . Слово в день Рождества Пресвятыя Богородицы, произнесенное 8 сент. 1906 г. в Киево-Софийском соборе. – Киев, 1907.– 7 с. 470 . Слово в день св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова 26 сентября «Любовь – источник истинного Боговедения и основа христианского просвещения»: Произнесено 26 сент. 1908 г. в церкви Киево-Братского монастыря. – Киев, 1908. – 7 с. – Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. – 1908. 471 . Слово в Неделю 19-ю по Пятидесятнице и в день памяти св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова: Произнесено в церкви Киево-Братского монастыря 26 сент. 1904 г. -Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. – 1904. 472 . Слово в пяток третьей недели Великого поста (10 марта 1900 года) на пассии «О крестоношении». – Киев, 1900. – 10 с. – Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. – 1900. 473 . Слово в пяток третьей седмицы Великого поста, при воспоминании Страстей Христовых: Произнесено в Великой церкви Киево-Братского монастыря 24 февр. 1912 г. на пассии. – Киев, 1912. – 10 с. – Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. – 19U. 474 . Слово в пяток четвертой седмицы Великого поста «Страсти Христовы и наши страдания и скорби». – Киев, 1910. – 7 с. Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. 475  Слово на заупокойной литургии в 40-й день по смерти профессора Василия Федоровича Певницкого . – Киев, 1911. 5 с. – Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. – 1912. Глубоковский Николай Никанорович (1863–1937) Николай Никанорович Глубоковский родился 6 декабря 1863 года в селе Кичменгский городок Вологодской губернии в семье священника. Начальное образование получил в церковноприходской школе и Никольском Духовном училище. По окончании Вологодской Духовной семинарии в 1884 году поступил в Московскую Духовную Академию, которую окончил в 1889 году. Магистерская диссертация Николая Никаноровича «Блаженный Феодорит , епископ Киррский: его жизнь и литературная деятельность», по отзыву профессора И.Н. Корсунского , является «феноменальным, классическим произведением русской богословской литературы».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

См. также: Ходоровский И., священник. Великий подвижник... Хаджи Георгий... 881). 255 . Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского . С присовокуплением предисловия на книги святого Григория Синаита , Филофея Синайского, Исихия Пресвитера и Нила Сорского , сочиненных другом его и спостником, старцем Василием Поляномерульским , о умном трезвении и молитве. Изд. 2-е. М., Козельская Введенская Оптина Пустынь, 1847. XVI, 302, III с. Изд. 3-е. 1892. 276, IV с. 256 . Житие и подвиги святого Григория Паламы , архиепископа Фессалоникского. Соч. патриарха Константинопольского Филофея. Изд. иеромонаха Антония. Одесса, 1889. 257 . Житие преподобного и богоносного отца нашего Афанасия Афонского , основателя общежития на Афоне, с изображением его. СПб., РПМА, 1866. Изд. 5-е. М., РПМА, 1887, 51 с. Изд. 6-е. М., РПМА, 1894. Изд. 7-е. М., РПМА, 1901. Изд. 8-е. М., РПМА, 1908, 63 с. См. также: Помяловский И. В. Житие преподобного Афанасия Афонского ... 612). 258 . Житие преподобного и богоносного отца нашего Петра, подвизавшегося на Святой Афонской Горе, с изображением его. СПб., РПМА, 1869. Изд. 5-е. М., РПМА, 1889. Изд. 6-е. М., 1896. Изд. 7-е. М., 1901. 36 с. Изд. 8-е. М., РПМА, 1908. 259 . Житие преподобного и богоносного отца нашего Саввы, архиепископа Сербского, подвизавшегося на Святой Афонской горе. Изд. 3-е. СПб., РПМА, 1869. Изд. 4-е. М., РПМА, 1894. Изд. 5-е. М., РПМА, 1901. Изд. 6-е. М., РПМА, 1911. 260 . Житие Преподобного отца нашего Афанасия Афонского . М., 1909. 31 с. Изложено на рус. яз. по руководству Четьих Миней святителя Димитрия Ростовского . Ср.: Помяловский И. В. Житие... Афанасия Афонского ... 261 . Житие Преподобного отца нашего Максима Грека . С прибавлением его двух душеполезных слов и канона Святому Духу-Параклиту. СТСЛ, 1909. 262 . Житие Преподобных и Богоносных отец Свв. Симеона Мироточиваго и Святителя Саввы I, Сербских чудотворцев. Изд. 2-е М. Д. Усова. Шамордино, 1916. 59 с. В конце текста примеч.: «Житие это составлено по следующим книгам: Житие Преподобного и Богоносного отца нашего Саввы I, архиепископа Сербского. Изд. 5-е Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. – Жития святых, Филарета, архиепископа Черниговского. – Жития святых, Протопопова. – Жития святых, Бахметевой. – Письма Святогорца. – Сказания о странствии и путешествии... инока Парфения».

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

22. Николай Полиевктов (псков. сем.), кандидат спб. акад. 1823 г. Из профессоров псковской сем., по прошению, перемещен на 2-й класс словесности и на греч. языке в низш. отд. в начале 1825 г.; в августе занял должность библиотекаря; принял священство и в сентябре 1827 г. уволен из семинарии; был законоучителем Пажеского корпуса. Впоследствии – протоиерей Христорождественской церкви, на Песках. † 1862 г. 23. Козьма Успенский (новгор. сем.), магистр спб. акад. 1821 г.; из Владимирской семин., перемещен на церк. историю и греч. яз. в сент. 1825 г. В 1826 г. поступил в секретари сем. правления, а в сент. 1828 г. оставил эту должность. В 1830 г. вышел во священники к церкви Института корпуса путей сообщения, откуда удален в 1832 г., потом отправлен в Валаамский монастырь на 3 года и затем получил место священника в селе царскосел. уезда. † 1841 г. 24. Иван Ивановский (спб. сем.), старший кандидат спб. акад. 1825 г. По окончании курса, определен на математику и евр. язык; в 1827 г. получил степень магистра и поступил в библиотекари семинарии. Рукоположен во священника к церкви Горного кадетского корпуса и в 1829 г. вышел из семинарии. † 1831 г. 25. Николай Турчанинов (спб. сем.), старший кандидат спб. акад. 1825 г.; в апр. 1826 г. назначен на кафедру гражд. истории и франц. яз. С 1829 г. библиотекарь. В 1829. получил от государя Императора бриллиантовый перстень за поднесенное сочинение: «О соборах, бывших в России». По причине вдовства, уволившись в светское звание, в 1833 г. поступил в 1-ю гимназию учителем истории и статистики, потом вскоре перемещен в 3-ю 28 . В январе 1834 г. вышел из семинарии в смотрители Александринского Сиротского дома, оставаясь и учителем гимназии. Впоследствии – тайный советник. 26. Иван Чупровский (спб. сем.), магистр и бакалавр спб. акад. 1827 г.; до приезда инспектора Владимира, в течении месяца, исправляя должность профессора философии. В 1829 г. из академии перемещен в псковскую семинарию профессором математики, † 1850 г. 27. Иван Мелиоранский (тул. сем.), магистр моск. акад. 1824 г. В окт. 1827 г. переведен из псковской сем. на словесность; с сент. 1828 г. – секретарь правления; в тоже время преподавал еще греч. язык, но, затрудняясь совмещать два предмета с секретарством, просил в помощь лектора. В 1832 г. вышел во священника к Екатерининской церкви, на Васил. остров. Умер в 1869 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

77. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 1. М., 1898. 78. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 2. М., 1898. 79. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 3. М., 1898. 80. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 4. М., 1899. 81. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 5. М., 1899. 82. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 6. М., 1900. 83. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 7. М., 1900. 84. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? Письма еп. Феофана. 5-е изд. М., 1904., 85. Добротолюбие. 2-е изд. Т. 1. М., 1883; 3-е изд. М., 1895. 86. Добротолюбие. 2-е изд. Т. 2. М., 1884. 87. Добротолюбие. 2-е изд. Т. 3. М., 1888; 3-е изд. М., 1900. 88. Добротолюбие. 2-е изд. Т. 4. М., 1889. 89. Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1890; 3-е изд. М., 1900. 90. Писание мужей апостольских. Ерм . Пастырь/Пер. прот. Петра Преображенского . 2-е изд. СПб., 1895. 91. Афонский патерик, или Жизнеописание святых, на Святой Афонской горе просиявших. 7-е изд. Ч. 1 и 2. М., 1897. 92. Глинский патерик/Прил. к диссертации свящ. Александра Чеснокова «Глинская пустынь». (Машинопись. Ин. 200276). Загорск. 1990. 93. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцев. М., 1845. 94. Древний патерик. М., 1874. (Он же Скитский патерик). 95. Древний патерик: Избранные сказания. М., 1914. 96. Жизнь пустынных отцев/Творение пресвитера Руфина. ТСИ, 1898. 97. Киево-Печерский патерик/Сост. М. Викторова. Киев, 1893. 98. «Лавсаик» /Сост. Палладий, еп. Еленопольский. СПб., 1850. 99. Луг духовный/Творение блаженного Иоанна Мосха . Сергиев Посад: Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1915. 100. Митерикон: Собрание наставлений аввы Исаии всечестной инокине Феодоре. 2-е изд./Пер. еп. Феофана. М., 1898. 101. Отечник/Еп. Игнатий(Брянчанинов). 4-е изд. СПб., 1903. 102. Палестинский патерик/И. Помяловский. Вып. 5. СПб., 1895. 103. Пролог в поучениях/Прот. В. Гурьев . М., 1912. 104. Соловецкий патерик. М., 1895. 105. Троицкие цветки с луга духовного/Сост. арх. Кронид (Любимов). ТСЛ, 1997. 106. Цветник духовный. В 2 ч. 5-е изд. М., 1903.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Вернуться 18 Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кессарии Каппадакийской. – Репр. изд. – М.: Изд. Отд. Московск. Патриархата, 1991–1995. – 5 кн. Ч.2: Толкование на пророка Исаию. – Репр. изд. 1891. – М.: Паломник, 1993. – С.346. Вернуться 19 Бл. Иероним. Осьмнадцать книг толкований на пророка Исайю. – Творения. Киев, 1906, 1911, т. 7. – С. 122. Вернуться 21 Августин Аврелий. О граде Божием/Творения: в 4 т.//Т. 3. – Киев: Алетейя: УЦИММ-Пресс, 1998. – С. 595. Вернуться 22 О Душе/Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан; пер. с лат., вступ. ст., коммент. и указат. А. Ю. Братухина. – СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2008. – С.254. Вернуться 23 Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кессарии Каппадакийской. – Репр. изд. – М.: Изд. Отд. Московск. Патриархата, 1991–1995. – 5 кн. Ч.2: Толкование на пророка Исаию. – Репр. изд. 1891. – М.: Паломник, 1993. – С. 358. Вернуться 24 Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кессарии Каппадакийской. – Репр. изд. – М.: Изд. Отд. Московск. Патриархата, 1991–1995. – 5 кн. Ч.2: Толкование на пророка Исаию. – Репр. изд. 1891. – М.: Паломник, 1993. – С. 340. Вернуться 25 Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кессарии Каппадакийской. – Репр. изд. – М.: Изд. Отд. Московск. Патриархата, 1991–1995. – 5 кн. Ч.2: Толкование на пророка Исаию. – Репр. изд. 1891. – М.: Паломник, 1993. – С. 334. Вернуться 27 Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Духовной Акад., 1898. Беседа на 1 Кор. 29: 1. Вернуться 28 Метафора – образное сравнение, например: Вот глина в руке горшечника, то вы в Моей руке… (Иер. 18: 6). Вернуться 29 Упоминание о чем-либо, что должно пониматься сведущими людьми, как указание на другую реальность, например: Восстань, святись (Иерусалим); ибо пришел свет твой… (Ис. 60: 1) – имеется в виду Небесный Иерусалим и Слава Божия в Царстве Божием, притягательные для всех царей и народов земли.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

5.7. В марте 1854 г. АТ составил подробный план «Повести о достопамятном монахе Василиске, пустынножителе Сибирских лесов» (Муз-9265. Л. 196–199), основу которой должен был составлять русский перевод «Повествования ученика о старце Василиске» и комментарии к нему (Там же. Л. 203 об. – 205, 207–239: нечетные номера, 240; 241–246, подробнее см. 5.12). В компиляцию также должны были входить и другие тексты из Муз-9265, соединенные между собой связующими фразами: «Биографический очерк старца Василиска» (3 февраля 1850 г.//Л. 247 об.), «Поучительные изречения старца Василиска» (2 февраля 1850 г.//Л. 250 об.), «Главные черты характера старца Василиска» (3 февраля 1850 г.//Л. 247), «Молитвенные наслаждения подвижника Петра Мичурина» (2 февраля 1850 г.//Л. 251–254 об.), «Об истине молитвенной сладости, потребности искания ее и пользе размышления об оной» (4 февраля 1850 г.//Л. 188–194 об.), «Взгляд на жизнь святых отцев пустынных, описанную в “Достопамятных сказаниях” и “Духовном луге”» (10 февраля 1850 г.//Л. 263–264 об.), «Преложение XXVI и XXVII трезвенных глав святого Марка, о молитвенных восхищениях» (13 апреля 1850 г.//Л. 277–279), «Пример последствий от внимательной молитвы. Изложение святого Каллиста, Патриарха Константинопольского, прозванного Ксанфопулом, жившего в XIV в.» (2 сентября 1847 г.//Л. 273–275 об.), «Сладостные ощущения при внутренней молитве монаха Лазаря, простосердечного мирянина и девицы Э., живших в западных странах» (12 апреля 1850 г.//Л. 265–268) и «Взгляд на внутреннюю молитву людей, не осененных светом Откровения» (14 февраля 1850 г.//Л. 255 об.). Рассматриваемый «план» хорошо иллюстрирует методику компилирования на текстологическом макроуровне, то есть составления пространных компиляций из имеющихся текстов, которую использовал АТ. Однако заимствования осуществлялись и на текстологическом микроуровне, потому что описание молитвенной техники, которую, по мнению АТ, использовал старец Василиск для достижения благодатных действий, восходит к составленному 17 января 1849 г. «Извлечению художественных способов ко внутренней молитве из описаний отцов Церкви» (Муз-9265. Л. 196 об., 151 об. – 152. Ср.: Троепольский. 1994: 283). Это небольшое заимствование свидетельствует об уверенности АТ в правильности его интерпретации учения о сердечной молитве и молитвенной практике, содержащегося в Добротолюбии.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/is...

Пс. 63, 7. Иак. 1, 24. Евагрия монаха наставления о подвижничестве. Добротолюбие, указ. изд., т. 1, с. 545. Преп. Никита Стифат. Добротолюбие, указ. изд., т. 5, с. 89. Быт. 3, 8. Стихотворение святителя Григория Богослова. Собрание творений, АСТ, 2000, т. II , с. 138. Поучение преподобного Антония Великого. Отечник. Собр. соч. святителя Игнатия Брянчанинова, т. VI , М., 2001, с. 38. Григорий Богослов, Собрание творений, т. II , АСТ, 2000, с. 107. Там же. Святитель Игнатий Брянчанинов, указ. изд., т. IV , с. 190. Преподобный Макарий, указ. изд., с 99. Евагрия монаха наставления о подвижничестве. Добротолюбие, указ. изд., т 1, с. 575. Евагрий монах, Добротолюбие, указ. изд., т. 1, с. 580. Творения аввы Исаака Сирина, указ. изд., с. 44. 1 Кор., 15, 10. Иак. 1, 5. выражение свт. Григория Нисского . Преподобный Макарий, указ. изд., с. 192. Архимандрит Софроний (Сахаров). Духовные беседы, указ. изд., с. 214. Епископ Каллист (Уэр). Внутреннее царство. Дух и л i тера, 2004, с. 27. Олеся Николаева. Православие и свобода. М., 2002, с. 230. Преподобный Никон Оптинский. Дневник. Сардоникс, 2003, с. 295. Кол. 1, 10, 9. Лк. 5, 4. Кол. 2, 21. Гал. 4, 9. Ин. 4, 24. А. И. Осипов. Православное понимание смысла жизни. Киев, 2001, с. 11. Х. Яннарас. Вера Церкви. М., 1992, с. 41. Преподобный Макарий Египетский. Духовные беседы. Указ. изд., с. 275. Мф. 12, 36. Лк. 5, 5. Мф. 12, 34. Преподобный Макарий Египетский, указ. изд., с. 301. Флп. 3, 2. 2 Кор. 11, 13. 2 Тим. 4, 14. Тит. 1, 10 – 12. См. замечательное исследование В. Янкелевича в кн. «Ирония. Прощение», Минск, 2004. Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения. Указ. изд., с. 89 – 90. Цит. по: И. Кондаков. Психология в зеркале пушкинской судьбы. М., 2000, с. 200. Ин. 15, 13. Творения, указ. изд., с. 42. Митрополит Вениамин (Федченков). Божьи люди. М., 1997, с. 129. Лествица, указ. изд., с. 168. Г.П. Федотов, указ. изд., т. Х, с. 349. Умолкнувшие колокола. Новомученики Российские. М., 2002, с. 318. Добротолюбие, указ. изд., т. 5, с. 205.

http://pravmir.ru/o-sovremennom-monashes...

1111 CPGS 2093 (слова 1-3), 2230 (слово 4). — Изд. 1112 Абсолютно всеми учеными ныне признается, что произведение не принадлежит св. Афанасию и должно относиться к разряду spuria. Однако подлинное авторство до сих пор не установлено, новейшая литература указана в CPGS 2230. — Изд. 1113 CPGS 2094. — Изд. 1114 Абсолютно всеми учеными ныне признается, что произведение не принадлежит св. Афанасию и должно относиться к разряду spuria. Однако подлинное авторство до сих пор не установлено, новейшая литература указана в CPGS 2230. — Изд. 1115 CPGS 2094. — Изд. 1116 ... Ιδιτητα του Υο προς τον Πατρα... το Πιμα προς τον Υν. — Ред. 1117 Β TLG главы 8-23 помещены отдельно под заглавием In illud: Qui dixerit verbum in filium (TLG 2035/44, CPG 2096). Роспись творений св. Афанасия в БВ ошибочно не указывает для TLG 2035/44 и CPG 2096 соответствия в русском переводе — под 627 (Библиографический указатель к «Творениям святых отцов в русском переводе»//БВ 3. 2003. С. 332). — Ред., Изд. 1118 CPGS 2128. — Изд. 1119 CPGS 2134. — Изд. 1120 CPGS 2135. — Изд. 1121 CPGS 2101. См. также новый рус. пер. Т. В. Поповой предисловия и гл. 77//Пам. виз. литер. С. 39—44. Из работ на рус. яз.: Войтенко А. А. «Житие преп. Антония Великого» свт. Афанасия Александрийского и начало христианского монашества//ВВ 60 (85). 2001. С. 83—98. Иностранная литература: Библиография исихазма/Под общ. ред. С. С. Хоружего. М., 2004. Раздел 4 (сост. А. Г. Дунаев ), 416-443. — Изд. 1122 CPGS 2133. — Изд. 1123 CPGS 2095. — Изд. 1124 Очевидный пропуск строки; восстановлено по русскому переводу послания (Св.-Тр. Серг. лавра, 1903; репринт: М., 1994). — Ред. 1125 CPGS 2098. — Изд. 1126 CPGS 2100. — Изд. 1127 CPGS 2102. — Изд. 1128 См. также: Мецгер. Канон. С. 309. Помимо рус. пер., указанного в БВ 3 под 644, см. также: Правила святых отец. С. 137-143 (греч. и церковнослав. тексты), 143—145 (древние толкования в рус. пер.); Правила Православной Церкви. С. 357-362 (рус. пер. с коммент.). Крит. изд. греч. и слав, текстов: Бенешевич.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

129 Алистер Маграт. Цит. изд. стр. 188. 130 “Основные принципы веры евангельских христиан-баптистов”. Одесса. изд. “Черноморье” 1992 г. стр. 6. 131 Пол Р. Джексон. Доктрины и устройство баптистских церквей. Изд. “христианское просвещение” 1993 г. стр. 139. 132 А.В. Карев, К.В. Сомов. «История христианства» изд. 1990 г. ФРГ стр. 93. 133 История баптизма. Изд. “Богомыслие”. 1996 г. стр. 21. 134 Пол Р. Джексон. Доктрины и устройство баптистских церквей. Изд. “христианское просвещение” 1993 г. стр. 156–157. 135 Диак. А.Кураев “Наследие Христа”. М.1998, стр. 34 –35. 136 Павел Рогозин. “Откуда все это появилось”. Луцк. стр. 9. 137 П.И. Рогозин. цит. изд. стр. 63. 138 Ириней. Цит. изд. книга III, гл. IV, параграф 1. 139 Богомыслие. Одесса, 1999 г., стр. 235. 140 П.И. Рогозин. цит. изд. стр. 9. 141 П.И. Рогозин. цит. изд. стр. 9. 142 П.И. Рогозин. цит. изд. стр. 9. Этот же аргумент приводит и С.В. Санников (цит. изд. стр. 170). 143 П.И. Рогозин. цит. изд. стр. 11. 144 П.И.Рогозин. цит. изд. стр. 9. 145 П.И.Рогозин. цит. изд. стр. 9. 146 Джон Уайтфорд. Только одно Писание. Несостоятельность протестантской точки зрения на Священное Писание. Нижний Новгород изд. Им. Александра Невского. 2000 г. стр. 72. Интернет 147 Приведу небольшой пример такого подхода к “церковной собственности”. (А Священное Писание есть драгоценная часть этой собственности, а никак не музейное достояние человечества). Пропитавшись оккультными идеями, псевдоправославные религиозные деятели тоже очень ценят всё церковное. Например, купол с крестом они толкуют как антенну для концентрации космических энергий, через купол низводимых внутрь храма. Поэтому они частенько приходят в храм “подзарядиться”, стоя непосредственно под куполом. Казалось бы, чего проще?! Зайдя в церковь, спросите у православного о куполе и кресте! Он вам расскажет и об истории их образования, и о том, что они символизируют. Но нет. Почему-то ни слушать, ни спрашивать у них желания не возникает. Воспринятая извне ложная установка (храм – аккумулятор энергий космоса) и сугубо внешний подход к Церкви становятся причиной неприятия объяснения Церковью своих собственных проявлений.

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

Таким образом, проэкт 1813 года требует 1) умысла, 2) прерыва богослужения для наличности церковного мятежа; но этого мало. Его особенность еще в том, что особой статьей, именно § 117, он подвергает тем же самым наказаниям всех, кто такия преступления учинит в церквах других христианских исповеданий. Обратимся к Своду Законовь Уголовных. Здесь нарушению мирянами благочиния в церкви посвящена 204 ст. (по изд. 1832 г., 222 по изд. 1842 г).: «Кто нарушит благоговение при отправлении службы Божией, или к соблазну других придет в церковь пьяный, или пришед в церковь, учинит во время службы Божией суетный разговор о светских или иных делах, или будет ходить взад и вперед по Церкви, или говорить громко, или кричать, или хохотать начнет, или иной учинит шум, или от службы Божией отвратить внимание православных словом, делом или движением: того подвергать взысканию штрафа в пользу Приказа Общественного Призрения, или временному аресту, тюремному заключению, или телесному наказанию» (204 ст.; 222 ст.). Недопущение совершить литургию подвергало виновного лишению всех правь состояния, наказанию кнутом и ссылке в каторжную работу (206 ст. изд. 1832 г.; 224 ст. изд. 1842 г.). Духовные особы в этих случаях подлежали духовному суду (ст. 207 изд. 1832 г.; ст. 225 изд. 1842 г.). Что касается Уложения о наказаниях, то в первых изданиях его особыми статьями запрещалось нарушать в церкви должное благоговение и неприлично-громким криком, хохотом или иным шумом производить соблазн (ст. 231 изд. 1845 г.; ст. 243 изд. 1857 г.), – занимать места, предназначенные для священнослужения (ст. 233 изд. 1845 г.; ст. 245 изд. 1857 г.), или места, где стоят особы Императорской Фамилии (ст. 234 изд. 1845 г., ст. 246 изд. 1857 г.), подавать в церкви просьбы кому бы то ни было (ст. 235 изд. 1845 г.; ст. 247 изд. 1857 г.) и наконец – силою врываться в церковь (ст. 236 изд. 1845 г.; ст. 248 изд. 1857 г.). Наказанием за эти проступки служат или денежная пеня от 50 коп. до 1 рубля или арест от 3 до 7 дней. Только остановка богослужения, вызванная в первом случае, усиливает наказание арестом до 3 месяцев maximum. После издания Устава о наказаниях все эти статьи заменены одной 35 ст. Устава, по которой за нарушение благоговевия в церкви, часовне или ином молитвенном доме непристойным криком и шумом или неблаговидными поступками виновные наказываются или арестом не свыше 1 месяца или денежной пеней не свыше 100 рублей. Священнослужители же и церковнопричетники как белого, так и черного духовенства за нарушение благочиния в церквах наказываются по определению своего духовного начальства (ст. 218).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sud-i-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010