Сейчас не многие знают, что «Журнал Московской Патриархии» являлся не просто печатным органом Русской Православной Церкви. На самом же деле журнал представлял собой большое разноплановое учреждение: это был целый издательский отдел, который издавал богослужебную и святоотеческую литературу, журнал, календари, имел звукозаписывающую студию. При этом в отделе велась большая катехизаторская и просветительская деятельность: на еженедельные вечера, которые проводились по благословению митрополита Питирима, приходил цвет русской интеллигенции — литераторы, художники, учёные. В таком тесном соработничестве люди искали оптимальные формы для проповеди слова Божия, используя те возможности, которые предоставляла обстановка 80-х годов прошлого столетия. Многие из тех, с кем приходилось тогда трудиться рядом, ныне стали довольно значительными фигурами на поле церковной деятельности. Я благодарен Богу и всем тем людям за то, что мне выпало счастье многому научиться у них. — А как появилась «Православная беседа»? — Я набирался опыта в Отделе церковной жизни «Журнала Московской Патриархии». Им в то время руководил тогда ещё светский человек, а ныне протоиерей Александр Макаров (сейчас он трудится в Отделе внешних церковных связей, заведует издательским сектором). Забегая вперёд, скажу, что отец Александр работает и в журнале «Православная беседа», являясь заместителем главного редактора и одним из соучредителей издания. А на дворе разворачивалось то самое политическое явление, которое позже назвали «перестройкой». В стране наблюдалась некоторая свобода, происходили заметные политические и общественные перемены. И вот у сотрудников «Журнала Московской Патриархии» созрела мысль создать первую религиозную газету, тем самым положить начало церковной периодике. И она вскоре стала выходить. Это был «Московский церковный вестник», который существует и по сей день, — официальное издание Московской Патриархии. Мне пришлось трудиться в этом издании ответственным редактором. Признаюсь, что выпускать такую газету с периодичностью один раз в неделю оказалось делом нелёгким: не было соответствующего опыта работы над изданием церковной периодики.

http://radonezh.ru/analytics/vera-ot-sly...

В 1956 году Комаров был назначен помощником секретаря Совета академии, в 1958м — утвержден в звании доцента. 2 января 1962 года произошло событие, важное как для всей нашей Церкви, так и для творческой биографии К.М. Комарова: инспектор МДА архимандрит Питирим (Нечаев), будущий митрополит Волоколамский и Юрьевский († 2003), был назначен главным редактором «Журнала Московской Патриархии» — ежемесячного официального органа Русской Православной Церкви. Еще через полтора года он же был возведен в сан епископа и назначен Председателем Издательского отдела Московской Патриархии. Так Церковь обрела своего издателя с большой буквы, которым владыка Питирим и оставался на протяжении более чем тридцати лет. Оставаясь преподавателем в МДА, новый главный редактор сразу же начал привлекать к работе в «ЖМП» своих коллег по академии. Привлек он и К.М. Комарова, который с тех пор, продолжая трудиться на педагогическом поприще, начал подвизаться и на ниве церковной журналистики. Уже в 1962 году появились его первые публикации, они были посвящены хронике жизни Троице-Сергиевой лавры и Московских духовных школ; в частности, ему принадлежит отчет о знаменитом магистерском диспуте в МДА протоиерея Петра Гнедича «Догмат искупления в русской богословской науке последнего пятидесятилетия (1892–1944 гг.)» в августовском номере ЖМП за 1962 год. Но владеющие печатным словом сотрудники были нужны не только в Издательском отделе, но и в Отделе внешних церковных связей. И в 1964 году тогдашний председатель этого отдела митрополит Никодим (Ротов; † 1978) привлек способного доцента для работы в этом церковном «министерстве иностранных дел». А еще через два года К.М. Комаров, к тому времени написавший более десятка статей в «ЖМП» и приобретший определенный опыт, получает новое важное назначение: возглавить журнал существовавшего тогда Среднеевропейского Экзархата Московской Патриархии «Stimme der Orthodoxie» («Голос Православия»), который выходил на немецком языке в Берлине. Его послали в Германию отнюдь не потому, что он хорошо знал немецкий язык (у него был переводчик), а потому, что ему доверяло священноначалие; тогда, кстати, за границу специально посылали людей без знания языка: чтобы не было слишком близких контактов с кем не следует и чтобы все эти контакты проходили под наблюдением... До Константина Михайловича редактором «Голоса» был Герман Федорович Троицкий († 1995), впоследствии один из составителей восьмитомника «Настольная книга священнослужителя», человек очень энергичный, но тогда уже серьезно больной.

http://e-vestnik.ru/obituaries/11_vechna...

22 сентября 1983 года, в день памяти преподобного Иосифа Волоцкого, чудотворца, в Издательском отделе Московского Патриархата торжественно отмечалось 40-летие «Журнала Московской Патриархии». В праздновании памятной даты участвовали Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Пимен и члены Священного Синода Архиепископ Питирим открыл собрание, рассказав о деятельности «Журнала Московской Пат­риархии» за истекшие 40 лет. «По праву наш журнал можно назвать летописью современной жизни и деятельности Русской Православной Церкви. За четыре десятилетия в “Журнале Московской Патриархии” опубликованы многие сотни проповедей, посвященных двунадесятым праздникам, памятям святых, вероучительным и нравоучительным темам, свыше восьмисот статей, посвященных изъяснению Священного Писания, православной догматике, нравственному и пастырскому богословию, литургике, канонике, церковной истории, патристике, агиологии, церковному искусству: храмовой архитектуре, иконописи, церковному пению. Постоянно расширяется и углубляется тематика богословских и церковно-исторических работ. География распространения журнала обширна: на русском языке его получают в 35 странах мира, на английском — в 54. Таким образом, наши соотечественники и зарубежные читатели журнала могут иметь возможность всестороннего представления о современной жизни Русской Православной Церкви». Со словом приветствия к собравшимся обратился Святейший Патриарх Пимен: «Минуло 40 лет. За эти годы не одно поколение духовенства и мирян Русской Православной Церкви с волнением брало в руки номера нашего журнала, чтобы знакомиться с историей Церкви и ее святынь, с современными событиями ее жизни и с актами высшей духовной власти, получать богословские знания». Члены президиума и гости осмотрели выставку изданий Московской Патриархии, подготовленную к юбилейному дню. Первый стенд выставки посвящен Святейшему Патриарху Сергию, организатору и первому главному редактору «Журнала Московской Патриархии». На стенде помещены личные вещи Его Святейшества: митрополичий клобук, пишущая машинка, чернильный прибор, другие предметы, фотографии.

http://e-vestnik.ru/history/vehi_tserkov...

28 августа 1982 года в Патриаршем Богоявленском соборе Москвы хиротонисан во иеромонаха архиепископом Волоколамским Питиримом (Нечаевым). Так началось священническое служение в храмах Троице-Сергиевой обители, которое отец Андроник совмещал с работой у владыки Питирима. В годы работы в Издательском отделе Московской Патриархии отец Андроник принимал участие в подготовке к изданию так называемых «зеленых» богослужебных Миней. Это был колоссальный многолетний труд, и отец Андроник стал одним из тех, кто этот труд осуществил. Данные Минеи явились вкладом в подготовку к празднованию 1000-летия Крещения Руси, главным торжеством которого был Юбилейный Собор, проходивший в Троице-Сергиевой лавре, на котором прославили несколько русских подвижников. После проведения Собора встала проблема создания новых служб святым, и в 1989 году была создана Богослужебная комиссия, в которую включили игумена Андроника как имеющего большой опыт работы с богослужебными текстами. К тому времени он уже окончил Московскую духовную академию (в 1984 г.) со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию на тему «Теодицея и антроподицея в творчестве священника Павла Флоренского», где впервые была подробно разработана периодизация творчества П. А. Флоренского и дан обзор большинства его философских работ. Игумен Андроник (Трубачев) Отец Андроник занимал должность секретаря Комиссии более 30 лет. Он очень любил эту работу. Ближе к концу жизни, будучи уже больным и не имея возможности трудиться с соратниками на родном для него поприще, просил близких: «Дайте хотя бы посидеть с умными людьми». Плодами трудов и усилий батюшки стали такие гимнографические памятники, как служба Господу Богу нашему, в Троице славимому, приуроченная к празднованию 1000-летия Крещения Руси, службы преподобным Андронику Московскому, Максиму Греку, Пимену Московскому (Угрешскому), а также ряд тропарей и кондаков. Не оставлял отец Андроник и преподавательскую деятельность – с 1984 по 1990 год он трудился в Московских духовных школах.

http://pravoslavie.ru/159467.html

Вот лишь несколько примеров. Шнайдер: «Проявления религиозной жизни – психическая болезнь»; Рейн: «Религиозные идеи – это навязчивости». Для Фрейда религия была массовым безумием. Шло время, десятилетие сменяло десятилетие, и к тридцатым-сороковым годам в среде психиатров, да и ученых других специальностей, за редким исключением, складывалась послушная установка на безбожие и атеизм. Но и в то тяжелое время были среди крупных ученых-медиков настоящие подвижники, сумевшие пронести глубокую веру в Бога и христианское благочестие через всю жизнь. Это, к примеру, профессор-психиатр Д. Е. Мелихов, хирурги С. С. Юдин и ныне прославленный в лике святых архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), академик-офтальмолог В. П. Филатов и другие. Их молитвами и молитвами всех верующих сохранил нас Господь. В последние годы по милости Божией в психиатрии вновь заговорили о духовности. Так, была открыта молельная комната в НИИ клинической психиатрии, восстановлен храм на территории ММА им. И. М. Сеченова. Освящен храм в институте им. В. П. Сербского. Духовное окормление больных происходит и в больничных церквах клиник им. П. П. Кащенко, им. О. В. Кербикова, Научном Центре Психического Здоровья. Совершаются богослужения в больничном храме во имя св. мученика Вонифатия в Областной психиатрической больнице. Теперь нередко проводятся научные и научно-богословские конференции с участием духовенства и врачей-психиатров. Этой проблеме был посвящен ряд очень полезных встреч в издательском отделе Московской Патриархии. В декабре 1995 года состоялся первый семинар по монастырской медицине с приглашением психиатров. Этой теме был посвящен пастырский семинар, проходивший в Свято-Даниловом монастыре в начале 1997 года. В психотерапевтической энциклопедии, вышедшей в свет в 1999 году, помещена солидного объема статья под названием «Православная психотерапия». В 1996 году начал свою деятельность Душепопечительский центр во имя св. праведного Иоанна Кронштадтского. Опубликован ряд книг, брошюр и статей, освещающих проблемы духовности в психиатрии, психотерапии, психологии.

http://azbyka.ru/zdorovie/v-pomoshh-stra...

На страницах журнала самым подробным образом отражалась деятельность ОЛДП и его С.-Петербургского отдела, издания об-ва анонсировались в «Объявлениях» и рецензировались в библиографическом отделе. Почти все редакторы неофиц. отдела и мн. авторы были членами ОЛДП. В качестве приложений к «М. е. в.» и «Московским церковным ведомостям» были изданы: Извлечения из протоколов Московского об-ва любителей духовного просвещения (1870), Полное собрание резолюций митр. Московского и Коломенского свт. Филарета (Дроздова) (1907-1916), Устав церковно-приходских братств трезвости в Московской епархии (1909), Журналы заседаний съезда духовенства Московской епархии (1915, 1917), назидательные брошюры и листовки, а также периодические издания - ж. «Братское слово» (1906, 1908-1909), еженедельный листок «Московский благовест» (1906-1915). Издание «М. е. в.» возобновилось в 1990 г. как офиц. орган Московской (областной) епархии по инициативе митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) с благословения патриарха Московского и всея Руси Пимена. В 1990-1995 гг. журнал издавался нерегулярно (от 1 до 3 номеров в год), с 1996 г. издается ежемесячно. Бессменным главным редактором является митр. Ювеналий. В издательском анонсе сообщалось, что «М. е. в.» будет публиковать материалы вероучительного, исторического и святоотечески-назидательного характера, а также информацию о жизни Московской епархии. Уже через неск. лет журнал превратился в богато иллюстрированную разностороннюю летопись церковной жизни Подмосковья ( Ювеналий (Поярков), митр. К 15-летию журнала «М. е. в.»//2005. 1/2. С. 3-4). Из офиц. материалов в нем регулярно печатались указы Управляющего епархией, сведения об архиерейских богослужениях, новости церковной жизни по благочиниям, извлечения из епархиальных отчетов и резолюции, наложенные на них патриархом, сведения о награждениях и юбилеях клириков, отчетные и обзорные материалы епархиальных отделов, а также выборочно документы общецерковного значения (соборные, синодальные, патриаршие определения и обращения и т. п.).

http://pravenc.ru/text/2564196.html

Не думаю, что это наш фильм повлиял на ситуацию: может быть, и начавшаяся перестройка помогла в чем-то, но факт, что его не стало! Об этом же немножко говорил и мой фильм «Крепость неодолимая» – рассказ о Кирилло-Белозерском монастыре, который был уже частично подтоплен. Та же история, когда решили сделать водохранилище, а монастырь оказался почти затопленным. – Но сегодня, мне кажется, сюжетов для православных фильмов хватает. – Я просто привожу примеры, что православное кино не означает показ церковных ритуалов и каких-то канонических вещей. Кстати, в начале 1990-х пришло в кино много маловоцерковленных людей, и на каком-то православном фестивале я видела киевский документальный фильм, в котором была снята (и записана!) настоящая исповедь. Даже звук ее был записан!.. Помню, мы собрались тогда в Издательском отделе Московской Патриархии, возмущенные. Все говорили: «Надо же что-то делать! Может быть, какую-то церковную цензуру придумать!» Но об этом тогда, конечно, не могло быть и речи… Надо было нам самим воцерковляться, чтобы подобного уже не происходило. А ведь бывало даже, что первые наши операторы могли прямо у алтаря церковного выбросить сигаретку и потом войти в алтарь с камерой. Почти все были тогда еще не готовы, немногие из нас только были готовы! – Но это про «Выбор», а что касается «Леннаучфильма»? – Таким объединением, уже во ВГИКе, где были уже готовы православные люди, и был у нас на студии «Леннаучфильм». Возглавляла его и мужественно боролась за все наши фильмы Валентина Ивановна Гуркаленко, которая все последние годы, пока студия была еще жива (сейчас она находится уже в каком-то состоянии анабиоза), была художественным руководителем всей студии. В настоящее время она преподает режиссуру в Институте телевидения и кино. Мы не доверяем Богу до конца, и от этого наши беды!.. – 2017-й – год столетия русской революции, он повторяет каждое число календаря 1917-го… Валентина Ивановна, каково ваше видение причин русской смуты? Что вы можете сказать о сегодняшнем состоянии Церкви и церковного народа, по сравнению, может быть, с тем временем, когда вы пришли к Православию?

http://pravoslavie.ru/104840.html

Опытный эксперт детально изучает присланную работу, а потом докладывает о результатах экспертному совету во главе с председателем отдела (митрополитом). Часто от автора требуется переработать (удалить, дополнить, переписать) часть материалов и снова представить пособие на экспертизу. Так было и с УМК Приходская школа «под ключ» (кстати, именно по рекомендации эксперта синодального отдела в комплект вошла книга «Страх возводит стены, любовь строит мосты»). И только когда все требования экспертного совета выполнены, ошибки и недочеты устранены, издание получает гриф – особый документ, позволяющий использовать данное пособие в воскресной школе. После этого пособие еще получает гриф Издательского совета Московской Патриархии, раньше это предполагало отдельную экспертизу. Видите, какая в Церкви серьезная, многоуровневая система оценки учебных пособий? Диплом конкурса «За нравственный подвиг учителя» Но случай с УМК Приходская школа «под ключ» уникальный. Дело в том, что, благодаря не первый год продолжающейся травле со стороны моих критиков (их имена меняются, но, скажем так, «инициативная группа» всегда одна и та же), этот комплект прошел не одну и даже не две, а целых три (!) экспертизы в Отделе образования. И каждый раз он получал положительное заключение экспертов – никаких ересей («попыток разрушения догматических основ Православия»), богохульства и попыток «растлить детей» опытные, въедливые и блестяще образованные эксперты так и не обнаружили. А ведь это именно они являются теми людьми, на кого Церковь возложила послушание принимать подобные ответственные решения – допускать пособия в школу или нет. У наших пособий есть два грифа синодальных отделов – это официальная позиция Церкви. Точка! Кроме того, некоторые книги, входящие в комплект, были еще и удостоены почетных церковных премий («За нравственный подвиг учителя» – 2014 и 2016 гг.), а «та самая» книга «Страх возводит стены, любовь строит мосты» заняла 3-е место в конкурсе «Просвещение через книгу» (2019 г.). Диплом конкурса «Просвещение через книгу» Я стараюсь быть верным ставленнической присяге, которую принес более 20 лет назад: «…обещаю и клянусь пред Всемогущим Богом и святым Его Крестом и Евангелием, что при помощи Божией всемерно буду стараться проходить свое служение во всем согласно слову Божию, правилам церковным и указаниям Священноначалия».

http://pravoslavie.ru/142396.html

Как сказано выше, в 1963 году А. Просвирнин был привлечен епископом Питиримом (Нечаевым) к сотрудничеству в Издательском отделе Московской Патриархии. Немного позже он был зачислен в штат редакции Журнала Московской Патриархии в качестве литературного сотрудника 11 . В шестом номере ЖМП за 1965 год была опубликована первая статья А. Просвирнина, посвященная митрополиту Тобольскому и всея Сибири Иоанну 12 . В сентябре 1966 г. епископ Питирим просил освободить студента 3 курса МДА А. Просвирнина от посещения лекций в связи с работой в редакции ЖМП. В январе 1967 г. он начинает работу над кандидатским сочинением об Оптиной пустыни 13 и просит ректора МДА испросить разрешение Совета по делам религий на работу с фондом отдела рукописей ГБЛ 14 . Такое обращение было ректором направлено в Совет 2 февраля 1967 г 15 . С этого времени архимандрит Иннокентий становится частым посетителем рукописных отделов библиотек и музеев. Об этом свидетельствуют имеющиеся в деле обращения администрации МДА в музей им. А. Рублева 16 и ЦГАДА 17 о допуске в эти хранилища А. Просвирнина. Согласно характеристике, подписанной ректором МДА епископом Филаретом (Вахромеевым), в 1968 г., по окончании академии, А. Просвирнин был оставлен при ней профессорским стипендиатом и преподавателем. Он начал преподавать историю Русской Церкви в 4-м классе Семинарии, будучи редактором двух отделов в ЖМП – «Богословского» и «Проповеди» 18 . 7 сентября 1968 г. ректор МДА направил письмо директору Библиотеки им. Ленина о разрешении работать в этой библиотеке преподавателю А.И. Просвирнину над темой «Введенская Оптина пустынь в истории русского монашества» 19 . В 1968 г. им была защищена курсовая работа на тему: «Введенская Оптина пустынь в истории русского монашества» 20 . Неопубликованные работы об Оптиной пустыни вошли в сборник трудов о. Иннокентия, вышедший в 2008 году 21 . Согласно обращению ректора МДА в Государственный исторический музей, в декабре 1968 г. А. Просвирнин начал работу над темой «Издательская деятельность в Синодальный период». В ГИМе им были изучены фонды Синодальной типографии и Синодальной библиотеки. Летом 1969 г. он работал в Якутске с фондами местного архива, изучая историю церковной миссии в Якутии 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

В советское время я работал в Издательском отделе Московского Патриархата, и тогда все организации пользовались гербовыми печатями, а мы пользовались печатью без герба, но было специальное соглашение с властями о том, что эта печать может приниматься за гербовую. Если «преступлением» против принципа отделения Церкви от государства является использование религиозной организацией гербовой печати, давайте выходить из положения, вернувшись к опыту социалистического государства. — И при этом у нас есть институты, получившие аккредитацию, не являясь государственными. И их выпускники получают диплом с гербовой печатью? — Да, конечно. Из православных — самый яркий пример — Свято-Тихоновский православный гуманитарный университет. Я боюсь, что это уже не спор юристов, а дискуссия иррациональных советских интуиций. Когда люди считают, что духовная семинария — это что-то абсолютно отделенное от общества, отгороженное монастырскими стенами и никакого отношения к вузовской системе не имеющее. Конечно, есть еще одна сторона. Речь идет о том, может ли духовная академия выполнить государственный образовательный стандарт гуманитарного образования. Я убежден, что может, хотя буквальное применение существующего стандарта может вызвать ее внутреннюю ломку. Но, в конце концов, государство могло бы вступить в переговоры с системой духовных школ, нацеленные на то, чтобы этой ломки не было и чтобы существующие стандарты были гармонизированы с традицией духовных школ. В любом случае в системе духовной школы есть все условия, для того чтобы самая высокая планка высшего гуманитарного образования была этими учреждениями взята. Пусть не везде, пусть сначала только в самых признанных центрах, но это возможно. Так что вопрос о признании качества образования и вопрос о «спасении принципа разделения Церкви и государства от религиозных захватчиков» — это два разных вопроса. И попытка их объединить мне видится достаточно искусственной. — Можно предположить, что Министерство образования руководствуется именно постсоветскими страхами?

http://patriarchia.ru/db/text/30253.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010