— Есть, конечно. Но они относятся не столько к книгоизданию, сколько к самому тексту. Да, мы можем выходить с инициативой, но, чтобы аргументированно и взвешенно предоставить предложение в Синодальную богослужебную комиссию и на Синод, нужно предложение это и его контекст очень обстоятельно проработать. Нужно провести научно-исследовательскую работу, которая всегда требует много времени и сил. Очень часто мы этого себе позволить не можем. У нас есть утвержденный издательский план, реализация которого предполагает выпуск тиражей богослужебных книг, а исследовательская работа имеет совершенно другой принцип планирования и распределения ресурсов. К сожалению, многие этого не понимают и ждут от Издательства каких-то громких и значимых инициатив. В этой связи интересно то, что очень многие, включая священников и даже архиереев, до сих пор воспринимают Издательство по-старому — как Издательский отдел. И иск­ренне недоумевают: что вы там, в «издательском отделе», не сделаете то-то или то-то? Это ведь ясно как Божий день! Они судят по времени митрополита Питирима (Нечаева) , который возглавлял Издательский отдел с 1964 по 1994 год. Будучи монополистом в церковном издательском деле, отдел под руководством митрополита Питирима решал множество задач, в том числе и научных. Это было другое время, другая конфигурация процесса, другие полномочия. Сейчас Издательство Московской Патриархии, в соответствии с реформой, благословленной Святейшим Пат­риархом Кириллом в 2009 году, — это именно издательство, с соответствующей конфигурацией процесса и набором задач. Издательские инновации — И все же опять вернусь к теме Служебника. Среди священников давно идут разговоры о том, что классический Служебник перенасыщен информацией, которая увеличивает его объем. Из-за этого во время службы им сложно пользоваться. Можно ли его сократить? — Если мы ставим на обложку книги традиционное название «Служебник», то мы должны, конечно, соблюдать формуляр Служебника. Краткий вариант возможен, но тогда нужно ему давать другое название, например «Служебник с сокращениями», «Краткий Служебник» или «Служебник с русскими пояснениями», то есть что-то такое добавлять, что его выводит из свода канонических богослужебных книг. И мы так делаем. У нас есть серия «Служебник в отдельных изданиях», в которой мы выпустили последование каждой Литургии в виде отдельной книжечки. В этой же серии вышло, например, «Последование проскомидии». Издание решено в виде блокнота на металлической пружине. Принцип блокнота позволяет полностью раскрыть книжку и не заботиться во время совершения проскомидии о том, чтобы она не закрывалась, как это обычно бывает с любым Служебником в твердом переплете. Мне как священнику это хорошо знакомо.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5822380...

Ис полла эти, деспота! Вечная Вам память, дорогой деспот, что в переводе с греческого означает – всегда и во всем Владыка! Николай Лисовой , старший научный сотрудник Института русской истории РАН С Владыкой – в Издательстве и на приходе Мои воспоминания связаны как с Издательским отделом Московского Патриархата, где я работал под руководством Владыки Питирима почти 15 лет, а впоследствии сотрудничал с ним до его кончины, так и с Волоколамским благочинием, в котором я и сейчас служу и в котором викарий Московской епархии митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим был моим непосредственным наставником. С 1982 года я являюсь настоятелем Преображенского храма села Спас Волоколамского района, а с 2002 года настоятелем по совместительству Троицкой церкви с. Новлянское; с 1999 года к Преображенскому храму приписана церковь -усыпальница в имении великого князя Константина Константиновича Романова в с. Осташово (оба последних храма были сильно разрушены и в настоящее время нами восстанавливаются). Мой жизненный путь к Церкви, знакомству с Высокопреосвященным Питиримом и сотрудничеству в Издательском отделе – не совсем обычен. До этого я окончил институт, а затем очную аспирантуру во ВНИИ экономики сельского хозяйства (при ВАСХНИЛ) и защитил диссертацию на степень кандидата экономических наук. Около десяти лет проработал в НИИ планирования и нормативов при Госплане СССР. Теоретическая подготовка у нас была достаточно высокой, и уже в 1970-х годах как экономист я осознал, что никакой научной теории «экономики социализма» нет, понял и бессмысленность моего пребывания в науке. Одновременно я дозревал духовно. Будучи прихожанином Преображенского храма в Переделкине, я познакомился с его настоятелем, который с 1972 года стал моим духовником. В январе 1981 года я распрощался с наукой и по благословению духовного отца начал трудиться в Елоховском Богоявленском соборе простым рабочим. Продолжалась эта работа менее года: вскоре мой духовник предложил мне обратиться к отцу Иннокентию (Просвирнину) , заместителю главного редактора «Журнала Московской Патриархии», а тот познакомил меня с Владыкой (его кабинет тогда был в Новодевичьем монастыре). После беседы Владыка предложил мне работу в Издательском отделе. Вспоминаю, когда я подал в Елоховском прошение на увольнение, ктитор собора Николай Семенович Капчук настойчиво уговаривал меня остаться, говоря, что мне предстоит нести послушание ризничего собора. Я до сих пор благодарен ему за доверие и благое отношение ко мне, грешному. Мне и самому не хотелось уходить из собора, где пребывают мощи Святителя Московского Алексия и можно ежедневно ему молиться и поклоняться святым мощам.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

С  целью вовлечения молодежи в церковное служение Отдел разработал программу по созданию Всероссийского  движения православной молодежи. Программа включает основные направления деятельности православной молодежи и организационные мероприятия по поддержке этой деятельности. Минувшие 4 года явились временем становления «Всероссийского православного молодежного движения» (ВПМД) — этой общероссийской общественной молодежной организации, созданной по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и действующей при Синодальном отделе по делам молодежи. Учредительный съезд ВПМД как Межрегиональной общественной организации состоялся  3 – 4 марта 2002 года, однако, настоящий рост числа её епархиальных отделений приходится на истекший четырехлетний период.  В настоящее время  отделения ВПМД действуют в 23 епархиях и объединяют до  4 000 молодых людей. Развивала свою деятельность и детская организация в лоне Русской Православной Церкви — Братство Православных Следопытов. БПС действует по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Для осуществления своих воспитательных целей Братство использует скаутский метод, являясь  членом Всемирной Организации Скаутского Движения. Первый отряд следопытов—разведчиков появился в России в 1909 г. Покровительство движению оказывали святая преподобномученица Елизавета Феодоровна и святой император—страстотерпец Николай II, почетным членом был св. цесаревич Алексий. Движение активно развивалось до революции: в 1916 году более чем в 170 городах России было около 50 000 скаутов—разведчиков. Возрождение скаутинга в России началось в 1989 г. В декабре 1990 г. БПС было создано как организация Русской Православной Церкви. Основными направлениями деятельности ВПМД и БПС являются: — Сотрудничество с детскими и подростковыми молодежными организациями. Координация деятельности православных молодежных организация Российской Федерации и г. Москвы. — Миссионерское и духовно — просветительское, социальное, нравственно—политическое  служение молодежи, среди молодежи и для молодежи.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

С целью вовлечения молодежи в церковное служение Отдел разработал программу по созданию Всероссийского движения православной молодежи. Программа включает основные направления деятельности православной молодежи и организационные мероприятия по поддержке этой деятельности. Минувшие 4 года явились временем становления «Всероссийского православного молодежного движения» (ВПМД) — этой общероссийской общественной молодежной организации, созданной по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II и действующей при Синодальном отделе по делам молодежи. Учредительный съезд ВПМД как Межрегиональной общественной организации состоялся 3 – 4 марта 2002 года, однако, настоящий рост числа её епархиальных отделений приходится на истекший четырехлетний период. В настоящее время отделения ВПМД действуют в 23 епархиях и объединяют до 4 000 молодых людей. Развивала свою деятельность и детская организация в лоне Русской Православной Церкви — Братство Православных Следопытов. БПС действует по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Для осуществления своих воспитательных целей Братство использует скаутский метод, являясь членом Всемирной Организации Скаутского Движения. Первый отряд следопытов—разведчиков появился в России в 1909 г. Покровительство движению оказывали святая преподобномученица Елизавета Феодоровна и святой император—страстотерпец Николай II, почетным членом был св. цесаревич Алексий. Движение активно развивалось до революции: в 1916 году более чем в 170 городах России было около 50 000 скаутов—разведчиков. Возрождение скаутинга в России началось в 1989 г. В декабре 1990 г. БПС было создано как организация Русской Православной Церкви. Основными направлениями деятельности ВПМД и БПС являются: — Сотрудничество с детскими и подростковыми молодежными организациями. Координация деятельности православных молодежных организация Российской Федерации и г. Москвы. — Миссионерское и духовно — просветительское, социальное, нравственно—политическое служение молодежи, среди молодежи и для молодежи.

http://sedmitza.ru/lib/text/429976/

В Издательском отделе его работа также шла весьма успешно. И если на поприще учебно-педагогической деятельности Константин Михайлович прошел путь от рядового преподавателя до профессора Московской духовной академии, то в стенах центрального церковного издательства — от литературного редактора до ответственного секретаря редакции «Журнала Московской Патриархии» (1986–1992). За эти годы им было опубликовано более пятидесяти статей и заметок. Некоторые из них имеют особое значение: так без ссылок на фундаментальную статью К.М. Комарова «40 лет Издательскому отделу Мос-ковского Патриархата» (ЖМП 1985) ныне не обходится ни одна работа по истории издательского дела Церкви в советский период ее существования. Был он и членом редакционной коллегии сборника «Богословские труды». За свою разнообразную и успешную работу на ниве православного духовного просвещения Константин Михайлович удостоился многочисленных церковных наград, в том числе орденов Святого равноапостольного князя Владимира III степени, Преподобного Сергия Радонежского II и III степеней, Благоверного князя Даниила II и III степеней, патриарших похвальных грамот, а также приветственного адреса от Святейшего Патриарха Алексия II к 70-летию со дня рождения. В последние годы, уже в преклонном возрасте, К.М. Комаров продолжал работать преподавателем в Иконописной школе при МДА. Но годы брали свое, и в 2003 году он все же вынужден был уйти на пенсию. Однако и на заслуженном отдыхе, будучи по болезни отделен от духовной школы, он продолжал жить ее интересами. Так, по благословению владыки Верейского Евгения, ректора МДАиС, он написал воспоминания о послевоенном возрождении семинарии и академии, о том времени, преподавателях, о своих товарищах; к сожалению, он передал рукопись в академию с какой-то оказией, она там затерялась и до сих пор не найдена... Последнее лето своей жизни он провел на подмосковной даче в Алабино, опекаемый преданной женой. В день своих именин (память благоверного Ярославского князя Константина Всеволодовича, 3/16 июля) к нему приехал его ученик протоиерей Александр Сложеникин и причастил его. Константин Михайлович уже с трудом ходил, но сохранял светлую голову. Ужасная жара августа сократила его дни. 4 сентября стало ясно, что кончина уже недалеко. Он сам распорядился относительно своего отпевания: «У отца Сергия Правдолюбова». Ранним утром 6 сентября к умирающему вновь пришел отец Александр и снова его причастил. Затем Константина Михайловича перевезли в Москву. Он был в сознании, успел сказать: «Сожалею только, что не написал владыкину биографию» — переживал, что не успел написать биографию митрополита Питирима, который был его земляком и с которым он был знаком с 1953 года.

http://e-vestnik.ru/obituaries/11_vechna...

Когда мы появились на Западе, нас дергали за бороды, чтобы проверить, не привязанные ли они — это не анекдот, это факт! Помню, на пресс-конференции мы сидели рядом с англиканским епископом из Индии. У них, естественно, сохранились старые обычаи и носили они черную рясу на красной подкладке. Вдруг — вопрос из зала — ко мне: «Покажите нам свою красную подкладку» — То есть — комсомольскую. Я ответил: «К сожалению, не могу — а вот у соседа есть!» Вспоминаю другой случай. На одном из экуменических собраний пэр Англии лорд Ранси, архиепископ Кентерберийский, — глава Англиканской епископальной Церкви, по поводу нашей делегации (а мы все были с длинными бородами, я тогда был совершенно черный) выразился: «Какой бы вышел замечательный экуменический матрас, если бы собрать все эти бороды православных». Тогда митрополит Никодим сделал очень любезное выражение лица и сказал: «Да, у нас есть различия, но представьте: если бы собрать бритые подбородки протестантов и католиков, какая бы вышла великолепная гладкая экуменическая платформа!» В этой обстановке ряд наших епископов — в меру своего таланта — открывал Россию христианскую, православную крайне враждебно настроенному по отношению к нам западному миру. И там были страшно удивлены. Тогда на Западе заговорили о феномене Русской Православной Церкви. А Зарубежная Церковь выступила против нас. Я помню, мне за три с половиной минуты надо было опровергнуть выступление архиепископа Иоанна (Шаховского), который был против нашего вступления во Всемирный Совет Церквей. Зарубежная Церковь понимала, что если мы откроем миру свое лицо, то люди поверят нам и увидят, что Русская Церковь выжила, несмотря на совершенно бесчеловечные условия. Ни писать, ни говорить свободно мы не могли. Более тридцати лет я издавал Журнал Московской Патриархии. Мы не могли упомянуть имя преподобного Серафима Саровского, не могли поместить в журнале фотографии детей в церкви и вообще писать о детях. Мы снимали нашу русскую церковную школу в Париже и помещали в журнале патриархии как репортаж из Парижа — это проходило. Потом начались всевозможные выставки за границей, и часто бывало так, что говорить было нельзя, но показывать — надо. Поэтому в Издательском отделе была великолепная служба фотографии. Мы показывали на фотографии лица — и умудренные опытом, и молодые, и детские. И Запад понял, что Русская Церковь жива, что это очень серьезный партнер, у которого можно учиться. У нас, конечно, были свои сторонники за границей — о. Сергий Булгаков, о. Андрей Блум (будущий митрополит Антоний), которые выступили в нашу защиту. Но ведь они встали на нашу сторону не сразу. Я помню митрополита Антония еще молодым круглолицым батюшкой, только приехавшим в Москву, в прошлом он был врач, участник французского сопротивления. Он только юношей пришел в Церковь. Но у нас-то была непрерывная традиция! Поэтому первые наши шаги в области экуменизма были очень важным для западного мира открытием действительной, реальной картины жизни Русской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/1990.html

В 1979 году поступил во второй класс Московской духовной семинарии. В 1982 году был зачислен на первый курс Московской Духовной Академии, которую окончил в 1986 году. В период обучения нес послушания в студенческом и братском хоре, был иподиаконом у Святейшего Патриарха Пимена. В октябре 1984 года был принят послушником в братию Троице-Сергиевой лавры. 26 декабря 1984 года принял монашеский постриг. 2 февраля 1985 года бы рукоположен в сан иеродиакона, 10 марта — в сан иеромонаха. 4 апреля 1987 года возведен в сан игумена. В Свято-Троице-Сергиевой Лавре нес послушания духовника, заведующего хозяйственным складом, помощника эконома, заведующего подсобным хозяйством, помощника благочинного, заведующего книжной экспедицией в издательском отделе. 7 апреля 1993 года возведен в сан архимандрита. 10 апреля того же года был хиротонисан во епископа Вологодского и Великоустюжского. Хиротонию возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 24 февраля 2004 года возведен в сан архиепископа. Архиепископ Максимилиан награжден орденами блгв. кн. Даниила Московского II степени, прп. Сергия Радонежского II степени, прп. Серафима Саровского II степени, свт. Иннокентия Московского, а также государственными наградами (орден Дружбы) и др. Решением Священного Синода от 30 мая 2014 г. назначен Преосвященным Песоченским и Юхновским (Калужская митрополия). Фотоработы архиепископа Максимилиана экспонировались в Вене, Вологде, Москве, Санкт-Петербурге, Новгороде, Можайске, Великом Устюге, Череповце, Кирилло-Белозерском и Ферапонтовом монастырях, а также на выставках «Земля святая, Вологодская», «Спас-Каменный», «Земное и Небесное», «Покровское — родовое имение Брянчаниновых», «Сердце Северной Фиваиды», «Православная Русь к Дню народного единства. Русская Православная Церковь итоги двадцатилетия: 1991–2011 годы» . Рейтинг: 9.7 Голосов: 360 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Кирилло-Белозерский монастырь 22 сентября 2021, 09:59 Спаси Бог, владыко! Гость 23 января 2017, 14:39

http://pravoslavie.ru/87530.html

– Вы недавно писали о поездке с сыном в Лавру. А с отцом вы сами много ездили, путешествовали? – Это удавалось, к сожалению, редко, обычно в то время, когда у отца был отпуск, который он все равно загружал разными делами. Мы очень любили ездить вместе на велосипедах в окрестностях Раменского, Бронниц, недалеко от нашей дачи. Дальних поездок, к сожалению, было мало. За границей мы с ним были вместе единожды – в 1991 году, в Ирландии. Это была поездка в составе большой группы школьников и студентов, организованная Фондом культуры. Отец тогда был за границей второй раз, а я впервые. Но и на него эта поездка произвела большое впечатление – он потом не раз ее вспоминал. – Никогда вы с ним не обсуждали каких-то богословских вещей, каких-то ваших сомнений? Бывали такие разговоры? Вообще как он старался передать веру, не перегнув палку, не оттолкнув от Церкви? – Обсуждали, конечно, очень много. Разных глубоких разговоров было действительно очень много, и отец всегда умел очень хорошо поддержать душевно: если испытываешь какие-то переживания, если как-то плохо, тяжело, трудно, он в такие минуты мог очень хорошо посочувствовать, найти нужные слова. А что касается веры, он воспитывал очень деликатно. Уже став взрослым, я понял, что он очень боялся, что нарочитое религиозное воспитание может отпугнуть ребенка от веры, от религии. Георгий Петрович с сыном Петром. 1984. Он знал очень много случаев, когда ребенка водили на службу каждое воскресенье – и как только он подрастал и получал возможность самостоятельно принимать решения, он бросал хождение в церковь, потому что его заставляли, для него это было вынужденным. Отец этого очень боялся. Поэтому никакого нарочитого религиозного воспитания дома никогда не было. Он брал меня на службы, но делал это иногда, изредка. Какие-то вещи делал удивительно ненавязчиво – например, подарил мне детскую Библию, привезенную из Парижа, потом детскую Библию другого издательства, уже изданную в России, в Издательском отделе (Московской Патриархии). Потом подарил учебник Закона Божьего протоиерея Серафима Слободского – и я стал его самостоятельно читать, довольно много из него узнал. А потом как-то, когда мы с отцом вечером пили чай на кухне, он вдруг спросил меня, что такое «антиминс». И я ответил ровно теми словами, которые прочел в учебнике Слободского. Он удивился, неподдельно удивился и спросил, что такое «илитон». Этого я уже не знал – и он спокойно объяснил. В тот момент он понял, что его подарок пошел на пользу и что я его активно использую.

http://pravmir.ru/creative/don-kihot-iz-...

- Потрясающая история! А что было после того, как вы разочаровались в отце Димитрии как в духовном наставнике? - Нашёл себе другого. Не буду называть его имени, потому что он и вовсе оказался еретиком, написал брошюрку, в которой выступал против соблюдения церковных таинств. Я, когда прочитал её, пришёл в ужас, а в то время уже успел познакомиться с проповедями отца Иоанна (Крестьянкина) , да и с ним самим. Этот великий столп Православия стал моим третьим и, можно сказать, настоящим духовником. Я работал у митрополита Питирима (Нечаева) в Издательском отделе Московской Патриархии, начинал писать рассказы, и отец Иоанн благословил меня как на писательство, так и на издание православных книг, в те времена запрещённых. - Потребность в таких изданиях у народа была огромная. Должно быть, книги с жадностью раскупались? - Ещё бы! Я уже был женат, родились дети, заработки небольшие, а тут как повалились деньжищи - по 250-300 рублей в месяц жене приносил, в ту пору весьма хорошие заработки. - А что именно печатали? - Самое такое, за которое знали, что власть по головке не погладит, а двинет по этой головушке дубинушкой. К примеру, помнится, напечатали Нилуса, «Близ есть при дверех». За него срок давали не задумываясь. Однажды прихожу к нашему печатнику, а на нём лица нет, весь мокрый. «Чудо! - кричит. - Чудо!» Что такое? Оказывается, явились к нему в типографию с профилактическим обыском. Профессионалы чекисты. Спрашивают: «Что у тебя в этих пачках?» Он им, трясясь и заикаясь: «Б-б-б-бумага». - А он в курсе был, что печатал? - Он не читал, но мы его предупреждали, что книги запрещённые. Ему деньги нужны были, он и соглашался. А тут обыск. Нормальные чекисты только при виде его испуга должны были всё понять. Показывают на одну пачку: «Открывай!» Он открывает - и впрямь бумага. Показывают на другую, он открывает, там тоже чистая бумага. Между двумя этими - пачки с Нилусом. Они развернулись и ушли, не стали эти пачки проверять. - Действительно, чудо. Но, как видно, с вами подобного чуда не произошло. Недолго удавалось вам безнаказанно выпускать такую продукцию. Весной 1982 года последовал арест.

http://ruskline.ru/opp/2017/dekabr/22/go...

Прихожанка А. рассказывала: ее единственного сына должны были забрать в армию. Она тревожилась о нем, много слез пролила. А потом, после службы, поднялась к Владыке в келию и рассказала обо всем. Он выслушал ее и коротко сказал: «Молись святителю Спиридону Тримифунтскому... И я помолюсь». Молодого человека оставили в воинской части под Москвой, каждое воскресенье А. навещала его, предварительно помолившись святителю Спиридону. И каждый раз благодарила Господа и Владыку Питирима. В один из воскресных дней она, помолившись, как обычно, должна была спешить на электричку, но какая-то сила удерживала ее дома, она не могла сдвинуться с места. По времени ушла уже следующая электричка, и она окончательно опоздала. Вдруг раздался звонок в дверь. На пороге стоял ее сын, которому неожиданно дали увольнительную. Шло время, я посещала храм, на воскресных и праздничных службах видела митрополита Питирима. Иногда мы, прихожане, получали билеты на богослужения в Успенский собор Московского Кремля, где Владыка и другие иерархи сослужили Патриарху. И вот однажды, после такой службы, я догнала Владыку (ходил он всегда быстро, стремительно) и попросила благословить меня на то, чтобы бросить мирскую работу и пойти на работу в Церковь . Тайно я мечтала о работе в Издательском отделе под руководством Владыки и, обращаясь к нему, именно это и имела в виду. Владыка замедлил шаг. «А где Вы работаете?» – поинтересовался он. «В библиотеке», – ответила я. «Ну, что Вы. Книги – святое дело!» – сказал он как-то очень серьезно и, не благословив, быстро зашагал дальше. Через какое-то время Издательский отдел был упразднен, все сотрудники, работавшие с Владыкой, были уволены. Наиболее сильным воспоминанием о Владыке для меня, да и для других прихожан храма в честь Воскресения словущего, являются воспоминания о его архиерейских служениях. Эти торжественные службы производили необыкновенно сильное впечатление и своим чином, и эстетикой, и духовным накалом. На Владыку Питирима были устремлены сотни глаз, часто фотоаппараты и кинокамеры, но он ничего не замечал. Он был сосредоточен в молитве. Возглашал он негромко, движения его были плавными, но его духовный подъем ощущался присутствующими и его состояние передавалось стоящим в храме. Для людей это были редкие состояния и переживания, поэтому на службы Владыки собиралось очень много людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010