Переяславское Евангелие. Между 1406 и 1409 гг. Начало Евангелия от Иоанна (РНБ. F.n.I.21. Л. 126) [Зиновьишко], диак., книгописец, работавший в 1-й четв. XV в. в Переславле-Залесском. Судя по характеру почерка (устав и старший рус. полуустав без графических признаков «второго южнославянского влияния» (см. Южнославянские влияния на древнерусскую культуру ), употребление «полубукв» в конце строки), З. обучался книжному письму в посл. четв. XIV в. (образцы почерка см.: Вздорнов. 1980. Кат. 86, 87; Каталог славяно-русских рукописных книг XV в., хранящихся в РГАДА. М., 2000. Ил. к 39). Известно пергаменное Евангелие-тетр («Переяславское» - РНБ. F.n.I.21), переписанное З. в Переславле-Залесском по заказу игум. Введенского мон-ря Саввы ( Вздорнов. 1980. С. 116-117. Кат. 86). Рукопись не имеет даты написания, но на основании упоминания в «выходной» записи вел. кн. Московского Василия I Димитриевича (1389-1425) и отсутствия упоминания митрополита может быть достаточно уверенно отнесена ко времени между кончиной митр. св. Киприана (сент. 1406) и приездом на Русь митр. св. Фотия (сент. 1409). Ок. 1415 г. (о датировке см.: Каталог славяно-рус. рукописных книг XV в. С. 139) З. принял участие в переписке комплекта Миней служебных (каждый том содержит службы на 2 месяца: РГАДА. Ф. 381. 88, 95, 109, 115, 143), предназначавшихся скорее всего для Спасо-Преображенского собора Переславля-Залесского. Как установил А. Л. Лифшиц, почерк З. встречается в томах на сент.-окт. 88) и май-июнь 115), при этом он был старшим, «образцовым» писцом, вместе с которым наряду с прочими трудились и его ученики ( Лифшиц. 1995. С. 188-191). Особенностью данного комплекта служебных Миней (единственного относительно полного древнерус. пергаменного комплекта, переписанного не в Новгороде и не в Пскове до широкого распространения в богослужении Иерусалимского устава ), протограф которого, возможно, был ростовским по происхождению, является сочетание месяцеслова Иерусалимского устава (отразившегося только в заглавиях) с архаичной структурой служб и набором текстов, связанных со Студийским уставом (см.: Каталог славяно-русских рукописных книг XV в. С. 139; Мошкова Л. В. К вопросу о составе переславских Миней 1-й четв. XV в. (сент.-окт.)//ДРВМ. 2006. 1. С. 64-70). Очевидно, практически одновременно (последовательность работ не устанавливается) З. вместе с другими писцами Миней ( Лифшиц. 1995. С. 186-187) участвовал в переписке пергаменного Устава церковного Иерусалимского (РГАДА. Ф. 381. 143) для Спасо-Преображенского собора (как можно судить по владельческой записи XVI-XVII вв.). Вероятно, последней (20-е гг. XV в.?) работой З. является переписка Устава церковного Иерусалимского (ГИМ. Муз. 3496; Вздорнов. 1980. Кат. 87), принадлежавшего в XVI в. переславль-залесскому во имя святителя Николая Чудотворца монастырю (почерк книгописца отличается здесь более полууставным обликом, регулярно употребляется младшее (современное) начертание Ы).

http://pravenc.ru/text/199823.html

Митрополит Онуфрий на литургии помянул Патриарха Кирилла в числе других Предстоятелей 29 мая, 2022. Новостная служба Предстоятель УПЦ пропустил принятую ранее формулировку «великого господина и отца нашего» 29 мая. ПРАВМИР. Митрополит Киевский Онуфрий на воскресной литургии помянул Патриарха Кирилла способом, принятым для Предстоятелей автокефальных Церквей. Это первая литургия Митрополита Киевского после Собора 27 мая. Богослужение прошло в храме преподобного Агапита Печерского в Киево-Печерской лавре и транслировалось на ее канале в YouTube. Перечисляя, как принято, Предстоятелей Поместных Православных Церквей, Митрополит назвал Патриарха Кирилла третьим после Патриархов Антиохийского и Иерусалимского, как делают главы автокефальных Церквей. «Святейшие Православные Патриархи: Антиохийского Иоанна, Иерусалимского Феофила, Московского и всея Руси Кирилла, Грузинского Илию, Сербского Порфирия, Румынского Даниила, Болгарского Неофита, Блаженнейшие архиепископы и епископы: Албанского Анастасия, Польского Савву, Чешских земель и Словакии Ростислава, Американского и Канадского Тихона… да помянет Господь во Царствии Своем всегда, ныне и присно и веки веков», — возгласил Митрополит Онуфрий во время Великого входа. Предстоятель УПЦ пропустил принятую ранее при упоминании Патриарха Московского формулировку «великого господина и отца нашего». При этом не упоминались имена признавших Православную церковь Украины Патриарха Константинопольского, а также Предстоятелей Элладской, Кипрской и Александрийской Православных Церквей. На Великой ектении диакон провозгласил: «О святейших Патриарсех православных и Блаженнейших Митрополитех, о господине и отце нашем Блаженнейшем Митрополите Онуфрие…» 27 мая Собор Украинской Православной Церкви  принял изменения  в устав, которые, как было объявлено, делают УПЦ независимой, а также выразил несогласие с позицией Патриарха Кирилла по поводу происходящего на территории Украины. Позже стало  известно , что не все епархии, в частности Донецкая и Крымская, поддержали поправки в устав.

http://pravmir.ru/mitropolit-onufrij-na-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛЕОПОМАЗАНИЕ в правосл. богослужении общее наименование различных видов помазания освященным елеем (см. статьи Елей , Елеосвящение , Крещение ), в первую очередь помазания верных елеем на всенощном бдении . Возникновение последнего священнодействия связано с распространением в правосл. Церкви Иерусалимского устава. В лавре прп. Саввы Освященного с V в. существовал обычай совершать помазание братии елеем из лампады, горящей у могилы прп. Саввы, что символизировало благословение святого, невидимо преподаваемое братии. Этот обычай был зафиксирован уже в древнейших редакциях Иерусалимского устава и связан с «исхождением» на могилу св. Саввы ( Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 22). С распространением Иерусалимского устава сначала в М. Азии, а затем и повсеместно в правосл. Церкви помазание елеем стало совершаться в дни памяти и др. почитаемых святых. Окончательный порядок Е. был закреплен в «Уставе священнослужения» патриарха К-польского св. Филофея I Коккина (см. Диатаксис ) ( Goar. Euchologion. P. 8). Впосл. Е. стало совершаться и на бдении в Господские и Богородичные праздники после отпуста утрени ( Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 432). В нек-рых уставах указывалось, что помазание совершается иереем 2 перстами (Там же. С. 177), в других же следование этому обычаю называется необязательным и предписывается использовать для помазания «стручец» (Там же. С. 229). В совр. практике греч. мон-рей Е. происходит во время пения хвалитных псалмов на утрене только в дни памяти особо почитаемых святых, но не в воскресные дни (Святогорский устав. С. 65-66). На Руси в дониконовскую эпоху помазание совершалось не только на памяти святых, но и в Господские и Богородичные праздники на службе 1-го часа, после целования образа на аналое. Напр., в рукописи ГИМ. Син. 389/337, 1553 г., в ст. «Как маслом освящати братию древяным», говорится, что «зажигают масло» на великих Господских праздниках по уставу, а также на Богородичных и в дни памяти проч.

http://pravenc.ru/text/189771.html

Г.С. Битбунов Сретение Господне Как говорилось в основном тексте учебной книги, в западной традиции сретенского празднования издревле большую популярность имело именование «Очищение Блаженной Девы Марии», что относило праздник к Богородичным: «Из «Сретения Господня»... из этой встречи Явившегося на землю с ветхозаветным народом Завета-Союза, развилось «Сретение Марии» (с Мессой светильников)» 112 . Данное название, закрепленное в западноевропейских церковных месяцесловах, несет в себе историческую память о древней процессии с факелами (или свечами), вошедшей некогда в богослужебный Устав. Слова праведного Симеона – «свет во откровение языком» – нашли также отклик и во французском, польском эортонимах: «Светильник», праздник «Божией Матери Громничной»(праздник «Огненной Марии, Громницы»), которые, конечно, сопряжены с богослужебной традицией освящения в этот день особых ритуальных свечей. Самые древние сведения о процессии со светильниками можно найти в паломнических рассказах Этерии 113 . Однако, учитывая полное отсутствие информации об этом чине, стоит признать: он имел во время ее пребывания в Святом городе предварительный, условно-церемониальный, внебогослужебный характер: «Это значит, что традиционная процессия со светильниками логически и хронологически вторична самому празднику Сретения Господня и вошла в устав его богослужения позднее» 114 . Кроме того, есть житие аввы Феодосия († 529), написанное Кириллом Скифопольским (Кириллом Монахом). В нем упоминается богатая и набожная римлянка Икелия (Вицелия), которая во времена Иерусалимского Патриарха Ювеналия (420–458) строила храм Богородицы на полпути между Иерусалимом и Вифлеемом и настаивала на том, чтобы Сретение Спасителя было с восковыми свечами, что, безусловно, предполагает шествие или какой-либо аналогичный церемониал. Позднее тема света входит в уставные заметки на праздник Сретения и сохраняется не только в западных, но и в восточных Типиконах. Так, например, Уставом Соловецкого монастыря 1494 года предписывается раздавать братиям свечи перед полиелеем и на 9-й песне канона праздничной утрени.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЛАГОВЕСТ в богослужении визант. обряда вид церковного звона : 1) звон в один церковный колокол или ударение в било ; 2) сигнал, призывающий к богослужению или возвещающий о времени совершения его важных разделов; 3) в монастырском обиходе также призыв к трапезе. Ранние сведения о Б. содержатся в Житии прп. Феодосия Киновиарха ( 529), составленном Феодором, еп. Петрийским, где приводятся указания о призыве на часы и на литургию «ударением в древо» (т. е. в деревянное било - Казанский. С. 312). Согласно греч. и слав. спискам Иерусалимского устава св. Саввы, Б. совершал канонарх , или параекклисиарх , или кандилаптис, т. е. свещевжигатель (РГБ. Сев. греч. 1458, 1371 г.; ГИМ. Син. 328/383. Л. 1, XIV в.; 385. Л. 3об., кон. XIV в.). В Русской Церкви слово «Б». получает широкое распространение в соборных Чиновниках, напр. Новгородского Софийского собора: «Святаго апостола Андрея Первозванного... В сий день благовест к обедни в начале часа дня...» ( Голубцов А. Чиновники новгородского Софийского собора. М., 1899. С. 54). Чаще всего виды звонов к праздничным богослужениям в Москве устанавливали Патриарх и царь. Напр., в «Чиновнике церковном о благовесте и о звону» сообщается: «Благовест в новой болшой на собор Богородицы, а указал Никон Патриарх», «указал государь царь... благовестити в 16 день в новой болшой колокол...» ( Голубцов А. Чиновники московского Успенского собора и выходы Патриарха Никона. М., 1907. С. 173, 209). В 1843 г. для Оптиной пустыни было создано руководство, где описана вся система (годовой цикл) колокольных звонов (О должности звонаря. С. 129-162). В 2002 г. утвержден Устав церковного звона, обобщающий указания редакции Типикона, принятой ныне в РПЦ, о Б. и др. звонах и особенности его совершения, сложившиеся в практике. Хотя термин «Б.» в Типиконе не встречается, здесь содержатся указания на его исполнение и комбинации с др. видами звона. Напр., в чине великой вечерни: «...восходя ударяет [кандиловжигатель] в великий кампан нескоро... и вжигает лампады... и тако паки изшед клеплет во вся кампаны...» (Типикон. [Т. 1.] С. 11-12), т. о., вначале звучит Б. и за ним следует трезвон . В совр. афонских Типиконах особенности звона к различным службам (вседневная, воскресная, полиелейная, всенощное бдение, престольный праздник) описываются более подробно (Святогорский устав церковного последования/Пер. с греч. иером. Доримедонта (Сухинина) под ред. иером. Дионисия (Шленова). Серг. П., 2002).

http://pravenc.ru/text/149261.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Литургические груз. памятники Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение. Тифлис, 1908 Лопарёв. Каталог алекс. патриархов Лопарёв Хр. [Каталог патриархов Александрийской Церкви]//Порфирий (Успенский), еп. Александрийская Патриархия: Сб. мат-лов, исслед. и записок. СПб., 1898. Т. 1. С. I-CXXVII Лопухин. Толковая Библия Толковая Библия: В 11 т./Под ред. А. П. Лопухина, Н. Н. Глубоковского. СПб., 1904-1911. Стокгольм, 1987р. 11 т. в 3 пер. Лосский В. Лосский В. Н. МАК Материалы по археологии Кавказа. М., 1888-1914. 14 вып. Макарий. Макарий (Булгаков), митр. Малиновский. Догмат. богословие Малиновский Н. П., свящ. Православное догматическое богословие. Х.; Ставрополь; Серг. П., 1895-1909. Ч. 1-4 Мансветов. Устав Мансветов И. Д. Устав Иерусалимский и его судьба на Востоке и в землях славянских//ПрТСО. 1884. Ч. 34. С. 466-564 Мануил. Мануил (Лемешевский), митр. МАР Материалы по археологии России, изданные Императорской Археологической комиссией. СПб., 1866-1918. 1-37 Маркелов. Святые Др. Руси Маркелов Г. В. Святые Древней Руси. СПб., 1998. Т. 1: Святые Древней Руси в прорисях и переводах с икон XV-XIX вв.: Атлас; Т. 2: Свод описаний; [Т. 3]: Прориси и переводы с икон из собрания Пушкинского Дома Мартиролог «Бутово» Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД «Объект Бутово» 08.08.1937 - 19.10.1938. М., 1997 Мастера художники XVII в. Мастера художники золотого и серебряного дела, алмазники и сусальники, работавшие при Патриаршем дворе в XVII в. М., 1914 МДИР Материалы для истории раскола за первое время его существования/Изд.: Н. И. Субботин. М., 1875-1895. 9 т. Меликишвили. К истории Меликишвили Г. П. К истории Древней Грузии. Тбилиси, 1959 (на груз. яз.) Менабде. Очаги Менабде Л. В. Очаги древнегрузинской литературы. Тбилиси, 1962, 1980. 2 т. (на груз. яз.) Мерчуле. Житие Георгий Мерчуле. Житие св. Григория Хандзтийского//ТРАГФ.

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=12

Предисловие Глава I. Историческое обозрение монастырских событий Период I. От основания обители до погребения в оной ее основателя, Святейшего Патриарха Никона 1656–1682 Отдел I. Воскресенский монастырь в царствование Царя и Великого Князя Алексея Михайловича 1657–1676 Отдел II. Воскресенский монастырь при Царе Феодоре Алексеевиче, от 1676 до 1682 года Период II. От погребения в Воскресенской обители Патриарха Никона и от кончины Царя Феодора Алексеевича до кончины ее покровительницы Царевны и Великой Княжны Татьяны Михайловны Сказание об освящении Великой каменной церкви Воскресения Христова о описание ее размеров I. Описание Великие церкви Воскресенского монастыря, Нового Иерусалима, с подлинной переписной книги, по Указу Великих Государей: переписи Сыскных Дел Приказу Дьяка Бориса Остолопова, а та переписная книга в Воскресенском монастыре в казне, за его, Дьячьею, рукою, а тот Воскресенский монастырь и великая церковь строение Святейшего Никона Патриарха II. Роспись подписям по местам внутри великие церкви внизу противо росписи Иерусалимской слово в слово III. Продолжение надписей Приложения I. О построении каменной ограды вокруг монастыря в 1690–1694 годах II. О бывшем в селе Воскресенском во времена Святейшего Патриарха Никона Девичьем монастыре (1058–1666) Глава II. Степень монастыря, в каких приказах в управлении состоял монастырь в XVII столетии по своим вотчинным делам Глава III. Власти монастырские в XVII столетии Глава IV. Число братии, устав жития: зажилые, милостинные и другие поручные доходы, слуги и служебники, их оклад, отношение их к монастырю по монастырским актам Глава V. Царские посещения Воскресенской обители в XVII столетии Глава VI. Монастырское кладбище XVII столетия Глава VII. Монастырские здания XVII столетия Глава VIII. Описи церковного и монастырского имущества XVII столетия, описание того, что уцелело в ризнице и библиотеке от XVII столетия до настоящего времени Отдел I. Предметы священные и церковные Отдел II. Разные вещи, сохраняющиеся в память Святейшего Патриарха Никона Приложение Монастырское книгохранилище Рукописи и книги, печатные до XVIII столетия Книги печатные Церковно-Славянские Глава IX. Приходо-расходные книги Глава X. Церковный Устав Воскресенского монастыря Глава XI. О вотчинах монастырских XVII столетия Добавление I. Список с послания благочестивейшего Царя Феодора Алексеевича, всея России, еже писа своею рукою ко блаженному Никону Патриарху, еще сущу в заточении в Кириллове монастыре II. О мастерах Воскресенского монастыря при Патриархе Никоне III. Отписка о мастере каменного подвязочного и водовзводного дела Иване Белозере  

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

С этой иконой Патриарх Сергий обходил в 626 году стены Константинополя с молебнами при осаде столицы аварами 20 июля. ПРАВМИР. Влахернская икона Божией Матери обретена в Иерусалиме императрицей Евдокией, во времена святителя Ювеналия, Патриарха Иерусалимского, и преподобного Евфимия Великого. Святая икона была послана в Константинополь, где императрица Пульхерия поставила ее в церкви Влахернской, там же хранилась честная риза Богородицы. Эту святую икону называют еще Одигитрией, то есть Путеводительницей. Именно с этой иконой Патриарх Сергий обходил в 626 году стены Константинополя с молебнами при осаде столицы аварами. В память этой и других побед, одержанных благодаря заступничеству Пресвятой Девы, было установлено ежегодно в субботу пятой седмицы Великого поста совершать праздник Похвалы Пресвятой Богородице («Суббота Акафиста»). Первоначально празднование совершалось только во Влахернском храме в Константинополе. В IX веке праздник был внесен в устав монастыря преподобного Саввы Освященного и в Студийский устав, а затем включен в Постную Триодь и сделался общим для всей Православной Церкви. После падения Константинополя в 1453 году, Влахернская икона была перенесена на Афон, а в 1654 году прислана афонскими иноками в Москву, в дар царю Алексею Михайловичу. Празднование Влахернской иконе совершается еще 2 июля (в праздник Ризоположения) и в субботу Акафиста – на пятой седмице Великого поста. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 14 октября, 2021 21 сентября, 2021 19 августа, 2021 2 августа, 2021 19 июля, 2021 18 июля, 2021 12 июля, 2021 9 июня, 2021 26 апреля, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-v...

Скачать epub pdf 157. Павел I Петрович, император сын императора Петра III Федоровича, до принятия православия Карла-Петра-Ульриха, герцога шлезвиг-голштейн-готторпского (см. 160), от брака с великой княжной Екатериной Алексеевной, до принятия православия Софией-Августой-Фридерикой, княжной ангальт-цербской (потом Екатерина II, императрица и самодержица, см. 85). Родился в С.-Петербурге 20 сентября 1754 г.; поручен императрицей Елизаветой, двоюродной бабкой своей, попечению и надзору Н. И. Панина (еще не графа) в 1760 г.; с воцарением отца объявлен наследником престола 26 декабря 1761 г.; с воцарением матери подтвержден в том же звании 28 июня 1762 г.; «в возблагодарение Богу за благополучное избавление от болезни» собственным иждивением основал в Москве Павловскую больницу 11 июня 1769 г.; вступил в первый брак 29 сентября и договором, подписанным в Киле, отказался от наследственных прав на Шлезвиг и Голштинию, с удержанием за собой и его потомками своего герцогского титула, 3 ноября 1773 г.; овдовев, 16 апреля обручился с другой невестой в Берлине 12 июля и обвенчался вторично в Петербурге 26 сентября 1776 г.; сделался отцом сына-первенца (впоследствии император Александр I) 12 декабря 1777 г.; по смерти матери своей вступил на престол 7 ноября и, вынув из земли тело отца, за 34 года до того погребенное в Александро-Невской лавре, торжественно предал его земле вместе с телом матери в Петропавловском соборе, 5 декабря 1796 г.; издал «Устав военного флота» 25 февраля; короновался в Москве 4 апреля, переделил Россию вновь на губернии 1 мая 1797 г.; обнародовал «Устав вспомогательного банка для дворянства» 17 февраля; утвердил штат лесному управлению в империи, с инструкцией обер-форштмейстеру, 29 марта; предложил остзейскому дворянству учредить у себя, где пожелает, университет, 29 августа; принял звание гроссмейстера ордена св. Иоанна Иерусалимского и послал войско на остров Мальту 29 ноября; заключил трактат дружбы, торговли и мореплавания с Португалией 15-го и союзный договор с Великобританией 17 декабря 1798 г.; написав в рескрипте фельдмаршалу Суворову: «теперь нам не время рассчитываться», послал его предводить армиями, русской и австрийской, против французов в Италии 4 февраля; принял под свое покровительство новоучрежденную Российско-Американскую компанию 11 августа;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святитель Геннадий, архиепископ Новгородский (+ 1505) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 4 дек. в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Святитель Геннадий происходил из боярского рода Гонзовых. Начало иноческому житию он положил на Валааме (до 1430 г.) и был учеником прп. Савватия (память его 27 сент.), в этом же году удалившегося на Соловецкие острова. В 1447 г. он был назначен настоятелем Чудова монастыря в Москве и основал в нем церковь во имя святителя Алексия. В этой церкви и почивали до нашего времени мощи святителя. В 1484 г. он был возведен на Новгородскую архиепископскую кафедру. В то время — как последствие татарского ига и всех бедствий, постигших Русь, — просвещение в ней пало крайне низко: исчезли школы, погибло неисчислимое количество памятников письменности, само духовенство стало необразованно. На всей Руси нельзя было найти Библию в полном виде. Святитель Геннадий прежде всего озаботился созданием полного свода Библейских книг и в 1499 г. завершил свой труд, проложив путь первым печатным изданиям Библии — Острожской (1580) и Московской (1663). В Новгородской епархии он ввел сокращенный Иерусалимский богослужебный устав, который был введен и в других епархиях, и первый поднял вопрос о школах для духовенства. В своей епархии он сам учил и подготовлял священников и диаконов. Сам он был одним из ученейших людей своего времени. Он принимал участие в Соборах 1490, 1501 и 1503 гг. и добился осуждения ереси жидовствующих, с которой вел долгую борьбу (см. житие прп. Иосифа Волоколамского — 9 сент.). Благодаря своему твердому и непреклонному характеру святитель Геннадий имел многих врагов, и последние годы его жизни были омрачены гонениями и незаслуженной клеветой. Он отказался от управления епархией и поселился в Чудовом монастыре. Скончался святитель Геннадий 4 декабря 1505 г. и был погребен на том самом месте, где лежали мощи святителя Алексия до их обретения.

http://sedmitza.ru/lib/text/437942/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010